Что такое непроверяемые написания в русском языке

Слова с непроверяемым написанием?

Ответ или решение 2

Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания в русском языке. Картинка про Что такое непроверяемые написания в русском языке. Фото Что такое непроверяемые написания в русском языке

Слова, орфограмму в которых нельзя проверить (т.е. объяснить действующими правилами нашего языка), называют словарными. Их написание следует просто выучить наизусть.

Как появились словарные слова

Большинству из нас знакомы словарные слова с безударными гласными в корне. Однако это не единственная орфограмма, написание которой нельзя проверить никакими средствами. Среди словарных слов также встречаются варианты:

Примеры словарных слов с различными орфограммами

Чаще всего словарные слова относятся к именам существительным. Иногда встречаются они и среди глаголов и прилагательных, но это бывает гораздо реже.

Наибольшую группу составляют слова, у которых нельзя объяснить безударную гласную в корне слова. К ним, например, относятся: кастрюля, ландыш, собака.

Отдельную категорию, вызывающую обычно наибольшие трудности, составляют слова, у которых нужно запомнить слитное, раздельное или дефисное написание. Среди них встречается много наречий. Например: врассыпную (пишется слитно), на ощупь (пишется раздельно), любодорого (пишется через дефис).

Если вы не уверены в том, как пишется то или иное словарное слово, просто загляните в справочник или пособие, чтобы освежить знания. Также существуют и специальные словари, где собраны все примеры непроверяемых орфограмм, необходимые школьникам.

Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания в русском языке. Картинка про Что такое непроверяемые написания в русском языке. Фото Что такое непроверяемые написания в русском языке

Слова с непроверяемым написанием относятся к словам-исключениям. Они не поддаются общепринятым правилам русского языка. Их правописание можно только запомнить, а для проверки использовать орфографические словари.

К таким словам можно отнести прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный, который пишутся только с двумя буквами н.

Также в некоторых числительных вопреки всем правилам пишется удвоенная н (одиннадцать).

В наречиях уж, замуж и невтерпеж отсутствует мягкий знак, а слово цыган употребляется с буквой ы.

Источник

Урок русского языка по теме: «Непроверяемые написания в корне слова»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Непроверяемые написания в корне слова».

Цель: Совершенствование орфографических умений написания слов с непроверяемой гласной и согласной в корне слова;

Планируемые предметные результаты

1. Учить распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;

2. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность и логическое мышление;

3. Воспитывать положительную мотивацию и интерес к предмету.

Планируемые личностные результаты

-бережное отношение к родной земле, родному языку

-умение адекватно оценивать свои силы

-умение попросить о помощи в случае затруднений

-активное участие в процессе обучения

-самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

Коммуникативные учебные действия:

-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

Регулятивные учебные действия:

-умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

-обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Ход урока.
1. Орг. момент.

2. Минутка чистописания.

3. Словарная работа.

Ведро, доска, коса, холмы, винты, шаги, кроты, листы, места, страна.

Разминка «Да» или «Нет».

1. Все птицы летают? (Нет).

2. Существуют солёные озёра? (Да).

3. Все живущие в воде – рыбы? (Нет).

4. Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).

5. После буквы «Ж» всегда пишется И? (Да).

6. Существуют слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево?

(Да). (Шалаш, топот, потоп, как, тут).

7. В слове «енот» 5 звуков? (Да).

5. Сообщение темы урока.

6. Работа по теме урока.

v Объяснение нового материала.

В русском языке есть слова, написание которых нужно запомнить. И в них нельзя проверить написание согласной и гласной в корне слова, их написание надо запомнить или проверить по орфографическому словарю.

Например: футбол, лестница, вокзал, суббота, группа, завтрак, верблюд.

v Запишите одним словом

1) Дерево – символ России. (Береза)
2) Они любят зиму больше, чем взрослые. (Ребята)
3) Родственник тучи. (Облако)
4) Эта птица прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)
5) И не снег, и не лед, а все укрывает. (Иней)
6) Синоним слова «путь». (Дорога)

( составляем слово – рябина)

Словарные слова записывают в столбик, на нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова.

v Игра «Распутай слова»

Вот так горе. Вот беда!

Как запутались слова,

Все они из трех слогов

Кто помочь словам готов?

Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба

(береза, карандаш, молоко, собака )

v Впиши словарные слова.

v Отгадать загадки, записать отгадки

На школьной перемене

С красною повязкой.

В позолоченной раме

Трубы громады, корпуса чуть ниже,

Мы выпускаем КамАЗы и Ижи.

Как назовешь ты такие дома,

Где может работать мама твоя?

Строит города, плотины

Может сдвинуть горы с мест.

Кто же это такой сильный,

Как могучий Геркулес?

Кто меня на плечи взял?

Кто меня с земли поднял?

И сказал мне: «Молодец!»

Буквы знать, уметь читать,

Честным быть, трудолюбивым.

Кто же это учит вас

Быть и умным, и счастливым?

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь взять

С ребятишками играть.

Звонко струи бьют в ведро,

Дом. За домом строго в ряд

А на травке курица.

v Найдите лишнее слово

Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Поле, полевой, полочка, полянка.

v Самостоятельная работа

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

М. сква, Р. дина, к. ртофель, ст. лица, ябл. ко, св. бода, т. лефон, яг. да, за. ц,

Тема: Личные местоимения единственного числа.

Цель урока : закрепление понятия о местоимении, ознакомление с личными местоимениями единственного числа.

Задачи урока : научить правильно употреблять местоимения в речи, определять число, корректировать логическое мышление, внимание, память, воспитывать аккуратность письма, интерес к предмету.

3. Актуализация опорных знаний – повторение изученного о местоимении.

4. Сообщение темы урока.

5. Работа по теме урока.

v Объяснение нового материала.

v Заменить имена людей личными местоимениями.

Саша – я, Аня – она, учитель, Саша, Влад – мы, спортсмены – они.

v Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

Впиши пропущенные местоимения. В скобках укажи лицо и число местоимений.

Вот выглянуло солнце из-за тучи. _______ (_______) осветило землю.

Вот на ветку дерева села ворона. __________ (_____ ) громко закаркала.

На другой ветке сидел воробей. _______ ( ______) чистил свои пёрышки.

Мы любим наблюдать за птицами. _______ (_______) помогают нам уничтожать насекомых.

Анализ открытого урока географии

Урок начался с орг. момента. В начале урока учителем была проведена вводная беседа о домашних и диких животных. Проведена речевая разминка – проговаривание скороговорки. Учителем для развития речи были подобраны такие задания как, «Назови детенышей», «Верни домой животных», работа над загадками.

Работа по теме урока:

— словарная работа: энциклопедия, ветеринар:

— интересное сообщение учителя о собаке:

— работа в парах «Составь рассказ»;

— собери пазл «Приятное знакомство».

Все задания проводились в игровой форме и соответствовали уровню развития детей данного класса, в соответствии с изученным на данный момент программным материалом.

Материал, подобранный на урок интересный, доступный возрасту учащихся. На уроке развивалась речь учащихся, мелкая моторика, внимание. Воспитывалось бережное отношение к животным. Урок оснащен необходимой наглядностью, раздаточным материалом. Работа велась у доски, по учебнику, презентации, по иллюстрациям. На уроке проводилась индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа. В ходе урока учителем давались четкие инструкции, побуждающие к действию, осуществлялась дозированная помощь учащимся.

С целью профилактики утомления во время урока чередовались различные виды учебной деятельности. Предметный материал урока – усвоен учащихся класса. Рефлексия в конце урока отражает понимание материала. Психологический климат урока был комфортен. Ученики работоспособны – проявляли заинтересованность. Считаю, что урок цели достиг.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

Источник

Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры

В ряде слов рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют непро­ве­ря­е­мые глас­ные в корне. Их невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Такие сло­ва назы­ва­ют словарными.

Разноместность ударения в словах

При про­из­но­ше­нии слов и их форм уда­ре­ние может менять свое место и пере­хо­дить с при­став­ки на корень, суф­фикс или окон­ча­ние. Тогда гово­рят, что в рус­ском язы­ке уда­ре­ние раз­но­мест­ное, например:

Гласный в корне сло­ва, остав­шись без уда­ре­ния, иска­жа­ет­ся и слы­шит­ся неясно.:

Способы проверки безударных гласных в корне

К этим сло­вам мож­но подо­брать про­ве­роч­ные сло­ва, в кото­рых сомни­тель­ный глас­ный про­зву­чит чет­ко и ясно, то есть он ока­жет­ся в силь­ной пози­ции — под ударением.

Существует два спо­со­ба про­вер­ки без­удар­ных глас­ных в корне:

1. под­бор род­ствен­ных слов:

2. изме­не­ние фор­мы слова:

Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания в русском языке. Картинка про Что такое непроверяемые написания в русском языке. Фото Что такое непроверяемые написания в русском языке

Непроверяемые безударные гласные в корне

Но не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, так как ни один из выше­ука­зан­ных спо­со­бов не может помочь. В таких сло­вах уда­ре­ние, как пра­ви­ло, ста­тич­но, то есть не пере­ме­ща­ет­ся на без­удар­ный кор­не­вой глас­ный при изме­не­нии фор­мы сло­ва или при под­бо­ре одно­ко­рен­ных слов, например:

Тогда гово­рят, что эти без­удар­ные глас­ные явля­ют­ся непро­ве­ря­е­мы­ми. Написание таких слов, име­ю­щих непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне, реко­мен­ду­ет­ся запо­ми­нать или справ­лять­ся в слу­чае затруд­не­ния в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания в русском языке. Картинка про Что такое непроверяемые написания в русском языке. Фото Что такое непроверяемые написания в русском языке

Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова

Видеоурок

Источник

Работа с непроверяемыми написаниями в начальных классах

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

на уроках русского языка в начальной школе 6

1.1.Системный подход к изучению непроверяемых написаний

в начальной школе 6

1.2.Причины трудностей при усвоении учащимися словарных слов 14

на уроках русского языка в начальной школе 21

2.1.Анализ учебников в аспекте заявленной темы 21

2.2. Урок русского языка во 2-м классе по теме «Непроверяемые

написания. Обучение пользованию словарём» 22

Список использованных источников 32

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать и осваивать родной язык в письменной форме.

Словарные слова младшие школьники встречают на каждом уроке. Их число с каждой страницей учебников по русскому языку, чтению, математике все больше растёт. Следовательно, наиболее часто употребляемые из этих слов должны быть освоены младшеклассниками.

Однако исследователи отмечают, что учащиеся, закончившие начальную школу, делают ошибки в написании многих употребительных слов с непроверяемыми орфограммами.

Отсюда – актуальность проблемы обучения непроверяемым написаниям. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок, развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Вместе с тем актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

— устный словарный диктант (с орфографическим проговариванием);

— разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов;

— работа в парах, в группах, работа с карточками;

— подбор однокоренных слов и т.д.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

Цель работы – исследование работы с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

– изучить лингвистическую литературу, раскрывающую теоретические основы развития работы с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе;

– охарактеризовать причины трудностей при усвоении учащимися словарных слов;

— исследовать практические основы работы с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

языка в начальной школе.

Предмет исследования – работа с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся начальных классов и методической работой учителя над непроверяемыми написаниями.

3. Опытное обучение наиболее удачным методическим приемам обучения словарным словам.

Глава I . Теоретические основы работы с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе

1.1.Системный подход к изучению непроверяемых написаний в начальной школе

Орфография – правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме. Орфография включает в себя ряд важнейших правил: правописание гласных в корне, правописание согласных в корне слов, Ё и О после шипящих. В учебниках русского языка орфограммы делятся на проверяемые и непроверяемые.

Проблема усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку.

Говоря о системе, мы имеем в виду методическую интерпретацию данного понятия Т. Г. Рамзаевой, которая пишет: «Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определенной последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений» [20, с.42]. Следовательно, невозможно реализовать системный подход к изучению какого-либо учебного материала, не определив цели обучения, последовательность изучения, взаимосвязь компонентов знаний, постепенное усложнение упражнений.

Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе невозможно и без ответа на целый ряд частных вопросов:

Сколько новых слов с непроверяемыми написаниями для изучения на одном уроке можно предлагать учащимся?

Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках, чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?

Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения непроверяемых написаний? Как организовать обучение с учетом этих особенностей?

Как отбирать приемы изучения непроверяемых написаний? Какой должна быть последовательность применения этих приемов?

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы. В первую группу можно включить слова с непроверяемыми написаниями. Среди них есть слова с безударными гласными о рона, м а лина), с двойными согласными (кла сс , су бб ота), со звонкими и глухими согласными (во к зал), с непроизносимыми согласными (лес т ница).

К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников. Например, для проверки буквы, обозначающей непроизносимый согласный в слове праздник, вполне подходит слово празден, но оно может быть незнакомым для учащихся начальной школы.

Учителям необходимо знать перечисленные выше орфографические особенности групп слов по целому ряду причин. Прежде всего, эти особенности важно учитывать в процессе формирования у младших школьников умения дифференцировать (различать) орфограммы и графически их обозначать.

Достаточно часто на уроках в начальной школе слова из программных

списков называют словарными. Это название нельзя считать удачным,

потому что, во-первых, оно не носит терминологического характера (как известно, все слова русского языка находятся в каких-то словарях). Во-вторых, оно абсолютно не проясняет для ученика сущность того орфографического явления, с которым он сталкивается в процессе усвоения «словарного слова», так как не названа сама орфограмма. Следовательно, о необходимости запоминать написание подобных слов ребенок узнает только из дополнительных пояснений учителя, но не из названия «словарные» [17, с.85].

Некоторые учителя, говоря с учениками о непроверяемых написаниях, имеют в виду только непроверяемые безударные гласные, забывая, видимо, о других вариантах данной орфограммы.

Учитывая все вышесказанное, можно по мере изучения соответствующих слов составлять, постепенно дополнять и использовать для дифференциации (различения) орфограмм следующую схему обобщающего характера, которая позволит учащимся осознавать непроверяемые написания как часть орфографической системы языка:

Непроверяемые написания в корне

При таком подходе учащийся, объясняя правописание слова чувство, может сказать следующее: «В этом слове есть буква, обозначающая непроизносимый согласный. Эту букву нельзя проверить».

Организуя усвоение слов из 2-й группы, учитель не должен скрывать от учащихся, что правила правописания таких слов будут изучены позже. Некоторые из этих слов можно проверить, например, слова желтый и черный, хотя способ их проверки учащиеся еще просто не знают. Поэтому правописание слов из второй группы лучше комментировать так: «В слове самолет букву о нужно запомнить». А учителю следует избегать по отношению к данным словам вопроса: «Какие орфограммы в этом слове?» Понятно, что подобный вопрос может спровоцировать неверный ответ.

Совершенно правильно поступают учителя, информирующие своих учеников о возможности проверки слов из 3-й группы. Конечно, конкретное проверочное слово может подсказать сам учитель. Но при орфографическом разборе ученики не должны называть букву и в слове лисица и букву д в слове праздник непроверяемыми. Бесспорным является лишь тот факт, что правописание данных слов, как и слов из 1-й и 2-й групп, учащиеся могут усваивать и при помощи запоминания. Именно поэтому при разработке системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в большей мере учитывались не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвоения, принятого в начальной школе. Таким общим способом усвоения является запоминание орфографического облика каждого подобного слова. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся.

Учитель может предложить следующие приемы запоминания:

проговорить вслух негромко по слогам каждое слово (для учащихся с моторной памятью);

молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);

проговорить слова по слогам соседу по парте или послушать, как слова проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).

Все названные приемы хорошо известны в методике и широко применяются в начальной школе.

К числу наименее разработанных следует отнести вопросы о последовательности (этапности) изучения непроверяемых написаний. Именно поэтому можно утверждать, что ни в одном из известных методических пособий не представлена система изучения слов с данными орфограммами, а учителю достаточно сложно справиться с созданием такой системы.

Несмотря на большое разнообразие приемов, предлагаемых методистами и учителями, отсутствует их разграничение по доминирующей (преобладающей) направленности на запоминание правописания слов и на развитие речи учащихся. С этой точки зрения все приемы можно условно разделить на три группы:

1-я группа — приемы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания — написание слова (группировка слов по орфографическому признаку, установление сходства и различия в написании слов, вставка пропущенных букв и т.д.);

2-я группа — приемы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания — значение слова (подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений, замена описательных оборотов отдельными словами, составление тематических групп, сочинение по опорным словам и т.д.);

3-я группа — приемы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи (подбор однокоренных слов, разгадывание кроссвордов, использование этимологической справки и т.д.).

Специфику приемов необходимо учитывать при определении последовательности изучения слов с непроверяемыми написаниями. Целесообразно выделить следующие этапы системы:

I. Первичное восприятие группы слов.

Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание (не более пяти слов).

ІІ. Закрепление правописания группы слов.

Цель: создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.

Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долговременную необходимо обеспечить, во-первых, не менее 4-х повторных восприятий в течение одной-двух недель; во-вторых, переработку информации на базе имеющихся знаний, то есть включение изучаемых слов в новые системные (языковые и речевые) отношения.

Учитель объясняет учащимся, что сегодня они познакомятся с новой группой слов с непроверяемыми написаниями и смогут их сразу написать без ошибок. Такое замечание учителя необходимо для создания сознательной установки на запоминание. Далее учитель или ученик читает вслух (с соблюдением орфоэпических норм) слова, записанные на доске или на специальном плакате. После чтения учащиеся под руководством учителя производят орфографический разбор: обозначают ударение, находят буквы, обозначающие безударные гласные, проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, объясняют написание проверяемых орфограмм (например, в слове народ букву а нужно запомнить, а букву д можно проверить). Затем следует в течение 30—60 секунд запоминание с опорой на главный тип памяти. После запоминания слова на доске закрываются, и учащиеся записывают их под диктовку. Именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.

Особенно тщательно проводится проверка по вновь открытой записи на доске с обязательным послоговым (орфографическим) проговариванием. При этом учащиеся с низким уровнем орфографического самоконтроля и слабой памятью могут отмечать горизонтальной или вертикальной чертой каждый проверенный слог (например, на род или на/род).

После проверки учитель выясняет, кто из учащихся не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две или более ошибок. Обычно количество допустивших ошибки бывает незначительным, и учитель должен вслух выразить свое удовлетворение и этим фактом, и тем, что некоторые ученики самостоятельно нашли и исправили свои ошибки уже в первый день

знакомства с новой группой слов.

Таким образом, работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:

орфоэпическое чтение вслух слов, записанных на доске;

краткий орфографический разбор;

запоминание с опорой на главный тип памяти;

запись под диктовку (при закрытых словах);

В начале каждого последующего урока в течение одной или двух учебных недель обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Но в целях более эффективного и прочного запоминания каждое такое восприятие осуществляется в новых условиях, то есть в процессе решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т.д. Так организуется закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Длительность работы (1-2 недели) должна устанавливаться в зависимости от сложности правописания слов изучаемой группы и от особенностей уроков, запланированных на этот период. Если в течение одной учебной недели часть уроков должна быть посвящена каким-либо письменным работам (изложениям, сочинениям, диктантам) или работе над ошибками, то изучение одной группы слов с непроверяемыми написаниями может продолжаться в общей сложности 1,5-2 недели, чтобы обеспечить необходимое количество повторных встреч.

При отборе приемов для этапа закрепления должна учитываться их специфика. На первых уроках данного этапа целесообразно использовать приемы 1-й группы (направленные на запоминание правописания слов), затем — приемы 3-й группы (направленные и на запоминание написания, и на развитие речи учащихся). Только в конце этапа закрепления следует применять приемы 2-й группы (направленные в большей мере на развитие

1.2.Причины трудностей при усвоении учащимися словарных слов

Одной из причин, затрудняющих усвоение «словарных слов», является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении.

Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами ее решения в зависимости от разновидности орфограммы.

К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками.

Работу по освоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

В настоящее время используются следующие способы:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет

в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинныйсловарь»);

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Работа над «слуховым» образом слов.

В школьной практике распространен следующий способ подачи «словарного» слова: сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку). Затем учитель поясняет: «Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомнитеего написание. Теперь давайте разберем это слово!» Проводится звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д.

Такой порядок работы неудачен, так как учащиеся пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия. Правильнее поставить иначе.

Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют «трудное» место.

Запись слова с «окошком» («дыркой»).

После того как дети определят ударный и безударный слоги, они

После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, т.е. как оно написано.

Иногда учителя предъявляют детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой: «б.реза».

Этот прием не равноценен приему записи слова с «дыркой» самим учеником, так как школьник имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной. Важно же, чтобы он ставил ее самостоятельно.

После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику.

Согласно традиционной методике, учитель сам показывает на доске, предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке либо просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице. Здесь целесообразно

Работа над «зрительным» образом слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарику (или к словарю учебника). Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

Как пишет М.Р.Львов, «иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменений в фонетике русского языка» [14, с.63].

Обращение к истории слов может помочь детям в изучении орфографии отдельных слов. Учителя знают о возможности использования элементов этимологического анализа для решения орфографических задач, но прибегают к нему редко из-за отсутствия в собственной методической лаборатории необходимого материала.

При работе над так называемыми словарными словами определенную трудность для школьников представляет прочное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов. Следовательно,

и упражнения должны опираться на различные виды памяти.

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование системы списывания, разработанной психологом П.С.Жедек. Запоминанию слов способствует и привлечение мнемонических приемов.

К мнемотехнике можно отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.

Работу по организации тематических групп слов описывает С.Н.Лысенкова [9, с.97].

Часто учителями объединяются слова с безударной гласной в первом слоге, например,

Помогают запоминанию небольшие рассказы детских писателей, например, рассказ Н.Сладкова «Сорока и медведь», рассказ А.Вознесенского «Собака».

После знакомства с рассказом «Собака» учитель задает вопрос:

— Заслуживает ли собака медаль за свою верную службу? (да)

К изображению собаки прикрепляется медаль, формой напоминающая букву «о».

С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, например,

Орех (орех круглой формы)

рАкета (ракета в виде буквы «А»)

Работу по запоминанию слова «ягоды» (ягода) можно начать с рассмотрения картинок с изображением малины, черники, земляники и т.п. Детям задается вопрос: «Как можно назвать все эти предметы одним словом?» (ягоды)

Учащиеся записывают слово с «окном». Для запоминания орфограммы

предлагается рисунок: ягОды (букву «о» можно изобразить в виде какой-

Нельзя обойти и работу со словами, в которых есть непроизносимые согласные. Возьмем для примера слово «лестница». После предъявления слова учащимся предлагается (устно) провести звуковой анализ этого слова.

Определить «трудное» место в слове и обозначить его «окошком» учащиеся не смогут. После звукового анализа одному из учеников даются карточки с буквами: Е; Т; Н; Л; и, с, а, ц, которые нужно разместить на ступеньках лестницы (см. рисунок).

Глава II . Практические основы работы с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе

2.1.Анализ учебников в аспекте заявленной темы

Ставя, орфографические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности и работы со словом, способствует развитию речи и мышления школьника, расширяет словарный запас, формирует умения «орфографической зоркости».

Для анализа мы выбрали систему учебников под редакцией авторов С.В.Иванова, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко(«Начальная школа 21 века») и В.П. Канакина, В.Г. Горецкий («Школа России»).

Содержание учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века» направлена на развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся – слушание, говорение, письмо, чтение; формирование научных представлений о лингвистических понятиях и явлениях, необходимых для дальнейшего успешного обучения русскому языку.

Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, осознанию словарного богатства русского языка, овладению умением выбора орфографического правила при письме.

В каждой программе для начальной школы разработан список словарных слов. Так, в учебно-методическом комплекте «Школа России» В.П. Канакиной и В.Г.Горецким составлен список из 100 словарных слов для 4 класса.

В программе «Начальная школа 21 века» располагает списком из 90 слов, составителями которого являются С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и М.И. Кузнецова.

Работа над словарными словами идет параллельно с формированием грамотности. У школьников формируются навыки орфографической зоркости.

Для запоминания словарных слов в учебниках русского языка авторы используют разнообразные упражнения и задания.

2.2. Урок русского языка во 2-м классе по теме «Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарём»

Цель: Создать условия для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием.

продолжить освоение понятия «непроверяемая орфограмма»

работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания

совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем

познакомить с этимологическим словарем

прививать любовь к родному языку, воспитывать ответственность и чувство собственного достоинства

1.Мотивация к учебной деятельности

— Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

— Пожелаем друг другу удачи. (Дети делают хлопки в ладони друг другу с соседом по парте).

— Подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке? (Ранее изученный материал и внимание).

Девизом нашего урока будет пословица: «С малой удачи начинается большой успех». (Прочитать хором)

— Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

— Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво

2. Актуализация знаний.

На доске карточки со словами

На доске: весна чувство травка

У. Обозначьте орфограммы.

На доске: весна чувство

Д. Слова с непроверяемым написанием.

У. Как обозначить орфограмму?

Д. Подчеркнуть тремя черточками.

У. Как поступить, если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу?

3. Диалогический вариант объяснения нового. Мотивация темы и задач урока.

Д. Если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу, нужно обратиться к орфографическому словарю.

У. Кто сформулирует тему урока?

Д. Тема урока: Когда командует словарь.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

I этап (уровень представлений)

У: Скажите, что такое береза?

II этап (понятийный уровень)

У: Подберите родовое понятие к слову береза.

Д: Береза – это дерево.

У: Верно, но ель, сосна тоже деревья. Чем они отличаются?

Д: Береза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.

У: Теперь сформулируйте уточненное родовое понятие к слову береза?

Д: Береза – это лиственное дерево.

У: Назовите его существенные признаки.

Д: У березы белая кора и листья в виде сердечка.

У: Что же обозначает слово береза?

Д: Береза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.

— Верно ли мы определили понятие слова береза? Чтобы проверить это, мы можем обратиться к словарям.

-Вы знаете, кто создаёт словари? Словари создают учёные – лингвисты, которые знают о русском языке почти всё. С одним из

таких учёных я вас сейчас познакомлю.

— Запишем его по памятке №1 (приложение 1).

1.Произношу слово «берёза», как говорю, послушаю себя и определю в слове орфограмму – [б’ и р’ о з а]

2. Ударный второй слог. Звук – [и] стоит в слабой позиции.

3. Проверяю написание этого слова по орфографическому словарю.

— У. Прочитать исторические справки можно в этимологическом словаре.

В этимологическом словаре написано:

«Название свое дерево получило по цвету коры.

У древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер образовалось сначала слово «берза», а потом «береза».

Кстати, название коры березы – бересты – связано с тем же корнем – «бер».

Значит, в слове «береза» в первом слоге пишется гласная е, потому что слово произошло от древнеславянского бер! Так легче запомнить написание слова.

Прочитать исторические справки можно в этимологическом словаре

Чтение в этимологическом словаре словарных статей слов: МЕДВЕДЬ, СПАСИБО

У. Спишите слова, решая орфографические задачи.

Можно ли происхождение слова считать одним из способов проверки?

Д. Нет. “Исторические” слова нельзя называть проверочными.

Вывод: Происхождение слова не является проверочным, но помогает запомнить написание слова с непроверяемым написанием. Может служить подсказкой.

А теперь выполним упр. 452. Прочитайте задание.

— Как она называется?

-А строки, которые пропущены вспомните? (задание читает ученик)

— А хотите услышать как эти строки читал сам автор? Фонограмма.

— Выпишем все названия предметов, у которых в корнях есть безударные гласные, не теряя предлоги.

— Какое первое слово? Медведи запишет это слово … (комментирует, ставит ударение. Подчеркивает орфограммы)

— Можно подобрать проверочное слово? Нет.

— Почему? Непроверяемая орфограмма.

— Что нужно сделать? Запомнить.

— Слова на велосипеде, на собаке, на кобыле, в автомобиле, в трамвайчике пишут у доски, комментируя вслух.

— Какие из этих слов нам знакомы?

— Какие слова встретились впервые? На велосипеде, в автомобиле, в трамвайчике.

— Да, эти слова для нас новые, и написание их нужно запомнить.

— Иногда, чтобы запомнить написание словарного слова помогает знание о происхождении слова.

— Посмотрим, не пригодятся ли нам подсказки внука К.И Чуковского.

-Помогли ли нам подсказки? Да.

— Давайте наш вывод сравним с выводом ученых (чтение вывода на стр. 82)

— Согласны вы с учеными?

Самостоятельная работа. Упражнение. № 454

— Прочитайте задание к упражнению.

Вывод: Иногда знание происхождения слова является подсказкой при написании “словарного” слова.

3. Работа со словарем, в парах.

— Прочитайте первое задание

— У вас на парте рабочий лист со словами, памятка “ Как пользоваться словарем” и план отчета.

— Договоритесь, кто с какой буквой ищет слово в словаре, при записи слова пользуйтесь памяткой №1, проговариваете друг другу.

— Работаете, пока звучит музыка. (Музыка)

Д. 1. Мы работали со словом. рбу з/с.

2) непроверяемая орфограмма: безударный гласный в корне слова, чтобы выбрать правильную букву, мы обратились к словарю

3) Работали по памятке “Как пользоваться орфографическим словарем?”

Я искал данное слово с буквой “а”, а Маша с буквой “о”

Мне повезло, я нашел слово АРБУЗ. Мы вписали букву “а, прочитали слово, еще раз сверили со словарем.

4) Записали слово АРБУЗ в тетрадь. Подчеркнули орфограммы.

У. Когда возникает необходимость обратиться к словарю?

Д. Этимологический словарь.

У. Верно ли выполнил ученик такое задание:

— Подобрать слова с непроверяемыми орфограммами?

Ответы детей: В слове СОБАКА непроверяемая орфограмма, нужно обратиться к орфографическому словарю.

В слове КОРОВА тоже непроверяемая орфограмма можно обратиться к орфографическому словарю, а чтобы лучше запомнить написание этих слов можно прочитать этимологические справки.

Д. Слова, написание которых нельзя проверить с помощью правила, так и называются: слова с непроверяемыми орфограммами. Буквы в этих

словах узнают по орфографическому словарю.

Д. Нередко узнать и запомнить написание слова помогает его происхождение.

Такими подсказками можно пользоваться, но называть их проверочными словами нельзя.

Домашнее задание. Поделиться своим опытом запоминания “словарных” слов.

Узнать у родителей, как они заучивали слова с непроверяемым написанием.

В программу русского языка обязательно входит работа над изучением слов с непроверяемыми написаниями. Число таких слов от класса к классу возрастает и достигает к концу курса начальной школы внушительной цифры. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

В основу формирования орфографических навыков при изучении непроверяемых написаний должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель должен руководить ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

— активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

— обучающий характер учебной деятельности;

— регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Проанализировав педагогическую литературу по данной теме, познакомившись с приемами, методами, принципами обучения непроверяемым написаниям, мы подтвердили на практике их правильность.

Проведя практическую работу, мы сделали вывод о том, что именно рациональное использование разнообразных приемов, методов на различных этапах обучения непроверяемым написаниям способствует эффективному усвоению детьми «словарных» слов.

Наблюдения показали, что учащиеся большое количество ошибок допускают именно в словах с непроверяемой орфограммой. Преодолеть трудности, испытываемые учащимися при усвоении непроверяемых написаний, можно только развивая их речь и мышление. Показателем умственного и речевого развития школьника является богатство словарного запаса.

Экспериментальная работа показала, что обогащению словаря устной и письменной речи способствуют не только разнообразные приемы, основанные на лексической работе, но и применение которого, с целью формирования орфографической зоркости при работе с непроверяемым написанием.

Список использованной литературы

Иванов С.В. Русский язык 1-4 класс.: Вентана-Граф, 2013.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1-4 класс.: Просвещение, 2015.

Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского

Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М., 2014.

Матюгин И.Ю. Как запоминать слова. – М., 2013.

Михайлова С.Ю. Запоминаем слова с непроверяемыми написаниями. – М.: Академия, 2015.

Начальная школа: научно-методический журнал. №7, 2014.

Орфографический словарь для начальной школы

Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. М., 2014.

1.Произношу слово …, как говорю, послушаю себя и определю в слове орфограмму.

2. Ударный (первый или второй) слог. Звук – […] стоит в слабой позиции.

3. Проверяю написание этого слова по орфографическому словарю.

.рбу. з/с Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания в русском языке. Картинка про Что такое непроверяемые написания в русском языке. Фото Что такое непроверяемые написания в русском языке

б.ле.д/т Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания в русском языке. Картинка про Что такое непроверяемые написания в русском языке. Фото Что такое непроверяемые написания в русском языке

гор..д/т Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть фото Что такое непроверяемые написания в русском языке. Смотреть картинку Что такое непроверяемые написания в русском языке. Картинка про Что такое непроверяемые написания в русском языке. Фото Что такое непроверяемые написания в русском языке

«Как работать с орфографическим словарем»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *