Что такое необихевиоризм в психологии

Необихевиоризм

Необихевиоризм – направление американской психологии, возникшее как ответ на кризис классического бихевиоризма. Бихевиоризм в классическом виде объяснял поведение через цепочку стимулов и реакций, однако был не в состоянии объяснить целостность поведения людей и животных.

Как результат в 30-х годах XX века был сформирован необихевиоризм, основными деятелями которого были Э.Ч. Толмен, Б.Ф. Скиннер и К.Л. Халл. Толмен пересмотрел стандартную для бихевиористов формулу «стимул – реакция», внеся в нее категорию промежуточных переменных. Проделав множество опытов с крысами в лабиринте, которым нужно было найти выход, Толмен пришел к выводу о том, что их поведение обусловлено не воздействующими стимулами, а особенными регуляторами, действующими изнутри.

Халл также внес изменения в формулу бихевиористов, однако его промежуточным звеном стала категория «потребность организма». Эта потребность может быть любого рода – сон, пища, половые контакты и тд. Именно эта потребность определяет энергию поведения, тем самым обеспечивая потенциал реакции. В цепочке Халла поведение начинается со стимуляции из внешнего мира (или с потребности) и заканчивается реакцией.

Скиннер же отверг идею первоначального стимула – по мнению исследователя, значимость имеет только оперантное поведение (т.е спонтанные действия). На реакцию, согласно воззрениям Скиннера, оказывает влияние подкрепление, которое может быть позитивным или негативным. Несмотря на популярность необихевиоризма, в 50-х годах XX века он уступил место когнитивному подходу в психологии.

Источник

Поведенческая психотерапия

Поведенческая психотерапия или бихевиоральная терапия — это одно из ведущих и популярных направлений современной психотерапии. Она базируется на теории научения, и принципах оперантного обуславливания. Основная идея этой формы психотерапии основана на представлении, что симптомы каких-то форм психических расстройств появляются в результате неверно сформированных навыков. Исходя из этого принципа, задачами поведенческой психотерапии является избавление от нежелательных форм поведения, а также формирование полезных навыков поведения. Наиболее эффективна поведенческая терапия при лечения фобий, зависимостей, поведенческих расстройств. Научной базой для поведенческой психотерапии стала теория бихевиоризма.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм в широком понимании — это тенденция в психологии, направленная на изучение поведения человека и поиск методов воздействия на поведение человека. Вначале поведенческая психотерапия базировалась на учении об условных рефлексах Павлова, а также на его экспериментах с поведенческими реакциями животных. Для классического бихевиоризма Дж. Уотсона ( родоначальника концепции) все психические процессы сводятся к различным реакциям организма. Главным методом классического бихевиоризма является объективное наблюдение за реакциями организма на раздражающие факторы окружающего мира. Предметом исследования является поведение человека.

Сторонники классического бихевиоризма утверждают, что психика индивидуума составлена совокупностью сложных реакций, которые формируются отдельно друг от друга под влиянием окружающей среды. Основным механизмом поведения человека, обусловливающим изменение его поведения, они считают цепочку « стимул — реакция». То есть, они признают, что поведение реактивно и оно подчинено внешним стимулам.

Позже более популярной стала концепция необихевиоризма, освещённая в работах Б. Скиннера и Э. Торндайка. Ими разрабатывались идеи оперантного обуславливания, согласно которому, поведение формируется путём проб и ошибок. Таким образом появляется поведенческий стереотип, который впоследствии закрепляется.

Более поздние идеи бихевиоризма модифицировались и начали сближаться с когнитивной психологией. На этой теоретической базе был сформирован метод когнитивно-бихевиоральной терапии.

Показания к проведению поведенческой терапии

Бихевиоральная терапия показывает хорошие результаты при лечении простых фобий, сексуальных дисфункциях, заиканиях, неврозах, навязчивых состояниях, мигренях, первичных нарушениях сна и головных болей, обусловленных эмоциональной напряженностью.
Основной целью этой терапии является изменение поведения пациента. В результате поведенческой терапии часто улучшение наступает значительно раньше, по сравнению с другими видами психотерапии. Быстрое улучшение может наступить даже при психических расстройствах, которые длились многие годы. Это алкогольная зависимость, фобии, нарушения приёма пищи.

Применение поведенческой терапии с клинике «Психическое здоровье»

В клинике « Психическое здоровье» с успехом применяются методы поведенческой психотерапии с использованием различных техник. Одной из таких техник является биологическая обратная связь (БОС) — часть немедикаментозной терапии. Метод построен на принципе саморегуляции физиологических функций организма, неконтролируемых сознанием.
Это аппаратный аутотренинг, который дает возможность пациенту посредством специальной компьютерной программы овладеть навыками регулирования своего состояния.

Вам нужна консультация? Мы Вам поможем! Позвоните нам

Источник

необихевиоризм

Полезное

Смотреть что такое «необихевиоризм» в других словарях:

необихевиоризм — необихевиоризм … Орфографический словарь-справочник

Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30 х гг. ХХ в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием… … Википедия

НЕОБИХЕВИОРИЗМ — совокупное обозначение ряда направлений амер. психологии. Возникновение Н. относится к 1930 м гг. (работы К. Халла и Э. Толмена), когда стала очевидной несостоятельность традиц. бихевиоризма невозможность описания поведения только… … Философская энциклопедия

НЕОБИХЕВИОРИЗМ — (от греч. neos новый и бихевиоризм) англ. neobehaviorism; нем. Neobehav iorismus. Ряд направлений в психологии и социологии, исходящих из принципов бихевиоризма, но пытающихся преодолеть его упрощенность и вводящих в схему стимул реакция… … Энциклопедия социологии

НЕОБИХЕВИОРИЗМ — (от греч. neos – новый + бихевиоризм). Совокупное обозначение ряда направлений американской психологии. Возник в 30 е гг. (Е. Халл, Э. Толмен), когда стала очевидной несостоятельность традиционного бихевиоризма – невозможность описания поведения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30 х гг. ХХ в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием… … Словарь-справочник по педагогической психологии

Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30 х гг. ХХ в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием… … Словарь по педагогической психологии

Необихевиоризм — совокупное обозначение ряда направлений американской психологии. Возникновение Н. относится к 1930 м гг. (работы К. Халла и Э. Толмена), когда стала очевидной несостоятельность традиционного Бихевиоризма невозможность описания поведения… … Большая советская энциклопедия

необихевиоризм — необихевиор изм, а … Русский орфографический словарь

Источник

Поведенческая психотерапия

Поведенческая психотерапия или бихевиоральная терапия — это одно из ведущих и популярных направлений современной психотерапии. Она базируется на теории научения, и принципах оперантного обуславливания. Основная идея этой формы психотерапии основана на представлении, что симптомы каких-то форм психических расстройств появляются в результате неверно сформированных навыков. Исходя из этого принципа, задачами поведенческой психотерапии является избавление от нежелательных форм поведения, а также формирование полезных навыков поведения. Наиболее эффективна поведенческая терапия при лечения фобий, зависимостей, поведенческих расстройств. Научной базой для поведенческой психотерапии стала теория бихевиоризма.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм в широком понимании — это тенденция в психологии, направленная на изучение поведения человека и поиск методов воздействия на поведение человека. Вначале поведенческая психотерапия базировалась на учении об условных рефлексах Павлова, а также на его экспериментах с поведенческими реакциями животных. Для классического бихевиоризма Дж. Уотсона ( родоначальника концепции) все психические процессы сводятся к различным реакциям организма. Главным методом классического бихевиоризма является объективное наблюдение за реакциями организма на раздражающие факторы окружающего мира. Предметом исследования является поведение человека.

Сторонники классического бихевиоризма утверждают, что психика индивидуума составлена совокупностью сложных реакций, которые формируются отдельно друг от друга под влиянием окружающей среды. Основным механизмом поведения человека, обусловливающим изменение его поведения, они считают цепочку « стимул — реакция». То есть, они признают, что поведение реактивно и оно подчинено внешним стимулам.

Позже более популярной стала концепция необихевиоризма, освещённая в работах Б. Скиннера и Э. Торндайка. Ими разрабатывались идеи оперантного обуславливания, согласно которому, поведение формируется путём проб и ошибок. Таким образом появляется поведенческий стереотип, который впоследствии закрепляется.

Более поздние идеи бихевиоризма модифицировались и начали сближаться с когнитивной психологией. На этой теоретической базе был сформирован метод когнитивно-бихевиоральной терапии.

Показания к проведению поведенческой терапии

Бихевиоральная терапия показывает хорошие результаты при лечении простых фобий, сексуальных дисфункциях, заиканиях, неврозах, навязчивых состояниях, мигренях, первичных нарушениях сна и головных болей, обусловленных эмоциональной напряженностью.
Основной целью этой терапии является изменение поведения пациента. В результате поведенческой терапии часто улучшение наступает значительно раньше, по сравнению с другими видами психотерапии. Быстрое улучшение может наступить даже при психических расстройствах, которые длились многие годы. Это алкогольная зависимость, фобии, нарушения приёма пищи.

Применение поведенческой терапии с клинике «Психическое здоровье»

В клинике « Психическое здоровье» с успехом применяются методы поведенческой психотерапии с использованием различных техник. Одной из таких техник является биологическая обратная связь (БОС) — часть немедикаментозной терапии. Метод построен на принципе саморегуляции физиологических функций организма, неконтролируемых сознанием.
Это аппаратный аутотренинг, который дает возможность пациенту посредством специальной компьютерной программы овладеть навыками регулирования своего состояния.

Вам нужна консультация? Мы Вам поможем! Позвоните нам

Источник

Бихевиоризм и когнитивная психология

Что такое необихевиоризм в психологии. Смотреть фото Что такое необихевиоризм в психологии. Смотреть картинку Что такое необихевиоризм в психологии. Картинка про Что такое необихевиоризм в психологии. Фото Что такое необихевиоризм в психологии

Терминология когнитивно-бихевиоральной терапии базируется на понятийном аппарате тех направлений психологии, которые лежат у его истоков — бихевиоризма и когнитивной психологии.

Первоначально под бихевиоризмом понималась наука о поведении, изучавшая только те его очевидные акты, которые можно наблюдать и исследовать объективно (Watson J., 1913). Свою концепцию психологии Watson вывел из философских традиций объективизма, механицизма, зоопсихологии и функциональной психологии (Schultz D.,Schultz S.,1965).

В историческом развитии радикальный биохевиоризм сменился необихевиоризмом, основными представителями которого принято считать Толмена, Гатри, Халла и Скиннера. Поскольку, с их точки зрения, большинство актов поведения можно объяснить законами условных рефлексов, то основной целью психологии становилось исследование процессов обучения (научения). Эти процессы следовало изучать, руководствуясь принципом операционизма, согласно которому любую концепцию можно было описать в точных терминах, относящихся к набору процедур или операций, лежащих в ее основе.

Сторонники бихевиоризма полагали, что психика индивидуума представляет собой совокупность сложных, но отдельных реакций, а основной причиной ее формирования является влияние факторов окружающей среды. Изменения в цепочках «стимул — реакция» обусловливают изменение поведения человека, причем это поведение может быть оценено и объяснено только при рассмотрении объективных отношений между стимулом и ответной реакцией. Иными словами поведение человека реактивно и им управляют внешние стимулы.

На первом этапе развития бихевиоризма его основной теоретической базой стала теория условных рефлексов И.П. Павлова, согласно которой формирование условных рефлексов происходит при наличии смежности, совпадения во времени индифферентного и безусловного раздражителей и повторения. Угасание условных реакций, в свою очередь, происходит при отсутствии их подкрепления безусловным раздражителем. Наиболее резистентными к процессу угасания считались схемы подкрепления с изменчивым временным интервалом, при котором подкрепление давалось случайным образом, а также с вариабельным соотношением, где величина безусловного раздражителя — подкрепляющего стимула — менялась непредсказуемым образом.

На втором этапе развития бихевиоризма основную роль стали играть теория инструментального или оперантного обусловливания, согласно которому формирование условных реакций происходит путем проб и ошибок, являясь результатом выбора, селекции нужного стереотипа поведения с последующим его закреплением, подчиняющимся определенным законам.

На третьем этапе развития бихевиоризма наметилось его сближение со стремительно развивающейся когнитивной психологии и возникновение теории социального научения А. Бандуры.

Понятие «деятельность», предложенное отечественными психологами (Выготский Л.С.,1996; Леонтьев А.Н., 1994) не аналогично узко понимаемому бихевиористами термину «поведение», как внешнему проявлению цепочки «стимул — реакция». Деятельность, формально разделенная на внешнюю и внутреннюю, имеет «общность строения», причем внутренняя как бы заполняет внешнюю (Курпатов А.В., 1999). Рассуждая на тему деятельности, Выготский отмечал, что сознание является рефлексом рефлексов, оно оказывается очень сложной структурой поведения, в частности удвоения поведения.

В центре внимания биохевиористов оказались процессы обучения и физиологические механизмы, связанные с условными рефлексами и обусловливанием. Бихевиористы утверждали, что приобрести какие-либо навыки можно в прямой или косвенной форме с помощью научения — основного механизма формирования индивидуального опыта. В данном контексте навыки рассматривались в качестве действий, которые в результате повторений приобретали автоматический характер, физиологическим механизмом навыков считался т.н. динамический стереотип.

Важным понятием бихевиоризма является понятие «обусловливание», обозначающее процесс возникновения в результате запланированного или стихийно протекающего научения новых условий, например, появление новой связи «стимул — реакция» или связи «реакция — ожидание». Выделяют различные варианты обусловливания:

Основные принципы классического обусловливания были разработаны Павловым на основе его экспериментов по формированию условных рефлексов у животных. Под условными рефлексами понимаются такие рефлексы, которые обусловлены или зависят от условий формирования ассоциативной связи между стимулом и ответной реакцией. Условные рефлексы формируются на основе подкрепления. Позитивное подкрепление или награждение представляет собой использование стимулов, подкрепляющих результат желательной реакции. Под негативным подкреплением, в свою очередь, понимают процесс усиления желательного поведения с помощью изъятия и удаления негативных стимулов (боль, тепло, холод и т.д.).

Согласно теории генерализации стимулов однотипное поведение может быть обнаружено в различных ситуациях и не только в тех, в которых оно было сформировано. Если условная реакция уже сформировалась, то за счет феномена генерализации, ее уже могут вызвать стимулы, которые имеют сходство с теми стимулами, которые участвовали в процессе формирования этой условной реакции. В данном случае речь идет о т.н. эквивалентности стимулов (Devany J., Hayes S., Nelson R.,1986), при которой легко формируется сеть двухсторонних отношений между стимулами, а отношения между стимулами, в свою очередь, перемещаются в этой сети. Так, в частности, описывая словами то или иное событие, пациент начинает реагировать не на реальную ситуацию, а лишь на ее подобие.

При оперантном обусловливании подкрепление осуществляется в зависимости от результата реакции.

Скрытое обусловливание построено на принципах оперантного обусловливания. Оно отличается целенаправленным формированием поведения, например, тренировки эмоциональных реакций в ответ на предложенную ситуацию. Скрытое обусловливание, как правило, недирективно и обозначает процесс научения на скрытом психологическом (мысли, образы и чувства) и физиологическом уровне (деятельность внутренних органов) (Cautela J., Kearney A.,1986). На основе скрытого обусловливания созданы такие техники бихевиоральной терапии как: сенситизация, подкрепление, изоляция, отрицательное подкрепление и моделирование.

В настоящее время можно выделить следующие варианты научения:

К основным законам условных рефлексов относятся:

Согласно теории научения многие патологические состояния представляют собой как бы заученные, закрепленные реакции, например, страх — можно было считать зафиксированной эмоциональной реакцией. В рамках биохивеоризма сложились различные теории. Так, в частности, согласно ассоциативно-рефлекторной теории обучения, опирающейся на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности, усвоение знаний, навыков, умений можно себе представить как процесс образования в сознании различных ассоциаций. Данный процесс, включает в себя следующие составляющие: восприятие, понимание, фиксацию в памяти и применение полученных знаний на практике. Центральным звеном этого процесса выступает осмысление (понимание).

Теория социального научения (Bandura A., 1967) предполагала, что изменения личности происходят благодаря влиянию когнитивных процессов или схем. По мнению Бандуры, все эффективные психологические воздействия изменяют определенный компонент «Я — схемы», а именно субъективную личностную эффективность. Согласно основным положениям теории социального научения можно выделить четыре источника информации обеспечивающих возможность изменения личности: словесное убеждение, возбуждение эмоций, замещающее переживание и успешное выполнение задачи. Исследования в области теории социального научения показывают важность опосредованных процессов регуляции (Kanfer F., Phillips J.,1970).

В теории социального научения существуют термины, на наш взгляд, достаточно значимые для психотерапевтической работы с пациентом. Это понятия внутреннего и внешнего локуса контроля (Rotter J., 1966), которые являются отражением мировоззрения, веры или убежденности человека в том, что определяет результат его поведения, от чего зависит успех его деятельности. С точки зрения психотерапии, пациенты с внутренним локусом контроля пытаются нести ответственность за свою жизнь и прилагают максимум усилий для того, чтобы изменить окружающую их ситуацию. Если же пациент считает, что результат лечения зависит от внешних факторов (поведение окружающих, активность психотерапевта, самопроизвольное изменения ситуации и т.д.), то можно говорить о наличии у него внешнего локуса контроля. При внешнем локусе контроля пациент прилагает минимальные усилия, для того чтобы изменить ситуацию.

Самостоятельное решение определенных проблем и решение этих же проблем под руководством кого-либо представляют собой различные по сложности процессы. Так, в частности, расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития ) и под руководством взрослого характеризуется понятием «зона ближайшего развития» (Выготский Л.С., 1934) и отражает концепцию соотношения процесса обучения и умственного развития. Согласно взглядам Выготского, обучение, создавая зону ближайшего развития, ведет за собой развитие; и только то обучение становится действенным, которое опережает или «забегает вперед», развития.

Как влияет состояние человека, окружающая его ситуация на формирование условного рефлекса? Для освящения этого вопроса предложены такие понятия, как реципрокная ингибиция.

Под реципрокной ингибицией (двухстороннее торможение) понимается механизм, согласно которому несовместимое с чувством страха или тревоги эмоциональное состояние способно затормозить действие стимула (раздражителя), вызывающего данное чувство Понятие «реципрокная ингибиция» аналогично павловскому понятию «отрицательная индукция» или «внешнее торможение». Представление о реципрокной ингибиции лежит в основе ряда техник бихевиоральной терапии (Wolpe J., 1958). Реципрокная ингибиция соответствует принципу реципрокного торможения, утверждающему, что в случае совмещения стимула, вызывающего чувство тревоги, с ее ответным торможением происходит ослабление связи между этим стимулом и тревогой (Wolpe J.,Lazarus A., 1966). Наблюдая за поведением человека в определенной ситуации или подробно расспрашивая о ней, можно выделять и ранжировать различные стимулы в той или иной степени активности, влияющие на это поведение. Однако, для того, чтобы изменить данное поведение, недостаточно работать лишь с одними стимулами, необходимо уделить внимание промежуточным переменным в цепочке «стимул — реакция», разобраться в сложных внутренних процессах. То, чему обучаются, представляет собой не простую последовательность «стимул — реакция», а картинную, внутреннюю репрезентацию стимульной ситуации — когнитивную карту (Tolman E., 1932).

Наиболее удивительным феноменом развития психологии последней четверти двадцатого века выглядит бурный подъем интереса к когнитивной психологии (Boneau D., 1992). В ее истоках можно найти статистические исследования процесса научения, теорию информации и попытки компьютерного моделирования мышления. Прежде чем перейти к понятийному аппарату когнитивной терапии, необходимо сказать несколько слов о терминологии когнитивной психологии.

По словам одного из основоположников когнитивной психологии Миллера, выбирая термин «когнитивный», он сознательно противопоставлял его бихевиоризму, причем ни один человек не мог в то время внятно объяснить, что же все-таки означает слово «когнитивная» и, что из всего этого следует (Schultz D., Schultz S., 1998).

В настоящее время под когнитивной психологией понимается такое направление (концепция) в психологии, которое основное внимание фокусирует на процессе познания, на всей совокупности составляющих этого сложного феномена, включающего в себя целенаправленную активность сознания, восприятие, внимание, память, язык, формирование понятий и особенно мышление. Под сознанием в когнитивной психологии обычно понимают осведомленность о событиях и стимулах окружающего мира и о познавательных явлениях, таких как воспоминания, мысли и телесные ощущения (Solso R., 1988).

Термин восприятие характеризует процесс обнаружения и интерпретации сенсорных стимулов. Внимание — это концентрация мысленных усилий на сенсорных или мыслительных событиях. Мышление означает общий процесс мысленного решения определенного вопроса, в результате которого формируется новая мысленная репрезентация (Solso R., 1988).

Найссер, автор первого учебника по когнитивной психологии, считал, что познание — это процесс, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению» (Neisser U.,1967). В процессе интеллектуального развития или адаптации формируется способность познавать, эффективно справляясь с окружающими условиями. Адаптация, по мнению Пиаже, включает в себя два вида деятельности: ассимиляцию и аккомодацию (Piaget J., 1952). При ассимиляции новая информация включается в познавательную систему подобно тому, как на физиологическом уровне усваиваются питательные вещества, аккомодация, в свою очередь, является интеллектуальной активностью, во время которой происходит перестройка механизмов, так чтобы новая информация, недостаточно согласующаяся с ними, могла быть усвоена познавательной системой. Познание — это творческий процесс, одной из его ступеней является верификация, отражающая гипотетический этап разработки или проверки решения проблемы. Историческим парадоксом развития психологии и психотерапии является тот факт, что когнитивная психология в какой-то мере формировалась как альтернатива бихевиоризму, в практической же психотерапии эти две концепции психологии, напротив, слились воедино. Хотя уже в 50-х годах представитель бихевиоризма Гатри полагал, что для того, чтобы оценить подлинное значение тех или иных стимулов, их необходимо описывать в терминах перцепции (Guthrie E., 1959). Любое направление психологии имеет свои методы, вероятно, основным методом когнитивной психологии следует считать интроспекцию, которая придает смысл любому операционному анализу. В рационально-эмотивной терапии выделяют дескриптивные и оценочные когниции (Ellis A., 1952). Дескриптивные когниции представляют собой конкретную информацию

В рационально-эмотивной терапии выделяют дескриптивные и оценочные когниции (Ellis A., 1952). Дескриптивные когниции представляют собой конкретную информацию о реальности и содержат то, что человек непосредственно воспринял из окружающего его мира. В оценочных когнициях, напротив, отражается определенное отношение к реальности, дается ее обобщенная оценка. Большинство оценочных когниций оказываются связанными с дескриптивными. Вариантом такой связи может быть картирование — форма символической репрезентации, предположительно описывающая когнитивные отношения между физическим и концептуальным миром.

Последовательность построения когнитивной карты

Важным термином когнитивной психологии является понятие «когнитивного паттерна». Дословно паттерн обозначает комплексное объединение сенсорных стимулов с целью определения их принадлежности к определенному классу объектов (Solso R., 1996). Приблизительными русскими эквивалентами данного термина являются такие понятия как: «изображение», «структура», «строение», «картина», «способ», «модель», «образец». Однако, точный эквивалент, охватывающий все эти значения в русском языке отсутствует (Зинченко В.П. и др., 1996).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *