Что такое недалече 4 класс литературное чтение
Словарик
Аяк-Ага — знатный господин.
Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.
Бизо́н — дикий североамериканский бык.
Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.
Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.
Воро́ты — ворота.
Всеча́сно — каждый час, постоянно.
Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.
Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.
Го́рница — парадная половина крестьянской избы.
Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Дать в прика́з — отдать под надзор.
Два-пять — старинная форма числа десять.
Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.
Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.
Жо́мы — тиски.
Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Зы́чный — громкий, звонкий.
Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.
И́нда — так что даже.
Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.
Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.
Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.
Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.
Молоди́ца — молодая замужняя женщина.
Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.
Мы́кать век — доживать как-нибудь.
Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.
Огла́н — мальчик, парень.
Па́волока — дорогая шёлковая ткань.
Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.
Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.
Пеня́ть — упрекать, укорять.
Перст — палец.
Пла́стью — пластом.
Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.
Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.
Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.
Поме́рить — здесь: вдумываться.
Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.
По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).
Псало́м — религиозное песнопение.
Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.
Ра́ди — рады.
Ро́звальни — низкие широкие сани.
Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.
Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.
Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)
Седми́ца — неделя.
Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.
Середо́вич — мужчина средних лет.
Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.
Спе́шить — здесь: сбить с коня.
Соче́льник — день перед Рождеством.
Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.
Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.
Чернори́зец — устаревшее: монах.
Ча́уш — здесь: рассыльный.
Че́лядь — устаревшее: слуга.
Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.
Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.
Конспект урока Литературное чтение, 4 класс Урок 32. Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки». Рубрика «Проверь себя!»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Литературное чтение, 4 класс
Урок 32. Обобщение изученного по разделу «Литературные сказки». Рубрика «Проверь себя!»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения?
Как Вы думаете, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?
Сказка; тема произведения; идея; герои произведения.
Основная и дополнительная литература по теме урока :
2.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016
Основное содержание урока
Мы с вами изучили раздел, который называется «Литературные сказки». В этом разделе вы познакомились со сказками, сочинёнными русскими писателями В. Одоевским, В. Гаршиным, С. Аксаковым, П. Бажовым. Научимся сравнивать народные и литературные сказки по теме, событиям и по главной мысли; определять тексты повествовательные, описательные и тексты-рассуждения. Сможем рассказывать о героях произведений, сравнивать героев.
Ребята, а что вы знаете о жанре «сказка»?
Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.
Сказки бывают народные и авторские. Народные сказки, это сказки, которые создал народ, они возникли в глубокой древности, когда ещё у людей не было письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение.
Авторские сказки, их ещё называют литературными, это сказки, написанные одним автором, известно время создания сказок, и не допускается внесение изменений в содержание.
По содержанию сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных.
Бывают разные типы речи.
Рассуждение объясняет причины явлений, событий, поступков. Такой текст отвечает на вопросы: почему так произошло? почему так поступили?
Начинается наш раздел со сказки В. Ф. Одоевского «Город в табакерке»
В- Как вы думаете, можно ли произведение Одоевского назвать сказкой. Какие особенности сказки вы выделите?
О – Произведение «Город в табакерке» можно назвать сказкой. Такой большой Миша попал в такую маленькую табакерку сделанную из черепахи. Нашёл себе друзей, был удивлён тем, как там живут люди. В этой сказке оживают предметы – сказочные персонажи: царевна Пружинка, господин Валик, дядьки-молоточки, мальчики-колокольчики. Только в сказках может быть такое название города «Динь-Динь».
В-Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?
О- А что на крышке-то!
Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу. Всем этим он был очень удивлён и поэтому ему захотелось туда попасть.
В- Зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?
О- Одоевский создал своё произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша.
Папа приказал Мише не трогать одну деталь- пружинку, а иначе всё изломается. Мальчики-колокольчики похожи на обычных мальчиков, а царевна Пружинка на обычную девочку, а ведь это детали механизма музыкальной табакерки.
Пословицы к произведению.
Сон правду скажет, да не всякому.
Делу время – потехе час.
Автор сказки о жабе и розе В. М. Гаршин, пятилетним ребёнком пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями.
Пословицы к произведению.
Добру расти, худу по норам ползти.
С лица воды не пить.
Сказка «Серебряное копытце» учит милосердию и добру. Добрые дела всегда будут вознаграждены.
Герои в сказке добрые: дедушка Кокованя, который приютил девочку, сама девочка Дарёнка, кошка Мурёнка и козлик Серебряное Копытце. Жили – поживали, добра много не наживали, и у всякого дело было. Старик Кокованя взяв к себе сиротку Дарёнку и её кошку Мурёнку, приобрёл не только семью, но большое богатство. Если ты творишь добро и веришь в чудеса, то все загаданные желания обязательно сбудутся.
Именно любовь и забота привела к тому, что у Коковани появилась семья, а вознаграждением за его доброе сердце стало чудесное появление волшебного козла.
Серебряное копытце помог этой крепкой семье своими драгоценными камнями, чтобы они жили в достатке.
Пословицы к произведению.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Даст Бог роток, даст и кусок.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в городе Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными.
Верность и доброта являются самыми дорогими вещами в мире.
Младшая дочь купца, самая добрая и красивая. Обладала добрым и отзывчивым сердцем, очень любила отца и полюбила чудище
Чудище, а на самом деле заколдованный королевич, на лицо ужасное, но доброе и благородное.
Купец, вдовец, который готов был на все ради любимых дочерей.
Старшие сёстры, жадные и завистливые, но по-своему любили своего отца и сестру. Перстень – волшебный помощник для перемещений.
Главная мысль сказки в том, что надо быть добрыми, честными, открытыми. Отец не жалеет ни сил, чтобы угодить младшей дочке, идёт на риск. Настенька считает себя виноватой, что заставила дорогого человека искать ценный подарок, а тот попал из-за неё в сложную ситуацию. Девушка сама отправляется туда, где ждут её отца, вместо него. Чудище хорошо относится к Настеньке и тепло обращается с нею, поэтому, несмотря на непривлекательную и отвратительную внешность, представляется благородным и чутким. Настя не любит своего хозяина, но привязывается к нему, в результате всеми силами спешит успеть вернуться, как обещала, когда уехала погостить домой. Её хозяин не хотел отпускать, но не мог не выполнить просьбу, несмотря, что может без Настеньки погибнуть. А старшие девушки, которые позавидовали младшей сестре, предстают в худшем свете, своими нечестными поступками показывая, как не следует поступать. Так что, произведение учит быть добрыми, любящими, преданными, беречь тех, кто рядом, не оказаться завистливыми и черствыми.
Сказки писателей из раздела «Литературные сказки» очень близки к народным сказкам, но всё же отличаются от них своим высокохудожественным стилем, стилизацией под говор определённой местности, хорошо выписанными героями, более сложным и запутанным сюжетом, большей назидательностью и поучительностью.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Проверка читательских умений (работа с текстом) в 4 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Фамилия, имя________________________ _____________, 4 «___» класс 1 вариант
Прочитай внимательно текст
Да, жук был великолепен. И главное, это был наш первый большой усач, первый настоящий дровосек, которого мы встретили, хотя знали о таких жуках давно и давно о них мечтали.
Наконец, решившись, Саша взял жука двумя пальцами, приподнял, оторвав от коры цепляющиеся лапки. Другой рукой стал медленно доставать из сумки морилку. И вдруг.
— Подожди,- Саша удивленно замер,- подожди, он что-то говорит.
Явственно раздался тоненький, скрипучий голосок. Никаких слов, конечно, в «речи» жука не было, но интонации. Он то жаловался на свою горькую судьбу и тоскливо причитал, то обиженно отчитывал нас за недостойное поведение, то возмущенно чего-то требовал. Это был говорящий жук! И понятно, чего он требовал.
Саша осторожно посадил его на ветку, на то самое место, откуда взял.
Потом мы узнали, что наш жук назывался мускусным усачом и что говорить умеет не только он, но и многие другие усачи. Они скрипят благодаря трению одна о другую частей их хитинового панциря.
Именно к семейству усачей относится самый большой на свете жук-южноамериканский дровосек-титан. Он имеет длину 18 сантиметров! Самый большой жук тоже дровосек, уссурийский реликтовый, достигающий в длину 10 сантиметров. Правда, эти гиганты имеют не особенно длинные усы, по сравнению с размерами их тела, конечно.
1. Как еще называют жуков-усачей?
а) жук –лесоруб в)жук – дровосек
б)жук-бородач г)жук- олень
2. Каким было тело мускусного усача, которого встретили мальчики?
а) длинное, толстое в)тонкое, короткое
б) короткое, худое г)тонкое, стройное
3. Заполни пропуски словами из текста
Весь он был изысканно ________________________ и каким-то роскошно _________________, цвета ___________________________ и ________________________, то почти ________________________, то ________________________________________, в зависимости от того, с какой стороны я на него смотрел.
4. С каким редким жуком люди раньше боролись, как с «вредителем»?
а) с уссурийским реликтовым усачом в) с мускусным усачом
б)с дубовым усачом г)с длинноусым усачом
5. За что жуки-усачи получили своё второе название жуки-дровосеки ? Найди и выпиши предложение из текста.
6. Благодаря чему умеют «говорить» многие жуки –усачи?
а) благодаря трению надкрыльев друг об друга.
б) благодаря трению одна о другую частей хитинового панциря.
в)благодаря трению лапок друг об дуга
г)благодаря колебаниям воздуха при взмахе крыльев
7. За что мускусный усач отчитывал(ругал) ребят?
а) за недостойное поведение в) за плохое настроение
б)за плохую учёбу г)за крики в лесу
9. Сколько видов жуков-усачей насчитывается в нашей стране?
а) примерно девяносто видов в) примерно девятьсот видов
б) примерно девять видов г) примерно девять тысяч видов
10. Восстановите последовательность пунктов плана прочитанного текста.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 1. Что такое летопись
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Былины. Летописи. Жития.
Летопись— запись событий по годам.
Келья – отдельная комната монаха в монастыре.
Перо – роговое образование на коже птиц.
(В старину отточенное гусиное перо использовалось для письма).
Светец (устар.) – подставка для лучины, освещающей жильё.
Чернило (устар.) – красящая жидкость для письма.
Чернильница – небольшой сосуд для чернил.
Хартия – старинная рукопись.
Былина – русская народная эпическая песня сказание о богатырях.
Житие – повествовательный жанр описание жизни.
Ключевые слова: Былины. Летописи. Жития.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 138 с.: ил. С. 138-142
Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Основное содержание урока.
В- Какие новые понятия встретились вам в заголовке темы?
О-(Летописи, былины, жития.)
— Мы с вами узнаем, что такое летописи, откуда появилось это название, в чём их особенности.
В-Ребята, рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
-Как вы думаете, почему он изображен именно в этом разделе?
-А почему летопись и Илья Муромец связаны между собой?
В- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
В-Какую цель поставим на урок?
О- Сегодня на уроке мы узнаем, как появились летописи, былины, почему летописи стали называться летописями,кто записывал летописи.
В-Ребята, как вы думаете, почему книги, различные документы в древности называли рукописями?
О- Их называли рукописями потому что они были написаны вручную.
Как было уже упомянуто раньше, рукописные книги были очень дорогими и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведенные места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях.
В-А зачем нужны летописи?
О-Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснять многое происходящего в нём помогает народу его историческая память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания песни, былины, сказки-всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей-летописи.
Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи.
-Как вы думаете, является ли летопись художественным произведением? Чтобы узнать об этом подробно, мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое и узнаем как создавались летописи.
-Готовы ли вы сделать это вместе с героями литературных путешествий? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.
— Представьте себе, что мы перенеслись в прошлое, в 12 век, в Киево-Печёрский монастырь, где в келье при свете лампады неустанно пишет свой труд монах Нестор образованнейший человек своего времени. Скрипит перо в руке старца, выводя заглавие книги: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала, есть».
— Нестор описывал события по годам, в хронологическом порядке. Труд его называется ЛЕТОПИСЬ.
В- Откуда же он брал сведения о событиях прошлых лет?
О- (Из произведений устного народного творчества – песен, былин, преданий).
В- Как понимаете слово летопись?
О- (Запись событий по годам).
В- Как называлась начальная русская летопись?
О- (Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.
Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XII столетий).
Храм Покрова Богородицы, стоящий среди заливных лугов при впадении речки Нерль в Клязьму, часто называют душой России. В XII веке в России центр княжеской власти перешёл из Киева во Владимир. Небесной заступницей стала Богородица, и в ее честь был учрежден новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы.
Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печёрский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей.
Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».
«Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.
— А знаете ли вы, что древнейшая из дошедших до нас летописей была написана в 1377 году на пергаменте, называется она Лаврентьевской, по имени монаха-переписчика Лаврентия.
В эту летопись входит крупнейший памятник летописания «Повесть временных лет», то есть «Повесть о былых годах», которая была составлена в начале XII века монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. «Повесть временных лет» – это целое литературное произведение об истории Древней Руси.
— Что интересного вы заметили при перечитывании фрагмента о летописи?
— Вспомните характерные черты научно-познавательного текста. Найдите их в летописи. Обратите внимание на простое перечисление исторических фактов, на короткие, как бы рубленые фразы, которые лаконично сообщают о свершившихся исторических фактах.)
Вспомните вопрос на который вы не смогли ответить в начале урока. Можно ли назвать летопись художественным произведением?В исторические тексты вносились элементы художественности.
В- Но достаточно ли этих фактов, чтобы отнести летопись к художественным произведениям?
О- (Конечно нет, это только элементы художественности, а летопись не художественное произведение.)
Летопись — это историческое произведение, в нём только появляются элементы художественного произведения.
Подведём итоги: составьте рассказ о том, что такое летопись, кто записывал летописи, как это происходило, какие особенности летописи вы знаете.
— Закончить урок мне бы хотелось словами одного из лучших знатоков древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачёв
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
а) с появлением письменности
б) многие тысячи лет назад
в) когда появилось устное народное творчество
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
а) с появлением письменности.
Разбор типового контрольного задания:
Текст вопроса: Распределите в столбцы таблицы толкование слов.
2. Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Исторический жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Это жанр устного народного творчества, древнерусская, позже русская народная эпическая песня
Диагностическая работа по литературному чтению (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Итоговая проверочная работа по литературному чтению 4 класс
ФИ обучающегося ____________________________________________________
Выбери правильный ответ и обведи его в кружок.
1. Небольшой объём; герои – животные или растения; о животных говориться, как о людях; часто – стихотворная форма; поучительность (обычно выделяется мораль):
2. Повествовательность; небольшой объём; небольшое количество героев; описание одного эпизода:
3. Наличие вымысла; постоянные герои; необычность; волшебные помощники; добро побеждает зло:
4. Сказание о богатырях, исторических событиях; сочетание реальных картин с вымышленными; неторопливое повествование:
5. Небольшой объём; стихотворная форма; изображение переживаний и чувств это:
6. Определи, в каком жанре встречается персонаж Соловей разбойник:
7. Определи жанр текста
8. Определи жанр текста
Я сверну с дорожки –
10. Напиши художественные особенности сказки.
1. Титульный лист – это:
а) статья, расположенная до основного текста;
б) небольшая статья расположенная после основного текста;
в) первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.
2. Минимальная смысловая часть текста:
3. Слово или выражение, уточняющее название текста :
4. Пояснение непонятного слова, встречающегося в тексте, находящееся в самом низу страницы:
5. Что тебе поможет найти нужное произведение в книге-сборнике?
III. Уровень начитанности
1. Кто из авторов писал произведения о природе:
2. Какому автору принадлежит произведение «Волшебник Изумрудного города»?
3. Кто является героем произведения Дж.Родари?
4. Отметь фамилию автора басни «Квартет»
5. Определи тему каждой пословицы. Соедини.
6. Отметь жанры произведений С.Я.Маршака.
7. Запиши заголовок сказки А.С.Пушкина, которая начинается так:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве.
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя.
Страшный вред ему творя.
1. Определи жанр этого произведения.
рассказ
сказка
былина
басня
2. Где происходили описанные события? Найди ответ в тексте и запиши.
3. Какой лес описан в рассказе?
4. Как называется такой лес? Запиши. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Где находилось гнездо?
7. Как автор называет гнездо капалухи?
□ домик □ теремок □ хатка
8. Найди описание яиц глухарки. Запиши.
9. Почему у глухарки не было пуха на животе и груди?
Она полиняла.
Она голым животом грела яйца.
Она выщипала пух для гнезда.
10. Почему дети не разорили гнездо? Запиши ответ.
Итоговая проверочная работа по литературному чтению 4 класс
ФИ обучающегося ____________________________________________________
Выбери правильный ответ и обведи его в кружок.
1. Наличие вымысла; постоянные герои; необычность; волшебные помощники; добро побеждает зло:
2. Сказание о богатырях, исторических событиях; сочетание реальных картин с вымышленными; неторопливое повествование:
3. Небольшой объём; герои – животные или растения; о животных говориться, как о людях; часто – стихотворная форма; поучительность (обычно выделяется мораль):
4. Повествовательность; небольшой объём; небольшое количество героев; описание одного эпизода:
5. Небольшой объём; стихотворная форма; изображение переживаний и чувств это:
6. Определи, в каком жанре встречается персонаж богатырь:
7. Определи жанр текста
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
8. Определи жанр текста
10. Напиши художественные особенности басни.
1. Титульный лист – это:
а) статья, расположенная до основного текста;
б) небольшая статья расположенная после основного текста;
в) первый лист книги, на котором указаны все основные сведения о ней.
2. Слово или выражение, уточняющее название текста :
3. Пояснение непонятного слова, встречающегося в тексте, находящееся в самом низу страницы:
4. Минимальная смысловая часть текста:
5. Что может помочь тебе быстро выбрать нужную книгу в библиотеке?
III. Уровень начитанности
1. Кто из авторов писал произведения о природе:
2. Какому автору принадлежит произведение «Федина задача»?
3. Кто является героем произведения Дж.Родари?
4. Отметь фамилию автора басни «Свинья под дубом»
5. Определи тему каждой пословицы. Соедини.
6. Отметь «профессии» С.Я.Маршака.
7. Запиши название сказки П.Ершова, которая начинается так:
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать и годать,
Как бы вора соглядать
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
1. Определи жанр этого произведения.
рассказ
сказка
былина
басня
2. Где происходили описанные события? Найди ответ в тексте и запиши.