Что такое ниша товара
Что такое ниша
Успех бизнеса в Интернете закладывается уже в самом начале, когда у вас формируется некая идея, ниша. Именно от ниши главным образом зависит судьба вашего дела: будет оно расти или не продвинется ни на шаг.
Ниша – то, что хорошо для вас по цифрам, и то, что люди ищут в Сети. Это такой товар, продукт или услуга, который пользуется достаточно высоким спросом, приносит хорошую прибыль и при этом не продается у слишком большого количества конкурентов. То есть не всякий конкретный товар – это ниша. Один из наших любимых примеров – iPhone – по большому счету нельзя назвать нишей: рынок этих телефонов характеризуется самой сильной конкуренцией. Главным образом все зависит от товара и особенностей его рынка, производителей, запросов покупателей и т.д.
Не всегда являются нишей и товары одного производителя, потому что ниша отталкивается от потребностей клиента, а не от названия бренда. Если человек ищет электровафельницу, ему все равно, кто производитель. В этом случае сам тип товара и будет нишей. Но если тысячи людей ищут конкретную модель «М005», ниша уже будет называться «электровафельница М005».
По производителю нишу можно объединять, если среди аналогичных товаров только один-два производителя выпускают по-настоящему качественную продукцию. Например, на рынке губных гармошек лучшими считаются производители Hohner, Suzuki и Seydel. Более того, долгие годы популярность удерживают строго определенные модели. В то же время рынок этих инструментов завален низкосортными китайскими гармошками. То есть гармошки Hohner – это ниша, а просто губные гармошки – нет. Можно продавать одну или две-три самых популярных модели – это наилучший вариант ниши.
Любую нишу нужно тщательно изучать и выяснять, а ниша ли это вообще? Просто найти интересную идею для старта недостаточно – нужно проанализировать ее перспективы. Есть ли у вашей ниши реальные шансы на успех?
Зачем искать нишу и заниматься изучением спроса? Почему бы вам просто не открыть интернет-магазин носков? Сделать сайт, «вывесить» носки в каталоге, расставить цены и наслаждаться притоком прибыли от успешной торговли? Потому что с таким подходом ваш первый бизнес, скорее всего, в считанные дни станет причиной головной боли и серьезных убытков.
Мы уверены, что у вас уже есть определенные мысли, с каким бизнесом вы хотите стартовать. Не хотелось бы вас разочаровывать, но примерно у 80% идей, которые приходят в голову новичкам, нет никаких перспектив. Это подтверждает опыт регулярных опросов, которые мы проводим среди участников тренингов проекта Imsider.
Выбор ниши – это не тот момент, когда нужно надеяться на русский «авось». Везение – это хорошо, но в бизнесе все решают цифры. Чисто случайно взятая «с потолка» ниша может оказаться удачной. Но шансов на провал у случайной идеи намного больше.
Как выбрать нишу для интернет магазина
Статья полезна для всех, кто хочет создать интернет-магазин, но не знает, что продавать и какую выбрать нишу.
Ниша – это часть рынка конкретного товара с определенной целевой аудиторией.
Каждая ниша нуждается в подробном изучении.
Многие предприниматели разочаровываются и прогорают, так как берут товар, который просто им нравится и пытаются влезть в рынок. Так делать не нужно.
Поэтому необходим подробный анализ каждой ниши, чтобы понять, есть ли для Вас место на рынке, насколько Вы сможете развернуться на этом рынке и что можете предложить.
Виды ниш
Lifestyle товары
Речь идет о товарах, с которыми вы сталкиваетесь каждый день, в своих увлечениях и хобби. Возможно, это удочки, тренажеры, книги и многое другое.
Товары от поставщика
У Вас уже есть на примете поставщики, мимо которых Вы проходите каждый день? Может быть это то, что Вам нужно, чтобы открыть интернет-магазин.
Либо ищите поставщиков в интернете, получайте все условия, которые вам интересны, и начинаете работать на этой нише.
Товары паразитического маркетинга
Это те товары, которые совсем недавно появились на рынке но уже начинают захватывать всё больше аудитории. Следите за рекламой, обычно такие товары появляются с массового маркетинга по всем каналам продвижения.
Узкая рекламная ниша
Возможно, Вам знакомы товары, которые очень трудно найти в обычных магазинах. Это повод, чтобы заняться их распространением.
Например, профессиональная косметика для волос.
Брендовая ниша
Например, Adidas, Apple или Lego.
Если Вам интересен какой-либо бренд, то ищите оптовые продажи и начинаете работать. К такому магазину очень быстро найдется целевая аудитория.
Западная ниша
Поиск ниш на рынках других стран, которые еще не появились в России.
Самый простой способ поиска — Ebay.com и Amazon.com.
Например, в России недавно появилась система для отбеливания зубов — Krest, в то время как в США она присутствует и успешно продается уже несколько лет.
Региональная ниша
Тульские самовары, покровские пряники — то, чем славится Ваш город.
Проблемная ниша
Узкоспециализированные самовары, которые решают какую-либо проблему (старение, акне и т.д.)
Факторы выбора ниши
✅ Маржа
Разница между ценой закупки и ценой продажи должна быть как можно выше.
✅ Сезонность
Обратите внимание на сезонность товара. Вы не сможете продавать валенки с постоянной прибылью каждый месяц. Подумайте, нужен ли Вам данный товар.
✅ Габариты товаров
Обязательно нужно обращать внимание на габариты товара, определите, сможее ли Вы без проблем доставить товар.
✅ Срок доставки
Лучше отказаться от поставщиков с продолжительной доставкой, особенно из за рубежа.
✅ Конкуренция
Как много конкурентов: прямых и косвенных. Есть ли крупные игроки, которые могут задавить Ваш бизнес. Продумайте свои преимущества, которые выделят Ваш интернет-магазин среди конкурентов.
Например, выбирая между пластиковыми окнами и косметикой, лучше сделать выбор в пользу второй ниши. Так как по конкуренции и денежным вложениям это будет проще и дешевле.
✅ Законность
Краткий план выбора ниши на раз, два, три
В заключение даём несколько полезных советов
1Не открывайте сразу гипермаркет
Интернет-гипермаркет — это классно. Но создавать магазин с товарами разных категорий достаточно сложно.
Начните с одного товара. Если продажи пойдут успешно, то постепенно увеличивайте обороты, добавляя другие товары.
2Не делайте цену основным преимуществом
Придерживаясь средней или верхней планки рекомендованных цен, но в тоже время демонстрируя оперативный сервис обслуживания, покупатели будут возвращаться к Вам снова, не обращая внимания на низкие цены у конкурентов.
3Не продавайте через drop-shipping
Дропшиппинг для интернет-магазина не приносит больших денег. Поэтому не рекомендуем продавать чрез дропшиппинг.
Если говорить о работе с Китаем, то это ненадежно. В России достаточно сложно найти грамотного поставщика по дропшиппингу.
4Работайте с поставщиками из России
Проще всего работать с Россией. При получении товаров из заграницы Вы столкнетесь с проблемами: получение груза на таможне и оформление документов, доставка, юридическое оформление всех товаров, сертификация.
Лучше всего заключить договор с российским поставщиком, а на крупные импорт поставки выходить уже на этапе роста интернет-магазина.
Что такое ниша товара
Как выбрать нишу для товарного бизнеса
Даем инструкцию, как выбрать нишу для старта товарного бизнеса и проанализировать ее.
Доход от магазина зависит от ниши. Идеальный вариант, когда перед стартом своего дела вы изучаете возможные варианты тематик и выбираете не только ту, которая интересна и нравится, но и которая может обеспечить достаточную прибыль. Рассказываем, как это сделать.
Классификация ниш
Есть «академическое» определение. Рыночная ниша — область рынка, где есть спрос и почти нет конкурентов.
Но на деле под этим обычно понимают определенную тематику. Например, если вы продаете телевизоры и кофеварки, то работаете в нише бытовой техники. Ниши можно классифицировать разными способами. Это знание поможет не только выбрать сферу, но и определить конкретные товары, которые лучше продавать.
Широкие и узкие. Параметр определяется разнообразием в товарных категориях. Например, магазин «Все для сада» — широкая ниша, здесь найти и инструменты, и рассаду. А «Удобрения» — более узкая ниша, потому что включает одну конкретную категорию.
Чем шире ниша, тем больше потенциальных покупателей. Но конкурентов здесь тоже много, поэтому придется вкладывать много сил и средств в продвижение, чтобы вас заметили.
Примеры товаров из широкой ниши:
Чем уже ниша, тем меньше в ней конкурентов и потенциальных покупателей. Найти свою аудиторию будет сложно — придется работать не только с инструментами массового привлечения, но и формировать лояльность у покупателей, чтобы они покупали постоянно.
С ярко или слабо выраженной сезонностью. Сезонными называют товары, которые интересны клиентам только в определенный период. Например, лыжи покупают зимой, а солнцезащитный крем — летом. Вне сезона спрос на такие товары сильно падает.
Примеры сезонных товаров:
Всесезонные товары интересны людям в любое время года.
Среди всесезонных товаров можно выделить:
Сезонные товары выгодны в случае, если предполагаемая прибыль за месяцы спроса перекроет периоды без спроса. Новичкам тяжело начинать с сезонных товаров, потому что сложно предугадать объемы продаж, договориться с поставщиками. Еще сложнее пережить месяцы затишья без большой прибыли.
Как вариант, можно комбинировать сезонные и несезонные товары. Например, в магазине «Все для сада» весной можно продавать грунт, рассаду, удобрения. Летом — украшения и декоративные элементы. Осенью и зимой средства для уборки и ухода за садом.
Конкурентные и низкоконкурентные. Конкурентными называют те ниши, в которых много продавцов. Здесь идет борьба за каждого клиента, поэтому войти в такую нишу сразу сложно.
Среди конкурентных ниш можно выделить:
Низкоконкурентные ниши — те, в которых спрос значительно превышает предложение. Мало продавцов, а покупателей — много. Каждый магазин, который может предложить качественные продукты, может рассчитывать на постоянных клиентов и популярность. Низкоконкурентных ниш довольно мало и все они узкие.
Среди низкоконкурентных ниш можно выделить:
В таких сферах придется вкладывать ресурсы и в продвижение, и на отстройку от конкурентов, и на формирование лояльности у покупателей.
Трендовые и постоянного спроса. Трендовыми нишами — те, в которых продаются товары на пике популярности. Но обычно их продают вместе с другими товарами, которые «не в тренде». Например, в свое время трендом были спинеры, их продавали намного дороже себестоимости.
Важно помнить о том, что тренды часто меняются, иногда — очень резко. Нужно либо быть готовым резко переориентироваться на другой товар, либо успевать распродать партии.
Чтобы тут заработать, придется сначала найти товар, который пользуется такой популярностью, затем запустить рекламу, обойти конкурентов и успеть до снижения популярности товара.
Например, осенью 2021 года популярны эти товары:
Товар постоянного спроса нужен людям всегда Например, памперсы или косметика. Это всесезонные продукты, на которые интенсивность спроса не меняется.
Среди товаров постоянного спроса можно выделить:
Чтобы получить выгоду от трендовых товаров, нужны решительность и стремительность. Если вы будете очень долго просчитывать риски, а потом сделаете поставку товара, может случиться, что мода сойдет на нет, и вы не сможете распродать товар.
Хороший способ — строить бизнес на товарах постоянного спроса, но добавлять релевантные трендовые предложения. Так у вас будет стабильный доход, и останется возможность заработать больше на пике популярности трендового товара.
Факторы, которые лучше учесть при выборе ниши
Не опирайтесь только на понятия «нравится — не нравится». Мы разобрали несколько факторов, которые помогут определиться с выбором. При этом помните и про вышесказанное.
Стоимость товара. Чем дешевле продукт, тем проще его продавать. Когда цена повышается, аудитория потенциальных покупателей сужается. Проще купить смартфон за 10 000 ₽, чем за 50 000 ₽.
Бояться дорогостоящих товаров не стоит. Оцените средний чек в вашем магазине. Иногда имеет смысл продать один дорогой товар, чем много дешевых. Во втором случае придется тратить больше усилий на маркетинг.
Скорость принятия решения о покупке. Это время, которое нужно покупателю, чтобы принять решение: «Я куплю вот этот товар в этом магазине». В течение этого периода человек сравнивает варианты, выбирает товар, производителя и магазин. Чем больше времени принимается решение, тем меньшее влияние оказывают эмоции. Человек может купить мороженое просто потому, что захотелось. И потратить месяц, чтобы выбрать себе новый ноутбук.
Если в магазине будет много товаров, о покупке которых думаю долго, это может разрушить весь бизнес. Такие сделки может себе позволить крупный бизнес при наличии у него достаточного капитала, который обеспечит запас на период ожидания.
Учитывайте, как ваш товар выбирает покупатель. Чем больше времени будет требоваться на выбор, тем больше внимания нужно уделить ассортименту.
Габариты товара. Небольшие продукты проще упаковывать, хранить и доставлять покупателю. Чем товар крупнее или тяжелее, тем сложнее его доставка и хранение.
Вероятность повторных продаж. Чем чаще человек возвращается к вам за покупками, тем меньше усилий нужно на привлечение новых покупателей.
Вернутся ли люди в магазин, зависит от разных факторов — скорости обслуживания, маркетинговых коммуникаций, соответствия цены качеству. Сделать клиента постоянным можно всегда. Но учтите, что пылесосы человек покупает реже, чем кроссовки.
Потенциал развития. Однажды вам захочется расширить свой бизнес. Есть ниши, где это сделать легко — можно расширить продуктовую линейку и найти новых покупателей. От вас потребуется готовность работать с новыми товарами. Магазин семян так и останется магазином с семенами, если вы категорически против инструментов для ухода за растениями.
Как оценивать факторы. Конкретных рекомендаций тут быть не может. Это пункты, о которых лучше подумать заранее и трезво взвесить «за» и «против».
Как понять, что ниша вам подходит
Чтобы определиться с нишей было проще, можно учесть еще несколько критериев:
Как проверить свой выбор
Если с общим направлением вы уже определились, рекомендуем проверить, насколько успешным станет товар на рынке. Для этого можно использовать разные инструменты.
Проверьте, как часто ищут товар. Это один из самых легких способов за пару минут узнать, интересуется ли аудитория этим товаром. Откройте сервис Яндекс.Вордстат и посмотрите, ищут ли информацию о товаре.
Так выглядит интерфейс Вордстата — нужно ввести название товара и посмотреть, сколько раз в месяц люди его искали
Сервис покажет, как часто люди вводят тот или иной запрос. Если в вашем регионе запрос «купить поилку для кота» вводили тысячу раз, это хорошо. Товар известен, его ищут и хотят покупать.
Проанализируйте конкурентов. Нужно просто посмотреть, что продают конкуренты, как они работают, какой сервис предоставляют.
При изучении обратите внимание на:
Кстати, про анализ конкурентов мы много говорили в статье об основах интернет-маркетинга.
Проверьте масштаб самого крупного игрока в сегменте. Сделать это можно с помощью анализа трафика в сервисах Similarweb и Pr-cy.
Сервисы анализируют, как люди пользуются сайтом. В бесплатных версиях можно посмотреть:
Есть несколько вариантов извлечь для себя пользу из анализа. Например:
Такой анализ — хороший способ выстроить работу своего бизнеса, опираясь на данные об основных игроках.
Проверьте контекстную рекламу. Если контекстная реклама на товар уже есть, значит, он пользуется спросом. Если рекламы достаточно много, значит, ниша актуальна. Чтобы проверить это, нужно ввести название товара со словом «купить».
Рекламный блок в Google
Если контекстная реклама не появляется и спроса на этот товар пока нет, это не значит, что товар не интересен. Можно попробовать запустить свою рекламу и посмотреть, как люди реагируют на появление товара: переходят ли на сайт, интересуются ли покупкой.
Принимайте предварительные заказы. Сможете оценить уровень спроса еще перед закупкой первой партии товара.
Можно предложить людям покупать товары заранее. За счет предварительных заказов можно оценить их количество, запустить сайт и привлечь больше покупателей.
Подход помогает формировать спрос и собирать клиентов еще до старта. Но на сайте стоит указать хотя бы примерную дату доставки, иначе можно оттолкнуть покупателей.
Этот способ проверки ниши имеет преимущества:
Определите риски. Риск возможен всегда. В любой момент может произойти внештатная ситуация. Заранее продумайте, что может пойти не так и как это исправить. Например, как справиться, если:
Изучите целевую аудиторию. Успешно развиваться и активно продавать продукцию не получится, если вы не представляете, кто ваш покупатель. Нужно четко понимать, как покупатель выбирает товар и в каких случаях.
Обратите внимание, что для разных целевых аудиторий один и тот же товар можно представить по-разному. Можно составить портрет своего идеального клиента и на его основе разрабатывать стратегии, формировать ассортимент и вести рекламные кампании.
Изучите разных поставщиков. Бесполезно продвигаться в нише, не имея поставщиков. Можно сделать все идеально, предварительно продать несколько партий товара, но не получить эти продукты для реализации.
При выборе поставщика стоит смотреть на:
Выводы
При выборе также стоит опираться на то, нравится ли она лично вам, ведь если вы равнодушны к товарам, то продвигаться будет сложнее. Но помните и о том, что бизнес должен приносить прибыль — себе в убыток или только на покрытие издержек работать тоже не стоит. Также можно поискать подходящую нишу среди тех, которыми уже занимаются знакомые — они могут дать советы и уберечь от крупных ошибок. Или нишу, в которой товар предложение пока не слишком большое, а спрос растет.
Что такое ниша товара
Рыночная ниша — это оптимальный для предпринимателя сегмент рынка с минимальной конкуренцией и наибольшим спросом на товар или услуги, что позволяет проявить преимущества перед конкурентами. Как найти свою нишу — узнаете из статьи.
Что такое ниша
Рыночная ниша — это часть рынка, в котором низкая конкуренция помогает предприятию добиться успеха. Если правильно найти сферу приложения сил, то у компании будет рыночное преимущество.
Чем отличается от сегмента
Понятия ниши и сегмента близки друг к другу. Отличие в том, что ниша — узкий участок рынка, где ослаблена или отсутствует конкуренция. А сегмент — значительная часть рынка из одной отрасли. Внутри сегмента как раз идет формирование ниш. Например, рынок молочной продукции — сегмент, а творог, молоко, сливки — рыночные ниши с ограниченной емкостью и сроком существования.
Основные характеристики
Рыночная ниша характеризуется:
индивидуальными запросами узких групп потребителей, фирма обязана предоставить соответствующий комплекс товаров и услуг;
стабильностью и небольшой емкостью рынка;
слабой рыночной конкуренцией или ее отсутствием;
образованием на стыке нескольких сегментов.
Ниши делят на несколько видов в зависимости от метода их образования:
Целевой маркетинг. Ниши настолько небольшие, что не выгодны для крупных компаний. Это различные стартапы или новый бизнес с небольшим притоком покупателей.
Возникшие в результате уникального стечения обстоятельств. Образуются при формировании нужд и запросов покупателей на еще не существующие товары или услуги.
Вертикальный маркетинг. Реализуются в нескольких сегментах или совместно с близкими по потребительским свойствам продуктами.
Горизонтальный маркетинг. Предприятие постоянно расширяет ассортимент товаров для определенных потребителей. Характерны для одного целевого сегмента.
Кустовой маркетинг. Позволяет работать с постоянными потребителями, предоставляя комплексы товаров и услуг в одном месте.
Требования к выбору ниши
Чтобы найти нишу, учитывают соблюдение некоторых условий:
уникальность предложения и отсутствие конкуренции;
ориентированность на клиента;
обеспечение достаточной емкости для того, чтобы вложения окупились.
Выбор ниши напоминает поиск свободного пространства, которое необходимо заполнить.
Методы поиска ниши
Чтобы найти нишу, важно определить:
свои сильные стороны, которые помогут в бизнесе;
за что будут платить деньги покупатели;
сферу, где недостаточно высокая конкуренция;
комфортную для работы рыночную сферу;
факторы и условия, влияющие на доход (законы, проекты, политика, конкурентность).
Как определить нишу: порядок действий
Поиск ниши важен, так как он определит деятельность предприятия в течение длительного периода. Для поиска оптимальной рыночной ниши необходимо:
Провести маркетинговые исследования рынка, чтобы определить соответствие собственных конкурентных способностей.
На основе изучения выбрать вертикальную нишу рынка, чтобы определить свое место в цепочке от производителя до розничного торговца.
Определиться со своим местом в горизонтальной нише рынка. Компания выбирает те продукты, в производстве которых получит максимальные преимущества перед конкурентами.
Уточнить, какие уникальные умения и возможности можно предложить потребителям. Важно использовать все свои преимущества.
Подробно изучить произошедшие перемены в законодательной сфере или в расстановке сил среди участников рынка, с учетом действий местной власти, определить их влияние на потребителей и работу предприятия.
Выбрав нишу, оцените потенциально возможный объем продаж товара за определенный период времени.
Основные ошибки при выборе ниши
При выборе ниши организуйте работу так, чтобы избежать следующих ошибок:
отсутствие знаний и опыта в выбранной сфере;
нет анализа целевой группы потребителей;
не было тестирование спроса на продукцию;
Самые перспективные рыночные ниши в России
В России наиболее перспективными считаются ниши:
мобильные платежи: примерами служат продукты компаний PayPal, Apple, Google;
«умные вещи», которые синхронизируются с телефоном: ТВ, кофеварка, часы и т.п.;
сфера онлайн-обучения (курсы, тренинги, мастер-классы и прочее);
продажа различных гаджетов, например, робот-пылесос.