Что такое нетрадиционная религия
Лек. 12. Современные нетрадиционные религии
12.1. Нетрадиционные религии
12.2. Неохристианские религиозные течения
12.3. Неоориенталистские течения
12.4. Саентологические, эзотерические и неоязыческие культы
12.1. Нетрадиционные религии. В последние годы во многих странах, кроме традиционных религий, распространяются новые религиозные течения, которые не присущи духовной и культурной матрице этноса, на ментальном уровне не укоренены, но распространяются вследствие активной миссионерской деятельности, зачастую навязчивой и агрессивной (и хорошо финансируемой). К новым религиозным движениям относятся и так называемые неорелигии, которые сформировались недавно. Их появление обусловлено как изменением мировоззренческих парадигм, так и личностной духовной инициативой отдельных личностей, которые, используя в качестве основы отдельные традиционные вероисповедания или синкретизм нескольких, создают новое вероучение, культ, организацию – чаще всего в форме тоталитарной секты с признаками культа основателя религии. Обычно они не слишком многочисленны, но их влияние на общественную жизнь измеряется не количеством последователей, поскольку миссионеры направляют свои усилия на привлечение в подобные организации прежде всего представителей элит, а также молодежи – социально активной части общества. Способствуют приобщение к новым религиозным течениям социально-экономическая и политическая нестабильность, жажда духовного поиска для выражения личных духовно-ценностных ориентиров. Молодежь, зачастую еще не определившуюся в своем отношении к религии, привлекает экзотика неведомых культов. Выделяют несколько типов нетрадиционных религий: неохристианские, неоориенталистские, саентологические, и неоязыческие религии.
Неорелигиям свойственны следующие черты: 1) Авторитаризм харизматического лидера, воспринимаемого как спаситель, небесный избранник или посланник божий; 2) Эклектичность вероучения, которое создается путем синтеза первобытных языческих представлений, христианства, восточных религий, оккультизма, принимая во внимание и научные достижения; 3) Специфичность социального состава последователей, главным образом имеющих образование выходцев из среднего класса; 4) Оппозиционность по отношению к традиционным религиям; 5) Строгая регламентация религиозной жизни: от последователей требуется отказ от личного имущества, изменение места жительства, к ним применяются технологии психологического манипулирования, контроль за их поведением, духовная и физическая изоляция от общества. Нередко вероучение новых сект представляет собой смесь, порой примитивную, разнородных верований, культурных традиций, цивилизационных установок.
12.3. Неоориенталистские течения (от лат. ориенталис – восточный) – не связанные с христианством восточные религии, пересаженные на западную почву. Основателями ориенталистских направлений чаще всего бывают различные гуру, йоги, свами, махараджи. Общим для таких групп является положение о том, что все существующее – иллюзорно, а за ним скрыта истина природы, гармоническая и справедливая. Задача последователей заключается в том, чтобы при помощи медитации слиться с этой истинной природой. Почти отсутствуют неорелигии на основе ислама, который продемонстрировал значительную устойчивость (чему, вероятно, способствовал последовательный монотеизм и несложный культ). Самой известной из современных неоориентальных организаций является «Международное Общество Сознания Кришны» (МОСК, религиозная организация вайшнавов), именуемое также «Движением Харе Кришна». Этот восточный культ в традициях индуизма получил широкое распространение во многих странах мира, включая Западную Европу и Америку.
Учение кришнаитов по своему происхождению связано с индуизмом. Кришнаиты считают свое вероучение и культ органическим продолжением, современной интерпретацией древнего ведического учения. Основная работа называется «Бхагаватгита, как она есть». По форме она представляет собой пристрастный перевод «Бхагаватгиты», шестой книги знаменитой эпической поэмы «Махабхарата», этого «Нового Завета» индуизма, с авторскими комментариями и дополнениями.
Таким образом, кришнаиты хотят подчеркнуть, что их религия не является каким-то новообразованием. Она имеет давние корни и базируется на «ученической преемственности», возникла на заре творения, когда Кришна — Верховная личность Бога — заключил ведическое учение в сердце Брахмы, первого живого существа во Вселенной. Брахма передал это знание своему сыну и ученику Нерьяде, позже ставшему духовным учителем Шрилы Вьясадевы, составителя Вед. В XX в. эта цепь дошла к Бхактиведанте Свами Прабхупаде (1896–1977), который смог изложить это учение на понятном для человека нашего времени языке — языке людей, воспитанных в традициях европейской культуры.
Вероучение кришнаизма основано на принципе монотеизма. В соответствии с этим вероучением, существует единый абсолютный Бог, который выступает в трех проявлениях: Бхагаван, Брахман и Параматма. Бхагаван — это сторона Бога, обладающая непостижимыми качествами, концентрирующая в себе все богатство, могущество, красоту мира. Брахман — это внеличностная сторона, абсолютная истина, непостижимая, бесконечная сила. В Параматме проявляется Верховная Душа, которая находится в сердце каждого живого существа вместе с индивидуальной душой — дживой.
В соответствии с великим множеством действий, у Бога великое множество имен, но главное из них — Кришна. Остальные боги воспринимаются как аватары (воплощения) Кришны. Такой аватарой выступает в кришнаизме и Иисус Христос. Кришнаизм, как и многие другие вероисповедания, возникшие в XX в., стремится стать религией объединения. Поэтому он включает в свой пантеон всех богов традиционных религий.
Кришнаиты придают большое значение учению о двойной природе мира: духовного и материального. Человек также представляет собой существо, которое состоит из двух начал: духовного и материального. Духовное начало служит основой человека; тело лишь оболочка души, и душа постоянно изменяет эту оболочку. Следуя традиции ведической религии, кришнаиты утверждают, что душа способна перевоплощаться в 8 400 000 форм жизни. Эти перевоплощения происходят по закону Кармы и могут длиться бесконечно. Только приняв человеческий облик, душа получает возможность разорвать цепь перерождений, развить свое первоначальное духовное сознание и осознать себя неотъемлемой частицей Господа. Освободиться от материального мира, развить в себе сознание Кришны способен каждый человек. Для этого он должен посвятить себя преданному служению Богу. Это служение лежит в основе бхакти-йоги, которая состоит из девяти видов деятельности.
Бхакти-йога составляет основу культовой деятельности кришнаитов. Цель этой деятельности, по их мнению, состоит в том, чтобы полностью погрузиться в духовное сознание, восстановив свои взаимоотношения с Богом, и развить в себе любовь к Богу, изначально присущую каждому живому существу. Один из важных принципов, на которых базируется культовая практика кришнаитов, состоит в самоограничении человека. Кришнаит должен свести к минимуму потребности материального тела, чтобы поднять свое сознание на высший уровень и сохранить время для духовной деятельности. Самоограничение включает в себя отречение от мирской жизни и всех благ, которые она предоставляет человеку. Идеальной формой такого отречения является прежде всего отказ от собственности, пожертвование средств в пользу «Общества Сознания Кришны» и переход на положение монаха или монахини в храме. Те, кто не переходит к монашескому образу жизни, могут продолжать свою деятельность в мире, зарабатывая себе на жизнь и внося пожертвования в храмы.
Много внимания в кришнаизме отводится пищевым ограничениям. Кришнаитам запрещается употребление в пищу мяса, рыбы, яиц. Они также запрещают употребление наркотиков и алкоголя, кофе, чая, табака. Осуждают половые отношения, не предназначенные для продолжения рода.
В культовой практике кришнаитов большая роль отводится омовению. Чистота тела, по их мнению, — это одно из важнейших качеств кришнаита. Омовения рекомендуется делать два-три раза в день. Большое место в культе кришнаитов занимает ритуальное богослужение в храме. Богослужения проводятся каждый день, с 4.00 до 21.00.
Особое значение кришнаиты отводят медитации. Во время медитации человек полностью отрешается от этого мира и концентрируется на любви к Богу. Исключительная роль во время медитации отводится маха-мантре (великой мантре): «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе». С точки зрения кришнаитов, мантра — это воспевание святых имен Бога. В течение дня кришнаиты должны произнести эту мантру 1728 раз. Как утверждают учители кришнаизма — гуру, повторение мантры необходимо для того, чтобы полностью сконцентрировать сознание на Боге, войдя в молитвенное состояние и медитируя на звуки его имени. Медитации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
Кришнаиты придают религиозное значение всей жизнедеятельности своих последователей — «преданных». Поэтому в качестве культовой деятельности выступают и уборка и храме, и перевод на другие языки учения Свами Прабхупады, и благотворительная деятельность. За каждым «преданным» закреплены определенные обязанности, а выполнение их осознается как осуществление религиозной обязанности, форма проявления любви к Кришне и служения ему. Наиважнейшей же признается миссионерская деятельность и проповедь учения, в том числе переводческая и издательская деятельность (см. текст 9.2).
Основными ячейками религиозной жизни кришнаитов являются храмы. При храмах, как правило, создаются проповеднические (миссионерские) центры, где получают систематическое религиозное образование и воспитание «преданные», пришедшие в общину. Все храмы в административном отношении самостоятельны. Вместе с тем деятельность кришнаитских организаций четко координируется на трех уровнях: региональном, зональном и национальном. На низовом уровне координация проходит через региональные советы, которые состоят из представителей храмов региона; на национальном уровне — через совет руководителей самых крупных храмов данной страны. Таким образом МОСК представляет собой нечто вроде конфедерации самостоятельных национальных религиозных организаций. Мировой центр «Международного Общества Сознания Кришны» находится в Индии — в городе Маяпур в Западной Бенгалии, здесь раз в год представители МОСК из разных стран собираются на свои съезды. В целом считается, что в Индии насчитывается не менее 100 тыс. активных членов МОСК, среди которых много уважаемых ученых, политиков и общественных деятелей, в США — более 20 тыс., абсолютное большинство из которых — молодежь в возрасте до 25 лет, в Англии кришнаитские храмы и празднества посещает 40–50 тыс. человек.
Первая заявка на регистрацию кришнаитской общины в СССР была подана в 1981 г., однако разрешение Совета по делам религий при Совете Министров СССР было получено только в 1988 г., более того кришнаиты подвергались преследованиям и многие из них побывали в психбольницах, тюрьмах и лагерях. В наши дни они владеют собственной радиостанцией «Радио Кришналока». В Москве находятся принадлежащие «Обществу» два храма, издательский центр, две гимназии, филиал института Бхактиведанты, а также кафе «Фортуна», в котором предоставляется бесплатное питание нуждающимся. Часть средств МОСК получает из различных фондов, а также от продажи роскошно иллюстрированного издания «Back to Godhead».
Что такое нетрадиционная религия
Нетрадиционные религии – религиозные движения и созданные ими организации, вышедшие за рамки традиционных национальных и мировых религий, но использующие их идеи, символы и обряды. Их также называют альтернативными культами или неокультами, внеконфессиональными (надконфессиональными) верованиями, новыми религиозными движениями. Нетрадиционные религии получили распространение с конца 50-х гг. ХХ в., когда они начали появляться в США и Западной Европе в результате массового разочарования верующих, прежде всего молодежи, в традиционных религиях и церквях. Общее количество нетрадиционных религий в мире трудно оценить, т.к. статистика по этому вопросу отсутствует. По имеющимся данным только во Франции их около трёхсот, в США – более двух тысяч. Преобладают два типа нетрадиционных религий: сложившиеся на основе Христианства и возникшие под воздействием восточных религий (главным образом, индуизма и буддизма). Особняком стоит бахаизм, чей главный храм находится в Иерусалиме, предлагающий синтезировать священное писание всех наиболее представленных в мире религий и религиозно-философских систем (авраамических, буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма и проч.) и характеризующийся поэтому крайним эклектизмом и имеющий небольшое количество сторонников. Отличительной чертой «новохристианских» религий является то, что формально их последователи поклоняются Христу, но фактически почитают как «посланников Божиих» и «новых мессий» своих лидеров. Наиболее характерным примером нетрадиционных религий восточного происхождения является вайшнавизм, более известный как Общество сознания Кришны (Харе Кришна, кришнаиты). Оба этих религиозных направления – «новохристианское» и восточное – имеют приверженцев в России и других постсоветских странах с конца 1980-х гг.
Часть новейших и старых нетрадиционных религий отличает поклонение лидеру, как живому божеству, жесточайшая централизация управления организацией и суровая дисциплина в ней, чересчур обильное материальное жертвование со стороны верующих или их полный отказ от собственности в пользу общины и/или её лидера, нацеленность на быстрое и радикальное изменение сознания новообращенного, агрессивные методы привлечения и удержания адептов, полное разрушение социальных связей последователя за пределами группы единоверцев, унификация личности верующего, отсутствие догматической и обрядовой традиции, ярко выраженное антихристианство и неоязычество, синтетичность и эклектичность вероучения, нарочитый вероучительный и обрядовый мистицизм, коренящийся в системе эзотерических представлений.
Среди нетрадиционных религий выделяются т.н. деструктивные, которые отличают методы вербовки сторонников и психологической обработки неофита: «бомбардировка любовью», когда его делают центром внимания, восхищения и любви; информационная комфортность, когда он сразу получает кажущиеся исчерпывающими ответы на все волнующие его вопросы; ограничение круга общения единоверцами; строгий режим ограничения сна и пост, изнурительные духовные практики, тяжелый физический труд.
Что такое нетрадиционная религия
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ («религии Нового века», религиозные «культы», «новые религии», «тоталитарные секты») – общее и достаточно условное обозначение современных религиозных объединений, которые противостоят официальным и господствующим религиям. Разделения и размежевания внутри «традиционных» церквей – характерная черта развития религии, обусловленная в конечном счете исторически-конкретной социальной обстановкой, в которой эти церкви существовали (напр., постоянно возникавшие внутри христианства «расколы», «ереси» и секты). Однако новые религии сегодня существенно отличаются от форм прежнего религиозного диссидентства (см. Диссиденты).
Нетрадиционное религиозное движение представляет собой сложный историко-культурный феномен, по-своему воспроизводящий кризис устоев современной цивилизации, нараставший в течение 20 в.: истребительные войны, обострение глобальных проблем, крах либерально-прогрессистских концепций, отказ от европоцентризма, рост антисциентистских и мистических доктрин, обостренное внимание к мифологии и эзотерическому знанию. Одним словом, нетрадиционные религии – результат тех же умонастроений, что нашли выражение в различных иррационалистических и антропологических философских учениях, начиная с кон. 19 в. (философия жизни, экзистенциализм, персонализм), а также в литературе и искусстве (Ф.Кафка, сюрреализм, «театр абсурда» и т.д.). Фиксируя радикальные сдвиги в религиозном сознании, они свидетельствуют и о неспособности сложившейся системы церковных организаций удовлетворять изменившиеся духовные потребности верующих (поиски путей личностной идентификации и нравственных абсолютов, решения проблемы смысла жизни и предназначения человеческого рода и т.п.) в «обезбоженном мире» (Хайдеггер), когда в сознании многих привычный и милосердный «Бог умер». Эти явления вызывают глубокую обеспокоенность в богословских кругах, примером чего могут служить появление диалектической теологии в протестантизме, обратившейся ко многим идеям экзистенциализма, и курс на обновление («аджорнаменто») официального католицизма, все более активно ассимилирующего антропологические и персоналистские доктрины. Возникновение нетрадиционных религий отражает ту же реакцию, но не теологов, а спонтанно формирующегося массового религиозного сознания, стремящегося обрести свои институциональные формы. Маргинализации церковного сознания, растущему числу причудливых синкретических религиозных форм способствует стремление Запада (прежде всего США) распространить в качестве глобальных собственные духовные, в т.ч. и религиозные, ценности. Естественно, что в зависимости от специфики культурных традиций и социально-политической обстановки религиозные новообразования принимают различные, нередко полярные формы.
Среди диссидентских образований в религиеведении принято различать ересь и сектантство, относя появление последнего к кон. 16 в.. И ереси, и секты возникали внутри господствующих церквей, идя на разрыв с ними из-за несогласия с ортодоксальным толкованием тех же самых священных книг. Новые же религии, как правило, возникают самостоятельно, параллельно, отвергая традиционные церкви в целом. Наиболее наглядно это видно в противопоставлении собственных взглядов основателей новых религий Священному Писанию. Здесь, правда, трудно провести четкую временную разграничительную линию. Так, уже в теософии Е.П.Блаватской, в учении и деятельности мормонов, отчасти «Свидетелей Иеговы» и др. проявились характерные черты современных нетрадиционных религий, дающие основание рассматривать их как новый тип религиозных объединений, наиболее адекватно представляющих религиозный плюрализм кон. 20 в. Тем самым понятие «нетрадиционные религии» приобретает крайне широкий смысл; в него включают многочисленные версии неоориентализма, неоязычество, теософию, антропософию, космизм, различные врачевательные культы и т.д. Отсюда неправомерность приписывания всем новым религиям одних и тех же характеристик, отождествление, напр., последователей Ананды Марги и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, с последователями респектабельного бахаизма и безобидными поклонниками летающих тарелок. Если церковно-догматические критики нетрадиционных религий, защищающие собственное «молитвенное пространство», обличают их как злостное «уклонение» от истинной веры, то для серьезного религиеведа они представляют явные или превращенные формы нового типа религиозности, имеющего глубокие социально-онтологические корни, а поэтому исторически закономерного.
Общественный интерес к нетрадиционным религиям возник после самоликвидации «Народного храма» Д.Джонса в 1978, когда погибло 914 американцев. Поскольку эта трагедия стала возможной лишь потому что Джонс сумел добиться собственного почитания (культа) в качестве «живого бога», то организации такого типа получили обличительное наименование «культы», которое и утвердилось в американской литературе. Тогда же выяснилось, что начиная с 1960-х гг. в США возникло около 2 тыс. необычных религиозных и квазирелигиозных образований, полностью порвавших с традиционными церквами. В печати их также стали называть «культами», хотя большинство из них составили аморфные и неустойчивые группы поклонников спиритизма, парапсихологии, телекинеза, летающих тарелок и различные «организации здоровья», которые точнее обозначать более широким термином, а именно «религии Нового века», или нетрадиционные религии.
Характерная для тех лет обстановка поисков американской молодежью альтернативных путей развития общества и личностной самореализации создала благоприятную почву для деятельности «небесных посланцев», преследующих сугубо материальные, корыстные цели. Наибольшую, часто скандальную известность приобрели «Церковь объединения» Сён Муна, «Дети Бога» Д.Берга и «Церковь сайентологии» Л.Хаббарда. Значительную долю новых религий в США составили неоориенталистские группы, основатели которых опирались на (и порой произвольно интерпретировали) богатый нравственно-психологический опыт Востока. Наибольшего влияния добились Общество сознания Харе Кришны, Миссия Божественного света, Организация здоровья, счастья и святости.
Проблема классификации нетрадиционных религий до сих пор вызывает острые разногласия среди специалистов. Прежде всего представляется целесообразным выделение «культов» (при всей спорности самого наименования) в особую группу, поскольку их специфика постоянно порождает конфликтные ситуации.
Во главе «культа» стоит харизматический лидер, который объявляет себя либо живым богом, либо его прямым посланцем, призванным спасти мир, погрязший в грехе. Цельное, детально разработанное вероисповедание подменяется проповедями, произвольно комбинирующими и вульгаризирующими элементы теизма, восточных религий, языческих верований и примитивной магии. Практикуется запугивание скорым концом света и Страшным судом. Каждый, кто не разделяет взглядов лидера, обличается как последователь Сатаны, обреченный на неминуемую гибель. Свою группу лидер рекламирует как «семью», в которой претендует на роль истинного «отца» (или «матери»), обеспечивающего защиту своих «детей» и контролирующего каждый их шаг. Все остальные люди (в т.ч. и подлинные родители) объявляются «слугами дьявола», достойными лишь ненависти. Некоторые «культы» имеют свои общежития, где царят жесткий аскетизм и нещадная эксплуатация. От неофитов, как правило, требуют передачи в пользу «семьи» всего имущества или, по меньшей мере, значительной части доходов. Широко используются изнурительные групповые мероприятия (многочасовые танцы, лекции, молитвенные собрания, зубрежка цитат), вводящие людей в полугипнотическое состояние, которое ставит их в полную зависимость от лидера и его доверенных помощников и лишает возможности свободного выбора. Не случайно многие эксперты приравнивают такие мероприятия к технике кодирования, к программированию сознания. О силе воздействия говорят акты коллективного самоубийства (последнее в апреле 1998 совершила калифорнийская группа «Небесные врата») и изуверские обряды сатанистов. Вместе с тем в «культах» (как и вообще в нетрадиционных религиях) широко применяются физиопсихотехника и различные психотерапевтические процедуры (обычно восточного происхождения), которые оказывают благоприятное воздействие на физическое состояние и самочувствие человека.
С кон. 1980-х гг. нетрадиционные религии стали быстро распространяться в России. Этому способствовали как активность зарубежных миссионеров, располагающих огромными финансовыми возможностями, так и слабость отечественных («традиционных») церквей, обескровленных десятилетиями большевистских репрессий. Заметно активизировались и религиозные новообразования российского происхождения («Богородичный центр», «Белое братство», «Церковь последнего завета Виссариона», «Система Учителя Иванова» и др.). Ныне нетрадиционные религии существуют во всех областях и регионах, и численность их последователей растет быстрее (в кон. 20 в. примерно 200–300 тыс. человек), чем число верующих традиционных религий. Причины этого не сводятся лишь к возросшей активности новых религиозных проповедников. Главное в распаде всей системы прежних идеалов и идолов, в растущем массовом ощущении потерянности и беззащитности, в падении авторитета традиционных церквей, догматика и уставы которых воспринимаются (особенно молодежью) как препятствие к самовыражению, тогда как энергичные лидеры новых религий обещают духовный покой и решение всех – и социальных, и личных – проблем «здесь и сейчас». Людей привлекает и внутригрупповая («семейная») атмосфера, способность руководителей понятно формулировать свои цели, обеспечивать строгое выполнение моральных предписаний в сообществах. Наряду с объединениями, которые рекламируют себя как «новейший вариант» христианства и восточных религий, ныне реанимируются древние языческие верования, которые нередко поддерживаются местными властями как истинно «народные» – с целью обосновать свою независимость от центра.
В деятельности российских новых религий тесно переплелись искренние духовные поиски молодого поколения, вызванные болезненным состоянием общества, и цинично-расчетливая деятельность отдельных «спасителей» и «мессий», которые либо преследуют сугубо меркантильные цели, либо стремятся удовлетворить свои властные и политические амбиции. Деятельность нетрадиционных религий (у нас они обычно фигурируют под научно неприемлемыми наименованиями «тоталитарные секты», «деструктивные культы») встречает резкое противодействие со стороны традиционных религий, прежде всего Русской Православной Церкви. В силу сложности и динамичности описанных процессов проблематика, связанная с нетрадиционными религиями остается одной из наиболее неразработанных в современном религиеведении.
1. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». М., 1985;
2. Он же. Религиозные «культы» в США. М., 1984;
3. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984;
4. Он же. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999;
5. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России (круглый стол). – «ВФ», 1996, № 12;
6. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1998.