Что такое нейтральный стимул

Высшая нервная деятельность и сенсорные системы. Основы психофизиологии. Высшая нервная деятельность и сенсорные системы. Основы психофиз. Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология эффективные стратегии практической психологической помощи (1610)

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи (1610)

Дисциплина: Высшая нервная деятельность и сенсорные системы. Основы психофизиологии

Загрузите результат Индивидуального практического задания,

слушатель Чернова Анастасия Сергеевна

Баринов Андрей Витальевич

— композиция группы Muse «Algorithm», которую девушка слушала ДО аварии.

— стрессовая реакция в ответ на столкновение (девушка покрылась холодным липким потом, у нее затряслись руки и ноги, сильно забилось сердце).

— теперь композиция группы Muse «Algorithm» явилась обусловленным стимулом ( в связи с тем, что она играла в тот момент, когда девушка испытала сильное потрясение)
Условная реакция

— вегетативная реакция- сердце девушки начало биться чаще, руки задрожали, колени начали подгибаться, ноги стали «ватными», реакция схожа с той, которая была при ДТП.

2. Задание
Вспомните и опишите ситуацию из собственного опыта, в которой будет проявляться нейтральный стимул, неоговоренный стимул, безусловная реакция, обусловленный стимул, условная реакция.
Ответ:
Однажды я ела эклеры. Очень вкусные, ничего не предвещало беды. Но, видимо, они оказались не первой свежести, либо в составе было что то, что вызвало отравление. Меня сильно тошнило, очень болел живот, было плохо.

Теперь, когда я вижу эклеры у меня возникает легкое чувство тошноты и отвращения к ним.

Ещё один ( самый банальный, скорее всего) пример:

Когда в первый раз пробудешь дольку лимона- идёт сильное слюноотделение, лицо как будто бы сводит ( появляется гримаса, весь морщишься). В последующей жизни- увидев лимон, например в магазине, или просто представив его, начинает интенсивно выделяться слюна.
Нейтральный стимул

— пища ( в первой истории- эклер; во- второй лимон)
Неоговоренный стимул

— в первой истории- отравление; во второй- резкое и сильное ощущение кислого во рту.
Безусловная реакция

— в первой истории- тошнота, плохое самочувствие;

во второй- сильное слюноотделение, лицо как будто бы сводит ( появляется гримаса, весь морщишься).

— дальнейший вид продуктов (в первой- эклер, во второй- лимон).

— в первой истории- это появление чувства тошноты при виде эклера; во второй истории- появление активного слюноотделения при виде или вспоминании лимона.

3. Задание 3. А за чем нам это нужно?
Напишите краткий вывод (3-5 предложений) о возможности использования данных знаний в практике работы психолога.
Ответ:

Психофизиология- это область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Она рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойства нервной системы в выполнении психической деятельности.

Благодаря психофизиологии мы видим единство сознания и мозга.

Источник

Классическое обусловливание

Наиболее каноническая форма изучения, которое называют ассоциативным обучением, происходит, когда связь оттянута между двумя событиями в окружающей среде. Одна форма, классическое обусловливание, происходит, когда первоначально нейтральный стимул (обусловленный стимул, или CS) связан с другим стимулом (неоговоренный стимул, или UCS), который связан неотъемлемо или предшествующим созданием условий к некоторому ответу (безусловная реакция, или UCR). Например, всякий раз, когда Вы даете голодной собаке часть мяса (UCS), собака вызывает слюнотечение (UCR).

Мясо — неоговоренный стимул, и вызывание слюнотечения — безусловная реакция, потому что мясо по его самому характеру приводит к salivatory ответу у голодной собаки. Теперь, если Вы звоните в звонок (CS) всякий раз, когда Вы даете собаке мясо, Вы создаете CS-UCS, соединяющийся (соединение звонка с поставкой мяса).

Звонок неотъемлемо не заставляет собаку вызывать слюнотечение, таким образом, это называют обусловленным стимулом. Соединяя звонок неоднократно с поставкой мяса собаке, однако, Вы создаете ситуацию, в которой звонить в один только звонок заставляет собаку вызывать слюнотечение.

Этот salivatory ответ теперь называют условным рефлексом (CR), так как это — результат создания условий, а не врожденной связи между стимулом и ответом.

Процесс классического обусловливания и прямой аналогии с формированием отношения иллюстрирован. Соединение CS и UCS, который сопровождается UCR, приводит к формированию новой ассоциации между CS и UCR. Скоро представление один CS выявляет ответ, который тогда называют условным рефлексом, или CR.

Для человека тоже можно создать классическое обусловливание, например, для похудания (подробнее в книге « Конец эмоциональному питанию «).

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Характеристики и примеры условного стимула

условный стимул это все тот внутренний или внешний стимул, который изначально не вызывает никакой реакции в организме. Тем не менее, через процесс классического обусловливания, вы получите ответ. Условный стимул является аналогом безусловного стимула.

Изучение взаимосвязи обоих элементов является основой обусловленности и поведенческой психологии. Он был впервые изучен ученым Иваном Павловым в его знаменитом эксперименте, в котором ему удалось вызвать слюноотделение у собак, позвонив в колокольчик..

Что такое нейтральный стимул. Смотреть фото Что такое нейтральный стимул. Смотреть картинку Что такое нейтральный стимул. Картинка про Что такое нейтральный стимул. Фото Что такое нейтральный стимул

Понимание того, как работают условные стимулы и как их создавать, очень важно для большого числа дисциплин. Например, эти знания используются в маркетинг и реклама, в обучении и в психологии. В этой статье мы изучим его характеристики и увидим несколько примеров.

черты

Они начинаются как нечто нейтральное

По своей природе обусловленные раздражители не вызывают спонтанной реакции. Наоборот, реакции появляются только после того, как организм подвергся классическому процессу кондиционирования..

Этот процесс не должен происходить рассчитанным образом: в повседневной жизни мы находим много ситуаций, которые вызывают в нашем уме создание условных раздражителей. Однако, если они созданы сознательно, ассоциации, как правило, являются более сильными и продолжительными.

Они вызывают тот же ответ, что и безусловный стимул, с которым они связаны

Классический процесс обусловливания заключается в том, чтобы заставить животное или человека связать нейтральный стимул с другим, который вызывает реакцию.

Например, можно связать звук, цвет или ощущение с определенным типом пищи; таким образом, каждый раз, когда присутствует условный раздражитель, мы чувствуем себя голодными и начинаем выделять слюну.

Фактически, это была такая ассоциация, которая была сделана в первом эксперименте в истории о классической обусловленности. При этом Павлов подарил собаке миску с едой, звоня в колокольчик. Тем временем он измерил количество слюны, сгенерированной животными, чтобы увидеть его реакцию на голод.

Сначала колокол не был способен вызывать слюноотделение у собак. Однако после повторения ассоциации звука с пищей определенное количество раз, просто слушая ее, животные начали генерировать слюну, как будто они наблюдали за тарелкой с едой..

Они могут вызывать реакции различной интенсивности

Не все условные раздражители одинаково сильны. В зависимости от таких факторов, как используемые ассоциации или время, когда условные и безусловные стимулы представлены вместе, интенсивность ответов может сильно различаться.

Таким образом, большая часть исследований поведенческой психологии связана с тем, что является лучшим способом вызвать сильные реакции у определенных организмов. Имейте в виду, что у разных видов стратегии, которым нужно следовать, также будут отличаться.

Они способны создать второй условный стимул

Если, например, мы ассоциируем зеленый цвет (условный стимул) с ощущением голода (безусловный стимул), этот цвет теоретически можно использовать для создания более слабой второй ассоциации.

Таким образом, выполнив первый процесс кондиционирования, мы могли бы использовать зеленый цвет, чтобы создать второй условный стимул, который также вызвал бы голод в организме..

Тем не менее, исследования показывают, что не удастся выполнить этот процесс в третий раз, так как к тому времени ассоциация будет слишком слабой..

Ассоциация может исчезнуть

Условные раздражители не должны быть вечными. В общем, если вы прекратите вводить безусловный стимул одновременно в течение определенного количества раз, реакция, вызванная в организме, в конечном итоге исчезнет..

Этот процесс известен как вымирание. Это имеет большое значение в лечении некоторых психологических проблем, помимо того, что оно связано с другим типом обусловленности, который основан на подкреплениях и наказаниях..

Многие факторы влияют на обусловленность

Создание условного стимула не особенно легко. В общем, должно быть несколько условий для чего-то ранее нейтрального, чтобы создать мощный отклик в организме..

Одним из наиболее важных факторов является то, что безусловный ответ должен быть очень сильным. Поэтому создаваемые условия обычно связаны с такими первичными инстинктами, как голод, сексуальная реакция, страх или отвращение..

С другой стороны, условный и безусловный стимул будут лучше ассоциироваться, если раньше у них были определенные отношения. Например, легче изобразить реакцию голода на изображение гамбургера, чем сфотографировать гору.

Наконец, способ, которым представлены оба стимула, также влияет, являются ли они обусловленными или нет. В общем, безусловный стимул должен быть представлен раньше условного, хотя наиболее эффективный порядок будет зависеть от конкретной природы обоих.

примеров

Далее мы увидим два примера условных раздражителей и тип реакции, с которой они могут быть связаны.

Пример 1

Представьте, что однажды вы катаетесь на велосипеде по улице, и вдруг на вас нападает собака. С этого момента очень вероятно, что вы связываете место, где произошел инцидент, с ситуацией. По этой причине улица (которая ранее была нейтральной) стала бы условным стимулом (поскольку это вызвало бы у вас страх).

Пример 2

С этого момента, просто нюхая или пробуя такой тип пищи, человек будет испытывать отвращение и отторжение к этому. Таким образом, новый условный стимул был бы создан спонтанно, даже если прием пищи не имел ничего общего с дискомфортом, испытываемым впоследствии..

Источник

Введение в общую психологию: курс лекций (14 стр.)

Вспомним схему образования условного рефлекса.

Безусловный стимул (Sб) вызывает безусловную реакцию (Rб). Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула (Sy), то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул (рис. 1).

Например, мать гладит ребенка, и у него на лице появляется улыбка. Прикосновение к коже – безусловный стимул, улыбка на прикосновение – безусловная реакция. Каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери. Теперь достаточно одного вида матери, чтобы последовала улыбка ребенка.

А как же образуются сложные реакции? По Уотсону, путем образования комплексов безусловных реакций.

Предположим, имеется такая ситуация: первый безусловный стимул вызвал первую безусловную реакцию, второй – вторую, третий – третью. А потом все безусловные стимулы заменили на один условный стимул (А). В результате условный стимул вызывает сложный комплекс реакций (рис. 2).

Все человеческие действия и есть, по мнению Дж. Уотсона, сложные цепи, или комплексы, реакций. Если вдуматься в это его утверждение, то станет ясно, что оно абсолютно неверно. В действительности из приведенной схемы невозможно понять, как появляются новые действия человека: ведь организм, по концепции Дж. Уотсона, располагает только арсеналом безусловных реакций.

Один современный математик-кибернетик, М. М. Бонгардт, на этот счет замечал, что никакие раздражители и никакие их сочетания никогда бы не привели по схеме образования условных реакций, например, к тому, чтобы собака научилась ходить на задних лапах.

И в самом деле, безусловной реакцией на свет может быть мигание, на звук – вздрагивание, на пищевой раздражитель – выделение слюны. Но никакое сочетание (цепь или комплекс) подобных безусловных реакций не даст хождения на задних лапах. Эта схема не выдерживает никакой критики.

Теперь об экспериментальной программе Дж. Уотсона. Он считал, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти.

«До смерти», по-видимому, не была прослежена бихевиористами жизнь ни одного человека, а вот к «колыбели» Дж. Уотсон обратился. Он обосновал свою лабораторию в Доме ребенка и исследовал, как я уже говорила, новорожденных детей и младенцев.

Один из вопросов, который его интересовал, был следующий: какие эмоциональные реакции врожденны у человека и какие нет? Например, на что появляется страх у новорожденного ребенка? Этот вопрос особенно интересовал Дж. Уотсона, поскольку, согласно его замечанию, жизнь взрослых полна страхов.

Не знаю, действительно ли страшно было жить в те годы в Америке, но Дж. Уотсон приводит на этот счет целый перечень примеров: знакомого мужчину, который бледнеет при виде пушки; женщину, которая впадает в истерику, когда в комнату влетает летучая мышь; ребенка, который буквально парализуется страхом при виде механической игрушки. «Что же все эти страхи: врожденны или нет?» – задает себе вопрос Уотсон.

Чтобы ответить на него, он проводит в Доме ребенка следующие эксперименты.

Младенец лежит на матрасике, и Уотсон неожиданно выдергивает из-под него этот матрасик. Ребенок раздражается криком, несмотря на то, что утешительница-соска находится у него во рту. Итак, потеря опоры – первый стимул, который вызывает безусловную реакцию страха.

Следующая проба: около кроватки навешивается железный брусок, по которому экспериментатор, Уотсон, бьет изо всех сил молотком. У ребенка прерывается дыхание, он резко всхлипывает и затем разражается криком. Таким образом, на громкий неожиданный звук следует та же реакция испуга. Вот два безусловных стимула, которые вызывают реакцию страха, других же таких стимулов Уотсон не находит.

Он перебирает разные «стимулы», например устраивает перед ребенком на железном подносе костер – никакого страха!

Ребенку показывают кролика – он тянется к нему ручками.

Но может быть есть врожденный страх перед мышами? Пускают вблизи ребенка белую мышку – не боится.

Может быть, кролика и мышки ребенок не боится потому, что они пушистые, приятные? Дают ему в руки лягушку – с удовольствием ее исследует!

У многих животных есть врожденный ужас перед змеями. Дают ребенку змееныша (неядовитого, конечно) – никакого страха; опять интерес и удовольствие! Подводят большую собаку, голова которой размером чуть ли не со всего ребенка, – он очень добродушно тянется к ней. Итак, никаких страхов.

Но Дж. Уотсон продолжает свои опыты с целью показать, как образуются все эти страхи, которые одолевают взрослых.

Сидит ребенок, играет в кубики. Экспериментатор помещает стальной брусок сзади него. Сначала показывают ребенку кролика – тот тянется к нему. Как только ребенок прикасается к кролику, Уотсон резко бьет молотком по бруску. Ребенок вздрагивает и начинает плакать. Кролика убирают, дают кубики, ребенок успокаивается.

Снова вынимают кролика. Ребенок протягивает к нему руку, но не сразу, а с некоторой опаской. Как только он прикасается к кролику, экспериментатор снова бьет молотком по бруску. Снова плач, снова успокаивают. Снова извлекают кролика – и тут происходит нечто интересное: ребенок приходит в беспокойство от одного вида кролика; он поспешно отползает от него. По мнению Уотсона, появилась условная реакция страха!

В заключение Дж. Уотсон показывает, как можно излечить ребенка от нажитого страха.

Он сажает за стол голодного ребенка, который уже очень боится кролика, и дает ему есть. Как только ребенок прикасается к еде, ему показывают кролика, но только очень издалека, через открытую дверь из другой комнаты, – ребенок продолжает есть. В следующий раз показывают кролика также во время еды, но немного ближе. Через несколько дней ребенок уже ест с кроликом на коленях. (116).

Надо сказать, что бихевиористы экспериментировали в основном на животных. Они это делали не потому, что их интересовали животные сами по себе, а потому, что животные, с их точки зрения, обладают большим преимуществом: они «чистые» объекты, так как к их поведению не примешивается сознание. Получаемые же результаты они смело переносили на человека.

Например, обсуждая проблемы полового воспитания ребенка, Дж. Уотсон обращается к экспериментам на крысах.

Эти эксперименты состояли в следующем. Брался длинный ящик; в один конец отсаживался самец, в другой – самка, а посередине на полу были протянуты провода с током. Чтобы попасть к самке, самец должен был пробежать по проводам. В экспериментах мерили, какую силу тока он выдержит и побежит, а перед какой отступит. А потом сделали наоборот: отсадили самку и стали смотреть, какую силу тока преодолеет она. Оказалось, что самки бежали при токе большей силы! На основе этого маленького «урока биологии» Дж. Уотсон предостерегает матерей от ошибочного мнения, что их девочки не интересуются мальчиками (116).

Скажу несколько слов о дальнейшем развитии бихевиоризма. Довольно скоро стала обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы SR для объяснения поведения: как правило, «S» и «R» находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в результате чего схема приобрела вид: S – V – R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. К ним он отнес такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций) и т. п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения.

Например, о наличии цели у животного, согласно Э. Толмену, можно говорить в том случае, если животное: во-первых, обнаруживает поисковую активность, пока не получит определенный объект; во-вторых, при получении объекта прекращает активность; в-третьих, при повторных пробах находит к объекту путь быстрее. Итак, по перечисленным признакам можно сказать, что получение данного объекта составляло намерение, или цель, животного. Признаки же эти есть не что иное, как свойства поведения, а к сознанию обращаться нет никакой необходимости.

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций (наряду с «классическими», т. е. павловскими), которые получили название инструментальных (Э. Торндайк, 1898), или оперантных (Б. Скиннер, 1938).

Источник

СТИМУЛ, НЕЙТРАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «СТИМУЛ, НЕЙТРАЛЬНЫЙ» в других словарях:

НЕЙТРАЛЬНЫЙ СТИМУЛ — См. стимул, нейтральный … Толковый словарь по психологии

Нейтральный раздражитель — (безразличный, индифферентный)стимул, не вызывающий заметной ответной реакции организма … Словарь дрессировщика

ОБУСЛОВЛЕННЫЙ СТИМУЛ — (условный УС или Су). Любой стимул, который в результате обуславливания начинает вызывать обусловленную реакцию. УС – первоначально нейтральный стимул, который приобретает способность вызывать определенную реакцию в результате объединения его с… … Толковый словарь по психологии

Условный стимул — (conditioned stimulus (CS)) первоначально это нейтральный стимул, сначала ассоциирующийся с ненейтральным стимулом, впоследствии он может приводить к реакциям, сходным с реакциями, вызванными ненейтральным стимулом … Общая психология: глоссарий

Условный стимул — (Conditioned stimulus). Ранее нейтральный стимул, который приобретает способность вызывать специфические реакции путем многократного связывания с другим стимулом, способным вызывать такие реакции … Теории личности: глоссарий

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Классическое формирование условных рефлексов — Известно также как выработка условных рефлексов по Павлову, в честь Ивана Павлова, первооткрывателя условных рефлексов, экспериментально доказавшего свою теорию. В общем и целом, это объяснение процесса научения, при котором один стимул или… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ — Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… … Психотерапевтическая энциклопедия

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… … Энциклопедия Кольера

ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007: Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам — Терминология ГОСТ Р ИСО 9241 8 2007: Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам оригинал документа: 3.2 адаптация (визуальная) [adaptation… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *