Что такое недостоверная реклама
Недобросовестная и недостоверная реклама
Со времен появления рекламных сообщений, люди отмечали недобросовестность некоторых рекламодателей. Для того чтобы привлечь внимание к своим продуктам, они зачастую приукрашивали или даже привирали данные о товарах. Это делалось по понятным причинам: им хотелось продать товары выгоднее, обойти конкурентов, придать продукции несуществующие свойства и достоинства.
Недостоверная реклама – это такие утверждения или предложения, которые вводят покупателей в заблуждение.
Обязательно прочитайте «Закон о рекламе в 2019 году» в последнем издании с изменениями и дополнениями.
Недобросовестная реклама существует и поныне. Но форматы и типы недостоверности расширили свои границы. Многие стремятся не только придать своим товарам свойства, которых нет в наличии, но еще и принизить продукцию конкурентов.
Типы и виды недостоверной рекламы
Недостоверной считается та реклама, которая принижает достоинства продукции конкурентов, содержит сравнения с другими товарами и названия фирм конкурентов. Любые высказывания в адрес других производителей или реализаторов подобной продукции, которые порочат их достоинства или уменьшают авторитет, считаются недостоверными.
К примеру, на картинке использован завуалированный намек на то, что здесь цены ниже, чем у конкурентов.
Существуют и другие виды недостоверной рекламы. Среди них следующие:
Недостоверной считается реклама, при реализации которой завышается цена по сравнению с заявленной в рекламе. Поэтому многие рекламодатели предпочитают избегать указания реальных цен на крупных рекламных конструкциях. Ведь стоимость может измениться, и тогда рекламу признают недостоверной.
Варианты недобросовестной рекламы
Рекламодатели также частенько нарушают общечеловеческие нормы морали. Гораздо легче написать в сообщении то, чего не существует на самом деле. К примеру, можно слегка исказить данные о составе продукции, чтобы привлечь к ней внимание.
Утаить наличие в составе вредных ингредиентов. Или написать их так мелко, что прочитать их смогут только под микроскопом.
Часто намерено искажаются данные о сроках реализации, что позволяет не снимать продукцию с продажи или перебивать ценники. Это действует до тех пор, пока предприятие не посетят проверяющие органы.
Некоторые намерено удлиняют сроки действия мероприятий, направленных на проведение акций, конкурсов. Увеличивают размеры или количество бонусов и вознаграждений. На деле же получается, что обещанные призы не выдают или сообщают об ограничении призового фонда.
Недопустимые действия в рекламе
Реклама должна быть полезной и не вызывать у людей желания действовать разрушительно или осуществлять противоправные действия. Вот те запреты, которые распространяются на все виды рекламы. Реклама не должна:
Запрещена и такая реклама, которая умалчивает важные особенности товара, которые могут быть восприняты негативно. Например, что при производстве были использованы запрещенные вещества или материалы, которые вызывают отторжение.
При создании любых рекламных материалов, необходимо использовать только разрешенные методы. Не старайтесь замалчивать важные факты создания продукта. Не принижайте достоинство конкурирующих компаний или их продукции. При соблюдении правила лаконичности в рекламе, выделяйте только достоверные достоинства.
Статья 5. Общие требования к рекламе
1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
2. Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
4. Реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости;
3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;
5) содержать информацию порнографического характера.
5. В рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
3) демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции;
4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий;
7) указание на то, что объект рекламирования может быть использован в целях искажения показаний приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.
6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.
10.1. Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.
10.2. Не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территориями указанных организаций.
10.3. Не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.
10.4. Не допускается распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».
11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Что понимается под недобросовестной рекламой
Вводящая в заблуждение реклама обычно включает неверную или явно ложную информацию о конкретном товаре или услуге с намерением обмануть население и изменить его поведение как потребителя. Обман общественности осуществляется таким образом, чтобы сформировать далекое от реальности представление о товаре или услуге. При проведении кампании выделяются определенные аспекты продукта, чтобы привлечь внимание потенциального потребителя и тем самым повысить уровень продаж.
Пример рекламы на грани фола
Недобросовестная реклама — что это такое
Недостоверная реклама — это реклама, которая, пытаясь продать больше, фальсифицирует или искажает информацию, обещает непроверяемые качества и т. д.
Определение того, какая реклама является недостоверной, может быть непонятным. Разве ее назначение не в том, чтобы «приукрасить» продукт?
Нужно помнить, что реклама всегда имеет информативную цель, какой бы упрощенной она ни была: что такое продукт, каковы его преимущества, какова польза от него для потребителя и т. д.
Многие считают, что реклама предназначена только для того, чтобы убедить потребителя совершить покупку, но сама по себе не имеет информативной цели. Этой позицией оправдывают преувеличения или ложь, утверждая, что, поскольку поставщик услуг не обязан предоставлять «адекватную и полную» информацию, она не обязательно должна быть правдивой.
Реклама, порочащая деловую репутацию конкурента, тоже называется недобросовестной.
Основные понятия, что под этим понимается
Ниже приведены некоторые примеры и формы, которые являются или могут рассматриваться (в зависимости от законодательства каждой страны) как обман:
Чем отличаются добросовестная и недобросовестная
Важно знать, что реклама всегда будет подвергаться критике, это будет повторяться снова и снова, главным образом потому, что она передает определенное сообщение, а оно, в свою очередь, имеет разные способы интерпретации.
Некоторые утверждают, что реклама — это то, что создает у людей потребительское отношение, из-за чего им трудно покупать и использовать рекламируемые товары.
Достоверная реклама это не расписывание всех возможных или мнимых достоинств продукта, а честное информирование потребителя о характеристиках товара.
Одни люди считают, что реклама имеет дар убеждать, в то время как другие полагают, что эта сила действует только на импульсивных людей.
Есть и защитники окружающей среды, для которых реклама — главный виновник загрязнения. И под этим они подразумевают не пакеты, пластик или физический материал, но больше визуальное и слуховое воздействие, которому люди подвергаются сегодня.
И, завершая список, можно сказать, что самая частая критика — это обман. Другими словами, передаваемое сообщение, если оно недостаточно четкое, может привести к неудобствам, иногда юридическим, которые приводят к экономическим потерям для его владельца из-за простого незнания или уклонения от правил.
Хотя добросовестная и недостоверная реклама имеют много общего, именно обман является главным отличием между ними.
Политика — не коммерция, здесь другие правила
Виды недобросовестной рекламы
Есть много видов недобросовестной рекламы, вот основные из них:
Часто использование вводящей в заблуждение рекламы является также способом нанесения вреда конкурентам и соперникам на рынке, которые, вероятно, рекламируют свои продукты честно и ближе к реальности. Законодательство уделяет особое внимание защите интересов потребителей и регулированию конкуренции на рынках.
Многие могут задаться вопросом, существует ли понятие «недостоверная политическая реклама» — ведь тут фигурирует не товар, а человек. Закон «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу, так что выбрать депутата гораздо сложнее, чем купить новый телевизор.
Примеры недостоверной рекламы
Один из самых простых и полезных примеров, когда дело доходит до понимания этой практики, — это реклама ресторанов быстрого питания. В ней гамбургеры очень привлекательны для глаз — большие, сочные и с множеством ингредиентов. Но заказав этот товар в заведении, потребитель рискует разочароваться — часто гамбургеры оказываются не только непривлекательными, но и меньше ожидаемого размера.
Отсутствие определенных данных или характеристик продукта также рассматривается как обман потребителя. Примеры рекламы недобросовестных финансовых услуг можно встретить каждый день — обычно это «кредит под 12 % годовых», который, после чтения мелкого шрифта, оказывается кредитом под 20 %.
Гамбургер редко оказывается как на фото
Cereals Angel сообщила, что в ее сухом завтраке содержится большое количество меда. На упаковке можно было увидеть изображение пчелы, купающейся в медовой каше. Это означало, что одним из основных ингредиентов был мед, однако продукт содержал только 0,5 % меда и 40 % сахара, что вводило общественность в заблуждение.
Молоко в рекламе продукта Nestle не было получено непосредственно из коровьего молока и не являлось 100 % натуральным, поскольку содержало витамины, минералы и другие дополнительные ингредиенты.
Грань между законной и недобросовестной рекламой очень тонкая. Зачастую споры с компаниями решаются только в суде.
В случае с компанией Gloria, на упаковке продукта «Pura Vida» были изображены коровы, намекая на то, что это натуральное молоко. Поскольку товар содержал ингредиенты, заменяющие некоторые молочные компоненты, его нельзя было назвать молоком.
Entel представила себя оператором мобильной связи с самым быстрым интернетом в Перу. Компания была оштрафована за то, что не представила доказательств, подтверждающих такое превосходство в сервисе.
В 2013 году бренд Coca Cola запустил кампанию «149 калорий», имея в виду тот факт, что бутылка напитка имеет только ту калорийную нагрузку, которую можно устранить с помощью простых действий, таких как танцы или прогулка с питомцем.
Обувной бренд New Balance заявил, что его обувь для ходьбы помогает людям сжигать больше калорий и улучшать свое здоровье.
Многие компании используют недобросовестную рекламу сознательно: пока контролирующие организации разберутся и применят санкции, пройдет время и люди успеют увидеть то, что им пытались внушить.
Добросовестная реклама примеры имеет самые разные, иногда она тоже может содержать сведения не совсем правдивые. Например, «Red Bull окрыляет» — трудно представить, что кто-то будет жаловаться на недостоверность сведений, ведь всем и так понятно, что напиток не подарит крылья. Но закон все равно может посчитать, что это заведомый обман.
Без доказательств — штраф
Ответственность за недобросовестную рекламу
Для компаний важно не использовать обман, чтобы избежать жалоб и возможных штрафов.
Согласно законодательству РФ, нарушение требований к рекламе — административное правонарушение (КоАП РФ ст. 14.3), которое может повлечь штраф до 500 000 рублей, а пострадавшие лица могут подготовить и подать судебный иск.
С другой стороны, обман создает плохой имидж бренда, отрицательно сказываясь на его репутации не только среди потребителей, но и среди контролирующих органов, государственных администраций, партнеров или инвесторов.
В конечном итоге вводящая в заблуждение реклама — это неэффективный способ продвижения товаров или услуг. Это может быть успешным в первый раз, но, скорее всего, в среднесрочной или долгосрочной перспективе это приведет к негативным последствиям для компании.
Реклама, за которую пришлось судиться
Подлинные истории о российской рекламе
Вы повесили баннер в центре города с рекламой своей фирмы, слоган кому-то не понравился, и вам выписали штраф в полмиллиона.
Я работаю юристом девять лет и знаю: такое часто бывает. Вот подборка историй о том, как штрафовали предпринимателей за обидные и безобидные шалости в рекламе.
Должна сразу предупредить: эта статья о людях, начисто лишенных чувства юмора.
Что такое реклама
Реклама — это любая информация, которая сподвигает человека что-то сделать: купить товар, куда-то сходить и так далее. При этом не важно, где эту рекламу разместили — в телевизоре, на двери подъезда, на сайте или в газете. Комментарий к посту в соцсети вроде «Приходите, у нас в магазине завтра скидки» — тоже реклама.
Государство жестко регулирует, какую рекламу размещать можно, а какую нельзя. За этим следит Федеральная антимонопольная служба. Обычно сначала нарушителя не штрафуют, а предупреждают и просят удалить запрещенную рекламу — убрать объявление с сайта или демонтировать щит.
Если же штрафуют, то сразу по-крупному: санкции достигают полумиллиона рублей. А еще бывает, что реклама просто кому-то не понравилась. Например, прохожий посчитал, что слоган на плакате причинил ему моральные страдания, — могут оштрафовать и за это.
Бывает, что на рекламу обижаются конкуренты и тоже идут в суд. В российской судебной практике полно случаев, которые показывают, что с рекламой надо быть осторожным — оказывается, много чего делать нельзя.
Призывы к насилию
Реклама не должна призывать к насилию и жестокости или оправдывать их.
В 2015 году сеть книжных магазинов в Самарской области запустила рекламу товаров для школы: учебников, тетрадей, канцтоваров, ранцев. Кроме всего прочего рекламировали и розги. В Самаре, Тольятти и Сызрани развесили плакаты с провокационным слоганом «Розги ученические 99,9 Р : внедряем знания!». А городские радиостанции транслировали аудиоролик книжного магазина, завершающийся звуком удара розгами.
Хотя реклама носила шуточный характер и даже заняла второе место в номинации «Лучшее решение в наружной и печатной рекламе» премии «Волга-бренд-2016», антимонопольщики посчитали, что реклама «призывает к физическому насилию в отношении детей». Не зашел юморок.
Что грозило. Компании — штраф от 100 000 до 500 000 рублей, а ее директору — от 4000 до 20 000.
В итоге. Суд оштрафовал книжный магазин на 200 тысяч рублей, а директора — на 8 тысяч. Антимонопольная служба обжаловала решение, посчитав, что магазин должен заплатить больше, но вышестоящие инстанции оставили решение в силе.
Реклама сигарет
В 2013 году Россия присоединилась к Женевской конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Появился целый ряд законов о защите россиян от табачного дыма, в том числе запретили и рекламу сигарет.
В 2015 году один продуктовый магазин в Москве повесил около кассы листовку с рекламой сигарет. Покупатель сфотографировал ее и отправил снимок в антимонопольную службу.
Что грозило. Штраф от 150 000 до 600 000 рублей магазину и от 10 000 до 25 000 — директору.
В итоге. Антимонопольщики оштрафовали магазин на 150 000 рублей. Владельцы пытались оспорить штраф в суде, доказывая, что листовка была наклеена со стороны кассира и в ней была приписка «Только для служебного использования». Но владельцам отказали и в первой, и в апелляционной инстанции — листовка была видна и покупателям, а не только продавцам.
Некорректные сравнения
В рекламе нельзя употреблять слова «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и другие, в которых есть превосходная степень, если это нельзя доказать. Когда компания говорит, что она «самая лучшая», надо перечислить конкретные параметры и сослаться на исследования.
В 2017 году Московский государственный университет повесил на здании физического факультета плакат «МГУ — лучший вуз России».
Что грозило. Если бы кто-то пожаловался — штраф 100 000—500 000 рублей университету и 12 000—20 000 — ректору. А так пронесло.
Обман потребителей
Информация в рекламе должна соответствовать действительности.
В 2016 году предпринимательница из Вологды организовала в Оренбурге ярмарку одежды и в рекламе пообещала продавать ее за копейки. В управление антимонопольной службы поступило несколько жалоб от местных жителей: в буквальном смысле за копейки они не смогли ничего купить.
В итоге. Антимонопольная служба посчитала, что реклама вводит покупателей в заблуждение — куртки, пальто и пуховики должны были стоить меньше рубля. Сама предпринимательница рассказала, что на рекламе хотела сэкономить, текст придумала сама, а при изготовлении растяжки просто потерялись кавычки у слова «копейки».
Полуправда
Нельзя упускать важную информацию, если из-за этого искажается общий смысл. Например, если какая-то акция действует только при определенных условиях, про них обязательно надо сказать.
заплатила компания «Яндекс-такси» в качестве штрафа за некорректную рекламу
Непристойные изображения
Реклама не должна содержать информацию порнографического характера. Причем не важно, какая это реклама — видео, картинки или текст.
Что грозило. Штраф за каждый баннер от 100 000 до 500 000 рублей для компании и от 4000 до 20 000 — для директора.
заплатила в качестве штрафа самарская кондиционерная компания за непристойную рекламу
В итоге. По мнению антимонопольной службы, «размещение в общественных местах сексуальных образов неприемлемо и неэтично, это противоречит морально-нравственным устоям значимой доли общества и наносит непоправимый вред нравственному воспитанию несовершеннолетних». Экспертный совет при областном УФАС посчитал, что «реклама имеет двусмысленный характер и предлагает купить одновременно и кондиционер, и женщину для секса, что оскорбляет последних».
Пока шло разбирательство, компания сама демонтировала несколько баннеров, но за каждый неснятый щит рекламодателей оштрафовали на 300 тысяч. Суммарно пришлось заплатить 2 млн рублей. Плюс на 12 тысяч оштрафовали директора.
Иностранные слова без перевода
В рекламе запрещены иностранные слова без перевода. Причем он должен быть написан так, чтобы клиент однозначно понимал, что это — значение иностранного слова. Например, придраться могут к мелкому шрифту.
В 2017 году саратовская мебельная компания объявила о сезонной распродаже, разместив у входа в свои выставочные салоны плакаты с надписью «STOP лучшая цена SALE только в марте! СМЕНА КОЛЛЕКЦИЙ! *Стоп. Распродажа». Федеральная антимонопольная служба сочла нарушением, что слово «SALE» было написано гораздо крупнее, чем русский перевод «распродажа». Причем из-за расположения слов в разных частях плаката не было понятно, что это именно перевод. Рили? Рили, гайз?
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей мебельной компании и от 4000 до 20 000 рублей — директору.
В итоге. Судья в решении указал, что «sale» может означать самые разные вещи: на итальянском — «соль» или «остроумие», на испанском — «солить» или «засаливать», а на французском это прилагательное «грязный» или «гнусный». Мебельную компанию оштрафовали на 200 тысяч рублей. Позже она оспорила штраф и снизила его до 100 тысяч.
Расизм
В рекламе нельзя говорить о неравенстве людей по полу, национальности, религии, возрасту и так далее.
В 2013 году на одной из улиц Челябинска появился рекламный баннер, на нем был изображен белокожий мужчина, жена которого — тоже белокожая — родила темнокожего ребенка. Федеральная антимонопольная служба посчитала, что реклама не уважает семейные ценности и унижает людей с темным цветом кожи.
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей центру стоматологии как юрлицу и от 4000 до 20 000 рублей — директору.
В итоге. Антимонопольная служба оштрафовала стоматологию на 100 тысяч рублей, но наказания удалось избежать, потому что челябинский арбитраж решил, что в нашей многонациональной стране следует аккуратнее говорить о стереотипах. Вот что написано в решении суда:
«Миграция населения растет, в России появляются лица иных национальностей, в том числе с темной кожей. Отношение к появлению детей иного цвета как нарушение общепринятой нормы может быть оскорбительным для данной расы и порождать воспитание у российских граждан нетерпимости к лицам иного пола, расы и национальности. Стереотип о супружеской неверности может быть оскорбительным для определенной категории лиц. Отец испытывает нормальный стресс, связанный с рождением ребенка, но ничего непристойного и оскорбительного здесь нет».
Добро пожаловать в постмодернизм. Пожалуйста, следуйте за мной. Штраф отменили, но спорную рекламу все равно сняли.
Оскорбление других людей
В рекламе запрещено оскорблять других людей, использовать бранные слова или осуждать тех, кто обращается к конкурентам.
В 2016 году на улицах Барнаула, Брянска, Дзержинска и Ульяновска разместили баннеры с рекламой квартир-студий. На щитах были изображены девушки с небольшой грудью, а ниже стояла подпись «Маленькая, зато своя». Чуть позже такая реклама появилась в Оренбурге. Одновременно с этим на улицах прохожие могли увидеть другие рекламные щиты — на них было фото женщины с большой грудью и слоган «Своя должна быть большой».
В этом же городе местный предприниматель аналогичным образом продвигал натяжные потолки. На плакатах был изображен мужчина, заглядывающий к себе в штаны. Ниже располагалась надпись «Маленький, зато свой. Натяжной потолок».
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей для компании и от 4000 до 20 000 — для руководства, от 2000 до 2500 рублей — индивидуальному предпринимателю.
В итоге. Эксперты регионального управления антимонопольной службы вместе с филологами сочли рекламу оскорбительной и непристойной, компанию и предпринимателя обязали снять баннеры. И застройщики, и бизнесмен-потолочник предписание быстро исполнили, поэтому штраф назначать не стали.
Унижение конкурентов
Недовольными рекламой могут быть не только потребители или антимонопольщики, но и конкуренты.
Почти 40 лет по всему миру идет рекламная война американских брендов фастфуда «Макдональдс» и «Бургер-кинг». В России «Бургер-кинг» постоянно размещает свои баннеры рядом с рекламой конкурента, передразнивая ее.
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей для компании — налицо некорректное сравнение товаров. Кроме того, «Макдональдс» имел право потребовать компенсировать упущенную выгоду, ведь «Бургер-кинг», не стесняясь, переманивал потенциальных клиентов.
В итоге. На взаимные подколки компаний никто из клиентов не жаловался. Несмотря на то что в своей рекламе «Бургер-кинг» часто позволяет себе откровенно непристойные выпады в адрес конкурента, «Макдональдс» тоже ни разу не обращался ни в суд, ни в антимонопольную службу. Видимо, оба бренда считают скандалы дополнительной рекламой.