Что такое непреходящее культурное значение

Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть фото Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть картинку Что такое непреходящее культурное значение. Картинка про Что такое непреходящее культурное значение. Фото Что такое непреходящее культурное значение

Чем ярче (талантливей) иллюстрация в слове. тем глубже запечатлевается культ.

Симбиоз которых и формирует культуру..

1. Усиливает интерес к историческому событию, о котором шла речь в литературном произведении.

2. После прочтения такой книги, читатель ярче и полнее представляет в своем сознании данный исторический отрезок времени, соответственно и легче запоминается.

3. Если в книгах по истории четко и ясно говорится например о причинах той или иной войны, то в исторических романах причины или цели также могут затрагиваться, но в большей степени читателю нужно будет строить свои собственные логические суждения на эту тему.

4. Исторические личности в таких книгах более приближены к читателям по образу, чем просто в книгах по истории. Так как автор показывает эту личность в целом: психологический портрет, характер, привычки И так далее.

Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть фото Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть картинку Что такое непреходящее культурное значение. Картинка про Что такое непреходящее культурное значение. Фото Что такое непреходящее культурное значение

Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть фото Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть картинку Что такое непреходящее культурное значение. Картинка про Что такое непреходящее культурное значение. Фото Что такое непреходящее культурное значение

Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть фото Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть картинку Что такое непреходящее культурное значение. Картинка про Что такое непреходящее культурное значение. Фото Что такое непреходящее культурное значение

Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть фото Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть картинку Что такое непреходящее культурное значение. Картинка про Что такое непреходящее культурное значение. Фото Что такое непреходящее культурное значение

В рассказе «Кусака» автор передаёт чувства бедной собаки,когда её бросили люди.Первый раз в жизни собака доверилась людям,но они уехали, и она воем передаёт горечь утраты,боль души(у собак есть душа) и сердца,которое рвётся к девочке,подарившей Кусаке надежду на дружбу.Животные способны на преданность, беззаветную любовь,но бросая их, мы обрекаем на страдания невинные существа,а «мы в ответе за тех,кого приручаем!»Человеку можно объяснить словами,что происходит,а Кусака осталась одна,наедине с вопросами без ответов, и эта неизвестность,пустота,одиночество вылились в её вой-ровный, настойчивый и безнадежно спокойный!

Памятник Кусаке необходим,как напоминание людям о сочувствии к нашим меньшим братьям.Сострадание к бездомным животным поможет сохранить жизнь многим собакам и кошкам.Каждому человеку не трудно помочь,главное-не пройти мимо несчастных животных.Если неравнодушных людей станет много,то и на улицах не останется бездомных и несчастных животных,в этом и смысл таких памятников.Во многих городах мира и нашей страны установлены памятники бездомным животным,люди не остаются равнодушными и помогают бродяжкам найти еду и дом.

Источник

Преходящая и непреходящая культура

Реликтовые и проектные культурные формы

Фактор времени не только отделяет культуру настоящего от культуры прошлого, он расслаивает и живую культуру. Под его влиянием в ней появляются три темпоральных слоя или уровня[119].

Основную часть живой культуры составляют характерные для нее «коренные» формы, в которых сохраняется, обновляется и распространяется социальная информация, необходимая для деятельности людей в данных исторических условиях. Это главные и определяющие формы данной культуры. Они обеспечивают стабильность общества и воспроизводство средств его существования.

Второй слой живой культуры – это реликтовые культурные формы, которые представляют собой «осколки прошлых культур, уже потерявшие ценность для общества новой исторической эпохи, но тем не менее воспроизводящие определенные виды общения и поведения людей»[120] (например, обычаи, суеверия и приметы, имеющие хождение в наши дни, но возникшие еще в первобытном обществе). Реликтовые формы обречены умереть и занять свое место в архивной культуре. Однако их умирание может тянуться очень долго, и их временное оживление может вызывать возвращение на какой-то срок к уже пройденному.

Третий слой – проектные культурные формы, содержащие зародыши культуры будущего. В новых научных и технических идеях, открытиях и изобретениях, новых социальных идеалах, принципах и программах переустройства общества закладываются вехи путей дальнейшего развития общества. Разработка проектных форм культуры есть дело творчества в философии, науке, инженерии, искусстве.

Конечно, не проекты будущего осуществляются, а те, которые воплощаются в жизнь, могут привести совсем к иным результатам, чем ожидалось их творцами (как это получилось при строительстве социализма в СССР). Но, тем не менее, проектные формы необходимы обществу, и в культуре каждой эпохи создаются разнообразные варианты путей к будущему, выбор из которых далеко не всегда предсказуем.

Еще одно темпоральное расслоение живой культуры связано с длительностью существования возникающих в ней феноменов. К преходящей культуре относятся явления, которые живут в культуре сравнительно недолго и исчезают, не оставляя сколько-нибудь заметного следа в последующем ее развитии.

Например: капризы моды; псевдоискусство; лжеоткрытия в науке; пропагандистско-идеологические концепции, сочиненные для оправдания зигзагов государственной политики.

Непреходящее содержание культуры складывается из достижений, не теряющих своей ценности со временем. Они сохраняются в дальнейшем развитии культуры, становясь образцами и средствами для создания новых культурных ценностей.

Таковы, например, важные изобретения, определяющие пути развития техники; научные идеи и методы, позволяющие углубить знания о мире; сочинения великих философов; шедевры искусства.

Творчество происходит и на уровне преходящей, и на уровне непреходящей культуры. На уровне преходящей культуры оно порождает продукты, новизна которых, в сущности, незначительна, а социальная значимость невысока и скоро утрачивается. Поэтому культурная жизнь на этом уровне поддерживается быстрой сменой новаций.

Творчество на уровне непреходящей культуры ведет к созданию произведений, обладающих принципиальной новизной и большой социальной значимостью. Новации в этом слое культуры значительно более редки, и чем выше уровень творчества, тем они реже. Но они живут долгой жизнью и являются источниками, наполняющими поток культуры новым содержанием.

Творчество, вносящее крупные сдвиги в культуру, неразрывно связано с сохранением ее лучших достижений. Консервативность, понимаемая в этом смысле, — столь же необходимая сторона культуры, как и новаторство. Забвение и уничтожение наследия предков неминуемо ведет к упадку культуры.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

непреходящий

Смотреть что такое «непреходящий» в других словарях:

непреходящий — непреходящий … Орфографический словарь-справочник

непреходящий — немеркнущий, неуходящий, нетленный, вечный, догробный, бессмертный, неизбывный, неумирающий Словарь русских синонимов. непреходящий см. вечный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

НЕПРЕХОДЯЩИЙ — НЕПРЕХОДЯЩИЙ, ая, ее; ящ (книжн.). Не исчезающий, вечный (в 1 знач.). Непреходящие ценности. Непреходящее значение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

непреходящий — непреходящий, непреходящая, непреходящее, непреходящие, непреходящего, непреходящей, непреходящего, непреходящих, непреходящему, непреходящей, непреходящему, непреходящим, непреходящий, непреходящую, непреходящее, непреходящие, непреходящего,… … Формы слов

непреходящий — летучий мимолетный скоропреходящий … Словарь антонимов

непреходящий — непреход ящий (вечный) … Русский орфографический словарь

непреходящий — Тв. непреходя/щим, Пр. о непреходя/щем … Орфографический словарь русского языка

непреходящий — *непреходя/щий (вечный) … Слитно. Раздельно. Через дефис.

непреходящий — ая, ее. Книжн. Такой, который не проходит, не утрачивается; вечный. Н ие ценности. Н ая красота … Энциклопедический словарь

непреходящий — ая, ее.; книжн. Такой, который не проходит, не утрачивается; вечный. Н ие ценности. Н ая красота … Словарь многих выражений

непреходящий — не/пре/ход/ящ/ий … Морфемно-орфографический словарь

Источник

Раздел первый. Культурное наследование: сущность, объекты, механизм

Проблематика культурного наследования поднималась уже в глубокой древности, но стала объектом изучения лишь с момента конституирования культурологии как науки. Однако уже в период становления культурологии выделяются несколько подходов, с разных позиций исследующих указанную тему.

В рамках эволюционистского подхода акцент делался на сравнительном анализе различных типов культур, их эволюции, сопоставлении современной европейской культуры с предшествующими. При этом само развитие культуры представлялось как естественно-исторический процесс, когда предшествующие состояния культуры рассматривались в качестве причин появления последующих. Э.Тейлор, один из разработчиков эволюционистского подхода писал: «Различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего»[70]. Эволюционисты отмечали огромную роль культурного наследия в формировании отдельного индивида, который пассивно воспринимал данные культурные достижения.

С точки зрения диффузионизма культурное наследование отождествлялось с процессами заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Вместе с тем исследователи отмечали и нечто общее (сходные элементы культурного наследия), что объединяет все разнообразные культурные проявления. Отсюда следовал вывод о наличии общих истоков культурного развития.

Еще одни подход к трактовке культурного наследования был представлен функционалистами. В этом направлении культура и ее феномены редуцировались к структурно-функциональным проявлениям и объяснялись на их основе. Культура выступала функционально связанной с социальной структурой, а все культурные феномены функционально также были объединены между собой.

В настоящее время в современной зарубежной и отечественной культурологии существует большое число подходов, концепций изучения культурного наследования, выделяется та или иная его проблематика[71].

Данную позицию можно считать одной из радикальных в трактовке процессов культурного наследования.

Анализируя перечисленные выше подходы, можно сделать вывод, что теоретическое осмысление понятия «культурное наследование» во многом связано с содержанием базисного понятия «культура». От того как раскрывается понятие «культура», зависит и понимание процессов культурного наследования.

При иных, более узких подходах, исходящих из разделения понятий «социальное» и «культурное», возникает вопрос о проведении границы между этими феноменами. Культурное входит в состав социального, но при этом обладает своей спецификой. Указанное разделение может также выводиться по разным основаниям. Соответственно выделяются и многообразные определения культуры: предметно-ценностное («совокупность материальных и духовных ценностей»[76]); деятельностное («способ человеческой деятельности»[77]).

Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть фото Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть картинку Что такое непреходящее культурное значение. Картинка про Что такое непреходящее культурное значение. Фото Что такое непреходящее культурное значение

Методологически деятельностный и предметно-ценностный подходы имеют разные цели. На наш взгляд, деятельностный подход раскрывает атрибутивное понимание культуры, при котором она осмысливается как интегральное свойство или состояние человеческой деятельности. Причем одни исследователи ассоциируют это свойство с деятельностью вообще, связывая с ней ее отличия от досоциальных форм активности. В иных случаях культура рассматривается не как универсальное свойство, а как состояние исторически конкретных форм деятельности, позволяющее отличать их друг от друга.

Предметно-ценностный подход трактует культуру как некоторую часть, внутреннюю структурную компоненту общества, ассоциируя ее с самыми различными явлениями и процессами.

В содержательном плане разделения предметно-ценностного и деятельностного подходов можно избежать, введя понятие «культурные ценности» и трактуя его при этом предельно широко, например, как систему «жизненно значимых для человека и общества объектов, состояний, потребностей, целей, на основе которых осуществляется регуляция человеческой жизнедеятельности, формирование того или иного отношения к объектам окружающей культурной среды»[78].

Поэтому трактовка наследования культуры как процесса «критического восприятия, освоения и творческого внедрения культурных ценностей прошлого в социальную и личностную практику, в систему социальных и межличностных отношений»[79], представляется весьма эвристичной, дающей понимание сути данного процесса.

Указанный подход строится на том основании, что в культуре наследуется не все, а только то, что относится к культурным ценностям. В противном случае не было бы необходимости выделения среди феноменов культуры именно культурных ценностей. Анализируя этот подход, можно сделать вывод, что он противоречит достаточно распространенному определению культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, когда все явления культуры должны быть отнесены к ценностям (культура связывается только с позитивным началом в жизни социума, что служит его сохранению и развитию, в отличие от цивилизации, которая несет человечеству не только блага, но и вред)[80].

При выделении понятия «культурные ценности» априорно все явления культуры подразделяются на те, которые выступают в качестве таковых, и те, которые таковыми не являются. Разрешить данное противоречие возможно следующим образом: действительно, большинство авторов культурные феномены рассматривают в отличие от цивилизационных только как социально ценностные. Поэтому если исследовать культурное наследование как процесс общепланетарный и всемирно-исторический, то все культурные феномены на том или ином этапе воспринимались или могут восприниматься в дальнейшем социумом как культурные ценности. Отсюда все феномены культуры потенциально могут быть отнесены в разряд культурных ценностей (чтобы стать феноменом культуры, то или иное явление должно было обрести статус культурной ценности, затем, оставаясь в лоне культуры, на каком-то этапе социального развития его потерять, но в дальнейшем вновь обрести).

В данном случае важно само понимание, что такое ценности вообще. В настоящее время под ценностями понимают не только «мир должного», нравственные и эстетические идеалы, но и любые феномены сознания и даже объекты из «мира сущего», имеющие ту или иную мировоззренчески-нормативную значимость для субъекта и общества в целом. Эта трактовка применима и к ценностям культуры. При этом само культурное наследие раскрывается как совокупность всех достижений человечества, его социальный опыт, сохраняющийся в общественной памяти. «Такое наследие обладает для общества вневременной ценностью, так как к нему относятся различной давности достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новые эпохи»[81].

Тем не менее вывод, к которому пришло большинство исследователей, следующий: оценочные суждения о явлениях культуры необходимы, но только в конкретном контексте, в рамках вполне определенной познавательной задачи или общественной позиции. Наиболее очевидны в качестве подобных критериев идеалы гуманизма, хотя в определенных условиях на первое место выходят такие критерии, как вероятность выживания, возможности модернизации, системность, стабильность и пр. Но все перечисленные критерии могут рассматриваться воедино, когда идеалы гуманизма органично сочетаются с системностью и стабильностью.

Однако любое конкретное общество к общечеловеческим ценностям культуры прибавляет те, которые оно считает таковыми на современном этапе развития. В условиях дифференцированности общества вопрос о подобных ценностях выступает предметом многочисленных дискуссий, ведущихся на самом различном уровне. Не всегда удается найти и консенсус по этим проблемам.

Итак, что касается критериев отнесения того или иного феномена культуры к культурным ценностям, то здесь вряд ли можно говорить об общих алгоритмах, одинаковых для всех сообществ: слишком сильны различия в социальном, историческом, культурном развитии стран на современном этапе, а уж тем более применительно к историческому развитию обществ в целом.

Наряду с тем перед современными обществами нарастает волна глобальных проблем и без выработки общего подхода к их решению невозможно дальнейшее существование всего человечества. Все это затрагивает вопрос и о том, какие культурные ценности должны быть взяты за основу решения подобных проблем. Может быть в недалеком будущем воплотится мечта тех культурологов, которые писали об общечеловеческой культуре, имеющей в своем фундаменте общечеловеческие культурные ценности.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и процессы глобализации, которые также имеют интенцию на выработку общих культурных ценностей.

Представляется более вероятным построение единых алгоритмов определения культурных ценностей для обществ, отнесенных к одному культурологическому типу (например, для европейского сообщества; для мусульманского мира и пр.).

Как показывает проведенный анализ проблематики культурного наследования, в современной науке отсутствуют строгие критерии, что такое памятник культуры, шедевр, эталонный образец, которые имели бы непреходящее значение и входили бы в состав культурного наследия. Но возникает сложный вопрос, а может ли наука, находясь в рамках своего концептуального статуса, выработать такие критерии, или здесь всегда будет присутствовать вненаучная оценка, выражающая идеологические, политические и иные интересы? Однозначного ответа на него не существует.

В связи с этим не менее важно решение проблемы субъектов, определяющих процессы культурного наследования на макросоциальном уровне и влияющих на указанные процессы на микроуровне. Данную проблему нельзя рассматривать абстрактно, ее решение зависит от того, какой тип общества исследуется, на каком этапе его развития и пр. Изучая современное демократическое развитое общество, можно утверждать, что такими субъектами выступают гражданское общество, государство, специализированные институты, группы экспертов и пр. Однако даже при такой форме общественного устройства нельзя не отметить противоречивость процессов культурного наследования.

Эта противоречивость может быть объяснена целой совокупностью причин: разнонаправленностью целей, которые ставят перед собой отдельные индивиды, социальные группы в процессах культурного наследования; стихийными моментами, которые влияют на эти процессы, изменяя его векторность и пр. Кроме того, само культурное наследие выступает как узел противоречий, соперничество разных тенденций, обостренных классовостью общества, многообразием этносов и пр.

Вместе с тем существует трудность и онтологического плана. Данные объекты не могут быть гипостазированы как некая локализованная материальная система или как объективно существующий социальный институт.

Известно, что мир культуры многообразен, поэтому необходимо выделить различные проявления, виды культуры[82]. По своей направленности на объекты виды культуры могут различаться по отношению к природе, к деятельности в обществе, к отдельному человеку. Так, в отношении к природе говорят о культуре земледелия, садоводства, парковой культуре и пр. Относительно общества речь идет о культуре конкретных видов общественного производства, ее проявлениях в отдельных сферах жизни. Уровень, или степень развития общества, представленная в каких-либо достижениях, также характеризуется понятием «культура». Это понятие употребляют и применительно к истории общества, при характеристике регионов, народностей, групп.

По отношению к человеку понятие «культура» используют в тех случаях, когда пытаются охарактеризовать какие-либо его способности, поведение, усвоение влияния общества и т.д.

Сохранение непрерывности, преемственности в культурном наследовании зависит и от целого ряда других социальных факторов, в частности от типа политического режима, направленности государства, особенностей проводимой правящей верхушкой политики в области культуры и пр. Так, в годы советской власти мы фактически потеряли все многообразие русской философии, введя монополию марксизма, что привело к разрыву с культурно-исторической традицией предшествующей отечественной философии. Аналогичная ситуация имела место и в других областях культуры. Подобных примеров в истории, к сожалению, достаточно много. Все они красноречиво говорят о том, что хотя сами процессы наследования имеют внутреннюю логику развития и соответственно собственные закономерности, но на их реальное протекание в конкретном обществе влияет огромное количество факторов.

Следует также подчеркнуть, что процессы культурного наследования могут быть рассмотрены на разных уровнях: на макроуровне (общество вообще, конкретные типы обществ, таксономически выстроенные по формационным, культурологическим и иным основаниям); уровне конкретных социальных организмов (хронотопов); социальных групп; отдельных личностей.

Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть фото Что такое непреходящее культурное значение. Смотреть картинку Что такое непреходящее культурное значение. Картинка про Что такое непреходящее культурное значение. Фото Что такое непреходящее культурное значение

Применительно к обществу данный процесс не меняет своей сути, только субъектом культурного наследования выступает не отдельная личность, а общество и составляющие его социальные группы. В конечном итоге результатом такого наследования будет формирование системы устойчивых воспроизводимых субординационных и координационных связей между символическими программами поведения людей.

Личность, воспринимая те или иные культурные ценности, усваивая те или иные смыслы, которые стоят за ними, делает их мотивами своего поведения, руководствуется ими в своей жизни, тем самым влияя на систему общественных отношений.

Проблема культурного наследования относится к кругу более широкой проблемы динамики культуры. Несмотря на огромное количество факторов и условий, влияющих на развитие культуры, последняя имеет собственную внутреннюю логику развития, которая влияет и на процессы культурного наследования. В связи с последним обстоятельством можно говорить о закономерностях наследования культуры[87].

Те элементы культурного наследия, которые сохраняются из поколения в поколение в течение длительного времени, формируют самобытность той или иной культуры, включающей не только традиционные механизмы, но и ценности, нормы, образцы социального поведения и пр.

Наряду с этим культурное наследование включает и различного рода диффузии (заимствование ценностей иных культур как в географическом, так и социальном пространствах). Важное значение имеет мера приверженности к самобытности данной культуры, готовность к такого рода диффузиям. Например, перегруженность заимствованиями породила в российском обществе XIX века сильную реакцию за утверждение своей самобытной культуры.

Исследование процессов культурного наследования поднимает и еще одну проблему: мы говорим о наследовании прошлого, но что означает «прошлое»?

Дискуссионность указанной темы позволяет выявить разные точки зрения на ее решение. Так, до недавнего времени в отечественной культурологии прошлое трактовалось как наследие дореволюционного периода, что имело свои причины для подобного объяснения. Однако в настоящее время такой подход представляется узким. Здесь важно провести грань, когда культурные ценности настоящего переходят в наследие прошлого. Но для этого требуется определенный временной лаг, связанный с выработкой соответствующей оценки данного социального феномена в качестве культурной ценности. Соответствующая оценка может быть выработана достаточно быстро (например, произведения ряда мастеров искусств еще при их жизни могут быть названы шедеврами), а иногда для этого требуются годы и даже столетия.

Диалектика развития культуры состоит в постоянном переходе от образцов прошлого к настоящему и будущему. Важно не просто усвоить культурные ценности прошлого, но и критически переосмыслить их, «расшифровать», понять их истинное значение, интерпретировать, приспособить к настоящему, отобрав необходимые и обогатить, развить дальше. Поэтому процесс культурного наследования предполагает активную работу тех, кто осваивает наследуемые культурные ценности.

Само общество расставляет акценты на прошлом, настоящем или будущем (отсюда, традиционализм как позиция большей приверженности к прошлому, погруженность в настоящее либо нацеленность на будущее). Подобная позиция нашла свое отражение и в научных теориях.

Так, в рамках «классицистского» отношения к наследию прошлого, ориентированного на тщательное сохранение и освоение «неумирающих сокровищ, имеющих непреходящее значение», утверждается, что, только изучив классическое наследие, можно познать настоящее.

Следует обратить внимание на тот факт, что существует опредмеченный мир такой культуры, которая «живет своей жизнью» в форме памятников, текстов, картин, зданий и пр. независимо от процессов распредмечивания такой культуры. Собственно культурное наследование состоит не только в поддержании существования этого опредмеченного мира, но и в процессах распредмечивания, интериоризации данных культурных ценностей.

Данный подход подчеркивает значимость непреходящего, вневременного для настоящего.

Но любая абсолютизация ведет к искажению истины. Эти культурные ценности должны найти свое место в настоящем, соотноситься с ним, иначе культура будет «мертва». Подобная абсолютизация в культурном наследовании наблюдается, в частности, в ревайвализме, в котором утверждается необходимость восстановления более ранних образцов культурных ценностей и признание за ними непреходящего значения в качестве норм социального поведения людей.

Вместе с тем существует и крайняя позиция, опровергающая прежние культурные ценности (культурный нигилизм).

В конце ХХ века произошли существенные изменения во взглядах на культуру прошлого. Потребность в культуротворческом созидании на базе культурного наследия возрастала, в связи с этим произошла переоценка многих традиционных ориентиров, что потребовало более серьезного анализа процесса передачи социокультурного опыта от поколения к поколению.

В настоящее время можно говорить об определенных принципах к наследованию культуры, которые были сформированы под влиянием целого ряда процессов, протекающих в современном обществе (демократизация, интенция на реализацию гуманных ценностей, понимание необходимости сохранения высших ценностей и пр.). В первую очередь, они касаются осознания значимости культурных ценностей как необходимой основы бытия человека и общества, той основы, на которой возможно объединение всего человечества. Как подчеркивают исследователи, «главная особенность современной стадии процесса наследования культуры заключена в коренном изменении мировоззренческих взглядов людей на культурные богатства прошлых веков, в предметной и идеологической форме воплощающие сущностные силы человека как субъекта культурно-исторической деятельности»[88]. Именно через культурные ценности идеи гуманизма становятся неотъемлемой чертой личного и общественного сознания. Это предполагает отказ от узкопрагматического, утилитарного подхода к оценке культурных ценностей, искоренение идеологической зашоренности, интенцию на выявление их гуманитарной составляющей.

Безусловно, прийти к подобному подходу к культурному наследованию непросто. Требуется длительное время и кропотливая работа. Но человечество все яснее осознает, что без культурного наследования прошлого двигаться вперед невозможно.

Кратко перечислим те проблемы, которые возникают в процессах культурного наследования:

· проблемы, связанные с выработкой критериев признания того или иного социального феномена в качестве культурной ценности. Для решения этой проблемы важна разработка мировоззренческих ориентиров, основанных на принципах гуманизма;

· проблемы культурного наследования как универсального процесса и конкретными социальными формами его реализации, соотношение общечеловеческого и национального в культурном наследовании;

· проблемы опредмечивания и распредмечивания смыслов культурного наследия, противоречие между высоким уровнем образованности, проявляющимся в том числе и в знании культуры прошлого, и невысоким нравственным потенциалом индивида, который руководствуется в своем поведении низменными, антигуманными мотивами;

· проблемы соотношения инновационного и традиционного в культурном наследовании, соотношения традиционализма и антитрадиционализма;

· проблема временного лага, возникающего между созданием культурной ценности и признанием ее таковой;

· проблемы сохранения и восстановления культурного наследия прошлого;

· проблемы применимости культурной ценности к современности;

· проблемы, связанные с функционированием социальных институтов, выступающих в роли акторов процессов культурного наследования;

· общечеловеческая значимость культурного наследия и монопольное владение на ряд объектов этого наследия;

· проблема использования объектов культурного наследия в антигуманных целях, проблема эстетизации насилия.

Для анализа процессов культурного наследования важно и выделение условий и факторов, которые влияют на данные процессы. В первую очередь, это конкретно-исторически определенная система общественных отношений, которая влияет на то, будут ли процессы культурного наследования носить массовый или элитарный, замкнутый характер; что будет рассматриваться в качестве объектов культурного наследования и в каком объеме; как будет сохраняться культурное наследие, каковы принципы такого наследования и пр. В развитых обществах влияние системы общественных отношений находит свою реализацию в проводимой государством культурной политике. Хотя возможна ситуация, когда культурная политика государства не отвечает интересам гражданского общества: например, ему навязываются культурные нормы, противоречащие традициям самобытной культуры.

Итак, проведенный анализ проблем культурного наследования позволяет сделать следующие выводы:

2. Культурное наследование можно представить как процесс распредмечивания тех культурных смыслов (на уровне отдельной личности и общества в целом), которые хранятся в предметном бытие культуры и которые раскрываются, интерпретируются, критически осмысливаются применительно к имеющейся культуре, это процесс внедрения культурных ценностей прошлого в общественную и личностную практику, в систему социальных и межличностных отношений сегодняшнего дня.

3. Потенциально все феномены культуры (исходя из определения их как значимых социальных ценностей) могут быть отнесены к объектам культурного наследования. Однако, переводя решение в конкретную плоскость, объектами такого наследования выступают лишь те культурные феномены, которые имеют актуальную культурную ценность, заданную конкретно-исторически, т.е. применительно к конкретному обществу (или культурологическому типу). Поскольку сама культура не объективирована в какой-то определенной локальной области, а пронизывает все стороны социального бытия, постольку и объекты культурного наследования связаны не только с миром вещей, отнесенных к культурным ценностям, но и способами деятельности, символами, духовными смыслами и пр. Наследуются и качества самого человека как субъекта деятельности и общественных отношений, как духовного и душевного существа.

Поскольку усвоение культурных ценностей означает и усвоение образцов, норм поведения, постольку можно говорить о регулятивной и оценочной функциях культурного наследования. Культура формирует определенное представление людей о ценностях и именно в этом проявляется ее оценочная функция.

Важно подчеркнуть, что кумулятивный характер развития культуры состоит не только в способности передачи во времени накопленного коллективного опыта, но, прежде всего, в способности к прогрессивным модификациям, совершенствованию данного опыта и его качественным трансформациям.

5. Следует учитывать, что культурное наследование в историческом плане не всегда можно представить как непрерывный процесс. История знает и временные отступления, провалы, разрушения наследия, отказы от традиций и неприятие новаторства. Применительно к социально-культурной ситуации в нашей стране можно сделать вывод, что она характеризуется утратой многих преемственных связей и традиций, сложившихся в отечественной культуре. В этой связи перед обществом остро стоит вопрос о необходимости духовного возрождения России и обращения к ее историко-культурному опыту. Проблемы культурного наследования, таким образом, выходят на первый план.

Раздел второй. Сущностные черты салонной культуры,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *