Что такое независимость безопасность целостность защита данных
Что такое независимость безопасность целостность защита данных
В настоящее время успешное функционирование различных фирм, организаций и предприятий просто не возможно без развитой информационной системы, которая позволяет автоматизировать сбор и обработку данных. Обычно для хранения и доступа к данным, содержащим сведения о некоторой предметной области, создается база данных.
Принципы построения баз данных
К современным базам данных, а, следовательно, и к СУБД, на которых они строятся, предъявляются следующие основные требования:
· Простота обновления данных.
· Совместное использование данных многими пользователями.
· Стандартизация построения и эксплуатации БД (фактически СУБД).
· Адекватность отображения данных соответствующей предметной области.
· Простой интерфейс пользователя.
Важнейшими являются первые два противоречивых требования: повышение быстродействия требует упрощения структуры БД, что, в свою очередь, затрудняет процедуру обновления данных, увеличивает их избыточность.
· отсутствие неточно введенных данных или двух одинаковых записей об одном и том же факте;
· защиту от ошибок при обновлении БД;
· невозможность удаления (или каскадное удаление) связанных данных разных таблиц;
· неискажение данных при работе в многопользовательском режиме и в распределенных базах данных;
· сохранность данных при сбоях техники (восстановление данных).
· введением системы паролей;
· получением разрешений от администратора базы данных (АБД);
· запретом от АБД на доступ к данным;
Стандартизация обеспечивает преемственность поколений СУБД, упрощает взаимодействие БД одного поколения СУБД с одинаковыми и различными моделями данных. При этом может быть осуществлен как локальный, так и удаленный доступ к данным (технология клиент/сервер или сетевой вариант).
Основные задачи проектирования баз данных :
· Обеспечение хранения в БД всей необходимой информации.
· Обеспечение возможности получения данных по всем необходимым запросам.
· Сокращение избыточности и дублирования данных.
· Обеспечение целостности данных (правильности их содержания): исключение противоречий в содержании данных, исключение их потери и т.д.
Основные этапы проектирования баз данных:
1) Концептуальное (инфологическое) проектирование – построение формализованной модели предметной области. Такая модель строится с использованием стандартных языковых средств, обычно графических, например ER-диаграмм (диаграмм «Сущность-связь»). Такая модель строится без ориентации на какую-либо конкретную СУБД.
Основные элементы данной модели:
· Описание объектов предметной области и связей между ними.
· Описание информационных потребностей пользователей (описание основных запросов к БД).
· Описание алгоритмических зависимостей между данными.
· Описание ограничений целостности, т.е. требований к допустимым значениям данных и к связям между ними.
2) Логическое (даталогическое) проектирование – отображение инфологической модели на модель данных, используемую в конкретной СУБД, например на реляционную модель данных. Для реляционных СУБД даталогическая модель – набор таблиц, обычно с указанием ключевых полей, связей между таблицами. Если инфологическая модель построена в виде ER-диаграмм (или других формализованных средств), то даталогическое проектирование представляет собой построение таблиц по определённым формализованным правилам, а также нормализацию этих таблиц. Этот этап может быть в значительной степени автоматизирован.
3) Физическое проектирование – реализация даталогической модели средствами конкретной СУБД, а также выбор решений, связанных с физической средой хранения данных: выбор методов управления дисковой памятью, методов доступа к данным, методов сжатия данных и т.д. – эти задачи решаются в основном средствами СУБД и скрыты от разработчика БД.
На этапе инфологического проектирования в ходе сбора информации о предметной области требуется выяснить:
· основные объекты предметной области (объекты, о которых должна храниться информация в БД);
Основы информационной безопасности. Часть 1: Виды угроз
Безопасность виртуального сервера может быть рассмотрена только непосредственно как «информационная безопасность». Многие слышали это словосочетание, но не все понимают, что же это такое?
«Информационная безопасность» — это процесс обеспечения доступности, целостности и конфиденциальности информации.
Под «доступностью» понимается соответственно обеспечение доступа к информации. «Целостность» — это обеспечение достоверности и полноты информации. «Конфиденциальность» подразумевает под собой обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
Исходя из Ваших целей и выполняемых задач на виртуальном сервере, необходимы будут и различные меры и степени защиты, применимые по каждому из этих трех пунктов.
Для примера, если Вы используете виртуальный сервер, только как средство для серфинга в интернете, то из необходимых средств для обеспечения безопасности, в первую очередь будет использование средств антивирусной защиты, а так же соблюдение элементарных правил безопасности при работе в сети интернет.
В другом случае если у Вас размещен на сервере продающий сайт или игровой сервер, то и необходимые меры защиты будут совершенно различными.
Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для того, чтобы выбирать наиболее оптимальные средства обеспечения безопасности, для этого рассмотрим основные моменты.
Под «Угрозой» понимается потенциальная возможность тем или иным способом нарушить информационную безопасность. Попытка реализации угрозы называется «атакой», а тот, кто реализует данную попытку, называется «злоумышленником». Чаще всего угроза является следствием наличия уязвимых мест в защите информационных систем.
Рассмотрим наиболее распространенные угрозы, которым подвержены современные информационные системы.
Угрозы информационной безопасности, которые наносят наибольший ущерб
Рассмотрим ниже классификацию видов угроз по различным критериям:
Применимо к виртуальным серверам, угрозы, которые Вам как администратору сервера, необходимо принимать во внимание это — угроза доступности, конфиденциальности и целостность данных. За возможность осуществления угроз направленных на конфиденциальность и целостность данных, не связанные с аппаратной или инфраструктурной составляющей, Вы несете прямую и самостоятельную ответственность. В том числе как и применение необходимых мер защиты, это Ваша непосредственная задача.
На угрозы направленные на уязвимости используемых Вами программ, зачастую Вы как пользователь не сможете повлиять, кроме как не использовать данные программы. Допускается использование данных программ только в случае если реализация угроз используя уязвимости этих программ, либо не целесообразна с точки зрения злоумышленника, либо не имеет для Вас как для пользователя существенных потерь.
Обеспечением необходимых мер безопасности от угроз направленных на аппаратуру, инфраструктуру или угрозы техногенного и природного характера, занимается напрямую та хостинг компания, которую Вы выбрали и в которой арендуете свои сервера. В данном случае необходимо наиболее тщательно подходить к выбору, правильно выбранная хостинг компания на должном уровне обеспечит Вам надежность аппаратной и инфраструктурной составляющей.
Вам как администратору виртуального сервера, данные виды угроз нужно принимать во внимание только в случаях при которых даже кратковременная потеря доступа или частичная или полная остановка в работоспособности сервера по вине хостинг компании могут привести к не соизмеримым проблемам или убыткам. Это случается достаточно редко, но по объективным причинам ни одна хостинг компания не может обеспечить Uptime 100%.
Угрозы непосредственно информационной безопасности
К основным угрозам доступности можно отнести
Основные угрозы целостности
Можно разделить на угрозы статической целостности и угрозы динамической целостности.
Так же стоит разделять на угрозы целостности служебной информации и содержательных данных. Под служебной информацией понимаются пароли для доступа, маршруты передачи данных в локальной сети и подобная информация. Чаще всего и практически во всех случаях злоумышленником осозхнанно или нет, оказывается сотрудник организации, который знаком с режимом работы и мерами защиты.
С целью нарушения статической целостности злоумышленник может:
Основные угрозы конфиденциальности
Конфиденциальную информацию можно разделить на предметную и служебную. Служебная информация (например, пароли пользователей) не относится к определенной предметной области, в информационной системе она играет техническую роль, но ее раскрытие особенно опасно, поскольку оно чревато получением несанкционированного доступа ко всей информации, в том числе предметной.
Даже если информация хранится в компьютере или предназначена для компьютерного использования, угрозы ее конфиденциальности могут носить некомпьютерный и вообще нетехнический характер.
К неприятным угрозам, от которых трудно защищаться, можно отнести злоупотребление полномочиями. На многих типах систем привилегированный пользователь (например системный администратор) способен прочитать любой (незашифрованный) файл, получить доступ к почте любого пользователя и т.д. Другой пример — нанесение ущерба при сервисном обслуживании. Обычно сервисный инженер получает неограниченный доступ к оборудованию и имеет возможность действовать в обход программных защитных механизмов.
Для наглядности данные виды угроз так же схематично представлены ниже на рис 1.
Рис. 1. Классификация видов угроз информационной безопасности
Для применения наиболее оптимальных мер по защите, необходимо провести оценку не только угроз информационной безопасности но и возможного ущерба, для этого используют характеристику приемлемости, таким образом, возможный ущерб определяется как приемлемый или неприемлемым. Для этого полезно утвердить собственные критерии допустимости ущерба в денежной или иной форме.
Каждый кто приступает к организации информационной безопасности, должен ответить на три основных вопроса:
Основные методы и средства защиты, а так же минимальные и необходимые меры безопасности применяемые на виртуальных серверах в зависимости от основных целей их использования и видов угроз, нами будут рассмотрены в следующих статьях под заголовком «Основы информационной безопасности».
Информационная безопасность для самых маленьких. Часть 1
Вступление.
Многие слышали про взломы различных платежных систем, про новые стандарты в области информационной безопасности, про то, что государство разрабатывает новые нормативы в области персональных данных. Некоторые даже слышали три таинственных слова «конфиденциальность, целостность и доступность», но не многие понимают, что все это означает и зачем все это нужно. Сюда относятся и многие ИТ — специалисты не говоря уже про людей далеких от ИТ.
Хотя в мире, где все основано на информационных технологиях, должны понимать что такое «информационная безопасность». Информационная безопасность – это не только антивирус и файрвол, информационная безопасность это целый комплекс мер.
На Хабре начинается серия публикаций по информационной безопасности, в этих публикациях будут рассмотрены многие важные аспекты ИБ, такие как:
• конфиденциальность, целостность и доступность;
• уязвимости в программных продуктах (также обсудим черный рынок 0-day уязвимостей и эксплоитов);
• технические меры защиты;
• организационные меры (политики, процедуры, инструкции);
• модели доступа;
• стандарты и законы в области ИБ.
А также обсудим другие очень интересные вещи. Как и любой другой предмет начнем с самых основ, то есть теории.
Недавно в Твитере развернулись нешуточные страсти по «бумажной» и «практической» безопасности. Здесь будут рассмотрены как «бумажная» так и «практическая» безопасность, хотя, по моему мнению, эти две составляющие нельзя делить. Если речь идет о серьезном подходе «практика» не может существовать без «бумаги», так как для начальства, аудиторов в первую очередь важны бумажные отчеты Вашей работы. Не говоря уже про такие стандарты ISO и PCI DSS, которые требуют утвержденные руководством «бумажной безопасности».
Конфиденциальность, целостность и доступность.
Именно эти три слова служат прочным фундаментом информационной безопасности. Хотя многие считают что эта «триада» уже устарела, но об этом позже. Чтобы лучше понять значение этих слов необходимо представить следующую картину: три человека обхватили друг друга руками, и каждый сильно откинулся назад, если один из них отпустит руку другого то все упадут. Информационная безопасность достигается соотношением именно этих трех свойств, если у информации нету, хотя бы одной из этих свойств о безопасности говорить не приходиться.
Каждая из этих свойств «триады» обеспечивается рядом мер, причем для обеспечения одного свойства необходимо использовать не одно, а несколько мер. Любая информация обладает, так или иначе, всеми тремя свойствами, давайте разберем каждое значение их этой триады.
Конфиденциальность – свойство информации, гарантирующее, что доступ к информации имеет доступ только определенные лица.
Например. В фирме «Рога и копыта» есть информация, а именно отчет о продажах. Доступ имеют только сотрудники отдела продаж и бухгалтерии. Причем сотрудники отдела продаж имеют ко всей информации (более подробно будет описано ниже), а бухгалтерия только к окончательным расчетам (чтобы рассчитать налоги с продаж.).
Таким образом, конфиденциальность означает не только доступ к информации, но и разграничение доступа к информации, то Петров имеет доступ к одной части информации, Сидоров ко второй, а Иванов ко всей информации.
Целостность – свойство информации, гарантирующее, что только определенные лица могут менять информацию.
Например. Продолжим пример с фирмой «Рога и Копыта» и с их отчетом по продажам. Как было ранее сказано Отдел продаж имеет доступ ко всей информации, а бухгалтерия только к определенной части. Но для безопасности это еще мало. Необходимо еще и разграничить доступ среди Отдела продаж. В отделе есть два специалиста Сидоров и Петров, у каждого свой отчет. Необходимо чтобы каждый мог иметь право записи только в свой отчет. Вдруг Петров занизит продажи Сидорова.
Еще хороший пример.
Фирма «Рога и Копыта» создала и отправила платеж по ДБО в свой банка, однако хакер Вася перехватил платеж и в поле получателя вставил номер своего счета. Это прямое нарушение целостности. Чтобы такого не произошло необходимо предпринимать ряд мер, к примеру, ЭЦП.
Доступность – свойство информации, гарантирующее, что лица имеющие доступ к информации в нужный момент смогут получить доступ.
Например. Генеральный директор фирмы «Рога и Копыта» в понедельник утром пришел на работу, включил компьютер и с удивлением обнаружил, что не может открыть базу отдела продаж по продажам. Так что же произошло? Элементарно, Ватсон! В воскресенье ночью в потолке прорвало трубу, вода попала в компьютер, где хранилась база, и жесткий диск благополучно сгорел. Так как директор никогда не слышал про информационную безопасность, а локальная сеть была создана студентом, не было ни резервной копии, ни избыточности в виде RAID. Это самый простой пример, можно привести кучу примеров, сайт компании не был доступен и клиент не смог открыть сайт одной компании, но открыл сайт другой и естественно купил продукт второй компании.
Это было первым выпуском серии «Информационная безопасность для маленьких».
Продолжение следует.
Конфиденциальность, целостность, доступность
1.3 Триада безопасной ИТ-инфраструктуры – Конфиденциальность, Целостность, Доступность
Целостность – это гарантирование того, что информация остается неизменной, корректной и аутентичной. Обеспечение целостности предполагает предотвращение и определение неавторизованного создания, модификации или удаления информации. Примером могут являться меры, гарантирующие, что почтовое сообщение не было изменено при пересылке.
Три основных сервиса – CIA – служат фундаментом информационной безопасности. Для реализации этих трех основных сервисов требуется выполнение следующих сервисов.
Идентификация – сервис, с помощью которого указываются уникальные атрибуты пользователей, позволяющие отличать пользователей друг от друга, и способы, с помощью которых пользователи указывают свои идентификации информационной системе. Идентификация тесно связана с аутентификацией.
аутентификация – сервис, с помощью которого доказывается, что участники являются требуемыми, т.е. обеспечивается доказательство идентификации. Это может достигаться с помощью паролей, смарт-карт, биометрических токенов и т.п. В случае передачи единственного сообщения аутентификация должна гарантировать, что получателем сообщения является тот, кто нужно, и сообщение получено из заявленного источника. В случае установления соединения имеют место два аспекта. Во-первых, при инициализации соединения сервис должен гарантировать, что оба участника являются требуемыми. Во-вторых, сервис должен гарантировать, что на соединение не воздействуют таким образом, что третья сторона сможет маскироваться под одну из легальных сторон уже после установления соединения.
Подотчетность – возможность системы идентифицировать отдельного индивидуума и выполняемые им действия. Наличие этого сервиса означает возможность связать действия с пользователями. Данный сервис очень тесно связан с сервисом невозможности отказа.
Авторизация – права и разрешения, предоставленные индивидууму (или процессу), которые обеспечивают возможность доступа к ресурсу. После того, как пользователь аутентифицирован, авторизация определяет, какие права доступа к каким ресурсам есть у пользователя.
Защита частной информации – уровень конфиденциальности, который предоставляется пользователю системой. Это часто является важным компонентом безопасности. Защита частной информации не только необходима для обеспечения конфиденциальности данных организации, но и необходима для защиты частной информации, которая будет использоваться оператором.
Для реализации сервисов безопасности должна быть создана так называемая «оборона в глубину». Для этого должно быть проделано:
1.4 Гарантирование выполнения
Обеспечение выполнения сервисов безопасности выполнить следующее:
1.5 Анализ рисков
Любое обсуждение риска предполагает определение и оценку информационных активов. Актив – это все, что важно для организации. Критический актив – это актив, который жизненно важен для функционирования организации, ее репутации и дальнейшего развития.
Анализ рисков является процессом определения рисков для информационных активов и принятия решения о том, какие риски являются приемлемыми, а какие нет. Анализ рисков включает:
Угрозой является любое событие, которое может иметь нежелательные последствия для организации. Примерами угроз являются:
Уязвимости, которые могут существовать в информационных активах, могут быть связаны с наличием:
Возможные стратегии управления рисками:
1.6 Аутентификация и управление Идентификациями
Система должна иметь возможность проверить действительность ( аутентичность ) предоставленной идентификации. Сервис, который решает эту проблему, называется аутентификацией.
Разные требования к безопасности требуют разных методов идентификации и аутентификации. Во многих случаях бывает достаточно обеспечивать безопасность с помощью имени пользователя и пароля. В некоторых случаях необходимо использовать более сильные методы аутентификации.
Возможны следующие способы аутентификации.
1.6.1 Пароли
Наиболее часто используемой формой идентификации на сегодняшний день является имя пользователя и пароль. Причины этого в том, что, во-первых, пользователи сами могут выбрать пароли, которые им легко запомнить, а всем остальным трудно отгадать, а, во-вторых, данный способ аутентификации требует минимальных административных усилий.
Однако использование паролей имеет определенные проблемы. Любой пароль, который является словом из некоторого словаря, может быть сравнительно быстро найден с помощью программ, которые перебирают пароли. Пароль, состоящий из случайных символов, трудно запомнить.
В большинстве современных приложений пароль не хранится и не передается в явном виде.
1.6.2 Токены
Вместо того, чтобы в качестве идентификации использовать нечто, что кто-то знает, можно использовать нечто, что он имеет. Обычно под токенами понимаются некоторые аппаратные устройства, которые предъявляет пользователь в качестве аутентификации. Такие устройства позволяют пользователям не запоминать пароли. Примерами таких токенов являются:
1.6.3 Биометрические параметры
Используются некоторые физические характеристики пользователя.
1.6.4 Криптографические ключи
Криптография предоставляет способы, с помощью которых сущность может доказать свою идентификацию. Для этого она использует ключ, являющийся строкой битов, который подается в алгоритм, выполняющий шифрование данных. На самом деле ключ аналогичен паролю – это нечто, что сущность знает.
Существует два типа алгоритмов и, соответственно, два типа ключей – симметричные и асимметричные.
В случае использования асимметричных ключей необходимо развертывание инфраструктуры открытых ключей.
Во многих протоколах для взаимной аутентификации сторон могут использоваться ключи разных типов, т.е. одна из сторон аутентифицирует себя с помощью цифровой подписи (асимметричные ключи), а противоположная сторона – с помощью симметричного ключа (или пароля).
1.6.5 Многофакторная аутентификация
1.6.6 Централизованное управление идентификационными и аутентификационными данными
Для выполнения аутентификации для входа в сеть часто используются механизмы, обеспечивающие централизованную аутентификацию пользователя. Преимущества этого:
Целями систем федеративной идентификации являются:
1.7 Управление доступом
Управление доступом или авторизация означает определение прав и разрешений пользователей по доступу к ресурсам.
Основные вопросы, на которые должен отвечать сервис авторизации: «Кто и что может делать в компьютерной системе или сети?» и «Когда и где он может это делать?».
Компоненты управления доступом:
Управление доступом на уровне файловой системы может быть интегрировано в ОС. Как правило в этом случае используются списки управления доступом (Access Control List – ACL ) или возможности (capabilities).
При управлении доступом на сетевом уровне для разграничения трафика используются сетевые устройства.
Межсетевыми экранами являются устройствами, просматривающими входящий и исходящий трафик и блокирующими пакеты в соответствии с заданными правилами.
Преимущества управления доступом на сетевом уровне:
Недостатки управления доступом на сетевом уровне:
Управление доступом на прикладном уровне предполагает использование разрешений и применение правил для доступа к приложениям и прикладным данным. В этом случае часто используются прокси-серверы.
Прокси- сервер является устройством или сервисом, который расположен между клиентом и целевым сервером. Запрос на сервер посылается к прокси-серверу. Прокси- сервер анализирует запрос и определяет, является ли он допустимым.
Преимущества управления доступом на прикладном уровне:
Недостатки управления доступом на прикладном уровне:
1.8 Обеспечение отчетности
Отчетность – это возможность знать, кто и что делал в системе и сети. Это включает:
Обеспечение отчетности позволяет знать, что происходит в компьютерных системах или сетях. Это может быть реализовано многими способами, но наиболее часто используются следующие:
При использовании подобных технологий важно правильно рассчитать количество необходимых ресурсов и время, необходимое для анализа собранных данных.
1.9 Гарантирование доступности
Гарантирование доступности состоит в определении точек возможного сбоя и ликвидации этих точек. Стратегии уменьшения негативных последствий отказов могут быть управленческие и технологические.
Первым делом следует определить потенциальные точки отказа в сетевой инфраструктуре. Такие критически важные устройства, как коммутаторы и маршрутизаторы, а также базовые с точки зрения функционирования серверы, такие как DNS-серверы, должны быть проанализированы с точки зрения возможного отказа и влияния этого на возможности функционирования ИТ. Это связано с управлением рисками – определить и минимизировать степень риска.
С точки зрения гарантирования доступности можно дать следующие определения.
Надежность – способность системы или отдельной компоненты вы-полнять требуемые функции при определенных условиях в указанный период времени.
Избыточность – создание одной или нескольких копий ( backup ) си-стемы, которые становятся доступными в случае сбоя основной системы, или наличие дополнительных возможностей системы для организации её отказоустойчивости.
Основные технологии обеспечения отказоустойчивости этих компо-нент:
1.10 Управление конфигурациями
При управлении конфигурациями необходимо обеспечить следующее:
Управление конфигурациями означает ежедневное использование проактивных технологий, которые гарантируют корректное функционирование ИТ-систем.
Эффективное управление существующими ресурсами само по себе требует больших усилий. Все изменения конфигураций основных серверов и систем должны быть тщательно документированы.
Также важна регулярная оценка состояния сетевой безопасности. Существуют различные инструментальные средства, такие как Baseline Security Analyzer компании Microsoft и инструментальное средство с открытым кодом Nessus, которые помогают администратору выполнить такую оценку.
1.11 Управление инцидентами
1.12 Использование третьей доверенной стороны
Модель безопасного сетевого взаимодействия в общем виде можно представить следующим образом:
В некоторых случаях для выполнения сервисов безопасности необходимо взаимодействие с третьей доверенной стороной (Third Trusted Party – TTP ). Например, третья сторона может быть ответственной за распределение между двумя участниками секретной информации, которая не стала бы доступна оппоненту. Либо третья сторона может использоваться для решения споров между двумя участниками относительно достоверности передаваемого сообщения.
1.13 Криптографические механизмы безопасности
Перечислим основные криптографические механизмы безопасности:
Хэш-функции – функции, входным значением которых является сообщение произвольной длины, а выходным значением – сообщение фиксированной длины. Хэш-функции обладают рядом свойств, которые позволяют с высокой долей вероятности определять изменение входного сообщения.