Что такое нерациональное поведение
О сложностях моделирования нерационального поведения
Алексей Белянин, доцент, зам. директора МИЭФ по науке:
Я дал каждому студенту в моей группе некий зашифрованный текст, который нужно расшифровать. По итогам они получили определенное количество баллов. Те, кто расшифровал точнее, получили больше. Затем я случайным образом, по жребию, утроил нескольким студентам полученное ими количество баллов. А затем предложил всем студентам «инвестировать» свои баллы в определенные проекты. Оказалось, те, кто получил меньше, склонны вкладывать меньшую долю от своего «заработка», а самыми «щедрыми» оказались те, чьи баллы утроились.
— Алексей Владимирович, какие курсы вы преподаете?
— Студентам четвертого курса бакалавриата МИЭФ я читаю Experimental and Behavioral Economics (Экспериментальная и поведенческая экономика) и Industrial organization (Теория отраслевых рынков).
— В чем заключаются особенности преподавания в МИЭФ? Какие специфические трудности связаны с курсами, которые вы преподаете?
— Трудности на моих курсах — в общем те же, что и в целом в МИЭФ. Дело в том, что это совместная программа НИУ ВШЭ и London School of Еconomics (LSE). В конце каждого курса все студенты сдают экзамен, программа которого составляется LSE. Экзамен основан на британских представлениях о том, что студенты должны знать и уметь. И эта программа не включает некоторые интересные и полезные, на мой взгляд, разделы. Я, конечно, все равно рассказываю о них студентам. Но поскольку на внешних (лондонских) экзаменах это не спросят, мне приходится дополнительно мотивировать их. Это не очень просто, но необходимо.
Вот, к примеру, экономика рекламы. В Лондоне эту тематику вообще не считают нужным затрагивать. Но наши выпускники часто идут работать в крупные компании, занимающиеся торговлей потребительскими товарами, – такие, как Procter&Gamble, Unilever и т.д. Мне кажется, им полезно знать, какое воздействие реклама оказывает на поведение потребителя, как она убеждает людей совершать нерациональные поступки и как можно моделировать такое поведение.
Другой очень полезный раздел, который мало изучается, — структурные эконометрические методы в теории отраслевых рынков. Это эконометрические модели, основанные на теоретических моделях и непосредственно вытекающие из них – моделей, описывающих различные модели поведения фирм и потребителей в конкурентной среде. Такие модели можно применять для решения самого широкого круга приложений. Возьмем, допустим, рациональный выбор способа передвижения по городу, что более чем актуально для Москвы. Из дома до работы можно добираться на общественном транспорте, по фиксированным тарифам, или же на автомобиле, где и цена различается, и в пробках придется постоять. Какой из способов передвижения выберут потребители? Оказывается, его можно не только измерять, но и предсказывать с помощью специального класса структурных моделей.
— А какие разделы дисциплин, которые вы преподаете на четвертом курсе, представляют наибольшую сложность для студентов?
— Кроме уже упомянутых, можно выделить сложности двух типов. Во-первых, есть чисто формальная сложность освоения определенных моделей, частично выходящих за уровень бакалавриата. И, во-вторых, сложности возникают, когда нужно объяснить связь теории с практикой.
И теория отраслевых рынков, и поведенческая экономика — это, прежде всего, науки о поведении. То, что мы рассматриваем не поведение вообще, но поведение экономических агентов, – не так важно. С помощью тех же или аналогичных моделей можно рассматривать поведение не только потребителей или фирм, но практически любые ситуации, в которых людям приходится принимать решения. Так, моя студентка выполняла проект по медицинской тематике со следующей основной гипотезой: чем более оптимистично настроен тяжелобольной пациент, тем более благоприятной с точки зрения течения болезни будет его стратегия по отношению к своему недугу. Пациент может выполнять все предписания врача, а может игнорировать половину из них, может регулярно приходить на обследования, а может пропускать их и т. п. Каждая линия поведения, или стратегия, конечно, обусловлена рядом факторов: объективным состоянием здоровья, темпераментом, личностными характеристиками и проч. – однако она в любом случае является предметом индивидуального выбора точно так же, как выбор потребителя или фирмы.
Любое поведение, в том числе поведение экономических агентов, далеко не всегда рационально: в том, что делают даже очень разумные люди, велик элемент игры, случайности, глупости. Экономистов, однако, по традиции учат, что экономический агент всегда рационален, это часть нашей экономической картины мира. В своих курсах я обращаю внимание именно на эти не стандартные с экономической точки зрения, но реальные ситуации, когда экономические агенты проявляют свою нерациональность, или когда рациональность их поведения неочевидна.
Можно сказать, что и сложность этих курсов в том, что многие вещи, которые мы изучаем, расходятся с картиной мира, ставшей привычной для студентов за три года учебы в Вышке.
— Как вы учите студентов выявлять неочевидную рациональность поведения экономических агентов?
— На примерах из практики. Приведу мой любимый пример — продажа билетов.
Был финальный концерт группы «Роллинг стоунз». Спекулянты продавали на них билеты по 200 фунтов, а официальные промоутеры — по 60. Вопрос: почему бы промоутерам не поднять цены на билеты, если есть спрос? Зачем отдавать деньги спекулянтам вместо того, чтобы взять их самим?
В действительности оба случая имеют одно экономическое обоснование. Ни «Роллинг стоунз», ни «Манчестер юнайтед» не живут продажей билетов. Зато они продают огромное количество всевозможной атрибутики — маечек, кепочек, кружечек и прочего. Одна майка с символикой — 50 фунтов, при себестоимости хорошо, если в 5… Маржа там фантастическая. Рядом с ней прибыли спекулянтов — ничто.
Хорошо, но почему все равно не продавать билеты подороже, спросит студент-экономист. Да потому, отвечаю я, что человек, который покупает билеты на футбольный матч по 200 фунтов за штуку, скорее всего, не будет покупать себе маечку за 50 фунтов — это уже зажиточные, состоявшиеся люди, и вся эта атрибутика у них уже есть. А вот молодежь, которая не готова платить такие деньги за билет, может раскошелиться еще и на маечку за 50 фунтов, и все равно останется в плюсе. И это не говоря о том, что именно молодые, энергичные и горластые зрители прежде всего создают ту незабываемую атмосферу массового мероприятия, которая обеспечивает популярность клуба или группы и приводит в фирменные магазины новые толпы фанатов, жаждущих опустошить прилавки.
— А какие математические модели представляют наибольшую сложность для студентов?
— Очень сложные модели описывают опять-таки нерациональное поведение фирм, потребителей и т.д. Сложность их в том, что они требуют своеобразного мышления. То, что фирма стремится максимизировать прибыль, – это азбучная истина. Ситуация с билетами, которую я описал, тоже в конечном счете сводится к азбучным истинам — это примеры ценовой дискриминации второго рода. Но есть ситуации, которые к ним не сводятся. Могут быть товары, которые вообще не приносят потребителю заявленной пользы — и тем не менее рынки этих товаров существуют годами.
Самый простой вариант такого товара — ложные лекарственные препараты, или плацебо. Возьмем то же лечение насморка. Как учит нас народная мудрость, если его лечить, он проходит за семь дней, а если не лечить — за неделю. При этом врачи и клиники оказывают услуги по его лечению и берут за это деньги, а пациенты охотно оплачивают такие услуги. Почему?
Ответ дает известный эксперимент с плацебо, когда испытуемых сначала били током, а потом давали таблетку, якобы притупляющую боль. На самом деле это была пустая оболочка. Но большая доля испытуемых чувствовала, что при следующем ударе током такой же силы боли они испытывают меньшую боль, чем до приобретения плацебо-таблетки. Люди верят в то, что оно работает, потому и платят за товар, объективно не приносящий заявленной пользы.
— Как вы объясняете такие модели студентам?
— С помощью экспериментов. Током мы, конечно, никого не бьем, но вот в экономические игры — играем. Скажем, есть еще одна сложная тема — общественные блага. Люди в разном объеме вкладываются в производство общественных благ. И те, кто больше вложил в производство общественного блага, часто потом считают, что должны получить это благо в большем объеме. Заплатил высокий подоходный налог — дети имеют больше возможностей для бесплатной учебы. Откуда берется такое мнение?
Мы провели эксперимент. Я дал каждому студенту в моей группе некий зашифрованный текст, который нужно расшифровать. По итогам они получили определенное количество баллов. Те, кто расшифровал точнее, получили больше. Затем я по жребию утроил нескольким студентам полученное ими количество баллов. Просто случайным образом. А затем предложил всем студентам «инвестировать» свои баллы в определенные проекты. Оказалось, те, кто получил меньше, склонны вкладывать меньшую долю от своего «заработка», а самыми «щедрыми» оказались те, чьи баллы утроились. На следующем этапе игры проекты принесли «отдачу», вот только разделить ее было нельзя. Пользоваться — только всем вместе. И тут оказалось, что те, кто вложил больше, считают, что имеют право на приоритетный доступ, даже если они не «заработали» свои баллы. Человек помнит о некоей «справедливости» при первом вложении в общее дело, но на следующем этапе уже забывает о ней.
Вероятно, при так называемом «отмывании» денег имеет место в том числе и такой психологический эффект: владельцы «отмытых» денег как бы «забывают» о том, что средства были нажиты незаконно.
Я считаю, что личное участие в экспериментах и играх дает возможность на себе почувствовать природу изучаемого явления и служит хорошим подспорьем в изучении экономики.
Нерациональное поведение. Эвристики и смещения
Значительную часть фундамента экономики как науки составляет теория полезности. И вдруг в 60-е и 70-е годы появились работы, в которых систематически демонстрировалось отклонение поведения людей от рационального. Авторами наиболее известных работ были: Г.Райфа, М.Алле, А.Тверский, П.Словик, Б.Фишхоф, Д.Канеман, С.Лихтенштейн.
|
Рис. 2.8. Дилемма генерала
|
Рис. 2.9. Иное представление дилеммы генерала
Многочисленные эксперименты продемонстрировали отклонение поведения людей от рационального, определили эвристики, которые используются при принятии решений. Перечислим наиболее известные эвристики [7].
1. Суждение по представительности. Люди часто судят о вероятности того, что объект А принадлежит к классу В только по похожести А на типовой объект класса В. Они почти не учитывают априорные вероятности, влияющие на эту принадлежность. В одном из опытов испытуемым дали краткие описания субъектов из группы в составе 100 человек и попросили определить вероятности того, что рассматриваемый субъект является юристом или инженером при условиях: 1) в группе 70 инженеров и 30 юристов; 2) в группе 30 инженеров и 70 юристов. Ответы были примерно одинаковы. В других экспериментах было показано, что люди ориентируются только на представительность, не учитывая даже размер выборки, по которой выносится суждение.
2. Суждение по встречаемости. Люди часто определяют вероятности событий по тому, как часто они сами сталкивались с этими событиями и насколько важными для них были эти встречи. Так, в одном из опытов испытуемые оценили вероятности нахождения буквы «k» в английских словах на первом и третьем месте. Большинству людей было легче вспомнить слова с буквой «k» на первом месте, и они определили соответствующую вероятность как большую, хотя в действительности справедливо обратное (на третьем месте буква «k» встречается значительно чаще). Тверский и Канеман отмечают, что многие люди, видимо, верят в «закон малых чисел», утверждающий, что малая выборка хорошо характеризует все множество.
3. Суждение по точке отсчета. Если при определении вероятностей используется начальная информация как точка отсчета, то она существенно влияет на результат. Так, при оценках вероятностей событий группам людей давали завышенные и заниженные начальные значения и просили их скорректировать. Средние по группам ответы существенно различались.
4. Сверхдоверие. В экспериментах было показано, что люди чрезмерно доверяют своим суждениям, особенно в случаях, когда они выносят суждение о прошлых событиях. Люди переоценивали свои суждения о вероятностях редких явлении природы, о вероятностях изменений курса акций на бирже и т. д. Они были настолько уверены в своих суждениях, что рисковали определенными суммами денег.
5. Стремление к исключению риска. Многочисленные работы показывают, что как в экспериментах, так и в реальных ситуациях люди стремятся исключить альтернативы, связанные с риском. Они соглашаются на средние (и хуже средних) альтернативы, только чтобы не возникли ситуации, где хотя бы при очень малых вероятностях возможны большие потери.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 245 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Тенденция к нерациональности поведения потребителя и необходимость потребительского образования
Социальные аспекты поведения потребителя. Мы рассмотрели поведение потребителя с позиций экономической теории, базирующейся на концепции индивидуалистической рациональности. Традиционно всякие отклонения от предписанного этой концепцией поведения относились экономистами к иррациональным мотивам и не подлежали объяснению экономической теорией. Психологи и социологи, в свою очередь, не учитывали выводов экономистов в истолковании поведения людей. Только в последние десятилетия начал формироваться междисциплинарный подход к проблеме поведения потребителя как результату не только индивидуальных, но и групповых решений, не только тщательно продуманных, но и случайных, инстинктивных решений, объясняемых социологией и социальной психологией. Катализатором этому послужил маркетинг, преследующий цель изучения реального рыночного спроса ради «проталкивания» на рынок новых товаров.
Американский экономист X. Лейбенстайн, рассматривая покупательский выбор в социальном контексте, классифицирует спрос на потребительские товары в соответствии с вызывающими его мотивами на функциональный и нефункциональный. Первый означает, что спрос на какой-то товар обусловлен присущий этому товару свойствами; второй вызывается какими-то другими факторами, прежде всего внешними воздействиями на оценку полезности. Сюда относятся:
— эффект присоединения к большинству, выражающий стремление людей не казаться «белой вороной», быть модными и элегантными, чтобы соответствовать «своему кругу» <он приводит к возрастанию спроса на товар из-за желания подражать другим людям, тоже покупающим его);
— эффект сноба, объясняемый стремлением людей к исключительности, выделению себя «из толпы» (он, напротив, приводит к падению спроса из-за того, что другие тоже потребляют этот товар);
К нефункциональному спросу X. Лейбенстайн отнес также нерациональный спрос (покупки под влиянием сиюминутного каприза, прихоти) и спекулятивный (когда спрос на товар повышается в ожидании повышения цены).
Нерациональные мотивы поведения потребителя. Поведение потребителя на рынке часто бывает нерациональным. Это может быть объяснено рядом причин.
Потребитель может вести себя нерационально как вследствие недостатка знаний относительно процесса потребления (каким образом и при каких условиях получить большее удовлетворение), так и в результате неосведомленности о качестве, ценах, источниках приобретения товаров и услуг.
Все эти причины потребительского невежества могут стать источником нерациональности потребителя. Поэтому его необходимо воспитывать, влиять на его поведение на рынке. Специальный налог на сигареты и крепкие напитки, ограничения на рекламу, субсидии театрам и музеям вводятся государством для воспитания у потребителей способности к восприятию истинных удовольствий, которых они могут лишиться из-за своей необразованности.
По мнению американского экономиста Т. Скитовски, американская традиция пуританства и преувеличенная вера в рациональность потребителя привели к отставанию США от европейских стран в понимании необходимости потребительского образования и стимулирования большего наслаждения жизнью. Он пишет, что более высокий уровень жизни в США «приносит не так уж много пользы. Короче, даже самая лучшая модель рыночной экономики не может обеспечить потребителя лучшей жизнью, чем он заслуживает по своим знаниям и культуре. Поэтому научить потребителя предъявлять запросы просвещенного человека так же важно, как просто удовлетворять его требования».
Что такое нерациональное поведение
1.Рациональный выбор в экономике.
2. Аксиомы рационального поведения.
5. Нерациональное поведение. Эвристики.
6.Объяснения отклонений от рационального поведения
7. Теория проспектов.
1.Рациональный выбор в экономике.
Задача выбора является одной из центральных в экономике. Два основных действующих лица в экономике – покупатель и производитель – постоянно вовлечены в процесс выбора.
Потребитель решает, что покупать и за какую цену. Производитель решает, во что вкладывать капитал, какие товары следует производить и др.
Основное допущение экономической теории состоит в том, что человек делает рациональный выбор. Рациональный выбор означает предположение, что решение человека является результатом упорядоченного процесса мышления. Для определения этого понятия в строго математической форме выводятся аксиомы рационального поведения.
При условии, что аксиомы справедливы, доказывается, что существует некая функция, устанавливающая человеческий выбор – функция полезности.
Под полезностью будем понимать величину, которая в процессе выбора максимизирует личность с рациональным экономическим мышлением. Иначе говоря – полезность – это воображаемая мера психологической и потребительской ценности различных благ.
С содержательной точки зрения делается предположение, что человек оценивает различные альтернативы и выбирает из них ту, полезность которой больше.
ЗПР с рассмотрением полезностей были первыми, которые привлекли внимание исследователей. Постановка таких задач заключается в следующем: человек выбирает какие-то действия, где на получаемый результат (исход) действия влияют случайные события, неподвластные человеку, но, имея некоторые знания о вероятностях этих событий, человек может рассчитывать наиболее выгодную совокупность и очерёдность своих действий. Человек, который следует аксиомам рационального выбора, называется в экономике рациональным человеком.
2. Аксиомы рационального поведения.
Через x, у, z различные исходы (результаты) процесса выбора, а через
p X
Рис.1. Лотерея с двумя исходами.
Ожидаемая (или средняя цена) лотереи определяется по формуле
Приведем аксиомы рационального выбора:
Аксиомы, приведенные выше достаточно просты для понимания.
В предположении, что они выполняются, имеет место теорема, которая гласит, что существует числовая функция полезности
2) U (x, p, y) = p U(x) + (1-p) U(y)
Для представления своих возможных действий и для нахождения последовательности правильных решений используется дерево решений.
Рассмотрим пример задачи с вазами. Экспериментатор случайно выбирает вазу из множества ваз, содержащего 700 ваз 1-го типа и 300 ваз 2-го типа. Если перед испытуемым находится ваза 1-го типа и он угадает это, то он получит выигрыш 350 у.е., если не угадает, то его проигрыш составит 50 у.е. Если перед ним ваза 2-го типа и он это угадает, то получит выигрыш 500 у.е., если не угадает, его проигрыш составит 100 у.е. Испытуемый может предпринять одно из следующих действий: d 1 – сказать, что ваза 1-го типа; d 2 – сказать, что ваза 2-го типа.
Условия задачи можно представить в таблице 1.
Нерациональное поведение
Инвестиционное решение принимается сегодня, реализуется через год, а то и два или три, но за это время рыночные обстоятельства могут серьезно поменяться
По пути наименьшего сопротивления
Растет наша экономика, растут цены на нефть – и это, конечно, радует. Если все так и продолжится, это обязательно положительно скажется на росте качества жизни.
Но есть и довольно высокий риск того, что появится самоуспокоение, а многие системные проблемы останутся без решения.
Одна из таких проблем – ошибочные инвестиционные решения.
В ниже размещенной таблице показана динамика производственных мощностей и их загрузки по некоторым видам продукции.
Разумеется, это не тянет на полноценный анализ, но некоторую пищу для размышлений дает.
Мы видим примерно одинаковую картину: попытка нарастить производственные мощности и выпуск продукции, неудача, сокращение мощностей и выпуска.
Повторюсь, делать общие выводы на случайной и, вполне возможно, непредставительной выборке, нельзя.
Но во всяком случае именно по представленной в таблице продукции можно говорить об ошибочных инвестиционных решениях для нее.
Природа ошибок примерно понятна – есть растущий спрос на выпускаемую продукцию, значит, надо нарастить производственные мощности, чтобы его удовлетворить. Вроде бы все верно, но, скорее всего, не берутся в расчет поведение конкурентов и изменение потребительских предпочтений.
А надо всегда помнить, что инвестиционное решение принимается сегодня, реализуется через год, а то и два или три. Но за это время рыночные обстоятельства могут серьезно поменяться.
Также возможно, что при выборе технологического решения и соответствующего оборудования рассматриваются один или два варианта, и оптимального среди них может не оказаться.
Ответственность за такого рода ошибки полностью лежит на предпринимателе.
Почему предприниматель делает ошибки?
Можно выделить пару обстоятельств, влияющих на принятие решения.
Обстоятельство первое – если говорить об инвестиционном решении, то речь всегда идет о расходах, которые надо понести сегодня, чтобы получить доход завтра. В силу неопределенности будущего в принятии такого решения всегда содержатся риски.
Соответственно, если есть умение оценивать риски и их последствия, то можно выбрать решение, которое в случае неудачного стечения обстоятельств принесет наименьшие потери. Если же такого умения нет, то скорее всего, принятое решение будет содержать в себе угрозу максимальных потерь.
В принципе, существует хорошо разработанный аппарат для оценки принимаемых решений – Теория игр. Но я как-то не встречал его практического применения у наших предпринимателей. Скорее всего, это связано со вторым обстоятельством.
Обстоятельство второе – сам процесс принятия решения требует расходов как на сбор информации, так и на привлечение квалифицированных специалистов для ее анализа.
Прежде чем принять решение об инвестициях руководство фирмы должно определить, чего оно конкретно ожидает от своих вложений. Затем определить, каким образом будут реализованы ожидания, что для этого требуется, то есть сформулировать некий образ будущего.
Здесь возникает первый риск – образ будущего окажется нерелевантным действительности. Следовательно, сделанные инвестиции можно будет списать в убытки.
Второй риск – даже если образ будущего был определен верно, его реализация оказалась ошибочной. Этот риск тем выше, чем меньше рассмотрено возможных альтернатив. Количество этих альтернатив зависит от того, какие расходы готова понести фирма на их поиск и рассмотрение.
За такое отношение всегда приходится платить.
И, конечно, важно наличие средств, чтобы нести подобные издержки.
Как может помочь государство?
Во-первых, государство может взять на себя часть издержек, связанных с получением информации и ее анализом.
К мероприятиям, в которых государство могло бы участвовать, относятся:
Выставки, конференции, семинары – это, в первую очередь, обмен опытом, место, где можно получить новую информацию, способ установления горизонтальных связей.
Если на такого рода мероприятия приглашать не только представителей самой отрасли, но и смежных отраслей, включая поставщиков сырья и материалов, а также торговых агентов и потребителей, то они, вместе с рабочими материалами, могут стать полезным и содержательным источником информации об окружающей среде, будут способствовать формированию адекватного образа будущего, сократят издержки на поиск верного решения.
Отраслевые справочники также сокращают время и издержки, связанные с поиском необходимой информации.
Снижение издержек, связанных с получением информации и принятия решения на ее основе, будет способствовать развитию конкуренции, а значит и росту эффективности отечественного производства.
И еще надо понимать, что зачастую государственные программы развития дестимулируют принятие взвешенного и продуманного инвестиционного решения – раз государство помогло тебе один раз, оно поможет и во второй, и в третий.
Потому что иначе государство должно признать свои ошибки, а делать этого оно не любит.