Что такое несущественные признаки

Тест по информатике Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов для 6 класса

Тест по информатике Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов для 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 10 заданий с выбором ответа.

1 вариант

1. Можно ли назвать классом подмножество объектов, имеющих общие признаки?

2. Что такое классификация объектов?

1) присвоение имени некоторым подмножествам
2) деление множества объектов на подмножества с общими признаками
3) группировка объектов на 1, 2 и далее классы по главному признаку
4) все утверждения верны

3. Что такое «основание классификации»?

1) главный признак всех объектов класса
2) все общие признаки всех объектов класса
3) признаки, по которым один класс отличается от другого
4) главный признак, по которому один класс отличается от другого

4. Какую классификацию называют естественной?

1) объекты на классы делит природа
2) объекты на классы делит человек
3) основанием класса являются существенные признаки объектов
4) основанием класса являются несущественные признаки объектов

5. Что такое «существенные» признаки?

1) существенные признаки определяют суть объекта
2) существенные признаки объектам даёт человек
3) ни одно высказывание не верно

6. Чем знаменит Карл Линней?

1) предложил классификацию живых существ
2) выделил и сформулировал существенные признаки
3) разделил живые существа на 5 царств
4) все утверждения верны

7. Какую классификацию называют искусственной?

1) объекты на классы делит человек
2) основанием класса являются существенные признаки объектов
3) основанием класса являются несущественные признаки объектов
4) все утверждения не верны

8. Что такое «несущественные» признаки?

1) несущественные признаки объектам даёт человек
2) несущественные признаки нужны для удобства работы с множеством объектов
3) оба высказывания верны

9. При классификации компьютерных объектов к какому классу можно отнести жёсткий диск?

1) устройства
2) файлы
3) связи
4) контейнеры

10. Какой существенный признак объединяет программы и документы при классификации компьютерных объектов?

1) являются файлами
2) являются устройствами
3) оба утверждения верны
4) все утверждения не верны

2 вариант

1. Выберите верное определение класса объектов.

1) подмножество объектов, у которых есть общие признаки
2) всё множество объектов
3) разновидность объектов
4) все приведённые утверждения не верны

2. Как называется деление объектов на подмножества с одинаковыми признаками?

1) классификация объектов
2) перечисление объектов
3) присвоение имени некоторым подмножествам
4) все утверждения верны

3. Как определить «основание классификации»?

1) найти главный признак всех объектов классов
2) найти один общий признак всех объектов одного класса
3) определить все признаки, по которым объекты одного класса отличаются от другого
4) найти один признак, по которому один класс отличается от другого

4. Как называются определяющие суть объекта признаки?

1) существенные признаки
2) главные признаки
3) ни одно высказывание не верно

5. Как определить «несущественные» признаки?

1) это дополнительные признаки
2) без них суть объекта не меняется
3) эти признаки нужны для быстрого поиска объекта в множестве
4) все высказывания верны

6. При естественной классификации каким является основание классификации?

1) существенные признаки
2) несущественные признаки
3) оба утверждения верны
4) ни одно утверждение не верно

7. Классификация называется искусственной, если

1) объекты на классы делит человек
2) классификация нужна для удобства работы с объектами
3) основанием класса являются несущественные признаки объектов
4) все утверждения верны

8. Что сделали современные учёные, последователи Карла Линнея?

1) изобрели классификацию живых существ
2) изобрели существенные признаки
3) разделили живые существа на 5 царств
4) все утверждения верны

9. При классификации компьютерных объектов к какому классу можно отнести текстовые документы?

1) устройства
2) файлы
3) связи
4) контейнеры

10. Какой существенный признак объединяет процессор и жёсткий диск при классификации компьютерных объектов?

1) являются контейнерами
2) являются устройствами
3) оба утверждения верны
4) все утверждения не верны

Ответы на тест по информатике Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов для 6 класса
1 вариант
1-1
2-2
3-3
4-3
5-3
6-1
7-3
8-3
9-1
10-1
2 вариант
1-1
2-1
3-3
4-1
5-4
6-1
7-3
8-3
9-2
10-2

Источник

Существенные и несущественные признаки предметов

Что такое несущественные признаки. Смотреть фото Что такое несущественные признаки. Смотреть картинку Что такое несущественные признаки. Картинка про Что такое несущественные признаки. Фото Что такое несущественные признаки

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ 2

1.1. Существенные и несущественные признаки предметов 5

1.2. Содержание и объем понятия 8

1.3. Отношения между понятиями 9

1.4. Отношения совместимых понятий 9

1.5. Отношения несовместимых понятий 10

2.1. Простые и сложные высказывания 14

2.3. Конъюнкция и дизъюнкция 14

2.5. Необходимые и достаточные условия 14

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ

Для решения многих житейских задач человеку необходимо умение здраво мыслить, анализировать суждения, рассуждать, доказывать, строить гипотезы и делать выводы. Многие слова и выражения естественного языка отличаются недостаточной ясностью, неопределенностью, многозначностью.

На это обстоятельство указали еще древнегреческие философы. Например, Эвбулит (IV в. до н. э.) спрашивал: «С какого числа зерен начинается куча?».

Несовершенство языка проявляется и в других формах. Можно, например, сформулировать такие вопросы, на которые нельзя ответить ни «да» ни «нет».

1) «Может ли всемогущий Зевс сотворить камень, который он не в силах поднять?» (античные ученые). Если ответить «да», то получится, что всемогущий Зевс не может поднять камень, который он сотворил, а это противоречие. Если ответить «нет», то получим, что Зевс не смог сотворить нужный камень, а значит он не всемогущ. Получили, что ни «да» ни «нет» ответить нельзя.

2) «Что произойдет, если всесокрушающее ядро попадет в несокрушимый столб?».

3) «Потерял ли ты рога?».

Наука, занимающаяся изучением правильных способов рассуждений, т. е. таких способов рассуждений, которые приводят к верным результатам в тех случаях, когда верны исходные посылки, называется логикой.

Видим, что логические выводы делаются по некоторой определенной схеме. Позднее мы познакомимся более подробно с силлогизмами.

Логическое учение Аристотеля содержится в его знаменитых книгах: «Категории», «Об истолкованиях», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Софистические опровержения». Эти труды были объединены комментаторами Аристотеля под общим заглавием «Органон» (инструмент).

Примеры софизмов, сформулированных еще в античности.

1) Софизм «Рогатый», приписываемый Эвбулиду: » Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога».

2) «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит».

Все эти и подобные им софизмы являются логически неправильными рассуждениями, выдаваемыми за правильные. Софисты используют многозначность слов обычного языка, омонимию, сокращения и т. д. Нередко софисты основываются на таких логических ошибках, как подмена тезиса доказательства, несоблюдение правил логического вывода, принятие ложных посылок за истинные и т. п. Сформулированные в тот период, когда логика как наука еще не существовала, древние софисты, хотя и непрямо, ставили вопрос о необходимости ее построения. В этом плане они непосредственно содействовали возникновению науки о правильном, доказательном мышлении.

Большой интерес вызвали различные занимательные истории, в которых описывались парадоксальные ситуации, связанные с логически неразрешимыми проблемами.

2) «Дилемма людоедов».

Ответа на этот вопрос нет: что бы дикари ни предприняли, это будет противоречить принятым условиям. Неразрешимость ситуаций заключается в противоречивости исходных условий.

Древние софисты содействовали возникновению науки о правильном, доказательном мышлении, а также представляли собой неявную форму постановки проблем.

Первый этап развития логики является этапом возникновения и развития ф о р м а л ь н о й логики.

В настоящее время можно выделить следующие разделы логики.

Замечание. Формальная логика связана с анализом наших обычных содержательных умозаключений, выражаемых разговорным языком. Математическая логика изучает только умозаключения со строго определенными объектами и суждениями, для которых можно однозначно решить, истинны они или ложны.

1.ПОНЯТИЕ

Мы можем изменять несущественные свойства (цвет, форму, размер), а предмет будет относится к тому же понятию, но если изменить существенный признак, предмет не будет относится к этому понятию.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края.

Я удаляюсь от морей

В гостеприимные дубровы;

Земля мне кажется верней,

И жалок мне рыбак суровый.

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся.

Отец понять его не мог

И земли отдавал в залог.

Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясенного Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

Задание. Для указанных ниже слов, стоящих перед скобками, выберите только два в скобках, имеющих существенное отношение к основному слову. На выполнение каждого задания дается не более 20 секунд.

1) Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

2) Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

3) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

4) Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки)

5) Игра ( шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания)

6) Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник)

7) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

8) Кольцо (диаметр, проба, округлость, печать, алмаз)

9) Пение (звон, голос6 искусство, мелодия, аплодисменты)

10)Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

11)Любовь (розы, чувство, человек, город, природа)

12)Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья)

13)Сарай ( сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

14)Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

15)Газета (правда, приложения, телепрограммы, бумага, редактор)

6) дерево, кустарник;

8) диаметр, округлость;

10) помещение, больные;

11) чувство, человек;

12) сражения, солдаты;

14) делимое, делитель;

15) бумага, редактор.

Задание 2.Выделение существенных признаков математических понятий.

1) Геометрия (фигура, точка, свойства, уравнение, теорема)

2) Уравнение (корень, равенство, сумма, неизвестная, произведение)

3) Планиметрия (плоскость, квадрат, прямоугольник, фигура, прямая)

4) Треугольник (вершина, катет, сторона, центр, перпендикуляр)

5) Сумма (слагаемое, равенство, плюс, делитель, множитель)

6) Периметр (разность, сторона, сумма, фигура, прямоугольник)

7) Куб (угол, равенство, плоскость, сторона, вектор)

8) Дробь (делимое, делитель, частное, знаменатель, произведение)

9) Степень (корень, показатель, решение, основание, переменная)

10) Координата (плоскость, абсцисса, ось, ордината, прямая)

2) равенство, неизвестная;

3) плоскость, фигура;

8) числитель, знаменатель;

9) показатель, основание;

10) абсцисса, ордината.

Упражнения на выделение общих и существенных свойств понятий

1) Приведите примеры геометрических понятий, которые выражаются одним, двумя, тремя, четырьмя словами (Например, квадрат, прямоугольный треугольник, средняя линия трапеции, линейный угол двугранного угла).

2) Перечислите не менее 12 свойств квадрата (Стороны равны, углы равны, диагонали равны, диагонали взаимно перпендикулярны, диагонали делят углы квадрата пополам, диагонали точкой их пересечения делятся пополам, диагонали являются осями симметрии, в квадрат можно вписать окружность, около квадрата можно описать окружность, центры вписанной и описанной окружности совпадают, имеется центр симметрии, средние линии перпендикулярны сторонам, из всех четырехугольников данного периметра квадрат имеет наибольшую площадь, из всех четырехугольников данной площади квадрат имеет наименьший периметр).

4) Назовите свойства, которые являются общими для всех выпуклых многоугольников. (Сумма внешних углов выпуклого многоугольника равна 360 градусов. Всякая прямая, проведенная через внутреннюю точку выпуклого многоугольника, пересекает его границу в двух точках).

5) Перечислите основные свойства прямоугольника и ромба. Сравните эти свойства со свойствами квадрата. (Обращаем внимание, что все свойства прямоугольника и все свойства ромба являются свойствами квадрата. Обратное, вообще говоря, неверно).

7) Укажите свойства, общие для прямоугольника и ромба. Сравните найденные свойства с основными свойствами параллелограмма. (Обращаем нимание, что свойства, общие для прямоугольника и ромба, являются свойствами всех параллелограммов).

2) Укажите признаки сходстваи различия понятий: параллельные прямые и пересекающиеся прямые.

3) Перечислите известные вам свойства правильного (выпуклого) пятиугольника.

4) Перечислите известные вам свойства параллелограмма. Какие свойства из всех четырехугольников принадлежат только параллелограмму?

5) Перечислите существенные признаки понятий: ромб, прямоугольный треугольник, пирамида, параллелепипед.

Содержание и объем понятия

В каждом понятии различают содержание и объем.

С о д е р ж а н и е м понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

О б ъ е м о м понятия называется совокупность предметов, которая мыслится в понятии.

1) Понятие «молекула».

В объем понятия «молекула» входят все молекулы, из которых состоит вещество. В содержание, в числе иных свойств, входит свойство «быть мельчайшей частицей вещества, сохраняющей свойства данного вещества».

В объем понятия «река» войдет множество, состоящее из отдельных рек, например, Волга, Дон, Днепр и др. В содержание понятия «река», в числе иных свойств, входят свойства «вода течет в одном направлении», «имеет русло».

Содержание и объем тесно связаны между собой. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем.

Пример. Если к содержанию понятия «треугольник» добавить новый признак «иметь равные стороны» (содержание исходного понятия увеличилось, т. к. возросло число признаков), то его объем уменьшится (количество произвольных треугольников больше, чем количество равносторонних треугольников).

а) прямые, лежащие в одной плоскости;

б) параллельные прямые;

в) скрещивающиеся прямые.

Отношения между понятиями

Прежде, чем рассматривать отношения между понятиями, необходимо различить сравнимые и несравнимые понятия.

Сравнимые понятия имеют общие признаки и их можно сопоставлять друг с другом (например, «Россия» и «Америка»).

У несравнимых понятий нет общих признаков и сравнивать их невозможно (например, «круг» и «государство»).

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые в свою очередь по объему делятся на совместимые и несовместимые.

Что такое несущественные признаки. Смотреть фото Что такое несущественные признаки. Смотреть картинку Что такое несущественные признаки. Картинка про Что такое несущественные признаки. Фото Что такое несущественные признаки

Отношения совместимых понятий

1) Отношение равнозначности (тождества). Объемы понятий совпадают полностью.

Что такое несущественные признаки. Смотреть фото Что такое несущественные признаки. Смотреть картинку Что такое несущественные признаки. Картинка про Что такое несущественные признаки. Фото Что такое несущественные признаки

Есть студенты, которые не являются баскетболистами. Есть баскетболисты, которые не являются студентами.

Что такое несущественные признаки. Смотреть фото Что такое несущественные признаки. Смотреть картинку Что такое несущественные признаки. Картинка про Что такое несущественные признаки. Фото Что такое несущественные признаки

Отношения несовместимых понятий

1) Отношение соподчинения (координации)

В данном случае два или больше неперекрывающихся понятия, полностью входят в объем третьего более широкого понятия.

Необходимо различать два случая отношения противоположности.

1 случай: объемы противоположных понятий составляют вместе лишь часть объема общего для них подчиняющего понятия.

2 случай: объемы противоположных понятий исчерпывают весь объем подчиняющего понятия.

I. Упражнения на усвоение родовых и видовых признаков и связей между ними.

1) В приведенных ниже определениях выделите название определяемого объекта (термин), родовое понятие, видовые признаки и характер связи между этими признаками:

— прямым углом называется угол, равный 90 градусов;

— острым углом называется угол, меньший 90 градусов;

— треугольник называется прямоугольным, если один из его углов прямой;

— две различные прямые, лежащие в одной плоскости и непересекающиеся, называются параллельными;

— отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника, называется его средней линией;

— числа, которые можно записать в виде обыкновенных дробей, называются рациональными;

— тождеством называется равенство, верное при любых значениях переменной;

— значение переменной, которое обращает уравнение в верное равенство, называется корнем уравнения;

— треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны между собой;

— трапеция, у которой боковые стороны равны, называется равнобедренной.

2) Укажите ближайшие родовые понятия для понятий:

Источник

Текст книги «Десять методик развития мышления и памяти»

Что такое несущественные признаки. Смотреть фото Что такое несущественные признаки. Смотреть картинку Что такое несущественные признаки. Картинка про Что такое несущественные признаки. Фото Что такое несущественные признаки

Автор книги: Михаил Литвак

Жанр: Личностный рост, Книги по психологии

Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Понятие и его виды

Хотите быстро освоить логику – не используйте понятие, которому не можете дать определение. Мне всегда говорят, что речь у меня очень ясная. Но это только благодаря тому, что я всегда даю определение понятиям, которыми оперирую. И вы знаете, что я понимаю под тем или иным словом, и, соответственно, мы друг друга понимаем.

Раньше много дискуссий разгоралось из-за того, что в одно то же слово разные люди вкладывают разные содержании. Они спорят и никогда не договорятся. Особенно это характерно для вопросов любви. Когда при мне идет такое обсуждение, я всегда предлагаю дать определение любви. И оказывается, что все понимают под любовью все, что угодно, но только не любовь.

Какое определение, например, дают поэты? У меня есть сборник романсов о любви: там всего один – про любовь, остальные – про упреки типа «не уходи, побудь со мною…». Верное определение любви дал известный философ Эрих Фромм: «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». И тогда сразу все меняется. Трагическая любовь может быть? Нет. Отрицательные эмоции, конечно, могут быть, потому что если вы не приняли мою любовь, я огорчен, но не за себя – за вас. Но чтобы это осознавать, по-настоящему могут любить только люди зрелые, которые могут что-то дать другому человеку в плане его интеллектуального развития. Итак, уясните себе, что, во-первых, трагедии в любви не бывает – только огорчение. А, во-вторых, не все могут любить, а некоторые любовью вообще называют чувство прилипчивости. Если один человек прилип к другому, то он паразитирует на нем, называя свое чувство «большой любовью». Так что если «большая», то это не любовь. И поэтому «ты мне нужна» – это не любовь, это нужда. Когда человек свою нужду удовлетворит, объект станет не нужным. Об этом я подробно написал в своей книге «4 вида любви».

Теперь дадим определение «мышлению». Мышление – это психический процесс, который отражает внутренние закономерные связи организма и внутренние взаимосвязи между предметами.

Понятие – форма мышления, где отражаются существенные признаки предметов и явлений. Обратите внимание – почти совпадает с определением мышления. Значит, это самая важная форма – понятие. Понятие нужно уметь определить. Уже со знанием логики я стал смотреть все наши учебники. Чего там нет? Довольно часто как раз нет определения «понятия». Начинают сразу раскрывать содержание. Кстати, в Древней Греции дискуссию начинали с определения понятия, а потом уже сравнивали высказывания.

Виды понятия. «Город Москва» – понятие индивидуальное. Индивидуальное понятие – это понятие, в котором находится один предмет. А просто «город» – понятие общее.

Или, например, если я называю «часы», то вы знаете, что часы на Спасской башне, ваши карманные, солнечные – это все часы. Часы – это прибор для определения времени, то есть род-вид – прибор для определения времени. Причем обратите внимание, что они друг на друга вроде бы не похожи, но, тем не менее, это «часы», потому что существенные признаки у них одинаковые.

Признаки – существенные и несущественные

Давайте представим себя на месте Аристотеля и дадим определение существенных признаков. Существенные признаки – это те, без которых понятие существовать не может. Этих признаков два: признак вида и признак рода. А несущественных может быть навалом. Могут быть признаки собственные и несобственные. Собственные – те, которые вытекают из существенных.

Давайте остановимся на часах. Часы – прибор, показывающий время. А у циферблата какой признак? Не собственный. Случайный или закономерный? Часы без циферблата могут быть? Нет. А то, что желтый метал, – это признак случайный. Часто ошибаются в том, что случайные признаки, не собственные, принимают за существенные.

Или другой пример. Человек – это вид, обладающий абстрактным мышлением. Конечно, у него есть несущественные признаки: его национальность или возраст. А в реальной жизни довольно часто этот несущественный признак является краеугольным камнем для принятия решения. Национальность входит в понятие «человек»? Нет. Но каждый имеет какую-то национальность…

Любая наука ищет эти закономерности, особенно медицина. Мы всегда ищем существенные признаки по собственным признакам.

Например, пришел человек и жалуется, что хромает, нога болит, не может наступить… Какие могут быть предположения? Вывих, перелом… Надо сделать рентген, и тогда все будет видно. Медицина все время находится в поиске существенных признаков, по которым можно поставить диагноз, и тогда можно назначать лечение.

Кашляете, температура – ну, заболели. Что к врачу ходить? Гриппом заболели – значит, инфекция. Или просто банальная простуда. Вы идете не к врачу, а в аптеку. Покупаете лекарство, которое снижает температуру. Но вы так убрали существенные признаки или нет? Нет, не существенные. Как я уже писал выше, микроб, который вызвал температуру, наоборот, остается и получает приток сил. Через какое-то время температура поднимется еще выше. Вот наука этим и занимается, что ищет существенные признаки.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О БЛЕДНОЙ СПИРОХЕТЕ

Есть такая болезнь – сифилис мозга или, по-другому, прогрессивный паралич. Долгое время не знали причины его появления. Некоторые считали, что алкоголь или травма. Никак не могли вылечить. Больные с прогрессивным параличом раньше занимали 60–70 % психиатрических коек. А в 1905 году открыли бледную спирохету, которая является возбудителем этого заболевания – так проблема сифилиса была решена. Надо было найти лекарство, которое губит эту бледную спирохету. Частушка такая была: «Милый мой любил меня, бедную, и на память подарил спирохету бледную». Но чаще такие «подарки» делают неосознанно.

Как только нашли причину, истинный признак, тогда надо воздействовать на причину. Появились препараты. Я слышал, что сегодня сифилис лечится одной инъекцией. А раньше считалось неизлечимым заболеванием!

Поэтому ищите существенные признаки явления, и тогда с этим можно что-то делать. Последняя монография о прогрессивном параличе вышла в 1968-м году, после чего болезнь перестала быть интересной для исследователей.

Собирательное понятие

Есть общее понятие, есть индивидуальное. Еще необходимо выделить собирательное понятие, то есть то, что состоит из однородных предметов. Например, лес, парламент – собирательные понятия. В Древнем Риме говорили: члены парламента – мужи достойные, а сам парламент – хуже зверя. Потому что человек, когда он один, может быть, многого не сделает, а когда людей много, сделают то, что одному не по силам.

Вы были когда-нибудь в кинотеатре, куда пришли организованно смотреть кино школьники? Я был. В армии тоже – организованно приводили в кинозал роту. И школьники, и солдаты – собирательное понятие, их много – и они улюлюкают, свистят. А если тот же солдатик в увольнение пойдет смотреть фильм, то сидит себе в кинотеатре смирно и спокойно так, что никто его не замечает. Он в этом случае – понятие индивидуальное. Есть одно правило: то, что мы утверждаем правильно для собирательного понятия, может оказаться неверным для предметов и объектов, входящих в данное понятие. Вы думаете, что это простые рассуждения? А сколько было жертв из-за этого! Вот читайте дальше.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О ЖЕРТВАХ СОБИРАТЕЛЬНОГО ПОНЯТИЯ

Сталин, скорее всего, с логикой не дружил. Как он рассуждал? Какой-то один чеченец изменил Родине – перешел на сторону врага. И у Сталина в голове складывается собирательное понятие: все чеченцы – предатели. И он их всех депортирует в Среднюю Азию. Чистая логическая ошибка. Но можете себе представить ее масштабы?! Сколько народу было выселено из-за того, что один сделал что-то не так. Бисмарк говорил: каждый отдельный генерал – человек достойный, умный, а собранные вместе в совет они превращаются в кучку имбецилов.

Имбецил – это врожденное слабоумие второй степени. Первая степень – это идиот, вторая – имбецил, третья – дебил. И мой вам совет: перестаньте квалифицировать людей по медицинским терминам. Дебилов нет среди тех людей, с которыми вы общаетесь. Есть не очень умные, но не дебилы. Дебил – это клиника. Если когда-нибудь станем демократическим государством – засудят. Поэтому никого не награждайте этим термином. Кстати, психиатрическая терминология проникла не только в население, но даже в парламент. «Клиника! Сумасшедший!» – очень часто пользуется этим термином Зюганов. А там все нормальные люди – просто с разными мировоззрениями. Или кричат оппоненту: «Шизик, параноик. » Сначала выучите, что означают эти термины, а после этого пользуйтесь ими. Потому что если вы поставите кому-то «диагноз» шизофрения или паранойя, то этого ненормального надо обследовать как следует. Кстати, в истории есть масса случаев, когда гениев принимали за параноиков и сажали в психиатрическую больницу. Вы думаете, что это справедливо?

СОВЕТ:
НЕ ИДИТЕ ПРОТИВ МНЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА, ЧТОБЫ НЕ ПРОСЛЫТЬ СУМАСШЕДШИМ

Для того чтобы не прослыть сумасшедшим, будьте с начальниками осмотрительны. Очень много гениальных людей начинало или заканчивало с психиатрической больницы. Снова напомню про судьбу Коперника, Галилео, Бруно, которых за гениальные открытия преследовали и уничтожали.

Не надо идти против мнения большинства. Но надо знать, что если большинство на чем-то настаивает, то это не обязательно правильно, это может быть всеобщим заблуждением. А истину обычно высказывают единицы. Но этим одиночкам надо держать ухо востро, чтобы не затоптали.

Есть спичрайтеры, которые пишут доклады для выступления членам парламента. Это тоже дело древнее: всегда были в государстве люди, помогающие составлять речи начальникам. В одном сократическом диалоге есть такой эпизод. Кстати, Сократ ни одной строчки сам не написал. Платон – ученик Сократа – записывал все его высказывания. Так вот, член парламента приходит к Сократу, чтоб тот написал речь. (см. диалог Платона «Феаг»).

««– Мы будем обсуждать один вопрос, – говорит Демодок.

– А вы в этом вопросе разбираетесь? – спрашивает Сократ.

– А кто-нибудь разбирается?»

Так издалека начинается диалог. Лучше пригласить одного знатока, и выслушать только его. А куча беспомощных людей (в парламенте) рассуждают о предмете, о котором не имеют никакого представления. Что выйдет из обсуждения и голосования?

«– Может, лучше я тогда вообще не буду выступать?

У нас сейчас по телевидению очень много программ-кричалок, где собираются люди, которые ничего не знают по обсуждаемому предмету, но каждый высказывает свое «авторитетное» мнение. Но меня больше интересует обсуждение медицинских тем. И вот люди без медицинского образования обсуждают, к примеру, нервную анорексию. Все дают советы, что делать, чтобы бедным девушкам вылечиться. И не знают, что эта проблема очень сложная. Лечить эту болезнь сегодня могут всего несколько человек, и я в том числе. У меня было пять человек с нервной анорексией – все поправились. А все шарлатаны-кричалки убеждены, что только они правы. Наверное, вы смотрели эти передачи. И у меня всегда возникает мысль: «Почему они не пригласят специалиста, который бы и рассказал все, как есть?» Хоть бы меня пригласили. Некоторые ведущие программ, конечно, приглашали профессионалов, но их никто не слышал. Потому что если я говорю истину, то я же не кричу. Но для народа базарные разговоры – большое развлечение, а ТВ деньги зарабатывает.

Понятие – абстрактное и конкретное

«Любовь» – это абстрактное или конкретное понятие? Конкретное. Она имеет признаки. Абстрактное – это то, в котором есть только одно свойство, один признак и больше ничего нет. Белизна – абстрактное. Что вы можете сказать о белизне? Что это белый цвет. Какая разница – снег, стены, платье? Все – белизна. Ни одного второго признака нет. А у любви есть признаки. Часто говорят, что любовь – это понятие абстрактное. Нет, оно конкретное. А если так, то оно поддается анализу, коррекции и лечению. А с белизной ничего нельзя сделать. А понятие «любовь» может быть справедливым или несправедливым, но оно конкретное.

Любое понятие можно разложить на признаки, и мы получим абстрактные понятия. И наоборот: дается для детей такая логическая задача – даются абстрактные признаки, а из них составляется конкретное понятие. Когда мы выделяем абстрактные понятия из конкретных, то эта операция называет «анализ» – из каких признаков состоит понятие. А когда абстрактные понятия сводим воедино, то это процесс обобщения.

Тренируемся. Что это такое: круглое, грамм 100–150, внутри маленькие семечки, сладкое на вкус. Ответ: яблоко. Абстрактные понятия мы свели в конкретное. Понятно, что речь идет о яблоке или, по крайней мере, о каком-то фрукте. Кстати, наука занимается тем, что она получает какие-то свойства о предмете, потом соединяет вместе и получается новое понятие.

Содержание и объем понятия

Каждое понятие имеет свое содержание – это признаки. А объем – это количество предметов, входящих в данное понятие. Какие здесь взаимоотношения? Чем беднее содержание, тем больше объем. Мы из логики приводили один пример – обобщение. Индивидуальное понятие – Ольга Львовна. Преподаватель – более общее, в которое входит Ольга Львовна. И процедура ограничения есть. По содержанию всегда богаче индивидуальное понятие. Поэтому, когда ты хочешь, чтобы тебя слушали внимательно, ты должен говорить о чем-то одном. А содержание – количество признаков, входящих в данное понятие. Мы уже почти разобрали это все. Есть существенные признаки и несущественные. Существенные – это то, без чего понятия не существует, это признак рода и признак вида. А несущественный – это уже собственные признаки и несобственные…

Мы с вами уже изучили логические операции: анализ, синтез, конкретизация. Наиболее полно освещены вопросы логики в моей книге «Логика и жизнь». Приведу небольшой этюдик как раз из этой книги. Что такое «характер»? Высокий – это характер? Блондин? Полный? Нет. А высокомерный? Да. Что в этом качестве отражено? Высокомерие. То есть я себя считаю хорошим, а своего собеседника – дурачком. Про таких людей говорят, что это черта характера. Скромный? Да. Застенчивый. Высокомерный – это отношение к себе и близким. Общительный – тоже черта характера. Легко сходится, то есть показывает отношение к людям. И четвертое – это отношение к труду.

Характер – свойство личности, отражающей отношение к себе, близким, людям вообще и к труду, как четыре ножки у стула. Если у человека, как у стула, есть все четыре ножки, то появляется успех. Если есть хотя бы один минус, идет деградация характера, и минусы начинают проявляться во всех позициях. Нет одной ножки – стул качается. Характер – это свойство личности врожденное или приобретенное? Приобретенное. У нас часто путают темперамент и характер. Темперамент – это врожденное свойство личности. А характер складывается из того, как его воспитали.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
О «РАЗОЧАРОВАНИИ» В ЛЮБВИ

Беседы, которые я провожу, часто связаны с любовью. Девочка лет пятнадцати «разочаровалась в любви». Ее молодой человек бросил, а обещал подарить шубу. Я ее спрашиваю: что такое любовь?

– Любовь – это когда тебя понимают.

– А что ты еще ждешь от любимого?

– Чтобы он был умным, красивым, чтоб с ним не было стыдно показаться в обществе, чтоб был интересный собеседник.

Такие качества она предъявляет своему любимому.

– Но, наверное, надо, чтобы еще хорошо зарабатывал? – я ее спрашиваю.

– Ну, конечно, надо, чтобы хорошо зарабатывал, – согласилась.

– Ты многого хочешь. А что ты сможешь дать ему взамен?

– Буду убирать, стирать, готовить, сексом заниматься.

Я к таким рассудительным девушкам обычно начинаю сам свататься. Спрашиваю: «Пойдешь за меня замуж?» Я ей показываю фотокарточки, где мне лет 40. Внешность есть. Зарабатываю хорошо. Со мной показаться не стыдно. Я, кстати, всегда этот критерий выбираю: подумай, не стыдно ли будет тебе показаться со своим кавалером в обществе? Не будешь ли ты его прятать? Все, к кому я сватался, говорили: не стыдно.

У меня была еще одна парочка. Она занимает высокую должность, а он – водитель. Тогда он еще зарабатывал, а сейчас работы лишился. И я ее спрашиваю: а если станешь ты замминистра, министр пригласит тебя на вечеринку, пойдешь со своим ухажером на прием? Хороший критерий: если не пойдешь, то и сейчас не надо с ним хороводы водить.

– А жена прачка-кухарка мне не нужна, – продолжаю я разговаривать с той девушкой. – К жене – другие требования: чтоб были общие дела, общее мировоззрение, ну и помогали друг другу в делах. А мне нужно переводить на английский язык мои работы. Сможешь перевести?

Вы знаете, некоторые выскочки, которые закончили педвуз, знают иностранный, говорят, что смогут перевести. Но не знают ничего. Я обращался к лучшему профессору у нас, он говорил: «И не просите! Переводить должен англоязычный».

– Еще гости ко мне приходят, – продолжаю я «свататься». – Там пустых людей нет. С кем-то надо мне вести дела. Я побеседую с кем-то, тебе придется поговорить и сказать мне, стоит иметь с ним дело или нет. Сможешь?

– Потом следить за периодической литературой, которая мне нужна…

– Фигушки! – неожиданно отказала мне «невеста».

В общем, не состоялась наша «помолвка».

Итак, разбираясь с содержанием понятия, мы должны дать определение через ближайшее родовое понятие и видовое отличие. Например, часы – это вычислительный прибор, показывающий время. Вычислительный прибор – это родовое понятие, а показывающий время – видовое отличие. Фактически дать определение – это перечислить существенные признаки. Определение должно быть соразмерным и не должно быть отрицательным. Я тут читал в одной книге определение невроза – это «такое-то заболевание без психотической симптоматики». То есть при неврозе якобы не бывает бреда и галлюцинаций. Зачем об этом говорить в определении? И еще зачем много чего перечислять, чего не бывает при неврозах? Вот это характерный пример, доказывающий, что в определении не должно быть отрицательных характеристик. Кроме того, определение должно быть ясным, без метафор и сравнений. Когда мы говорим: любовь – это волшебство, то это метафора, а не определение.

Следующая логическая операция над понятием – деление понятий. Если определение – это раскрытие содержание, то деление раскрывает объем понятия. Объем – это количество предметов, входящих в данное понятие. Например, как можно разделить понятие «населенный пункт»? Деревня – населенный пункт. Село – тоже. Кстати, чем деревня отличается от села? В селе есть церковь, а в деревне церкви нет. Деревня, поселок, города, столицы – все вместе они должны составлять понятие. Понятие должно быть полным. Например, какие могут быть треугольники? Прямоугольные, тупоугольные и остроугольные. И в это определение вписываются все треугольники. Члены деления должны исключать друг друга. Должен быть один принцип. Это не деление понятия, если мы делим понятие на «англичанин», «слесарь», «плотник» и т. д. Разные основания. Деление должно иметь одно основание. И должно быть соразмерным. Соразмерность значит, что члены деления должны вместе составлять это понятие. Часто так говорят – неполное деление. Что тот, кто хочет учиться, тот учится, а кто не хочет – не учится. А есть люди, которых нужно заставлять учиться, поэтому нужны и наказания, и поощрения. Но есть еще одна категория людей, которым не дают нормально учиться или работать, они находятся в тупике, не зная, что есть возможность изменить ситуацию к лучшему. Особенно это характерно для жителей маленьких городков. Если у них не складываются отношения с начальником, то многие из подчиненных рассуждают так: «Работа у меня хорошая, а начальник плохой. Если с этой работы уйду, то такую же не найду. А если останусь, то надо терпеть издевательства начальника». И совершенно не видят того, что есть другое решение – уехать в другое место, и сработаться с другим, хорошим начальником.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
ОБ «ИНВАЛИДНОСТИ ПЯТОЙ ГРУППЫ»

У меня тоже была такая дилемма. Не складывались отношения с начальником, он ко мне придирался. С одной стороны плохо, с другой – хорошо. Хорошо быть козлом отпущения: он меня тренировал, и я начинал работать все лучше и лучше. Поэтому никогда неизвестно, что на самом деле хорошо, а что плохо. А я рассуждал так: кому я нужен? На главного врача меня бы не поставили в связи с не очень хорошей биографией – у меня «инвалидность пятой группы». Знаете, что такое пятая группа? Национальность. Я еврей. Как заместитель я ему не нужен, потому что у меня высокая квалификация. А каждый начальник всегда подбирает себе подчиненного квалификацией чуть ниже его. Как заведующий отделением я не нужен заместителем. А как рядовой врач, ординатор я не нужен заведующему отделением. В общем, безвыходное положение. И жить невозможно. Я уже думал уехать. Но не уехал, а нашел другой выход. Стал в свободное от работы время дополнительно заниматься тем, чем сейчас занимаюсь – вести мастер-классы. Никто в мое дело не лез. Перестал я возражать своему начальнику. Все думали, Литвак затих. И даже когда он уходил в отставку, охарактеризовал меня положительно. А я вскоре сам подал заявление об увольнении. И начал читать свои психотерапевтические лекции, у меня тогда даже конкурентов еще не было. А когда уже появились мои первые книги, то я стал главным психотерапевтом области. Уже не нуждался ни в покровителях, ни в деньгах.

СОВЕТ:
НАЙДИТЕ СВОЮ НИШУ, ГДЕ НЕТ КОНКУРЕНТОВ

Я предлагаю поступать так: заткнитесь, не ссорьтесь с начальником, а займитесь другой деятельностью, чтобы не вступать с ним в конкуренцию – она никому не нужна. Бояться тоже не надо… В Москве я часто провожу семинары. Знаете, сколько на них приходят москвичей? Не более 20 %. Остальные все приезжие, которые нашли выход из своих тупиковых ситуаций, сложившихся в их маленьких городах. У них в провинции не получается сделать карьеру, а, приехав в Москву, получают по 2–3 повышения. И деньги большие зарабатывают.

Внимание! Это не конец книги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *