Что такое нэвз в новочеркасске
Новочеркасский электровозостроительный завод
Подуст Сергей Федорович
Магистральные грузовые и пассажирские электровозы
▲ 14,81 млрд руб. (2008, РБСУ) [1]
▲ 1,097 млрд руб. (2008, РБСУ)
ООО «Производственная компания „Новочерка́сский электровозострои́тельный завод“» (НЭВЗ) — завод, выпускавший в СССР и выпускающий в России магистральные грузовые и пассажирские электровозы.
Созданные на НЭВЗе локомотивы водят составы, перевозящие 80 % всех грузов на электрифицированных железных дорогах России и стран ближнего зарубежья. С поточных линий завода сошло более 15000 локомотивов более чем 40 типов. Завод расположен в городе Новочеркасске Ростовской области.
Содержание
История завода
Первоначально электровозы в СССР небольшими партиями выпускались московским электромашиностроительным заводом «Динамо», в сотрудничестве с Коломенским паровозостроительным заводом. Однако подлинное развитие отечественное электровозостроение получило после организации в 1946 выпуска электровозов в Новочеркасске. Именно Новочеркасский электровозостроительный завод стал со временем самым мощным в мире заводом по выпуску электровозов.
Новочеркасский завод строился как паровозостроительный. Начата стройка была 8 ноября 1932 в 10 км от Новочеркасска, вблизи хутора Яново. В самом начале строительства воздвигается деревянная арка с надписью «Паровозострой». С большими трудностями начиналась эта огромная стройка в голой степи. Не было жилья для рабочих, транспорта, не хватало рабочей силы. Но несмотря на трудности, «Паровозострой» превращается в одну из крупнейших строек не только на Дону, но и по всей России.
В 1934 в степи выросли два первых пятиэтажных дома. Было положено начало новому посёлку паровозостроителей, впоследствии получившему название Соцгород. Завод строился быстрыми темпами. С 1932 по 1936 были построены: инструментальный корпус, модельный цех, часть литейного корпуса и кузнечного цеха, главный корпус и другие объекты.
1 мая 1936 новочеркасцы рапортовали о выпуске первой партии продукции: трёх промышленных узкоколейных паровозов типа 159 (0-4-0). В 1937 завод выпустил уже 70 таких паровозов и приступил к освоению мощных танк-паровозов нормальной колеи типа 9П. Кроме того завод начал выпуск подъёмных кранов для торфоразработок.
В годы войны завод был эвакуирован на Урал, в город Воткинск, и там выпускал самолёты, артиллерийские орудия, ремонтировал танки. Немецкие оккупанты полностью разрушили завод.
1940—1950 годы
После освобождения Новочеркасска в 1943 начались восстановительные работы.
6 ноября 1945 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР завод был передан Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства отечественных электровозов.
Наряду с выпуском магистральных электровозов, завод в течение 1952—1956 изготовил несколько сот промышленных электровозов, в том числе и на экспорт (в Индию, Болгарию, Корею и другие страны).
Для обеспечения возросших грузоперевозок завод создаёт конструкцию нового, более мощного восьмиосного грузового электровоза постоянного тока ВЛ8. Первый опытный электровоз выпущен в 1953. В 1955 изготавливается опытная партия из семи электровозов. С 1956 электровоз НЭВЗ выпускает уже серийно, и его постройка продолжается до 1963. Электровоз ВЛ8-009, выпущенный в марте 1956, стал для завода тысячным электровозом.
Одновременно с продолжающимся производством электровозов постоянного тока, Новочеркасский завод в 50-х годах XX века развернул работу по созданию электровозов переменного тока. В 1954 были выпущены первые шестиосные магистральные электровозы НО (Новочеркасский Однофазный), впоследствии получившие обозначение серии ВЛ61.
Используя опыт, полученный при постройке и эксплуатации электровозов НО, в 1957 году создан принципиально новый электровоз Н60, впоследствии получивший обозначение серии ВЛ60.
В 1958 при НЭВЗе создаётся Научно-исследовательский институт электровозостроения, позднее реорганизованный во Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (ВЭлНИИ). С этого момента создание новых конструкций электровозов и освоение их производства осуществляется в тесном взаимодействии НЭВЗа и ВЭлНИИ.
1960—1990 годы
Расстрел рабочих в Новочеркасске
Кроме того, были разработаны опытные серии электровозов: ВЛ80 а и ВЛ86 ф — с асинхронными тяговыми двигателями, ВЛ80 б — с вентильными тяговыми двигателями, ВЛ80 вр — с вентильными двигателями и рекуперативным торможением, ВЛ84.
1—2 июня 1962 года рабочие завода приняли участие в забастовке по поводу снижения зарплаты. Это вылилось в так называемый Новочеркасский расстрел.
В 1983 изготовлено два опытных двенадцатиосных электровоза переменного тока серии ВЛ85. Для открытых горных разработок НЭВЗ выпускает тяговые агрегаты ОПЭ1. По заказу Финляндии для VR в 1971 году завод создаёт четырёхосный электровоз Sr1, а по заказу Польши для PKP в 1978 создаётся электровоз ET42.
За 1983 год заводом изготовлено 272 электровоза ВЛ80с, 36 электровозов ВЛ80р, 5 электровозов Sr1, 2 электровоза ВЛ85, 26 тяговых агрегатов ОПЭ-1 и 140 комплектов экипажных частей для производства электровозов ВЛ10 на Тбилисском электровозостроительном заводе.
По состоянию на 1984 год завод имел свою медсанчасть, несколько здравпунктов, 12 детских учреждений, девять столовых, пять кафе, двадцать семь буфетов, Дворец Культуры, кинотеатр, техническую и художественную библиотеку, 3 спортзала, стадион.
С 1978 с целью резкого увеличения количества выпускаемых электровозов на заводе проводилась реконструкция. Главная цель реконструкции — выпуск, начиная с 1985 по 470 электровозов ежегодно. При второй очереди реконструкции намечалось построить при заводе обкаточное кольцо, протяжённостью 30 км, а также развить производство электромашин и колёсных пар.
C 1987 по 1990 производился Электровоз 8G переменного тока по заказу КНР, выпущенно 100 машин.
Некоторые наиболее массовые серии электровозов, выпускавшиеся заводом — ВЛ10 и ВЛ10У, ВЛ80, ВЛ85, ВЛ65, ЭП1.
В 1995 году завод прошёл процесс приватизации и получил название Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Новочеркасский электровозостроительный завод». Завод потерял заказы и практически обанкротился.
Собственники и руководство
В настоящее время предприятие входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»:
Руководителями завода были:
Продукция
Новочеркасск.net
городской форум
Экскурсия на НЭВЗ
Первоначально электровозы в СССР небольшими партиями выпускались московским электромашиностроительным заводом «Динамо», в сотрудничестве с Коломенским паровозостроительным заводом. Однако подлинное развитие отечественное электровозостроение получило после организации в 1946 выпуска электровозов в Новочеркасске. Именно Новочеркасский электровозостроительный завод стал со временем самым мощным в мире заводом по выпуску электровозов. Новочеркасский завод строился как паровозостроительный. Начата стройка была 8 ноября 1932 в 10 км от Новочеркасска, вблизи хутора Яново. В самом начале строительства воздвигается деревянная арка с надписью «Паровозострой». С большими трудностями начиналась эта огромная стройка в голой степи. Не было жилья для рабочих, транспорта, не хватало рабочей силы. Но несмотря на трудности, «Паровозострой» превращается в одну из крупнейших строек не только на Дону, но и по всей России.
В 1934 в степи выросли два первых пятиэтажных дома. Было положено начало новому посёлку паровозостроителей, впоследствии получившему название Соцгород. Завод строился быстрыми темпами. С 1932 по 1936 были построены: инструментальный корпус, модельный цех, часть литейного корпуса и кузнечного цеха, главный корпус и другие объекты. В годы войны завод был эвакуирован на Урал, в город Воткинск, и там выпускал самолёты, артиллерийские орудия, ремонтировал танки. Немецкие оккупанты полностью разрушили завод.
История завода за 1940—1950 года.
После освобождения Новочеркасска в 1943 начались восстановительные работы. 6 ноября 1945 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР завод был передан Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства отечественных электровозов. Завод начал свою деятельность с выпуска шестиосных электровозов постоянного тока ВЛ22м. Первые электровозы были собраны из заделов подготовленных в Коломне и Москве. Первый электровоз был выпущен 7 марта 1947, с 1948 завод приступил к серийному производству. Наряду с выпуском магистральных электровозов, завод в течение 1952—1956 изготовил несколько сот промышленных электровозов, в том числе и на экспорт (в Индию, Болгарию, Корею и другие страны). Используя опыт, полученный при постройке и эксплуатации электровозов НО, в 1957 году создан принципиально новый электровоз Н60, впоследствии получивший обозначение серии ВЛ60.
В 1958 при НЭВЗе создаётся Научно-исследовательский институт электровозостроения, позднее реорганизованный во Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (ВЭлНИИ). С этого момента создание новых конструкций электровозов и освоение их производства осуществляется в тесном взаимодействии НЭВЗа и ВЭлНИИ.
1960–1990е
В период с 1961 по 1975 НЭВЗом совместно с ВЭлНИИ разработаны конструкции и освоено производство нескольких новых типов магистральных электровозов: шестиосные ВЛ60к с пассажирской модификацией ВЛ60пк, восьмиосные ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ80р. Для осуществления перевозок на участках стыкования постоянного и переменного тока выпускается партия электровозов ВЛ82 и ВЛ82м.
1–2 июня 1962 года рабочие завода приняли участие в забастовке по поводу снижения зарплаты. Это вылилось в так называемый Новочеркасский расстрел. Не буду описывать его подробно.
По состоянию на 1984 год завод имел свою медсанчасть, несколько здравпунктов, 12 детских учреждений, девять столовых, пять кафе, двадцать семь буфетов, Дворец Культуры, кинотеатр, техническую и художественную библиотеку, 3 спортзала, стадион. С 1978 с целью резкого увеличения количества выпускаемых электровозов на заводе проводилась реконструкция. Главная цель реконструкции — выпуск, начиная с 1985 по 470 электровозов ежегодно. При второй очереди реконструкции намечалось построить при заводе обкаточное кольцо, протяжённостью 30 км, а также развить производство электромашин и колёсных пар.
Завод награждён орденом Ленина. В 1995 году завод прошёл процесс приватизации и получил название Открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Новочеркасский электровозостроительный завод». Завод потерял заказы и практически обанкротился, развалился СССР.
С 2008 года на НЭВЗе возобновлено производство магистральных грузовых электровозов постоянного тока — освоено производство локомотивов 2ЭС4К «Дончак». В 2007 году предприятие получило сертификат на бустерную секцию для «Ермака», и односекционного варианта этого электровоза — Э5К. Ведутся работы по созданию семейства российских локомотивов пятого поколения. Головной разработкой является двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20.
Поездка
После краткой инструкции безопасности, среди которой было «не совать пальцы в станки, розетки и т.д.» был пункт «Запрещена любая видео/фото съёмка», что сильно огорчило меня, но как оказывается слишком рано я расстроился. Пока экскурсовод рассказывал что-то об истории завода, что в принципе тоже самое, что я описал выше, я занимался рассматриванием и фотографированием территории за КПП, где успел запечатлеть парочку интересных картинок.
Б ольшая площадка за главной проходной, справа был памятник Ленину, слева стенд «наши показатели»:
После этого была часовая экскурсия, где нас водили по цехам завода. В процессе прогулки по цехам экскурсовод постоянно что-то рассказывал, но его к сожалению было не слышно. Жалко, что не продумали систему как на заводе Кока-Кола, о чём я напишу чуть позже.
Одна из подпольных фотографий
Из-за всего этого я решил изучать завод самостоятельно, обращая большее внимание не на экскурсовода и его рассказы, а на рабочих и само предприятие. Первое же, что действительно радовало: все цеха были громадные, но при этом каждое рабочее место было чистым и убранным. Каждый рабочий делал свою работу. НЭВЗ можно было сравнить с огромным ульем, где каждая пчела делает свою работу чётко, быстро и качественно.
внутри цехов:
Отдельное слово надо сказать про количество рабочих мест, которых на заводе более 11 тысяч, что не может не радовать.
Как я уже говорил раньше, на предприятии работает более 11 тысяч человек, при этом молодого поколения около 30% (от 18 до 30 лет), работает здесь и большое количество женского пола, которое составляет около 25-30% от общего количества рабочих. Ну и конечно как же без старожил, которые работают с детства и чей совет всегда будет на вес золото (фото не мои):
Сердце НЭВЗа
Лазерная резка
Один из токарей завода
Небольшая «шестерёнка»
Сегодня на НЭВЗе реализуются программы по модернизации потенциально опасных производственных процессов. Например, в сталелитейном цехе внедряется технология «Факсон». Она позволит практически исключить токсические выбросы загрязняющих веществ и значительно уменьшить количество образующих отходов. Планируется установка и запуск двух пылеулавливающих установок на выбивные решетки на формировочном участке. Эффективнсть очистки воздуха составляет, по данным самой компании, от 95 до 98%. Несмотря на быстрорастущую автоматизацию процессов, некоторые работы (например, сборка роторов) делается вручную специалистом. У каждого из них сегодня есть один или несколько молодых учеников:
Прекрасный пол за работой
Столовая или отношение к людям
После прогулки по заводу, его красивым и громадных цехам, казалось, что на этом наша экскурсия к сожалению подошла к концу. Но нам предложили прогуляться в прекраснейший музей при НЭВЗе, который располагался в местном одноимённом ДК, находящийся неподалёку от самого предприятия.
Перед этим мы успели посетить столовую завода. Так как экскурсия и сама поездка в целом была долгой и утомительной, организм требовал подкрепления, что нам и предоставила местная столовая. К слову, оплата, проезда и питание оплачивала организация экскурсии, поэтому мы решили наесться так, чтобы хватило на весь оставшийся день, ведь впереди ещё было много других предприятий.
В столовой нас встретили с добротой и непередаваемым уютом. После того как мы набрали почти все блюда, предлагавшиеся нам здесь, я удивился общей суммой набранного нами. За первое, второе, третье, а также различные вкусняшки я бы заплатил всего 139 рублей!
Старая советская столовая, что может быть лучше
Музей НЭВЗа или как надо чтить память предков.
После столовой мы отправились в музей, по пути к которому, нас ждала территория перед главной проходной завода. Здесь была большая площадка с цветами, стендами завода и многими другими интересными вещами:
Справа от площадки нас ждал паровозик. В 1986 году к 50-летию завода на площадку перед заводом установили первый выпущенный электровоз. А недавно площадь перед НЭВЗом решили «уравновесить», в одном из депо Азербайджана отыскали паровозик, который вышел в апреле 1936 года. Его привезли, восстановили и в честь 75-летия завода, установили напротив первого. Этот паровозик был сделан для «узкоколеек»:
Слева напротив стоял уже более современный ВЛ22м:
Музей истории НЭВЗа был открыт 3 ноября 1977 года согласно совместного постановления дирекции, партийного комитета, ЗК профсоюза и ЗК ВЛКСМ от 12 августа 1976 года. Второе рождение музея состоялось 27 сентября 1999 года по инициативе генерального директора ООО «ПК «НЭВЗ» А.Л. Носкова.
Экспозиц ия музея размещается в двух залах, общей площадью 207 кв.м. и насчитывает свыше 7 500 экспонатов. Музей истории раскрывает более 70-летнюю историю завода, его строительство, становление, начиная с февраля 1932 года.
Переходящие знамёна и выдающиеся рабочие завода
Завод являлся ударной стройкой второй пятилетки. Он основывался как Новочеркасский паровозостроительный завод. Первые паровозы были выпущены в 1936 году. С 1947 года предприятие получило статус электровозостроительного завода и начало выпускать промышленные и магистральные электровозы. Продукция НЭВЗа экспортировалась во многие страны мира. Благодаря этому завод был награжден высокими наградами: в 1971 году – орденом Ленина, в 1980 году – международной премией «Золотой Меркурий», в 1995 году – «Европейским международным золотым созвездием».
одна из многих наград завода
Разделы экспозиции состоят из:
— Строительство завода и выпуск паровозов. (1932 – 1941гг.)
— Паровозостроители в годы Великой Отечественной войны. (1941 – 1945гг.)
— Создание новых Новочеркасских электровозов.
— НЭВЗ (1950 – 1980гг.)
— Директора завода (1932 – 2005гг.)
— Культурная и общественная жизнь НЭВЗа.
Среди экспонатов наибольший интерес представляют подлинные фотографии и документы из истории строительства завода, передовиков производства, участников Великой Отечественной войны; подлинные награды, а также макеты электровозов, выпускаемых предприятием:
Подлинные фотографии и документы передовиков завода
Профсоюзные и партийные билеты, которые я так часто нахожу на заброшенных предприятиях нашего города и области
Награда за конструкторскую инновационность
Перейдя во второй, центральный зал, мы встречаем огромное количество макетов электровозов различных эпох:
С этим красавцем мы уже успели познакомиться ранее, перед главной проходной завода(см. описание выше):
Макеты и описания электровозов, которые НЭВЗ выпускал в своё время:
Были здесь и совсем огромные модели электровозов, например вот такой красивый электровоз, длина которого составляла около 2 метров:
Очередные награды завода и его рабочих, участвующих в различных соревнованиях
Как видно по карте, продукция НЭВЗа используется во всей стране
Одной из приятных особенностей была обстановка зала. Многие стены музея были обклеены всевозможными плакатами, табличками и так далее. Так среди некоторых были фотографии довоенного Новочеркасска, на одной из которых я сумел разглядеть уже знакомую мне триумфальную арку:
В зале Славы – графические портреты Героев Советского Союза, бывших паровозостроителей, Героев Социалистического труда, кавалеров Орденов Ленина и Октябрьской революции. Награды, полученные коллективом завода за успешное выполнение плановых заданий: орден Ленина (макет), юбилейные и памятные знаки, Ленинская юбилейная грамота, юбилейные призы, грамоты и памятные знамёна:
Среди экспонатов музея много техники и различной аппаратуры того времени, которая пользовались на всём заводе:
Среди всего этого я наконец-то увидел Перфоратор в живую, проколотые бумажки которого, есть на всех заброшенных заводах нашей страны:
Был здесь и первый заложенный кирпич завода или вот такая памятная табличка, которая датировалась от 1932 года. Поставлена она была в честь 15й годовщины Октября, но уже после войны была снята и отправлена в музей. Её дубль был установлен вновь на здании заводоуправления в 2007 году.
Плакаты советских времён, которые когда-то весели в цехах завода
Личные вещи бывших рабочих, ушедших на войну
На одной из стен весит огромный плакат электровоза ВЛ22м, размеры которого составляли примерно 2х2 метра. Смотрится данная картина внушительно, того и дело кажется, что вот-вот он загудит и поедет нам на встречу:
Главная проходная завода
На сегодняшний день сотрудниками музея ведется большая работа с подрастающим поколением, заводской молодежью. Пополняются фонды музея, меняется экспозиция. Вся работа направлена на то, чтобы Музей истории Новочеркасского электровозостроительного завода стал культурным и образовательным центром.
Ежегодно музей посещают свыше пяти тысяч человек, проводится более 100 экскурсий в год.
Пришло время для расставания с НЭВЗом, который оставил самые яркие и хорошие впечатления за всю 3-х дневную экскурсию по индустриальному Ростову и области. Рекомендую каждому, кто сможет побывать в Новочеркасске, посетить этот музей, а по возможности и сам завод.
Небольшой вывод
Отдельное спасибо руководству музея и прекрасному экскурсоводу, чей рассказ был очень интересным и увлекательным.