Что такое неофольклоризм в музыке простыми словами
НЕОФОЛЬКЛОРИЗМ
Для музыки неофольклоризма характерна концентрация тех или иных черт фольклора, направление метрической нерегулярности русской крестьянской песни (балет с пением «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» Стравинского), специфических ладомелодических особенностей фольклора тех народов, музыкальное мышление которых отличается от общеевропейского (сюиты венгерских и румынских танцев, арабский фольклор в 3-й части фортепианной сюиты оркестра 14 Бартока). Типичны гармонические и ритмические «варваризмы» («Allegro bаrbаrо» для фортепиано Бартока, балет «Весна священная» Стравинского), свойственные фольклору вариантность развития, «сжатость выражения» (по словам Бартока). В музыкальных сочинениях этого направления, кроме воспроизведения внешней красочности народной жизни («Провансальская сюита» Д. Мийо), получили обобщённое воплощение национальный характер («7 испанских песен» де Фальи, 3-я соната для скрипки и фортепиано Дж. Энеску), язык (балет с пением «Свадебка» Стравинского, опера «Енуфа» Л. Яначека), этика («Венгерский псалом» для тенора, хора и оркестра З. Кодая). неофольклоризма взаимодействует с импрессионизмом («Испанская рапсодия» М. Равеля, «Иберия» К. Дебюсси), неоклассицизмом («Бразильские бахианы» Э. Вила-Лобоса).
Обогащение музыкального языка путём использования элементов архаического фольклора в значительной степени свойственно современной музыке 1960-1980-х годов; соответствующее направление принято обозначать термином «новая фольклорная волна».
Бела Барток
Фольклорные исследования и «Микрокосмос»
Работа с фольклором определила облик Бартока-композитора и стала мощнейшей частью общемирового направления в искусстве — неофольклоризма. Обсудим подробнее.
🌍 Что такое неофольклоризм? Это новые формы существования аутентичного фольклора, например, в композиторском академическом творчестве. Направление возникло в начале 20 века и охватило почти всю Европу. Прокофьев и Стравинский в России, Барток и Кодаи в Венгрии, Яначек и Мартину в Чехии и Словакии, Энеску в Румынии, Шимановский в Польше, де Фалья в Испании, Вила Лобос в Бразилии… К середине 20 века музыкальная география обогатилась странами Прибалтики, Закавказья и Средней Азии, завершив все опытами создания «музыки мира», объединившей этническую, академическую и поп-музыку (проекты К. Дженкинса).
🏘 Композиторы и раньше обращались к народной музыке как к источнику вдохновения — но отличие неофольклоризма кроется в сочетании двух факторов. В окружении композиторов народная музыка к 20 веку переставала звучать. Она осталась в далеких деревнях, а академическая культура концентрировалась в городах, причем все более крупных. Если в детстве Малера или Римского-Корсакова народные песни звучали прямо под окнами дома и, собственно, составляли основу их музыкального опыта, то, например, тот же Барток впервые услышал народные песни, когда ему было за 20 — и это стало для него потрясением, перевернувшим жизнь.
⚱️ В то же время композиторы все равно нуждались в диалоге с национальной традицией, и не имея ничего «под рукой», обращались к древнейшим пластам фольклора. А там их ждали огромные богатства, неведомые музыкантам 19 века. Великие открытия в глубинных слоях определили развитие актуального композиторского творчества на долгие годы. Здесь сошлась антиромантическая тенденция, идеи свободы и бунтарства против академизма, поиск новых средств выражения и обострение коллективного мироощущения.
👹 Для музыки неофольклоризма характерно сгущенное, концентрированное использование особенностей архаичного фольклора во всех сферах музыкального языка: метр, лад, ритм, форма, мелодика. Все это хорошо слышно в ярком и варварском Allegro barbaro. Никто не выражает идеи Бартока-композитора точнее, чем Барток-пианист, поэтому предлагаем послушать авторское исполнение.
«Я по специальности не математик и не экономист, но думаю, не ошибусь, когда скажу: если бы те средства, которые в течение одного года тратят в мире на подготовку к войне, использовали бы на исследование народного творчества, то на них можно было бы записать народную музыку всех народов земного шара».
Бела Барток, «Зачем и как собирать народную музыку»
💃 До 1903 года Барток поддерживал широко распространенный миф, согласно которому цыгане считались истинными прародителями венгерской музыки. Считалось, что венгерские деревенские музыканты узнали (и испортили) все, что знали от цыган. Известный нам по творчеству Листа «вербункош» принадлежит городской традиции, а все сокровища крестьянской песенности открылись Бартоку лишь в 22 года, когда он гостил в загородном поместье у своих родственников и вдруг услышал от горничной старинную народную песню.
🤩 Барток был ослеплен открывшейся для него красотой традиционной музыки. В 1905 году молодой пианист и композитор встретился и объединил свои силы с Золтаном Кодаи и приступил к бесконечным экспедициям за музыкальным материалом, которые продолжались почти до его отъезда из Венгрии.
🤓 В своих трудах на тему он составил портрет идеального «собирателя», которому, кстати, полностью соответствовал. Нужно было обладать знаниями языков и фонетики (Барток знал более 10 языков), разбираться в хореографии, этнографии, социологии, психологии, истории, обладать отличным слухом и — не менее важно — качественным фонографом!
👂 Пристально вслушиваясь в записи деревенских голосов, Барток отмечал те свойства народной традиции, которые для нас теперь кажутся неотъемлемой частью его авторского стиля: прихотливая ритмика, обилие синкоп, особенно на первой доле (что связано с тем, что в венгерском языке ударение всегда на первый слог), тональность (додекафонии Барток не признавал), но выходящая за рамки привычной мажоро-минорной системы, преобладание гомофонии над полифонией.
✍️ Можно сказать, что вся музыка, которую Барток написал после знакомства с народной архаикой, в той или иной степени отражает его «фольклорное» мышление, и если вам захочется получить максимально разностороннее впечатление о Бартоке-неофольклористе, то стоит послушать его Румынские танцы (в многочисленных переложениях), Венгерские и словацкие песни, струнные квартеты, Cantata profana («Девять волшебных оленей»), Сонату для двух фортепиано и ударных, а мы разберем его 6-титомный «Микрокосмос», ставший своего рода энциклопедией музыкального языка и одним из главных сочинений в творческом наследии Бартока.
jenyabril
Евгения Бриль
Стилистика советской музыки конца 1950-х – 1960-х годов: авангард и неофольклоризм.
Новый период начался в середине 50-х годов. Он был отмечен своеобразными чертами. Новизна этого периода была обусловлена изменениями в общественной жизни. После смерти Сталина советское общество стремительно начало меняться. Сталинская империя пришла к кризису. 20-й съезд компартии с докладом Хрущева относительно сталинских репрессий. После того началась реабилитация узников ГУЛАГа. Людям стало жить свободней. Этот период впоследствии получил название Оттепель (1956-68). После 1968 постепенно начался процесс ухода оттепельных идеалов. Началась эпоха Брежнева. Ее охарактеризовали как Застой. Период гласности и перестройки начался с Горбачева.
Премьера 10-й симфонии Шостаковича в декабре 53-го. Это воспринималось как знак прощания с прошлым. Пришли перемены. Упрек в излишнем трагизме. В 58-ом году появилась резолюция относительно борьбы с формализмом в 48-ом году: все правильно, но не по адресу были предъявлены обвинения.
Судьба другого композитора-новатора, ярко заявившего о себе в начале 60-х годов, оказалась в истории послевоенной советской музыки одной из самых драматичных. Николай Николаевич Каретников (1930-1994) начал свой творческий путь на той же волне «оттепельной свободы», что и его сверстники. Окончив Московскую консерваторию в 1953 гду (класс В. Шебалина), Каретников вскоре дебютировал в московском Большом театре балетами «Ванина Ванини» по Стендалю (1961) и «Геологи» (1963). Однако этот успех не имел продолжения. Другие сочинения Каретникова практически не исполнялись: это была «чистая музыка» инструментальных жанров, слишком радикальная для официальных концертов того времени.
Еще в конце 50-х годов Каретников овладел той техникой, которую считал необходимой для себя: речь идет о серийном методе и нововенской школе. «Лично мне высшим достижением в музыке представляется «Венская школа». Каретников оставался верен додекафонии практически всю свою творческую жизнь; во всяком случае, двенадцатитоновая организация имеется и в поздних сочинениях композитора: опере «Мистерия апостола Павла», законченной в 1986 году, и Фортепианном квинтете (1990).
Для Каретникова существен лишь звуковысотный параметр: он не пошел, подобно Денисову и Шнитке, в сторону тотального сериализма.
Показательным примером каретниковской додекафонии может служить одно из его ранних сочинений — Струнный квартет (1963). Это лаконичный четырехчастный цикл с традиционным жанровым наклонением частей: соната, скерцо-вальс, Lento и финал (Largo). Само письмо восходит к веберновскому: налицо мотивная дробность, резкие фактурные переключения, динамические и штриховые контрасты на малых промежутках формы. Типична также структура серии, которая делится на три сегмента, где второй отражает первый в слегка неточном ракоходе, а третий как бы суммирует их: b a cis fis g f e c es d as.
Новая фольклорная волна. 1960-е.
Кроме Росси: Украина, Литва, Грузия, Армения, Таджикистан.
Явление культурно-общественного характера.
В основе лежал экологический смысл. Наиболее открыто эта тенденция сказалась в литературе. Писатели-деревенщики. Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин, Сергей Антонов (Не только любовь Щедрина). Сильное влияние оказал Солженицын. Его взгляд на прошлое.
Это было широкое художественное явление.
Не надо разграничивать композиторов-авангардистов и композиторов, обращавшихся к фольклору. Эти явления перетекают друг в друга.
Сфера старинного литургического пения. Шнитке, Губайдулина использовали книгу, посвященную данной сфере; много цитировали из нее.
КРАТКОЕ НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Неофольклоризм
КРАТКОЕ НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Неофольклоризм
Избавления от проклятий тривиальности/непонятности автономная музыка искала на пути нового — поверх сложившихся в XIX веке младоклассических национальных композиторских школ (русской, чешской, польской, венгерской, норвежской и т.д.) — обращения к фольклору. В неофольклоризме XX века точкой отсчета для авторской оригинальности становятся каждым автором по-своему «продолжаемые» (наподобие норм кантатного письма в сочинениях Баха) законы «подлинной», не адаптированной к общеевропейским профессиональным стандартам, народной музыки.
Так как в самой фольклорной культуре законы музицирования не сформулированы (поскольку оно не имеет теории), а в трудах фольклористов предлагаются конкурирующие реконструкции, представление о базовых нормах фольклора становится продуктом композиторского творчества (иногда сопряженного с полевыми этнографическими разысканиями). Неофольклоризм, таким образом, есть способ выдвинуть авторскую систему норм, претендующих на «народную» всеобщность.
Этим традиция, начатая в XX веке И.О. Стравинским (1882— 1971) и Бела Бартоком (1881 — 1945), кардинально отличается от фольклоризма XIX века, состоявшего в обработке народных мелодий по правилам общеевропейского композиторского письма. Стравинский — ученик Римского-Корсакова. Римский-Корсаков исповедовал «нормальный» европеизированный фольклоризм и был одним из классиков русской национальной композиторской школы. Стравинский эстетизировал автохтонные «варваризмы» и стал интернациональным классиком модерна. (Кстати, Ф.М. Гершкович мечтал, чтобы кто-нибудь написал работу на тему: почему Стравинский — не Римский-Корсаков и в чем он все-таки Римский-Корсаков; следует напомнить, что Стравинский учился у Римского-Корсакова.) Дальше — другое. Новейший фольклоризм 1970-х годов, вдохновленный Стравинским и Бартоком, контаминируется с увлечениями рок-музыкой, минимализмом и неевропейскими культово-церемониальными традициями. Интересны уже не почвенные варваризмы, не экзотические угловатости и терпкости, а общая перечисленным музыкальным мирам объективность и магичность звучания, экстатическая отстраненность, «белая», бесстрастная интенсивность, медитативно-спокойный восторг. К. Штокхаузен этот фольклоризм (вполне сочетаемый с электроникой и с вообще с чем угодно) называет Weltmusik. Термин-лозунг показательным образом вмещает два смысла: символико-космологический, который древние греки и средневековые европейские теоретики разумели под musica mundana (мировой музыкой, сокровенно-гармоничным звучанием бытия), и собирательно-географический, который вкладывается в сочетания со словами «всемирный», «весь мир».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Краткое изложение сюжета
Краткое изложение сюжета Один из углов дома представляет собой лабораторию, в которой доктор проводит свои опыты.Арлекин, который уже давно обратил внимание на Изабель и желает ее, проникает в дом, воспользовавшись как предлогом одним из этих опытов, т. е. предложив себя
Краткое содержание для ленивых
Краткое содержание для ленивых Ниже приведена биографическая справка на Юрия Скуратова. Автор настоящей книги долго думал, куда поместить биографические данные на главного героя книги: в начале или в конце. В конце вроде бы они становятся похожими на справочный
Земные зеркала (Краткое вступление)
Земные зеркала (Краткое вступление) Ты все снился себе, а теперь ты к нам заживо взят. Ты навеки проснулся за прочной стеною забвенья. Ты уже не снежинка, на дымные кольца разъят, Ты в земных зеркалах не найдешь своего отраженья. В. Шефнер Тонкий лирик и одаренный
1. Краткое жизнеописание и источники
1. Краткое жизнеописание и источники Начнем со скалигеровской «биографии» короля Артура из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.«Артур, или Артус — принц Силурийский или Дамнонийский, собравший британские племена, оттесненные к западу Англии, и двинувшийся против
Краткое жизнеописание
Краткое жизнеописание Я родился под конец Нового времени, незадолго до первых примет возвращения средневековья, под знаком Стрельца, в благотворных лучах Юпитера. Рождение мое совершилось ранним вечером в теплый июльский день, и температура этого часа есть та самая,
НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ Вопрос о технике
НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ Вопрос о технике В виду имеется, конечно, техника музыкальной композиции, хотя хайдеггеровские ассоциации уместны.Различие между законами музыки и композиторской техникой примерно такое же, как между биоценозом сада и секатором садовника.С XI
НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Музыкальные формы и образы движения
НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Музыкальные формы и образы движения Музыка занята временем. Время — ее материал и ее цель. И ее главная тема.Музыкальное произведение может называться «Грёзы» (Р. Шуман, фортепианный цикл «Детские сцены»). Настроение дремотной мечтательности,
НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Четыре музыки
НЕПОДСТРОЧНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. Четыре музыки Не было до романтизма непрерывной, сплошной, необратимо поступательной истории европейской композиторской музыки. А до авангарда не было мировой истории музыки.Было стремление историков провести линию преемственности между «в
ДОЛГОЕ И КРАТКОЕ
ДОЛГОЕ И КРАТКОЕ От высокого музыкального искусства традиционно ожидается крупный формат. Зона серьезного начинается с 20 минут (соната, симфоническая поэма) и простирается до трех часов (опера). В обратную сторону музыка веселеет и легчает (4 минуты — стандарт эстрадной
Предисловие. Краткое слово редакции
Предисловие. Краткое слово редакции В ноябре 2006 года в Лондоне был убит диссидент, журналист, автор нескольких широко известных не только в самой России, но и за ее пределами книг — Александр Литвиненко. Убит невероятно подло и жестоко. Без преувеличения можно сказать,
Краткое объяснение
Краткое объяснение При самом первом, еще не твердом шаге своем на поприще общественной деятельности встреченный всеобщим негодованием серьезных деятелей науки и литературы, «Свисток» внезапно умолк, подобно робкому чижу, изображенному славным баснописцем Иваном
ТЕМА 3. НЕОКЛАССИЦИЗМ. НЕОФОЛЬКЛОРИЗМ. НОВЫЙ ДИНАМИЗМ
Неоклассицизм − направление в музыке ХХ века (и шире в современном искусстве вообще), для которого характерно обращение к принципам эстетики прошлых веков и стремление адаптировать формы европейского искусства прошлого к современной жизни. Неоклассицизм возник в качестве «отрезвляющей» (термин Ф. Бузони) реакции на такие течения искусства XIX – начала ХХ вв., как романтизм, символизм, импрессионизм, экспрессионизм. Основные методы неоклассицизма –
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 64
стилизация и реконструкция музыки прошлых эпох. Лидером неоклассицизма считается И. Стравинский. Ярко это направление представлено в творчестве П. Хиндемита, отдельные черты неоклассицизма проявились в творчестве Ф. Бузони, Б. Бартока, К. Орфа, С. Прокофьева и др.
Прошлое – это модель для музыки неоклассицизма. Одной из наиболее удачных моделей стал стиль музыки барокко с полифонией (он обеспечивал отказ от классической гармонии) и идеей концертирования, чаще всего ансамблевого.
Во многих странах неоклассицизм укрепил национальные традиции (в Италии) и вызвал обращение к литургическим жанрам. Для многих композиторов неоклассицизм приобрѐл характер духовной опоры, которую они нашли в музыке прошлого. В их числе – И. Стравинский (был связан с этим направлением более 30 лет) и П. Хиндемит.
Неофольклоризм впервые проявил себя в произведении венгерского композитора Б. Бартока«Allegro barbaro» («Варварское аллегро»). Это небольшая фортепианная пьеса с подчѐркнуто жѐстким ритмом, создающим ощущение устрашающей, древней, доисторической силы. Две руки играют в разных тональностях. Образное содержание пьесы – грозовой разряд энергии, способный снести и разметать всѐ на своѐм пути. Следующими неофольклорными опусами стали «Весна священная» Игоря Стравинского и «Скифская сюита» Сергея Прокофьева (премьеры обоих произведений этих русских композиторов состоялись за границей).
Философия неофольклоризма проста: в ней коллективное главенствует над индивидуальным, простейшее, примитивное – над изысканным и изящным, вечно повторяющееся – над непостоянным и изменчивым. Это языческие идеи круговорота природы и круговорота родовой общинной жизни.
В стихийных импульсах древней праистории таились, по мнению неофольклористов, силы, способные обновить дряхлеющую европейскую цивилизацию (о гибели европейской цивилизации писал философ О. Шпенглер в своей знаменитой книге «Закат Европы»). Неофольклоризм был пророчеством гибели старого мира, но пророчеством не мрачным, а светлым, жизнеутверждающим.
Музыкальные средства неофольклоризма:
1) определѐнность мелодического рисунка и диатоническая простота мотивов;
2) ударность, акцентность ритма, его формообразующая роль, что повлекло за собой возникновение форм ритмического периода, ритмических вариаций;
3) гармония с опорой на краткие диатонические попевки;
4) тематизм с яркой жанровой окраской;
5) в форме – принцип монтажного контраста (в крупных построениях), сюитоподобные формы.
Главный герой неофольклоризма – человек действия.
В 20-е гг. ХХ века появляются новые антиромантические идеи, нашедшие отражение в урбанизме и стиле «новой деловитости», возникшем
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 65
в музыке Франции. Урбанизм – это музыка города, лязг механизмов, шум машин и грохот станков.
В первые годы существования содружества, в творчестве всех еѐ членов наблюдается общность устремлений, и главное – дух отрицания искусства старшего поколения, романтизма и импрессионизма, сделавших, по их мнению, французскую музыку излишне утончѐнной. Друзьям был свойствен задор, стремление к ниспровержению авторитетов, к эпатажу публики. Образы для собственных произведений члены «Шестѐрки» искали в звуковом мире современного города, в новых формах музыки (джаза, кабаре и мюзик-холла), а также в национальных и старинных традициях французской культуры.
Один из главных лозунгов «Шестерки» – приближение музыки к современности, которая воплощена в темпах жизни города. Почвой для такой музыки «новой простоты» и «повседневности» должен стать слой бытовой музыки. Члены «Шестерки» собирались на веселые сборища по субботам. Мийо так вспоминает: «На этих собраниях, проходивших в атмосфере веселья и безмятежности, определился характер произведений, возникших под влиянием эстетики мюзик-холла» (мюзик-холл – вид эстрадного театра, возникший в Европе в середине XIX века).
Черты музыки «шестѐрки»:
1) использование интонаций музыки быта, ритмов модных танцев, мелодики уличных песенок и т.п.;
2) простые и примитивные линии голосов, прочерченные ясно и жѐстко, при этом не гармонирующие друг с другом;
3) политональность – голоса и пласты фактуры написаны в разных, часто далѐких тональностях;
4) пристрастие к музыкальному театру («Бык на крыше» и другие балеты Мийо, коллективная опера-балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»);
РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 66
5) гротескные тексты и сюжеты (вокальный цикл Мийо «Сельскохозяйственные машины» на тексты из каталога сельскохозяйственных машин).
В Германии 20-х годов урбанизму был близок Пауль Хиндемит, в музыке которого проявил себя стиль «новой деловитости» или «новой вещности». К его урбанистическим опусам относятся оперы «Новости дня» и «Туда и обратно». Черты стиля немецкого урбанизма: линеарное письмо (в инструментальных опусах), жѐсткий ритм, конструктивная ясность и упорядоченность.