Что такое нейропсихологическое исследование
Нейропсихологическое исследование
Нейропсихологическое исследование — метод, позволяющий на основании специально разработанных видов стимульных материалов получить не только количественные, но и качественные данные о работе и характере нарушений развития и функционирования определённых участков коры головного мозга.
До создания данного метода практически невозможным оказывалась не только диагностика, но и качественная помощь в развитии или коррекции, восстановлении высших психических функций человека.
Когда применяется нейропсихологическое исследование?
Строго говоря, его неплохо было бы пройти каждому из нас, начиная с пятилетнего возраста. В детстве это нужно для того, чтобы определить, насколько успешно протекает созревание тех или иных высших психических функций, соответствует ли оно норме, гармонично ли. Во взрослом возрасте это тем более необходимо как с целью профилактики возможных нарушений, определения последствий черепно-мозговых травм, синдрома усталости, если порой беспокоит рассеянность или неготовность к обычной трудовой или повседневной активности, сложность концентрации внимания и проч.
В нашей практике мы применяем методы нейропсихологического исследования практически применительно ко всем пациентам, поскольку, пожалуй, сложно будет назвать еще хотя бы одну из исследовательских методик, которая была бы столь же информативна, и, одновременно, безопасна для всех исключительно пациентов.
Какую информацию можно получить в ходе нейропсихологического исследования детей и взрослых?
Так, расхожее мнение, что речь может потребовать коррекции исключительно в детском возрасте, не совсем верно. Поскольку некоторые виды неврологических или психических расстройств также в очень сильной степени способны вызывать речевые нарушения (различные виды деменций, органические поражения мозга и прочее). Мы нередко сталкиваемся с такими явлениями, а потому нейропсихологическое исследование речи — один из необходимых этапов как уточнения локализации повреждения, так и простроения дельнейшей стратегии лечения и реабилитации.
Одной из наиболее частых причин обращения к нашим специалистам является нарушение памяти. К большому сожалению, очень часто мы (а также специалисты во всем мире) сталкиваемся со случаями различного вида деменций, о начале развития которых сигнализируют именно забывчивость, рассеянность. Чаще всего причиной такого рода расстройств становится Болезнь Альцгеймера, но установить наиболее точный диагноз можно только получив результаты комплексного обследования, одним из компонентов которого является нейропсихологическое исследование памяти.
Таким образом, на протяжении более 10-ти лет работая в области сохранения психического здоровья, мы непременно используем методы нейропсихологического исследования детей и взрослых, с целью уточнения диагноза и определения направления когнитивной реабилитации. Именно на основании нейропсихологического исследования памяти, внимания, восприятия (различных его форм), нейропсихологического исследования речи можно достоверно и точно определить, как возникло то или иное нарушение, как работает определенный участок головного мозга, при этом неинвазивным, совершенно безопасным, информативным методом.
Возникли вопросы? Требуется консультация специалиста? Позвоните нам
Нейропсихологическое исследование
Нейропсихологическое исследование — метод, позволяющий на основании специально разработанных видов стимульных материалов получить не только количественные, но и качественные данные о работе и характере нарушений развития и функционирования определённых участков коры головного мозга.
До создания данного метода практически невозможным оказывалась не только диагностика, но и качественная помощь в развитии или коррекции, восстановлении высших психических функций человека.
Когда применяется нейропсихологическое исследование?
Строго говоря, его неплохо было бы пройти каждому из нас, начиная с пятилетнего возраста. В детстве это нужно для того, чтобы определить, насколько успешно протекает созревание тех или иных высших психических функций, соответствует ли оно норме, гармонично ли. Во взрослом возрасте это тем более необходимо как с целью профилактики возможных нарушений, определения последствий черепно-мозговых травм, синдрома усталости, если порой беспокоит рассеянность или неготовность к обычной трудовой или повседневной активности, сложность концентрации внимания и проч.
В нашей практике мы применяем методы нейропсихологического исследования практически применительно ко всем пациентам, поскольку, пожалуй, сложно будет назвать еще хотя бы одну из исследовательских методик, которая была бы столь же информативна, и, одновременно, безопасна для всех исключительно пациентов.
Какую информацию можно получить в ходе нейропсихологического исследования детей и взрослых?
Так, расхожее мнение, что речь может потребовать коррекции исключительно в детском возрасте, не совсем верно. Поскольку некоторые виды неврологических или психических расстройств также в очень сильной степени способны вызывать речевые нарушения (различные виды деменций, органические поражения мозга и прочее). Мы нередко сталкиваемся с такими явлениями, а потому нейропсихологическое исследование речи — один из необходимых этапов как уточнения локализации повреждения, так и простроения дельнейшей стратегии лечения и реабилитации.
Одной из наиболее частых причин обращения к нашим специалистам является нарушение памяти. К большому сожалению, очень часто мы (а также специалисты во всем мире) сталкиваемся со случаями различного вида деменций, о начале развития которых сигнализируют именно забывчивость, рассеянность. Чаще всего причиной такого рода расстройств становится Болезнь Альцгеймера, но установить наиболее точный диагноз можно только получив результаты комплексного обследования, одним из компонентов которого является нейропсихологическое исследование памяти.
Таким образом, на протяжении более 10-ти лет работая в области сохранения психического здоровья, мы непременно используем методы нейропсихологического исследования детей и взрослых, с целью уточнения диагноза и определения направления когнитивной реабилитации. Именно на основании нейропсихологического исследования памяти, внимания, восприятия (различных его форм), нейропсихологического исследования речи можно достоверно и точно определить, как возникло то или иное нарушение, как работает определенный участок головного мозга, при этом неинвазивным, совершенно безопасным, информативным методом.
Возникли вопросы? Требуется консультация специалиста? Позвоните нам
Методы нейропсихологической диагностики
Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.
Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели
Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.
В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.
Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:
Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?
В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.
При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.
Методы нейродиагностики
Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.
Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.
Обычно применяются две группы методов диагностики.
1. В первую группу входят исследования для получения знаний:
2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):
Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность
Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:
Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.
Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?
Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):
Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.
Виды нейропсихологической коррекции
По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.
Основными видами нейропсихологической коррекции будут:
Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).
Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.
Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.
Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.
Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.
Нейропсихологическое исследование
На современном этапе развития медицины существуют различные способы оценки и исследования работы мозга. В том числе, это и методы визуализации (МРТ, КТ, ПЭТ), которые позволяют в прямом смысле этого слова, увидеть мозговые структуры, что облегчает диагностику психических заболеваний.
Нейропсихологическое исследование зародилось в начале ХХ века, когда еще попросту не существовало иной возможности исследовать мозг неинвазивно и безболезненно. Создание метода основано на трудах великих отечественных ученых Ухтомского, Павлова, Анохина, Выгодского. Основоположником же современной отечественной нейропсихологии считается А. Р. Лурия.
Идея развития данного вида исследования исходит из того, что следствием различных повреждений мозга является и поражение высших психических функций. Следовательно, оценив работу ВПФ, специалист может с определённостью констатировать то или иное заболевание, что, в сочетании с методами нейровизуализации, дает возможность проведения дифференциальной диагностики. Естественно, верно поставленный диагноз имеет огромное значение для построения верной стратегии лечения пациента.
Как проводится нейропсихологическое исследование?
Разработаны и широко применяются в практике нейропсихологические тесты, которые направлены на измерение различных характеристик головного мозга:
Данный вид обследования проводится нашими квалифицированными клиническими психологами. Сама процедура организуется так, чтобы пациент находился в максимально комфортной обстановке, чувствовал себя спокойно. Психолог предъявляет ряд тестов, результаты которых заносятся в специальный протокол обследования, а затем, уже после проведения работы, производится обработка и описание результатов на основании качественного и количественного анализа.
Данный вид диагностики требует определенных навыков от специалистов, достаточного опыта работы в данной области, знания норм, которые соответствуют здоровой активности высших психических функций. Эта трудоемкая процедура была некоторое время тому назад упрощена при помощи использования компьютерных технологий, которые в режиме он-лайн способны регистрировать показатели и вести сравнительный анализ, точно оценивать скорость реакции испытуемых, а так же — в максимально короткие сроки выдавать объективный результат.
В нашей клинике представлены, в основном, клиническая и реабилитационная нейропсихология, применение методов которой позволяет не останавливаться исключительно на обследовании пациентов и констатации наличия того или иного нарушения в работе головного мозга. Поскольку одним из ведущих направлений нашей деятельности является реабилитация пациентов с различными психическими заболеваниями, то именно методы нейрореабилитации пациентов, в том числе, детского и преклонного возраста, людей с деменцией, пограничными состояниями мы можем обозначить как одни из самых эффективных.
В нашей практике нейропсихологическое тестирование — лишь один из методов комплексного обследования в диагностике психических заболеваний.
В рамках комплексного диагностического обследования, наряду с методами нейровизуализации, исследования электрической активности головного мозга (метод электроэнцефалограммы/ ЭЭГ), пато- и нейропсихологического исследования, мы проводим так же и лабораторные исследования жидких сред организма. В частности, инновационные методы, позволяющие не только констатировать уже имеющееся заболевание, но и определить его в самой зачаточной, бессимптомной стадии, что дает возможность проведения превентивной (профилактической) работы, способной предотвратить разворачивание патологического процесса. Это, так называемые, нейронные тесты, которые дают информацию о состоянии нервных клеток организма.
Таким образом, современные диагностические возможности нашей клиники позволяют максимально точно и быстро не только определять диагноз пациента, но и находить источник, причину заболевания, что, несомненно, делает эффективным процесс лечения.
Записывайтесь по телефону: +7 (966) 330-11-66 Нейропсихологическое исследование
Детский нейропсихолог
Детский нейропсихолог может помочь, если ребёнок:
Нейропсихологическую диагностику рекомендуется проводить детям с трудностями обучения и поведения по назначению лечащего врача. Нейропсихологическая диагностика подходит для детей дошкольного и школьного возраста.
Нейродиагностику рекомендуется проводить детям у которых возникают сложности в освоении школьной программы (чтение, счет, письмо), трудности концентрации внимания. Своевременное обращение к специалисту поможет вовремя скорректировать подобные проблемы, улучшить адаптацию к школьному процессу, повысить успеваемость.
Детский нейропсихолог: с какими проблемами стоит обращаться
Детский нейропсихолог – это клинический психолог, основной задачей которого является помощь детям с трудностями обучения, социально-бытовой адаптации, нарушениями поведения. Специалист может помочь подобрать коррекционно-развивающие занятия для работы с имеющимися трудностями. К нейропсихологу могут обращаться дети от 4-х до 7-ми лет.
Переход к обучению в школе всегда является стрессовой ситуацией для ребенка и родителя. Могут возникнуть сложности в процессе обучения письму: слабый или сильный тонус в руках, замена и пропуск букв, знаков препинания, игнорирование заглавных букв.
Что касается математики, то возможны проблемы с пониманием задач, автоматизацией счета, в особенности обратного.
Чтение может сопровождаться различными затруднениями при понимании смысла прочитанного, чтения вслух.
Трудности в освоении учебных навыков важно вовремя обнаружить и подобрать соответствующие методы коррекции, чтобы способствовать успешному освоению школьной программы и предотвратить истощение психоэмоциональных ресурсов ребенка.
Нейропсихолог может помочь выявить причину трудностей в освоении какого-либо школьного предмета, например, математики.
Причины трудностей в обучении могут быть и более общими, например, недостаточная сформированность функций программирования регуляции и контроля, которая отражается на разных областях психической деятельности.
Нейропсихологическая диагностика
Нейропсихологическая диагностика – комплекс диагностических заданий, направленный на исследования особенностей памяти, внимания, мышления и других функций ребенка с целью определения особенностей мозговой организации психических функций. Нейропсихологическая диагностика проводится посредством определенного набора методик, часть которых была разработана еще в середине прошлого века психологом с мировым именем А.Р. Лурией и адаптирована его последователями уже в наше время. Также для диагностики нейропсихолог может использовать наблюдение за ребенком, беседу с ребенком и его родителями, аппаратные методы диагностики.
В ходе обследования специалист выявляет особенности функционирования тех или иных зон головного мозга, которые могут быть связаны с трудностями обучения и поведения.
Результаты нейропсихологической диагностики служат опорой для определения «мишеней» коррекционного воздействия.
Нейропсихологическая коррекция
Нейропсихологическая коррекция является отличным методом для профилактики школьной неуспеваемости. Если ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, переключением между разными видами активностей, трудности освоения письма, чтения или счета – с помощью нейропсихологической диагностики, можно выявить в чем причина и подобрать соответствующий комплекс коррекционных занятий. Нейропсихологическая коррекция также может быть полезна детям с особенностями сенсорной сферы (повышенная или пониженная чувствительность к определенным ощущениям), моторными особенностями.
Нейропсихологическая коррекция, подобранная по результатам тщательной диагностики, в сотрудничестве специалиста с лечащим врачом и родителями, может улучшить качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, последствиями органических поражений головного мозга, эпилепсией.
В коррекционной работе применяются двигательные (сенсомоторные) и когнитивные (познавательные) задания и игры, а также упражнения с использованием специального оборудования (например, стабилоплатформы, система «Саундбим» и др.).
Двигательная коррекция состоит из комплекса физических заданий:
— растяжки, массаж и самомассаж, направленные на нормализацию мышечного и психического тонуса, стабилизацию, психоэмоционального состояния, сенсорное насыщение;
— дыхательные упражнения, способствующие развитию навыков саморегуляции и самоконтроля, улучшение концентрации и переключаемости внимания;
— упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики;
— работа с сенсорными материалами, направленная на развитие сенсорной сферы, интеграцию различных видов сенсорной чувствительности;
Когнитивная коррекция включает бланковые (на листах) задания, различные настольные игры, направленные на развитие навыков произвольной регуляции, высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, пространственные представления, мелкую моторику.
В ходе занятий нейропсихологической коррекцией также активно применяются подвижные игры, игры с правилами, хороводные игры.
Упражнения с использованием специального оборудования направлены преимущественно на развитие управляющих функций (самоконтроль, переключение между различными видами деятельности, торможение, скорость реакции), а также крупной моторики, концентрации и переключаемости внимания, навыков ориентировки на инструкцию специалиста.
Специалист подбирает и комбинирует различные виды заданий с учетом результатов нейропсихологической диагностики, возраста, особенностей и интересов ребенка, а также рекомендаций лечащего врача.
Нейропсихологическая коррекция предполагает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. В Центре им. Г.Е. Сухаревой мы рекомендуем родителям присутствовать на занятии и участвовать в них вместе с ребенком. Это дает возможность переносить опыт занятий в обыденную жизнь, узнавать новые эффективные способы взаимодействия с ребенком и работать с имеющимися трудностями не только на занятиях, но и дома. Совместные с родителями занятия – это не только полезно, но и очень весело для всех членов семьи.
Важно также помнить, что никакое коррекционное воздействие не будет эффективным, если оно не учитывает мотивацию ребенка к выполнению заданий. Поэтому нейропсихолог всегда старается сделать упражнения и игры максимально интересными для ребенка.
Нейропсихолог обращает внимание на текущее психоэмоциональное состояние ребенка, меняет структуру и формат занятия, если это необходимо. Например, ребенок устал и пока не готов к активным двигательным играм – значит специалист может уделить больше времени бланковым заданиям или настольным играм.
Детский нейропсихолог. Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
В Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ ведут прием детские нейропсихологи с опытом работы в условиях стационара. Записаться на консультацию нейропсихолога можно в Платном отделении Центра по телефону: +7 (495) 44-55-495.
В условиях стационара нейропсихологическая коррекция проводится бесплатно по назначению лечащего врача и после проведения нейропсихологической диагностики.
Специалисты проводят занятия с детьми индивидуально и в малых группах. Продолжительность занятий – 30-40 мин.