Что такое неолитическая революция история 6 класс
Что такое неолитическая революция: причины и последствия. 6 класс, кратко
Неолитическая революция – суть понятия. Обществознание, 6 класс. Неолитической революцией называют переход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолитическая революция: первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Каковы ее причины и последствия?
Неолитическая революция — это переход от присваивающего хозяйства к производящему. Когда люди вместо охоты и собирательства стали заниматься сельским хозяйством, научились выращивать растения и разводить животных, заниматься ремеслом, — это и была неолитическая революция.
Эта аграрная (сельскохозяйственная) революция называется неолитической, потому что происходила в эпоху неолита — в новом каменном веке. Предположительно, одомашнивание животных началось 12–10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Примерно тогда же люди начали выращивать растения — например, ячмень и пшеницу.
То же самое стало происходить и в других частях мира — например, в Индии и в Китае. Вероятнее всего, в отдельных регионах до производящего хозяйства люди додумались самостоятельно. При этом и сегодня кое-где в отдаленных уголках планеты люди живут охотой и собирательством, там неолитическая революция так и не произошла.
Карта зарождения и распространения сельского хозяйства. Wikimedia / Joe Roe
Термин «неолитическая революция» ввел в оборот в 1923 году археолог Гордон Чайлд, изучавший истоки европейской цивилизации. Он также писал об «урбанистической революции», связанной с возникновением городов.
Причины неолитической революции
Гордон Чайлд связывал неолитическую революцию с окончанием ледникового периода и изменениями климата, заставившими людей мигрировать в плодородные оазисы. Там якобы они приручили животных и одомашнили растения. Но в дальнейшем эта гипотеза не нашла подтверждений.
Возможно, у неолитической революции были демографические причины: численность людей росла, охота и собирательство уже не могли их прокормить. К тому же, исчезла мегафауна — огромные животные, охота на которых позволяла быстро добывать массу пищи. Тогда-то людям пришлось научиться самим разводить животных и выращивать зерно.
Предпосылкой перехода к производящему хозяйству могло стать постепенное накопление знаний, взаимное приспособление человека и природы. Не исключено, что люди сначала защищали дикорастущие растения, чтобы те успели созреть, а затем догадались сажать их сами. Нечто подобное могло произойти и с животными: сначала люди охотились на дикие стада, потом взяли их под опеку и наконец полностью одомашнили.
Одомашненные коровы дают молоко. Древнеегипетское изображение. Источник: Википедия
Вероятно также, что земледелие стало возможным благодаря стабилизации климата: погода и смена сезонов стали более предсказуемыми, что позволило людям планировать наперед и заниматься сельским хозяйством.
Последствия неолитической революции
Неолитическая революция стала самым важным изменением за время существования человечества.
Человек разумный существует на Земле не меньше 200 тысяч лет, и большую часть этого времени (как минимум 190 тысяч лет) все люди жили небольшими группами охотников и собирателей. Лишь с появлением производящего хозяйства ситуация начала меняться.
Благодаря сельскому хозяйству производительность труда повысилась, пищи стало больше. Население стало быстро расти.
Произошло разделение труда: одни стали земледельцами, другие — скотоводами, третьи — ремесленниками. Кто-то продолжил заниматься охотой, но это уже была отдельная профессия. Возник товарообмен, зародилась торговля.
Вместо отдельных небольших групп охотников появились крупные общности людей; вместо родовой общины — соседская. Стали возникать первые города.
Реконструкция домов эпохи позднего неолита. Ашиклы-Хююк, Турция. Фото: Wikimedia / Sarah Murray
Для защиты и нападения на соседей создавались вооруженные отряды, первые армии. Возникла необходимость в управленцах, политической власти. К третьему тысячелетию до н.э. появились первые государства: цивилизация возникла в Месопотамии, Египте, Индии, Китае.
Так образовалось традиционное аграрное общество, просуществовавшее несколько тысяч лет.
Крестьянин пашет поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия
К концу неолитической революции люди изобрели письменность, и теперь информацию можно было передавать не просто из уст в уста. Это резко ускорило накопление знаний, развитие научного прогресса и культуры, привело в итоге к появлению современной цивилизации.
Посуда эпохи неолита, найденная в Швейцарии. Фото: Wikimedia / Sandstein
Порой неолитическую революцию рассматривают не только как позитивное явление. Перейдя к производящему хозяйству, люди вступили в противоречие с природой. Они променяли естественную для своего вида охоту на монотонный сельскохозяйственный труд. Изменились диета и образ жизни, свойственные человеку. Человек стал менять окружающую среду, приспосабливая ее к своим потребностям, это приводило к экологическим проблемам.
И все же для людей неолитическая революция стала огромным благом. Благодаря развитию технологий и знаний люди стали лучше питаться, дольше жить, больше знать о мире и о себе. Все блага современной цивилизации были бы невозможны, если бы 10 тысяч лет назад люди не сделали первый шаг к ним, перейдя от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и ремеслу.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
Урок 3. История России 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники»
В третьем тысячелетии до нашей эры на Южном Урале существовал город Аркаим, который был на 200 лет старше египетских пирамид и на 2 тысячи лет старше Трои. Многие учёные сравнивают его с английским Стоунхенджем, считая, что его жители вели астрономические наблюдения.
В ходе урока вы узнаете о зарождении земледелия, скотоводства и ремёсел, начале распада первобытного общества и появлении первых городов.
Около пяти – шести тысяч лет назад на юге России зародилось земледелие. Это обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.
Люди обратили внимание, что плоды и семена, попав в землю, дают всходы. Затем они стали собирать и сажать самые крупные семена. Так началось освоение нового вида деятельности – земледелия.
Для обработки земли люди придумали специальные орудия труда – мотыги, которые имели каменный наконечник.
Постепенно человек приручал животных. Ещё в период палеолита была приручена собака, одомашнены козы, овцы, коровы и свиньи. На территории Южного Приуралья впервые была одомашнена лошадь. Эти животные выглядели не совсем так, как мы их привыкли видеть. Так, например, предком современных коров был тур, а древняя лошадь называлась тарпан. Таким образом на смену охоте пришло скотоводство. Люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему. Этот процесс получил название неолитическая революция.
В ходе неолитической революции люди научились обжигу глины, стали делать керамическую посуду. Изменилась одежда. После появления ткачества её шили не из шкур, а из ткани. Именно керамика и ткань стали первыми материалами, которые человек научился делать самостоятельно.
С началом обработки металлов, таких как медь, бронза и железо, в жизни людей наступили значительные перемены. Появились металлические орудия труда, которые облегчали процесс земледелия. Люди выращивали все большее количество продуктов, не все из которых они съедали. Так возникло понятие «излишки». Люди стали обмениваться этими излишками друг с другом.
Постепенно племена разделились на земледельческие и скотоводческие. Это объяснялось природно-климатическими условиями территорий, на которых они проживали. На севере европейской части России и в Сибири, где было много лесов, люди продолжали заниматься собирательством, охотой и рыболовством.
Племена скотоводов жили в степях и перешли к кочевому образу жизни.
Земледельцы расселялись в лесостепи. Их образ жизни был оседлым. Именно земледельцы стали создавать долговременные поселения, которые позже превратились в города.
Когда люди научились изготавливать железные топоры, земледелие из лесостепи распространилось и на лесную зону России. Земледельцы пользовались сохой с железной режущей частью, которая называлась лемех. Для облегчения работы в соху впрягали крупных домашних животных.
Изготовление различных предметов обихода требовало специальных навыков. Кузнецы обрабатывали железо и делали из него орудия труда. Гончары изготавливали посуду с помощью гончарного круга. Ткачи делали ткани. Таких людей называли ремесленниками. Они производили всё необходимое для племени и были освобождены от земледельческих работ.
В период неолитической революции произошли изменения и в организации жизни людей. В племенах появились вожди и старейшины. Как правило ими становились те, кто пользовался уважением среди соплеменников. Задачами старейшины были:
Руководство совместной работой.
Контроль обмена продуктами труда с другими племенами.
Исполнение религиозных обрядов.
Также, в случае необходимости, вожди возглавляли военные походы. Всё перечисленное означает, что старейшины и вожди управляли людьми в племени.
Вы помните, что в племенах появлялись излишки. Теперь старейшины и вожди отличались от своих соплеменников не только авторитетом, но и запасами, которые они накапливали. Эти богатства, как правило, передавались по наследству. Таким образом постепенно исчезало равенство между людьми. Люди в племени разделились на знатных и простых общинников. Возникло социальное неравенство.
Накопление богатств у одного племени вызывало у другого племени недовольство и желание их отобрать. Из-за этого происходили военные столкновения. Людей, которых брали в плен, превращали в рабов, а их владельцами становилась знать. Так возникла эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.
С развитием способов изготовления орудий труда, некоторые семьи начали самостоятельно вести хозяйство. Постепенно ослабевали кровные узы. Семьи покидали своё племя и переходили в другое. Родовая община сменилась соседской (или территориальной). Людей теперь объединяло не родство по крови, а проживание на одной территории.
Несколько соседских общин могли быть объединены под властью одного вождя. Это получило название «вождество». В таком объединении сохранялось социальное неравенство. Более высокое положение занимали близкие родственники вождя.
Племена, имевшие между собой тесные связи, объединялись в союзы племён. Они жили на определённой территории и защищали её от нападения врагов.
Главой союза племён становился человек, главными занятиями которого были управление и защита своей территории. Таких людей называли правителями. Именно они вводили обязательные для всех правила поведения (законы) и контролировали их исполнение. Те, кто нарушал закон, подвергался наказанию. Чтобы облегчить управление людьми, правитель собирал собственные вооружённые отряды.
Все перечисленные изменения привели к распаду первобытно-общинного строя, появилось – государство. Это организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, живущими на одной территории. Взаимоотношения между людьми в государстве регулируются на основе законов; охраняются государственные земли; регулируются отношения с другими государствами.
Чем больше росли территории, на которых проживали люди, тем меньше они чувствовали себя родичами или соплеменниками. Появлялись народности (этносы). Это большая группа людей, живущая на одной территории, говорящая на одном языке и имеющая общую культуру.
С течением времени появились первые города. В конце 20 века археологами на Южном Урале была обнаружена «Страна городов». Это территория, на которой около четырёх тысяч дет назад появились укреплённые поселения. Самый первый из городов возник примерно тогда, когда в Древнем Египте возводились пирамиды.
Все города были похожи друг на друга. Они были круглой, овальной или прямоугольной формы. Каждый город был окружён внешней стеной, за которой размещались загоны для животных.
«Страна городов» уникальна в своём роде, до сих пор на Земле не обнаружены подобные поселения. Все города представляли собой единый комплекс помещений, а не отдельно стоящие здания. Здесь нашли самую древнюю колесницу. В городах была проведена ливневая система.
Самое известное поселение «Страны городов» называется Аркаим.
Диаметр города был всего 170 метров. Его окружали две стены. Наружная стена имела четыре входа, а внутренняя только один. В центре находилась небольшая площадь. Все постройки были сделаны из брёвен или высушенных на солнце кирпичей. Располагались они как вдоль внешней, так и вдоль внутренней стены. В Аркаиме были найдены гончарные и металлургические мастерские. Ливневая канализация отводила воду за пределы города. Современные учёные установили, что Аркаим населяли европеоиды.
Давайте подведём итоги.
Во время неолитической революции люди совершили переход от присваивающего к производящему хозяйству.
Происходило постепенное разложение родовОй общины, появились вожди и старейшины.
В результате распада первобытно-общинного строя возникли государства и народности.
Около четырёх тысяч лет назад на Южном Урале существовали укреплённые поселения, известные как «Страна городов».
Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Неолитическая революция
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
1. Почему переход к производящему хозяйству считается самым важным событием в истории человечества?
Переход к производящему хозяйству считается важным событием в истории человечества потому, что он кардинально изменил жизнь людей. Этот переход повлиял не только на форму хозяйствования, но и на развитие орудий труда, и на устройство общества. Он привел к распаду первобытно-общинного строя, появлению и объединению соседских общин, а в последствии – к формированию этносов.
2. В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?
По современным данным земледелие впервые появилось на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии, а скотоводство – в Азии (Индии и Индокитае).
3. Почему переход к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть, используя это слово?
Словом «революция» хотят подчеркнуть важность перехода от присваивающего хозяйства к производящему.
Вопросы к параграфу
1. Какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству?
2. Назовите главные признаки первобытно-общинного строя.
3. Перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытно-общинного строя.
4. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия?
С помощью железных орудий труда люди могли эффективнее обрабатывать землю или охотиться. Люди стали производить намного больше продуктов, чем требовалось для собственного потребления. Появились излишки. Использование каменных орудий было малоэффективным. С их помощью люди производили меньше продуктов, поэтому излишков не было.
Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны, найдите центры древнего земледелия, скотоводства, ремесла.
Рассмотрим карты, расположенные на странице 2 и 3 в атласе по истории России.
На большой карте показано, что:
Глядя на малую карту мы видим, что:
Вывод: расселение людей происходило постепенно от южных территорий к более северным, а очаги культуры появлялись в следующем порядке:
Центрами древнего земледелия находились в Крыму и в Краснодарском крае, центры ремесла — на Южном Урале, а центры скотоводства охватывали всю Среднюю полосу России и южные районы Сибири.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Проследите, как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины и в чём её отличия от родовой?
С началом обработки металлов, появились более совершенные орудия труда. Жизнь людей стала легче. Они могли более эффективно обрабатывать землю или охотиться, что привело к появлению излишков продуктов. Приручение животных положило начало скотоводству. Стал возможен обмен излишками продуктов между племенами. В зависимости от климатических особенностей территории началось разделение племен на земледельческие и скотоводческие. Племена, которые занимались земледелием стали вести оседлый образ жизни, а скотоводческие племена осваивали степные просторы.
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.
Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.
Постепенно общины объединялись под властью верховного вождя. Появились союзы племен и их правители. Они стали устанавливать правила и следили за их соблюдением. Все это привело к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни – государству. Начали формироваться народности, этносы.
2. Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Используя Интернет, выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в его основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.
Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.
1. Подготовить сообщение о причинах появления соседской общины
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.
2. Узнать, какие принципы лежат в основе разделения истории на каменный, бронзовый и железный век. Представить свой ответ в схематичной форме
Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.
Государство — организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.
Народ (народность) — большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой.
Неолитическая революция – это переход человека от присваивающего к производящему хозяйству в период неолита.
Соседская община – это община, в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.
Презентация по истории 6 класс «Неолитическая революция»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Когда, где и почему поселились первые люди на территории России? Что такое присваивающее хозяйство? Какие занятия к нему относятся? Какое значение для человека имел огонь? Как он его добывал? Из чего изготовляли орудия труда? Назовите их. Что называют каменным веком? На какие периоды делится каменный век? Почему древние люди жили группами? Ледниковый период: когда, что это, что изменилось. Главное занятие в ледниковый период. Расскажите о нём. Что спасло древнего человека от холода? Первое разделение труда. В чём причины развития речи у людей?
13. Что такое родовая община? Её характеристика. Что называется племенем и первобытным обществом? Почему древние люди так часто голодали? 16. «Труд создал человека». Как вы понимаете эти слова? 17. Как природа повлияла на развитие занятий древний людей? 18. Почему каменные орудия труда люди бережно хранили?
Милагина Марина Васильевна МОУ «Шестаковская ООШ» Волоколамский район Московская область
1. Зарождение земледелия, скотоводства, ремесла 5-6 тыс. лет назад собирательство земледелие мотыга
Земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений (мотыжное и плужное). Скотоводство – разведение одомашненного скота. Производящее хозяйство – человек сам производит продукты питания и сырье для изделий. Переход от присваивающего хозяйства к производящему называется неолитической революцией.
Ремесло – изготовление орудий труда, одежды, посуды и т.д. Гончарное ремесло Прядение и ткачество
Каменные орудия труда Изготовление медных орудий труда
Охота рыболовство собирательство Скотоводство кочевой образ жизни Земледелие оседлый образ жизни Ремесло повсеместно
Скотоводы Разделение труда Земледельцы Ремесленники
2. Начало распада первобытного общества Родовая община Родовой общиной управляли старейшины и вожди: старейшина – совместная работа, обряды, порядок, вождь – военные походы, защита.
Старейшина и вождь Выбирались общинниками. Пользовались всеобщим уважением. Управляли родом и племенем. Были богатыми людьми и передавали это богатство по наследству. Владели рабами (эксплуатация).
Соседская (территориальная) община – каждая семья ведет своё хозяйство. Вождество – объединение нескольких общин под властью вождя.
Союзы племен – объединение племен, проживающих на определённой территории, которую считали своей. Во главе союзов племен стояли правители – управление и защита своей земли. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила – законы.
ГОСУДАРСТВО ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО: родовая община соседская община НАРОД (НАРОДНОСТЬ) Родичи и соплеменники
Домашнее задание: стр. 15-16 пункт 1 пересказ записи в тетради
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-044815
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.