Что такое неполногласные слова

Словари

Лит.: Порохова О. Г. Полногласие и неполногласие в русском литературном языке и народных говорах. Л., 1988.

неполногла́сие, неполногла́сия, неполногла́сий, неполногла́сию, неполногла́сиям, неполногла́сием, неполногла́сиями, неполногла́сии, неполногла́сиях

фонетическое явление, противоположное полногласию, развившееся в южнославянских языках. Праславянские сочетания гласных «o» и «e» с плавными r и l между согласными, т. е. сочетания типа tort, tolt, tert,

telt, в силу действия закона открытого слога

изменились у южных славян в trat, trat, trět, tlět. Например, из

праславянских *gordъ, *golva, *dervo, *melko возникли ст.-слав. «градъ», «глава», «дрѣво», «млѣко», болг. «град», «глава», «мляко», сербскохорв. «гра̂д», «гла́ва», «дре̂во» (диал.), «мле́ко», словен. grȃd, drẹvẹ̑,

mlẹko. Такие же изменения пережили эти сочетания в чешском и словацком языках

иным путём), ср. чеш. hrad, hlava, dřevo,

Слова с неполногласными сочетаниями, входящие в древнейшие пласты

славянской лексики, через язык памятников старославянской письменности становились

известными восточным славянам. В языке восточных славян (см. Древнерусский язык) слова с

неполногласием сосуществовали с теми же по происхождению праславянскими

словами, но развившими полногласие. В истории древнерусского языка, а

затем в истории отдельных восточнославянских

языков судьба слов с неполногласием и полногласием оказалась

различной. Наиболее широкое распространение старославянские по

происхождению слова с неполногласием получили в русском языке; в украинском

и белорусском языках их значительно меньше, их

закрепление в этих лексических системах объясняется, по-видимому, более

поздним влиянием русского литературного языка

(для украинского языка возможно также влияние чешского языка).

В русском языке из первоначально сосуществовавших слов с полногласием

и неполногласием в дальнейшем могло сохраниться одно. В этом случае

слова, имеющие неполногласие, определяются как старославянизмы (см.

Славянизмы) в составе современного

русского литературного языка. В тех же случаях, когда в современном

языке сохраняются оба слова, они оказываются семантически или

стилистически разошедшимися. Например, к старославянизмам,

вытеснившим восточнославянские слова с полногласием, относятся

такие, как «время», «бремя» (ср. «беременная»), «благо» (ср. «Бологое»),

«влага» (ср. «Вологда»), «брань» (ср. «оборона»), «враг» (ср.

«ворожить»), «срам», «храбрый» и другие. Только восточнославянские

полногласные образования сохранились в таких словах, как «борона»,

«горох», «молодой» (ср. «младенец»), «молоко», «дорога» и других. Такие

праславянскому корню, равно сохраняясь в русском

языке, утратили свои этимологические связи. Производные от обоих типов

слов сохраняют как полногласную, так и неполногласную огласовку, ср.

«омрачать» и т. п. Слова с неполногласием, как правило, носят более

книжный, отвлечённый характер. В поэзии 18-19 вв. оба варианта слов

использовались в стилистических целях: старославянизмы придавали

поэтической речи возвышенный характер; в современной поэзии такое их

использование встречается лишь как элемент стилизации.

Шахматов А. А., Очерк современного русского литературного

языка, 4 изд., М., 1941;

Винокур Г. О., О славянизмах в современном русском языке,

«Русский язык в школе», 1947, № 4;

Селищев А. М., Старославянский язык, ч. 1, М., 1951;

Якубинский Л. П., История древнерусского языка, М.,

Филин Ф. П., Истоки и судьбы русского литературного языка,

см. также литературу при статье Полногласие.

— Сочетание плавного согласного (р, л) с гласным на месте праславянских дифтонгических сочетаний or, ol, er, el между согласными, например, болгарское «крава», «бреза», чешское «krava», «bziza».

Источник

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

Что такое неполногласные слова. Смотреть фото Что такое неполногласные слова. Смотреть картинку Что такое неполногласные слова. Картинка про Что такое неполногласные слова. Фото Что такое неполногласные слова

Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями «

Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

Задачи:

предметные: познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;

научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;

метапредметные: отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;

личностные: вызвать интерес к истории развития русского языка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Что такое неполногласные слова. Смотреть фото Что такое неполногласные слова. Смотреть картинку Что такое неполногласные слова. Картинка про Что такое неполногласные слова. Фото Что такое неполногласные слова

Содержимое разработки

Тема: «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями «

Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

предметные: познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;

научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;

метапредметные: отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;

личностные: вызвать интерес к истории развития русского языка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что этот урок проведу вместе с вами. Давайте настроимся на урок, улыбнемся друг другу и пожелаем всем успеха.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка наличия домашнего задания

И еще раз – здравствуйте! Как мне приятно произносить это слово, а еще более приятно слышать его каждый день.

— А еще я очень люблю, когда меня с чем-нибудь поздравляют.

— Посмотрите на эти два слова. Есть ли в них что-либо общее?

Читают, анализируют, осмысливают.

Вступительное слово учителя

Итак, эти три слова являются однокоренными. Но почему же корни их так не похожи друг на друга?

Действительно, в них происходит чередование. Это чередование очень интересное, так связано с историей нашего народа и с историей языка. Поэтому его называют историческим чередованием.

— Как вы думаете, какова цель нашего урока?

— Верно, главная цель – познакомиться с этими чередованиями, научиться видеть их в словах, правильно писать, знать, как применять в речи.

Разбираю часами подряд

«Человек некий имел два сына. »

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян.

С. Крыжановский «Старославянский язык».

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Ребята, как называется:

— Многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону (Дерево)

– Как называют разновидность угля (Древесный)

– Куда надевается шапка? (Голова)

– Как называется часть рассказа, повести? (Глава)

– Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)

– Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)

— Что даёт корова? (Молоко)

— Как называется галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом. (Млечный путь)

(На доске запись, которая во время игры закрыта. Сначала открываю первый и второй столбики, потом третий и вопрос).

Современный русский язык не всегда был таким, каким мы его сейчас знаем. Раньше существовало два языка: старославянский и древнерусский. Для старославянского языка было характерно произношение «град», а для древнерусского – «город». Но древнерусский язык был более близок к исконно-русскому языку. И поэтому такое произношение стало преобладать над старославянским.

Эти слова проникли в русский язык из древнеболгарского языка через церковные книги, которые привозили к нам из Болгарии после введения христианства.

Старославянский (древнеболгарский) – ГРАД

Сочетания оло, оро, ере между согласными (золото, короткий, бережливый) могут чередоваться с сочетаниями ла, ра, ре (злато, краткий, небрежный; сочетание оло может, кроме того, чередоваться и с сочетанием ле (полон – плен). Первые сочетания называются п о л н о г л а с н ы м и, вторые – н е п о л н о г л а с н ы м и.

Задание: придумай пару

град (старослав.) –город (русск.) здравие (старослав.) – здоровье (русск.)

глас (старослав.) –(русск.) злато (старослав.) – золото (русск.);

брег (старослав.) – берег (русск.) пред (старослав.) – перед (русск.);

шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.

Например: Птицы ворон и ворона относятся к семейству врановых. У слова вра-новые есть полногласные «родственники». А у слова трава нет «родственника» «то-рова», значит, нет и неполногласного сочетания. У слова берег есть «родственники» брег, прибрежный. А у слов берет, череп нет «родственников» «брет» или «чред» Значит, нет и полногласных сочетаний.

Учащиеся по очереди работают у доски.

Задание: выпишите однокоренные слова-братья. Подчеркните чередующиеся сочетания звуков. Например, ворота – вратарь.

Чья пара справиться быстрее и найдет все слова?

Огород, страна, платье, согласный (звук), полотно, молоко, здравствуйте, середина, голос, младенец, облако, молодежь, среда, оболочка, сторона, ограда, млекопитающее, здоровье.

Источник

Примеры полногласных и неполногласных сочетаний

Есть в русском языке такое чередование, которое известно как полногласные и неполногласные сочетания.

Происхождение явления

Это языковое явление историческое. Связано оно с крещением Руси. В связи с этим историческим процессом появился церковнославянский язык. И слова с неполногласием – это его единицы. В собственно русском языке им соответствуют их полногласные варианты. Существуют такие соотношения:

Что такое неполногласные слова. Смотреть фото Что такое неполногласные слова. Смотреть картинку Что такое неполногласные слова. Картинка про Что такое неполногласные слова. Фото Что такое неполногласные слова

Оро – ра

Приведём примеры слов, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания оро-ра:

Оло – ла

В современном языке также немало слов, в которых имеются полногласные и неполногласные сочетания оло-ла:

Ере – ре

Меньше примеров, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания ере-ре:

Оло – ле

И уж совсем немного сохранилось слов, в которых есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний оло-ле:

Слова с чередованием, различающиеся стилистикой

Некоторые из слов, имеющих полногласные и неполногласные сочетания, примеры которых мы приведем ниже, обозначают одно и то же и различаются лишь тем, что употребляются в разных стилях речи.

Слова высокого стиля

За неделю, которую папа провёл на охоте, у него отросла борода.

Браду его посеребрила чреда прошедших лет.

Где-то в лесу каркнул ворон.

Чёрный вран беду уж кликал.

На улице стоял ужасный холод.

И смертный хлад его объял.

Сразу за кустами начиналось болото.

Степей и блат родных просторы.

Волосы Таня заплела в косу.

Она власов не рвёт на голове, а молча горе принимает.

Кузнец орудовал молотом.

Млат судьбы опускается на землю многострадальную.

Ворота к ночи запирались.

И райские врата пред вами распахнутся.

Дед добывал золото на приисках Сибири.

Не надобно мне ни злата, ни серебра!

Посевы на полях уже пошли в колос.

На пашнях уж тяжёлые класы клонятся долу.

Молния ударила в дуб за околицей.

Его молония повергла за грехи.

Когда дедушка был молодой, то наша страна называлась Советский Союз.

С младых ногтей его учили, что надо Родину любить.

Колька еле волочил ноги от усталости.

И кое-как влачились дни его в изгнанье.

Наш город сравнительно молод.

Град Петров стоит и стоять будет на берегах реки Невы.

Слова с чередованием, у которых разное значение

Некоторые слова, в которых присутствуют полногласные и неполногласные сочетания (голосистый и гласный, например), имеют разное лексическое значение.Что такое неполногласные слова. Смотреть фото Что такое неполногласные слова. Смотреть картинку Что такое неполногласные слова. Картинка про Что такое неполногласные слова. Фото Что такое неполногласные слова

Или возьмём слова голова и глава. Первое называет часть живого организма, а второе чаще всего обозначает должность человека, руководящего каким-либо населённым пунктом.

Приведем еще примеры слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания: облако и оболочка. Одно плывёт по небу, а другое служит покрытием для чего-нибудь.

Слова молодец и младенец имеют противоположный смысл: «полный сил человек» и «беспомощный ребёнок».

Королева и краля – конечно, спорный случай, но разница в значениях всё же очевидна. Первое из них называет лицо женского пола, коронованное на самодержавную власть, а другое – это заносчивая, знающая себе цену особа.

Слова хоромы и храм имеют разницу в том, что под одним из них подразумевается жилище богатого, но всё же обычного человека, а другое – дом Божий.Что такое неполногласные слова. Смотреть фото Что такое неполногласные слова. Смотреть картинку Что такое неполногласные слова. Картинка про Что такое неполногласные слова. Фото Что такое неполногласные слова

Мрак и морок имеют тоже разные смыслы: первое – это темнота, а второе – частичная потеря способности здраво рассуждать.

В словах порох и прах, кажется, не осталось даже намёка на общий корень. Одно – это вещество, способное взрываться, а другое – тлен, пыль. Хотя всё-таки можно догадаться, что близость значений этих слов в том, что оба вызывают в воображении у нас образ мелкого сыпучего вещества.

Середина – это место, равноудалённое от начала и конца, а среда – день недели или окружение.

Слово огород имеет следующее значение: место для посадки культурных растений, а ограда – это забор вокруг участка.

Короткий/краткий – эти единицы с чередованием также различаются семантикой: полногласный вариант означает протяжённость в пространстве, а неполногласный – во времени.

Слова устаревшие

Некоторые из слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв, различаются степенью активности использования в русском языке. Приведём примеры.

Из активной лексики

Устаревшие, редко используемые

Слова из правого столбика можно встретить разве что в исторических произведениях.

Работа с текстом

Нам уже известно, что собой представляют слова, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв. Интересно будет применить эти знания на практике. Прочитайте текст.

Что такое неполногласные слова. Смотреть фото Что такое неполногласные слова. Смотреть картинку Что такое неполногласные слова. Картинка про Что такое неполногласные слова. Фото Что такое неполногласные слова

Олег был первым из рода Рюриковичей, который стал киевским князем. Он подчинил своей власти все славянские племена и столицу из Новгорода перенёс в Киев. В девятьсот седьмом году он предпринял успешный поход на Царьград (Константинополь). Побеждённые византийцы согласились на большой выкуп и заключили с Олегом договор, по которому русским купцам была разрешена беспошлинная торговля по всей Византии.

В честь своей победы князь Олег оставил знак на вратах Царьграда – свой щит. Когда он возвратился в Киев, подданные встретили его с ликованием, «. дивясь храбрости, уму и богатству», провозгласили его Вещим.

Александр Сергеевич Пушкин, ознакомясь с летописным источником, создал на его основе своё оригинальное произведение «Песнь о вещем Олеге», в котором он художественно переосмыслил сюжет. В основе идеи Пушкина Олег, являясь великим полководцем, остаётся по своей натуре обычным человеком, склонным верить в предсказания, боящимся смерти. Ему противопоставлен по-настоящему великий человек – волхв, наделённый способностью говорить правду, проникающий внутренним взором в самые потаённые глубины человеческих судеб. Этот дар, как считал Пушкин, даётся только избранным, истинно свободным и независимым личностям.Что такое неполногласные слова. Смотреть фото Что такое неполногласные слова. Смотреть картинку Что такое неполногласные слова. Картинка про Что такое неполногласные слова. Фото Что такое неполногласные слова

Давайте найдём в тексте слова с неполногласием и полногласием, выпишем их и подберём им пару.

Источник

Урок русского языка на тему «Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями» (6 класс).

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Русский язык. 6 класс. Урок № 25.

§ 19. Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

Упражнение № 146 (работа с таблицей неполногласных и полногласных сочетаний).

Задание № 1: распределите слова на 2 группы: 1) старославянизмы; 2) исконно русские слова; подчеркните полногласные и неполногласные сочетания:

исконно русские слова

Задание № 2: для старославянизмов из задания № 1 подберите исконно русское однокоренное соответствие с полногласным сочетанием; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

исконно русское слово

Задание № 3: для исконно русских слов из задания № 1 подберите старославянское соответствие; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

исконно русские слова

Задание № 4: распределите данные слова на следующие группы: 1) непроверяемая гласная в корне; 2) проверяемая гласная в корне; 3) чередующаяся гласная в корне; 4) полногласие / неполногласие в корне:

(1) Пом…щение, (2) к…мпьютер, (3) расст…лающийся, (4) усм…рить, (5) прохл…дительный, (6) утв…рь, (7) р…скошный, (8) к…сательная, (9) сокр…щение, (10) ск…кун, (11) инт…ллект, (12) ст…рожить, (13) ст…рожил, (14) прим…рять (костюм), (15) вым…рающий, (16) гр…доначальник, (17) ош…ломить, (18) к…смодром, (19) х…л…дильник, (20) осл…пительный, (21) л…пнина, (22) мин…мум, (23) отр…сль, (24) зл…тая (цепь).

непроверяемая гласная в корне

проверяемая гласная в корне

чередующаяся гласная в корне

полногласие / неполногласие в корне

(14) прим…рять (костюм)

Старославянизмы с неполногласными сочетаниями:

Исконно русское слово с полногласием – здоровье. Его старославянский синоним – здравый (оро/ра).

Задание № 1: распределите слова на 2 группы: 1) старославянизмы; 2) исконно русские слова; подчеркните полногласные и неполногласные сочетания:

Задание № 2: для старославянизмов из задания № 1 подберите исконно русское однокоренное соответствие с полногласным сочетанием; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 3: для исконно русских слов из задания № 1 подберите старославянское соответствие; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 1: распределите слова на 2 группы: 1) старославянизмы; 2) исконно русские слова; подчеркните полногласные и неполногласные сочетания:

Задание № 2: для старославянизмов из задания № 1 подберите исконно русское однокоренное соответствие с полногласным сочетанием; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 3: для исконно русских слов из задания № 1 подберите старославянское соответствие; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 1: распределите слова на 2 группы: 1) старославянизмы; 2) исконно русские слова; подчеркните полногласные и неполногласные сочетания:

Задание № 2: для старославянизмов из задания № 1 подберите исконно русское однокоренное соответствие с полногласным сочетанием; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 3: для исконно русских слов из задания № 1 подберите старославянское соответствие; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 1: распределите слова на 2 группы: 1) старославянизмы; 2) исконно русские слова; подчеркните полногласные и неполногласные сочетания:

Задание № 2: для старославянизмов из задания № 1 подберите исконно русское однокоренное соответствие с полногласным сочетанием; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 3: для исконно русских слов из задания № 1 подберите старославянское соответствие; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 1: распределите слова на 2 группы: 1) старославянизмы; 2) исконно русские слова; подчеркните полногласные и неполногласные сочетания:

Задание № 2: для старославянизмов из задания № 1 подберите исконно русское однокоренное соответствие с полногласным сочетанием; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 3: для исконно русских слов из задания № 1 подберите старославянское соответствие; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 1: распределите слова на 2 группы: 1) старославянизмы; 2) исконно русские слова; подчеркните полногласные и неполногласные сочетания:

Задание № 2: для старославянизмов из задания № 1 подберите исконно русское однокоренное соответствие с полногласным сочетанием; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 3: для исконно русских слов из задания № 1 подберите старославянское соответствие; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 1: распределите слова на 2 группы: 1) старославянизмы; 2) исконно русские слова; подчеркните полногласные и неполногласные сочетания:

Задание № 2: для старославянизмов из задания № 1 подберите исконно русское однокоренное соответствие с полногласным сочетанием; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 3: для исконно русских слов из задания № 1 подберите старославянское соответствие; полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.

Задание № 4: распределите данные слова на следующие группы: 1) непроверяемая гласная в корне; 2) проверяемая гласная в корне; 3) чередующаяся гласная в корне; 4) полногласие / неполногласие в корне:

(1) Пом…щение, (2) к…мпьютер, (3) расст…лающийся, (4) усм…рить, (5) прохл…дительный, (6) утв…рь, (7) р…скошный, (8) к…сательная, (9) сокр…щение, (10) ск…кун, (11) инт…ллект, (12) ст…рожить, (13) ст…рожил, (14) прим…рять (костюм), (15) вым…рающий, (16) гр…доначальник, (17) ош…ломить, (18) к…смодром, (19) х…л…дильник, (20) осл…пительный, (21) л…пнина, (22) мин…мум, (23) отр…сль, (24) зл…тая (цепь).

Задание № 4: распределите данные слова на следующие группы: 1) непроверяемая гласная в корне; 2) проверяемая гласная в корне; 3) чередующаяся гласная в корне; 4) полногласие / неполногласие в корне:

(1) Пом…щение, (2) к…мпьютер, (3) расст…лающийся, (4) усм…рить, (5) прохл…дительный, (6) утв…рь, (7) р…скошный, (8) к…сательная, (9) сокр…щение, (10) ск…кун, (11) инт…ллект, (12) ст…рожить, (13) ст…рожил, (14) прим…рять (костюм), (15) вым…рающий, (16) гр…доначальник, (17) ош…ломить, (18) к…смодром, (19) х…л…дильник, (20) осл…пительный, (21) л…пнина, (22) мин…мум, (23) отр…сль, (24) зл…тая (цепь).

Задание № 4: распределите данные слова на следующие группы: 1) непроверяемая гласная в корне; 2) проверяемая гласная в корне; 3) чередующаяся гласная в корне; 4) полногласие / неполногласие в корне:

(1) Пом…щение, (2) к…мпьютер, (3) расст…лающийся, (4) усм…рить, (5) прохл…дительный, (6) утв…рь, (7) р…скошный, (8) к…сательная, (9) сокр…щение, (10) ск…кун, (11) инт…ллект, (12) ст…рожить, (13) ст…рожил, (14) прим…рять (костюм), (15) вым…рающий, (16) гр…доначальник, (17) ош…ломить, (18) к…смодром, (19) х…л…дильник, (20) осл…пительный, (21) л…пнина, (22) мин…мум, (23) отр…сль, (24) зл…тая (цепь).

Задание № 4: распределите данные слова на следующие группы: 1) непроверяемая гласная в корне; 2) проверяемая гласная в корне; 3) чередующаяся гласная в корне; 4) полногласие / неполногласие в корне:

(1) Пом…щение, (2) к…мпьютер, (3) расст…лающийся, (4) усм…рить, (5) прохл…дительный, (6) утв…рь, (7) р…скошный, (8) к…сательная, (9) сокр…щение, (10) ск…кун, (11) инт…ллект, (12) ст…рожить, (13) ст…рожил, (14) прим…рять (костюм), (15) вым…рающий, (16) гр…доначальник, (17) ош…ломить, (18) к…смодром, (19) х…л…дильник, (20) осл…пительный, (21) л…пнина, (22) мин…мум, (23) отр…сль, (24) зл…тая (цепь).

Задание № 4: распределите данные слова на следующие группы: 1) непроверяемая гласная в корне; 2) проверяемая гласная в корне; 3) чередующаяся гласная в корне; 4) полногласие / неполногласие в корне:

(1) Пом…щение, (2) к…мпьютер, (3) расст…лающийся, (4) усм…рить, (5) прохл…дительный, (6) утв…рь, (7) р…скошный, (8) к…сательная, (9) сокр…щение, (10) ск…кун, (11) инт…ллект, (12) ст…рожить, (13) ст…рожил, (14) прим…рять (костюм), (15) вым…рающий, (16) гр…доначальник, (17) ош…ломить, (18) к…смодром, (19) х…л…дильник, (20) осл…пительный, (21) л…пнина, (22) мин…мум, (23) отр…сль, (24) зл…тая (цепь).

Задание № 4: распределите данные слова на следующие группы: 1) непроверяемая гласная в корне; 2) проверяемая гласная в корне; 3) чередующаяся гласная в корне; 4) полногласие / неполногласие в корне:

(1) Пом…щение, (2) к…мпьютер, (3) расст…лающийся, (4) усм…рить, (5) прохл…дительный, (6) утв…рь, (7) р…скошный, (8) к…сательная, (9) сокр…щение, (10) ск…кун, (11) инт…ллект, (12) ст…рожить, (13) ст…рожил, (14) прим…рять (костюм), (15) вым…рающий, (16) гр…доначальник, (17) ош…ломить, (18) к…смодром, (19) х…л…дильник, (20) осл…пительный, (21) л…пнина, (22) мин…мум, (23) отр…сль, (24) зл…тая (цепь).

Задание № 4: распределите данные слова на следующие группы: 1) непроверяемая гласная в корне; 2) проверяемая гласная в корне; 3) чередующаяся гласная в корне; 4) полногласие / неполногласие в корне:

(1) Пом…щение, (2) к…мпьютер, (3) расст…лающийся, (4) усм…рить, (5) прохл…дительный, (6) утв…рь, (7) р…скошный, (8) к…сательная, (9) сокр…щение, (10) ск…кун, (11) инт…ллект, (12) ст…рожить, (13) ст…рожил, (14) прим…рять (костюм), (15) вым…рающий, (16) гр…доначальник, (17) ош…ломить, (18) к…смодром, (19) х…л…дильник, (20) осл…пительный, (21) л…пнина, (22) мин…мум, (23) отр…сль, (24) зл…тая (цепь).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *