Что такое недеяние в китайской философии простыми словами

Недеяние

Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

Антиподом «У-вэй» является «Вэй».

В чем состоит смысл практики У-Вэй? Прежде всего, надо искать ключ к его пониманию в родственной категории Дэ. Если Дэ — то, что придает форму вещам и является метафизической силой, творящей все из Дао, то У-Вэй — оптимальный способ взаимодействия с Дэ. Это способ реализации Дэ в повседневности. Заключается этот способ в изъятии излишков жизненной и психической энергии ци из реалий повседневности и перенаправлении этой энергии на духовный, эзотерический рост индивида. Но этот духовный рост органически связан с жизнью тела и способом бытия. Поэтому все бессмысленные действия, предписываемые У-Вэй, такие, как подметание прутиком двора, суть строжайшая дисциплина ума и тела, часто применяемая в монастырях Китая с древности до наших дней. В Буддийской традиции У-Вэй является и синонимом обуздания ума. Выполняя бессмысленные действия так же хорошо, как и полезные, адепт постигает суть недвойственности — отсутствия в объективном мире разделения вещей на «хорошие и плохие», «полезные и бесполезные». Понимание этого ведет к успокоению, умиротворению, а затем и просветлению.

Родственным и весьма приближенным к понятию У-Вэй являются Безупречность, Сталкинг и Контролируемая глупость в учении толтеков К.Кастанеды.

Полезное

Смотреть что такое «Недеяние» в других словарях:

недеяние — См. Вэй (1) … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

ДАО ДЭ ЦЗИН — («Канон дао и дэ») основополагающий трактат даосизма, первоначально назывался «Лао цзы» по имени предполагаемого автора Лао цзы. По мнению ученых, «Д.д.ц.» окончательно сложился в 4 3 вв. до н.э. и записан последователями основателя даоского… … Философская энциклопедия

ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… … Философская энциклопедия

ЛАО-ЦЗЫ — («Старик младенец», «Старый философ») (6 5 вв. до н.э.) др. кит. легендарный основатель даосизма. Согласно «Ши цзи» («Историческим запискам») Сыма Цяня (145 87 до н.э.), Л. ц. уроженец селения Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, царства Чу, имел имя… … Философская энциклопедия

дао — неизм.; м. [китайск. букв. путь] Одна из основных категорий китайской философии естественный путь следования всего сущего, нравственное совершенствование. ◁ Даосский, ая, ое. Д ие постулаты. Д ие категории. * * * дао (кит., буквально путь), одна … Энциклопедический словарь

Лао-Цзы — настоящее имя Ли Эр, автор древнекитайского трактата «Лао цзы» (древнее название «Дао дэ цзин», IV III вв. до н. э.), каноническое сочинение даосизма. Основное понятие дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость).… … Энциклопедический словарь

Даосизм — История Люди Школы Храмы Терминология … Википедия

Дао — У этого термина существуют и другие значения, см. Дао (значения). Даосизм История Люди … Википедия

Источник

Даосизм

Принцип недеяния и идея мудрого правителя

Нравственный идеал — отшельник, а об идеальном правителе народ не должен ничего знать. Разберем еще несколько идей даосизма.

Рассмотрим даосский принцип «недеяния».

🌍 Даосизм рассматривает все сущее во Вселенной как единое целое и стремится к гармонизации противоречий. Любая попытка целенаправленно и насильственно что-то изменить в мире порождает неизбежные противоречия.

🗣 «Мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто захочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто захочет присвоить его, потеряет его». (Лао-Цзы).

🙌 Поэтому главным приоритетом оказывается «недеяние». «Недеяние» (у вэй) — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком.

🙅🏻‍♂️ Важно отметить, что у вэй — это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

👁 Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания.

⛰ Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Поговорим о том, как даосы относились к политике и государству и как представляли мудрого правителя.

🏯 Отношение к государству. Изначально даосские мудрецы критиковали государство как социальный институт, а политическую деятельность считали не вполне естественной. Согласно их учению государственная власть и институты подавляют естественные человеческие наклонности и интересы. Однако в последующие века даосизм активнее идет в политическую жизнь и даже предлагает правителям набор весьма оригинальных стратагем, основанных на «податливости» и «невмешательстве».

👑 Деятельность правителя должна быть минимальной. Даосы считали, что правитель должен ограничить свое вмешательство в жизнь государства и своего народа. Его деятельность должна быть сведена к минимуму. Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную, управляет государством, предотвращает смуту.

🗣 «Лучший правитель тот, о котором народ знает, лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает». (Лао-Цзы)

Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Смотреть фото Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Смотреть картинку Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Картинка про Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Фото Что такое недеяние в китайской философии простыми словами Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Смотреть фото Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Смотреть картинку Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Картинка про Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Фото Что такое недеяние в китайской философии простыми словами

Давайте сравним даосизм с буддизмом и конфуцианством.

🧘🏽‍♂️ Даосизм и буддизм. Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао. Ее основатель Гэ Чаофу, живший на рубеже 4–5 веков, перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощенном виде элементы космологии. При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали само понятие бессмертия. Они отказались от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле и ввели для небожителей другие миры — счастливые земли, острова бессмертных. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

⛩ Даосизм и конфуцианство. Даосизм с его концепцией недеяния традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. К тому же даосы всегда делали акцент на естественности, в то время как конфуцианство во главу угла ставило ритуал. Однако в более поздний период неоконфунцианство Чжу Си (1130–1200) впитало в себя многие идеи даосизма — в том числе учение о Беспредельном. Целью такого синтеза было употребить знания о природе космоса и человека для усовершенствования отдельной личности («искренность помыслов», «выправленность сердца»), укрепления семьи, упорядочивания государства и восстановления гармонии мира — «уравновешивания Поднебесной».

➡️ В целом три главных китайских религиозно-философских учения находились в постоянном диалоге и часто приходили к синтезу своих идей. Иногда этот синтез рождался из спора, а иногда из гармоничной взаимодополнительности. Китайский писатель Лю Э (1857–1909) так характеризует «три религии»:

🗣 «Конфуцианство, буддизм и даосизм — названия трех религий. Но на самом деле они похожи скорее на вывески трех мелочных лавок, хозяева которых желают подчеркнуть разницу между своими заведениями, в то время как во всех трех лавках продаются совершенно одинаковые товары: и дрова, и рис, и масло, и соль. Только лавки конфуцианства и даосизма немного побольше, а лавка буддизма — поменьше. Остальное же все сходно!» (Лю Э. «Путешествие Лао Цаня»)

Источник

Что такое «недеяние», или Чему мы можем поучиться у древних даосов?

Наверное, у-вэй (недеяние) можно назвать центральным понятием даосизма как культурно-психологической системы. А заодно самым непонятным. Через недеяние достигается единение с Дао, и в то же время это индикатор того, что ищущий единства находится на верном пути. «Недеяние» означает не столько бездействие, сколько невмешательство в естественный порядок вещей, непротиводействие природе, естественному ходу событий. А вмешивается, противостоит естественному порядку эго или «Я».

Считается, что изначально человеческая природа естественна и находится в гармонии с космическим началом, следовательно, с естественным потоком событий. Даосизм вообще провозглашал стремление к естественности, к природной простоте и спонтанности. Вплоть до достижения высшей цели: слияния, идентификации адепта с истинной сущностью всех вещей и явлений, с движущей силой вселенной — Дао.

Личность же, «Я», как в древнем Китае, так и в современном мире — образование весьма искусственное, формируемое в процессе воспитания в соответствии с потребностями общества, которое само имеет весьма искусственные структуру, цели, потребности. Личность усваивает принятые в данной культуре нормы и потребности, искренне воспринимая их как естественные для себя. И активно включается в жизнь социума: желает, достигает, действует… Реализуя искусственные потребности, следуя установленным искусственным ценностям, ориентируясь на внушенные идеалы.

Действия, исходящие из подобных искусственных ценностей, рассматриваются в даосизме как помеха обретению (точнее, актуализации) своей истинной природы. Возврат же к «идеальному» состоянию единства с миром означает невмешательство желаний эго в наши действия. При этом действия продолжают совершаться. Ведь недеяние — это отнюдь не пассивная бездеятельность. Деятельность здесь не только допустима, но и нормальна, и даже желательна. Но — деятельность спонтанная, естественная, исходящая из истинных потребностей нашей природы. Недеяние означает, что в этот спонтанный творческий процесс не вмешивается наше «Я», ориентирующееся на «идеальные» схемы, имеющее искусственное представление о мире и о себе самом.

Почему искусственное? Прежде всего потому, что наше привычное сознание не переносит наличия внутренних противоречий, требуя строгой логичности, упорядоченности. С другой стороны, нам привычно познавать мир, выделяя в нем противоположности: добро-зло, материальное-духовное, тьма-свет, индивид-мир. При этом мало кто учитывает, что всего перечисленного в реальности не существует, что это лишь наше представление. Нам удобно воспринимать мир таким образом, не более. Но большинство из нас считают свое представление о мире (да и о самих себе) твердой и объективной реальностью. Все же нестыковки между реальностью подлинной и воображаемой, как правило, решаются в пользу последней. Исходя из этих схем (точнее, картины мира и себя), «Я» и действует. Наверное, будет излишним уточнять, что к подлинным потребностям, заложенным в самой нашей природе, это не имеет никакого отношения. По сути, человек проживает не свою жизнь в нереальном мире.

Цель же даосских практик — изменение сознания таким образом, чтобы человек смог взглянуть на мир непредвзято, не сквозь искажающие очки внушенных представлений. Не получение новых знаний о мире, а способность встать лицом к лицу с реальностью. И воспринимать ее непосредственно, интуитивно, без искусственного «разделения» на вымышленные противоположности.

Например, становится невозможной антропоцентрическая позиция, ведь человек — неотъемлемая часть мира. И уж конечно, нет социально обусловленного разделения «мы и они», «свои и чужие».

То же касается и личности. Не нужно привносить в нее ничего дополнительного. Наоборот, когда искусственные построения убраны, на сцене появляется подлинное Я, через которое проявляется гармония мироздания. Ведь подлинное Я не выделяет себя из мира, точнее не противопоставляет ему себя. Искусственные страсти, привязанности, желания не создают помех ни восприятию, ни действиям. Мир не столько осмысляется, сколько воспринимается прямо, безоценочно — не аналитически, а интуитивно, и потому целостно и точно.

Личность же воспринимается как часть мира. Поэтому личность включена в происходящие в мире процессы изменений. Если «Я» не препятствует этим процессам, сама личность приобретает качества «текучести», пластичности, она становится способной к гибким изменениям в зависимости от меняющейся ситуации. На практике это существенно повышает адаптивность. К тому же такая личность по-настоящему включена в процессы изменений — по сути, в саму жизнь, постоянно переживая и осознавая происходящее. Включенность в процесс жизни резко повышает ее качество.

Нет более или менее важных дел, «высоких» или «низких» занятий (вспомним об освобождении от страстей, привязанностей и социальных оценок). Важна вся жизнь, каждое ее мгновение, любое дело воспринимается как протекающее в гармонии с мирозданием, а это главное. Каждое дело совершается наиболее естественным — а значит, наиболее эффективным путем, ибо Дао проявляется во всем и все в себя включает. Мы достигаем целей, учитывая природу вещей и следуя вместе с естественным потоком событий.

Можно сказать, что по достижении подобного состояния действия человека попросту не воспринимаются им в качестве собственных. Даос существует как часть мира, почти растворившись в нем, и происходящие в мире изменения естественным образом проявляются в действиях человека. А значит, и действия подобной личности абсолютно адекватны ситуации, спонтанны, своевременны и потому максимально эффективны.

Наверное, лучше всего этот эффект описан в притче о поваре (трактат «Чжуан-Цзы»).

На вопрос царя, пораженного его мастерством в разделке туш, повар отвечает:

— Превосходно! — воскликнул царь Вэнь-хой. — Послушав повара Дина, я понял, как нужно вскармливать жизнь.

И действительно, все в мире взаимосвязано. В малом можно увидеть большое, в частности — отражение целого. И это еще один аспект даосского мировосприятия. А потому завершу я еще одной цитатой из Чжуан-Цзы:

«Сколько бы хвороста ни принести руками человеческими, он все равно прогорит. Но огонь перекидывается дальше, и никто не знает, где ему конец».

Источник

Victory

Недеяние — принцип Дао

«Потому-то совершенный человек, истинно мудрый, не совершает деяний. И в этом он подражает Вселенной.» Мудрость Лао-цзы, 68

Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Смотреть фото Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Смотреть картинку Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Картинка про Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Фото Что такое недеяние в китайской философии простыми словамиОдин из важнейших принципов даосизма — принцип «недеяния», или увэй. К сожалению, истинное значение термина увэй передавалось неверно на протяжении тысячелетий, из-за чего возникла невероятная путаница и многочисленные заблуждения. Источником этой путаницы является одна из самых известных строф Лао-цзы, в которой он вводит понятие увэй и описывает его. В большей части переводов «Дао дэ цзина» вэй переводится как «действие», «деяние», а увэй — как «бездействие», «недеяние». Однако более точен перевод Линь Ютана, который перевел вэй как «вмешательство», а увэй — как «невмешательство». Получается, при правильном прочтении даосское «недеяние» — это на самом деле невмешательство (не в свое дело).

Неверное толкование недеяния касается не только значения слова — оно имеет важные последствия для того, кто практикует даосизм. Воспринимая неверный принцип, сбитый с толку человек одновременно воспринимает и неправильный взгляд на мир. В результате он и ведет себя неправильно, решая сложные задачи, которые ставит перед ним жизнь. Еще печальней то, что этот неверный перевод из Лао-цзы как раз более всего привлекает большинство людей. По их мнению, когда Лао-цзы пишет:

«Недеянием совершается все» (Мудрость Лао-цзы, 229),

он обещает им, что все в их жизни будет замечательно, если они в буквальном смысле будут избегать любого действия. Рядового обывателя это успокаивает, поскольку устраняет необходимость бороться за что бы то ни было. В представлении масс принцип недеяния, предложенный Лао-цзы, служит для оправдания ухода от конфликтов. В их спутанной картине мира (которая поддерживается пропагандой общественных и религиозных институтов) складывается представление, что любое взаимодействие между людьми может обойтись рациональным дискурсом и пассивностью. Действие просто-таки притягивает нежелательные противоречия. Это абсурдное толкование обладает мощной привлекательностью: не действуй, ибо действие создает проблемы.

Кроме того, для слабых людей недеяние — это способ уклониться от ответственности. В этом случае толкование призыва «пребывать в недеянии» философски расширяется, чтобы возложить ответственность за то, что происходит, на других: на людей, внешние силы, естественные события, богов и обстоятельства. Короче говоря, на что угодно и кого угодно, только бы не на себя.

Последствия такого представления проявляются не сразу. Ленивый, трусливый и неудачливый человек снимает с себя ответственность, подтверждая лишний раз слабость человеческой природы. В таком состоянии заблуждения и смуты мужчине не нужно быть по-мужски ответственным. Женщине не нужно брать на себя женскую ответственность. Такая утрата личной ответственности приводит к утрате природного начала, которое для даосов является образцом реальности. Следуя по жизненному пути, нам в конечном счете приходится давать отчет за все, что мы решили совершить и от чего отказались. Эта идея в даосизме настолько важна, что на протяжении тысячелетий входы в классические лаосские храмы украшала надпись: «Каждый сам отвечает за свои деяния».

Слова малоценны, ценны действия. Глупец, следующий пути недеяния, выбирает для себя веру в слова, которые пусты перед липом реальности. Заблуждающийся человек, прячущийся за таким ложным толкованием, подтверждает поверхностность человеческой природы.

Искаженное толкование принципа недеяния примечательно тем, что его невозможно приложить ни к чему в реальном мире. Как может целая философская система строиться вокруг того, что, в сущности, означает: просто сиди, а все вокруг сделается само собой? Как можно воспринимать всерьез такую идиотскую идею? Ни один человек в здравом уме не согласится с тем, что пища, деньги, кров и дружеские отношения с людьми волшебным образом явятся через бездействие. Напротив, требуется активно действовать, чтобы оплатить счета, поддерживать себя в хорошей форме, давать счастье тем, кого мы любим, и противостоять непрошеным гостям в своем доме. Или, если обратиться к природе как к образцу, представьте себе газель, которая, заметив крадущегося льва, безмятежно лежит себе на травке. Можно ли ожидать, что та¬кая газель проживет долгую жизнь и принесет потомство?

Такое ложное толкование понятия недеяния является изобретением умственно отсталых интеллектуалов и попов, которых жизнь никогда не вынуждала идти на риск. Упиваясь своим самолюбованием, они представляют собой образцовых неудачников, которые самодовольно и свысока смотрят на тех, для кого жизнь — сражение, выражающееся через действие. Такие люди иногда выигрывают, иногда проигрывают, но, по крайней мере, действуют в пределах отпущенных им способностей.

Отдавая предпочтение беспрестанному бездействию, сбитый с толку и заблуждающийся человек тем самым выключает себя из круговорота жизни. Даосизм рассматривает жизнь как цикл развития в движении, колесо, вращение которого несет постоянные изменения и для которого требуется энергия. Тот, кто осваивает бездействие, защищает отсутствие движения, перемен и энергии. И, выброшенный на обочину жизни, бездействующий человек не может ожидать, что его философия принесет ему какую-либо пользу. Напротив, он может ожидать лишь трудностей и неудач. Неподвижная вода становится стоячей. Застой крови вызывает гангрену. Неопрятное животное нездорово.

Общество относится к праздным людям как к вечно занятым лодырям и как к существам, которым не даются человеческие отношения. Деньги окажутся недоступны для бездействующего. Коротко говоря, поборник недеяния-бездействия, гордо отойдя на обочину жизни, обрекает себя на духовное и физическое самоубийство. Его видение мира абсолютно не стыкуется с реальностью. У Линь Ютана это хорошо показано:

«И совершенно ясно, что, живя в мире среди людей, невозможно полностью воздерживаться от деятельности, поэтому в конце концов выбираешь позицию умеренной пассивности и исполненного терпимости спокойствия как самый мудрый образ жизни.» Мудрость Лао-цзы, 194

Материал взят из книги «Истина Дао. Даосизм для Запада». Автор Грандмастер Алекс Анатоль.

Источник

Тема: недеяние

Опции темы
Отображение

недеяние

Я не ослышался, вы сказали «вещей»?

Да, конечно. В даосском контексте это так.
Можете понимать это в расширительном смысле. Вещей не в смысле чемоданов и камней, а в смысле «положение вещей» Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Смотреть фото Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Смотреть картинку Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Картинка про Что такое недеяние в китайской философии простыми словами. Фото Что такое недеяние в китайской философии простыми словами

Ещё немножко для общего сведения

Согласно даооским представлениям, для того, чтобы осуществлять недеяние, надо практиковать дао (следовать пути) и дэ (благую силу, потенцию). Практика этих двух и даёт возможность осущетвлять недеяние.

Благая сила «дэ» содержит очень интересную фишку. Благодаря этой силе присутствие сяньшэня позволяет вещам совершаться нужным образом, выстраивая процессы вокруг наиболее благоприятным для всех образом.

Кстати, эту самую благую силу дэ и способность осуществлять недеяние можно наблюдать и у высоких буддийских мастеров, и не только чаньских. Бывает, что достаточно только присутствия ламы, чтобы среди окружающих его людей разрядилась обстановка и установились добрые отношения между людьми и гармония в живой и неживой природе.

Спасибо, Сергей, очень ценное и полное пояснение.

Да, я тут книжку по цигуну почти закончил. Что касается понятий «дао, дэ и у-вей, я написал следующее. Не знаю, будет ли более понятно:

Дао – путь, дэ – благая сила, потенция, у-вэй – недеяние. Несмотря на то, что эти понятия очень важны для понимания философской стороны практики и практического осуществления философии Дао, я не возьмусь в этой книге раскрывать данные понятия. Ограничусь небольшими замечаниями.
Дао – это название, обозначение пути человека и, одновременно, пути мира, естественных законов его изменения. Дэ – благая сила, потенция, дающая возможность быть в полной гармонии со всем миром, когда человек полностью присутствует в этом мире, реализует себя в нём, становится частью мира и одновременно единым с ним. Дао обозначает также путь к такому состоянию человека. Собственно, такого человека «человеком» можно назвать лишь условно, например, из-за внешнего подобия. Поскольку внутренние качества тела и сознания будут уже другими.
Когда человек пребывает в гармонии с миром, действительно является его неотделимой частью и одновременно всем этим миром, он имеет возможность «пребывать в недеянии», «осуществлять недеяние». Собственно, недеянием это называется потому, что человек не совершает какого-либо «действия». Во-первых, это уже не «человек совершает», поскольку при этом изменяется весь мир и тот, кто в этом находится, изменяет и изменяется вместе со всем остальным миром. Во-вторых, не происходит «действия» как отклика на какие-либо внешние раздражители, не происходит действия, направленного на реализацию какого-либо «своего» намерения, нет обдумывания действия. Жизнь становится всё более согласованной и гармоничной со всем остальным миром.
Как вы видите, чем дальше в лес, тем больше кавычек. Все подобные объяснения весьма условны. Поэтому не заморачивайте себе голову обдумыванием понятий. Будете заниматься, и понимание обязательно появится. Если сначала думать – то понимание не появится точно.

Точнее, имхо, не положение вещей, а ход вещей.
Хорошо звучит, а?

Ага, бег и попрыгивание.

Шаман

Действия нет, т.к. нет делающей сущности (я), нет агента действия.

Даос пребывает в настоящем мгновении, для него не существует время. Отсюда и отсутствие реакций (памяти) на внешние стимулы, в отличие от обычного, «делающего» человека.

Действия нет, т.к. нет делающей сущности (я), нет агента действия.

Даос пребывает в настоящем мгновении, для него не существует время. Отсюда и отсутствие реакций (памяти) на внешние стимулы, в отличие от обычного, «делающего» человека.

Кто Вам это сказал?

Шаман:»Во-первых, это уже не «человек совершает», поскольку при этом изменяется весь мир и тот, кто в этом находится, изменяет и изменяется вместе со всем остальным миром».
———
Это что, личный опыт или теория?
Извините за любопытство.

remember me?

Первоначальное сообщение от GMK
Даос пребывает в настоящем мгновении, для него не существует время. Отсюда и отсутствие реакций (памяти) на внешние стимулы, в отличие от обычного, «делающего» человека.

Из еще не опубликованной книги:

Понятие недеяния вводится Лао-цзы уже в гл. 2 «Дао-Дэ цзина»:

«Поэтому совершенный мудрец пребывает в делах недеяния, не прибегая к словам он осуществляет учение.
Все сущее творит, не полагая начала творению и действует, не замышляя ничего преднамеренно.
И Дао-Путь – рождает, но не обладает, действует, но не предумышляет, благими качествами и свойствами обладает, к ним не привязываясь никогда. Поскольку в них он к ним не привязан, то их он и не теряет».

Re: remember me?

Первоначальное сообщение от BOD
Первоначальное сообщение от GMK
Даос пребывает в настоящем мгновении, для него не существует время. Отсюда и отсутствие реакций (памяти) на внешние стимулы, в отличие от обычного, «делающего» человека.

Из личного опыта: в таком состоянии нет цели,поэтому
когда ты ТАМ, то никаких проблем (в виде потребности
в памяти) нет:-))) Есть затихающая боязнь нелепости ДО,
когда ещё что-то вякает внутренний диалог, и есть
осознаваемое ощущение полноты жизни сразу после.
А потом уже приходит рассудочное удивление:-)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *