Что такое непериодические издания
Что такое непериодические издания
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу
ИЗДАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
Термины и определения
System of standards on information, librarianship and publishing.
Publications. Basic types. Terms and definitions
Дата введения 2004-07-01
1 РАЗРАБОТАН Российской книжной палатой Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело»
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 23 от 22 мая 2003 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа
по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. N 331-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2007 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематическом порядке, отражающем систему понятий в области книгоиздания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Ндп».
В алфавитном указателе приведены термины с указанием номеров статей-индексов, показывающих место каждого термина в логической системе стандарта.
Приведенные в стандарте определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на немецком (de), английском (en), французском (fr) языках.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий, употребляемых в области книгоиздания.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области книгоиздания, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.0-99 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения
ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
3 Термины и определения
3.1 Общие понятия
издание (Ндп. название; публикация; тираж; экземпляр): Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения
Классификация непериодических изданий
К непериодическим изданиям относятся издания, выходящие однократно и не имеющие продолжения. Это в основном книжные издания и изопродукция. Классификация книжных изданий. Классификация книжных изданий приведена на рис. 3.22.
1. Виды изданий по их целевому назначению.
В зависимости от целевого назначения издания могут быть официальными, научными, научно-популярными, литературнохудожественными, производственными, нормативно-производственными, учебными, массово-политическими, духовно-просветительными, справочными, информационными, рекламными и для досуга.
К официальным относятся издания, публикуемые от имени государственных органов или общественных организаций, содержащие материалы нормативного или директивного характера (законы, указы, постановления).
Научные издания содержат результаты теоретических или экспериментальных исследований, а также подготовленные к публикации исторические документы. К этому виду изданий относятся монографии, сборники научных трудов, материалы конференций, съездов и симпозиумов, препринты, пролегомены, тезисы докладов, научных конференций, авторефераты диссертаций.
Монография – это издание, посвященное всестороннему исследованию одной проблемы одним или несколькими авторами. Сборник научных трудов содержит исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Материалы конференции (съезда, симпозиума) – это непериодический сборник, содержащий итоги конференции в виде докладов, рекомендаций, решений.
Препринт – это научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.
Пролегомены, введение – это научное или учебное издание, содержащее первичные сведения и основные принципы какойлибо науки.
Тезисы докладов научной конференции (съезда, симпозиума) представляют собой научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов или сообщений).
Автореферат диссертации представляет собой брошюру, содержащую составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Литературно-художественные издания содержат произведения художественной литературы. К ним относятся альманахи, антологии, документально-художественные издания, научно-художественные издания, песенники.
Альманах – сборник, содержащий литературно-художественные или научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.
Антология – непериодический сборник, включающий избранные литературно-художественные произведения, преимущественно стихотворные.
Документально-художественное издание содержит произведение, основой которого послужил документ, реальное событие или деятельность исторического лица.
Научно-художественное издание содержит произведение, в основу которого положен научный факт.
Песенник – сборник текстов песен, нередко сопровождаемых нотами, собранных по различным признакам.
Производственное издание содержит сведения по технологии производства, рассчитанное на специалистов различной квалификации.
Нормативно-производственное издание – это официальное издание, содержащее инструкции, стандарты, прейскуранты и уставы для разных сфер производственной деятельности.
Инструкция – это официальное издание, содержащее правила по регулированию производственной и общественной деятельности или пользованию изделиями и услугами.
Стандарт – официальное издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством.
Прейскурант – официальное или справочное издание, содержащее систематизированный перечень материалов, изделий, оборудования, производственных операций, услуг, с указанием цен, а иногда и кратких характеристик.
Устав – свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности.
Учебные издания содержат систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения. К учебным изданиям относятся буквари, учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-наглядные пособия, рабочие тетради, самоучители, хрестоматии, практикумы, задачники, учебные программы и учебные комплекты.
Букварь – первый учебник для обучения грамоте и чтению на родном языке.
К учебникам относятся учебные издания, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебное пособие дополняет или заменяет частично или полностью учебник. Оно также должно официально утверждаться в качестве данного вида издания.
Учебно-методическое пособие содержит материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины.
Учебно-наглядное пособие содержит материалы в помощь изучению учебной дисциплины.
Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Самоучитель представляет собой учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя. Хрестоматия – это учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, по изучаемой дисциплине, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения для усвоения пройденного материала.
Задачник – практикум, содержащий учебные задачи.
Учебная программа определяет содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины.
Учебный комплект представляет набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.
Массово-политическое издание содержит произведение общественно-политической тематики, агитационно-пропагандистского характера и предназначенное широкому кругу читателей.
Духовно-просветительное издание – это издание религиозного содержания, разъясняющее постулаты мировоззрения, основанного на вере в существование высших божественных сил.
Справочное издание содержит краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения. К этому виду литературы относятся справочники, адресные и телефонные книги, каталоги, проспекты, путеводители, библиографические справочники.
Справочник – издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению различают: научные, массово-политические, производственнопрактические, учебные, биографические и бытовые справочники. К справочникам относятся также адресно-телефонные книги, содержащие список каких-либо адресов или телефонов.
К каталогам относятся официальные, справочные или рекламные издания, содержащие систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг. Различают каталоги аукционов, выставок, музеев, каталоги товаров и услуг.
Проспект – справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень услуг, предназначенных к выпуску, продаже или экспонированию.
Путеводитель – справочник, содержащий сведения о каком-либо географическом пункте или культурно-просветительном учреждении, расположенные в порядке, удобном для следования или осмотра.
Информационное издание содержит систематизированные сведения о документах (опубликованных или неопубликованных) либо результат анализа и обобщения сведений, представленных в первоисточниках, выпускаемое организацией, осуществляющей научно-информационную деятельность.
Рекламное издание содержит сведения, изложенные в привлекающей внимание форме об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них. К таким изданиям относятся каталоги, проспекты, иллюстрированные справочники.
Издание для досуга содержит общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений.
2. Виды изданий по способу организации произведений.
Различают академические издания, избранные сочинения, собрания сочинений, сериальное издание.
К академическим изданиям относятся издания, содержащие тщательно подготовленный, научно выверенный текст, снабженный необходимым справочным аппаратом, в том числе обстоятельным комментарием.
Избранные сочинения содержат часть произведений одного или нескольких авторов, отобранных по определенному принципу.
Собрание сочинений – издание, содержащее все или значительную часть произведений одного или нескольких авторов, дающее представление о его творчестве в целом. Может быть однотомным или многотомным с приложением или без.
Сериальное издание включает совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым или читательским назначением, выходящих в однотипном оформлении.
Особенностью сериальных изданий является то, что они могут выходить в течение неопределенного времени в виде нумерованных томов (выпусков), имеющих общее заглавие.
3. Виды изданий по объему.
В зависимости от количества страниц печатные издания подразделяют на книги и брошюры.
Книга – это издание объемом свыше 48 страниц.
Брошюра – книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц.
4. Виды изданий по повторности выпуска.
Различают первые издания и переиздания. Переиздание может быть дополненным, исправленным, переработанным, расширенным и стереотипным. Встречаются также перепечатанные издания.
Первое издание – издание произведения, которое выпускается впервые.
Дополненное издание – переиздание, которое содержит добавления в виде отдельных глав, разделов, параграфов, абзацев, иллюстраций.
Исправленное издание – переиздание, в котором автором устранены ранее допущенные неточности, исправлены фактические ошибки без коренной переделки текста произведения.
Переработанное издание – переиздание, в котором текст существенно изменен по сравнению с предшествующим изданием.
Расширенное издание – переиздание, текст которого тематически расширен по сравнению с предыдущим изданием.
Стереотипное издание – переиздание без изменений текста.
Перепечатка – переиздание без изменений текста издания, выпущенное другим издателем с нового набора. Обычно перепечатка содержит указание на источник, с которого она воспроизведена.
5. Виды печатных изданий по способу полиграфического исполнения.
Улучшенное издание – издание, выпушенное в улучшенном художественном оформлении и полиграфическом исполнении: с использованием оригинального макета, шрифтов новых гарнитур, на высококачественной бумаге.
Факсимильное издание – издание, с максимальной степенью подобия воспроизводящее подлинник (оригинал): по его размерам, внешнему виду бумаги, переплету, всем особенностям текста и иллюстраций, следам времени, пользования.
Пейпербек – карманное издание в бумажной обложке, выпущенное массовым тиражом.
Кипсек – роскошно оформленная книга или альбом.
Репринтное издание – издание, выпуск которого осуществляется путем репродуцирования страниц издания, выбранного для воспроизведения.
6. Виды изданий по принадлежности автору, издателю.
Анонимное издание – издание, вышедшее в свет без указания имени автора, а также без обозначения издателя, места и года издания.
Собственное издание – издание, выпущенное на свои средства автором, который одновременно является и издателем.
Фирменное издание – издание, выпускаемое промышленной или торговой фирмой и содержащее сведения о производимой или продаваемой ею продукции либо другие данные, относящиеся к деятельности этой фирмы.
Контрафактное (пиратское) издание – издание или часть тиража, выпущенные без ведома лиц, имеющих на него авторские и издательские права.
7. Виды печатных изданий по характеру обращения.
Бестселлер – книжное издание, выпущенное массовым тиражом, рассчитанное на самый широкий круг читателей и пользующееся наибольшим спросом.
Букинистическая книга – книга, бывшая в употреблении и поступившая в повторное товарное обращение.
Издание на правах рукописи – документ, размноженный ограниченным тиражом для распространения среди узкого круга лиц с целью предварительного ознакомления с его текстом.
Подписное издание – издание, распространяемое по предварительной подписке.
Редкое издание – издание, сохранившееся или выпушенное малым числом экземпляров и имеющее определенную ценность.
8. Классификация книг по содержанию. Главным признаком, отличающим одну книгу от другой, является ее содержание. Именно содержание положено в основу классификации книг, которой пользуются издательства, книжные магазины и библиотеки.
В библиотечно-библиографической деятельности и в книжном деле России применяются Универсальная десятичная классификация книг (УДК) и Библиотечно-библиографическая классификация книг (ББК).
Универсальная десятичная классификация книг (УДК) – иерархическая классификации книг, разработанная в 1905 г. в Международном библиографическом институте в Брюсселе, является до сих пор единственным международным информационно-поисковым языком.
В 1991 г. специалистами Российской книжной палаты (РКП) был подготовлен сокращенный книготорговый вариант УДК для обработки записей в государственных библиографических указателях. Сокращенный вариант УДК содержит полные таблицы УДК, где подробно изложены особенности систематизации литературы любой тематики. Этот вариант УДК используется государственной библиографией, государственной статистикой печати, крупнейшими отечественными библиотеками.
Индексы УДК – обязательный элемент выходных сведений издания. Проставляется в верхнем левом углу оборота титульного листа. УДК фактически является основным информационнопоисковым языком отрасли.
В книжном деле УДК используется для:
Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) предназначена для организации библиотечных фондов, систематических каталогов и картотек. В связи с переменами в государственной, политической и общественной жизни России ББК была целиком переработана. В 1997 г. издательство “Либерея” в виде приложения к журналу “Библиотекарь” выпустило книгу “Библиотечно-библиографическая классификация. Рабочие таблицы для массовых библиотек”. Они и являются источником индексов этой системы, которые надо проставлять на обороте титульного листа изданий и в макете аннотированной каталожной карточки.
Классификация изоизданий
К изоизданиям относятся альбомы, атласы, изобразительные открытки, изобразительные плакаты, гравюры, лубочные издания, наглядные пособия, художественные репродукции, экслибрисы.
Альбомом называется книжное или комплектное изоиздание с пояснительным текстом. Различают технические альбомы, художественные и фотоальбомы.
В технических альбомах содержатся чертежи, технические рисунки и фотографии, схемы, графики, планы.
В художественных альбомах содержатся репродукции произведений искусства или оригинальные (авторские) графические работы.
В фотоальбомах содержатся репродукции фотоизображений, специально изготовленных для данного издания или подобранных из других изданий и архивных материалов.
Атласы – это альбомы, содержащие изображения различных объектов для учебных или практических целей. Различают анатомические, астрономические, ботанические, географические, зоологические и медицинские атласы.
Изобразительные открытки содержат на одной стороне изображение (рисунок, фотографию, художественную репродукцию), а другая сторона может быть использована для текста, поясняющего изображение, или письма.
Изобразительный плакат содержит рисунок, фотографию, монтаж или какое-нибудь специальное изображение с небольшим пояснительным текстом или без текста.
Гравюра – это листовое изоиздание, представляющее собой черно-белый или многокрасочный оттиск с гравированного изображения на бумаге или другом материале. Разновидностями гравюры являются ксилография, линогравюра, литография, офорт и эстамп.
Ксилография – это листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с изображения, гравированного на дереве.
Линогравюра – это листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с изображения, гравированного на линолеуме.
Литография – это листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с изображения, гравированного на камне.
Офорт – это листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с печатной формы, получаемой процарапыванием изображения в специальном слое, нанесенном на металл, с последующим травлением.
Эстамп – это листовое изоиздание, представляющее собой оттиск с оригинального графического произведения, печатная форма для которого выполнена автором.
Лубочное издание представляет собой изоиздание в виде книги, брошюры, листовки, календаря или отдельных листов, содержащее нарочито примитивные изображения и тексты к ним.
Наглядное пособие представляет издание, содержание которого передается в основном при помощи изображения.
К художественной репродукции относятся листовые изоиздания, воспроизводящие произведения изобразительного искусства или художественные фотографии.
Одной из разновидностей художественной репродукции является олеография – это репродукция, представляющая собой полиграфическое воспроизведение картины, исполненной масляными красками с имитацией поверхности холста и мазков краски.
Экслибрис – это листовое изоиздание, содержащее книжный знак владельца библиотеки.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» работает Консультационный центр по защите прав потребителей и консультационные пункты:
Консультационный центр расположен по адресу:
г. Орел, ул. Карачевская, д.56а
Время приема граждан
Ежедневно: с 9.00 до 18.00
перерыв с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье.
Адрес электронной почты:
Особенности продажи непериодических изданий
Согласно Правилам, к непериодическим изданиям относятся книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые издания, календари, буклеты, а также издания, воспроизведенные на технических носителях информации.
Данный вид товара обмену и возврату не подлежит, согласно постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
Обменять товар или вернуть денежные средства за такую покупку, как непериодические издания, можно только в том случае, если в товаре есть недостаток, в соответствии с положениями ст. 18 Закона или предоставлена недостоверная информация о товаре, согласно ст. ст. 10, 12 Закона.
Информация о предлагаемых к продаже непериодических изданиях (книгах,брошюрах, альбомах, картографических и нотных изданиях, листовых изоизданиях, календарях, буклетах, изданиях, воспроизведенных на технических носителях информации) должна содержать:
— выходные сведения в соответствии с требованиями стандартов;
— сведения о порядке осуществления предварительного заказа на приобретение непериодических изданий, если такая форма торговли применяется продавцом.
По требованию покупателя продавец предоставляет имеющуюся в его распоряжении справочно-библиографическую информацию о выпущенных непериодических изданиях.
Непериодические издания до размещения в местах продажи должны пройти предпродажную подготовку, которая включает в себя осмотр товара с целью проверки по внешним признакам отсутствия дефектов (полиграфического брака, повреждений) и наличия необходимой информации об издании, а также комплектацию полагающимися приложениями и суперобложкой. У изданий, воспроизведенных на технических носителях информации, дополнительно проверяется целостность упаковки каждой единицы товара и наличие фирменного знака издателя (изготовителя).
Непериодические издания, имеющиеся в продаже, выставляются в торговом зале или вносятся в каталоги изданий, имеющихся в наличии.
Вместо ценников, оформленных в соответствии с требованиями настоящих Правил, допускается обозначение цены на каждом выставленном для продажи экземпляре издания.
Покупателю должна быть предоставлена возможность беспрепятственного ознакомления с содержанием предлагаемых к продаже непериодических изданий и проверки качества оплаченных товаров. Для этой цели при продаже изданий, воспроизведенных на технических носителях информации, продавец обязан иметь соответствующую аудио-, видео- или компьютерную аппаратуру.
Продажа по подписке многотомного непериодического издания, выходящего в свет отдельными томами, осуществляется на основании письменного договора, который должен включать в себя фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) продавца, фамилию, имя, отчество и место жительства покупателя, наименование многотомного издания, количество томов, входящих в издание, цену издания, конечный срок передачи издания в целом, порядок оплаты, порядок уведомления покупателя о поступивших в продажу томах, срок получения очередного тома после уведомления. В договор может быть включено условие о задатке.