Что такое нетленный венец
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Кор. 9:25
Свт. Иоанн Златоуст
Гомилия 23 на 1-е послание к Коринфянам.
Свт. Климент Александрийский
Победители в борьбе не без усилий получают венец. Некоторые ставят воздержание вдовы уже выше воздержания девы, потому что вдова презрела удовольствие, которое испытывала.
Строматы.
Свт. Григорий Палама
Свт. Феофан Затворник
Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится: и они убо да истленен венец приимут, мы же неистленен
«Посмотрите на труды подвизающихся телесно. Не все то вкушают они, чего бы пожелалось, но ту употребляют пищу, какую предлагает обучающий подвигам» (Феодорит). «Что значит: от всех? – То есть не так, что от одного воздерживается, а в другом грешит, но воздерживается и от чревоугодия, и от сладострастия, и от пьянства, и от всех вообще страстей. Так бывает, говорит, даже при внешних подвигах, ибо подвизающимся (на зрелищах) нельзя во время подвига ни упиваться, ни прелюбодействовать, дабы не ослабить своих сил, ни заниматься чем-либо другим; но, воздерживаясь совершенно от всего, они занимались только своим подвигом. Если же так бывает там, где венец дается одному, то тем более должно быть здесь, где больше щедрости, ибо здесь не один только увенчается,– и самые награды гораздо выше подвигов» (святой Златоуст). «Итак, познайте, чего еще недостает у вас, и уразумейте способ, каким можно достигнуть венца. Апостол все сократил в одном слове: от всех воздержится» (Феофилакт).
И они убо да истленен венец приимут, мы же неистленен. Чаяние получить благо возбуждает энергию и приводит в напряжение силы действующие. Апостол говорит: видите, как хлопочут и усиливаются; из-за чего? – Чтоб получить венец, который завтра уже будет никуда негож. Сравните с этим то, что нам обетовано, и рассудите, сколь больше должно быть у нас напряжения и труда и заботы. Венец наш превосходнее того не тем только, что неистленен, когда тот тленен, но и тем, что нашему цены нет по его высоте и добротности. И этому тоже цены нет, но по его ничтожности. Апостол не прибавляет к этому наведения: оно само собою выходило, как тогда, так и теперь. Для нас можно сказать: оплотеневший ум не видит цены духовных благ, и не представляет их превосходства сознанию, оттого всюду ослабела ревность к стяжанию их. Мы живем так, что будто кроме земли и земного ничего нет.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
И каждый из состязающихся там в беге от всего вредного воздерживается, дабы тленный и преходящий венец получить. Сколь более надлежит нам, с увеличением и расширением подвига нашего, предохранять себя от всех дурных дел? Поелику подвизаемся из-за венца нетленнаго и непреходящего.
Толкование на послания божественного Павла.
Прп. Филофей Синайский
40 глав о трезвении.
Блж. Августин
Вступая на путь Господень, давайте воздерживать себя от суеты сего века и обадривать себя надеждой будущей жизни, не склоняя сердце наше к земному, а устремляя его к горнему.
Проповеди.
Блж. Феофилакт Болгарский
Блж. Иероним Стридонский
Действительно, наша победа и венец победы приготавливаются покровительством Его и защитой, и мы сейчас бежим, чтобы укрепиться в будущем, где венец примет тот, кто в будущих поколениях выйдет победителем… Итак, будь непорочным, не греши, чтобы ничто для тебя не сделалось хуже!
Беседы против пелагиан.
Лопухин А.П.
Что такое нетленный венец
Что такое небесные венцы, которые верующие могут получить на небесах?
В Новом Завете несколько раз упоминается о небесных венцах или венках, которыми будут награждены верующие. Это – венок неувядаемый, венок праведности, венок славы и венок жизни. Греческое слово, переведенное как «венок», – это «стефанос» (основа имени Стефана-мученика), оно означает «знак королевской власти, приз в соревнованиях или символ чести вообще». Венцы использовались во время древнегреческих игр; венок или гирлянда из листьев возлагалась на голову победителя в качестве награды за победу в спортивном состязании. Эта спортивная честь используется в фигуральном смысле в Новом Завете в отношении небесной награды, которую Бог обещает Своим верным. Первое послание к Коринфянам 9:24-25 лучше всего определяет, как присуждаются эти венцы.
1. Венок неувядаемый (1 Коринфянам 9:24-25): «Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его! Все атлеты упорно тренируются, но они поступают так, чтобы получить венок, который увянет, а мы – чтобы получить венок неувядаемый» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Все вещи на этой земле подвержены гниению и гибели. Иисус призывает нас не хранить свои сокровища на земле, «где моль и ржавчина портят их и где воры, забравшись в дом, крадут» (Матфея 6:19). Это аналогично тому, что сказал Павел о венке спортсмена из листьев, который быстро увядает и распадается. С небесным венком не так; твердость в вере приводит к небесной награде – «наследие, неподвластное гибели, пороку или времени. Оно хранится на небесах для вас» (1 Петра 1:3-5).
2. Венок праведности (2 Тимофею 4:8): «И теперь меня дожидается приз – венок праведности, который вручит мне Господь в тот День, а Он – праведный Судья. И Он вручит его не только мне, но и всем, кто с любовью ждет Его возвращения». Мы унаследуем этот венец через праведность Христа; без нее этот венец получить невозможно. Так как им обладают в праведности, а не получают силой или обманом, как иногда происходит с земными коронами, это – вечный венец, обещанный всем, кто любит Господа и с нетерпением ожидает Его возвращения. Во всех своих трудностях, гонениях, страданиях или даже смерти мы можем быть уверены, что наша награда – со Христом в вечности (Филиппийцам 3:20). Этот венец не для тех, кто полагается на свою самоправедность. Такое отношение порождает лишь высокомерие и гордыню, а не стремление быть с Господом.
3. Венок славы (1 Петра 5:4): «И тогда, когда появится главный Пастырь, вы получите неувядаемый венок славы». Слово «слава» интересно тем, что оно касается самой природы Бога и Его действий. Оно подразумевает Его величие и сияние. Вспомните Стефана, который, будучи избиваем до смерти камнями, смог посмотреть на небо и увидеть славу Божию (Деяния 7:55-56). Это слово также означает, что мы отдаем Господу хвалу и честь за то, кем Он является (Исаии 42:8; 48:11; Галатам 1:5). Это – величайшее благословение для верующих: войти в царство и получить венок славы, обрести подобие Самого Христа. Как сказал Павел: «Я уверен, что нынешние наши страдания – ничто в сравнении с той славой, которая нас ждет» (Римлянам 8:18).
4. Венок жизни (Откровение 2:10): «Не бойся предстоящих тебе страданий. Вот, дьявол скоро бросит некоторых из вас в тюрьму, чтобы испытать вас, и десять дней вы будете терпеть муки. Будь верен до смерти, и Я дам тебе венок жизни!». Это венец предназначается для всех верующих, но особенно дорог он тем, кто терпит страдания, кто сталкивается с преследованиями за Христа, вплоть до смерти. В Писании слово «жизнь» часто используется в отношении правильных отношений с Богом. Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы жизнь они обрели, жизнь во всей полноте» (Иоанна 10:10). Подобно тому, как воздух, пища и вода являются жизненно важными для физической жизни, Иисус имеет жизненно важное значение для нашей духовной жизни. Он есть Тот, кто предоставляет «живую воду», Он – «хлеб жизни» (Иоанна 4:10; 6:35). Наша земная жизнь придет к концу. Но у нас есть удивительное обетование для всех тех, кто приходит к Богу через Иисуса: «Вот это и есть обещание, которое Он дал нам – вечная Жизнь!» (1 Иоанна 2:25).
Иаков говорит, что этот венок жизни предназначается тем, кто любит Бога (Иакова 1:12). Возникает вопрос: как нам проявлять любовь к Нему? Апостол Иоанн отвечает на это: «Ведь вот что значит любовь к Богу: это когда мы соблюдаем Его заповеди. А заповеди Его не тяжелы» (1 Иоанна 5:3). Как Его дети мы должны соблюдать Его заповеди и повиноваться Ему. Желаем каждому, чтобы, терпя неизбежные испытания, боли и невзгоды, до тех пор, пока живем, мы всегда двигались вперед, «не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры – Иисуса» (Евреям 12:2), и получили венок жизни, который нас ждет.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Венцы — награды, которые Господь обещал христианам
В Новом Завете описаны различные награды, которые Господь пообещал христианам. Практически все награды относятся к вечной жизни со Христом, хотя тень некоторых наград может ощущаться верующими и в настоящее время.
Венцы
Венец в Новом Завете является одновременно и синонимом более общего термина «награда», и одним из её видов. Так Апостол Павел использует термин «венец» как синоним награды в 1 Кор. 9:25, когда пишет: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного». В таком же смысле Иисус говорит о венце в Отк. 3:11: «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Кроме того, в Новом Завете описаны несколько различных видов венцов: венец правды (2 Тим. 4:8), венец жизни (Иак. 1:12, Отк. 2:10), венец славы (1 Пет. 5:4) и венец похвалы (1 Фес. 2:19), а также уверовавшие как венец благовестника (Фил. 4:1).
В отношении венцов возникает несколько вопросов. Во-первых, будут ли венцы буквальными неувядающими венками или это только образ награждения победителя, который не стоит воспринимать буквально? Во-вторых, различные венцы это действительно несколько венцов или это различные описания одного венца, который будет сочетать все эти качества? В-третьих, венцы являются наградой для каждого верующего или особенной наградой для некоторых христиан за определенные заслуги? В-четвертых, как понимать такие словосочетания, как «венец жизни» или «венец правды»? В-пятых, все ли венцы перечислены в Библии или их больше? На эти вопросы различные толкователи дают разные ответы. Чтобы разобраться и принять определенную позицию рассмотрим все эти венцы по отдельности.
Венец жизни. Данный венец (tov стёфауоу т^; СЮА?) встречается в двух текстах Нового Завета: Иак. 1:12 и Отк. 2:10. Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12). Иоанн пишет: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10).
Иаков и Иоанн пишут о венце жизни для утешения и укрепления христиан, испытывающих трудности и искушения.
Знатоки греческой грамматики предлагают три возможных варианта значения фразы «венец жизни»: (1) венец, «который есть жизнь», (2) венец «принадлежащий жизни», (3) «жизненный» венец. Практически все комментаторы данного текста поддерживают первый вариант. В этом случае венец является метафорическим обозначением вечной награды. В пользу того, что слово «венец» является образным обозначением награды, говорит и подобное употребление этой фразы в еврейской религиозной литературе еще до времени написания Нового Завета. Что речь идет именно о вечной жизни, а не о нынешней, понятно из слов Иакова: «Который обещал Господь любящим Его». Если эта жизнь обещана только части живущих людей, то это не может быть нынешней жизнью. Есть и еще один серьезный аргумент в пользу того, что речь идет о будущей жизни. Иаков использует фразу «обещал Господь любящим Его» еще раз, во второй главе того же послания: «не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак. 2:5). В этом тексте обещание ясно относится к будущему, т.е. ко времени установления Царства. Логично предположить, что и в первом случае обещание относится к будущему.
Возникает важный вопрос в отношении венца жизни. Если это вечная жизнь, то как же она может быть наградой? Разве верующие не получают её по благодати, независимо от дел? Ответ на этот вопрос мы дадим позже.
Похожее наставление встречается и у Петра: «О сем (спасении и небесном наследии) радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1:6-9).
Венец правды. О венце правды мы читаем у апостола Павла: «время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7, 8).
Фраза «венец правды» имеет такую же структуру, как и «венец жизни». То есть Павел говорит, что Господь даст ему венец, который является праведностью. Этот венец готовится всем «возлюбившим явление» Господа. Слово «готовится» (апокегтаь) передает идею, что этот венец уже готов, но «отложен в сторону» на время, пока не состоится его торжественное вручение.
Природа этого венца, как и венца жизни, вызывает вопрос о его заслуженности. Может показаться, что Павел ожидает венец правды, как награду за свои духовные подвиги и победу, но это не совсем так. Павел сам писал о своих привилегиях и своей праведности в том числе:
Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Фил. 3:8-11).
Если Павел не надеется на свои заслуги для обретения праведности, но ищет праведности от Бога через веру, то почему он пишет о праведности, используя метафору венца, т.е. награды победителю? Павел не надеялся на праведность от исполнения закона, но ожидал праведность от Бога в ответ на веру. Эту веру он сохранил и проявил в послушании и победоносном служении. Павел подчеркивает близость окончания своего труда и земной жизни, сравнивая это с тяжелой борьбой атлета и финалом олимпийских игр. Состязания окончены, теперь осталось только вручить награды. Павел предвкушает славную жизнь со Христом, уподобляя её радости победителя олимпиады. Борьба окончена! Впереди награждение, слава и почет. Можно отдохнуть, «почивать на лаврах». Господь выступает здесь в роли «праведного Судьи». С одной стороны, это говорит о справедливости награды, с другой стороны, праведность может дать только Тот, кто Сам праведен. Дуайт Эдвадс пишет по этому поводу:
Этот «венец праведности» вручается «справедливым Судьей» — Господом. Несомненно, это отличается от несправедливого судьи — Нерона, с которым Павел скоро встретится. Подготовленность показывает его доверие суду Христа, в противоположность следствию императорского суда, когда истинная праведность его достижения будет пересмотрена.
БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012
Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 9:25
Толкования:
Блж. Августин
Вступая на путь Господень, давайте воздерживать себя от суеты сего века и обадривать себя надеждой будущей жизни, не склоняя сердце наше к земному, а устремляя его к горнему.
Блж. Иероним Стридонский
Действительно, наша победа и венец победы приготавливаются покровительством Его и защитой, и мы сейчас бежим, чтобы укрепиться в будущем, где венец примет тот, кто в будущих поколениях выйдет победителем… Итак, будь непорочным, не греши, чтобы ничто для тебя не сделалось хуже!
Блж. Феофилакт Болгарский
Лопухин А.П.
См. также Толкование на 1Кор. 9:23
Прп. Ефрем Сирин
И каждый из состязающихся там в беге от всего вредного воздерживается, дабы тленный и преходящий венец получить. Сколь более надлежит нам, с увеличением и расширением подвига нашего, предохранять себя от всех дурных дел? Поелику подвизаемся из-за венца нетленнаго и непреходящего.
Прп. Филофей Синайский
Свт. Григорий Палама
Свт. Иоанн Златоуст
Свт. Климент Александрийский
Победители в борьбе не без усилий получают венец. Некоторые ставят воздержание вдовы уже выше воздержания девы, потому что вдова презрела удовольствие, которое испытывала.
Свт. Феофан Затворник
Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится: и они убо да истленен венец приимут, мы же неистленен
«Посмотрите на труды подвизающихся телесно. Не все то вкушают они, чего бы пожелалось, но ту употребляют пищу, какую предлагает обучающий подвигам» (Феодорит). «Что значит: от всех? – То есть не так, что от одного воздерживается, а в другом грешит, но воздерживается и от чревоугодия, и от сладострастия, и от пьянства, и от всех вообще страстей. Так бывает, говорит, даже при внешних подвигах, ибо подвизающимся (на зрелищах) нельзя во время подвига ни упиваться, ни прелюбодействовать, дабы не ослабить своих сил, ни заниматься чем-либо другим; но, воздерживаясь совершенно от всего, они занимались только своим подвигом. Если же так бывает там, где венец дается одному, то тем более должно быть здесь, где больше щедрости, ибо здесь не один только увенчается,– и самые награды гораздо выше подвигов» (святой Златоуст). «Итак, познайте, чего еще недостает у вас, и уразумейте способ, каким можно достигнуть венца. Апостол все сократил в одном слове: от всех воздержится» (Феофилакт).
И они убо да истленен венец приимут, мы же неистленен. Чаяние получить благо возбуждает энергию и приводит в напряжение силы действующие. Апостол говорит: видите, как хлопочут и усиливаются; из-за чего? – Чтоб получить венец, который завтра уже будет никуда негож. Сравните с этим то, что нам обетовано, и рассудите, сколь больше должно быть у нас напряжения и труда и заботы. Венец наш превосходнее того не тем только, что неистленен, когда тот тленен, но и тем, что нашему цены нет по его высоте и добротности. И этому тоже цены нет, но по его ничтожности. Апостол не прибавляет к этому наведения: оно само собою выходило, как тогда, так и теперь. Для нас можно сказать: оплотеневший ум не видит цены духовных благ, и не представляет их превосходства сознанию, оттого всюду ослабела ревность к стяжанию их. Мы живем так, что будто кроме земли и земного ничего нет.
Толкование на 1 Коринфянам 9:25
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на 1 Коринфянам 9:25 / 1Кор 9:25
Иоанн Златоуст (
Ст. 25−26 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух
Источник: Гомилия 23 на 1-е послание к Коринфянам.
Климент Александрийский (
Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного
Победители в борьбе не без усилий получают венец. Некоторые ставят воздержание вдовы уже выше воздержания девы, потому что вдова презрела удовольствие, которое испытывала.
Феофан Затворник (1815−1894)
Всяк же подвизаяйся, от всех воздержится: и они убо да истленен венец приимут, мы же неистленен
«Посмотрите на труды подвизающихся телесно. Не все то вкушают они, чего бы пожелалось, но ту употребляют пищу, какую предлагает обучающий подвигам» (Феодорит). «Что значит: от всех? — То есть не так, что от одного воздерживается, а в другом грешит, но воздерживается и от чревоугодия, и от сладострастия, и от пьянства, и от всех вообще страстей. Так бывает, говорит, даже при внешних подвигах, ибо подвизающимся (на зрелищах) нельзя во время подвига ни упиваться, ни прелюбодействовать, дабы не ослабить своих сил, ни заниматься чем-либо другим; но, воздерживаясь совершенно от всего, они занимались только своим подвигом. Если же так бывает там, где венец дается одному, то тем более должно быть здесь, где больше щедрости, ибо здесь не один только увенчается,— и самые награды гораздо выше подвигов» (святой Златоуст). «Итак, познайте, чего еще недостает у вас, и уразумейте способ, каким можно достигнуть венца. Апостол все сократил в одном слове: от всех воздержится» (Феофилакт).
И они убо да истленен венец приимут, мы же неистленен. Чаяние получить благо возбуждает энергию и приводит в напряжение силы действующие. Апостол говорит: видите, как хлопочут и усиливаются; из-за чего? — Чтоб получить венец, который завтра уже будет никуда негож. Сравните с этим то, что нам обетовано, и рассудите, сколь больше должно быть у нас напряжения и труда и заботы. Венец наш превосходнее того не тем только, что неистленен, когда тот тленен, но и тем, что нашему цены нет по его высоте и добротности. И этому тоже цены нет, но по его ничтожности. Апостол не прибавляет к этому наведения: оно само собою выходило, как тогда, так и теперь. Для нас можно сказать: оплотеневший ум не видит цены духовных благ, и не представляет их превосходства сознанию, оттого всюду ослабела ревность к стяжанию их. Мы живем так, что будто кроме земли и земного ничего нет.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ефрем Сирин (
Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного
И каждый из состязающихся там в беге от всего вредного воздерживается, дабы тленный и преходящий венец получить. Сколь более надлежит нам, с увеличением и расширением подвига нашего, предохранять себя от всех дурных дел? Поелику подвизаемся из-за венца нетленнаго и непреходящего.
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Филофей Синайский
Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного
Источник: 40 глав о трезвении.
Августин (354−430)
Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного
Вступая на путь Господень, давайте воздерживать себя от суеты сего века и обадривать себя надеждой будущей жизни, не склоняя сердце наше к земному, а устремляя его к горнему.
Иероним Стридонский (
Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного
Действительно, наша победа и венец победы приготавливаются покровительством Его и защитой, и мы сейчас бежим, чтобы укрепиться в будущем, где венец примет тот, кто в будущих поколениях выйдет победителем… Итак, будь непорочным, не греши, чтобы ничто для тебя не сделалось хуже!
Источник: Беседы против пелагиан.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного
Уже за десять месяцев до игр участники их начинали подготовляться к ним и при этом вели очень воздержанный образ жизни, чтобы каким-либо излишеством не ослабить свое тело. Эта воздержанность соблюдалась не только в отношении к недозволенным наслаждениям, но и к таким, какие были допустимы с нравственной точки зрения. Так и христианин должен воздерживаться не только от греховных радостей, но и от такой, которая сопровождается или может сопровождаться потерею времени или ослаблением нравственной силы. И это тем более обязательно для христианина, что он получает в награду не простой венок из листьев — символ всеобщей похвалы человеческой, а венец нетленный.