Что такое нефритовый стержень
Легенды китайского нефрита: значение и конфуцианская добродетель
Нефрит — это легендарный камень, известный с древнейших времен, обладающий прочностью стали и нежной бархатной поверхностью, естественный цвет которого зеленый, красный, желтый или белый (молочный) цвет. Если камень проходит качественную полировку, то его цвета становится яркими и невероятно сочными.
Самый популярный вид нефрита в китайской культуре — зеленый нефрит, имеющий изумрудный оттенок, хотя не менее распространен и белый (молочный) цвет камня.
Названный 玉 (yù) на китайском языке, нефрит важен для китайской культуры из-за его красоты, практического использования и социальной ценности. Драгоценный камень использовался для создания многих погребальных и церемониальных предметов, начиная от декоративных предметов в помещении и заканчивая погребальными костюмами из нефрита, отражая древнюю китайскую веру в то, что нефрит принесет бессмертие, продлит жизнь и предотвратит разрушение телесной оболочки.
История нефрита
История нефрита начинается практически с самых первых дней становления китайской цивилизации.
Самый ранний китайский нефрит относится к культуре Хэмуду. Культура Хэмуду — это археологическая культура неолита в Восточном Китае. Названа по месту первой находки, около посёлка Хэмуду, уезд Юйяо, городской округ Нинбо, провинция Чжэцзян. Временной отрезок, охватывающий эту культуру, около 5000—4500 гг. до н. э. В провинции Чжэцзян и был найдены первые образцы нефритовых изделий, являющимися самыми ранними артефактами, связанными с драгоценным камнем.
К 4000–2500 гг. до н.э., то есть к периодам культур Хуншань (северо-восточный Китай) и Лянчжу (дельта реки Янцзы в Китае) нефрит приобретает важное значение для проведения ритуальных мероприятий. Резной нефрит разного функционала был найден также во время культуры Луншань (бассейн реки Хуанхэ, 2000-1500 гг до н.э.), а также в местах раскопок и изучения культуры бронзового века западных и пасхальных династий Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Если посмотреть на даты, то можно живо себе представить, как глубоко уходят корни истории тесной взаимосвязи китайской цивилизации и драгоценного нефрита.
Например, в китайском словаре «Шовэнь цзецзы /說文解字 (shuo wen jie zi)», первом китайском словаре, опубликованном в начале II века н.э., нефрит был описан писателем Сюй Шенем как «красивые камни».
Использование китайского нефрита
Археологические находки нефрита состоят из большого разнообразия предметов: жертвенные сосуды, инструменты, украшения, посуда и многое другое. Даже некоторые древние музыкальные инструменты были сделаны из китайского нефрита, такие как дунсяо (открытая продольная бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом и играемая вертикально) и китайские традиционные колокольчики.
Вот например, Лань Сичень играет на примерно такой флейте, но она, к сожалению, не из нефрита.
Красивый цвет нефрита в древние времена придавал ему загадочность и особую мистику для китайцев, поэтому нефритовые изделия были популярны как жертвенные сосуды и часто были захоронены вместе с мертвыми.
Одним из примеров ритуальной важности нефрита является так называемый «нефритовый принц». В 1968 году в уезде Маньчэн 满城县, провинция Хэбэй, солдаты случайно обнаружили могилы Лю Шэна, принца Чжуншаня, и его жены Доу Вань, живших во II веке до н. э.. Их тела полностью истлели, но погребальные одеяния сохранились. Они были сделаны из тысячи кусочков огранённого и полированного нефрита. Каждый кусочек был соединён с соседними золотой проволокой.
Также нефрит использовался и в целебных целях. Люди верили, что смешивание порошка нефрита с водой создает лекарство, которое укрепляет организм и продлевает жизнь. Если эта смесь проглатывается непосредственно перед смертью, то, возможно, даже будет замедляться разложение организма.
Нефритовые знаки отличия изготавливались как для самого императора, так и для высокопоставленных придворных. Интересно, что при общении с иностранцами, сановники были обязаны надевать специальные нефритовые диски, посредине которых было отверстие на удачу. Любопытно, что в императорском дворце все прикрывали рот нефритовыми пластинами, когда обращались к Его Величеству. Китайские придворные дамы тоже носили нефрит, но это были различного вида застежки и булавки, которые обозначали их положение и придворный чин.
Все культовые храмовые комплексы в Китае наполнены скульптурами из нефрита. В знаменитом Храме Нефритового Будды до сих пор бережно хранятся 2 огромных скульптуры Будды, выполненные из цельных кусков белого нефрита. Ведь по легенде Будда восседал как раз на троне, сделанном из нефрита.
Вся китайская знать ела нефритовыми палочками из нефритовой посуды. У китайцев были даже нефритовые письма (но чаще все же использовали «шелковые письма» из-за практичности) — письмена на нефритовых пластинках нефритовыми ручками.
Посуда у знатных и зажиточных китайцев (тем более в императорском дворце) до изобретения фарфора практически вся была нефритовая. Из нефрита вырезали потрясающие курильницы, табакерки и даже флаконы для духов.
Значение нефрита в китайской культуре
Китайцы любят нефрит не только из-за его эстетической красоты, но и из-за того, что он обладает определенной социальной ценностью. В «Ли Цзы» («Книге обрядов») Конфуций сказал, что в нефрите представлены 11 де, или добродетели: доброжелательность, справедливость, уместность, правда, доверие, музыка, верность, небеса, земля, мораль и разум.
«Мудрые сравнивают нефрит с добродетелью. Для них его блеск и свет представляют собой всю чистоту; его совершенная компактность и чрезвычайная твердость представляют надежность интеллекта; его углы, которые не режут, хотя и кажутся резкими, представляют справедливость; чистый и продолжительный звук, который он издает при ударе, представляет музыку. Его цвет олицетворяет верность; его внутренние недостатки, всегда проявляющие себя сквозь прозрачность, напоминают о искренности; его переливающаяся яркость олицетворяет небеса; его замечательная субстанция, рожденная от горы и воды, олицетворяет землю. Если использовать его без украшения, то нефрит представляет целомудрие».
А в книге «Ши Цзин» («Книге од») Конфуций писал:
Нефрит для китайцев во все времена это был не просто камень, украшение или драгоценность, это отдельное божество. Даже если сравнить озабоченность золотом у европейцев, то нефрит значил для китайцев еще больше. Как гласит китайская пословица: «золото имеет ценность, нефрит бесценен».
Нефрит в китайском языке
Поскольку нефрит представляет желательные добродетели, слово для нефрита («юй») включено во многие китайские идиомы и пословицы, чтобы обозначить красивые вещи или людей.
Крайне популярно также использовать китайский иероглиф, обозначающий нефрит, в именах. Даже Верховное Божество Даосизма известно как Юй-хуан или Юй-Ди (Нефритовый Император — верховное божество даосского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей).
Китайские легенды о нефрите
Нефрит настолько укоренился в китайской культуре, что существуют знаменитые истории о нефрите (в историях его называют «би»). Двумя самыми известными легендами являются «Хэ Ши Би» и «Вернуть нефрит в сохранности в царство Чжао». Истории рассказывают о человеке по имени Бянь Хэ и кусочке нефрита, который в итоге стал символом объединенного Китая.
Согласно легенде, Хэ Ши Би был найден до 283 г. до н.э. в государстве Чу (современные провинции Хубэй, Хунань и части Шанхая) человеком по имени Бянь Хэ. Он сказал, что нашёл камень, содержащий нефрит, на горе Чу. Осознавая ценность нефрита, Хэ принёс его к Ли, правителю государства Чу. Однако Ли решил, что это обыкновенный камень, и, оскорбившись, приказал, чтобы Хэ отрезали левую ногу. Когда Ли умер, корона перешла к его сыну У. Хэ предложил драгоценный нефрит новому правителю, но тот тоже подумал, что это простой камень, и приказал отрезать правую ногу Хэ. После смерти У на трон взошёл его сын Вэнь.
В это время Бянь Хэ принёс свой нефритовый камень к подножию горы Чу. Там он плакал, пока «через три дня и три ночи его слёзы не были исчерпаны и потекла кровь». Узнав об этом, правитель Вэнь послал людей, чтобы выяснить, в чём дело, сказав: «На протяжении всей истории Поднебесной у многих людей были отрезаны ноги. Почему же вы плачете так горько?» «Я сокрушаюсь не о потере моих ног, — ответил Хэ, — а о том, что драгоценный камень считают обычным, а честного человека — лжецом». Впечатлённый глубокой скорбью Хэ, правитель Вэнь приказал королевскому ювелиру огранить и отполировать камень. Внутри него оказался самый большой кусок чистого нефрита, который Вэнь когда-либо видел. В честь страдальца Хэ, нашедшего драгоценный нефрит, Вэнь назвал камень Хэ Ши Би, что означает «Нефритовый диск Хэ».
К несчастью нефритовый диск был украден из царства Чу и продан в царство Чжао. В 283 г. до н.э. князь Чжаосян-ван из царства Цинь предложил 15 городов царству Чжао в обмен на нефритовый диск. От этой истории берет начало китайская поговорка кит. 价值连城 — «по цене многих городов». Придворный советник царства Чжао Лин Сянжу был направлен в царство Цинь, но по прибытии в столицу обнаружил, что Чжаосян-ван не собирается выполнять своё обещание. Тогда Лин Сянжу пригрозил разбить нефритовый диск, если князь не выполнит своего обещания. Впоследствии советник благополучно вернул Хэ Ши Би своему господину. Отсюда пошла другая китайская поговорка: кит. 完璧歸趙 — «Вернуть нефрит в сохранности в царство Чжао», что означает «вернуть что-либо к законному владельцу».
Из многих известных китайских печатей ни одна не является такой знаменитой, как Императорская печать Китая. Этот артефакт был вырезан как раз из нефрита Хэ Ши Би.
Многие считают нефрит защитником поколений, живых и мертвых. Нефрит был и всегда будет «Юй» — «высшим драгоценным камнем» и «драгоценным камнем небес», камнем сердца.
P.S. нефрит также является камнем рождения для тех, кто родился между 9 и 10 часами вечера.
P.P.S. Одно из интересных свойств нефрита – пробуждение внутренней сексуальности. Всем известно китайское выражение «нефритовый стержень» (прим. благодаря новеллам, безусловно), что означает детородный орган. Первые особые игрушки были сделаны в Китае именно из этого камня. «Нефритовая игра» (игра света на зеркальной отполированной поверхности камня) — это сексуальные отношения в разрезе той же «нефритовой философии». А еще в Китае нефрит считался символом Солнца и символом мужской энергии «ян», его мягкий, безмятежный и спокойный цвет нефрита отождествляли с красотой женского тела.
Bublos_blu (c) YesAsia
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В сети начали распространять мем про главу Китая
В сети начали распространять мем про главу Китая, называя его «нефритовый стержень Xi». Расскажу об этих мемах, а также о том, при чём тут Япония. В последнее время форс начал распространяться всё чаще, некоторые люди записали видео об этом, кто-то сделал сообщества в социальных сетях и не только.
Речь идёт про председателя (должность главы КНР) Си Цзиньпина, на английском языке его зовут Xi Jinping, потому его и называют Xi. Он является председателем с 2013 года. Его предшественником был Ху Цзиньтао, который руководил КНР с 2002 года по 2012 год.
Мем распространяют в виде текста, картинок и видео. Делается это в стиле пропаганды, прославляющей главу КНР и призывающей РФ «учиться у КНР» и так далее. Ниже будут примеры данных публикаций.
Здравствуйте, русские друзья! Я тоже русский колхозный политрук живу Тверь город. Мой друг Жмитрий тоже русский посоветовал мне прочитать китайский газета — Жейминь Жибао. Сразу же, задыхаясь от величия китайский народный лидер, открыл газета цепкими лапами и придался чтения. Лидер, моё почтение. Настоящая глыба есть Xi Цзиньпин. Уважение высокий лидер от русский человек!
Лидер Mao — нефритовый стержень. Я обычный рабочий из Нанкин. Китайский Республика. Вставать утром на работа. Брать газета. Читать новости про Чан Кайши. Слабый. Плешивый. Мелкий рост. Нет стержня. Читать про Китайский Народ Республика. Экономика рост. Лидер сильный. Нефритовый СТЕРЖЕНЬ. Гражданская война Китай не существовать. Пропаганда слабый США.
Китай Народ Республика никогда пропаганда.
Хочу чтобы Китай был един и великий Mao правил им.
Мем растёт и не стоит на месте. Начали использовать ещё и Японию, социальные очки и другое.
Откуда пошло выражение нефритовый стержень? И почему нефритовый?
В какой стране впервые фаллос назвали нефритовым стержнем?
И почему именно нефритовым, а не эбонитовым, малахитовым, сапфировым?
Почему самым уместным сравнением мужскому фаллосу посчитали именно зеленый нефрит, а не бриллиант, рубин, агат, аметист?
Так выглядит минерал нефрит:
Впервые мужской пенис удостоился именоваться «нефритовым стержнем» в Поднебесной. В Китае фаллос называли «нефритовым стержнем», а не, к примеру, малахитовым или агатовым, из-за свойств, приписываемых камню нефрит.
Но даже не из-за полезности минерала нефрит мужской фаллос стали китайцы величать «нефритовым стержнем». Сей высокопарный эпитет дан фаллосу из-за других свойств нефрита.
Цзян Цзинго, сын Чан Кайши действительно в двадцатых годах учился в Москве и жил у старшей сестры Ленина Анны Елизаровой-Ульяновой. Он даже взял себе ее фамилию, проживая под именем Николая Елзарова. В последующем стал видным общественным деятелем Тайваня. В правительстве Чан Кайши заведовал внутренними делами. В 1978-1988 годах был президентом Китайской республики (Тайвань).
Под запретом в Китае находятся Facebook, Twitter, YouTube, Skype. Та же картина в Иране, а Египет подвергает их периодической блокировке. В Туркменистане кроме перечисленного заблокированы VK, WhatsApp и Viber.
Мнение простого китайца о причине запрета выглядит так: «Партия не хочет, чтобы Китай стал похожим на рухнувший Советский Союз.» Ну а общепринятой версией гонений считается, что используемые алгоритмы приложений не позволяют получать китайским властям любую информацию о пользователях.
Взамен табуированных социальных сетей процветают ничем не уступающие им по популярности китайские аналоги. Так, Renren Network напоминает своим интерфейсом и назначением Facebook, а социальная сеть Qzone по количеству зарегистрированных пользователей стоит третьей в мире за Facebook и YouTube.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Бао Лин
Книга «Тайна Летающей Женщины или Исповедь Старейшины Чая»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Меня заинтересовала громадная настенная фреска, находящаяся прямо у меня перед глазами. В центре ее располагался стол, на ближних углах которого стояли черепахи с голубыми чашечками для благовоний на спине. Справа от этого стола была изображена посвященная монахиня (о чем свидетельствовал красно-яшмовый нимб над ее головой), которая в приподнятых руках протягивала облако желто-оранжевой энергии по направлению к центру стола. Правее монахини восседала на троне в позе лотоса Небесная Царица с золотым нимбом над головой и цветком лотоса на груди. Небесную Царицу обнимала юная дева, передающая через свою левую руку, лежащую на Дань-Тяне Небесной Царицы, ближе к нефритовым вратам, свою энергию инь, которую юная дева брала правой рукой из области своих нефритовых ворот.
По другую сторону стола, слева, стоял посвященный монах, посылающий свою янскую энергию в виде такого же золотисто-оранжевого облака, которая сливалась с облаком монахини и, переплетаясь, возносилась к небесам. Слева от монаха восседал Небесный Царь, руки которого были сложены для молитвы, еще левее сидел юный слуга, согнутые колени которого касались правого колена Небесного Царя.
Ниже уровня основания стола, примерно на половину человеческого тела вниз, был изображен женский оркестр из семи девушек, играющих на священных инструментах. Та, которая была в центре, играла на черной лютне и танцевала. Лютня находилась как раз у нее за головой. Волосы, как корона, украшал цветок лотоса, прозрачный шелк почти не закрывал ее грудь и живот идеальной формы. Белая перевязь, стянутая на лобке в тугой узел, давала начало зеленой тяжелой шелковой полуюбке, покрывающей красные с черными переливами шаровары, едва доходящие до колена. Изящная оголенная ножка танцовщицы, которую она поставила на кончики пальцев, была обхвачена двумя нефритовыми браслетами, украшенными маленькими шелковыми зелеными веерами. На передней части голени, которая как раз находилась в центре нижней части фрески, были две, величиной с голубиное яйцо, мандалы-татуировки, несущие священный сакральный смысл. Этих знаков я не знала, поэтому вся картина приводила меня в священный трепет. Безусловно, это было зашифрованное тайное послание ушедших к ВУ-ЧИ.
Две святые бессмертные девы находились в нижних углах картины, а в правом нижнем углу, за левым плечом бессмертной девы, была, вероятнее всего, та, восьмая священная бессмертная, так как нимб над ее головой состоял из восьми золотых потоков, напоминающих восьмиконечную звезду, а не был сплошным, как у Небесного Царя. Руки ее также были сложены для молитвы.
В целом эта фреска была гимном любовному экстазу, питающемуся эманациями благовоний, нежными звуками музыки, светлыми образами прекрасных дев, играющих на священных инструментах, чистой энергией монахов и монахинь, дающих тончайшую инь и ян для рождения Небесного дитя, и земной плотной энергией юных слуг, насыщающих своей свежестью нефритовые ворота Небесной Царицы и нефритовый стержень Небесного Царя. Это было целым руководством, как зачать духовное и сильное, счастливое дитя.
В обычное время эта священная фреска скрывалась под плотной красной, в тон всего зала, занавесью, и в целом зал был выполнен в строгой официальной манере. Даже все надписи были прорисованы в классическом каллиграфическом стиле без каких-либо излишеств. Среди этого красного официоза было только одно ясно-голубое пятно роскошной диадемы, которую преподнес Ши своей юной жене. Диадема была выполнена в виде букета с голубыми цветами и листьями. Огромные, всевозможных тонов рубины и сапфиры были обрамлены жемчужной вязью. Это был знак, что Бао стала женой первого ранга и ее дети могут быть наследниками рода Нань Сун.
Ну, вот и все — официальные лица покинули зал. Остались только «попечители тела» и я. Оставалась еще одна маленькая часть церемонии: священное омовение и смена одежд, как смена состояния бытия. «Попечители тела» должны были смыть все прошлые связи и мысли, чужие взгляды — очистить тела для новой, совместной жизни — и умастить кожу тончайшими эфирными маслами — базилика, розы, персика, жасмина. В смесь, приготовленную для Ши, были также добавлены коричное, сандаловое и мускатное масла.
Нежнейшими полотенцами были удалены остатки масел. Затем строго по ритуалу молодых облачили в одежды для первой священной ночи.
Еле живую от всех этих ритуалов, благовоний и чужих касаний Бао перенесли на брачное ложе. Туда же перенесли и Ши, сидящего по- турецки на брачных носилках. Тяжелая занавесь альковной ниши опустилась, освобожденная от золотой перевязи.
Мое тело осталось за занавесом, но я была несомненно, там. Я должна была контролировать все происходящее. Где-то около получаса Ши и Бао сидели и смотрели в глаза друг другу, как будто не зная, что же делать дальше. Оставленные наконец одни, они постепенно осознавали, что теперь они уже не пассивные участники всех этих суетных событий, а их виновники и действующие лица. Легкая улыбка коснулась губ Бао, губы Ши также повторили это едва уловимое движение. Легкий румянец появился на бледных персиковых щечках — и мне стало спокойнее, все идет хорошо.
Я должна была быть с ними всю их брачную ночь. Я волновалась, как на экзамене, получится ли все у моей милой Бао. К счастью, я заметила, что Ши не был искушен в искусстве наслаждений, видимо, этот предмет в его подготовке отсутствовал. Это облегчало мои задачи. Я шептала про себя: «Смелей, моя девочка!»
Она медленно протянула правую руку к Ши и коснулась его сердца. Он повторил то же самое.
«Браво, девочка, ты повела!» — мысленно похвалила я свою ученицу.
Она медленно сняла с плеч Ши плотную алую, с золотым шитьем накидку, затем приложила руки к своему животу и опустила голову. Он сделал то же самое. Бао придвинулась к нему ближе. Медленно подняв глаза, она ждала, когда он посмотрит на нее. Наконец и он поднял свой взгляд, тогда Бао медленно оголила его плечи и опять опустила голову, положив руки на свой живот. Он тоже придвинулся ближе, оголил ее плечи и положил руки на свой живот, вовлекаясь в ее игру.
И еще ближе, совсем немного, их колени соприкоснулись. Девяносто восемь предметов ритуального одеяния первой брачной ночи уже были сняты и бесшумно соскользнули с шелкового покрывала или же лежали вокруг в священном беспорядке. Тогда Бао раскрыла черный с желтыми и красными лентами халат Ши, выпустив на волю его нефритовый стержень, и замерла, учтиво преклонив голову и оставив руки на коленях мужа. Ши так же медленно раскрыл тончайший алый халат Бао и положил правую руку на свод нефритовых ворот, а левую на сердце, между нежных персиков своей жены.
ПОЗАИМСТВОВАТЬ ТРУП, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ДУШУ
В зале стало свежее, тяжелые благовония медленно уползали вместе с заходом солнца и перепадом температур. Я зажгла нежнейшие персиковые благовония.
Сердце Бао наполнялось кровью и радостью.
«Она должна справиться», — думала я с уверенностью.
В это время Бао положила правую руку на нефритовый стержень, а левую руку — на сердце Ши. Так они находились без движения некоторое время, пока их дыхание не стало единым целым. Тогда Бао села на колени Ши и обхватила его ногами, касаясь вратами своей нефритовой палаты его нефритового стержня. Бао чувствовала, как нефритовый стержень набухал, становился твердым, затем горячим, так же набухали и становились горячими ее внешние нефритовые ворота.
Ши приоткрыл рот и старался контролировать себя. Он тихо застонал, и Бао, сцепив руки в замок на шее Ши и приподнявшись, стала медленно опускаться на нефритовый стержень. Но вдруг Ши сильно сжал в своих объятиях ее хрупкое тело, сделал глубокий толчок нефритовым стержнем и издал громкий крик вместе с Бао. На мгновение они застыли, не понимая, что произошло.
Ши медленно ослабил кольцо объятий, он понимал, что не выдержал ритуал до конца. Бао улыбалась, радуясь, что она теперь такая же, как и ее сестры, виртуозно владеющие камешками: «Теперь я могу тренироваться так же, как и они, я буду хорошей женой». Они медленно выпустили друг друга из объятий и молча легли друг около друга, держась за руки. Вскоре они заснули, измученные тяжелой церемонией. Но теперь наступило мое время.