Что такое неоправданное повторение слова

Что такое тавтология? Примеры

Тавтология — это спе­ци­аль­ный или непред­на­ме­рен­ный повтор одно­ко­рен­ных слов в сло­во­со­че­та­нии или предложении.

Тавтология — это лексическая ошибка речи

Одной из раз­но­вид­но­стью плео­назма явля­ет­ся тав­то­ло­гия. Чтобы понять суть иссле­ду­е­мо­го явле­ния в линг­ви­сти­ке, выяс­ним, что зна­чит этот тер­мин. Он скла­ды­ва­ет­ся из двух гре­че­ских слов:

Буквально «тав­то­ло­гия» — это тож­десло­вие. Исходя из это­го зна­че­ния, мож­но опре­де­лить, что этот тер­мин выра­жа­ет какое-либо поня­тие или явле­ние повто­ром близ­ких или одно­ко­рен­ных слов.

Если плео­назм высту­па­ет как скры­тое смыс­ло­вое изли­ше­ство, то тав­то­ло­гия явля­ет­ся рече­вой ошиб­кой, кото­рая харак­те­ри­зу­ет­ся явным повто­ром одно­ко­рен­ных слов с одним и тем же или похо­жим значением.

Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть фото Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть картинку Что такое неоправданное повторение слова. Картинка про Что такое неоправданное повторение слова. Фото Что такое неоправданное повторение слова

Понаблюдаем, как про­яв­ля­ет­ся тав­то­ло­гия в словосочетаниях:

Как видим, эта лек­си­че­ская ошиб­ка воз­ни­ка­ет в речи тогда, когда гово­ря­щий слу­чай­но, не учи­ты­вая смыс­ла слов или не зная точ­но­го их зна­че­ния, упо­треб­ля­ет в сво­ей речи одно­ко­рен­ные сло­ва, одно из кото­рых дуб­ли­ру­ет смысл дру­го­го. Создаётся явное рече­вое излишество.

А вот какое опре­де­ле­ние тав­то­ло­гии мож­но про­честь в Википедии:

Учтём, что в неко­то­рых сло­во­со­че­та­ни­ях тав­то­ло­гия не ощу­ща­ет­ся в резуль­та­те забы­то­го пер­вич­но­го зна­че­ния глав­но­го слова:

Приведем при­ме­ры рече­вых оши­бок с тав­то­ло­ги­ей в предложениях.

Примеры тавтологий

А вы зна­е­те, она живет доволь­но скуч­ной жиз­нью в про­вин­ци­аль­ном городке.

Гарантийный талон гаран­ти­ру­ет устра­не­ние скры­тых дефек­тов прибора.

Это при­род­ное явле­ние явля­ет­ся уни­каль­ным в этом регионе.

От моей зара­бо­тан­ной зар­пла­ты почти ниче­го уже не осталось.

В сво­ей пове­сти писа­тель ярко опи­сы­ва­ет при­ро­ду Сибири.

Чтобы не допус­кать подоб­ных рече­вых оши­бок, сове­ту­ем позна­ко­мить­ся со сло­ва­рем плео­назмов и тав­то­ло­гий.

Но не все­гда это рече­вое изли­ше­ство вос­при­ни­ма­ет­ся как ошиб­ка речи. В худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях оно высту­па­ет в каче­стве образ­но­го средства.

Тавтология — стилистический приём в литературе

Тавтология вос­тре­бо­ва­на в лите­ра­ту­ре как сти­ли­сти­че­ский при­ём, кото­рый созда­ёт образ­ность, выра­зи­тель­ность и эмо­ци­о­наль­ность язы­ка худо­же­ствен­но­го тек­ста. В сво­их про­из­ве­де­ни­ях авто­ры охот­но при­бе­га­ют к исполь­зо­ва­нию тавтологии:

Ты гре­ми, гром, а я дождь разо­лью (А. Островский).

Правда прав­дой оста­ет­ся, а мол­ва себе мол­вой (А. Твардовский).

В поэ­ти­че­ских про­из­ве­де­ни­ях ино­гда повто­ря­ют­ся сло­ва, раз­ные по зву­ча­нию, но близ­кие по смыс­лу (тоска-печаль, море-океан, зна­ет — веда­ет, пла­чет — тужит,) либо исполь­зу­ют­ся одно­род­ные по зву­ча­нию и смыс­лу сло­ва (веет — пове­ва­ет, гре­ет — при­гре­ва­ет).

Для уси­ле­ния эмо­ци­о­наль­но­сти речи и эффек­тив­но­го воз­дей­ствия на слу­ша­те­лей тав­то­ло­гия в виде повто­ра одно­го и того же сло­ва или одно­ко­рен­ных лек­сем рас­про­стра­не­на в пуб­ли­ци­сти­ке и ора­тор­ском искусстве.

Не сле­ду­ет нам ого­род горо­дить из-за этого!

В фольк­ло­ре актив­но исполь­зу­ет­ся этот сти­ли­сти­че­ский при­ём, кото­рый харак­те­ри­зу­ет­ся повто­ром одно­ко­рен­ных лек­сем, одно­го и того же сло­ва или его грам­ма­ти­че­ских форм.

Понаблюдаем за упо­треб­ле­ни­ем тав­то­ло­гии в рус­ских посло­ви­цах и поговорках:

В зачи­нах ска­зок, легенд и былин типич­на тавтология:

Видеоурок «Плеоназм и тавтология»

Источник

Что такое лексический повтор. Примеры предложений с лексическим повтором

Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть фото Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть картинку Что такое неоправданное повторение слова. Картинка про Что такое неоправданное повторение слова. Фото Что такое неоправданное повторение слова

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

Если повтор не выполняет никакой стилистической функции, то он не оправдан и становится ошибкой.

Иногда можно просто опустить повторяющиеся слова без потери смысла: «Мы приехали домой, а скоро пришла мама».

Виды лексических повторов. Лексический повтор, анафора и эпифора

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Анафора и эпифора не всегда относятся к лексическим повторам. Повторяться могут не только слова, но и звуки, грамматические конструкции, ритм.

Я на башню всходил, и дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой у меня.

Лексический повтор, тавтология и плеоназм

При лексическом повторе автор сознательно дублирует одни и те же слова, привлекая к ним дополнительное внимание.

Примеры предложений с лексическим повтором из русской литературы

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
М.Ю. Лермонтов

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
А.А. Блок

Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.
А. Молчанов

Вы слышите: грохочет барабан.
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.
Уходит взвод в туман, туман, туман
А прошлое ясней, ясней, ясней.
Б.Ш. Окуджава

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно.
А.Т. Твардовский

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
К.М. Симонов

Не волнуйся,
Не плачь,
Не трудись,
Сил иссякших и сердца не мучай.
Ты жива,
Ты во мне,
Ты в груди,
Как опора,
Как друг и как случай.
Б.Л. Пастернак

Источник

Тавтология и плеоназм, речевая избыточность

Когда в коротком высказывании масса ненужных слов, то это называется речевой избыточностью или многословием. Например, в течение последних суток были сильные снегопады и выпало большое количество снега.

Когда в письменной или устной речи много лишних слов, то это называется стилистической небрежностью. Она доказывает, что автор не имеет представления об объекте, который описывает. Между многословием и пустословием тонкая грань.

Пример речевой избыточности. Спортивный комментатор соревнований уведомляет: спортсмены, прибывшие на спортивные соревнования, принимают участие в соревнованиях с иностранными спортсменами.

Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть фото Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть картинку Что такое неоправданное повторение слова. Картинка про Что такое неоправданное повторение слова. Фото Что такое неоправданное повторение слова

Многословие выступает в виде:

Лексический повтор, встречающийся в тексте — признак того, что писателю не хватает четкости, лаконичности для формулирования мысли, возможно эпитетов. Иногда лексический повтор способен помочь автору сконцентрировать внимание на чем-то главном, например: Век живи, век учись.

Как использовать речевую избыточность?

Речевая недостаточность и речевая избыточность не во всех ситуациях оказывается погрешностью во время написания художественных произведений. Еще хуже, когда человек использует речевые штампы и канцеляризм.

Плеоназмы и тавтологии используются в стилистике для усиления результативности и воодушевления высказываний, а также, чтобы выделить афористичность речи. К этим приемам прибегают литераторы юмористы, чтобы создать шутку.

Главная цель речевой избыточности и тавтологии в стилистике:

Тавтология

Тавтология — мысль, представленная необоснованными повторениями одних и тех же однокоренных слов. Есть такое понятие, как тавтологическая рифма — повторение одного слова в измененном виде в стихотворной форме. Но для риторики — это нельзя использовать.

Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть фото Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть картинку Что такое неоправданное повторение слова. Картинка про Что такое неоправданное повторение слова. Фото Что такое неоправданное повторение слова

Однокоренные слова в одном предложении, создающие тавтологию — одна из распространенных ошибок. Таким образом, в одном предложении мы топчемся на одном месте. Это похоже на переспам в тексте.

Чтобы в предложении выделить определенную мысль, необходимо очистить его от лишнего, то есть избавиться от тавтологии, примеры: … совершенно закономерно могут вытекать определения, указывающие, что производительность трудового процесса на определенной ступени развития технического процесса определяется совершенно определенной закономерностью.

В данном предложении все запутанно и слишком много повторений. Очищаем его от мусора и получаем:
Производительность труда на разной степени развития технического процесса определена объективной закономерностью — это обоснованный вывод.

Не во всех ситуациях стоит воспринимать слова с одним корнем, как ошибку стилистики. Их не всегда нужно заменять синонимами в одном суждении, в некоторых ситуациях это невозможно, тест может обеднеть.
Пару слов с одним корнем, которые упомянуты в одном отрывке текста стилистически оправдываются, когда считаются единственными носителями значения. Приходится смириться с тем, что в предложении присутствует тавтология, примеры: на кустах расцветают розовые цветы, тренировать команду будет главный тренер.

В русском языке существуют тавтологические совмещения, которые неизбежны: словарь русских слов, бригадир двух бригад, следователи оперативной группы вели расследование.

Когда авторы сталкиваются с такой проблемой, как сочетание русского слова и иностранного, то не понимают точного смысла второго, например: маленький вундеркинд, ведущие лидеры. Прежде чем сочетать иностранные слова с другими, надо думать об их значении.

Тавтологию можно встретить в русском фольклоре и пословицах. Писатели намеренно применяют их для лексической выразительности: дружба дружбой, а служба службой; ходить ходуном; жизнь прожить не поле перейти.

Плеоназм

Этот термин имеет греческие корни и переводится, как “чрезмерный”, “избыточный”.
Разберемся, что такое плеоназм? Означает переизбыток в одном суждении слов одинакового смысла.

Примеры: они увидели мертвый труп; я познакомился с темной брюнеткой; он сидел без слов и молчал.

Перечисленные суждения усложнены лишними уточнениями. Как и другие формы речевой избыточности, плеоназм указывает на недостаточную образованность автора. Нужно проанализировать лексику и научиться вовремя устранять ошибки.

В русском языке существует такой тезис, как “мнимый плеоназм”. Писатели используют его сознательно, чтобы усилить выразительность речи и эффект восприятия.

Плеонастические сочетания используются для фольклора. Еще ранее авторы пользовались экспрессивно окрашенными плеоназмами в рассказах, например: море-океан, пути-дорожки, жили- были.

Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть фото Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть картинку Что такое неоправданное повторение слова. Картинка про Что такое неоправданное повторение слова. Фото Что такое неоправданное повторение слова

Ляпалиссиады

Одной из форм речевой избыточности выступают ляпалиссиады. Они создают эффект юмора в трагической (неуместной) ситуации,

Например:
Мертвое тело лежало и не подавало признаков жизни, слепой человек абсолютно ничего не видел.

Одной из главных ошибок в письменной речи выступает речевая избыточность — это проявление тавтологии и плеоназма. Такие ошибки придают словарному запасу скудности и бедности. Но их используют в написании художественной литературы, с целью придать ей ярких красок.

При работе с текстом всегда нужно стремиться к тому, чтобы своевременно устранять тавтологию и плеоназм. В этом случае тексты читаются быстрее и будут интереснее. Маленький словарный запас и речевая избыточность ухудшают подачу информации.

Если вам понравилась статья на Редачим, оставляйте комментарии и делитесь с друзьями.

Источник

Лексический повтор

Лексический повтор — это фигу­ра речи, сти­ли­сти­че­ский при­ем повто­ре­ния клю­че­во­го сло­ва в одном пред­ло­же­нии или в смеж­ных предложениях.

Узнаем, что такое лек­си­че­ский повтор в лите­ра­ту­ре. Приведем при­ме­ры. Узнаем, с какой целью авто­ры исполь­зу­ют лек­си­че­ский повтор в сво­их произведениях.

Что такое повтор?

Повтор — это широ­кое поня­тие, кото­рое вклю­ча­ет раз­но­об­раз­ные повто­ры в тек­сте произведения.

Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть фото Что такое неоправданное повторение слова. Смотреть картинку Что такое неоправданное повторение слова. Картинка про Что такое неоправданное повторение слова. Фото Что такое неоправданное повторение слова

Чтобы най­ти отклик у чита­те­ля, создать образ­ную кар­ти­ну мира, авто­ры при­бе­га­ют к повто­ру. Прием повто­ра очень вос­тре­бо­ван в арсе­на­ле худо­же­ствен­ных средств писателя.

Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в друге,
Оставив мне решать судьбу
Зимы, явив­шей­ся на юге.

С помо­щью повто­ра зву­ков, эле­мен­тов сло­ва, отдель­ных слов, син­так­си­че­ских кон­струк­ций дости­га­ет­ся выра­зи­тель­ность, эмо­ци­о­наль­ность худо­же­ствен­но­го текста.

Виды повтора

Этот сти­ли­сти­че­ский при­ем осу­ществ­ля­ет­ся на раз­ных уров­нях тек­ста и сло­ва как еди­ни­цы речи. В лите­ра­ту­ре раз­ли­ча­ют несколь­ко видов повтора:

Если в поэ­ти­че­ской стро­ке повто­ря­ют­ся одни и те же глас­ные зву­ки, то в нем исполь­зу­ют­ся ассо­нанс. Повторение соглас­ных зву­ков — это алли­те­ра­ция.

Наиболее часто исполь­зу­ют­ся повто­ры лек­си­че­ских средств языка:

Все эти сти­ли­сти­че­ские при­е­мы объ­еди­ня­ют­ся одним тер­ми­ном — «лек­си­че­ский повтор».

1. Анафора, или еди­но­на­ча­лие, состо­ит в повто­ре началь­ных частей сло­ва, мор­фем, отдель­ных слов и групп слов. Вот как исполь­зу­ет ана­фо­ру поэт А. Фет в сти­хо­тво­ре­нии «Первый ландыш»:

О пер­вый лан­дыш! Из-под снега
Ты про­сишь сол­неч­ных лучей,
Какая неза­бвен­ная нега
В души­стой чисто­те твоей!
Как пер­вый луч весен­ний ярок!
Как ие в нем нис­хо­дят сны!
Как ты пле­ни­те­лен подарок
Воспламеняющей весны.

Анафора может быть лек­си­че­ской, то есть выра­жа­ет­ся в повто­ре одно­го и того же сло­ва в нача­ле строки:

Здесь лапы у елей дро­жат на весу,
Здесь пти­цы щебе­чут тревожно —
Живешь в закол­до­ван­ном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.

2. Эпифора воз­ни­ка­ет там, где автор повто­ря­ет конеч­ные сло­ва или выра­же­ния на гра­ни­це смеж­ных строк, предложений

3. Сочетанием ана­фо­ры и эпи­фо­ры явля­ет­ся сим­пло­ка. Симплока — это слож­ный сти­ли­сти­че­ский при­ем, кото­рый выра­жа­ет­ся в одно­вре­мен­ном исполь­зо­ва­нии ана­фо­ры и эпи­фо­ры в пре­де­лах одно­го и того же отрез­ка тек­ста. При сим­пло­ке повто­ря­ют­ся началь­ные и конеч­ные сло­ва в сосед­них фра­зах или смеж­ных сти­хо­твор­ных строках:

В мире горы есть и доли­ны есть,
В мире хоры есть и низи­ны есть,
В мире море есть и лави­ны есть,
В мире боги есть и боги­ни есть.

4. Анадиплосис (греч. «удво­е­ние») — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, заклю­ча­ю­ща­я­ся в повто­ре заклю­чи­тель­ной части сти­хо­твор­но­го тек­ста в нача­ле сле­ду­ю­ще­го. Анадиплосис обра­зу­ет смыс­ло­вую цепоч­ку, свя­зан­ных и после­до­ва­тель­но раз­вер­ты­ва­ю­щих друг дру­га частей тек­ста. Такой при­ем поз­во­ля­ет пока­зать внеш­нее тече­ние собы­тий, их замед­лен­ность и причинно-следственную обусловленность.

Придет оно, боль­шое, как глоток, —
Глоток воды во вре­мя зноя летнего.

Разные виды повто­ра широ­ко исполь­зу­ют­ся худож­ни­ка­ми сло­ва для при­да­ния тек­сту экс­прес­сив­ной выразительности.

Лексический повтор как средство выразительности

Повтор слов в худо­же­ствен­ном тек­сте упо­треб­ля­ет­ся с раз­ной целью:

1. для обо­зна­че­ния боль­шо­го коли­че­ства предметов

2. для уси­ле­ния при­зна­ка, сте­пе­ни каче­ства или действия

Туда ведет длин­ная, длин­ная дорога…

3. для ука­за­ния на дли­тель­ность действия

В тот год осен­няя погода
Стояла дол­го на дворе,
Зимы жда­ла, жда­ла природа,
Снег выпал толь­ко в январе

Автор при­бе­га­ют к лек­си­че­ско­му повто­ру, если хочет выде­лить важ­ное с его точ­ки зре­ния сло­во для более точ­но­го выра­же­ния мыс­ли или для при­да­ния ей боль­шей выра­зи­тель­но­сти и экс­прес­сив­ной окраски.

Сельский букет сто­ял на круг­лом сто­ле. Лет десять назад такой букет не поста­ви­ли бы на стол (Ю. Тынянов).

Благодаря повто­ре­нию сло­ва фик­си­ру­ет­ся вни­ма­ние чита­те­ля имен­но на нём. Этот при­ем спо­соб­ству­ет уси­ле­нию его смыс­ло­вой и эмо­ци­о­наль­ной роли в тексте.

С помо­щью лек­си­че­ско­го повто­ра повест­во­ва­ние ста­но­вит­ся эмо­ци­о­наль­но напряженным.

На бата­рее
Нету сна­ря­дов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Поэт под­чер­ки­ва­ет зна­чи­мое для смыс­ла стро­ки сло­во, застав­ля­ет чита­те­ля заост­рить вни­ма­ние на его смыс­ло­вом напол­не­нии, созда­ет ритм, осо­бую пуль­са­цию строки.

Итак, в тек­сте лек­си­че­ский повтор высту­па­ет как средство

Следует отли­чать лек­си­че­ский повтор как сти­ли­сти­че­скую фигу­ру от рече­вых оши­бок в виде тав­то­ло­гии и плео­назма. Тавтология высту­па­ет как необос­но­ван­ное упо­треб­ле­ние близ­ких по смыс­лу слов (сов­мест­ное сотруд­ни­че­ство). Плеоназм состо­ит в оши­боч­ном дуб­ли­ро­ва­нии смыс­ла слов в сло­во­со­че­та­нии (под­прыг­нуть вверх).

Примеры

Владимир Соловьёв (1853 — 1900)

Ясно сего­дня на серд­це, на свете!
Песням при­ро­ды в соглас­ном привете
Внемлю я чут­кой душой.
Внемлю раз­ду­мью и шепо­ту бора,
Речи без­молв­ной небес­но­го взора,
Плеску реки голубой.

Вячеслав Иванов (1866-1949)

Белый празд­ник — рож­да­ет­ся пред­веч­ное Слово,
белый празд­ник идет, и снова —
вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой свечи,
бро­дят белых про­жек­то­ров лучи,
мер­ца­ют сизые сталь­ные мечи
вме­сто елоч­ной, вос­ко­вой свечи.

Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)

Красные зори,
Красный восход,
Красные речи у Красных ворот
И крас­ный на пло­ща­ди Красной народ.

Николай Осеев ( 1889 — 1963)

Когда уми­ра­ют кони — дышат,
Когда уми­ра­ют тра­вы — сохнут,
Когда уми­ра­ют солн­ца — они гаснут,
Когда уми­ра­ют люди — поют песни.

Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).

Видеоурок

Источник

Приведите примеры всех лексических понятий, изученных в V классе.

Ну, это просто,- пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович.- Нешто* ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.

А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был,- задумчиво заметил Петрак.- Птица ран(?)ше об..явилась.

Пос..деть к старост..; пос..деть рядом; пол..скать ребёнка; пол..скать бельё; разр..дил руж..ё; разр..дили морковь на грядк..; разв..вает(?)ся флаг; разв..вает(?)ся ребёнок; прим..рять поссорившихся ребят; прим..рять платье.

Горячий* (кофе, человек). Мягкий* (грунт, климат, матрац). Лёгкий* (камень, урок, мороз). Свежий* (хлеб, журнал, воротничок).

Отец пересмотрел запас(?)ные 2 камеры, почистил свечи в мотор. провернул и подтянул торм..за и долго заливал в бак горючее, что-то записывая и подсчитывая в своём блокноте.

Интересная, брат, у меня вещь получает(?)ся,- весело сказал он Сергею.- По всем данным выход..т, что литров под тридцать горючего я с(?)экономил. Таким образом, мож..м мы с вами, Сергей Андреевич, новым путём 1 домой отбыть. Через другой перевал. Помн..шь, рассказывал я о нём?

Но отец хотел (с,з)делать приятное Сергею и отм..хнулся от его возражений.

Лето было сухое, д..жди почти (не)вып..дали. 4 Жара ст..яла нестерпимая. В жару ребята не выл..зали 3 из реки. Но от жары и там трудно сп..стись: вода была тёплая.

>>Русский язык: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Обобщение изученного (урок-практикум)

Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных.

Сложноподчинённые предложения с двумя и более придаточными делятся на несколько видов.

При однородном подчинении во второй части (и в следующих придаточных) подчинительный союз может опускаться: Нельзя было давать сражения, когда ещё не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на месте убитых, не наелись и не выспались люди (Л. Толстой).

Если однородные придаточные распространены и имеют внутри запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой.

3. В сложноподчинённых предложениях с параллельным подчинением придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части: Как ни счастлив был Петя, но ему всё-таки было грустно идти домой и знать, что всё наслаждение этого дня кончилось (Л. Толстой).

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными могут иметь и более сложные комбинации и включать придаточные с разными видами подчинения: Из будущего я возвращался в настоящее и опять с тоской думал, что ты мудрее меня, что ты знаешь нечто такое, что и я знал когда-то, а теперь забыл, забыл. (Ю. Казаков).

1. Эксперимент
І. Спишите предложения. Экспериментально подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Однородное подчинение

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются прилавочными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

ІІІ. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов ). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин ).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными, используйте союз или союзное слово как опознавательный признак для постановки знаков препинания, найдите каждую придаточную часть и выделите её занятой.

Чтобы найти главную часть в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными, используйте союз или союзное слово как опознавательный признак, найдите каждую придаточную часть и мысленно её устраните. Если придаточные найдены верно, при их удалении главная часть не утратит смысла: Когда мы пришли, [отец показал мне несколько крупных окуней и плотву], которых он выудил без меня (И. Аксаков).

2. Преобразование предложений

І. Работа в парах . Распределите в паре, кто какой текст будет диктовать. Прочитайте про себя свой текст и продиктуйте тексты друг другу. Обменяйтесь тетрадями и без учебника проверьте диктанты друг друга, исправляя чужие ошибки зелёной пастой.

ІІ. Проверьте свои диктанты по учебнику. Если есть ошибки, сделайте исправления красной настой и объясните ошибки.

ІІІ. Обменяйтесь текстами и повторите первое и второе задание.

Он не дрался пи в детстве, ни в юности, потому что, когда речь только заходила о драке, когда все ещё только думали о её возможности и последствиях, он многократно переживал драку от начала до конца и знал уже и горечь поражения, и сладость победы, и гадкий вкус предательства. Драка порохом сгорала у него в мозгу, опаляя воображение, и, когда наконец наступала пора и в самом деле махать кулаками, Ивачёв был уже совершенно измотан и опустошён.
(А. Волос )
Часто в наше время спорт превращается в профессию, когда начинаются разряды и когда главным для спортсмена становятся призы, медали, рекорды. Человек не занимается ничем другим, кроме спорта, так что, хотя спортивные достижения растут, но спорт его входит в ту сомнительную фазу, когда организм работает на износ.
(В. Солоухин )
4. Пунктуационная работа
Спишите предложения. Расставьте запятые. Объясните, почему при сочетании союзов между ними не всегда надо ставить запятую.

5. Восстановление предложений
Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степени внутри придаточных первой степени после союза. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем осложнены предложения.

1. Я решил что ласты и маска мне пригодятся если я поеду в туристическую поездку (А. Рыбаков ). 2. Я свернул в сад долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле слушал как притихает боль после перевязки раны вроде и поплакал потому что лицо было влажное когда я очнулся (В. Астафьев ). 3. В палате возле окна лежала пятилетняя Лена Юрина смотрела картинки в книжке втайне считая что к ней не подойдут если она занята делом (В. Токарева ). 4. Что касается остальных мастеров то мне кажется они были недовольны своей работой (Д. Нагишкин ).

6. Редактирование
І. Прочитайте текст, определите причину речевых недочётов. Повторно прочитайте текст, устраняя все придаточные. Запишите только главные части.

ІІ. Спишите текст, устраняя неоправданное повторение слова который. Для этого замените придаточные определительные причастными оборотами.

Проверьте свои знания

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *