Что такое неотъемлемая часть мировой истории

Что такое неотъемлемая часть мировой истории

Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Смотреть фото Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Смотреть картинку Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Картинка про Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Фото Что такое неотъемлемая часть мировой истории

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Смотреть фото Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Смотреть картинку Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Картинка про Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Фото Что такое неотъемлемая часть мировой истории

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

История России как неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности русской истории

Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Смотреть фото Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Смотреть картинку Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Картинка про Что такое неотъемлемая часть мировой истории. Фото Что такое неотъемлемая часть мировой истории

Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями.

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяют четыре основных фактора, определяющих особенности русской истории: природно-климатический, геополитический, конфессиональный (религиозный), социальной организации. Все исследователи российского исторического процесса отмечали, что на специфику развития России существенно повлиял природно- климатический фактор.

Сельскохозяйственный сезон был непродолжительным — максимум пять месяцев, в то время, как в Европе он достигал трех четвертей года. Из-за холодных зим крестьяне держали скот в закрытых помещениях на два месяца дольше, чем в Европе. Недостаточное поголовье скота оборачивалось постоянной нехваткой удобрений, что, в свою очередь, сказывалось на урожайности. И хотя низкая урожайность зерновых (по сравнению с Европой) не ставила население на грань голодной смерти, продовольственных излишков хлебороб почти никогда не имел.

Огромное значение имел геополитический фактор. Равнинная территория, не защищѐнная естественными преградами и большая протяженность государственной границы делали страну привлекательным объектом для захватнических вторжений извне. Этот фактор сыграет роковую роль в отставании России от более цивилизованных стран.

Внешняя угроза (в первую очередь со стороны степных кочевников) оттеснила Русь от днепровского торгового пути, причерноморских земель, отрезала еѐ от Византией, связи с которой в эпоху средневековья были основным, а во многом и единственным выходом для Руси во внешний мир. Загнанное в леса средней полосы Восточной Европы население Руси вынужденно было создавать жестко централизованное военное государство, где централизация была способом выживания.

Для России как континентальной страны одним их главных факторов исторической динамики становится борьба за выход к морю. Эта борьба постоянно требовала средств из государственной казны. Присутствие восточнославянских княжеств на берегах Чѐрного моря было недолгим, а борьба за выход на Балтику со шведами и немецкими рыцарскими орденами носила длительный и ожесточѐнный характер, вследствие, чего в обществе возрастала роль государства, приобретавшего всѐ более и более военизированный характер.

К геополитическому фактору следует отнести также слабую заселѐнность обширных территорий Восточно-Европейской равнины и Сибири. В условиях усиления эксплуатации, а также в поисках лучших земель люди уходили из исторического центра России на север, юг, восток. Этот процесс, получивший в исторической литературе название колонизации, отличался от западноевропейского: на Западе колонизация носила характер эмиграции и колонии стремились разорвать связь с метрополией. Российские же колонисты оседали поблизости от границы, поэтому они не чувствовали себя иноземцами в новых землях и не порывали связей с родными местами.

Это накладывало отпечаток на все стороны российской истории. Не будет преувеличением сказать, что огромная роль в истории России принадлежала общине. Община и общинное землевладение повлияли на способ производства, на степень развития отношений собственности, на власть и, наконец, на формирование национального характера. Историческая судьба России укрепляла в народе представление об общине как высшей ценности.

Действительно, во времена средневековья только подчинение интересов индивида интересам общины позволяло выжить наибольшему числу людей в качестве этноса. В условиях постоянного натиска с Востока, а затем и со стороны Запада выжить можно было только за счѐт коллективных усилий. Община поддерживала своих членов и морально, и материально. Она давала им ощущение защищѐнности, психологического комфорта, стояла на страже моральных, нравственных норм в крестьянской среде. Община была самодовлеющей производственной единицей и не испытывала влияния внешних факторов, которые бы стимулировали еѐ деятельность, требовали еѐ самосовершенствования.

Поэтому, сохраняясь ещѐ в начале XX в., она, в конечном счете, стала тормозом на пути развития рыночных отношений в стране. Все названные выше факторы, так или иначе, формировали русский национальный характер. Учѐный русского зарубежья П. Сорокин основными чертами русской нации считал «сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорство, выдающуюся готовность еѐ представителей идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации, а также необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни». В итоге в России сформировался тип человека, во многом отличный от западного и восточного типа. Существует несколько точек зрения по этой проблеме. Первая сводится к тому, что в силу географического местоположения исторического центра, а также в силу влияния христианской религии, уходящей своими историческими корнями в греко-византийскую, западноевропейскую культуру Россия принадлежит к западному типу цивилизации.

Как составную часть Европы предлагали рассматривать еѐ, как известно, «западники» (П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев и др.), которые утверждали, что Россия с принятием христианства стала вместилищем ценностей, лежащих в основе западной цивилизации. Окончательно встав на путь «европеизации» со времен Петра I, страна просто немного отставала в своѐм развитии от западноевропейских стран, поэтому еѐ историческая задача заключается в том, чтобы как можно быстрее продвинуться вперѐд по западному пути. Высказывается и прямо противоположное мнение, согласно которому попытки приобщения России к западной цивилизации закончились неудачно, и она осталась страной восточного типа, поскольку определяющее воздействие на еѐ развитие оказала восточная культура.

Евразийцы были настроены отрицательно по отношению к Европе, а западничество считали чуждым российской жизни. Особое влияние на российское общественное самосознание, по их мнению, оказал восточный «туранский» (т.е. тюркско-татарский) фактор. В России они видели «преемницу великого наследия Чингисхана» (Трубецкой) и утверждали, что «наше отношение к Азии интимнее и теплее, ибо мы друг другу родственнее». Сегодня в исторических трудах и, особенно в публицистике, весьма широкое распространение получило так называемое «почвенничество», которое оценивает российскую историю с точки зрения русской культуры, русской ментальности, русского православия, а нередко используют и термин «русская цивилизация». Л.И. Семенникова предлагает считать Россию цивилизационно неоднородным обществом.

Другие новости и статьи

Запись создана: Вторник, 4 Сентябрь 2018 в 10:06 и находится в рубриках Новости.

Источник

ЛЕКЦИЯ 2. История России – неотъемлемая часть всемирной истории

История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.

Придерживаясь общепринятой периодизации, отечественные историки отмечают, что эпоха Древнего мира для Западной Европы завершается V-VI вв. Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья. На смену ему с эпохи Возрождения (Ренессанса) (XV в.) наступает период Нового времени, а с XX в. – Новейшего времени.

Для Восточной Европы V-VI вв. характеризуются началом формирования славянских племен, общинно-коллективистских форм самоуправления и становления древнерусской государственности.

В древнюю эпоху сложился и восточный тип цивилизации (Индия, Китай, Вавилон, Финикия, Ассирия), для которого характерны общие черты, формировавшиеся под воздействием сходных форм жизнеобеспечения, необходимости сооружения централизованных мощных систем ирригационного оросительного земледелия. Их отличала глубокая религиозная духовность и фатальная вера в сверхъестественные силы. Характерно почитание мудрости старших. Личность подчинена общим интересам: общине, касте, государству. Верховным собственником выступает государство, власть. Существовала строгая иерархия по вертикали: власть (правитель), бюрократия, община (она тяготеет к замкнутости). Везде отмечалась колоссальная роль государства в управлении, распоряжении собственностью. При ослаблении государства такое общество распадалось.

В IV-VII вв. в Европе происходило так называемое Великое переселение народов. Оно началось с того, что на культурно развитые античные страны нагрянули массы варваров – восточногерманские племена готов, вандалов, бургундов. Переселенцы проходили огромные расстояния. Так, готы с берегов Балтийского моря перешли сначала в Черноморские степи, на берега Днепра и Дуная. Вандалы из области Прикарпатья дошли до Испании.

Толчок к великому переселению народов был дан с востока появлением в IV в. в Европе монгольского племени гуннов. Они напали на сарматский народ аланов, занимавший низовье Волги, затем перешли Дон и обрушились на готов. Под ударами варваров античная Римская империя, увлекая их в движении на запад, раскололась в 339г. на две половины: западную и восточную. Западная империя просуществовала всего 80 лет. Восточно-Римская империя (Византия) просуществовала свыше 1000 лет (395-1453гг.) На формирование древнерусской государственности, общественное развитие оказало значительное влияние античное наследие Византии, особенно древнегреческая культура, ее христианская духовность, соборная церковная обрядность. В то же время надо отметить, что на развитие древнерусской государственности значительное влияние оказывали централизаторские факторы восточного типа цивилизаций.

Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ.

Во-первых, неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл сельскохозяйственных работ в 125-130 дней во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи.

Во-вторых, в становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало. В то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами.

В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

История России – неотъемлемая часть всемирной истории

Единство и многообразие мирового исторического процесса. Критерии, позволяющие говорить о многообразии истории. Место России в мировом сообществе цивилизаций. Основные факторы российского исторического процесса. Западники («европеисты») и славянофилы.

1. Мировой исторический процесс: единство и многообразие

2. Место России в мировом сообществе цивилизаций

3. Основные факторы российского исторического процесса

1. Мировой исторический процесс: единство и многообразие

В своей работе «Закат Европы» Освальд Шпенглер не признал единой истории. Он полагал, что всех людей можно разделить на самостоятельные категории, поскольку каждая культура существуя, подчиняется присущим ей принципам, с учетом ее ценностей.

Сторонником взгляда Шпенглера был Арнольд Джозеф Тойнби. Однако Тойнби полагал, что возможно человечество в будущем сможет достичь единства на основе религии.

В своей работе «Постижение истории» Тойнби рассматривал всемирную историю с точки зрения системы условно выделяемых цивилизаций, которые проходят в своем развитии одинаковые фазы от рождения до гибели и составляют ветви так называемого «единого дерева истории».

Исходя из содержания приведенных концепций можно сделать вывод о том, что авторы абсолютизировали специфические черты развития народов разных стран, а также отрицали общие начала и принципы в их развитии.

В эпоху формирования капитализма к поиску единства истории стимулировало развитие экономических связей в целях формирования единого мирового рынка. Данный процесс втягивал государства в установление экономических отношений, в связи с чем, появились представления о единстве всего человечества.

Таким образом, в настоящее время к единым историческим истокам относят:

— образование и развитие государств и мировых экономических отношений;

— создание материальных благ;

— культурные связи народов и государств.

Вместе с те выделяют критерии, позволяющие говорить о многообразии истории. К ним принято относить:

— географическое местоположение. Люди, жившие в более благоприятных климатических условиях, имея плодородные земли, перешли от охоты к земледелию, что позволило обосноваться в одном месте, формировать запасы пищи, увеличивать численность населения. Как следствие, на таких землях стали формироваться города.

— разделение труда и развитие производительных сил. Разделение труда и наиболее развитые производительные силы обуславливали развитие более быстрыми темпами.

— многообразие исторической среды. Отсталые в своем развитие страны под воздействием более развитых стран не преодолевают определенные пути своего развития, а перескакивают целые формации, что в основном происходило насильственным путем.

— внутренняя историческая среда. Развитие страны (народа), находившейся под влияние авторитетной выдающейся личностью в ходе истории.

— временное многообразие. Наличие неравномерности в различных сферах своего развития.

Таким образом, современная история знает и общее и различное в своем развитии, поэтому нет однозначного утверждения по поводу единообразия и многообразия истории.

2. Место России в мировом сообществе цивилизаций

мировой исторический процесс россия

Так, в XIX—XX вв. была популярна позиции западников («европеисты») и славянофилов. Западники, яркими представителями которых были Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., полагавшие, что Россия развивалась в западном направлении, однако с определенным отставанием, предлагали рассматривать страну как составную часть Европы и, как следствие, неотъемлемый составной элемент западной цивилизации.

Надо отметить, что в пользу данной точки зрения свидетельствует ряд фактов из истории России, среди которых можно выделить религию, поскольку практически все население страны исповедовало христианство, как и население стран Запада, соответственно Россия придерживалась тех же ценностей, а также социальным и нравственным принципам. Кроме того, реформы многих Российских правителей, таких как Петра I, Екатерина II, Александр II были устремлены на Запад.

Сторонники теории о восточном пути России полагали, что попытки правителей России приобщить ее к Западу являются закономерной и предсказуемой неудачей, не оставив при этом специфического следа в самосознании народа. Сторонники данной теории утверждали, что Россия изначально была некой разновидностью восточной деспотии, приводя в пользу такой теории аргумент о цикличности истории развития России: за реформами следовали контрреформ. Кроме того, доказывая данную теорию, ее сторонники ссылались на коллективистский характер российского народа, отсутствие в истории России традиций демократии, свободы личности, а также наличие жесткой иерархии общественно-политических отношений.

Основной мыслью, по мнению славянофилов, являлась идея соборности. Так называемая соборность проявляется во всех областях жизни русского человека. И именно соборность, по их мнению, есть важнейший элемент, отделяющий русское общество от западного.

Евразийская концепция, сторонниками которой были последователи славянофилов, акцентировала внимание на географическом факторе или «месторазвитие» народа. Данный фактор, по мнению сторонников данной теории, определил особенности стран, самосознание народов. Россия оформилась в пространстве между Азией и Европой, среди великих равнин: Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской, которые лишены естественных резких географических рубежей, что наложило специфический отпечаток на историю России и обусловило создание специфической цивилизации.

В обоснование своей позиции, евразийцы приводили особенности этногенеза Российского народа, который сформировался под большим влиянием тюркских и угрофинских племен, особенно подчеркивалось влияние на российский этнос татаро-монгольского ига.

В заключении важно отметить, что каждая из приведенных концепций, которые пытаются определить место России в мировой цивилизации, основываются на конкретных исторических фактах и, кроме того, отражают идеологическую направленность их авторов.

3. Основные факторы российского исторического процесса

Основными факторами российского исторического процесса, повлиявшие на развитие России, являются: географический, социальный и религиозный, сыгравшие важнейшую роль в историческом процессе.

Многообразие географических зон предопределяют развитие. Среди таких зон встречаются подходящие для жизни человека, как следствие не создающие предпосылки для изменения среды и роста потребностей, что, в конечном счете, не создает предпосылок и для развития. Иные зоны неблагоприятны, препятствующие преобразованиям. Как показывает история, значительно быстрее развиваются территории, которые расположены на стыках географических путей, связывающие народы и находящиеся рядом с центрами цивилизаций. Поэтому развитие обуславливает и соседство с более развитыми странами, поскольку данный фактор порождает стремление к совершенствованию.

Взаимодействие человека с природой в производственной деятельности во многом влияет на менталитет. Влияние географического местоположения было велико. Основным природным фактором являлся континентальное расположение страны. До XVIII в. в России море не играло значительной роли. Была слабо развита торговля, поскольку государство находилось вдали от основных торговых путей. Россия значительно отставала от стран Европы в создании рынка и развитии капитализма. Регулярная колонизация способствовала укреплению экстенсивного экономического развития. В свою очередь однообразие природных ресурсов на территориях, которые осваивали восточные славяне, породило скудную хозяйственную деятельность.

Большое количество гор в Европе определило специализацию хозяйства, обусловило развитие товарообмена среди населения гор и долин. Россия обладала однообразным ландшафтом, что мало способствовало специализации хозяйства и внутренней торговли.

Кроме того, население Европы развивалось под влиянием Римской и античной культуры, в то время как на территориях расселения славян не было цивилизованных народов. Лишь связи с Византией повлияли на развитие России.

Немаловажным фактором в развитии страны была демографическая ситуация. В условия ограниченности ресурсов и большая плотность населения обусловили стремление к нововведениям. В России же подобных условий не было, огромные просторы и значительное количество ресурсов затормаживали развитие страны, порождали потребительское отношение к природным ресурсам. На территориях, составлявших центр Русского государства, были почвы с низким уровнем плодородия, что обеспечивало регулярно низкую урожайность. Короткий цикл сельскохозяйственного сезона также не способствовал повышению урожайности.

Немаловажное значение развитие страны оказал климат. Более теплый климат Европы способствовал занятию сельским хозяйством довольно продолжительный период. В России же при короткой весне, переходящей в жаркое лето, от своевременности засева зависел урожай. Таким образом, населению России приходилось вкладывать в два раза больше сил, нежели населению стран Европы. Поэтому в России хозяйство крестьян было ограниченным в возможностях производства сельскохозяйственной продукции.

1. Всемирная история: учебник для вузов/Под ред. Поляка Г. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 2009.- 496 с.

2. История Отечества: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Введение.-Ростов н/Д: Феликс,2010.- 391с.

5. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX-XX веков.-М.: Логос, 1997.- 751 с.

7. Сараева Е.Л. Цивилизационные особенности России в оценках западников 1840-х гг.// Вопросы истории.- 2007.- №10.

8. Отечественная история: Учебное пособие для вузов./ А.А. Радугин и др.-М.: Центр, 2004.- 397 с.

10. http://protown.ru. Федеральный портал Protown.ru. История и эпохи развития человечества. Разд. 3. Место России в мировой цивилизации.

Размещено на stud.wiki

Подобные документы

Факторы исторического процесса (природный, экономический, социальный, политический, духовный) и их содержание. Многомерность исторического процесса и основные подходы к изучению истории: материалистический, идеалистический и др. Концепции развития Руси.

курс лекций [27,1 K], добавлен 17.07.2008

Историческое развитие в России в конце XVIII века. Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований. Декабристы и их место в истории освободительного движения. Западники и славянофилы о путях развития России в первой половине XIX века.

контрольная работа [57,6 K], добавлен 07.12.2008

Эпоха Александра I: нереализованные возможности реформ. Правление Николая I. Общественная мысль о путях развития России. Россия как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Западники и славянофилы.

курсовая работа [23,0 K], добавлен 04.11.2003

Исторические источники и их роль в познании. Проблема точности исторической науки. Проблема этногенеза восточных славян. Расцвет Киевской державы в IX–XI вв. Проблемы взаимовлияния Руси и Орды. Ключевые события и личности в истории России XIV-ХХI вв.

курс лекций [3,7 M], добавлен 20.04.2014

Ключевые моменты истории Древней Руси, исторические сражения, определившие независимость и единство государства российского. Факторы развития крепостничества в России. События эпохи царствования династии Романовых. Промышленный переворот в России.

тест [12,2 K], добавлен 30.10.2012

Историческая действительность как историко-эпистемологический феномен. Теории исторического процесса как знаковые смысловые системы. Семантика теорий исторического процесса с позиций герменевтики. Вероятностно упорядоченный характер исторического знания.

курсовая работа [72,0 K], добавлен 24.03.2012

Проблемы альтернативности исторического развития в советской методологии истории. История России XX века в контексте теорий модернизации, альтернативной и глобальной истории. Современная историографическая ситуация по проблеме альтернативности истории.

магистерская работа [134,5 K], добавлен 29.04.2017

История национально-государственной символики как отражение эволюции Российского государства. История появления герба централизованного Российского государства, Российской империи и СССР. Возрождение исторического флага России. Развитие гимна России.

дипломная работа [119,8 K], добавлен 28.06.2011

Сущность и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Понятие исторического источника и их классификация. Структура исторического знания по Н.И. Карееву. Актуализированные философско-исторические модели «теоретической истории».

реферат [36,6 K], добавлен 19.01.2010

Понятие, предмет и объект истории. Сущность, структура исторического факта. Периодизация и функции истории Отечества. Понятие этногенеза, этноса, языковой общности. Древние предки восточных славян. История России с древнейших времен до наших дней.

учебное пособие [917,2 K], добавлен 12.05.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *