Что такое недеяние кратко

Недеяние

Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

Антиподом «У-вэй» является «Вэй».

В чем состоит смысл практики У-Вэй? Прежде всего, надо искать ключ к его пониманию в родственной категории Дэ. Если Дэ — то, что придает форму вещам и является метафизической силой, творящей все из Дао, то У-Вэй — оптимальный способ взаимодействия с Дэ. Это способ реализации Дэ в повседневности. Заключается этот способ в изъятии излишков жизненной и психической энергии ци из реалий повседневности и перенаправлении этой энергии на духовный, эзотерический рост индивида. Но этот духовный рост органически связан с жизнью тела и способом бытия. Поэтому все бессмысленные действия, предписываемые У-Вэй, такие, как подметание прутиком двора, суть строжайшая дисциплина ума и тела, часто применяемая в монастырях Китая с древности до наших дней. В Буддийской традиции У-Вэй является и синонимом обуздания ума. Выполняя бессмысленные действия так же хорошо, как и полезные, адепт постигает суть недвойственности — отсутствия в объективном мире разделения вещей на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные». Понимание этого ведет к успокоению, умиротворению, а затем и просветлению.

Родственным и весьма приближенным к понятию У-Вэй являются Безупречность, Сталкинг и Контролируемая глупость в учении толтеков К.Кастанеды.

Полезное

Смотреть что такое «Недеяние» в других словарях:

недеяние — См. Вэй (1) … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

ДАО ДЭ ЦЗИН — («Канон дао и дэ») основополагающий трактат даосизма, первоначально назывался «Лао цзы» по имени предполагаемого автора Лао цзы. По мнению ученых, «Д.д.ц.» окончательно сложился в 4 3 вв. до н.э. и записан последователями основателя даоского… … Философская энциклопедия

ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… … Философская энциклопедия

ЛАО-ЦЗЫ — («Старик младенец», «Старый философ») (6 5 вв. до н.э.) др. кит. легендарный основатель даосизма. Согласно «Ши цзи» («Историческим запискам») Сыма Цяня (145 87 до н.э.), Л. ц. уроженец селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу, имел имя… … Философская энциклопедия

дао — неизм.; м. [китайск. букв. путь] Одна из основных категорий китайской философии естественный путь следования всего сущего, нравственное совершенствование. ◁ Даосский, ая, ое. Д ие постулаты. Д ие категории. * * * дао (кит., буквально путь), одна … Энциклопедический словарь

Лао-Цзы — настоящее имя Ли Эр, автор древнекитайского трактата «Лао цзы» (древнее название «Дао дэ цзин», IV III вв. до н. э.), каноническое сочинение даосизма. Основное понятие дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость).… … Энциклопедический словарь

Даосизм — История Люди Школы Храмы Терминология … Википедия

Дао — У этого термина существуют и другие значения, см. Дао (значения). Даосизм История Люди … Википедия

Источник

Что такое «недеяние», или Чему мы можем поучиться у древних даосов?

Наверное, у-вэй (недеяние) можно назвать центральным понятием даосизма как культурно-психологической системы. А заодно самым непонятным. Через недеяние достигается единение с Дао, и в то же время это индикатор того, что ищущий единства находится на верном пути. «Недеяние» означает не столько бездействие, сколько невмешательство в естественный порядок вещей, непротиводействие природе, естественному ходу событий. А вмешивается, противостоит естественному порядку эго или «Я».

Считается, что изначально человеческая природа естественна и находится в гармонии с космическим началом, следовательно, с естественным потоком событий. Даосизм вообще провозглашал стремление к естественности, к природной простоте и спонтанности. Вплоть до достижения высшей цели: слияния, идентификации адепта с истинной сущностью всех вещей и явлений, с движущей силой вселенной — Дао.

Личность же, «Я», как в древнем Китае, так и в современном мире — образование весьма искусственное, формируемое в процессе воспитания в соответствии с потребностями общества, которое само имеет весьма искусственные структуру, цели, потребности. Личность усваивает принятые в данной культуре нормы и потребности, искренне воспринимая их как естественные для себя. И активно включается в жизнь социума: желает, достигает, действует… Реализуя искусственные потребности, следуя установленным искусственным ценностям, ориентируясь на внушенные идеалы.

Действия, исходящие из подобных искусственных ценностей, рассматриваются в даосизме как помеха обретению (точнее, актуализации) своей истинной природы. Возврат же к «идеальному» состоянию единства с миром означает невмешательство желаний эго в наши действия. При этом действия продолжают совершаться. Ведь недеяние — это отнюдь не пассивная бездеятельность. Деятельность здесь не только допустима, но и нормальна, и даже желательна. Но — деятельность спонтанная, естественная, исходящая из истинных потребностей нашей природы. Недеяние означает, что в этот спонтанный творческий процесс не вмешивается наше «Я», ориентирующееся на «идеальные» схемы, имеющее искусственное представление о мире и о себе самом.

Почему искусственное? Прежде всего потому, что наше привычное сознание не переносит наличия внутренних противоречий, требуя строгой логичности, упорядоченности. С другой стороны, нам привычно познавать мир, выделяя в нем противоположности: добро-зло, материальное-духовное, тьма-свет, индивид-мир. При этом мало кто учитывает, что всего перечисленного в реальности не существует, что это лишь наше представление. Нам удобно воспринимать мир таким образом, не более. Но большинство из нас считают свое представление о мире (да и о самих себе) твердой и объективной реальностью. Все же нестыковки между реальностью подлинной и воображаемой, как правило, решаются в пользу последней. Исходя из этих схем (точнее, картины мира и себя), «Я» и действует. Наверное, будет излишним уточнять, что к подлинным потребностям, заложенным в самой нашей природе, это не имеет никакого отношения. По сути, человек проживает не свою жизнь в нереальном мире.

Цель же даосских практик — изменение сознания таким образом, чтобы человек смог взглянуть на мир непредвзято, не сквозь искажающие очки внушенных представлений. Не получение новых знаний о мире, а способность встать лицом к лицу с реальностью. И воспринимать ее непосредственно, интуитивно, без искусственного «разделения» на вымышленные противоположности.

Например, становится невозможной антропоцентрическая позиция, ведь человек — неотъемлемая часть мира. И уж конечно, нет социально обусловленного разделения «мы и они», «свои и чужие».

То же касается и личности. Не нужно привносить в нее ничего дополнительного. Наоборот, когда искусственные построения убраны, на сцене появляется подлинное Я, через которое проявляется гармония мироздания. Ведь подлинное Я не выделяет себя из мира, точнее не противопоставляет ему себя. Искусственные страсти, привязанности, желания не создают помех ни восприятию, ни действиям. Мир не столько осмысляется, сколько воспринимается прямо, безоценочно — не аналитически, а интуитивно, и потому целостно и точно.

Личность же воспринимается как часть мира. Поэтому личность включена в происходящие в мире процессы изменений. Если «Я» не препятствует этим процессам, сама личность приобретает качества «текучести», пластичности, она становится способной к гибким изменениям в зависимости от меняющейся ситуации. На практике это существенно повышает адаптивность. К тому же такая личность по-настоящему включена в процессы изменений — по сути, в саму жизнь, постоянно переживая и осознавая происходящее. Включенность в процесс жизни резко повышает ее качество.

Нет более или менее важных дел, «высоких» или «низких» занятий (вспомним об освобождении от страстей, привязанностей и социальных оценок). Важна вся жизнь, каждое ее мгновение, любое дело воспринимается как протекающее в гармонии с мирозданием, а это главное. Каждое дело совершается наиболее естественным — а значит, наиболее эффективным путем, ибо Дао проявляется во всем и все в себя включает. Мы достигаем целей, учитывая природу вещей и следуя вместе с естественным потоком событий.

Можно сказать, что по достижении подобного состояния действия человека попросту не воспринимаются им в качестве собственных. Даос существует как часть мира, почти растворившись в нем, и происходящие в мире изменения естественным образом проявляются в действиях человека. А значит, и действия подобной личности абсолютно адекватны ситуации, спонтанны, своевременны и потому максимально эффективны.

Наверное, лучше всего этот эффект описан в притче о поваре (трактат «Чжуан-Цзы»).

На вопрос царя, пораженного его мастерством в разделке туш, повар отвечает:

— Превосходно! — воскликнул царь Вэнь-хой. — Послушав повара Дина, я понял, как нужно вскармливать жизнь.

И действительно, все в мире взаимосвязано. В малом можно увидеть большое, в частности — отражение целого. И это еще один аспект даосского мировосприятия. А потому завершу я еще одной цитатой из Чжуан-Цзы:

«Сколько бы хвороста ни принести руками человеческими, он все равно прогорит. Но огонь перекидывается дальше, и никто не знает, где ему конец».

Источник

недеяние

Смотреть что такое «недеяние» в других словарях:

Недеяние — У вэй (кит. трад. 無為, упрощ. 无为, пиньинь wúwèi) созерцательная пассивность. Это слово часто переводится как «недеяние», хотя более правильным вариантом было бы «немотивированность». Самым главным качеством Недеяния является отсутствие причин для … Википедия

ДАО ДЭ ЦЗИН — («Канон дао и дэ») основополагающий трактат даосизма, первоначально назывался «Лао цзы» по имени предполагаемого автора Лао цзы. По мнению ученых, «Д.д.ц.» окончательно сложился в 4 3 вв. до н.э. и записан последователями основателя даоского… … Философская энциклопедия

ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… … Философская энциклопедия

ЛАО-ЦЗЫ — («Старик младенец», «Старый философ») (6 5 вв. до н.э.) др. кит. легендарный основатель даосизма. Согласно «Ши цзи» («Историческим запискам») Сыма Цяня (145 87 до н.э.), Л. ц. уроженец селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу, имел имя… … Философская энциклопедия

дао — неизм.; м. [китайск. букв. путь] Одна из основных категорий китайской философии естественный путь следования всего сущего, нравственное совершенствование. ◁ Даосский, ая, ое. Д ие постулаты. Д ие категории. * * * дао (кит., буквально путь), одна … Энциклопедический словарь

Лао-Цзы — настоящее имя Ли Эр, автор древнекитайского трактата «Лао цзы» (древнее название «Дао дэ цзин», IV III вв. до н. э.), каноническое сочинение даосизма. Основное понятие дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость).… … Энциклопедический словарь

Даосизм — История Люди Школы Храмы Терминология … Википедия

Дао — У этого термина существуют и другие значения, см. Дао (значения). Даосизм История Люди … Википедия

Источник

Даосизм

Принцип недеяния и идея мудрого правителя

Нравственный идеал — отшельник, а об идеальном правителе народ не должен ничего знать. Разберем еще несколько идей даосизма.

Рассмотрим даосский принцип «недеяния».

🌍 Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое и стремится к гармонизации противоречий. Любая попытка целенаправленно и насильственно что-то изменить в мире порождает неизбежные противоречия.

🗣 «Мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто захочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто захочет присвоить его, потеряет его». (Лао-Цзы).

🙌 Поэтому главным приоритетом оказывается «недеяние». «Недеяние» (у вэй) — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком.

🙅🏻‍♂️ Важно отметить, что у вэй — это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

👁 Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания.

⛰ Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Поговорим о том, как даосы относились к политике и государству и как представляли мудрого правителя.

🏯 Отношение к государству. Изначально даосские мудрецы критиковали государство как социальный институт, а политическую деятельность считали не вполне естественной. Согласно их учению государственная власть и институты подавляют естественные человеческие наклонности и интересы. Однако в последующие века даосизм активнее идет в политическую жизнь и даже предлагает правителям набор весьма оригинальных стратагем, основанных на «податливости» и «невмешательстве».

👑 Деятельность правителя должна быть минимальной. Даосы считали, что правитель должен ограничить свое вмешательство в жизнь государства и своего народа. Его деятельность должна быть сведена к минимуму. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту.

🗣 «Лучший правитель тот, о котором народ знает, лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает». (Лао-Цзы)

Что такое недеяние кратко. Смотреть фото Что такое недеяние кратко. Смотреть картинку Что такое недеяние кратко. Картинка про Что такое недеяние кратко. Фото Что такое недеяние кратко Что такое недеяние кратко. Смотреть фото Что такое недеяние кратко. Смотреть картинку Что такое недеяние кратко. Картинка про Что такое недеяние кратко. Фото Что такое недеяние кратко

Давайте сравним даосизм с буддизмом и конфуцианством.

🧘🏽‍♂️ Даосизм и буддизм. Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Ее основатель Гэ Чаофу, живший на рубеже 4–5 веков, перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощенном виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали само понятие бессмертия. Они отказались от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле и ввели для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

⛩ Даосизм и конфуцианство. Даосизм с его концепцией недеяния традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. К тому же даосы всегда делали акцент на естественности, в то время как конфуцианство во главу угла ставило ритуал. Однако в более поздний период неоконфунцианство Чжу Си (1130–1200) впитало в себя многие идеи даосизма — в том числе учение о Беспредельном. Целью такого синтеза было употребить знания о природе космоса и человека для усовершенствования отдельной личности («искренность помыслов», «выправленность сердца»), укрепления семьи, упорядочивания государства и восстановления гармонии мира — «уравновешивания Поднебесной».

➡️ В целом три главных китайских религиозно-философских учения находились в постоянном диалоге и часто приходили к синтезу своих идей. Иногда этот синтез рождался из спора, а иногда из гармоничной взаимодополнительности. Китайский писатель Лю Э (1857–1909) так характеризует «три религии»:

🗣 «Конфуцианство, буддизм и даосизм — названия трех религий. Но на самом деле они похожи скорее на вывески трех мелочных лавок, хозяева которых желают подчеркнуть разницу между своими заведениями, в то время как во всех трех лавках продаются совершенно одинаковые товары: и дрова, и рис, и масло, и соль. Только лавки конфуцианства и даосизма немного побольше, а лавка буддизма — поменьше. Остальное же все сходно!» (Лю Э. «Путешествие Лао Цаня»)

Источник

Словари

ЛА́О-ЦЗЫ, легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма (см. ДАОСИЗМ), фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально «старый мудрец» (и даже «старый младенец»), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа.

2) Лао-цзы был известен под именем Лао-цзюнь как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао (см. ДАО). В одном из позднейших сказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной «Нефритовой девы» (Юйнюй). В честь Лао-цзы был установлен официальный культ: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на его родине в 156 до н. э. Позднее в так называемой «народной религии» Лао-цзы (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с «Нефритовым Императором» (Юйхуань шанди) и «Великим Первоначальным» (Тай ши), популярную фигуру так называемых «Трех Чистых» (Сань цин), которым часто поклонялись как одному божеству.

3) Наконец, именем Лао-цзы должен быть назван и реальный автор (или авторы) философских афоризмов, собранных в книгу «Дао дэ цзин».

2) Лао-цзы был известен под именем Лао-цзюнь как высшее божество даосского пантеона и воплощение дао. В одном из позднейших сказаний говорится, что он родился в 1358 до н. э. от божественной «Нефритовой девы» (Юйнюй). В честь Лао-цзы был установлен официальный культ: первые жертвы ему были принесены по приказу императора на его родине в 156 до н. э. Позднее в так называемой «народной религии» Лао-цзы (Лао-цзюнь) стал одним из трех высших божеств в пантеоне, составив, наряду с «Нефритовым Императором» (Юйхуань шанди) и «Великим Первоначальным» (Тай ши), популярную фигуру так называемых «Трех Чистых» (Сань цин), которым часто поклонялись как одному божеству.

(Daodejing), Книга пути и его проявления, классич. памятник кит. философии, приписываемый Лао-цзы (4-3 вв. до н.э.), каноническому соч. даосизма. Трактат Д., являвшийся, вероятно, наставлением для правителей, определяет дао (путь) как абс. реальность, источник и цель всего сущего. Дэ означает энергию, скрытую силу, приобретаемую в постижении дао. Д. пропагандирует недеяние, т.е. подчинение естественному ходу вещей, сообразному с невыразимым течением дао, и имеет немало последователей в совр. зап. об-ве.

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

(см. СЮАНЬ СЮЭ) и неоконфуцианства.

Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб, 1996 Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970 Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1973 Дао и даосизм в Китае. М., 1982 Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1985 Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши чуньцю». М., 1990 Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб, 1993 Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). Пер. Е.А.Торчинов. СПб, 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Антология даосской философии. Сост. В.В.Малявин, Б.Б.Виногродский. М., 1994 Лао-цзы. Книга пути и благодати (Дао дэ цзин). Пер. И.С.Лисевич. М., 1994 Чжуан-цзы. Ле-цзы. Пер. В.В.Малявин. М., 1995 Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзина». Пер. А.А.Маслов. М., 1996 Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао дэ цзин». СПб, 1999

Иванов А.И. Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб, 1912 Штейн В.М. «Гуань-цзы». Исследования и перевод. М., 1959 Древнекитайская философия, т. 2. М., 1973 Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981 История китайской философии. М., 1989 Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). Пер. Л.С.Переломов. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 Великие мыслители Востока. М., 1998 Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999

(сюань ли эр цзюй ши, см. ЛИ-ПРИНЦИП).

Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972, 1973 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *