Что такое небылица и прибаутка
Потешки и прибаутки: в чем разница и как их придумывать
Потешка, пестушка, прибаутка, небылица — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого?
Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.
Отличие прибаутки от потешки и пестушки
Тексты всех этих трех жанров — короткие стишки. Пестушки (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) сопровождают действия младенца: физические упражнения, гигиенические процедуры, поглаживания. Например:
Потягунюшки, порастунюшки,
В ножки ходюнюшки,
В роток говорок,
А в головку разумок.
Потешки — это игровые песенки для детей постарше, от 6 месяцев до 3 лет. Их главная особенность в том, что они сопровождаются игровыми действиями, движениями пальчиков, рук и ног. Потешки могут учить ребенка счету, поведению, соотношению размеров. Самые известные образцы жанра: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам». Эти и другие потешки собраны у нас на сайте:
И это далеко не все!
Прибаутки (от слова «баять», т.е. говорить, приговаривать) — это более сложные юмористические стишки и приговорки для детей. Главное их отличие от потешек в том, что они не связаны с игрой и определенными движениями. Прибаутка обычно имеет увлекательный сказочный сюжет. Часто это небылица, перевертыш, иногда — смешной диалог.
Русские народные прибаутки
Как придумать потешку или прибаутку
Второклассникам часто задают сочинить собственную потешку или прибаутку по картинке. Предлагаем несколько советов.
Если вы с ребенком сочиняли свои потешки и прибаутки, делитесь ими в комментариях!
🎉 Потешка, пестушка, прибаутка — все это малые жанры народного фольклора. Как отличить одно от другого? Разбираемся сами и приводим тексты 40 народных прибауток. Школьникам — для уроков чтения, а малышам — просто так, для радости.
Возможно, вам будет интересная новая статья, размещенная на нашем сайте:
Нам такая тоже очень нравилась ,а еще любим эту:
(загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут наши пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)
Купим мы, бабушка, себе курочку. (2 раза) (1)
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах. (2)
Купим мы, бабушка, себе уточку. (2 раза)
Уточка: Та-та-та-та,
Курочка по зернышку: Кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе индюшонка, (2 раза)
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе собачонку, (2 раза)
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе поросенка, (2 раза)
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.,
Купим мы, бабушка, себе коровенку, (2 раза)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, себе лошаденку, (2 раза)
Лошаденка нуки-нуки,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Собачонка гав-гав,
А кисонька мяу-мяу,
Индюшонок фолды-болды,
Уточка та-та-та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Консультация для родителей «Заклички и небылицы»
Елена Давыдова
Консультация для родителей «Заклички и небылицы»
Давно ли вы держали на ладошке божью коровку,повторяя заученное: «Божия коровка, улети на небо…» и зачаровано ловя момент, когда он раскроет свои крошечные крылышки и взлетит?
Да, детство давно ушло, а вместе с ним ушло и ощущение, неразрывной связи с природой, доверие и доброта к окружающему миру, изначально присущая детям. Но у вас есть шанс пережить это ощущение, пусть не такое уж полное, со своим ребенком.
Заклички, как известно, это коротенькие народные песенки – призывы к матери – природе, сопровождающиеся часто игровыми действиями, нередко имитирующими сознательные действия наших предков, которые верили, что мать – природа их услышит и поможет им. Дети очень отзывчивы на такие игры.
С закличками ребенок впитывает красоту окружающего мира, знакомясь со словами,с которыми он не сталкивается в быту: шелкова травица, аленький цветочек, золотым венцом. Он учиться просить ласково, взывая к сочувствию «…твои детки плачут, по камушкам скачут.»
Но вот ребенок подрастает, уже перечитано много книг, он легко ориентируется в окружающем мире, нажит собственный житейский опыт. И вот тогда –то с особым удовольствием воспринимается другой народный фольклор: небылицы – короткие смешные стишки или рассказики, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Это ребенок до 3 лет весь мир воспринимает, как чудо, он еще не способен отделить реальность от чудесного. А теперь он большой и понимает, что правда, а что нет, он сам с усами. Он уже умеет фантазировать и может сам выдумать что – нибудь эдакое. Ребенку нелепицы просто необходимы. Благодаря им он утверждается в своих знаниях о мире, ведь он точно знает, что поросенок не может свить гнездо на дубе, а у козла в бороде не могут жить лягушки.Пользуйтесь моментом: проживайте с ребенком неповторимое время, когда вы еще способны ощущать и верить в чудеса. Это помогает в жизни и детям, и взрослым…
ЗАКЛИЧКИ
Загляни в оконышко!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!
Солнце, солнце, ты играй,
Своих деток согревай!
По камушкам скачут! Дождик, дождик, веселей!
Малые жанры фольклора детям
Русские песни пестушки, потешки, прибаутки, игровые
Дети, играющие в мастерской — Маковский Константин
Малые жанры фольклора. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Общая история
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешка
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу[1].
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?[1]
«Сорока» (вариант, фигурирующий в мультфильме «Песенка мышонка»):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели. [2]
Это вариант игр на коленках: качайте ребенка на коленях и напевайте одну из этих потешек.
Скок, да поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька —
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька –
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка-молода
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенек,
Простояла весь денек.
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!
Скок-поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел
Молодичку нашел,
Молодиченьку –
Круглоличеньку,
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Скок,скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро —
Всё вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек. 3.4.
ПРИБАУ́ТКА — шутливое народное выражение, полное безобидного юмора; иногда короткий рассказец в виде расширенной поговорки, часто с рифмами и аллитерациями. Например, известная П. — «Ах, как сладки гусиные лапки! — А ты их едал? — Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал».
Прибаутка Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.5.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история[3], которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Пословицы и поговорки
Основные статьи: пословица и поговорка
Поучают чему-то.
Дорога ложка к обеду.
Волка бояться — в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь — соломки бы подстелил.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Волка ноги кормят.
Дело мастера боится.
Игра́ — тип осмысленной [1] непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:
Сезонные игры. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Пример целовальной игры:
Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!
В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».
Заклички и приговорки
Подробнее по этой теме см. Заклички весенние.
Подробнее по этой теме см. Заклички про дождь.
Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Приговорки – обращения к насекомым, птицам,
животным. Это могут быть не только прямые обращения, но и
звукоподражания, например, птицам. К приговоркам относится и
всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько
мне жить?».
По своему происхождению заклички и приговорки восходят к
древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши
предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в
детский фольклор.
* * *
Пчелка, пчелка, дай нам меда,
Чтоб полна была колода!
Будем мы медок едать, приговаривать:
«Ах, какая наша пчелка работящая!»
* * *
Травушка-муравушка,
Зелена, пахуча — нет тебя лучше!
На полянке и в лесу
Не тупи мою косу,
Сена в зиму запасу
И коровке принесу!
* * *
Бабочка-красавица,
Что ж тебе не нравится?
Кружишься, не садишься,
Чего же ты боишься?
Вот тебе ладошка,
Отдохни немножко!
* * *
Птичка-птичка — соловей,
Прилетай к нам поскорей!
Тирли-тирли-тирли-лей,
Жить нам станет весел
Считалка
Подробнее по этой теме см. Считалка.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Скороговорка
Подробнее по этой теме см. Скороговорка.
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку —
Рак за руку греку — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
В печурке — три чурки, три гуся, три утки.
***
Бобр Добр для бобрят.
***
Бобры Добры идут в боры.
***
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
***
На иве галка,
На берегу галька.
Загадка
Подробнее по этой теме см. Загадка.
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Дразнилки – это прибаутки, песенки или стишки, в которых
предметом вышучивания и иногда издевки являются имена, физические
недостатки, внешность, черты характера. Дразнилка учит детей умению
подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в
жизни. Они высмеивают лень, жадность, трусость, хвастовство и другие
плохие привычки.
***
Любопытному на рынке
Прищемили нос в корзинке.
Любопытному на днях
Прищемили нос на днях.
Любопытной Варваре
Нос на рынке оторвали.
***
Дядя хрюша — повторюша,
А по имени Индюша.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!
***
Я скажу тебе на ушко
Про зеленую лягушку.
Никому не говори,
Потому что это ты.
***
Дядя Степа с длинным носом
Приходил ко мне с вопросом:
— Как убавить этот нос,
Чтобы больше он не рос? –
Вы купите купоросу
И приставьте его к носу,
Ковыряйте долотом –
Нос отвалится потом.
Примечания
1.Детские потешки и прибаутки. Ладушки. Пальчиковые игры. Детский фольклор — русские стихи потешки для детей. Пестушки, потешки (недоступная ссылка). Дата обращения 13 сентября 2012. Архивировано 4 декабря 2010 года.
Ладушки
3.Морохин В.Н. Введение // Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 5—27. — 352 с.
3. Потешки https://allforchildren.ru/kidfun/poteshki34.php
4. Шейн. Русские народные песни.pdf
h.tp://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/%D0%92ook%20collection%20writers%20PD/Ostrovsky_collection/%D0%A8%D0%B5%D0%B9%D0%BD.%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8.pd
5.Прибаутка // Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966. — 376 с.
Приложение.
Пословицы для второго класса школы
Век живи — век учись.
Где кто родился, там и пригодился.
В здоровом теле – здоровых дух.
Делу — время, потехе — час.
Глаза страшатся, а руки делают.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Язык болтает, а голова не знает.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Все за одного, а один за всех.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Без корня и трава не растёт.
Хороший друг — отрада для души.
В каждой шутке есть доля правды.
Видно птицу по полёту — человека по делам.
Нет друга — ищи, а найдёшь — береги.
Береги нос в большой мороз.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Повторенье — мать ученья.
Лучше поздно, чем никогда.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Дружбу помни, а зло забывай.
Хорошая книга — лучший друг.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Как оса, лезет в глаза.
Всякой матери своё дитя мило.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь есть калачи — не лежи на печи.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Вся семья вместе — и душа на месте.
Мудрым никто не родился, а научился.
На деньги ума не купишь.
Детство — время золотое.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрый человек добру и учит.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Малые жанры фольклора детям: 2 комментария
Нашла у Вас очень актуальное для сегодняшнего дня — » Родина — мать, умей за неё постоять».
Постоять за Родину-актуально как никогда.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Конспект урока по литературе на тему «Прибаутка и небылица»
Описание разработки
Цели и задачи урока
Познакомить детей с жанрами прибаутки и небылицы. Обратить внимание детей на такую общую закономерность фольклорных жанров, как наличие повторов. Начать работу по сопоставлению живописных и литературных образов, что позволяет лучше представить специфику фольклорных жанров. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Способствовать здоровьесберегающим технологиям. (ЗТ)
Страницы учебника 65 – 66; 73; страницы в Тетради для сам. работы 37 – 38.
Ход урока:
1. Учащиеся входят под музыку. Урок начинается с русской народной песни «А я по лугу…» (девочки 1 «В» и 2 «В» кл.)
— Ребята, а вы можете назвать автора этой песни? А когда мы не знаем, кто автор, то мы говорим, что это устное народное творчество. Кто вспомнил, что это означает? Что ещё мы можем отнести к унт.
2. Повторение малых жанров: закличка, считалка, загадка, скороговорка, чистоговорка, прибаутка, небылицы.
З. Т Эти слова расположены по периметру класса в разрезанном виде. Собрать правильно слово и объяснить его значение. Примечание: брать слова, которые сможете объяснить.
Считалка – нужны для счёта, кто должен выйти вон.
Скороговорка – текст, в котором есть трудности произнесения. (На горе Арарат растёт крупный виноград.)
Чистоговорка для чистоты речи.
– Какие жанры мы ещё не рассматривали? О чём предстоит нам сегодня разговор? (Дети должны ответить, что тема урока «Прибаутка и небылица»).
3. Мы с вами были в краеведческом музее. Вот и Маша с Мишей хотят сходить. В этом музее мы будем рассматривать иллюстрации Юрия Васнецова к стихотворениям в данном разделе. В учебнике читаем авторский текст на странице 65.
З. Т. (герои) – Но у Маши вопрос? Как вы ей объясните значение этого слова? Работа с самим словом а) анализ его происхождения; б) подбора как можно большего количества синонимов. Происхождение в учебнике. Итак, прибаутка – что-то находящееся при байке, рядом с байкой, но маленькое, менее значительное, менее серьёзное, а потому шуточное, т. е. маленькая история, шуточный рассказик, сказочка – шуточка.
– И у Миши возник вопрос. Ему начал объяснять кот:
– Ребята, а может вы сами скажите? Небылица – это то, чего не бывает на самом деле, фантастическое, выдумка, нелепица.
З. Т. (согласен – не согласен) (Проделав небольшую теоретическую работу сразу можно начинать пользоваться только что приобретёнными знаниями.)
4. Переходим к чтению небылицы «По поднебесью, братцы, медведь летит…» Кот сразу к вам с вопросом:
ДМ Потренироваться в мимике лица и жестах. Поворачиваться к соседу с вопросом: «Да ну?». Всё это делать стоя. З. Т.
5. После ДМ: чтение небылицы детьми в парах, поменяться соседями. Продолжение вопросов. З, Т. (дети меняются местами) Слово «братцы» указывает на то, что у этой истории есть слушатели. На цепочку похоже тем, что есть повторы, как в докучной, так и в кумулятивной.
7. Работа с Тетрадью для самостоятельной работы. Стихотворение « Что я видел». Читает учитель и дети по ролям. Обговорить детали прочтения. Вызывать по рядам и читать с выражением по отрывкам (1 – 3ряд, 2 – 2ряд, 3 – 1ряд, 4 – вместе, 5 – гости ). З, Т. ( встают со своих мест) – Сейчас я хочу предложить вам поработать самостоятельно. Проверка : каждый подходит к учителю. З, Т. (встают со своих мест)
8. Подведение итога.
9. Д. З. образовать группы и приготовить выразительное чтение (можно наизусть) З. Т. (по выбору)
Содержимое разработки
Литературное чтение в 1 классе
Тема урока: Прибаутка и небылица
(1 урок из главы № 7 «На выставке рисунков Юрия Васнецова)
Цели и задачи урока
Познакомить детей с жанрами прибаутки и небылицы. Обратить внимание детей на такую общую закономерность фольклорных жанров, как наличие повторов. Начать работу по сопоставлению живописных и литературных образов, что позволяет лучше представить специфику фольклорных жанров. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Способствовать здоровьесберегающим технологиям. (ЗТ)
Страницы учебника 65 – 66; 73; страницы в Тетради для сам. работы 37 – 38.
Учащиеся входят под музыку. Урок начинается с русской народной песни «А я по лугу…» ( девочки 1 «В» и 2 «В» кл.)
— Ребята, а вы можете назвать автора этой песни? А когда мы не знаем, кто автор, то мы говорим, что это устное народное творчество. Кто вспомнил, что это означает? Что ещё мы можем отнести к унт.
— К этому стихотворению Юрий Васнецов сделал иллюстрацию. Мы сейчас к ней и обратимся. Учебник на странице 73. Вопросы страница 67. Художник выбрал зимнее время ( хотя об этом не говорится). Создаёт эффект новогоднего рождественского чуда: ёлка, поросятами украшена, а чудеса возможны потому что это – Рождество.
Работа с Тетрадью для самостоятельной работы. Стихотворение « Что я видел». Читает учитель и дети по ролям. Обговорить детали прочтения. Вызывать по рядам и читать с выражением по отрывкам ( 1 – 3ряд, 2 – 2ряд, 3 –1ряд, 4 – вместе, 5 – гости ). З, Т. ( встают со своих мест) – Сейчас я хочу предложить вам поработать самостоятельно. Проверка : каждый подходит к учителю. З, Т. ( встают со своих мест)
Д.З. образовать группы и приготовить выразительное чтение ( можно наизусть) З. Т. (по выбору)