Что такое невежество в исламе

Четыре черты невежества мусульман

Всевышний Аллах, отправив людям Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), отменил все дурные обычаи, которые существовали во времена джахилии (доисламского периода). Также Всевышний Создатель предписал верующим отказаться от всех невежественных дел джахилии.

Однако есть некоторые привычки и черты характера, от которых даже мусульманам очень трудно отказаться. Если посмотреть с точки зрения здравого смысла, в этом нет ничего сверхсложного, тем не менее, люди не могут отказаться от этих обычаев.

От Абу Малика аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

أَرْبَعٌ فِي أُمَّتِي مِنْ أَمْرِ الْجَاهِلِيَّةِ، لَا يَتْرُكُونَهُنَّ: الْفَخْرُ فِي الْأَحْسَابِ، وَالطَّعْنُ فِي الْأَنْسَابِ، وَالْاسْتِسْقَاءُ بِالنُّجُومِ، وَالنِّيَاحَةُ وَقَالَ: النَّائِحَةُ إِذَا لَمْ تَتُبْ قَبْلَ مَوْتِهَا، تُقَامُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَعَلَيْهَا سِرْبَالٌ مِنْ قَطِرَانٍ، وَدِرْعٌ مِنْ جَرَبٍ

«Поистине, в моей умме есть четыре черты, оставшиеся с джахилии, от которых они не отказались: хвастовство своим происхождением и статусом, дискредитация людей из-за их родства и положения, прошение о ниспослании дождя у звёзд и причитание по покойным. Если (женщина), громко причитавшая над покойным, не покается в этом до своей смерти, то в День суда она будет воскрешена в одеянии из жидкой смолы и в панцире из струпьев». (Имам Ахмад, 22903; Муслим, 934; Ибн Хиббан, 3143)

В этом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) указал, что этими четырьмя чертами будут обладать некоторые представители нашей уммы. Многие из них будут знать, что это запретно в Исламе, однако будут и те, кто делает это по невежеству.

Каждый верующий должен знать, что всё скверное из эпохи джахилии порицается и запрещается в Исламе, поэтому он обязан отдаляться от всех этих скверных и мерзких обычаев и привычек доисламской эпохи.

1. Хвастовство происхождением

Гордость знатным происхождением относится к величайшим проявлениям невежества, ибо нет большего благочестия, чем богобоязненность. Только богобоязненность является мерилом достоинств человека перед Всевышним.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ

«Поистине, самый почтенный (лучший и достойный в этом мире и Ахирате из вас пред Аллахом) – самый богобоязненный (остерегающийся грехов и наказания Аллаха)». (сура Аль-Худжурат: 13)

В Исламе порицается любое хвастовство, но хвастовство своим происхождением является противным и скверным деянием. Полностью сбросить со счетов своё благородное происхождение или, например, принадлежность к роду Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), сподвижников, имамов и других праведных людей человек не может, но и здесь необходимо придерживаться правильного подхода, ведь родственные узы даются по милости Аллаха, а у человека никакого участия и заслуги в этом нет.

Никто не выбирал, где ему родиться, и если наши предки были праведными людьми или учёными, это не наша заслуга. Поэтому каждый верующий должен знать, что превосходство – не в потомстве, а в богобоязненности.

2. Дискредитация людей из-за их родства

Также к поступкам, оставшимся в нашей умме от джахилии, относится опорочивание рода человека. Верующему запрещается дискредитировать людей из-за того, что они принадлежат к тому или иному роду, или из-за их положения в обществе.

Практически в любом обществе прошлого присутствовало выражение превосходства одного человека над другим, унижение нижестоящих, кастовая система, разделение на рабов и господ, на знать и чернь и т. д. У многих народов такое разделение де-факто присутствует и по сей день.

Однако Ислам запретил унижать человека по причине его происхождения, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) назвал это невежеством и пережитком эпохи джахилии. Поэтому у мусульман такого разделения людей не должно быть.

3. Прошение о ниспослании дождя у звезд

Хотя в наше время испрашивание дождя у звёзд редкость, но от некоторых мусульман и сегодня можно услышать, что дождь пошёл по причине положения такой-то звезды или другого природного явления.

Во времена джахилии арабы и другие народы полагали, что звёзды, природные явления и приметы имеют воздействие на человека. С приходом Ислама эти суеверия отошли в прошлое, но всё же остались люди, которые практикуют это.

Особое распространение в наши дни получили гороскопы. Несмотря на абсурдность этого явления, даже мусульмане читают гороскопы и планируют свои дела согласно астрологическим прогнозам. Такое поведение не подобает мусульманину, ибо это является признаком джахилии.

4. Причитание по покойным

Одним из мерзких обычаев джахилии является громкое оплакивание покойников. В Исламе нет ничего предосудительного в скорби, грусти, печали и даже в негромком плаче по случаю смерти человека, так как это проявление человеческого милосердия и сострадания, но запрещается недостойное поведение, громкие рыдания и вопли.

Особой мерзостью отличается причитание по покойному с выкрикиванием различных обвинений в адрес судьбы и даже Всевышнего Создателя. Такое поведение является тяжким грехом, который требует покаяния, ведь совершающий такое негодует и сетует на предопределение Аллаха.

Переживание и слёзы по поводу кончины близкого – обычное явление, которое указывает на человечность. Если человек не плачет при смерти близких, то это как раз является ненормальным, однако во всём надо соблюдать меру.

Мусульмане во всех своих делах должны следовать предписаниям Ислама и не допускать отклонения, особенно в тех вопросах, которые строго осуждал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и которые назвал обычаями джахилии.

Мусульманину не подобает быть невежественным в своей религии. Истинный верующий, перед тем как совершить тот или иной поступок, первым делом взвешивает его на весах шариата, удостоверяется в том, что он соответствует канонам Ислама и принесёт пользу. Только после этого он приступает к любому делу.

Да поможет нам Всевышний Аллах отказаться от невежественных обычаев и привычек.

Источник

Четыре черты невежества мусульман

Что такое невежество в исламе. Смотреть фото Что такое невежество в исламе. Смотреть картинку Что такое невежество в исламе. Картинка про Что такое невежество в исламе. Фото Что такое невежество в исламе

В одном из Хадисов передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, в моей умме есть четыре черты, оставшиеся с джахилии, которые не прекратятся: хвастовство своим происхождением и статусом, дискредитация людей из-за их родства и положения, прошение дождя у звезд и причитание по покойникам» (Муснад, 22396).

Превосходство – не в потомстве и не в материальном положении, а преимущество в богобоязненности. Умар ибн аль-Хаттаб в этой связи говорил: «Аллах возвысил нас Исламом, и напрасно искать другого величия, кроме как в религии».

Второй чертой джахилии, на которую обратил внимание Посланник Аллаха (мир ему) – это дискредитировать и презирать людей по причине их принадлежности к какому-нибудь роду или положению. И, к сожалению, мусульмане до сих пор не оставляют эту безобразную привычку. В принципе, выражение своего превосходства и унижение других присутствовало еще в ранних цивилизациях, в древнем Египте, в Месопотамии. В Индии кастовая система существует и по сей день. В России до 1861 года формально существовало крепостное право, люди делились на помещиков-феодалов, баринов, знать и чернь, рабов, не имеющих никаких прав. Но де-факто такое разделение присутствует и по сей день. Это ведь как в анекдоте – почему сын полковника не может стать генералом.

Так вот, Посланник Аллаха (мир ему) еще 14 веков назад назвал это джахилией, невежеством и запретил унижать человека по причине его происхождения. Вспомним хадис, когда Биляль и Абу Зарр сидели в одном собрании. И когда Биляль захотел высказаться, Абу Зарр сказал ему: «Молчи, сын черной!» Биляль (р.а.) пошел жаловаться к Посланнику Аллаха (мир ему). Тогда Пророк (мир ему) сказал Абу Зарру: «Ты человек, в сердце которого невежество». Абу Зарр почувствовал, что у него есть высокомерие, и он должен его уничтожить, и для этого нужно унизить себя перед Билялем. И он положил свою голову на землю и сказал: «О Биляль, наступи ногой на мою голову!» Биляль же (р.а.) ответил: «Я не стану наступать на голову, которая делает земной поклон Аллаху».

Но, к сожалению, такое пренебрежительное отношение к другому языку, к другой расе и национальности присутствует и по сей день! Еще раз напоминаем – это проявление джахилии.

Третьим проявлением джахилии Пророк (мир ему) назвал ожидание дождя, его испрашивание у звезд, а когда пойдут осадки – говорить, мол, это по причине такой-то звезды, такого-то созвездия. Эта традиция также упирается в глубокую древность язычества и не имеет никакого разумного и научного обоснования. Арабы и другие люди периода джахилии полагали, что природные явления, знаки и приметы действительно имели определенное воздействие на человека и от них, якобы зависели судьбы людей. С приходом Ислама эти привычки несколько угасли, но все же остались. А вот сегодня по данным соц.опроса более половины россиян склонны верить в приметы, а не в грядущую вечную жизнь, 58% респондентов охотно верят в приметы. А на вопрос «верите ли вы в вечную жизнь?» 62% опрошенных ответили отрицательно. Твёрдое «да» вечной жизни сказали 30% респондентов.

Четвертой чертой джахилии, перечисленной Пророком (мир ему), является причитание по умершим – недостойное поведение, рыдание, произнесение обвинений в адрес судьбы, Всевышнего. То, что нужно делать в случае кончины близких людей, мы узнаем от Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему), и в первую очередь – это сказать – инна лиЛляхи ва инна иляйхи раджиун – Мы все от Аллаха и все к Нему вернемся, а дальше – проявить терпение. Конечно, переживание, слезы – это нормально и даже указывает на человечность. Если человек не плачет при смерти близких, то как раз это является ненормальным, но надо во всем соблюдать меру. Когда у Пророка (мир ему) умер его единственный сын Ибрахим, умер на его руках – то он прослезился. Сахабы спросили – и ты плачешь, о Посланник Аллаха? На что он ответил: «Из глаз текут слезы, и сердце печально, но мы говорим только то, чем бывает доволен Всевышний. О, Ибрахим, мы в печали от того, что ты ушел».

Что же касается посещающих похороны, то о мертвых, если они были благочестивыми – допускается говорить хорошо. Если же они были мерзкими людьми – то нужно промолчать. У нас же принято говорить о любых людях, даже откровенных неверующих – «вы как его знали, хороший был человек?» И все хором отвечают – «да, хороший». Но помните братья и сестры, если перед Аллахом этот человек не был хорошим, то ваше свидетельство становится лжесвидетельством, одним из великих грехов! Поэтому необходимо осторожно подходить к этому, если благой человек был – то вспомнить о нем благом, если же мерзавец – то лучше промолчать и не брать на себя грех.

С другой стороны, некоторые хотят, чтобы их похороны посетили огромные массы людей, как будто от этого изменится результат. Сколько есть искренне верующих, погибших на пути Аллаха, но неизвестны даже их могилы, других провожать в последний путь пришла лишь горстка людей. А сколько есть тиранов и деспотов, всякие там фараоны, Ленины, Сталины, на похороны которых собирались миллионы – разве это принесет им какую-нибудь пользу? Если даже люди всего мира взмолятся за неверного злодея, разве простит его Аллах? Если человек не верил в Аллаха, не верил в Судный День, не совершал намаз, при жизни не давал милостыню – что может его вызволить из огненной Геены? Не обманывайте самих себя! Ни Коран маджлисы, ни садака, ничто не спасет умершего кяфира от гнева Аллаха! И даже более того, когда люди будут хвалить мерзавца после его смерти, ангелы допроса будут говорить покойному: “ты действительно был таким? Говори!” и будут мучать его еще сильнее. Поэтому, необходимо проявить рвение на пути Аллаха еще при жизни, потом будет очень поздно и непоправимо!

Однажды Посланник Аллаха (мир ему) дал наставление Абу Зарру, но это наставление должно послужить инструкцией всей умме Ислама (смысл):

جَدِّدِ السَّفِينَةَ فَإِنَّ الْبَحْرَ عَمِيقٌ
وَخُذِ الزَّادَ كاَمِلاً فَإِنَّ السَّفَرَ بَعِيدٌ
وَخَفِّفِ الْحِمْلَ فَإِنَّ اْلعَقَبَةَ كَئُودٌ
وَأَخْلِصِ الْعَمَلَ فَإِنَّ النَّاقِدَ بَصِيرٌ

Обнови, укрепи свою шхуну – ведь море глубоко.

Возьми всю необходимую провизию – ведь путь далек.

Облегчи груз – ведь подъем очень крут,

В делах своих будь искренним – ведь Аллах все видит и наблюдает за тобой.

Понравилась статья? Пожалуйста – репост!

Источник

Что такое невежество в исламе

Что такое невежество в исламе. Смотреть фото Что такое невежество в исламе. Смотреть картинку Что такое невежество в исламе. Картинка про Что такое невежество в исламе. Фото Что такое невежество в исламе

2 — /Джахилийа/ во времени также бывает абсолютной и частичной.

Абсолютная /джахилийа/ во времени — это например, время до прихода посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Частичная /джахилийа/ во времени — это например, приход некоторых временных периодов, когда особенно сильно проявляются признаки /джахилийи/. Нельзя говорить, что после прихода посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) есть такое время, в котором абсолютная /джахилийа/.
Сегодня часто можно услышать, как люди говорят: «/Джахилийа/ двадцатого века». Такие слова на самом деле являются ошибочными. Потому что после прихода посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) полная /джахилийа/ закончилась. А тот, кто говорит иначе, противоречит словам пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что до судного дня будет группа, стоящая на истине. Такой термин обычно употребляют некоторые писатели и ораторы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В моей общине всё время будет существовать группа людей, которые будут придерживаться истины и одержат победу, и не причинят им вреда те, кто оставит их без поддержки, пока не придёт повеление Всевышнего и Благословенного Аллаха». Абу Дауд, 4252. Шейх Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аби Дауд», 4252.

3 — /Джахилийа/ в людях бывает абсолютной и частичной.

Абсолютная /джахилийа/ бывает у неверных.

Частичная /джахилийа/ бывает у мусульманина. В мусульманине могут быть некоторые признаки /джахилийи/: у кого-то больше, у кого-то меньше. Как, например, сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью. (Услышав это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине, в тебе сохранились остатки невежества /джахилийи/!”». Бухари, 30.
Такую классификацию упоминают ученые.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самыми ненавистными для Аллаха людьми являются трое: отклонившийся от веры, который находится в святилище /харам/, человек, стремящийся к сохранению обычаев /джахилийи/ в исламе, и тот, кто ищет (способа) пролить чью-либо кровь, не имея на это права». Бухари, 6882.
Поэтому если человек стремится распространить в Исламе какой-то из признаков /джахилийи/, то он попадает под эту категорию людей.
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Люди /джахилийи/, которым возразил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), могут относиться к арабам или к людям Писания, или к другим группам. Шейх составил эту книгу, включив в нее 128 вопросов. Он собрал эти вопросы из Книги Аллаха, из сунны Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), из слов ученых, чтобы предостеречь мусульман.
Люди Писания — это иудеи и христиане. У иудеев есть Тора /таурат/, которую Всевышний Аллах ниспослал Мусе (мир ему). А у христиан есть Евангелие /инджиль/, который Всевышний Аллах ниспослал Исе сыну Марьям (алейхи соляту уа саллям). Поэтому они называются обладателями Писания. Сегодня, они называют Тору /таурат/ Ветхим Заветом, а Евангелие /инджиль/ называют Новым Заветом. Это их терминология.
Это две великие Книги, которые ниспослал Всевышний Аллах двум великим пророкам. Особенно, Тора /таурат/ — великое Писание, а Евангелие дополняют Тору.

Источник

Приняв Ислам, я понял, что невежество приносит человеку много вреда

Что такое невежество в исламе. Смотреть фото Что такое невежество в исламе. Смотреть картинку Что такое невежество в исламе. Картинка про Что такое невежество в исламе. Фото Что такое невежество в исламе

Массовое принятие Ислама жителями западных стран привлекает всё больше и больше внимания людей. Каждого, кто интересуется этим вопросом, поражает количество обратившихся и обращающихся в Ислам.

Это явление не ограничивается представителями одного слоя общества или социального класса. Ислам принимают люди различных профессий и разного уровня образования.

Как Майкл Белехио из Швеции принял Ислам

Одним из таких новообращённых стал Майкл Белехио из Швеции, который после принятия Ислама взял себе имя Ибрахим. Он не ограничился объявлением о принятии Ислама, а сразу приступил к изучению своей религии.

Более того, он открыл исламскую школу (медресе) в городе Уппсала (старинный город в Швеции, расположен в исторической провинции Уппланд в 70 км к северу от Стокгольма), чтобы дети шведских мусульман получали достойное религиозное образование.

Отвечая на вопросы издания «Аль-Джазаир Таймс» ( الجزائر تايمز ), Майкл (Ибрахим) рассказал о своей жизни и знакомстве с Исламом:

«Как себя помню, всю жизнь я знал, что Аллах существует, однако это убеждение никак не влияло на ход моей жизни. Эти убеждения были в одном пространстве, а я жил в другом пространстве, полном проблем и трудностей.

Моя мать умерла, когда мне было 14 лет, а отец переехал в другую область и остался жить там. Моим воспитанием занимался старший брат, который относился ко мне очень жёстко. Поэтому я начал увлекаться алкоголем и наркотиками.

Хвала Аллаху, я узнал об Исламе. Знакомство с новой религией дало мне спокойствие, уверенность в жизни и чувство безопасности. Ислам перенёс меня из мрака заблуждения на ясный свет. Только узнав об Исламе, я понял, сколько вреда приносит невежество человеку.

В 17 лет я случайно познакомился с одной семьей из Эритреи, которая живёт в Швеции. Когда я бывал в гостях у этой семьи, мы часто спорили и обсуждали различные религии, в том числе Ислам и особенности этой религии.

Этим дискуссиям я не придавал особого значения. Но, признаюсь, они мне нравились и постепенно начали оказывать на меня благотворное воздействие.

Когда мне исполнилось двадцать лет, я приобрёл Коран с комментариями на шведском языке и начал читать его, тщательно осмысляя все, что там было написано. В этот момент для меня было важно найти точки соприкосновения между Евангелием, которое я ранее читал, и Кораном, с которым я ознакомился в то время.

Стоит отметить, что та семья из Эритреи говорила мне, что Коран для мусульман является священной книгой и к нему нельзя прикасаться без омовения. Поэтому они посоветовали мне совершить омовение перед чтением Корана и научили меня, как его совершать. Я каждый раз автоматически совершал омовение перед чтением Корана.

Купив перевод смыслов Корана, я положил его и листок бумаги, на котором был описан порядок совершения омовения, в сумку и отправился домой. Я зашёл в ванную и начал делать омовение согласно тому порядку, который был описан на том листке.

После завершения омовения я ощутил в своём сердце озарение и почувствовал удивительное спокойствие. Завершив омовение, я приступил к чтению Корана.

Аллах Велик! Когда я читал Коран, меня обуревали разные мысли: внутренняя радость и раскрытие сердца. Я начал понимать, что непроизвольно стал мусульманином. Я неустанно продолжал читать Коран… С тех пор, как я начал читать Коран и другие книги по этой теме, прошло три недели, и я произнёс шахаду.

Я принял Ислам, но не смог пойти в мечеть и объявить там перед всеми о своём решении. Я в то время думал, что мусульмане, как изображают западные средства массовой информации, страшные люди с длинными густыми бородами, всегда носят с собой ножи и готовы убивать всех, кто попадётся им на пути.

Однако, когда я всё-таки набрался смелости и отправился в мечеть, то встретил там только уважение со стороны мусульман, которые были готовы во всём помочь мне.

Ислам очень быстро распространяется в Европе. Можно сказать, что в Европе эту религию ждёт большое будущее. С тех пор, как я стал мусульманином, до сегодняшнего дня я стал свидетелем того, как тысячи и тысячи новых людей принимали Ислам по всей Европе.

Поэтому я уверен, что скоро Ислам станет самой распространённой религией в Европе. Возьмем, например, Францию: несмотря на проводимую против Ислама работу, здесь эта религия развивается и распространяется удивительным образом. Ведь в хадисе Пророка ﷺ сообщается, что эта религия достигнет всех уголков земли».

От Тамима Ад-Дари передаётся, что он слышал, как Посланник Аллах ﷺ сказал:

لَيَبْلُغَنَّ هَذَا الأَمْرُ مَا بَلَغَ اللَّيْلُ وَالنَّهَارُ وَلا يَتْرُكُ اللَّهُ بَيْتَ مَدَرٍ وَلا وَبَرٍ إِلا أَدْخَلَهُ اللَّهُ هَذَا الدِّينَ

«Это дело (то есть Ислам) обязательно будет везде, где наступает день и ночь, и Аллах не оставит ни одного дома или жилища ни из глины, ни из шерсти, без того, чтобы в них не вошла эта религия…». (Имам Ахмад, 16344)

О том, как отнеслись к его решению принять Ислам родные, близкие и в целом общество, Майкл Белехио рассказал следующее:

«В начале было очень трудно. В то время мне пришлось выдержать множество тяжёлых испытаний. Моя семья полностью отвернулась от меня. Я собрал свои вещи и покинул дом и был вынужден ночевать в мечетях или у своих друзей, которые любезно открывали предо мной двери.

Самые близкие люди разорвали со мной отношения и даже не пытались связаться со мной. Это больше всего опечалило меня. Но я не отошел от своей религии и продолжал исповедовать Ислам. Такая позиция рассорила меня не только с родными, у меня возникали частые конфликты в офисе, на рынке труда и со всем шведским обществом».

Он также выразил своё мнение относительно публикации в датской газете Jyllands-Posten карикатур на Пророка Мухаммеда ﷺ :

«Как я вижу, эти действия газеты Jyllands-Posten являются жестоким оскорблением и посягательством на святое. Мы должны сначала спросить себя: почему Jyllands-Posten сделала это? Почему эти публикации получили поддержку большинства европейцев, не имеющих понятия о ценностях Ислама? [Ведущие газеты Запада, солидаризируясь с датскими коллегами, перепечатали эти рисунки].

Исходя из этого, мы должны стремиться показать Западу цивилизованное лицо Ислама и донести до всех и каждого, что представляет собой исламская культура.

Я думаю, что сира (жизнеописание) Пророка ﷺ переполнена десятками уроков, которые мы можем использовать и в современных условиях. Ведь Пророка ﷺ забрасывали камнями, перед его домом оставляли мусор… а на всё это Посланник Аллаха ﷺ отвечал проявлением благого нрава, и это заставило даже его врагов в итоге признать величие Ислама».

Отвечая на вопрос «Что дало вам принятие Ислама?», Майкл Белехио сказал:

«Мне Ислам дал всё, дал спокойствие и мир. Ислам научил меня всему на личном и общественном уровне, научил поведению внутри семьи. В Исламе я нашёл смысл жизни и своё назначение. Так просто и не перечислить всё то, что дал мне Ислам».

Муслим Абдулаев

Что такое невежество в исламе. Смотреть фото Что такое невежество в исламе. Смотреть картинку Что такое невежество в исламе. Картинка про Что такое невежество в исламе. Фото Что такое невежество в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Об образованных невеждах и заблудших имамах

Что такое невежество в исламе. Смотреть фото Что такое невежество в исламе. Смотреть картинку Что такое невежество в исламе. Картинка про Что такое невежество в исламе. Фото Что такое невежество в исламе

Передают со слов Абдаллаха ибн Амра, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

مِنْ حُسْنِ إِسْلاَمِ الْمَرْءِ تَرْكُهُ مَا لاَ يَعْنِيهِ.

«Поистине, Аллах не забирает знания, отнимая их у людей внезапно, но забирает их со смертью ученых. Когда не остается ученых, люди выбирают невежественных вождей. Их спрашивают, и они выносят фетвы, впадая в заблуждение и вводя в заблуждение других». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

На протяжении всей истории человечества исчезновение таких знаний было причиной отправления посланников и низведения священных книг, хранить которые было долгом ученых мужей. Но последнее и заключительное откровение Аллах обязался сохранить сам. Он обещал уберечь от искажения его текст и его смыслы и создает для этого людей, которые всецело посвящают себя изучению и преподаванию Его писания и сунны Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Исчезновение таких людей, праведных и благочестивых, обладающих твердыми знаниями и призывающих на прямой путь, является одним из признаков Судного Дня. А накануне этого страшного дня знание об откровении и вовсе исчезнет. Всевышний призовет души праведников, читавших Коран и соблюдавших его заповеди, учивших добру и предостерегавших от грехов. И тогда на земле не останется ни единого экземпляра Священной Книги. Все записи исчезнут. Слово Аллаха вернется к Нему, ибо не будет на земле тех, кто достоин читать его.

Но это время еще не наступило. Хвала Аллаху, еще живы праведные ученые, скрупулезно изучающие священные тексты и постигающие хранящуюся в них мудрость. Из поколения в поколение они передают знания о Коране и хадисах посланника, мир ему и благословение Аллаха, обучая мусульман жить и поступать так, как поступили бы первые мусульмане, окажись они на нашем месте. Однако голоса этих праведных людей тонут в многоголосье современного мира, среди лживых обвинений недругов ислама, чудных домыслов еретиков, витиеватых речей философов и сомнительных доводов ориенталистов. Они слышны лишь тем, кто желает прислушаться к ним, чье сердце открыто для восприятия истины и следования ею. Не случайно наш век называют веком информации и информационных технологий. Раньше говорили о торжестве науки, полагая, что в скором времени она даст ответы на все вопросы. Но теперь человечество не питает больших иллюзий и светлых надежд. Оно смирилось с тем, что просто поглощает информацию и не важно какую. Видимо, это и есть дыхание Судного Дня, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Среди признаков Судного часа увеличение числа купцов и появление знаний». Этот хадис передал ан-Насаи со слов Амра ибн Туглаба.

Здесь речь идет о появлении наук, которые не будут приближать человека к познанию Всевышнего. И действительно, человечество накопило небывалый запас знаний и продолжает усиленно изучать внешнюю сторону окружающего мира. Ученые проникают в тайны космоса, расшифровывают генетический код, выращивают кристаллы, способные хранить в себе содержимое больших библиотек, но этих умений хватает лишь для того, чтобы поддерживать технологический прогресс. Научные факты, отделенные от божественного откровения, как раздельные фрагменты мозаики, не дают целостной картины бытия и не обогащают наш внутренний мир. Нравственная ограниченность «чистой науки» и ее внутренние теоретические противоречия, раскрывшиеся в самых разных областях, привели к кризису научного мышления на Западе и повышенному интересу к иррациональному, мистическому, оккультному. Очевидно, это сыграло свою роль и в крушении надежд мусульманского модернизма, увлеченного западными философскими идеями. В поисках ответов мусульмане снова обратились к религии, однако это возвращение оказалось нелегким и в каждой стране приняло свои особые формы.

Наряду с такими проблемами, как отставание в науке, в социальном, экономическом и техническом отношении, мусульманам приходится преодолевать и религиозное невежество. Для исламского мира эта проблема является критической не только потому, что религиозные знания и праведные дела обеспечивают человеку спасение после смерти. Велико значение религии, ее норм и ценностей в жизни самих мусульманских обществ. Можно предположить, что здесь секуляризация не пойдет по европейскому сценарию. Мусульмане не откажутся от ислама, как в свое время европейцы отвернулись от христианства и церкви. В отличие от Европы, где торжество христианства пришлось на мрачное средневековье, в истории мусульманских народов эпоха ислама связана с великими победами и расцветом науки и культуры. Кроме того, ислам имеет слишком крепкую основу и убедительное учение и не уступит противоборство никакой другой идеологии. Поэтому религиозную безграмотность можно рассматривать и как угрозу стабильности мусульманских стран, и как серьезное препятствие на пути их социокультурного и экономического развития.

Возвращаясь к хадису, который навел нас на эти размышления, хочу еще раз отметить, что знания об откровении исчезают с уходом тех, кто правильно понимает писание Аллаха и сунну Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Истинность этого утверждения как нельзя лучше подтверждается в наше время, когда экземпляры Священного Корана издаются огромными тиражами и лежат на полках мечетей во всех уголках мира, когда смыслы священной книги перекладываются на языки различных народов, когда благодаря современных технологиям многочисленные своды хадисов удалось собрать воедино и систематизировать и каждый пользователь Интернета имеет свободный доступ к этой необъятной кладези знаний. Но разве каждый, кто читает Коран, правильно понимает его смысл? Или каждый, кто вычитал хадис посланника, мир ему и благословение Аллаха, может найти ему правильное применение?

Повсеместное распространение тафсиров Корана, сборников хадисов и сочинений по мусульманскому праву, ранее предназначавшихся для тех, кто кропотливо изучал теологию под руководством мудрого наставника, стало источником новых проблем и испытаний. Словно из ящика Пандоры на мусульман посыпались давно забытые средневековые разногласия, малограмотные люди заразились буквалистским прочтением священных текстов, недоучившиеся шейхи стали собирать вокруг себя толпы последователей, выпячивая ошибки выдающихся имамов и зарабатывая дешевый авторитет на скандальных темах. Первейшие ценности ислама оказались вытеснены дискуссиями о форме и внешних проявлениях, а сектантское мышление разъело связи внутри уммы и нравственные устои. Спастись от этих напастей сумели лишь те, кого Аллах по милости Своей наделил правильным пониманием Корана и Сунны и научил смотреть на вещи Его глазами. Это праведные богословы, неотступно следующие дорогой нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха, и их верные последователи. Это спасенная община тех, кто устоял перед сомнениями, не поддался искушениям и не отступил от срединного пути, который Аллах одобрил для Своих верующих рабов.

Они сделали довольство Аллаха и последнюю жизнь вершиной своих устремлений, а из земных благ взяли для себя ровно столько, сколько необходимо для преодоления этой крутой стези. Они признали себя рабами Всевышнего Творца, отрекшись от преклонения и пресмыкательства перед всем сотворенным. Они довольствовались тем, что разрешил их Господь и чем Он доволен, и отказались от всего, что Он запретил и ненавидит. Они приняли милость наместничества, чтобы благоустроить мир вокруг себя, установить в нем справедливый порядок и передать его своим потомкам в наилучшем виде. Они поклоняются только Аллаху и не молятся наряду с ним ни ангелам, ни пророкам, ни праведникам. Они любят Аллаха и любят все остальное только ради Него. Помогая нуждающимся и сиротам, они ищут только Его довольство, даже не помышляя о людской награде и благодарности. Они отворачиваются от невежд, проявляют снисходительность к глупцам, но не закрывают глаза на жестокость и несправедливость. Им ненавистны грехи и больше всего они боятся не оправдать доверие Аллаха и вызвать Его гнев. Они презирают отчаяние и бросают вызов любым трудностям. Они ставят перед собой высокие цели, но не кидаются к ним опрометчиво, с опущенной головой и закрытыми глазами, а поступают мудро и расчетливо.

Их руководство по жизни — Священный Коран, а их идеал — Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. В писании своего Господа они находят мудрость, опережающую времена, а в сунне Его посланника — ее практическое воплощение. Они извлекают самое ценное из многовековой мудрости, накопленной мусульманами, и не пренебрегают полезными знаниями, разбросанными по свету. Они извлекают уроки из прошлого, их взгляды устремлены в будущее, но больше всего они ценят сегодняшний день, стараясь прожить его правильно, с пользой для себя и для других. И поэтому они идут в ногу со временем, не строя призрачных иллюзий и не питая ложных надежд, а принимая мир таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, возможностями и вызовами. Они осознают свою ответственность за эту землю и за всякую живую тварь, которая обитает на ней, свою ответственность за людей, которые не ведают истины и нуждаются в свете Божием. Ведь они по милости Его знают — знают, что Господь их не создал этот мир ради забавы и не предоставил человека самому себе, а наделил его разумом и низвел ему верное руководство, чтобы простить тех, кто проявил смирение и уверовал, и призвать к ответу тех, кто возгордился и отвернулся.

О Аллах, укрась наши сердца любовью к полезным знаниям и вдохнови нас на неотступное следование им! Защити нас от обольщения красивыми речами лицемеров и от бессилия перед сомнительными доводами заблудших! Окружи нас праведными людьми и приведи нас к праведным рабам Твоим, обучающим истине от Тебя! Позволь нам вкусить от плодов райских прежде, чем мы расстанемся с этим жалким миром, не вмещающим наших надежд и желаний! Приблизь нас к Себе, Господи, и не отворачивайся от бессильных рабов Твоих из-за грехов наших, ведь Ты — Слышащий, Всеведущий!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *