Что такое некоторые физические термины

7 класс

Введение
§ 2. Некоторые физические термины

В физике, кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь. Например, такие, как «электричество», «энергия», «сила» и др.

В физике каждое из окружающих нас тел (песчинку, камень, Луну) принято называть физическим телом или просто телом.

Физические тела показаны на рисунке 2 — это ручка, листок, капля воды, теннисный мяч.

Что такое некоторые физические термины. Смотреть фото Что такое некоторые физические термины. Смотреть картинку Что такое некоторые физические термины. Картинка про Что такое некоторые физические термины. Фото Что такое некоторые физические термины

Всякое тело имеет форму и объём. На рисунке 3 изображены тела разной формы, но одинакового объёма — кусок пластилина и слон, вылепленный из такого же куска пластилина. На рисунке 4 — тела разного объёма, но одинаковой формы — две ложки.

Что такое некоторые физические термины. Смотреть фото Что такое некоторые физические термины. Смотреть картинку Что такое некоторые физические термины. Картинка про Что такое некоторые физические термины. Фото Что такое некоторые физические термины

Что такое некоторые физические термины. Смотреть фото Что такое некоторые физические термины. Смотреть картинку Что такое некоторые физические термины. Картинка про Что такое некоторые физические термины. Фото Что такое некоторые физические термины

Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом. Железо, медь, резина, воздух, вода — всё это различные вещества.

Вода — вещество, капля воды — физическое тело, алюминий — вещество, алюминиевая ложка — физическое тело.

Вещество — это один из видов материи. А словом «материя» в науке называют всё, что есть во Вселенной.

Материя — это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.).

Примерами другого, отличного от вещества вида материи являются свет, звук, радиоволны. Нам известно, что радиоволны реально существуют, несмотря на то что мы их не видим.

Вы познакомились с новыми для вас терминами: физическое тело, вещество, материя.

Изучая физику, вы будете постоянно расширять свои знания, узнавать новые термины и тем самым постигать язык этой интересной науки.

Вопросы:

1. Что в физике понимают под термином «физическое тело»?

2. Что называют веществом? Приведите примеры физических тел и веществ.

3. В чём сходство и различие тел, изображённых на рисунках 3, 4?

Источник

Первый урок физики в 7-м классе по теме: «Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты»

Разделы: Физика

Оборудование: коробок спичек, свеча, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрическая спираль, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, компьютер, проектор, презентация “Что изучает физика”.

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

Методические приемы: лекция с элементами беседы.

I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем. Организационный момент

II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)

1. Из истории физики.

Учитель.Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.

С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.

Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса!
Он всего, всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто всё узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он Земли науку,
Кратко “физикой” назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал!

В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.

Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.

Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и стовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике.

Учащиеся. Необходимы знания по физике представителям всех ведущих профессий: строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д.

Ответы на все эти вопросы дает именно физика.

Физика является интересной и, одновременно с этим, достаточно сложной наукой. Только постоянные усилия в изучении этой науки позволят вам глубоко понимать содержание и смысл законов, по которым развивается наш мир.

Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.

Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!

Откройте тетради, запишите тему урока : “Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты”.

Далее по ходу лекции учителя, учащиеся составляют опорный конспект (далее в тексте зеленый цвет шрифта).

Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира.

В XVIII веке М.В. Ломоносов ввел в русский язык слово “физика”, издал в переводе с немецкого первый учебник по физике.

2. Изучение терминологии.

Учитель.Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.

Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта)

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)

Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами. (Учитель показывает картинки природных явлений, а ученики отвечают – какое природное явление изображено на них). Учитель отпускает из поднятой руки спичечный коробок, дав ему упасть на стол. Какое явление здесь наблюдается? (Движение) Учитель зажигает спичку, свечу, зажигалку. Какое явление можно наблюдать? (Горение)

Учитель приводит примеры и демонстрирует опыты, связанные с физическими явлениями: скатывание шарика по желобу, электрическая искра, действие магнитов на железо, получение изображения свечи на экране при помощи линзы, кипение воды.

Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов.

Какие приборы вы знаете? Учащиеся приводят примеры: линейка, секундомер, термометр, барометр ( учитель демонстрирует приборы).

4. Обсуждение проблемы: какими методами, способами изучают физические явления.

Учитель. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания?

Учащиеся. Многие первичные знания появляются из собственных повседневных наблюдений.

Учитель. Совершенно верно. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

Представьте себя на некоторое время учеными-физиками. Вам предстоит совершить какое-то научное открытие, изобрести что-нибудь. Сразу это возможно? Могут ли открытия рождаться без знаний?

Учащиеся. Необходимо изучить предшествующий опыт, нужно многократно наблюдать одно и то же явление, чтобы увидеть, как оно изменяется при различных обстоятельствах. Ученый сначала может только предполагать, догадываться о том, как может происходить то или иное явление в новых условиях, но ему необходимо проверить и доказать предположения. Для этого ученый прибегает к опытам и измерениям.

Учитель. Совершенно верно. Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам. То есть источником физических знаний являются наблюдения и опыты.

Источники физических знаний

Окна в мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус—>Мысль

Гипотеза,
догадка,
фантазия,
мечта,
интуиция—>Опыт

Вопрос природе на её языке вещей и событий—>Знание

III. Проверка усвоения изученного материала

(Фронтальный опрос учащихся; предварительно учитель сообщает о разной степени сложности заданий и желает учащимся успехов в выполнении более высокого уровня сложности;количество заданий можно сократить).

1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.

2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.

3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.

4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.

5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.

1. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.

2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.

3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость.

4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.

5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?

1. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?

2. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?

3. Какие наблюдения вы проводили в природе? Какие физические явления наблюдали? Приходилось ли вам ставить опыты? Какие? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?

1. Молоко продают в различной упаковке: бутылках, полиэтиленовых пакетах и бумажных коробках. Назовите достоинства и недостатки каждого из видов упаковки.

2. Влияет ли, по-вашему, функциональное назначение предмета(тела) на выбор вещества, из которого этот предмет (тело) изготовлен?

3. Обувь изготавливают из кожи, кожезаменителя, резины и специальных пластиков. Какие достоинства и недостатки имеет обувь каждого вида?

IV. Итоговое повторение

По ходу ответов учащиеся зарисовывают в тетрадях схему.

Что такое некоторые физические термины. Смотреть фото Что такое некоторые физические термины. Смотреть картинку Что такое некоторые физические термины. Картинка про Что такое некоторые физические термины. Фото Что такое некоторые физические термины

V. Домашнее задание

§ 1-3 читать, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. –М.: Дрофа, 2002).

В предлагаемые таблицы напишите по три примера.

Источник

Что такое некоторые физические термины

Для начала давайте определимся, что же такое «термин».
Термин – это слово или словосочетание, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, искусстве, технике. Такие специальные слова-термины мы будем с вами изучать на уроках физики.
На прошлом уроке мы рассмотрели один из таких терминов – физическое явление.
Сегодня мы познакомимся еще с несколькими физическими терминами. И первым их них будет физическое тело или просто тело. Это все предметы (тела), которые нас окружают. Например, песчинка, цветок, дом, Солнце и т.п. Это хорошо иллюстрирует

Каждое тело имеет свою форму и объем. Например, чайная и столовая ложки имеют одинаковую форму, но разный объем. А кусок гипса и вылепленная из него фигура – одинаковый объем, но разную форму.
Что такое некоторые физические термины. Смотреть фото Что такое некоторые физические термины. Смотреть картинку Что такое некоторые физические термины. Картинка про Что такое некоторые физические термины. Фото Что такое некоторые физические термины
Рис.2 Пример различия формы и объема
Все то, из чего состоят тела – это вещество. Вода, воздух, резина, пластмасса, железо, бетон – это вещества.
Например, вода – это вещество, капля воды – физическое тело, железо – вещество – железная балка – физическое тело, стекло – вещество, стакан – физическое тело. Это хорошо проиллюстрирует

Видео №2 «Стеклянный стакан».

Вещество- это один из примеров материи. А словом «материя» в науке называют все, что есть во Вселенной. Но вещество – это материя, которую можно осязать. А еще существует вид материи, до которого невозможно дотронуться. Он называется специальным термином «поле». С помощью поля – невидимых электромагнитных волн – мы можем связываться с собеседником по мобильному телефону, капитан корабля – определять свои координаты через спутник. На таких волнах работают радио и телевидение. Еще одним примером электромагнитных волн является свет.
Материя вокруг нас постоянно изменяется. Некоторые тела перемещаются один относительно другого, часть из них сталкивается и, возможно, разрушается, из одних тел образуются другие. Перечень таких изменений можно продолжать и продолжать – не зря еще давным-давно философ Гераклит говорил: «Все течет, все меняется». Одним из примеров таких изменений может служить извержение вулкана. Это нам хорошо проиллюстрирует

Изменения в окружающем мире ученые называют специальным термином «явление».

Примеры некоторых физических явлений приведены в таблице. Если посмотреть на первую строчку, то, что может быть общего между полетом ракеты, падением камня и вращением планеты. Все очень просто. Все приведенные в этой строчке примеры явлений описываются одними и теми же законами – законами механического движения. С помощью этих законов можно вычислить координаты любого движущегося тела в любой момент, который нас интересует. Но с этим мы будем знакомиться более подробно в дальнейшем.
Что такое некоторые физические термины. Смотреть фото Что такое некоторые физические термины. Смотреть картинку Что такое некоторые физические термины. Картинка про Что такое некоторые физические термины. Фото Что такое некоторые физические термины
Рис.6 Примеры физических явлений

Контролирующий блок

Домашнее задание

Интересно знать

Список литературы

Отредактировано и оправлено Борисенко И.Н.

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.

Источник

Конспект «Некоторые физические термины» 7 кл.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема 2: « Некоторые физические термины »

Цели: 1. Научить учащихся различать физические явления, физические тела и вещества.

2. Развивать кругозор учащихся; работать над правильным произношением основных понятий.

3. Воспитывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: объяснение, рассказ, беседа, наблюдение, показ, работа с учебником.

Наглядность и оборудование: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Учитель: Евсеева Кристина Владиславовна.

1. Выявление отсутствующих.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Фоноритмика: физика, физические явления: механические, электрические, магнитные, световые, звуковые, тепловые, атомные.

Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – научные термины. Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства. Некоторые из таких слов вошли в нашу разговорную речь. Например, электричество, энергия, сила и др.

Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, доска, книги, тетради, карандаши. В физике всякий предмет называется физическим телом. Следовательно, стол, стул, книга, карандаш – физические тела. Земля, Луна, Солнце также являются физическими телами. Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. Всякое тело имеет форму и объем. Тела могут быть одинакового объема, разной формы и наоборот разного объема, одинаковой формы.

Все то из чего состоят физические тела, называют веществом. Например, железо, медь, резина, дерево, стекло, воздух, вода и т.д.

Вещество – это вид материи, все то из чего состоят физические тела.

Материя – это все то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.).

Примерами другого вида материи являются свет, радиоволны и др. Нам известно, что радиоволны существуют, несмотря на то, что мы их не видим.

1) Земля – это физическое тело. 2) Солнце и Луна – это физические тела. 3) Луна – это спутник Земли. 4) Венера и Марс – это планеты. 5) Планеты – это физические тела.

Задание 2: Закончите предложения.

А) 1. Земля движется вокруг … 2. Луна движется вокруг … 3. Все планеты движутся вокруг … 4. Спутник движется вокруг … 5. Все небесные тела движутся в …

Б) 1. Лед плавится и превращается … 2. Вода отвердевает и превращается … 3. Вода кипит и превращается … 4. Пар охлаждается и превращается …

В) 1. Физическими явлениями называются изменения, которые … 2. Физикой называется наука, которая …

Задание 3: Прочитайте, определите границы предложений и расставьте знаки препинания. Поставьте вопрос к каждому предложению.

Физика является наукой о физических явлениях природы «физика» по-гречески значит природа физическое тело – это любой предмет здание, автобус, трамвай являются физическими телами все тела в природе движутся физика изучает движение тел.

— Выполнение заданий из задачников.

-Что называется физическим телом?

— Что такое вещество? Материя?

— На картинке физическое тело или вещество?

Что такое некоторые физические термины. Смотреть фото Что такое некоторые физические термины. Смотреть картинку Что такое некоторые физические термины. Картинка про Что такое некоторые физические термины. Фото Что такое некоторые физические термины

— К веществу подбери тело, которое состоит из этого вещества.

Источник

Урок-презентация «Что изучает физика. Некоторые физические термины»

Разделы: Физика

Оборудование: различные физические тела, часы, вольтметр, термометр, барометр, электронная презентация «Что изучает физика», компьютер, проектор.

Методические приемы: лекция с применением ИКТ.

I. Знакомство учеников с кабинетом физики и преподавателем. Организационный момент.

II. Изучение нового теоретического материала. (лекция учителя)

Примечание: Объяснение нового материла сопровождается показом презентации. (Приложение 1)

Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы начнем знакомство с новым для вас предметом физикой. Узнаем ее роль как науки. Эту новую для вас науку вы будете изучать до окончания школы.

Знакомство с физикой не заканчивается в школе. Есть специальные институты, в которых готовят ученых-физиков. Но физика нужна не только ученым — она нужна всем: рабочим, врачам, инженерам, конструкторам. Знание физики делает человека более умным и более сильным, он перестает быть беспомощным перед стихиями природы, он начинает понимать мир, в котором живет.

Только зная физику, можно проектировать и строить дома, заводы, машины, электростанции. Чтобы создавать радиоприемники, автомобили, космические аппараты, даже просто одежду и продукты питания, надо знать физику

Например, очки, телескопы, фотоаппараты и видеокамеры можно было сделать только потому, что физики изучили, как распространяется свет в воздухе и стекле. Конструирование и изготовление кораблей, самолетов, воздушных шаров основано на знании закономерностей, которым подчиняются жидкости, газы и движущиеся в них тела.

Без знания физики нельзя было бы сделать ни часы, ни телефон, ни пылесос, ни телевизор, и мы были бы лишены многих полезных вещей, которые помогают нам готовить и сохранять пищу, убирать квартиру, слушать музыку и т. д.

Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям, каких профессий нужны знания по физике?

Учащиеся: Необходимы знания по физике представителям всех ведущих профессий: строителям, космонавтам, металлургам, конструкторам, инженерам, военным и т.д.

Вокруг нас происходит множество интересных вещей. Люди всегда проявляли любопытство к природе и пробовали объяснить наблюдаемые явления. Мы пытаемся анализировать течение различных процессов, чтобы ответить на вопросы о том, как они происходят; почему они происходят так, а не иначе; как должен действовать человек, чтобы они не причинили ему вреда; и как можно использовать их на благо человека.

Слово «физика» происходит от греческого слова physis, что значит «природа». Таким образом, физика является наукой о природе. В русском языке слово «физика» появилось благодаря великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Первыми физиками были древнегреческие философы, жившие еще до нашей эры. Самым известным из них был Аристотель (384 – 322 до н.э.), именно он ввел в научный обиход термин «физика».

Учитель: Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины. Объяснение сопровождается показом некоторых физических тел, веществ, приборов и т.д. Как в «живую», так и на слайде.

Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся:

Рассмотрим примеры, относящие к этим явлениям:

На уроках физики мы научимся объяснять такие явления и научимся находить в них закономерности. В этом и состоит главная задача физики.

Открыть физические законы, наблюдая различные явления, выявляя в них закономерности, обобщая и сравнивая результаты.

Зная эти законы, мы можем объяснить причины многих явлений и процессов, предсказать их развитие, но главное – использовать эти законы на благо человека.

Физическим законам подчиняется все, что существует во Вселенной.

Учитель: А связана ли физика с другими науками?

Ученики: Да. С биологией, химией, географией, астрономией и другими.

Учитель: Рассмотрим несколько занимательных опытов, объяснения которым как раз и дает физика.

Видеофайлы можно скачать с сайта по ссылкам указанным к каждому рисунку на слайдах 11, 15, 16.

III. Проверка усвоения изученного материала.

Теперь, ребята, предлагаю самостоятельно поработать. Вам выданы листы. (Приложение 2)

IV. Домашнее задание.

§ 1-2 изучить, ответить на вопросы в конце параграфов учебника (Перышкин А.В. Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, 2002).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *