Что такое необходимость в обществознании

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Содержание:

Личность рассматривается через хронологические и моральные нормы поведения, развития субъективности и уровня развития социума.

На протяжении человеческой жизни присутствуют факторы, на которые невозможно повлиять – дата рождения, раса и пол, семья. Социальные нормы невозможно изменить, они принимаются как данность. Жизнь индивида – это количество альтернатив, целей и путей достижения, результатов поставленных задач.

Философы полагают, что человечество всё-таки придёт к свободе, потому что преобразование реального мира ведёт к созданию объективных предпосылок свободы. Препятствие появляется на этапе, когда человек осознаёт наличие иных жизненных путей.

Свобода – это

Что такое необходимость в обществознании. Смотреть фото Что такое необходимость в обществознании. Смотреть картинку Что такое необходимость в обществознании. Картинка про Что такое необходимость в обществознании. Фото Что такое необходимость в обществознании

Ядро свободы – выбор, основанный на эмоциональном и интеллектуальном напряжении сознания. Свобода носит не абсолютный характер, а относительный. Уровень свободы определяется системой норм общества.

В общественной мысли поиск свободы человека являлся главным элементом изучения. Ставится вопрос: присуща ли человеку свобода или поступки вызваны некими необходимостями (судьбой, Богом, кармой)

Что такое необходимость в обществознании. Смотреть фото Что такое необходимость в обществознании. Смотреть картинку Что такое необходимость в обществознании. Картинка про Что такое необходимость в обществознании. Фото Что такое необходимость в обществознании

Необходимость – связь между явлениями и процессами объектов действительности, обусловленная историческим развитием. Необходимость повсюду и определяется законами, самостоятельными от сознания человека. Критерий свободы различен в каждую эпоху, это связано с типом личности.

Фатализм – разновидность мировоззрения, согласно которой явления и процессы подчинены необходимости, где исключается свобода выбора и случайности.

Волюнтаризм – разновидность мировоззрения, где воля приходится основой действительности.

Такие учёные как Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс трактовали свободу как необходимость. Свобода неделима от обязанности перед собой и членами социума, отсюда вытекает ответственность – характеризуется видом взаимоотношений между человеком, коллективом и обществом с точки зрения предъявляемых требований друг другу. Ответственность делится на:

Выделяют следующие виды ответственности:

Наличествует зависимость между свободой и ответственностью – чем больше свободы даёт социум индивиду, тем больше человеческая ответственность.

Источник

Что такое необходимость в обществознании

Раздел ЕГЭ: 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Свобода — возможность совершения человеком активной творческой деятельности, совпадающей с его мировоззрением и желаниями и основанной на внутренних убеждениях.

Поскольку у каждого человека своё представление о свободе, в обществе принято добровольно ограничивать себя во избежание нарушения свободы других людей.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В цивилизованном обществе практически невозможно разделить между собой понятия свободы и необходимости.

Необходимость — неизбежная обязанность выполнять те или иные действия. Поскольку каждый член общества предстаёт перед обязанностью действовать в соответствии с принятыми общественными нормами поведения и законами, свобода каждого индивида ограничивается необходимостью их соблюдения. В таком случае можно говорить о некоторой предопределённости человеческого существования.

Детерминизм (фатализм) — принцип закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

При таком подходе к свободе позитивным является организованность общества согласно общественной необходимости, а отрицательным — ограничение человека в собственной воле и постановка его в рамки действующей общественной программы.

СВОБОДА и ВОЛЯ

Некоторые философы считают основой существования и развития человека его волю.

Воля — сознательное стремление к осуществлению чего-либо.

В случаях когда человек действует исходя только из своих собственных интересов и потребностей, мерилом свободы становится воля, а такой стиль поведения называется волюнтаризмом.

Волюнтаризм — философское направление, согласно которому отрицаются объективные закономерности и необходимости в природе и обществе, а основная роль в развитии человека приписывается воле. В узком смысле волюнтаризм — метод командного управления, при котором человек принимает произвольные решения наперекор объективным условиям и обстоятельствам.

При подобном подходе к свободе позитивным считается возможность поступать каждому человеку так, как нравится ему самому, ставить собственную волю превыше интересов остальных, а отрицательным — возможность игнорирования и произвола по отношению к другим людям и их свободе.

СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если бы действия каждого человека совершались только на основе его свободы, мир погрузился бы в хаос. Многообразие людей подразумевает под собой многообразие интересов, желаний, ценностей и идеалов. Поэтому свобода неотделима от ответственности, которая позволяет регулировать взаимоотношения между людьми.

Ответственность — необходимость понимания и принятия обязательств перед обществом за свою деятельность.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Понятие ответственности включает в себя различные варианты её применения.

Вы смотрели конспект «Свобода и необходимость».

Источник

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Свобода – одна из основных категорий философии. У данного термина множество трактовок и определений.

В широком смысле свобода – это возможность человека беспрепятственно действовать, реализовывать свои интересы и потребности.

Свобода и необходимость

Стремление к абсолютной, ничем не ограниченной свободе, для человека естественно, однако в XVIII веке Томас Гоббс впервые заговорил о необходимости ограничения свободы каждого отдельного человека. Именно Т. Гоббс впервые проанализировал состояние абсолютной свободы и сформулировал теорию общественного договора. Мыслитель пришел к выводу, что, если каждый человек будет обладать абсолютной свободой, то в мире наступит «война всех против всех», человечество уничтожит само себя. Чтобы избежать войны и самоуничтожения, люди вынуждены ограничивать свою свободу и частично передавать право управления собой одному человеку или группе лиц. Т. Гоббс считал, что именно так появились первые человеческие государства, люди получили возможность существовать цивилизованно, а взамен – утратили часть свобод.

Для того, чтобы лучше понять феномен свободы личности, важно разобраться в противоречии волюнтаризма («воля») и фатализма («необходимость»).

Противоречие между волей и необходимостью

Основной принцип жизни человека – воля. Свобода воли означает и беспрепятственное внутренне самоопределение, и свободу в выполнении тех или иных задач. Признание верховенства воли над другими проявлениями духовной жизни.Вера в предопределение. Вся жизнь человека и все его поступки предопределены изначально. Источником этого предопределения может быть судьба, Бог, детерминизм (жесткая связь последующего события с предыдущим).

Согласно идеям волюнтаризма, основной принцип жизни человека – воля. Свобода воли означает и беспрепятственное внутренне самоопределение, и свободу в выполнении тех или иных задач. Волюнтаризм – признание верховенства воли над другими проявлениями духовной жизни. Тот, кто действует в духе волюнтаризма, не считается с объективными законами мироздания, произвольно решает вопросы о жизни общества, исходя исключительно из своих желаний. Волюнтаризмом можно назвать желание Петра I уподобить быт русского дворянства европейскому. Бритье бород, ношение европейских платьев и присутствие на ассамблеях не было необходимостью и иногда вступало в противоречие с русскими традициями, однако решающим фактором в «европеизации» русского дворянства стала не объективная необходимость, а воля молодого Императора.

Фатализм часто понимается как вера в предопределение, рок, судьбу или Божий замысел. Последователи идей фатализма верят, что мир – то единый организм или механизм, работа которого четко организована. В мире нет места случайностям, все процессы в нем объективны (то есть не зависят от сознания человеке) и закономерны, одно вытекает из другого. То есть, согласно представлениям фаталистов, вся жизнь человека и все его поступки предопределены изначально. Источником этого предопределения может быть судьба, Бог, детерминизм (жесткая связь последующего события с предыдущим). При таком подходе оказывается, что свободы выбора у человека нет, мир предсказуем, в нем господствует жесткая необходимость на всех этапах существования. Для наглядности примера снова обратимся к желанию Петра I европеизировать быт русского дворянства и в общих чертах объясним все произошедшее с помощью детерминизма: в силу объективных причин Петр I рос в селе преображенском и общался с иностранцами, это взрастило в нем интерес к европейской культуре. Во время «великого посольства» этот интерес возрос, и вполне естественно, что молодой, деятельный царь захотел сделать свой двор похожим на европейский. Правитель обладал жестким характером (отчасти из-за необходимости противостоять царевне Совье в борьбе за власть), мало кто из дворян осмеливался ему перечить, поэтому изменение быта русского дворянства было неизбежным.

В XVII веке жил и работал и Бенедикт Спиноза, который сформулировал следующий тезис: «свобода есть осознанная необходимость». Во всей природе нет свободы, все в ней подчинено жесткой необходимости. Так и человек не абсолютно свободен, он понимает, что для выживания должен подчиняться государственным законам, соответствовать набору своих социальных ролей и т.д. Но Б. Спиноза также считал, что человек, познавая, может обрети свободу. И хотя люди не могут изменить естественный ход вещей, они в силах организовать свою деятельность в соответствии с ним и таким образом превратиться из «раба» мира в его «господина». Если вдуматься, то вся наша жизнь построена на умении человека совладать с объективными природными процессами: мы не можем изменить природу электричества, но успешно пользуемся им, не можем изменить естественный процесс роста растений, но, зная его тонкости, можем вырастить наиболее подходящую для нас пищу.

Если принять за истину все вышесказанное о необходимости, то возникает проблема свободы личности. Она заключается в том, что, если причина всех действий – необходимость, а случайности играют второстепенную роль, то новых возможностей не сущесвтует, и человек, постоянно действующий в соответствии с необходимостью, превращается в автомат, робота, который действует по заранее заданному алгоритму. Проблема свободы личности является центральной в работах знаменитых философов: Николая Бердяева, Альбера Камю, Жан-Поля Сартра.

Н.А. Бердяев, пытаясь решить эту проблему, пришел к выводу, что свобода человека состоит в способности создавать что-то новое, в самовыражении через творчество.

Способность к творчеству, а, следовательно, и возможность быть свободным, вытекает из двуединства человеческого бытия: с одной стороны, человек подчиняется объективным законам природы, с другой – может абстрагироваться от них, взглянуть на себя и мир со стороны. Только человек способен задать вопрос «Что это?». Таким образом, человек вынужден действовать в соответствии с необходимостью, неизбежно подчиняться законам природы и общества, но он же, обладая свободной волей, может прервать необходимость и цепь причинно-следственных связей. Пример человека, который максимально освободился от объективных законов бытия – аскет. Аскетизм предполагает сведение к минимуму контакты с обществом, строгие ограничения в питании и в одежде. Верхом добродетели в некоторых религиозных течениях Индии считается полный отказ от еды – сознательное прерывание необходимости питаться.

То есть свобода – это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.

Противоречие между личностью и обществом в вопросе свободы порождает разные модели поведения:

Свобода и ответственность

В реальности свобода чаще всего проявляется в возможности выбрать линию поведения. И за свой выбор человек несет ответственность.

Свобода действий всегда предполагает ответственность перед обществом. Таким образом свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека.

Свобода – это возможность поставить цель. Чем выше цель действия, чем лучше человек понимает объективные условия, тем полнее реализуется свобода в человеческой деятельности. Ответственность, в свою очередь, предполагает необходимость осознавать объективные условия и умение выбрать наиболее оптимальные, обоснованные пути достижения цели.

Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

По мере развития личности и демократизации общества вектор направленности ответственности смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (личная ответственность). Однако развитие свободы означает и увеличение ответственности за свой выбор. Не каждый человек готов выдержать груз ответственности: появляется новая проблема, которую немецкий философ Эрих Фромм назвал «бегством от свободы».

Таким образом свобода – это очень противоречивый феномен человеческой жизни, который может быть как великим даром, так и тяжелым бременем.

Если само право — это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос — соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно… Таким образом, юридический интерес к поведению — это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего — с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно — социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм — это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.

Давайте вспомним различия между эгоизмом и альтруизмом. Эгоист делает все «для себя», исходя из собственных потребностей и желаний, не заботясь об интересах других людей. Альтруист, наоборот, делает все «для других» и думает в первую очередь о желаниях окружающих, о некоем общем благе. В ответе на первую часть вопроса можно указать, что эгоизм и альтруизм различаются именно отношением к окружающим людям – деятельностью, осуществляемой «для себя» и «для других».

Во второй части вопроса нужно сказать, всегда ли эгоизм и эгоцентризм противоправны. Давайте вспомним разницу между этими двумя понятиями: эгоизм – это такая черта характера, при которой человек ставит свои интересы выше всего остального, а эгоцентризм – это способ мышления, для которого характерно то, что человек считает свое мнение по любому вопросу единственно верным. Во многих случаях поведение эгоиста оказывается далеко от принципов морали и бескорыстия, однако такой образ мышления не так часто оказывается причиной противоправного поведения. Человек может быть эгоистом и не совершать ничего противоправного; также он может проявлять свою черту характера только в общении с другими людьми, которое не регулируется нормами права.

Альтруистическое поведение, при котором поступки совершаются во имя общего блага, напротив, иногда может идти вразрез с правовыми нормами. Что-то может быть хорошо для какой-то части общества, к которой принадлежит человек, но плохо для другой части общества, или же человек может субъективно интерпретировать понятие «общего блага». Наконец, человек может пойти на правонарушение ради других людей – например, в повести «Судьба человека» главный герой убивает солдата, который хотел сдать соотечественника немцам. Никто не сомневается в том, что это было сделано для спасения жизней тех, кого он мог сдать, однако было совершено правонарушение – убийство.

Итак, ответ может выглядеть следующим образом:

Мотивы эгоистического и альтруистического поведения различаются тем, что эгоизм подразумевает совершение поступков «для своего блага», а альтруим – «для общего блага».

Эгоизм и эгоцентризм не всегда влекут за собой противоправное поведение; часто они проявляются только в межличностном общении, не регулируемом правовыми нормами.

Альтруистическое поведение может быть причиной нарушения правовых норм, так как понимание «общего блага» может не соответствовать нормам права, а также человек может нарушить их ради какого-либо «общего блага».

Ответ: смотрите решение

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Прочитав текст, легко определить, что его основная тема – деятельность. Именно это слово и нужно вставить в первом пропуске; на это указывает как местоимение «она», так и то, что у нее есть мотивы. В следующий пропуск вставляем слово «потребность» — потребности лежат в основе деятельности и их можно удовлетворять. Под буквой В будет слово «индивид»; «индивидуальность» тут не подходит, так как дальше речь идет о социальной группе и обществе в целом. Биологическая природа человека вызывает естественные потребности – под буквой Г ставим «естественный». Дальше речь идет о социальных потребностях, связанных с общественными отношениями. На месте последнего пропуска должно быть «духовный» — духовные потребности связаны с познанием мира.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Как мы знаем, негативное девиантное поведение вызывает осуждение окружающих и может даже нанести ущерб другим людям; позитивное девиантное поведение просто не соответствует определенным стандартам, принятым нормам – многие воспринимают его как что-то необычное, но не осуждают. Собирание марок, о котором говорится в первом примере – довольно необычное хобби для школьника, однако люди вряд ли станут его осуждать. То же можно сказать и про медсестру, берущую уроки живописи – это необычно, но ни в коем случае не плохо. А вот драка на стадионе – яркий пример негативного девиантного поведения. Посещение лекций – тоже довольно нестандартное, но позитивное поведение. Ну и пример о шумном поведении, без сомнений, относится к негативному поведению.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Деятельность – это определенная активность, которая порождается разнообразными потребностями и направлена на преобразование окружающего мира. Она бывает материальной (направленной на создание материальных вещей и ценностей) и духовной (направленной на создание научных, художественных ценностей); следовательно, первое высказывание верно. Деятельность людей не определяется рефлексами: она имеет определенные мотивы и цели, поэтому вторая характеристика не подходит. Игра, труд, творчество – яркие примеры видов деятельности; также к ним можно отнести, например, общение и обучение. Третье высказывание верно. Деятельность людей носит созидательный и преобразовательный характер, а вот деятельность животных – нет; они могут только подстраиваться под

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Источник

Свобода и необходимость в деятельности человека кратко

Свобода личности – одна из высших ценностей человека и это понятие рассматривается разными науками: философией, политологией, социологией. Но существуют различные взгляды и интерпретации этой категории. Рассмотрим эти трактовки и узнаем кратко о свободе и необходимости в деятельности человека.

Что такое необходимость в обществознании. Смотреть фото Что такое необходимость в обществознании. Смотреть картинку Что такое необходимость в обществознании. Картинка про Что такое необходимость в обществознании. Фото Что такое необходимость в обществознании

Понятие свободы

Свобода – это возможность человека действовать по своему желанию, беспрепятственно реализовывать интересы и потребности.

Основные признаки свободы:

Человек, обладая полной свободой действий, не сможет сделать выбор. Например, философ Ж. Буридан написал рассказ, иллюстрирующий это утверждение. В нем осел, стоявший между двумя одинаковыми стогами сена, не смог определиться и умер от голода.

Что такое необходимость в обществознании. Смотреть фото Что такое необходимость в обществознании. Смотреть картинку Что такое необходимость в обществознании. Картинка про Что такое необходимость в обществознании. Фото Что такое необходимость в обществознании

Понятие необходимости

Этот термин можно определить как то, что непременно должно произойти в силу определенных закономерностей.

Существует много точек зрения по вопросу, что такое необходимость.

Некоторые люди считают, что свободы не существует, а жизнь человека полностью зависит от воли бога. Другие все же разделяют божественное предопределение и свободу, которая, по их мнению, состоит в том, что человек может выбирать между добром и злом.

Сторонники данной теории утверждают, что в природе есть законы, которые действуют независимо от человека и неподвластны его воле.

Это, например, явления природы. Все, что мы можем сделать – это узнавать и учитывать эти закономерности.

Ответственность

Ограничение свободы связано с влиянием на человека внешней и внутренней ответственности. Разберемся в этих понятиях.

В обществе действуют установленные и признанные нормы. Если человек их не соблюдает, то это вызывает осуждение. Например, нормы морали требуют от человека вежливого отношения к пожилым людям. Если кто-то проявляет грубость и пренебрежение по отношению к старшим, это вызывает негативную реакцию окружающих.

Под внутренней ответственностью понимают внутреннее осознание человеком важности соблюдения правил и норм, его готовность не только принять существующие законы, но и те санкции (наказания), которые к нему применят в случае нарушений. Например, человек понимает, что всегда нужно переходить дорогу по зебре, так как это правило установлено для его безопасности.

Что мы узнали?

Свобода – это возможность человека реализовывать интересы и потребности, не нарушая при этом прав других людей и учитывая свою ответственность перед обществом. В этом состоит необходимость, то есть те законы, которые действуют независимо от человека, но должны им соблюдаться. Свобода и необходимость в деятельности человека признаны современными государствами как значимые и закреплены в официальных документах.

Источник

Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Понятия свобода и необходимость. Свобода и ответственность.« из раздела кодификатора (1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность)

Содержание:

↑ Понятие «свобода»

Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

Свобода внутренне самопротиворечива: с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения; с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.

Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т п.

это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действийэто набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивидаэто свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.

↑ Свобода как необходимость

Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.

В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.

Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

↑ Свобода и ответственность

Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *