Что такое низменные чувства
О низменных инстинктах
Из книги «Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы»
Рассуждать о «низменных инстинктах» сейчас стало очень модно. Мол, грубая необразованная толпа так и норовит следовать этим самым низменным инстинктам, а недобросовестные политики только и думают, как бы эти низменные инстинкты толпы (большинства) использовать для достижения своих грязных целей. И только некая интеллектуальная элита, свободная от низменных инстинктов и полная возвышенных духовных устремлений, переживает по этому поводу, безуспешно стремясь просветить темный народ. По-своему красивая картина, но по сути абсолютно неверная. Давайте разберемся.
Прежде всего, что такое инстинкт? Древнеарийское учение говорит, что в человеке имеется все, что есть в целом мире, в том числе все четыре природные стихии (Огонь, Воздух, Вода, Земля), растительное начало и, наконец, животное начало. Так вот инстинкты как раз и есть проявление этого самого животного начала. Дело вовсе не в том, что человек произошел от животных в процессе эволюции, как утверждает теория Дарвина. Просто животных Творец создал раньше, чем людей, и в человека был вложен уже «опробованный» ранее на животных механизм. То есть инстинкт представляет собой олицетворение и проявление прошлого времени, это то, что нам диктует наше прошлое, то, что было еще до появления человека. Наиболее мощными и сложными инстинктами являются инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода. Противостоит инстинкту разум, причем не примитивный разум животного, а развитый человеческий разум. Противостояние в данном случае вовсе не означает взаимоуничтожения, а означает только взаимодополнение, уравновешивание, соразмерность. Разум в свою очередь является олицетворением и проявлением будущего времени, так как все наши размышления о будущем — плод разума, а наше будущее рождается сначала в наших мыслях. Так что разум противостоит инстинктам точно так же, как прошлое противостоит будущему.
Да и вообще, совершенно неверно считать, что в человеке изначально есть как низменное, злое, разрушительное, так и высшее, светлое, созидательное. Человек по своей истинной сути совершенен и целостен, он самое совершенное творение Бога. Но в каждом человеке есть, к сожалению, зло, вызывающее грехи, пороки, болезни. Это зло, порожденное нашим прошлым неверным выбором, противостоит нашей светлой сущности, нашей целостности, нашей совести, оно разрушает нас, наше тело и душу, наши разум, чувства и наши инстинкты. С этим злом надо бороться, от него надо освобождаться. Разные люди в разной степени поражены злом, разные люди подвержены в той или иной мере тем или иным грехам, но сути дела это не меняет. И грехи наши вовсе не связаны с инстинктами прямо и жестко, не порождаются ими, наоборот, именно грехи могут поражать инстинкты. Чистый инстинкт, облагороженный и направляемый чистым разумом, безусловно служит добру. Пораженный злом инстинкт, не сдерживаемый разумом или направляемый разумом, искаженным злом, безусловно служит злу. Отказ от инстинкта может быть направлен как на торжество добра (например, самопожертвование ради семьи, страны, человечества), так и на торжество зла (например, самоубийство, взрывы террористов-смертников).
Простейшая аналогия. Если молотком можно проломить голову человеку, никто же не будет называть этот инструмент «низменным». При правильном использовании он может принести большую пользу. Молоток должен быть исправным и должен направляться разумным человеком.
Говорящие о «низменных инстинктах» чаще всего относят к ним зависть, желание унизить ближнего, стремление разрушать и убивать. Все это к настоящим инстинктам не имеет ни малейшего отношения. Животные в своем большинстве лишены этих человеческих грехов и пороков, возможных только при той свободе выбора, которая изначально есть только у человека.
Конечно, общественное и материальное положение людей способствует развитию у них тех или иных грехов. Например, бедные и униженные люди действительно часто страдают завистью, ненавистью по отношению к вышестоящим, желанием отнять и поделить чужое. Точно так же богатые и высокопоставленные люди обычно страдают гордыней, хвастовством, страхом перед бедными людьми, скупостью. Что здесь «низменные инстинкты», а что «высокие духовные устремления»? Все это зло, разные проявления зла, не связанные ни с инстинктами, ни с духовностью. И бороться с ними надо не призывами к «толпе» восхищаться богатством более «удачливых», а созданием условий, при которых не будет такого напряжения полюсов, при которых разрыв между нищетой и роскошью не будет столь разительным, как сейчас.
Теперь о духовности, якобы противостоящей инстинктам. Духовность в ее высшем понимании — это стремление человека к Богу, к высшему идеалу, полностью свободному от зла. Поэтому истинно духовными устремлениями можно назвать только желание морального самосовершенствования, очищения от зла, развития своих творческих способностей в направлении гармонизации мира и его частей. Одним словом, духовное развитие — это очищение от зла себя и мира. Противостоит духовному развитию только одно — служение злу, то есть разрушение себя и мира. На это служение злу человек может направить и свое тело, и свой разум, и свои чувства, и в том числе свои инстинкты. Благодаря своей свободе выбора он может нанести миру максимальный вред. Но благодаря той же самой свободе выбора он может и принести миру максимальную пользу. Выбор состоит именно в этом, а не в том, отказываться от своих инстинктов или нет. И выбор этот в равной степени важен для любого человека, независимо от его достатка или общественного положения.
Таким образом, человек вовсе не идет в своем развитии от бездуховного животного к некоему высокодуховному существу, начисто лишенному животного начала, инстинктов. Животное начало, инстинкт ни в коем случае не являются злом, с которым надо бороться, от которого надо избавляться, не может считаться чем-то низменным, неприличным, недостойным просвещенного человека. Поэтому словосочетание «низменные инстинкты» попросту безграмотно.
Чем вызываются у человека «низменные» чувства?
Это очень интересная тема для обсуждения с необходимым продолжением, поскольку даже у абсолютно «положительного» (и по вашим, и по нашим меркам) человека всегда существует потребность в некоей «отдушине», выплескивании волны отрицательной энергии, и, как бы странно это не звучало, и ее реализации.
Порок человеческого индивидуума – это не фантазия, и не сказка, это реальная величина, обусловленная определенными отклонениями энергетического поля человека в рамках его собственной сложившейся в данный момент энергетической ситуации.
Итак, мы определились.
При формировании мыслеобразов и энергопотоков человеческого сознания, особенно в плотной, перегруженной человеческими эмоциями энергетической среде, раздираемой противоречиями и стрессами, у человека значительно возрастает вероятность и возможность образования отклонений в пси вибрациях в сторону более низких частот. Таким образом и производится формирование отрицательного энергетического потенциала, принимающего для каждого человека вид так называемого «низменного» чувства.
Под последними, таким образом, и понимают определенные низкоамплитудные колебания энергетического пространства человеческого организма, сопряженные с такими его отклонениями от стабильного состояния, которые, в свою очередь, могут привести (а могут и не привести) к значительным «выплескиванием» потоков этой скопившейся отрицательной энергии, и так называемые «низменные» чувства, таким образом, могут быть как реализованы, так и нет.
Это и объясняет многое «неадекватном» общении, разговоре, поведении людей. Но это данность от которой хоть и не избавиться, но минимизировать может только сам человек. Не лишне напомнить, что наиболее серьезные возмущения пси среды проистекают от намерений человека, о чем мы уже говорили.
Какова природа проявления у человека отрицательных эмоций?
Природа эмоций – в перетекании энергетических пси потоков, которые участвуют в жизни человека как данность.
Эмоция в отличие от чувства, у человека проявляется как реакция в виде «выплеска» в окружающее его физическое тело пространство некоторого потока энергии. И мы уже говорили о том, что и чувства, и эмоции человека проявляются в однотипном проникновении в общее окружающее энергетическое полевое пространство «пси» избытка либо недостатка потенциала его собственных энергетических полей. Грусть и меланхолия, слезы и отчаяние – это проявление результата, энергетического пси вектора текущего состояния человека, точно так же как и гнев, возмущение, раздражение или откровенная злоба.
Итак, природа эмоции – это энергетический поток. Его внешнее проявление зависит от индивидуума. При этом, знак этого потока может быть либо положительным (радость, вера), либо отрицательным (страх, оторопь, неверие). В своей жизнедеяльности, вы сами определяете этико-моральную окраску эмоциональных проявлений. А по сути – это векторное значение. Праведный гнев остается гневом. Священный страх – страхом. Любовь же остается любовью, и ее нельзя путать с половым влечением, вожделением или животным инстинктом.
Эмоция также может быть комплексной, например, «ступор», или страх перед неизвестностью, и тогда знак потока энергии не определен. Проявление комплексной эмоции имеет вид наложения энергетических потоков разных знаков. И поскольку невозможно определенно сказать, что стоит за тем или иным эмоциональным потоком, то и невозможно с точностью до определенного знака описать реакцию человека на некоторый раздражитель.
Итак, сутью проявления эмоции является поток энергии определенной величины и определенного знака, формируемый в зависимости от физиологического статуса физического тела. У одного человека выражение эмоции может быть сильным, у другого – слабым, но в любом случае происходит выделение энергетического потока с вибрацией определенной частоты.
Какова природа интуиции?
Начав говорить об интуиции, мы затрагиваем весьма объемный пласт информации, относящейся не только и не столько к рассматриваемой в данном пункте тематике. Настоятельно советую еще раз вникнуть в суть информационных баз и природы работы человеческого мозга, о которой мы уже говорили ранее.
Интуиция в широком понимании – это способность разумного существа предвидеть движение доступных его сознанию событийных рядов, оценивая тем самым ситуацию для принятия собственного решения через данную ему природой возможность осознанного выбора и, таким образом, имея некоторую возможность прогнозировать, свои дальнейшие действия и поступки.
То есть, интуиция в каждый момент помогает человеку сделать выбор. Другое дело, что не каждый имеет потребность воспользоваться предоставляемой возможностью, подумать, взвесить, оценить ситуацию. У вас есть такое «шутливое», а на самом деле весьма действенное правило – правильно думаешь первые три секунды. Это и есть интуитивная, чистая от посторонних информационных потоков, оценка происходящего.
Таков механизм появления так называемого «прозрения».
Этот механизм не является принудительным, то есть никто специально не «засовывает» дополнительные данные в ваш мозг, но эта процедура получения дополнительной информации в определенный момент предусмотрена для каждого из вас. Научитесь этим пользоваться. Прежде чем что-то делать, заставьте самого себя задуматься о своем выборе. При настойчивом запросе на дополнительную информацию ваша интуиция проявится в любом случае, но вот как вы ею воспользуетесь – это будет зависеть в первую очередь от вашей способности к концентрации на предмете запроса и на вашем выборе имеющихся и интуитивно полученных вариантов действий.
То, что проявляется в виде необычайной «прозорливости» или даже некоторого нежелательного предвидения, или даже нарушения ситуации путем внедрения в нее некоторого иного потока, не всегда благоприятствующего, кстати, ее правильному разрешению, и принято считать интуитивным прозрением.
Таким образом, мы определились. Природой интуиции следует считать изначально заложенную способность человека к получению и переработке информации, не предназначенной ему специально, а сформированной на основании его внутренней потребности, как существа, ее (потребность) генерирующего.
По мере развития способностей к интуитивному восприятию человек постепенно преображается в некоего мага-провидца, как бы «читающего» чужие мысли. Под этой маской могут также скрываться жестокие апатичные люди-монстры, не знающие преград в своей жестокости. Вы их и называете «колдунами» или «ведьмами». Они действительно могут «видеть» определенные моменты в событийных рядах и пользоваться этим в своих целях. Ну и конечно от таковых нужно отличать и шарлатанов разных мастей от предсказателей и футурологов до обычных манипуляторов и «сказочников».
Низость, низменные чувства
(от представлений о том, что на небе расположена положительная сущность, а в аду, внизу – отрицательная, также и от представлений, что людям высшего общества свойственно благородство, а людям низших слоев – подлость) – отрицательные чувства, испытываемые к объекту (зависть, злорадство, жажда мести и др.), часто характеризующиеся явным недоброжелательством и неадекватностью в отношении его поведения; также сугубо эгоистические желания (тщеславие и др.).
К этически сниженным явлениям относят юмор: ср. трагедия – высокий жанр, комедия – низкий. Ср., например, низменное удовольствие, потеху, которую получали матросы от зрелища принудительного купания повара корабля в холодной морской воде, который захлебывался в ней (Дж. Лондон, Морской волк); издевательства матросов над альбатросом (Ш. Бодлер, Альбатрос); низкопробные развлекательные зрелища.
И вообще – очень много обидного в жизни, вот хотя бы эти люди за оградой, – ведь они хорошо знают, что мне боязно одному на кладбище, а хотят напугать еще больше. Зачем? (М. Горький, В людях)
Низкое есть высокое для простого народа. Он любит вещи, которые для него сделаны и не превосходят его понятия (Ш. Монтескье, Опыт о вкусе).
Корыстный интерес есть нечто столь низменное, что благовоспитанному человеку не следует обнаруживать приверженности к нему (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).
«У них (у матросов) есть мечты, – прервал я его, – сверкающие, лучезарные мечты о…» «О жратве, – решительно прервал он меня. – О большой удаче – как бы побольше и послаще пожрать» (Дж. Лондон, Морской волк).
Другие новости по теме:
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Что такое низменные чувства
Существуют высокие и низменные чувства? чувство
Низменные чувства-предательства, оскорбления, унижения, покушения с преступлениями, стукачество, предательство, оставление человека в беде и т.д. Высокие чувства их так же много, это всё, что возвеличивает человека!
Существуют чувства, а их оцнка то уже дело личное интимное каждого себе
Интересно, если чувствую всем телом, это низменно?
Есть чувства и есть их оценка. Хотеть женщину хорошо или плохо? А ни то и не другое. Ведь Вы же сразу можете броситься в атаку: как ты, сволочь, смеешь меня не хотеть! Убью! Это( ну допустим!) Ваша оценка. А чувства в оценках не нуждаются, они либо есть, либо их нет. Только и всего то!
Просто у одного проеобладают одни чувства а у другого другие даже в одной паре
Да но они очень нежные но красивые как одуванчик.
Низменное и возвышенное
Возвышенное и низменное в человеке
Возвышенное – это все самое лучшее и красивое в человеке и его поступках, оно появляется от красивых желаний и от сильного стремления к красоте; все то, что лучше, красивее, чище и выше, чем обычное и обыденное. Обыденное (обывательское) – это все обычное в человеке и его делах, когда человеку не нужна красота. Обыватель – человек, почти не имеющий красивых желаний и сильного устремления к красоте.
Низменное – это всё плохое и безобразное в человеке, когда человек тянется не к красивому, а наоборот, к отвратительному. Каждый человек может свободно выбирать между желаниями красивыми и возвышенным, или безобразными и низменными.
Возвышенными и низменными могут быть поступки, слова, мысли, мечты, желания, чувства. Есть люди, которые даже не замечают, когда поступают некрасиво и низменно.
Кто-то смеётся, видя, как другой споткнулся, упал в грязь. Смех над тем, что другому человеку плохо, некрасиво и низменно. Кто-то испугался драться и напал со спины. А значит, поступил некрасиво, трусливо, нечестно и низко…Если взрослый человек озвучивает низменные реакции человека, злопамятные и недоброжелательные мысли, то это очень безобразно и отвратительно.
Хороший человек стремится к красивому и возвышенному потому, что постоянно понемногу совершенствуется. Он старается быстро исправлять все свои незначительные ошибки.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война
В античной философии
В античной философии можно проследить отношение мыслителей к животным инстинктам человека, как к низменным позывам.
Аристотель в «Никомаховой этике» выделяет три основных образа жизни:
• жизнь, полная удовольствий и наслаждений;
• государственный образ жизни;
• созерцательный
Большинство людей, говорит Аристотель, сознательно выбирают жизнь, полную удовольствий и наслаждений, чем полностью обнаруживают свою низменность.
Распущенность Аристотель связывает с теми чувствами, которые являются общими с животными. Наслаждаться такими чувствами, то есть иметь к ним исключительное пристрастие, значит жить по-скотски.
По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей, которые выражают:
• идеально-разумную способность;
• вожделяюще-волевую;
• инстинктивно-аффективную.
В зависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни. Большинство людей находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своём поведении эгоистическими мотивами, а не истиной, справедливостью и разумом. Платон надеялся изменить природу человека, искоренить в нем «низменные» побуждения во имя «возвышенных», не считаясь с уже сложившейся в течение тысячелетий общественной жизни природой человека.
В религии и богословии
Христианство
В христианстве нарушение заповедей называют грехом. Для христиан такие поступки являются низменными, недостойными. По представлениям христианства, все люди несут на себе печать «первородного греха». Человек изначально порочен и греховен.
Термин «первородный грех» предложил Блаженный Августин. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить. Термин «первородный грех» повсеместно принят христианством.
Протестантизм
Лютер считал, что зло изначально присуще природе человека. Оно направляет его волю так, что ни один человек не способен совершить что-либо доброе. Убеждение в низменности и беспомощности человека, в его неспособности совершить что-либо доброе по собственной воле, согласно Лютеру, одно из главных условий ниспослания божьей благодати. Лишь если человек унизит себя, откажется от своей воли, от своей гордыни, только тогда снизойдет на него милость Господня. Еще более радикально Лютер выразил бессилие человека в памфлете «Рабство воли», который был направлен против Эразма Роттердамского, защищавшего свободу воли. Заставляя индивида признать и прочувствовать его ничтожность, никчемность всех его достоинств, заставляя его чувствовать себя безвольным орудием в руках Бога, Лютер лишал человека уверенности в себе, отнимал у него чувство собственного достоинства], а без этого невозможно никакое сопротивление светским властям, угнетающим человека.
Теология Ж. Кальвина аналогична теологии Лютера. Кальвин учит, что мы должны унизиться, что посредством этого самоуничижения мы и полагаемся на всесилие Божие. Он поучает, что человек не должен считать себя хозяином своей судьбы. Человек не должен стремиться к добродетели ради неё самой: это приведёт лишь к суете.
В философии XIX в
Развитием понятия безобразного занимался Иоганн Карл Фридрих Розенкранц, немецкий философ, ученик Гегеля. В своём труде «Эстетика безобразного» (1853), он указывает, что в развитии идеи прекрасного неизбежен анализ безобразного. Таким образом, понятие безобразного, как отрицательной формы прекрасного, становится частью эстетики.
Розенкранц разработал подробную ступенчатую классификацию безобразного:
• I. Отсутствие формы
o …
• II. Неточное (неправильное)
o …
• III. Распад формы (деформация)
o А. Ординарное
; 1) низменное
; 2) слабость
; 3) ничтожное
o Б. Отвратительное
; …
o В. Карикатура
Ординарное является противоположностью возвышенного. Понятие величественного обусловливает понятие ординарного. К примеру, отдельное лицо может считаться ординарным тогда, когда в нем просвечивается зависимость конкретного человека от некоторого порока, поскольку такая зависимость противоречит понятию человека, достоинство которого она оспаривает.
Если возвышенная величина устраняет своей бесконечностью границы времени и пространства, жизни и воли, отличий воспитания и социального положения, то низменное, наоборот, устанавливает эти границы без необходимости их наличия. Если возвышенное реализует свободу, то низменное ограничивает свободу бытия там, где она не является необходимой.
В обычной жизни говорим, к примеру, что отдельный человек низменный, когда из-за педантичной сосредоточенности на несущественном он устанавливает препятствия существенному в его стремлении к самореализации, — такой человек несвободен от мелочности, которую он не способен преодолеть.
Людвиг Фейербах отстаивал идею антропологизма: понимание человека как чисто природного, биологического существа. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны человеческого организма. Фейербах в своем труде «Сущность христианства» (1841) показал процесс возникновения понятия «Бог», как идеализирование, преувеличение, превращение в абсолют собственных, реальных человеческих качеств. Бог является неким рафинированным, избавленным от пороков, недостатков и слабостей человек. Но, чем могущественнее и совершенным становится Бог, тем более ничтожным становится сам человек. Собственная жизнь рассматривается религиозным человеком как нечто низменное, как испытание и подготовку к подлинной жизни «на том свете». Фейербах видит в этом большую угрозу для человеческих отношений. Принижение человека, отождествление его земной жизни с низменным в конце концов пагубно отражается на отношениях между людьми. И те низменные чувства (коварство, зависть, злоба, ненависть), от которых человек пытается отгородиться, все равно проявляются. Фейербах предлагает людям, избавленным иллюзорного религиозного сознания, понявшим истоки религиозных представлений, заменить поклонение Богу уважительным отношением друг к другу.
В философии XX в
Бертран Рассел обращает внимание на проблему человеческого восприятия взаимоотношения духа и материи. На протяжении веков дух отождествляли с чем-то возвышенным, благородным, а материю с низменным. Современные знания, полученные благодаря развитию науки и техники, дают возможность взглянуть на взаимоотношения духа и материи по-другому.
Это приводит нас к проблеме взаимоотношения духа и материи, поскольку восприятие обычно считается «психическим» событием, тогда как воспринимаемые объекты и стимулы к восприятию считаются «физическими». По-моему, в разрешении этой проблемы нет вообще никаких трудностей. Предполагаемые затруднения происходят от плохой метафизики и плохой этики. Говорят, что дух и материя являются двумя субстанциями, полностью разобщенными друг с другом. Дух есть нечто благородное и возвышенное, материя же — нечто низменное. Грех состоит в подчинении духа телу. Познание, будучи одним из самых возвышенных проявлений духовной активности, не может зависеть от чувств, так как чувство представляет собой форму подчинения материи и поэтому является низменным. Отсюда проистекает платоновский протест против отождествления познания с восприятием. Все это, скажете вы, устарело и отжило свой век, но это оставило пережитки труднопреодолимых предрассудков.
— Бертран Рассел. «Человеческое познание, его сферы и границы»
Рассел показывает, как велика разница между восприятием и физическим объектом.
Пространственные отношения, устанавливаемые физикой, имеют место между электронами, протонами, нейтронами и так далее, которых мы не воспринимаем; пространственные отношения зрительных восприятий имеют место между вещами, которые мы воспринимаем, и в конечном счете между цветовыми пятнами. Между физическим пространством и зрительным пространством есть какое-то соответствие, но оно очень грубо. Во-первых, большие глубины неразличимы. Во-вторых, определение времени различно; место, где солнце зрительно находится сейчас, соответствует месту, где физическое солнце было восемь минут назад. В-третьих, восприятие подвержено изменениям, которые физик не приписывает изменениям в объекте, например восприятие изменяется в зависимости от облаков, телескопов, косоглазия или закрывания глаз. Соответствие между восприятием и физическим объектом является поэтому только приблизительным и, что касается пространственных отношений, оказывается не более точным, чем в других отношениях.
— Бертран Рассел. «Человеческое познание, его сферы и границы»