Что такое непосредственное руководство общения
Чем отличается прямой начальник от непосредственного
Исходя из сведений юридической энциклопедии, начальником является человек, занимающий руководящую должность, отвечающее за дисциплину и распределяющие обязанности между своими подчинёнными.
Управляющий, с которым сотрудники общаются непринужденно, называется непосредственным начальником. Также он контролирует работу рядовых сотрудников и отвечает за выполнение поставленных задач и некоторых опций.
Прочитав эту статью, вы узнаете, кто такой прямой и непосредственный начальник — кто это и какие между ними есть отличия.
Какие могут быть вопросы?
Кто может быть непрямым начальником
Понятие «непосредственный начальник» говорит о том, что такой сотрудник руководит своими подчинёнными на рабочем месте. Им может быть мастер участка, главный техник, старший продавец и так далее. Непосредственный начальник и его подчинённые не могут иметь между собой никаких промежуточных должностей.
Чем отличается прямой начальник от непосредственного
Между этими должностями главное отличие состоит в том, что прямых начальников может быть несколько, а непосредственный может быть только один. По факту непосредственный начальник является руководителем на должность выше. По сути это тоже подчинённый, но руководящий другими сотрудниками.
СПРАВКА! Такое положение вещей может иметь место быть в самых разнообразных сферах.
Кто такой прямой и непосредственный начальник
Отличия между этими должностями прекрасно видна в руководящей иерархии.
По сути разница между прямым и непосредственным начальником в том, что прямой начальник руководит своими подчинёнными, отдавая им личные указания. Поэтому два этих понятия тесно связаны между собой. Прямой и непосредственный начальник являются звеньями одной цепи, которые идут последовательно. Оба они являются руководителями.
Подробности
Качества руководящего сотрудника
По действиям разница между прямым и непосредственным начальником сильно заметна. Эти работники занимаются различными управленческими вопросами. С их помощью предприятие должно работать более эффективно. К этому типу относят специалистов, занимающих такие должности, как директор, начальник отдела или их заместители. Понятие «руководитель работ» говорит о том, что управляющие принимают решения, важные для рабочего процесса, и могут ответить за их правильность. Помимо этого, они несут ответственность за результат деятельности подчинённых.
Уровни руководителей
Руководителями высшего звена являются лица, осуществляющие контроль и управляющие всей организацией. Обычно эти руководители занимаются разработкой тактики развития производства и берут на себя ответственность за принятые решения. Также они могут заниматься финансовыми вопросами. Чаще всего высшим звеном является президент компании, председатель совета директоров или управляющий. Они принимают судьбоносные решения в деятельности компании. Но это является таковым не во всех сферах деятельности.
СПРАВКА! Например, для того, чтобы понять, кто является прямым и непосредственным начальником в армии, нужно обратиться к уставу.
Деятельность руководителей среднего звена заключается в получении указаний от вышестоящих руководителей и донесении их до своих подчинённых. Также эти начальники должны по возможности разрабатывать способы решения разных задач и приводить в действие проекты. Кроме того, они могут предлагать варианты для оптимизации работы всего предприятия. К такого уровня управляющим относят руководителей конкретных проектов или начальников отдела.
Руководители низшего звена делают работу вместе с остальными исполнителями. Они контролируют деятельность подчинённых и отстаивают их интересы. К таким начальникам можно отнести мастера участка или руководителя группы.
Какой должен быть современный руководитель
Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. На разных предприятиях к таким должностям предъявляют разные требования. К примеру, в МВД разница между прямым и непосредственным начальником определяется уставом. В других структурах существует штатное расписание, требования могут быть прописаны в других документах.
СПРАВКА! Отличия между прямым и непосредственным начальником в ФССП определяется внутренним распорядком компании.
По правде говоря, работать руководителем не так просто, как кажется. Кроме качеств профессиональных, он должен иметь и некоторые черты характера, которые способствуют успешному руководству подчинёнными. Обычно руководители имеют два высших образования. Кроме основного направления деятельности организации, руководитель должен иметь представления о таких областях, как финансы и экономика. Также грамотный начальник обычно разбирается в психологии, этике и других гуманитарных дисциплинах.
Особенности руководящего работника
Должность непосредственного руководителя от прямого не имеет между собой каких-то особенных отличий. Вся разница в основном заключается в специфики самой компании. Начальники любого уровня должны правильно и быстро реагировать на любые ситуации. Также управленец должен иметь креативность, гибкий ум и иметь высокие моральные качества.
Основные признаки хорошего начальника
Для того, чтобы стать хорошим руководителем, необходимо:
Лишь при наличии этих качеств и соблюдении перечисленных условий руководитель может добиться хороших результатов. Таких начальников всегда ставят в пример для подражания. Хороший руководитель не только ценит своих сотрудников, но и прилагает все возможные усилия для их дальнейшего роста и развития. Когда его сотрудники профессионально растут, он сам получает от этого удовлетворение и удовольствие.
СПРАВКА! Нужно кроме того не упускать из поля зрения настоящее положение дел и принимать во внимание текущую ситуацию на всех уровнях.
Частые ошибки начальников
Наиболее частыми ошибками, которые могут допускать руководители, заключаются в следующем:
Итак, неважно, о прямом или непосредственном начальнике мы говорим, все они являются людьми, которые могут ошибаться. Самое главное, это в любой ситуации оставаться людьми. Поспособствовать преодолению любых трудностей поможет понимание своих сотрудников.
Прямое и непосредственное подчинение
Непосредственным называют начальника, который выполняет распорядительные мероприятия по отношению к подчиненным сотрудникам, отвечает за выполнение намеченных целей и определенных задач, а также за трудовую дисциплину.
Данный термин обозначает, что начальство осуществляет руководство над нижестоящими работниками на месте. Это может быть главный инженер, старший продавец и т.д.
Между непосредственным начальником и работниками не существует промежуточных должностей
Общие сведения
Общение работников с непосредственным руководителем выстраиваются, как правило, непринужденно. Непосредственным начальником может быть мастер участка, начальник отдела и т.д. То есть непосредственный начальник — это самый близкий по должности над сотрудником руководитель. Для сотрудника он один. В отличии от непосредственного, прямых начальников может быть несколько.
Это те должностные лица, которые стоят выше на ступень над непосредственным начальником. К примеру:
— в строительной компании непосредственный начальник — генеральный директор, а его многочисленные заместители – прямые начальники;
— на заводе: на определенном участке непосредственным руководителем является мастер смены, а на ступень выше его стоит старший мастер этого же участка, который является уже работникам прямым начальником.
Понятие прямой и непосредственный руководитель в большом смысле — значит линейное распределение отдельных элементов одного целого относительно друг друга. За основу нужно принять: от высокого к низкому, от трудного к легкому, от сложного к простому и т.д. Сравнивая два термина «прямой» и «непосредственный» отличие видим в том, что первый (прямой) отдает распоряжения подчиненному (непосредственному).
Подробности
Надо сказать, что в разных ведомствах этим двум должностям соответствуют разные требования. Например, в МВД функции прямого и непосредственного начальника регламентируются уставом. В других структурах, они могут определяться штатным расписанием или другими документами. Вряд ли можно четко найти определение, сколько начальников может быть у одного работника. Данный момент (относительно главенства распоряжений) можно отразить в должностной инструкции.
Тема подчиненности реализуется в соответствии с нормами ст.4 Закона о службе, п.2 ч.3, где установлено, что работник, выполняя свои обязанности, подчиняется прямым руководителям. Прямыми начальниками считаются те, кому он подчинен по службе, даже в случае временного исполнения обязанностей.
Подчиненность подразделяется на два вида:
— функциональная – предусматривает подчинение работника по части выполняемых функций начальникам других подразделений компании, согласно внутренним регламентам (зачастую минуя своего непосредственного начальника);
— административная (организационная) – предусматривает выполнение указаний своего руководителя, в рамках своих должностных обязанностей.
Эти оба вида руководителей (генеральный директор, его заместители, начальники отделов и т.д.) осуществляют работу по управленческим вопросам для того, чтобы предприятие функционировала эффективно.
Разница между двумя понятиями начальник «прямой» и «непосредственный»: руководитель работ. Суть определения «руководитель работ» состоит в том, что управленцы (сотрудники, принимающие решения и отвечающие за последствия данных мероприятий) при этом несут ответственность за продуктивность деятельности своих подчиненных.
Уровни
Руководящий состав можно разделить на несколько уровней:
— Высшее звено – должностные лица, выполняющие управленческие функции и контролирующие деятельность всей организации. Они разрабатывают стратегию развития производственного процесса, отвечают за принимаемые решения, занимаются задачами бюджета и т.д. Представителями управленцев высшего звена выступают: президент компании, председатель совета директоров и др. Реально, в их руках судьба предприятия.
— Среднее звено — начальники данного уровня получают распоряжения от руководителей высшего звена и доводят их до подчиненных работников. Эта категория сотрудников компании уполномочена в выборе путей и способов решения намеченных задач, кроме этого, руководители среднего звена могут предлагать методы для улучшения качества работы компании. Представителями начальников этого уровня могут быть: главный бухгалтер, начальник отдела и др.
— Низшее звено — начальники данного уровня ведут работу с непосредственными исполнителями рабочего процесса. Они уполномочены представлять интересы подчиненных, контролировать трудовую дисциплину. К ним относятся: старший продавец, мастер участка и т.д.
Руководитель
Надо сказать, что руководить предприятием – дело очень сложное и под силу далеко не каждому. Управленец такого уровня должен обладать не только высокими профессиональными качествами, но и иметь личностные качества, позволяющие ему эффективно руководить предприятием. При этом, начальник данного уровня должен иметь высшее образование (а лучше не одно!), чтобы ориентироваться в разных сферах производства (в экономике, финансах), а также иметь познания в области психологии, чтобы правильно строить отношения в коллективе.
Руководитель высшего звена должен иметь лидерские качества, быть коммуникабельным, ответственным и обладать организаторскими способностями. Конечно, начальники всех звеньев, каждый на своем месте, должны уметь общаться с людьми, быстро реагировать в сложных производственных ситуациях и руководствоваться высокими моральными принципами.
Обязанности руководителя очень разносторонние и зависят они от множества аспектов, например:
— объема материальной ответственности,
— меры ответственности за подчиненных.
Итоги
Хороший руководитель должен уметь создать команду единомышленников и повести их за собой, обозначить цель, которая будет объединять всех участников трудового процесса. У каждого начальника должна быть своя система ценностей, основанная на доверии, умении отвечать за свои слова, уважении, соблюдении правил, принятых в компании. По большому счету эти два термина «прямой» и «непосредственный» начальник являются звеньями одной цепи, они взаимосвязаны и не важно о ком бы из них не шла речь, задача, объединяющая их: работа на благо и развитие своего предприятия и работающего в нем персонала.
Социальная психология (6 стр.)
К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.
Исходя из анализа этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.
17. Понятие и виды общения
При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной структуры.
Шаблон межличностных отношений создает матрицу, которая накладывает ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.
Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.
Каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.
В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения.
Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений.
В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. Люди, участвующие в согласованном действии одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов. Как исполнители кон-венциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, в то же время, когда ситуация недостаточно определена, индивид имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные. Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности.
Выделяют три аспекта общения: передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
Непосредственное общение – это общение лицом к лицу; происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.
Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Непосредственное общение реально только для малой группы, в которой все субъекты лично знают друг друга.
Опосредованное (косвенное) общение происходит, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.
К особому виду общения относится массовое общение. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит в больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.
Опосредованное связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
18. Уровни и функции общения
Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Иногда этот уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).
Следующий уровень общения – информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.
Функции общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, критерию самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добро-вич); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др.
Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить группы функций.
1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыс-лительныхпроцессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).
2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова, между различными социальными группами.
Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.
19. Коммуникативный аспект общения
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Широкое распространение средств массовой коммуникации породили понятие общего информационного поля. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных аудиторий, воздействуя на мнения и поведение людей.
Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Человек, передающий информацию, – коммуникатор; человек, воспринимающий ее, – реципиент.
В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами. Информационный обмен – глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.
Межличностный информационный обмен определяется явлениями психологической обратной связи, коммуникативных барьеров, феноменов межличностного влияния, различных уровней передачи информации.
Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения (интерпретация информации).
Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к собеседнику.
Разработаны различные классификации невербальных средств общения.
Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
Просодика – ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона и т. д.).
Экстралингвистическая система – это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения.
Общение всегда пространственно организовано. Э. Xолл ввел термин «проксемика» («близость»). К прок-семическим характеристикам относится ориентация собеседников в пространстве.
Э. Холл определил нормы дистанции четырьмя расстояниями:
1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;
2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
3) социальное (от 120 до 400 см) – при официальном общении;
4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиториями.
20. Социальное взаимодействие и восприятие людьми друг друга
Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, который изучает жизнедеятельность личности в социальном взаимодействии.
Прямой и непосредственный начальник: разница между ними
Перед тем как попытаться установить, в чем же заключается разница между прямым и непосредственным начальником, не мешало бы дать определение самому термину. Согласно юридической энциклопедии, начальником называют лицо, которое занимает руководящую должность, отвечает за дисциплину и осуществляет распорядительные функции по отношению к своим подчиненным. Непосредственным начальником называют управляющего, с которым работники контактируют непринужденно. Он также наделен контролирующими функциями над рядовыми сотрудниками и отвечает за выполнение определенных опций и поставленных задач.
Кто может выступать в роли непрямого начальника?
Сам по себе термин «непосредственный начальник» подразумевает, что данный работник руководит подчиненными на рабочем месте. Роль данного руководителя может играть мастер участка, старший продавец, главный техник и так далее. Между непосредственным начальником и нижестоящими сотрудниками нет никаких промежуточных должностей.
В чем разница между руководителями?
Чем же отличаются прямой и непосредственный начальник? Разница между этими должностями главным образом состоит в том, что прямых руководителей может быть несколько, а непосредственный – только один. Фактически данный начальник – это руководитель на должность выше. Получается, что это тот же подчиненный, который руководит другими сотрудниками. Эта тенденция может распространяться в различных сферах.
Прямой и непосредственный начальник: кто это?
Разница межу прямым и непосредственным начальником хорошо прослеживается в руководящей иерархии. В общем случае данные термины означают линейное размещение отдельных частей по отношению друг к другу, от сложного к простому, от высшего к низшему. Чтобы понять, как трактуется понятие «прямой» и «непосредственный начальник», и разницу между ними, обратимся к терминологии.
По большому счету отличие заключается в том, что прямой руководитель отдает подчиненным лицам указания. Следовательно, эти два термина тесно сопряжены между собой. Таким образом, можно сказать, что прямой и непосредственный начальник представляют собой звенья одной цепи, идущие последовательно. Обе этих должности попадают под определение «руководитель».
Каким должен быть руководящий сотрудник?
Что же должны делать прямой и непосредственный начальники? Разница между двумя должностями весьма ощутима. Сотрудники, относящиеся к этому разряду, имеют право выполнять деятельность по различным управленческим вопросам. Это позволяет обеспечить компании эффективную работу. К данному типу относятся специалисты, занимающие следующие должности: директор, начальник отдела, их заместители. Сам по себе термин «руководитель работ» означает, что управляющие принимают важные для рабочего процесса решения и способны отвечать за их правильность. Кроме того, они ответственны за результат работы подчиненных.
Уровни руководящего состава
Какими могут быть прямой и непосредственный начальники? Разница во многих случаях зависит от перечня должностей, указанных в уставе компании.
К руководителям высшего звена относятся лица, которые осуществляют контроль и управление всей компанией. Как правило, такие начальники разрабатывают тактику развития производства и принимают наиболее ответственные решения. Кроме того, они могут заниматься финансовыми вопросами. Обычно в качестве высшего звена выступает председатель совета директоров, президент или управляющий. Именно они способны решать судьбу всей организации. Однако это относится далеко не ко всем сферам деятельности. К примеру, можно рассмотреть, что представляет собой прямой и непосредственный начальник в армии. Разница между этими двумя понятиями в данном случае будет определяться уставом.
Что же должны делать руководители среднего звена? Главная функция начальников этого уровня заключается в том, чтобы получать указания от вышестоящих руководителей и доносить их до подчиненных. Начальники данного уровня могут разрабатывать пути решения различных задач и реализовывать разнообразные проекты, а также вносить предложения по оптимизации деятельности всей компании. К управляющим такого уровня можно отнести руководителя определенного проекта или начальника отдела.
Начальники низшего звена выполняют работу наравне с другими исполнителями. В их задачи входит контроль за деятельностью и отстаивание интересов своих подчиненных. Как правило, к такой группе должностей относится мастер участка или руководитель группы.
Современный руководитель: какой он?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. В различных ведомствах к этим должностям предъявляются различные требования. В чем же могут быть отличия? Какие функции выполняют прямой и непосредственный начальники? Разница в МВД определяется уставом. Что касается других структур, то в них штатное расписание и правила поведения могут быть прописаны в других документах. Чем же могут отличаться прямой и непосредственный начальники? Разница в ФССП между двумя этими руководителями определяется внутренним распорядком организации.
На самом деле занимать руководящую должность совсем не легко. Помимо необходимых профессиональных качеств, управляющий должен обладать некоторыми чертами, которые помогут ему успешно руководить коллективом. Как правило, сотрудники на руководящих должностях имеют два высших образования. Помимо основного направления развития компании, они также должны обладать знаниями в различных областях, таких как экономика и финансы. Кроме того, грамотный начальник должен разбираться в психологии, этике и прочих сопряженных гуманитарных дисциплинах.
Качества руководящего работника
У управляющего высшего уровня обязательно должны быть такие характеристики, как ответственность, лидерство, пунктуальность и коммуникабельность. Также приветствуется наличие организаторских способностей. Есть ли в этом случае какие-то отличия в должностях прямого и непосредственного начальников? Разница по большому счету определяется спецификой предприятия. Для начальников любого уровня приветствуется умение быстро и правильно реагировать в любой ситуации. Кроме того, управляющий должен обладать креативностью и способностью гибко мыслить, а также обладать высокими моральными качествами.
Хороший начальник: основные признаки
Чтобы стать отличным руководителем, нужно следующее:
Только при соблюдении данных условий начальник сможет добиться положительного результата. Такой руководитель непроизвольно ставится в качестве примера для подражания. Хороший и грамотный управляющий не только ценит своих работников, но и стремится прикладывать как можно больше усилий для их дальнейшего развития. Он получает удовольствие от профессионального роста своих работников. Важно также не упускать из виду реальное положение дел и учитывать текущую обстановку на всех уровнях.
Распространенные ошибки руководителей
Если вас интересует вопрос о том, чем отличается прямой и непосредственный начальник (разница по уставу на различных предприятиях была рассмотрена в статье), то вам полезно будет знать о наиболее распространенных ошибках, которые могут допускать начальники.