Что такое нервы 4 класс
Разработка урока и презентация «Нервная система человека» (4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ nervnaya_sistema3 б.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС УМК «ГАРМОНИЯ»
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЬ: расширить знания о нервной системе.
НАША ЗАДАЧА : узнать 1. ЧТО ВХОДИТ В НЕРВНУЮ СИСТЕМУ 2. КАКОВО СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА 3. КАК БЕРЕЧЬ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ.
ЧТО ВХОДИТ В НЕРВНУЮ СИСТЕМУ? ГОЛОВНОЙ МОЗГ СПИННОЙ МОЗГ НЕРВЫ
ГОЛОВНОЙ МОЗГ- ПРОНИЗАН КРОВЕНОСНЫМИ СОСУДАМИ. ¼ ЧАСТЬ ВСЕХ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И КИСЛОРОДА РАСХОДУЕТСЯ НА СНАБЖЕНИЕ КЛЕТОК ГОЛОВНОГО МОЗГА. ПОВЕРХНОСТЬ МОЗГА- КОРА, ВСЯ В БОРОЗДКАХ И ИЗВИЛИНАХ
ГОЛОВНОЙ МОЗГ- РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНУТРИ ЧЕРЕПА. ЧЕРЕП ГОЛОВНОЙ МОЗГ
СПИННОЙ МОЗГ- РАСПОЛАГАЕТСЯ ВНУТРИ ПОЗВОНОЧНИКА.
ОСНОВНЫЕ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА РЕЧЬ СЛУХ ОБОНЯНИЕ ЗРЕНИЕ ОСЯЗАНИЕ ВКУС ТЕЛОДВИЖЕНИЕ
ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
ДВИЖЕНИЯМИ ПРАВОЙ ЧАСТИ ТЕЛА КОМАНДУЕТ ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДВИЖЕНИЯМИ ЛЕВОЙ ЧАСТИ ТЕЛА КОМАНДУЕТ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ЧТО ТАКОЕ ПАМЯТЬ? УМЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА ЗАПОМИНАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ХРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ
СЛУХОВАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ВКУСОВАЯ ОБОНЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Исследование видов памяти Слуховая Дирижабль, лапша, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. Зрительная Самолёт, чайник, бабочка, ноги, хомут, бревно, свеча, машина, журнал, малина
ЧТО ОПАСНО ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ? ПОВРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕЛОМ ПОЗВОНОЧНИКА: НЕПОДВИЖНОСТЬ РАНЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА: ГИБЕЛЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА СПИННОГО МОЗГА
СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ: «ТЕМНЕЕТ В ГЛАЗАХ» НАРУШЕНИЕ СЛУХА: «ШУМ В УШАХ» НАРУШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ: «ГОЛОВА КРУЖИТЬСЯ» ВРЕМЕННОЕ:
ОТРАВЛЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА АЛКОГОЛЬ НИКОТИН РАЗРУШАЮТСЯ НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ, ТЕРЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ МЫСЛИТЬ
НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ОТДЫХ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА СМЕНА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТДЫХ ДЛЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РАДОСТЬ ПРИРОДА СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА
Как беречь нервную систему Не допускай травм черепа и позвоночника Не употребляй алкоголь Не кури Соблюдай режим дня
Зрительные иллюзии восприятия.
Смотрите на точку в центре и подвигайте при этом головой вперёд.
Смотреть только на крест в центре.
Домашнее задание Стр. 46-51 чтение, вопросы. Подготовиться к выполнению тестовой работы
Выбранный для просмотра документ Конспект урока Нервная система.docx
Тема: «Нервная система человека»
Цель: расширить знания о нервной системе
Задачи: узнать, что входит в нервную систему; каково строение мозга, как беречь нервную систему.
Актуализация опорных знаний
— Как человек познаёт окружающий мир?
— Какие органы помогают человеку познавать окружающий мир?
— Чем снабжают организм органы дыхания? Органы пищеварения?
— Какова роль органов кровообращения? Органов выделения?
Смотреть, слушать, говорить,
Работой всего нашего организма управляет ( Мозг)
Расскажите, что вы видите? ( Человек, организм человека, позвоночник, мозг )
— Для чего нужен мозг? ( Чтобы думать, руководить работой органов)
— Где расположен головной мозг? (Внутри черепа)
— В самом начале изучения раздела «Организм человека» мы узнали, что головной мозг главный «командир» в нашем организме. Именно он руководит работой всех органов. А как ему это удаётся, если он находится в голове? Что его соединяет с остальными органами? Сегодня мы постараемся решить эту проблему.
— Как вы думаете, мозг один управляет работой организма или у него есть помощники?
— А если несколько органов в организме выполняют общую работу, что они образуют? ( Они образуют систему органов)
— Какова же тема нашего урока? (Нервная система)
— О существовании нервной системы мы с вами уже знаем. Как вы думаете, с какой целью мы вернулись к этой теме? ( Чтобы узнать больше)
— Верно, цель нашего урока: расширить знания о нервной системе. А что именно мы должны узнать? ( Какие органы входят)
— Какой главный орган в нервной системе? ( Мозг)
— А как вы считаете, нервная система важна для человека? (Да)
-А всё, что важно нужно беречь
1.Что входит в нервную систему.
2.Каково строение мозга.
3.Как беречь нервную систему.)
Открытие нового знания
— Обсудив в парах заполните схему п.т.стр.14 з.28
— Где расположен головной мозг? (В черепе)
— А спинной мозг? (В позвоночнике)
— Головной мозг пронизан кровеносными сосудами. На снабжение его клеток расходуется четверть всех питательных веществ и кислорода. Если мозг не получает кислород с течение 1-2 минут, человек теряет сознание. Этот орган образован миллиардами клеток, которые наделены поразительными способностями.
-На что похож головной мозг? ( На грецкий орех)
-Рассмотрите схему головного мозга. Как вы её понимаете. Что можете рассказать? ( Поверхность мозга вся в бороздках в извилинах. Какая-то определённая часть головного мозга руководит разными органами чувств, а так же процессами дыхания, пищеварения, кровообращения.)
— Чем может быть опасен подзатыльник? (Можно потерять зрение)
-У мозга два полушария. Они могут быть развиты неодинаково. Те, у кого лучше развито правое полушарие – левши.
-Одной из способностей мозга является умение запоминать. (Чтение учебник стр.50)
-Какие виды памяти бывают?
-Можно ли память тренировать?
П.т. стр. 14 чтение по ролям
— Хорошо ли, что человек обладает способность не только запоминать, но и забывать? ( Если бы человек помнил всё, его память была бы похожа на переполненный чемодан)
— Так что же такое хорошая память? ( Это умение запоминать важное и забывать ненужное)
Исследование видов памяти.
(Учитель читает слова. Ученик записывает через 10 секунд.)
Дирижабль, лапша, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.
(Прочитать слова в течение 1 минуты и записать, что успел запомнить)
Самолёт, чайник, бабочка, ноги, хомут, бревно, свеча, машина, журнал, малина.
Как беречь нервную систему.
(Чтение текста стр. 51. Обсудить в парах и составить памятку «Как беречь нервную систему) (Вопросы в учебнике)
1.Не допускай травм черепа и позвоночника.
2.Не употребляй алкоголь.
4.Соблюдай режим дня.
Вывод: человек совершеннее всех только развитием мозга, своей нервной деятельностью, другие же наши особенности остались на не очень то совершенном уровне. Пищеварение, желудок, почки, сердце у нас куда как примитивнее, куда как менее приспособлены к условиям окружающей среды, чем у наших соседей – животных. Более того, мы, возможно, вымерли бы не выдержав борьбы за существование, если ба не наш мозг.
-Обсудить и нарисовать на макете человечка нервную систему.
Лесенка успеха (Расположить своего человечка на лесенке успеха.
1 ступенька. – Своей работой на уроке я не доволен
2 ступенька. – Своей работой на уроке я не совсем доволен.
3 ступенька. – Своей работой на уроке я доволен
Стр. 46-51 чтение, вопросы. Подготовиться к выполнению тестовой работы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ урок 33 4 кл.docx
Тема: Нервная система человека
Цель: формировать понятия особенностей строения и роли нервной системы для человека, выделить основные правила гигиены и поведения для сохранения здоровья.
Повторение изученного материала
Ответьте на вопросы:
Какие органы относятся к системе пищеварения?
С помощью каких органов мы дышим?
Почему артериальная кровь – яркая, алая, а венозная – темно-красного цвета?
Что обеспечивает наше движение?
Что управляет нашим организмом?
/Ответы обучающихся при фронтальном опросе. Последний вопрос использовать для подведения обучающихся к новой теме урока/
— Есть такая пословица: «Самый хороший друг и самый злейший враг – это наши нервы».
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? /Высказывания детей/
Изучение нового материала
Слайд 2 – Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью 5 чувств восприятия: осязания, обоняния, слуха, зрения, вкуса.
Слайд 3 – Благодаря головному мозгу мы можем двигаться, видеть, слышать, думать, говорить, сохранять в памяти все, что мы воспринимаем.
Слайд 4 – Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека.
Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы)
ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА
СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ И РАССЛАБЛЯЕТСЯ
ЧЕЛОВЕК РЕШАЕТ СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ
ЧЕЛОВЕК СОВЕРШАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
ЗА ВЗДОХОМ СЛЕДУЕТ ВЫДОХ
Слайд 6 – Головной и спинной мозг – «командиры нашего организма. Работая слаженно они обеспечивают жизнь нашего организма.
Слайды 7-9 – Головной мозг является «главным начальником» в нашем организме. Именно он регулирует работу всех органов чувств человека. Он состоит из огромного количества нервных клеток, каждая из которых решает свою задачу. /Работа со схемой/
Головной мозг защищен черепом и особыми оболочками.
В больших полушариях располагаются зоны, отвечающие за мышление и сознание, речь, слух, вкус, обоняние, осязание, основные движения.
Мозжечок отвечает за координацию движения.
Гипоталамус регулирует температуру тела, чувство голода, жажды, и другие функции.
Ствол мозга регулирует дыхание и сердцебиение.
Слайд 10 – Ребята, а как вы думаете, имеет ли значение масса мозга для умственного развития? /Ответы обучающихся/ На самом деле не имеет!
Анатоля Франса, писателя – 1017 г
С. Ковалевская, математик – 1385 г
Д. И. Менделеев, химик – 1571 г
И. П. Павлов, физиолог – 1653 г
Слабоумный мальчик 10 лет – 2069 г
Человек со средними способностями – 1375 г
Учёными выявлено, что мозг человека использует всего лишь 3-4% своих возможностей.
Мозг должен постоянно трудиться, получать знания, тогда он будет развиваться.
Слайд 12 – Мозг много трудится и ему требуется отдых. Если мы спим глубоким сном, не видя сны, то и наш мозг отдыхает. Интересно и то, что у наших мам, даже если они спят также глубоким сном, мозг оставляет активный «сторожевой пункт», который дает сигнал, если ребенок проснулся или начал плакать.
После нашего пробуждения все зоны мозга сразу же берутся за работу.
Слайд 13 – Спинной мозг находится внутри позвоночника, который защищает его.
Он выполняет важную работу – отвечает за разнообразные движения человека. Его можно назвать «информационной дорогой». Спинной мозг всего 40-45 сантиметров в длину, с мизинец толщиной (около 8 мм) и весит каких-то 30 граммов!
Нервы напоминают нити, которые состоят из длинных тонких волокон, те, в свою очередь, состоят из нервных клеток, т.е. нейронов. У каждого нейрона есть отростки (нервные окончания).
В работе нервной системы участвуют 31 пара нервов от спинного мозга и 12 пар нервов, которые связаны с головным мозгом.
— Сегодня вы узнали много нового о нервной системе. Какой вывод мы можем сделать? Что главное в работе нервной системе?
Слайд 16 – Вывод: НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕ ЧАСТИ ОРГАНИЗМА В ЦЕЛОЕ И РУКОВОДИТ ЕГО РАБОТОЙ.
Слайд 17 – Достаточно часто мы слышим: «Все болезни от нервов!» Можем ли мы уберечь нервную систему?
При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.
Нервная система нуждается в периодическом отдыхе. Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов, прогулки, и физический труд на свежем воздухе.
Вред приносят вещества, содержащиеся в табаке и спиртных напитках.
Разрушает нервную систему и грубость в отношениях между людьми. Никогда не грубите, будьте вежливы и предупредительны. Пользуйтесь чаще волшебными словами: «спасибо» и «пожалуйста».
Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.
Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться.
Читайте много хороших книг. Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.
Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для мозга и нервной системы.
Слайд 19 – Берегите органы чувств и они помогут познавать окружающий вас удивительный мир! Растите здоровыми, красивыми и умными.
Закрепление изученного материала
Слайд 20 – А теперь проверим, насколько вы были внимательны.
Задание: Укажите верные высказывания.
1. Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности? (ДА)
2. Чем больше мозг, тем умнее человек? (НЕТ)
3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды? (ДА)
5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим? (ДА)
6. Устают ли клетки мозга? (ДА)
7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом? (ДА)
Слайд 21 – Тест «Нервная система»
1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:
2. Какую функцию выполняет головной мозг?
В) отвечает за рост волос
3. Сколько полушарий имеет головной мозг?
4. Какую функцию выполняет спинной мозг?
А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом,
Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств,
В) отвечает за речь.
5) Какую функцию выполняют нервы?
А) переносят к органам питательные вещества,
Б) защищают организм от вирусов,
В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.
После выполнения заданий проводится взаимопроверка.
— Кто из вас ответил на вопросы без ошибок? Вы получили отметку «5»
— У кого одна ошибка? Будьте внимательны. У вас отметка «4»
— У кого три неправильных ответа? Дома, как следует, повторите материал. Вы обязательно исправите свои отметки «3»
Подведение итогов урока.
— Молодцы, ребята, как вы хорошо потрудились на уроке? Не у всех всё получилось, но не нужно отчаиваться.
— Что вам было интересно на уроке?
— Что было непонятно?
— Какие чувства вы испытали, когда давали ответы на задания? (Волнение).
— То есть некоторые из вас нервничали. Нужно беречь нервную систему, укреплять её!
Одно из самых трудных дел –
Не делать сразу двадцать дел.
Иметь на всё свой час и время:
И на потеху – сладкий миг.
И долгий час на чтенье книг!
— Соблюдайте режим дня, и это поможет вам в вашей жизни!
— Спасибо за работу и всего вам доброго!
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ
ПО ТЕМЕ: НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Ученика(цы) 4 «___» класса _________________________________________________________
Задание 1. Укажите верные высказывания.
1. Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности?
2. Чем больше мозг, тем умнее человек?
3. Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды?
5. Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим?
6. Устают ли клетки мозга?
7. Спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом?
Верно ________________ Неверно __________________
1.Что способствует попаданию информации в головной мозг:
2. Какую функцию выполняет головной мозг?
В) отвечает за рост волос
3. Сколько полушарий имеет головной мозг?
4. Какую функцию выполняет спинной мозг?
А) управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом,
Б) анализирует информацию, поступающую от органов чувств,
В) отвечает за речь.
5) Какую функцию выполняют нервы?
А) переносят к органам питательные вещества,
Б) защищают организм от вирусов,
В) передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.
Строение, функции и особенности органа слуха человека
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.
Строение органа слуха
Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:
Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.
К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.
Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.
Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:
Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.
Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:
Что такое орган слуха и равновесия
Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.
Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.
Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.
От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.
Функции органа слуха
Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:
Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.
Особенности органа слуха
Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.
Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.
Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.
При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.
Удивительные возможности слуха человека
Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.
Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.
Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.
А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.
Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.
Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.
Орлова Наталья Михайловна
Более 7000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.
Что такое нервы 4 класс
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга для женщин «Терапевтическое рукоделие»
ВЕБИНАР: Sand-art терапия удаленно: особенности организации психолого-педагогической работы с детьми и родителями
Скоро
«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»
Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»
Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Типы нервной системы и темперамента и стиль учебной деятельности
Авторы
В современной системе образования школьная психологическая служба, сегодня называемая «Практическая психология образования», в качестве перспективных направлений своей деятельности рассматривает развитие индивидуальности каждого ребенка, научное обоснование и операционализацию путей и средств индивидуального подхода к любому ребенку в контексте его индивидуального варианта возрастного развития с целью реализации ресурсов его творческого и нравственного потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня [5], поскольку «формирование творческой личности предполагает учет как ее собственных индивидуальных возможностей, так и требований самой деятельности» [1; 2].
С этих позиций в данной статье освещаются вопросы о том, как раскрываются, проявляются и развиваются у школьников природные предпосылки их психофизиологического и личностного развития в учебной деятельности и жизнедеятельности.
1. Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента человека
Как известно, на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека уникальна и неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении, в деятельности, жизнедеятельности, в различных видах активности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, моторной, коммуникативной и т.д. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, «вырастают» свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные.
Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления — свойства темперамента. В чем заключается их своеобразие? Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в «смешное « положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами — человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы. Другими словами, свойства нервной системы и темперамента и есть те природные, т.е. врожденные, свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека [4].
Научное объяснение их природы дал академик И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три следующих основных свойства: 1) силу процесса возбуждения и торможения, зависящую от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот. И.П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности, и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:
Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств, или типов, нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Эти общие типы нервной системы лежат в основе четыре х традиционных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, которые достаточно отчетливо выражены уже в школьном возрасте.
Сангвиник.
Это субъект c сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Сангвиник отличается повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на все его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность — он способен проявлять значительную энергию, работоспособность и настойчивость. Активность и реактивность у сангвиника уравновешены — он может сдерживать чувства, волнения. Темп реакции довольно высокий, поэтому он любит быстрые движения. Сангвинику свойственны высокая пластичность и экстраверсия, вследствие чего он общителен, легко привыкает к новым людям и условиям, легко переходит от одного вида деятельности к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, особенно в условиях однообразной работы. В процессе обучения быстро схватывает основные моменты, но допускает ошибки. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных знаний или формированию умений и навыков. Достаточно работоспособен, уверен в себе, результаты его деятельности стабильны и, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, соревнования и т.п.) бывают выше, чем в ситуации обычного урока или тренировки.
Холерик.
Обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем в трудной ситуации он легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя. Как и сангвиник, любит быстрые движения, охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом деятельности, но быстро охладевает. Не любит длительную и монотонную работу. Его результаты недостаточно стабильны, ибо он склонен к излишнему возбуждению перед началом ответственной работы, что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности.
Флегматик.
Это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед серьезной, ответственной работой. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку и самообладание. Движения и речь у флегматика медлительные, реакции запаздывающие. Ему присуща ригидность и интроверсия, что определяет устойчивость привычек и навыков, малую общительность.
Меланхолик.
Субъект со слабым типом нервной системы. Наиболее характерна для него высокая сенситивность, проявляющаяся в болезненной чувствительности, ранимости. Малая реактивность и пониженная активность способствуют тому, что он легко «теряется», быстро устает, не уверен в себе. Меланхолик ответственен, но недостаточно работоспособен и малоустойчив к внешним раздражителям. Высокая тревожность нередко порождает неуверенность в себе и низкую самооценку. В ситуации ответственной работы меланхолик, как правило, показывает менее высокие результаты, нежели в ходе повседневной деятельности.
2. Роль свойств нервной системы и темперамента в деятельности человека
Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» — каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека — от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.
Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.
Темперамент и тип нервной системы, определяя динамику деятельности, могут влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности их роль неодинакова. В учебной деятельности и в «массовых» профессиях (токарь, слесарь, менеджер, врач, учитель, инженер) одни свойства, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, установлено, что учителям сильного подвижного типа нервной системы (сангвиникам по темпераменту) присущ организационно-коммуникативный стиль деятельности на уроке. Хорошая организация урока обеспечивает его высокую эффективность. У них преобладает дисциплинирование словом, причем непосредственно при возникновении нарушений дисциплины либо после них (легко переносят действие сильных раздражителей), в меньшей степени пользуются при организации учащихся наказаниями, часто вступают в контакт с учащимися и непосредственно с классом с целью передачи учебной информации и дисциплинирования учащихся. Конструктивный компонент деятельности у них менее выражен, чем организаторский и коммуникативный. План урока у них, как правило, свернутый, схематичный. В ходе урока он значительно детализируется, уточняется. Это объясняется тем, что предварительная ориентировка у них почти полностью отсутствует — она происходит в процессе исполнения. Такие учителя очень активны, они могут легко перестраиваться в ходе урока в зависимости от состояния учащихся, степени усвоения ими учебного материала, склонны к экспромту, импровизации, всегда бодры, оптимистичны, жизнерадостны, добиваются успеха за счет хорошей организации и готовности. В этих особенностях деятельности учителя налицо присущие сильному и подвижному типу нервной системы положительные проявления: уверенность, решительность, активность, самостоятельность, оперативность. Отрицательные проявления — торопливость, несдержанность, импульсивность, самонадеянность — компенсируются целесообразными способами действий, педагогическими приемами, а недостаточная заблаговременная подготовка к уроку тем, что эти учителя могут «с ходу» мобилизовать свои знания, умения, навыки, оперативно продумывать сложившиеся ситуации урока и творчески решать их.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива, и влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение.
Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи. Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т.д.). Такое регулирование учебной деятельности школьников путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека рекомендуется психологами и применяется (правда, скорее стихийно) учителями-мастерами. Приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Существует наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования учебной деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены посредством различных приемов и способов. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств типа нервной системы и темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, ученик-меланхолик при выполнении письменной работы из-за неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше — на переписывание начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу.
Стиль учебной деятельности (СУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. Была обнаружена и доказана зависимость индивидуального стиля от свойств нервной системы и темперамента [3; 6]. Так, например, младшие школьники сильного, уравновешенного, подвижного типа нервной системы обладают быстрым темпом деятельности, активны на уроках, помимо основных заданий успевают выполнить дополнительные. Для них характерны продуманность ответов, предпочтение выполнять трудные задания, большая сосредоточенность во время уроков, внимание к объяснению материала учителем. Они, как правило, не делают перерывов при выполнении домашнего задания, долго и тщательно проверяют выполненную ими работу, предпочитают выполнять задания самостоятельно, не списывать у товарищей и не пользоваться подсказками.
Подростки с аналогичным типом нервной системы не склонны к длительным и тщательным проверкам выполненных работ, предпочитают заниматься в одиночестве, менее склонны отвлекаться во время уроков. Они на уроке успевают выполнять дополнительные задания, помимо основных, не торопятся, тщательно продумывают свои ответы, у них редко встречаются ошибки, допущенные из-за невнимательности, они внимательны к объяснению урока учителем и своевременно готовят рабочее место к уроку. Обычно они склонны проверять задания только в ходе их выполнения, не осуществляя при этом итоговый контроль [7].
Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если школьники сами ищут оптимальные приемы и способы, помогающие им достигать лучших результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у более успешных учеников и не появляется сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.
В каждом классе есть дети с разными свойствами нервной системы и темперамента. Те приемы и способы учебной деятельности, которые приемлемы для одного ученика, могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти наиболее подходящий для него стиль учения. Для этого необходимо следующее.
1. Прежде чем начать работу по формированию стиля учебной деятельности у конкретного ребенка, педагогу (родителю) в сотрудничестве со школьным психологом следует с помощью наблюдений, различных тестов и опросников исследовать его индивидуально-психологические особенности и проанализировать, какие именно приемы и способы учебной деятельности являются для данного ученика наиболее приемлемыми, благоприятными (в Приложении 1 и Приложении 2 представлены конкретные методики диагностики свойств нервной системы и стиля учебной деятельности у школьников — прим. ПГ). Анализ существующих учебных программ дает основание говорить, что современные условия организации учебной деятельности в целом в большей степени соответствуют индивидуальным особенностям детей с сильным и подвижным типом нервной системы. В связи с этим особое внимание учителей и родителей должно быть направлено на формирование адекватного стиля учебной деятельности у детей со слабым и инертным типом нервной системы. Так, например, при работе с учащимися со «слабой» нервной системой следует помнить, что таких детей крайне нежелательно ставить в ситуацию неожиданного вопроса и немедленного ответа на него, так как для более удачного ответа и (что не менее важно) для большего внутреннего комфорта и эмоционального удовлетворения им требуется больше времени на обдумывание; как правило, такие дети чувствуют себя более уверенно, давая ответы в письменной форме; во время урока их следует как можно меньше отвлекать от работы; к ответственному заданию (экзамену, контрольной работе и т.п.) учеников с подобными природными особенностями следует психологически подготовить, внушить им уверенность в своих силах, научить справляться со своими страхами, тревожностью и т.п. От учеников с инертным типом нервной системы не следует требовать быстрого включения в работу, высокой активности на уроке, им требуется больше времени на подготовку и проверку задания и т.д.
2. Проявление индивидуально-психологических особенностей школьника в учебной деятельности может играть как позитивную, так и негативную роль. Учителю и родителям, помогая ребенку в формировании рационального СУД, не следует навязывать ему те или иные приемы и способы работы. Работа должна строиться таким образом, чтобы он (ребенок) осознавал, что в одних ситуациях его индивидуальные особенности способствуют более высокой успешности деятельности, а в других — некоторым образом препятствуют ей. Умение учащегося строить работу с учетом собственных индивидуальных особенностей поможет ему не только достичь более высоких результатов в учебе, но и избежать нежелательных состояний (перегрузка, эмоциональное перенапряжение, стресс и т.д.).
3. В каждом конкретном случае в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.
Приложения
Приложение 1. Диагностика жизненных проявлений свойств нервной системы у школьников (Б.А. Вяткин) — скачать в формате pdf
Приложение 2. Пермский опросник стиля учебной деятельности (ПОСУД) (О.С. Самбикина) — скачать в формате pdf
Список литературы
Источник: Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. Вып. 1. С. 81–100.
22 сентября 2021 года — юбилей Оксаны Семеновны Самбикиной, заведующей кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководителя магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. «Психологическая газета» поздравляет Оксану Семеновну и желает здоровья, вдохновения и сил для реализации всех творческих и научных планов!
Автор
Вяткин Бронислав Александрович
доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Главный редактор журнала «Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология». Председатель Пермского регионального отделения РПО.
Самбикина Оксана Семёновна
кандидат психологических наук, доцент. Заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководитель магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» ПГГПУ. Практикующий семейный психолог-консультант, системный психотерапевт, психодраматерапевт, арт-терапевт.
Пермь