Что такое некредитная финансовая организация
Статья 76.1
Статья 76.1. Некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:
1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
4) акционерных инвестиционных фондов;
5) клиринговую деятельность;
6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
7) деятельность организатора торговли;
8) деятельность центрального депозитария;
8.1) репозитарную деятельность;
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 430-ФЗ)
9) деятельность субъектов страхового дела;
10) негосударственных пенсионных фондов;
11) микрофинансовых организаций;
12) кредитных потребительских кооперативов;
13) жилищных накопительных кооперативов;
С 01.01.2022 п. 14 ч. 1 ст. 76.1 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).
14) бюро кредитных историй;
С 01.01.2022 п. 15 ч. 1 ст. 76.1 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).
15) актуарную деятельность;
С 01.01.2022 п. 16 ч. 1 ст. 76.1 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).
16) кредитных рейтинговых агентств;
(п. 16 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
17.1) деятельность оператора инвестиционной платформы;
(п. 17.1 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ)
(п. 18 введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 375-ФЗ)
19) оператора финансовой платформы;
(п. 19 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 212-ФЗ)
20) операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов;
(п. 20 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
21) операторов обмена цифровых финансовых активов.
(п. 21 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Банк России предложил определение финансовых холдингов с НФО
Такие холдинги должны раскрывать аудированную отчетность и соблюдать требования по нормативам достаточности капитала.
Документ обсуждали 10 июня на встрече представителей ЦБ с участниками рынкаа на площадке АЦ «Форум», сообщили «Интерфаксу» несколько участников встречи. Представленные Банком России принципы регулирования финансовых групп уже согласованы с Минфином, отметил один из них.
Согласно законопроекту, который есть у «Интерфакса», финансовым холдингом будет считаться объединение юридических лиц, в состав которого входит хотя бы одна кредитная или некредитная финорганизация, находящаяся под контролем головной организации холдинга, а также другие нефинансовые организации. Такие финансовые группы и холдинги могут быть созданы с участием негосударственных пенсионных фондов (НПФ), страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний (УК), микрофинансовых (МФО) и клиринговых организаций, а также бирж.
При этом, чтобы такое объединение могло считаться финансовым холдингом, доля финансовой деятельности всех компаний должна составлять не менее 40%. Эта доля определяется по методике ЦБ и представляет собой отношение величины активов и доходов банков и НФО-участников холдинга и совокупной величины активов и доходов компаний финансового холдинга. Если доля банковской деятельности в финансовом холдинге составляет более 50% (за исключением центрального контрагента и депозитария), то он признается банковским холдингом.
Головная организация холдинга может создать отдельную управляющую компанию и возложить на нее обязанность по управлению всем холдингом. При этом такая УК не может заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью, а также осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Головная организация обязана соблюдать нормативы достаточности капитала финансовой группы, методику определяет ЦБ. Головная компания финансового холдинга должна раскрывать годовую и промежуточную консолидированную финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней.
Банк России имеет право запрашивать отчетность и информацию о нефинансовых компаниях, которые входят в холдинг. К тому же регулятор получит право проверять деятельность компаний холдинга за пределами России. Регулятор может устанавливать дифференцированные методики определения собственных средств и нормативов, а также объемов предоставления отчетности в зависимости от доли банковской деятельности в этой группе и объема активов и доходов.
Если головная компания финансового холдинга не исполняет требования закона, то Банк России может ограничить ее операции с участниками фингруппы. Если акционер головной компании холдинга совершил сделку с головной организацией финансовой группы, которая повлекла нарушение норматива достаточности собственных средств, ЦБ РФ направляет ему предписание. Если акционер не исполняет это предписание в течение 45 дней, то теряет право голоса на собрании акционеров головной организации финансовой группы. Банк России в таком случае также может обжаловать в судебном порядке решения собрания акционеров головной организации и одобренные сделки.
Официально о том, что ЦБ планирует в дополнение к существующим регуляторным требованиям для банковских групп и холдингов ввести аналогичные требования для объединений с участием основных видов НФО, регулятор объявил в начале июня. Новые требования планируется распространить только на крупные финансовые объединения. Их критерии определит Банк России.
Как отметил источник на финансовом рынке, необходимость создания единой системы кросс-секторального регулирования объединений на финансовом рынке может быть связана с тем, что ЦБ РФ хочет уйти от понятий «аффилированности» компаний к определению «связанности сторон», которая может определяться по мотивированному суждению регулятора.
Приложение 1. Виды некредитных финансовых организаций
Приложение 1
к Положению Банка России
от 15 декабря 2014 года N 445-П
«О требованиях к правилам
внутреннего контроля некредитных
финансовых организаций в целях
противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и
финансированию терроризма»
Виды некредитных финансовых организаций
С изменениями и дополнениями от:
28 июля 2016 г., 24 декабря 2019 г.
Информация об изменениях:
1. Некредитные финансовые организации, за исключением профессиональных участников и страховых организаций, соответствующие критериям отнесения к малым предприятиям и микропредприятиям исходя из среднесписочной численности работников и полученного от осуществления предпринимательской деятельности дохода, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 28 июля 2016 г. N 4086-У в пункт 2 внесены изменения
2. Некредитные финансовые организации, указанные в пункте 1 настоящего Приложения, не соответствующие критериям отнесения в соответствии с законодательством Российской Федерации к малым предприятиям и микропредприятиям, а также следующие некредитные финансовые организации:
3. Если в процессе деятельности некредитной финансовой организации, указанной в пункте 1 настоящего приложения, возникают условия, не позволяющие отнести такую некредитную финансовую организацию к малому предприятию или микропредприятию, к ней применяются требования настоящего Положения, установленные в отношении некредитных финансовых организаций, указанных в пункте 2 настоящего Приложения.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Повышаем финансовую грамотность: что нужно знать о микрофинансировании и кредитных кооперативах
Повышаем финансовую грамотность: что нужно знать о микрофинансировании и кредитных кооперативах
Микрофинансовая организация (МФО) – это некредитная финансовая организация, которая в качестве основной деятельности предоставляет займы на сумму не более 1 млн рублей (микрозаймы). МФО может также привлекать вложения от физических лиц (на сумму от 1,5 млн рублей).
Кредитный (потребительский) кооператив (КК) – это некредитная финансовая организация, чье имущество формируют за счет взносов члены-пайщики (физические и юридические лица). КК при необходимости предоставляет пайщикам либо займы, либо возможность вложить свои средства под высокие проценты, но без государственных гарантий.
Деятельность МФО и КК регулируется Федеральными законами: от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Надзорный орган — Банк России, который ведет государственный реестр МФО и КК и контролирует их деятельность (контроль соблюдения финансовых нормативов, проверка законности деятельности).
Микрозайм – это способ занять деньги, не прибегая к услугам банков. Займы в МФО и КК регулируются Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Закон описывает все ключевые условия предоставления займа, а также права и обязанности кредитора, заемщика, коллектора.
МФО или КК как основное направление сбережений – это большой риск
Эти организации не только выдают займы, но и сами могут занимать деньги под проценты. Проценты, которые они платят, очень высокие, но также велика вероятность не получить ни процентов, ни вложенных прежде денег. МФО или КК взимают большие проценты с конечных заемщиков, которые платят по своим долгам неаккуратно. Поэтому сами МФО или КК легко могут разориться. Ответственность за решение о вложении денег в МФО или КК лежит на инвесторе. Такие сбережения не являются вкладами и не включены в государственную систему страхования вкладов. Они могут быть застрахованы только страховыми компаниями. Если МФО или КК предлагает страховку, нужно узнать, кто является страховщиком и проверить его надежность.
Как пользоваться
1. Оценить свои возможности
Вся ответственность за решение воспользоваться займом лежит на заемщике, выплачивать займ – его обязанность. Заемщику следует самостоятельно оценить, сможет ли он из своих доходов не только покрывать необходимые текущие расходы, но и выплатить долг в установленный договором срок.
2. Сравнить условия банка, МФО и кредитного кооператива
Процедура кредитования в МФО или КК существенно проще, чем в банковских организациях. В большинстве случаев проверка кредитоспособности заемщика не производится. Это значительно увеличивает риски невозврата займов в МФО или КК. Свои высокие риски по возврату задолженности МФО или КК покрывают за счет самих же клиентов – высокими процентами, штрафами и пенями за просрочки. Потребительский кредит, который предлагают банки, как правило, оказывается выгоднее.
Микрофинансовая организация
В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовой организацией (МФО) может стать юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, товарищества или хозяйственного общества.
Причем такая организация сможет начать осуществлять микрофинансовую деятельность только после внесения сведений о себе в государственный реестр МФО.
Статус микрофинансовой организации дает право:
• предоставлять заемщикам-физическим лицам микрозаймы на сумму, не превышающую 1 млн рублей, заемщикам-предпринимателям-не превышающую 5 млн рублей. МФО могут выдавать такие займы субъектам малого бизнеса, индивидуальным предпринимателям и гражданам;
• запрашивать у заемщика документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма;
• мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма;
• осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений, установленных законом, в т. ч. выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, определенном федеральными законами и учредительными документами;
• привлекать денежные средства в виде кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных законом.
МФО вправе предоставлять имеющуюся у них информацию по заемщикам в бюро кредитных историй.
Микрофинансовая организация не вправе:
• привлекать денежные средства физлиц, кроме лиц, являющихся учредителями МФО, а также предоставляющих средства организации на основании договора займа в сумме не менее 1,5 млн рублей по одному договору займа с одним займодавцем;
• выступать поручителем по обязательствам своих учредителей;
• без предварительного решения высшего органа управления МФО совершать сделки, связанные с отчуждением находящегося в собственности организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на 10 и более процентов балансовой стоимости активов, определенной по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
• выдавать займы в иностранной валюте;
• в одностороннем порядке изменять процентные ставки и порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;
• применять к заемщику, являющемуся физлицом (в т. ч. числе к индивидуальному предпринимателю), досрочно возвратившему заем (полностью или частично) и предварительно письменно уведомившему о таком намерении МФО не менее чем за 10 календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;
• осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
• выдавать заемщику микрозаймы, если сумма его обязательств перед МФО по договорам микрозаймов в случае предоставления такого займа превысит 1 млн рублей.
Надзорные функции на рынке микрофинансирования до 2011 года осуществляла ФСФР России. С 2013 года регулирование деятельности МФО находится в юрисдикции Банка России. Нормы правового регулирования в этой сфере разрабатывает Министерство финансов РФ.
На конец 2011 года в государственном реестре числилось 757 микрофинансовых организаций, а на начало 2017 года их количество превысило 2,5 тысяч. Из-за внесения изменений в законодательство в 2017, в т.ч. и по созданию резерва на выданные ссуды, году из реестра МФО было исключено часть организаций, и на конец 2017 года их число составило 2289.
С 1 января 2020 года вступили в силу новые ограничения предельной задолженности граждан по кредитам (займам), взятым на срок не более 1 года: начисленные на такой кредит или заем проценты, неустойка (штрафы, пени), иные меры ответственности, а также платежи за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату, не могут превышать сам долг более чем в 1,5 раза. После достижения этого предела начисление процентов, других платежей, неустойки и иных мер ответственности должно быть прекращено.
Например, если человек взял взаймы 5 000 рублей, то он отдаст не более 12 500 рублей (5 000 рублей – долг, 7 500 рублей – проценты, неустойка, иные платежи).
При этом продолжает сохраняться введенное 1 июля 2019 года предельное значение полной стоимости кредита (займа) и ограничение ежедневной процентной ставки – 1% в день. В первую очередь такое ограничение актуально для так называемых займов «до зарплаты», выдаваемых микрофинансовыми организациями. С 1 июля 2019 года размер полной стоимости кредита по таким займам не превышает 365%.
По статусу МФК более значимы, чем МКК. Микрофинансовая организация может называться МФК при наличии у нее собственных средств не менее 70 млн рублей.
Ряд МФО взаимодействует с банками, к примеру МКК «Купи не копи» создана при поддержке банка «Хоум Кредит».