Что такое небытие в философии
Небытие
Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего. Ничто — способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его. [1]
Небытие — онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие». Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия отсутствия. В русский философский лексикон введено Григорием Тепловым в 1751 году.
Содержание
Античная философия
Элеаты
Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь Есть, а ничто не есть. |
Атомисты
Развитие философии атомистов, главным образом благодаря Демокриту и Левкиппу, принесло новое восприятие понятия «небытие». Здесь небытие рассматривалось как «пустота» (ничто), и за ним признавалось право на существование в реальности. Знаменитый постулат Демокрита гласил, что бытие не более реально, чем небытие. Атомисты воспринимали небытие как некое пространство, протяжённость.
Платон
Христианство
Христианство проповедует бытие, (вечную жизнь), возможное только в изначально и всегда существовавшем Боге, который всегда имел замысел о мире и в какой-то момент вечности сотворил небытие (ничто). Из этого небытия Бог затем и создал всех ангелов и материальную Вселенную (2Мак.7:28).
Согласно Григорию Паламе, к сфере небытия относится сущность Бога.
Современная наука
Согласно данным современной физики, античное материалистико-атомистическое понимание небытия как пустого пространства лишено смысла, поскольку:
Таким образом, взгляды современной физики на небытие в материальном мире Вселенной близки точке зрения Парменида: «небытия нет», хотя философский взгляд является более широким, рассматривая существование небытия и за пределами наблюдаемой Вселенной.
Примечания
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Небытие» в других словарях:
небытие — небытие … Орфографический словарь-справочник
небытие́ — небытие, небытия, небытием[не небытиё, небытиём] … Русское словесное ударение
НЕБЫТИЕ — НЕБЫТИЕ, небытия, мн. нет, ср. (книжн.). Несуществование, отсутствие бытия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
НЕБЫТИЕ — НЕБЫТИЕ, я, ср. (книжн.). Отсутствие жизни [первонач. о смерти как отсутствии бытия]. Перейти в н. (умереть; устар.). Из небытия возникнуть (возродиться). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
небытие — небытие, небытия, небытия, небытий, небытию, небытиям, небытие, небытия, небытиём, небытиями, небытии, небытиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
НЕБЫТИЕ — понятие идеалистич. онтологии, означающее отсутствие, отрицание бытия. Категория Н. (как недопустимая для мысли идея) появилась вместе с противоположной ей категорией бытия в учении Пармени да об истинном пути мышления.Демокрит и Платон… … Философская энциклопедия
небытие — нирвана, несуществование Словарь русских синонимов. небытиё нирвана (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Небытие — ср. Отсутствие существования, жизни, бытия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
небытие — небытие/, я/ (несуществование) … Слитно. Раздельно. Через дефис.
НЕБЫТИЕ
Рассмотрим и вопрос небытия.
Небытие — есть противоположность бытию. Небытие — это несуществование, т. е. отсутствие объектов.
Так, некоторые мыслители полагали, что когда-то, в «бесконечно далёком» прошлом Вселенной — существовало лишь небытие, и что бытия (т. е. объектов) — когда-то не было вовсе. Но потом, однажды, под действием каких-то нематериальных (божественных) сил, из небытия начало рождаться бытие — и Вселенная начала заполняться объектами…
Всё сущее во Вселенной т. о., согласно этому взгляду — не существовало в прошлом вечно, а имело начало: т. е. всё бытие — возникло каким-то образом из небытия. (=Из ничего — возникло всё). Наглядно и логически представить себе процесс рождения бытия из небытия, конечно же, невозможно.
Поэтому гораздо легче принимается другой взгляд, согласно которому бытие — существовало в прошлом вечно, и ни из какого небытия — не возникало.
А может ли небытие, будучи, согласно определению, несуществованием, вообще существовать? Дело в том, что небытие может полагаться ещё и как пустота, заполняющая промежутки между объектами. Небытие (=пустота), в таком случае — выглядит существующим, и хочет оказаться неотъемлемой частью Вселенной, наравне с бытием. Но существует ли пустота на самом деле, или же пустота — «вещь» лишь кажущаяся? Например, воздух — кажется пустым, но на деле — состоит из молекул, промежутки между которыми — заполнены тоже не пустотой, а вакуумом, который должен состоять из неких «вакуумных частиц», промежутки между которыми должны заполняться «субвакуумными частицами», и т. д. Пустоты т. о. — не может существовать, если материя бесконечно делима. Как говорил ещё Аристотель: «Природа не терпит пустоты». Если материя бесконечно делима, то всё пространство должно оказаться заполненным материей до отказа. Для пустоты т. о. — не остаётся места.
Получается, что бытие — есть, а пустоты (=небытия) — нет. Т. е. вопрос о небытии, в данном случае — решается очень просто: небытия — не существует. Вселенная т. о. — лишь бесконечное и вечное бытие. А бытие — это все объекты во Вселенной, т. е. всё сущее, в т. ч. все частицы, видимые и невидимые, до отказа заполняющие всё пространство, и не оставляющие места для пустоты.
Мысль о несуществовании пустоты (=несуществовании небытия), помимо многих преимуществ, имеет и один серьёзный недостаток: отсутствие пустоты — должно, на первый взгляд — препятствовать всем движениям. Ибо как вообразить возможность движения, когда нет пустоты? (В этом вопросе — мы разберёмся позже…).
Ну а если же, наоборот, допустить существование пустоты, то пришлось бы говорить, что Земля — воздействует на Луну через посредство пустоты, а значит, притягивает Луну с помощью таинственных нематериальных сил. Тоже получается весьма странно ведь!
В общем, у каждого из взглядов на небытие — есть и свои слабые, и сильные стороны. Это — повод для различия мнений, и повод для философских дискуссий. Сложно и неинтересно быть на нейтральных позициях! Поэтому, для удобства, в данной книге — мы займём определённую позицию, а именно: материалистическую, — как в вопросе о небытии, так и в вопросе о бытии. Для этого — примем, что небытия (т. е. пустоты) — нет, а также отбросим всё сверхъестественное (=нематериальное), и получим т. о. — простую материальную Вселенную, изучать и рассматривать которую — гораздо проще и удобнее…
Читайте также
7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла
7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет»
III. Мир как относительное небытие: его положительные и отрицательные потенции[35]
III. Мир как относительное небытие: его положительные и отрицательные потенции[35] Мы уже говорили, что мир во времени есть другое по отношению к Софии. – На основании всего сказанного выясняется и природа этого другого. Не будучи тождественно с Софией, «другое» имеет в ней
1. Бытие, небытие, становление
1. Бытие, небытие, становление Итак, мы зафиксировали первое наше утверждение вообще. Это есть само утверждение, или бытие. Еще мы не знаем, какое будет это бытие и чем оно будет заполнено, но уже нам ясно, что без бытия нигде не обойтись. Теперь спрашивается: что же имеем мы
3. Бесконечность — небытие
3. Бесконечность — небытие 451. Бесконечность — небытие. — Наша душа брошенная в оболочку тела, находит там число, пространство, три измерения. Она рассуждает о них, объединив общим названием “природа”, “необходимость”, и ни во что другое поверить не
Образное сознание полагает свой объект как некое небытие
Образное сознание полагает свой объект как некое небытие 1В самом начале своей книги Сартр выделяет четыре характеристики воображения: 1) образ есть некое сознание, 2) феномен квазинаблюдения, 3) образо-сознание полагает свой объект как некое небытие, 4) спонтанность. До сих
Глава 4. Третья характеристика: образное сознание полагает свой объект как некое небытие
Глава 4. Третья характеристика: образное сознание полагает свой объект как некое небытие Всякое сознание есть сознание чего-либо (de quelque chose). Неотрефлексированное сознание нацеливается на объекты, инородные сознанию; к примеру, образное сознание дерева нацелено на
Бытие и небытие, их взаимосвязь
Философская категория бытия в самом общем смысле означает все то, что существует. Бытие– это совокупность всего существующего здесь и теперь, т.е. материальных и духовных образований. Бытие – это способ существования материальных и духовных образований, составляющих все богатство вещей, явлений и процессов реального мира.
В философии выделяются следующие концепции бытия:
1) космическая концепция,представляющая бытие как все существующее (весь бесконечный мир, космос, метагалактики, галактики, звездные системы, звезды и планеты и т.д.), а человека (и человечество) с их культурой и земной природой считающая частью бесконечных проявлений бытия; рассматривает бытие как всё время изменяющееся, развивающееся, совершенствующееся или деградирующее;
2) социологическая концепция, утверждающая:
· бытие – это, прежде всего, общественное бытие, реальный процесс жизни людей в обществе, в условиях политической организации;
· сущность жизни отдельного человека определяется совокупностью экономических, политических, социально-классовых и др. общественных отношений;
3) экзистенциальная концепция: бытие – это внутренний духовный, эмоциональный мир отдельного человека.
Философская категориянебытия
Вместе с тем в окружающем мире есть не только «эффект присутствия» – бытия, но и «эффект отсутствия» вещей и явлений. В реальной действительности нет многих предметов, которые человеку хотелось бы иметь, а уже существующие вещи (да и сами люди) рано или поздно погибают, уходят «в никуда». Так в философии возникает категория небытия, которая обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, в виде возможности присуще любому конкретному сущему, поскольку оно не вечно (за всяким присутствием всегда стоит тень отсутствия). Во-вторых, оно характерно для таких явлений, которые не существуют (и вряд ли будут существовать) в действительности (например, вечный двигатель). Небытие – это то, чего нет, это «отсутствие чего-то в другом, т.е., если я здесь, то дома меня нет. Иными словами, небытие проявляется как:
– несуществование до возникновения (когда-то меня не было);
– несуществование после уничтожения (когда-то меня не будет);
– отсутствие связей между вещами.
Таким образом, категориейнебытия обычно обозначают:
· полное отсутствие чего бы то ни было – абсолютное Ничто:«Ничто есть отрицание всей совокупности сущего, оно – абсолютно не-сущее» (М. Хайдеггер Что такое метафизика?)
· первичный источник всякого бытия.
Небытие противоречит бытию. Снимают это противоречие такие категории, как сверхбытие, инобытие, странность (аномалия).
Бытие и небытие в истории философии
Западная философия традиционно уделяла основное внимание, прежде всего, проблеме бытия. Философская мысль была склонна к абсолютизации категории бытия и, соответственно, недооценке категории небытия: «Бытие есть, небытия же нет» (Парменид).
• В философии Древнего Востока небытию, напротив, придавалось значение источника всякого бытия. Именно небытие считалось началом небес и земли, а бытие — матерью всех конкретных вещей (дао в философии Лао Цзы).
• В философии экзистенциализма, которая анализирует специфику человеческого существования, серьезное внимание уделяется категориям и бытия, и небытия.
• В художественной культуре, особенно литературе, трагическая тема небытия личности вызывает зачастую глубокую философскую рефлексию: например, гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» или строки И. Бродского:
«Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
Это, боюсь, не вопрос чутья.
Скорей влияние на бытие небытия …»
Единство бытия и небытия
В совокупности эти две категории отражают «онтологическую судьбу» всех индивидуальных вещей и явлений. Любое из них сначала как бы таится в небытии, его нет в реальности (как до нашего рождения в мире нет каждого из нас); затем оно «приходит» в реальность (в результате действия природных или человеческих сил), существует в ней в течение определенного времени и рано или поздно исчезает, уходя в небытие. А. Н. Чанышев, автор «Трактата о небытии» комментировал это так: «Человек приходит из небытия и уходит в небытие». «Все возникает на время, а погибает навечно». Поэтому всякое явление в мире выступает как неразрывное единство бытия и небытия, оно относительно и в своем бытии, в своем небытии.
Неопределенность реального и кажущегося бытия
Одна из главных проблем онтологии – определение, что существует подлинно, а что оказывается иллюзией (кажимостью). В своей жизни и практической деятельности человек критически оценивает бытие окружающих его явлений и собственное бытие: «Есть ли то, что есть?», «Таковы ли вещи в действительности?». Однако проблема реального и кажущегося бытия – трудно разрешимая проблема, так как вещи отличаются от того, как мы их воспринимаем. Поэтому необходим критерий проверки реальности. Правда, акцентируя внимание на различии «вещей в себе» и их феноменов, И.Кант утверждал: «Мы не можем доказать, что этот мир реально существует», поэтому критерий истинности не может быть найден. Однако попытки его найти присутствуют в разных философских системах. Логические позитивисты видели критерий истинности существования в возможности квантификации (деления) или счета: «Если можно вещь сосчитать, значит, она существует». Современные естествоиспытатели считают, что «быть – следовательно, занимать определенное место в пространстве». Вместе с тем, в квантовой физике, например, местонахождение электрона в данной точке можно определить только с какой-то долей вероятности.
Мировоззренческая роль бытия и небытия
В человеческой деятельности категории бытия и небытия выступают как культурные ценности: они ориентируют каждого человека на осознание уникальности, неповторимости и бренности бытия любого явления в мире и, в первую очередь — своего существования на Земле. Небытие подчеркивает ценность человеческой жизни, ее хрупкость и быстротечность. Смысл и бессмысленность жизни – отражение противопоставления бытия и небытия. С этической точки зрения проблема небытия рассматривается недостаточно. Мы должны помнить о небытии, чтобы еще раз отдать должное ценности бытия. Отсюда вытекает необходимость наполнения повседневного бытия подлинно человеческим содержанием, ориентации не только на сиюминутные практические цели и интересы, но и на высокие ценности.
Быть Человеком — непросто, но им надо Быть.
Основные виды и формы бытия
Реальное многообразие бытия (вещей, явлений, процессов как целостного бытия) может быть классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, т.е. необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений. Выделяют два основных вида бытия: материальное и духовное бытие. В своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира.
1.Материальное бытие
К нему относятся те явления, которые существуют вне и независимо от человеческого сознания и представляют собой объективную реальность, включающую в себя все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества, отвечающих данному критерию. Для обозначения объективной реальности вводится понятие материи.Итак,материальное бытие– это теприродные объекты, явления, феномены жизни общества, которые:
а)составляютобъективную реальность;
б)существуютнезависимоот человека;
в)могут оказывать на его органы чувстввоздействие.
2. Идеальное (духовное) бытие
К нему относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания (чувства, настроения, мысли, идеи, теории) и составляющие содержание субъективной реальности. Эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, многие из них так и остаются достоянием лишь одной личности. Но чаще духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т.д.), и тогда они входят в систему материального бытия.
3. В реальной жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны и представляют собой неразрывное целое – субъект-объектную реальность. Действительно, существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества.
В структуре бытия выделяют также основные формы бытия:
• бытие вещей и процессов природы;
Все формы бытия взаимосвязаны друг с другом и, вместе с тем, имеют свою специфику
1.Бытие вещей (явлений, процессов), которое определяется законами природы, имеет пространственные и временныепараметры, скорость и ритм процессов, целостность структур, включенность в общий процесс космической эволюции, и включает в себя:
а) бытие «первой природы», т.е. объективной первичной реальности, существующей миллиарды лет;
б) бытие «второй природы», т.е. бытие вещей, произведенных человеком. «Вторая природа» – это комплекс природной, духовной и социальной реальности, который включает в себя:
· созданные человеком предметы повседневного обихода;
· орудия и средства производства;
· производственную и социальную инфраструктуру;
· выведенные живые организмы (путем естественного отбора или средствами генной инженерии).
2. Бытие человека– это жизнедеятельность человека в единстве его телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая природа выступает условием возникновения и существования человека, а вторая – продуктом его жизнедеятельности.
3. Бытие духовного (идеального)– это:
а) бытие индивидуального духовного, включающего различные проявлениясознанияотдельного человека(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различныеформыбессознательного(неосознанные влечения, творческие ресурсы, механизмы неосознаннного психического контроля за состоянием тела и др.);
б) бытие объективированного духовного, существующего в различных формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и разнообразных носителях информации; в произведениях искусства, архитектуры; в языке и литературе.
4. Социальное бытие, включающее в себя:
а) бытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.:
– процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху;
– механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий.
б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально-производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-цивилизационных явлений и процессов.
Что же объединяет все формы бытия и обеспечивает внутреннее единство многообразных вещей, явлений, процессов? Из какой основы и первоначала произошло всё сущее? Поиски ответов на эти вопросы привели к выработке понятия«субстанция».
Субстанция(от лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) –философская категория, обозначающая основу и сущность всего существующего – то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Именно она обеспечивает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов.
Вопросы и упражнения
1. Сравните и дайте разъяснения следующим высказываниям древнегреческих философов – основоположников онтологии: «Бытие есть, небытия же нет» (Парменид); «Бытие» и «есть» означает, что нечто истинно, а «небытие» – что оно не истинно, а ложно» (Аристотель). Согласны ли Вы с ними?
2. «Скука – это зевок небытия». Что имел в виду поэт С. Маршак?
3. Философ А.Н. Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно. Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию. Бытие есть только тень небытия, его изнанка. Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Сформулируйте Ваше отношение к позиции А.Н. Чанышева.
4. Каков основной критерий разграничения объективной и субъективной реальности? Существует ли непроходимая грань между ними? Охарактеризуйте основные формы бытия с точки зрения субъект-объектных отношений.
5. Какое содержание вкладывает современная материалистическая философия в понятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение этого понятия:
а) Бытие – это Вселенная.
б) В содержание понятия «бытие» входят природа и общество.
в) Бытие – это материя. Эти понятия тождественны.
г) Бытие – это природа.
д) Бытие – это все, что существует объективно.
е) Бытие – все существующее, т.е. и материя, и сознание.
ж) Бытие – это то, что существовало в прошлом и существует сейчас.
6. «Бытие есть все то, что существует. » (Спиркин А.Г. Основы философии). Если принять такое определение бытия, то какое понятие будет его противоположностью?
7. Один из докладов ЮНЕСКО был посвящен проблеме непрерывного образования и назывался «Учиться, чтобы быть». Как Вы это понимаете?