Что такое неуточненная умственная отсталость
Умственная отсталость или задержка психического развития?
Определение
Умственную отсталость можно определить, как когнитивную способность (память, внимание, мышление), которая заметно ниже среднего уровня и проявляется плохой адаптацией к окружающей среде. Термин «задержка развития» обычно используется для детей в возрасте до трех лет.
Классификация
Умственную отсталость классифицируют по пяти категориям: пограничная, легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Категории основаны на оценках, полученных с помощью стандартизированных по возрасту тестов когнитивных способностей. Стандартизированное тестирование очень маленьких детей менее информативно в плане предсказания развития умственной осталости.
Распространенность
Умственная отсталость регистрируется примерно у 2-3% населения, задержка психического развития — как минимум у 5% детей.
Диагностика
Задержку психического развития, впрочем, как и диагноз умственной отсталости у маленьких детей бывает сложно поставить. Это происходит из-за того, что: ребенок не выглядит «отсталым», на амбулаторной консультации он также не всегда «отсталый», у врача есть убежденность, что нельзя в полной мере тестировать маленьких детей. В большинстве государственных больниц и детских чреждений, к сожалению, примерно в 60% случаев причины задержки психического развития не выявляются даже после тщательной диагностики. При этом у некоторых детей нередко находится врожденный порок развития мозга; другие дети имеют повреждения головного мозга в «критические периоды» пре- или постнатального развития. Приобретенные причины задержки психического развития включают в себя черепно-мозговую травму и злокачественную опухоль центральной нервной системы.
Причины
Перечислю наиболее частые пренатальные причины задержки психического развития: врожденные инфекции, такие как цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, сифилис, краснуха и вирус иммунодефицита человека; продолжительная «материнская лихорадка» в первом триместре беременности; воздействие противосудорожных препаратов или алкоголя; и просмотренная фенилкетонурия. Осложнения недоношенности, особенно у детей с очень низкой массой тела при рождении, или послеродовое воздействие свинца также могут вызывать умственную отсталость.
Нарушения обмена веществ являются еще одной возможной причиной задержки психического развития и умственной отсталости. В некоторых случаях (например, фенилкетонурия, гипотиреоз) отсталость можно предотвратить с помощью раннего лечения. Другие расстройства (например, мукополисахаридоз, сфинголипидозы) менее чувствительны к ранней терапии. Современная молекулярная медицина (цитогенетика, молекулярная генетика) позволила диагностировать ряд состояний, называемых митохондриальными клеточными заболеваниями.
Ряд генетических расстройств приводит к умственной отсталости. Многие из них связаны с атипичными или дисморфическими физическими характеристиками. Такие состояния включают синдром ломкой Х, нейрофиброматоз, туберозный склероз, синдром Нунана и синдром Корнелии де Ланж. Полный список синдромов, связанных с умственной отсталостью, выходит за рамки данной заметки. Поэтому без генетического исследования и ЭЭГ причину задержки психического развития найти невозможно.
Четверть пациентов с умственной отсталостью имеют хромосомную аномалию. Дети с синдромом Дауна (трисомия 21) обычно хорошо распознаются по физическим характеристикам, но особенности, связанные с другими хромосомными аномалиями, такими как синдром Клайнфелтера (47, XXY), могут быть не столь очевидными для членов семьи или врача. У других детей может быть небольшая делеция или дупликация конкретной хромосомы, о которой редко сообщают в литературе; таким образом, фенотип все еще не определен. Некоторые хромосомные аномалии наследуются от родителей, но большинство встречаются de novo. Было обнаружено, что многие ранее описанные клинические синдромы имеют связанную хромосомную аномалию (например, синдромы Ди-Джорджа, Прадера-Вилли, Ангельмана и Уильямса).
Врач должен быть внимательным для того, чтобы не пропустить диагноз умственной отсталости у любого ребенка. Некоторые полезные подсказки включают в себя: задержку речи, дисморфические особенности (незначительные аномалии), гипотонию мышц в целом или конечностей, общую неспособность делать что-то для себя и, что не менее важно, выраженную обеспокоенность родителей. Первым и наиболее важным шагом в диагностике умственной отсталости является получение комплексной истории болезни пациента и его семьи. Гинекологический и акушерский анамнез может выявить бесплодие или потерю плода. Оценка состояния здоровья матери во время беременности должна включать вопросы, касающиеся употребления табака, алкоголя, наркотиков и психотропных препаратов; образ жизни или риски венерических заболеваний; увеличение или потерю веса; признаки инфекции; тяжелую болезнь или травму; и операции или госпитализации. Врач должен получить информацию о продолжительности беременности, преждевременных родах или разрыве плодных оболочек, продолжительности и ходе родов, типе родов и любых осложнениях. Оценки по шкале Апгар за одну и (особенно) пять минут, вес при рождении, длина и окружность головы должны быть измерены и нанесены на соответствующие диаграммы роста. Родителей следует спрашивать о любых болезнях, проблемах с кормлением или сном в период после рождения и проблемах с сосанием или глотанием, а также об общей склонности ребенка к чему-либо. Отклонения в темпераменте младенца часто являются первыми признаками нетипичного развития ребенка.
Системный обзор состояния здоровья ребенка должен быть полным, с особым вниманием к проблемам роста, истории судорог, летаргии и эпизодической рвоте. «Экран развития» должен использоваться при всех посещениях здорового ребенка, чтобы получить информацию о сроках основных этапов его развития, любых проблемах, рассказанных со стороны родителей, а также о сопоставлении темпов развития ребенка и модели развития с показателями развития братьев и сестер. Конкретные вопросы о текущих способностях развития ребенка следует задавать при каждом его посещении.
Ребенка следует тщательно обследовать на наличие дисморфных признаков или незначительных отклонений, таких как необычный рисунок бровей, широко расставленные или близко расположенные глаза, низко посаженные уши или ненормальные узоры ладонной складки. Незначительные отклонения определяются как дефекты, которые имеют необычные морфологические признаки без серьезных соматических и неврологических последствий или неблагоприятного внешнего вида. Большинство незначительных отклонений затрагивают лицо, уши, руки или ноги и легко распознаются даже при беглом осмотре. Наличие трех или более незначительных патологий у новорожденных коррелирует с 90% частотой сопутствующих серьезных патологий, предполагая тесную связь с морфогенезом в утробе матери. Таким образом, незначительные отклонения могут дать подсказки к проблемам развития пренатального происхождения.
Оценка головы, лица, глаз, ушей и рта должна включать общую оценку остроты зрения и качества слуха. Обследование грудной клетки, сердца, позвоночника, живота, половых органов, конечностей, мышц и неврологических рефлексов может выявить нарушения, которые могут быть связаны с задержкой психического развития.
Известны различные опросники для оценки развития: Денверский опросник по развитию — это полезный инструмент скрининга, который родители могут легко заполнить самостоятельно, Kansas Infant Development Screen, в котром результаты могут быть записаны и нанесены на график так же, как с помощью диаграмм соматического роста.
Задержки в развитии речи распространены и могут стать более очевидными, если сравнивать их с речевым развитием родного брата или сестры. Нельзя переоценить важность опасений, высказанных родителями в отношении развития, поведения и обучения ребенка, поскольку эти опасения направлены на большинство детей с проблемами развития. Врачом должна быть получена информация о семье, занятиях и достижениях родителей, образовательном статусе и развитии братьев и сестер, роли пациента в семье, дисциплине детей и особенностях личности тех людей, которые остаются с детьми, когда родителей нет дома. Следует выявить семейную историю потери плода, умственной отсталости, серьезных проблем с обучением, психических и неврологических расстройств, врожденных аномалий и необъяснимой детской смертности, а также других серьезных заболеваний у членов семьи первой и второй степени родства. Обследование должно быть тщательным, с особым вниманием к физическим данным, которые совместимы с любыми факторами риска, полученными из истории болезни.
Обследование
В тех случаях, когда задержка психического развития или умственная осталость необъяснима рекомендуется делать магнитно-резонансную томографию, исключить церебральный паралич или моторную ассиметрию, судорожные приступы, микроцефалию, семейные случаи умственной отсталости, множественные даже незначительные соматические и неврологгические аномалии; задержку роста, наследственные синдромы; обратить вннимание на нарушение движений, потерю или затяжное плато навыков, эпизодическую рвоту, головную боль, приобретенные кожные заболевания, провести нейрофизиологические, метаболические, цитогенетические и молекулярно-генетические исследования, обратить внимание на аномалии сетчатки, потерю чувствительности.
Диагностика задержки психического развития требует нескольких визитов семьи к врачу — генетику, потому что фенотип (клиническая картина задержки психического развития или умственной отсталости) может развиваться медленно, а у ребенка постоянно могут появляться новые синдромы.
Важность постановки диагноза у ребенка с умственной отсталостью невозможно переоценить. Точный диагноз позволяет получить предварительное руководство для пациента, информацию о риске повторения и генетическое консультирование для родителей, а также возможность для семьи участвовать в определенных группах поддержки. Замечу, по своему опыту, что неправильный диагноз, гораздо хуже, чем неопределенный. В пределах конкретной семьи риск рецидива умственной отсталости у будущих братьев и сестер или других родственников пациента зависит от конкретного диагноза. В арсенале педиатра также имеются практические рекомендации по первичной помощи детям с определенными состояниями (синдром Дауна, синдром ломкой Х хромосомы), а также специальные диаграммы соматического роста для детей с некоторыми синдромами.
Этот первоначальный обмен информацией с родителями является чрезвычайно важным шагом и, вероятно, заложит основу для будущих отношений между врачом, семьей и пациентом. Должно быть запланировано достаточно времени для обсуждения результатов исследований и ответов на вопросы родителей. Следует рекомендовать семье написать список вопросов для дальнейшего общения с врачом. Клиницист должен уточнить термин «задержка развития», потому что родители часто неверно истолковывают это как означающее, что ребенок имеет возможность наверстать упущенное.
Мой совет родителям: лучше всего искать других врачей, выслушивая разные мнения, как только заподозрена умственная отсталость, а не придерживаться подхода «жди и смотри». Особый интерес представляют собой междисциплинарные оценки (педиатрия развития, генетика, неврология, психиатрия, офтальмология), а также функциональный анализ терапии (фармакотерапия, физиотерапия, диетотерапия, дефектология, аудиология, психология). В идеале семейный врач должен интегрировать информацию о результатах групповой оценки состояния ребенка.
МРТ или КТ?
Если у ребенка с умственной отсталостью окружность головы падает ниже 5-го процентиля (микроцефалия) или выше 95-го процентиля (макроцефалия), следует провести сканирование мозга с помощью магнитно-резонансной томографии. Она обычно предпочтительнее компьютерного томографического сканирования из-за более качественной визуализации аномалий развития коры головного мозга, таких как пахигирия, полимикрогия и шизэнцефалия. Эти нарушения отражают аномалию, возникшую в течение первых 25 недель беременности при ранней миграции нейронов в шестислойную кору головного мозга.
Генетика
Консультация с медицинским генетиком/дисморфологом неоценима. Она будет включать обзор родословной трех поколений и записи соответствующих родственников, оценку тонких дисморфических признаков, цитогенетический и молекулярно-генетический анализ (в идеале — генома или экзома). Большинству умственно отсталых пациентов, которые посещают генетический кабинет, проходят хромосомный анализ. Хотя это обследование может быть проведено во многих лечебных учреждениях, существуют разные уровни качества теста, и обычно его лучше всего выполнять в хорошей цитогенетической лаборатории, связанной с университетской больницей или научно-иссследовательским институтом, а также специализированной детской больницей. Такое обследование позволяет легко интерпретировать полученные результаты семье пациента в случае обнаружения отклонений. Тестирование ДНК на синдром хрупкой Х хромосомы должно проводиться вместо цитогенетического тестирования, которое может пропустить до 7% таких случаев. Метаболическое тестирование в отсутствие анамнеза, свидетельствующего о метаболическом заболевании, вероятно, имеет небольшую ценность.
Лечение
Мы разработали специальные программы по ведению детей взрослых с умственной отсталостью, которые живут в семья. Мы категорически против шаблонного назначения нейролептиков в детском возрасте. Существует множество немедикаментозных методов, которыми можно успешно пользоваться при задержке психического развития и умственной осталости.
Все врачи, которые работают с детьми с задержкой психического развития или нарушениями развития, должны помнить, что эти пациенты быстро перерастают свое детство. Поскольку они становятся подростками и молодыми людьми, большинству из них потребуется профессиональное вмешательство и социальная помощь. Вопросы, связанные с сексуальностью, планированием семьи, опекой, имущественным планированием и попечительством, являются также чрезвычайно важными.
Умственная отсталость
Сегодня мы поговорим о таком понятии как «умственная отсталость«. В настоящее время этот термин рекомендован Международной классификацией болезни. Наиболее полное определение термина «умственная отсталость» – это совокупность различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний (в первые три года жизни ребенка), которые проявляются в интеллектуальной недостаточности и могут приводить к нарушению социальной адаптации.
Для умственной отсталости характерны: преобладание в клинической картине интеллектуальной недостаточности и отсутствие ее нарастания с возрастом ребенка.
Болезненный процесс, поразивший нервную систему ребенка, может привести к деструкции (разрушению) не только уже сформированных участков мозга, но и вызвать недоразвитие тех участков, которые еще не закончили свое формирование.
Умственная отсталость: причины
Причины умственной отсталости многочисленны:
Важно знать, что при умственной отсталости страдает не только интеллектуальная деятельность, но и все психические процессы в целом. Признаки недоразвития можно заметить в особенностях речи, моторики, мимики. У детей с умственной отсталостью болезнь наиболее ярко проявляется в особенностях мышления. Как правило, болезнь затрагивает наиболее высшую форму мышления – абстракцию. Это непосредственно устанавливается в процессе педагогической работы с детьми. Дети с умственной отсталостью с трудом усваивают счет и решают задачи, зачастую не понимают их смысл, решают чисто механически, «по штампу», с трудом воспринимают помощь взрослого.
Также затруднен перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в аналогичные условия другого задания. Все мыслительные процессы характеризуются выраженной замедленностью. У детей с умственной отсталостью внимание привлекается с трудом, плохо концентрируется и легко рассеивается. При запоминании материала не способны в нем выделить существенное, не могут воспроизвести основную мысль, стараются пересказать услышанное дословно. Речь у детей с умственной отсталостью маловыразительна, фразы упрощенные, имеет место низкий словарный запас.
Умственная отсталость у детей и подростков. Прогноз
Дети и подростки, страдающие умственной отсталости неодинаковы по особенностям своего характера, как в прочем и все мы. Среди них можно встретить ласковых и послушных, конфликтных и агрессивных, ленивых и трудолюбивых. Поэтому только одной интеллектуальной недостаточностью нельзя объяснить особенности поведения детей, страдающих умственной отсталостью. Однако стоит отметить, что большинству из них присущи следующие черты:
Согласно современным представлениям выделяют четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.
Нарушение любого вида деятельности у пациентов с умственной отсталостью находится в тесной связи с уровнем интеллектуальной недостаточности.
Ребята с легкой умственной отсталостью обнаруживают достаточную работоспособность и старательность. В работе, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрого переключения, проявляют достаточную продуктивность и целенаправленность. Они довольно неплохо разбираются в практических ситуациях, заинтересованы в своем жизнеустройстве, хорошо учитывают особенности данной конкретной обстановки и неплохо приспосабливаются к ней.
Сохранность практической направленности объясняет тот факт, что при наличии благоприятных условий среды и правильной организации коррекционно-воспитательной работы дети с умственной отсталостью могут приобрести трудовые и социальные навыки (в соответствии с уровнем их развития). Повышенная подражательность и внушаемость могут быть с успехом использованы родителями и педагогами в целях воспитания у них правильных форм поведения. И, наоборот, при отсутствии правильного воспитания и контроля ребята, будучи несамостоятельными и внушаемыми, легко могут попасть под отрицательное влияние со стороны.
При условии верно подобранных форм лечебной педагогики происходит коррекция поведения, нивелирование, связанной с отставанием в психическом развитии педагогической и социальной запущенности, а также стимуляция интеллектуальной, эмоциональной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться, приобретать профессиональные навыки. Очень важно начать как можно раньше коррекционную деятельность и обучение умственно отсталого ребенка, для его дальнейшего выхода в самостоятельную жизнь.
Трудовое обучение – неотъемлемая часть коррекционно-педагогического процесса. Дети и подростки с легкой умственной отсталостью имеют возможности к интеграции в общественную и социальную жизнь, овладению профессиональными навыками (преимущественно прикладного характера) для работы в различных сферах. Приоритетной задачей системы среднего профессионального образования является создание доступной среды и условии для профессиональной деятельности.
Возможно и успешное трудоустройство, ведь успешность профессиональной деятельности определяется не только уровнем развития интеллекта, но и особенностями мотивации, эмоциональных реакций, возможностями волевого контроля поведения, личностными проявлениями и т.д. Трудовые навыки у данной категории детей формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда, они успешно адаптируются к условиям обычного производства, в особенности при выполнении однообразных (ставших привычными) трудовых операций, не требующих быстрого и частого переключения внимания, самостоятельного планирования (примеры видов труда: ручные, швейные, сапожные, слесарные, столярные, озеленительные, плотничные, подсобные и т.д.).
Семья ребенка с отставанием в интеллектуальном развитии должна сознательно участвовать в его лечении и реабилитации. Невозможно достичь значительного успеха в лечебном и коррекционном процессах, помочь ребенку найти, раскрыть и реализовать свои потенциальные способности, достичь максимума возможного развития без верного и понимающего отношения семьи.
При более тяжелой степени умственной отсталости – пациенты обычно мало работоспособны, не могут длительно чем-либо заниматься, с трудом сосредотачиваются. Часто поступки мало мотивированны и определяются сиюминутными влечениями и желаниями. Пациенты нуждаются в постоянном контроле и уходе со стороны родителей, так как пациенты не способны в дальнейшем к самостоятельной жизни. Как правило, имеются все показания для оформления пособия по инвалидности.
Диагноз умственная отсталость
Диагноз «умственная отсталость» устанавливает врач-психиатр. Диагностика возможна после комплексного медицинского и психолого-педагогического обследования. Незаменимыми помощниками психиатра являются такие специалисты: психолог, логопед, дефектолог, невролог, генетик. По результатам обследования ребенку может быть предложено прохождение центральной медико-психолого-педагогической комиссии (ЦМППК) (при согласии родителей) с целью получения медицинского заключения для определения специальных условий обучения и воспитания.
Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ располагает всеми необходимыми условиями для диагностики и оказания помощи детям с умственной отсталостью.
Индивидуальный подход, учитывающий психические и физические возможности каждого ребенка, а также создание благоприятной эмоциональной атмосферы являются залогом больших возможностей для дальнейшего лечения и реабилитации.
Шиманов Павел, заведующий отделением №7 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Умственная отсталость
Общая информация
Краткое описание
NB! Интеллектуальная несостоятельность включает в себя нарушения умственных способностей, которые оказывают влияние на адаптивное функционирование, в трёх зонах, или областях [3]:
· схематизация, включает в себя навыки овладения речью, чтением, письмом, математикой, аргументации, эрудиции и памяти;
· социализация, включает в себя навыки эмпатии, суждения об отношениях, общения, способности дружить и поддерживать дружбу, и подобные им способности;
· реальность, касается самоорганизации в вопросах заботы о себе, ответственности по работе, умения распоряжаться деньгами, восстанавливать свои силы, устраивать учебные и трудовые дела.
Код (ы) МКБ-10:
Дата разработки/пересмотра протокола: 2015 год (пересмотрен в 2017 г.)
Сокращения, используемые в протоколе:
АЛТ | – | аланинаминотрансфераза | |
АСТ | – | аспартатаминотрансфераза | |
ВВК | – | военно-врачебная комиссия | |
ГОБМП | — | гарантированный объем бесплатной медицинской помощи | |
DSM( Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) | – | диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам | |
КТ | – | компьютерная томография | |
КП | – | клинический протокол | |
ЛС | – | – лекарственные средства | |
МЗСР | – | Министерство здравоохранения и социального развития | |
МКБ | – | Международная классификация болезней | |
МНН | – | международное непатентованное название (генерическое название) | |
МРТ | – | магнитно-резонансная томография | |
МСЭК | – | медико- социальная экспертная комиссия | |
НПА | — | нормативно-правовой акт | |
НЛФ | — | национальный лекарственный формуляр | |
ОАК | – | общий анализ крови | |
ОАМ | – | общий анализ мочи | |
ПЭТ | – | позитронно-эмиссионная томография | |
ПМПК | – | психолого-медико-педагогическая комиссия | |
ППР | – | преждевременное половое развитие | |
РЭГ | – | реоэнцефалография | |
РК | – | Республика Казахстан | |
У.о | – | Умственная отсталость | |
ЭКГ | – | электрокардиограмма | |
ЭПО | – | экспериментально-психологическое обследование | |
ЭЭГ | – | электроэнцефалограмма | |
ЭхоЭГ | – | эхоэлектроэнцефалограмма |
Пользователи протокола: врачи общей практики, детские психиатры, психиатры.
Категория пациентов: дети, взрослые.
Шкала уровня доказательности:
А | Высококачественный мета-анализ, систематический обзор РКИ или крупное РКИ с очень низкой вероятностью (++) систематической ошибки результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию. |
В | Высококачественный (++) систематический обзор когортных или исследований случай-контроль или Высококачественное (++) когортное или исследований случай-контроль с очень низким риском систематической ошибки или РКИ с невысоким (+) риском систематической ошибки, результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию. |
С | Когортное или исследование случай-контроль или контролируемое исследование без рандомизации с невысоким риском систематической ошибки (+). Результаты которых могут быть распространены на соответствующую популяцию или РКИ с очень низким или невысоким риском систематической ошибки (++ или +), результаты которых не могут быть непосредственно распространены на соответствующую популяцию. |
D | Описание серии случаев или неконтролируемое исследование или мнение экспертов. |
GPP | Наилучшая клиническая практика. |
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Этиопатогенетическая классификация для выделения этиологического фактора (по Г.Е.Сухаревой) | •У.о., вызванная поражением половых клеток (гаметопатии): болезнь Дауна, истинная микроцефалия, фенилкетонурия, галактозурия и др. энзимопатии; у.о., сочетающаяся с системными поражениями кожи и костной системы. |
•У.о., связанная с эбриопатиями и фетопатиями: — связанная с внутриутробным инфекционным поражением (вирусы краснухи, гриппа, паротита, гепатита, цитомегалии, токсоплазмоза, сифилиса, листериоза и т.п.; — связанная с внутриутробным поражением экзо- и эндотоксическими агентами (при гормональных нарушениях у матери, при интоксикациях беременной); — обусловленная гемолитической болезнью новорожденного | |
•У.о., связанная с интранатальными и постнатальными вредностями (родовая травма и асфиксия, ч.м.т. в раннем детстве до 3-х лет, нейроинфекции, перенесенные в раннем детстве | |
Клинико-физиологическая классификация (по С.С.Мнухину, Д.Н. Исаеву) – для выделения клинических форм, для ориентации психиатров, дефектологов, логопедов, медицинских психологов на прицельную работу соответственно клиническим приоритетам, для составления индивидуальных абилитационных программ | •Легкая у.о. (легкая умственная субнормальность, дебильность, F-70); коэффициент умственного развития поWISC (стандартизированная методика Д.Векслера) – в диапазоне 50-69. •Умеренная у.о. (имбецильность легкой и средней степени, F-71); коэффициент умственного развития – 35-49. •Тяжелая у.о.(тяжелые варианты имбецильности, F-72); коэффициент умственного развития – 20-34. •Глубокая у.о.(идиотия, F-73 ); коэффициент умственного развития – ниже 20 баллов. |
Диагностика
МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ [3, 13-21]
Диагностические критерии [ 3, 13-21 ]
Диагностический алгоритм (схема)
Дифференциальный диагноз
Лечение
Препараты (действующие вещества), применяющиеся при лечении
Амитриптилин (Amitriptyline) |
Ацетазоламид (Acetazolamide) |
Вальпроевая кислота (Valproic Acid) |
Галоперидол (Haloperidol) |
Диазепам (Diazepam) |
Железа сульфат (Ferric sulfate) |
Кальция глюконат (Calcium gluconate) |
Кальция карбонат (Calcium carbonate) |
Карбамазепин (Carbamazepine) |
Колекальциферол (Kolekaltsiferol) |
Ламотриджин (Lamotrigine) |
Леветирацетам (Levetiracetam) |
Леводопа (Levodopa) |
Пиридоксин (Pyridoxine) |
Рисперидон (Risperidone) |
Тиамин (Thiamin) |
Топирамат (Topiramate) |
Флуоксетин (Fluoxetine) |
Хлорпромазин (Chlorpromazine) |
Лечение (амбулатория)
ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ НА АМБУЛАТОРНОМ УРОВНЕ
При первичном посещении детского психиатра (психиатра), при отсутствии острого или подострого психотического расстройства, пароксизмальных расстройств, или при явно видимых клинических признаках тяжелой и глубокой У.о., провести исследования на уровне специализированной психиатрической помощи в условиях поликлиники диспансера:
· консультация логопеда;
· консультация медицинского психолога;
· по показаниям (в соответствии с полученными данными при физикальном обследовании, сборе анамнеза и проведения клинико-психопатологического метода) – ЭЭГ (рутинная, мониторинг); консультация сурдолога, невропатолога, медико-генетическая консультация и др. специалисты
В случае, если на уровне психиатрической поликлиники, диагноз умственной отсталости может быть верифицирован:
· решается вопрос о виде учета – консультативный или динамический;
· заключение ВКК для ПМПК, МСЭК (в соответствии с действующим Приказом).
Немедикаментозное лечение:
· психотерапия – коррекция личностных особенностей;
· логопед – исследование уровня развития речи, логопедическая коррекция;
· дефектолог – исследование уровня интеллектуального дефекта, составление индивидуальной программы абилитации;
· психологическая коррекция.
Медикаментозное лечение:
· для коррекции поведенческих расстройств (психопатоподобный синдром, аутоагрессивное поведение и др.) – рекомендуется назначать психотропные препараты, придерживаясь принципа монотерапии с условием подбора эквивалентной дозы;
· выписка рецептов для поддерживающей терапии при наличии эпилептиформного синдрома и др. коморбидных расстройств;
· в качестве общеукрепляющей терапии рекомендуется комплекс препаратов, зарегистрированных в НЛФ – витамины, препараты кальция, железа.
Перечень основных лекарственных средств (имеющих 100% вероятность применения):
**применение препарата после регистрации на территории РК
Перечень дополнительных лекарственных средств (менее 100% вероятности применения):
Хирургическое вмешательство: нет.
Лечение (стационар)
ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ НА СТАЦИОНАРНОМ УРОВНЕ
Алгоритм исследования:
Немедикаментозное лечение:
· психотерапия;
· логопедические занятия;
· обучение в школе при стационаре;
· трудотерапия, игровая терапия;
· коррекционная работа в кабинете дефектолога;
· нейропсихологическая и психолого-экспериментальная диагностика и коррекция;
· трудотерапия.
Медикаментозное лечение
Перечень основных лекарственных средств (100% вероятности применения):
**применение препарата после регистрации на территории РК
Перечень дополнительных лекарственных средств (менее 100% вероятности применения):
Кальция карбонат, Холекальциферол
Внутрь: детям старше 12 лет: по 1 таблетке 2 раза в день.
Детям 5–12 лет: по 1 таблетке один раз в день во время еды, тщательно разжевать.
Хирургическое вмешательство: нет.
Индикаторы эффективности лечения:
· cтабилизация, нарушенных функций, редукция психотических расстройств;
· отсутствие или урежение пароксизмальных состояний (лекарственная ремиссия);
· сглаженность расстройств поведения;
· верификация диагноза (окончательный диагноз).
Госпитализация
ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ С УКАЗАНИЕМ ТИПА ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
Показания для плановой госпитализации:
· диагностика уровня умственной отсталости;
· заключение о диагнозе для МСЭК, ВВК, ПМПК.
Показания для экстренной госпитализации:
· острое психотическое расстройство (психозы при У.о.);
· выраженные поведенческие расстройства;
· учащение судорожных приступов;
· др. коморбидные расстройства.
Информация
Источники и литература
Информация
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТОКОЛА
Список разработчиков протокола:
1) Садуакасова Корлан Зарлыковна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры №1 бакалавриата по психиатрии и наркологии РГП на ПХВ «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова».
2) Алтынбеков Сагат Абылкаирович – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой №1 бакалавриата по психиатрии и наркологии РГП на ПХВ «Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова».
3) Смагулова Газиза Ажмагиевна – кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней и клинической фармакологии РГП на ПХВ «Западно – Казахстанский государственный медицинский университет им. М. Оспанова».
Указание на отсутствие конфликта интересов: нет.
Рецензенты:
Павленко В. П. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий курсом психиатрии и наркологии кафедры неврологии, психиатрии и наркологии РГП на ПХВ «Западно-Казахстанский медицинский университет им. М.Оспанова».
Указание условие пересмотра протокола: через 5 лет после его опубликования и с даты его вступления в действие при наличии новых методов диагностики и лечения с уровнем доказательности.
- Что такое болезнь когда все забываешь
- Что такое бьякуго сакуры