Что такое нко в социальной сфере
НКО как исполнитель соцуслуг: первые опыты сотрудничества и конкуренции
Дискуссия о работе НКО в сфере оказания социальных услуг на Форуме «Сообщество»: местные власти не должны мешать НКО, а сами некоммерческие организации должны быть более юридически подкованными
Доступ к рынку государственных услуг открывает для НКО огромные возможности. Еще три года назад, в ходе обсуждения возможных изменений законодательства в этом вопросе, представители более 80 процентов НКО в социологических опросах отмечали, что готовы конкурировать с другими участниками рынка соцуслуг.
Законодательство изменено. Что происходит на этом рынке сейчас?
На Форуме «Сообщество» некоммерческие организации и представители власти различных регионов собрались, чтобы обсудить, как же на практике продвигается реализация всех этих идей и законов.
Закон
Лидия Михеева, председатель комиссии Обществ палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами. Фото с сайта kursk.kp.ru
Новый закон о социальном обслуживании населения, принятый 28 декабря 2013 г. и вступивший в силу с 1 января 2015 года, предполагал, что услуги гражданам могут оказывать не только государственные организации (портал «Милосердие» разбирал нюансы закона вместе с заместителем министра Алексеем Вовченко), но и некоммерческие. И сейчас привлечение НКО в сферу оказания услуг населению – один из приоритетов государства.
Важно допускать НКО в сектор соцсуслуг. Конкурируя с уже работающими на рынке государственными организациями, НКО, возможно, смогут постепенно заместить многие из них — в этом убеждена Лидия Михеева, председатель комиссии Обществ палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами.
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин считает, что государство сделало важные шаги к тому, чтобы некоммерческие организации сегодня вошли в поле социальных услуг и смогли работать здесь.
«Но надо не ждать дополнительных усилий от государства, а доказывать свою состоятельность», — рекомендует глава Минтруда представителям НКО.
А то, что НКО входят в эту непростую работу, часто мало оплачиваемую, государство приветствует и ценит. Максим Топилин напомнил, что лучшие НКО из реестра организаций, оказывающих соцуслуги, будут иметь преференции.
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин. Фото с сайта tvc.ru
Практические проблемы: финансирование
Еще несколько лет назад НКО, рассуждая о своем выходе на рынок соцуслуг, предполагали, что помешать им могут кадровые проблемы, нехватка помещений, финансовые трудности, инертность чиновников на местах и адаптация уставных документов к новым видам деятельности.
Собственно, эти ожидания и сбылись.
Участники сессии, представители региональных НКО, приводили примеры сложностей, которые они испытывают в работе.
Александр Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, например, заметил, защищая своих коллег в регионах, что НКО часто трудно соответствовать дополнительным требованиям, которые бывают инициированы местными властями.
«Ведь НКО специализируются на чем-то конкретном, и этим и сильны. А часто при входе в регион с НКО требуют представить весь спектр услуг. Как будто это клон центра социального обслуживания – так к ним относятся местные власти», — замечает Спивак.
Представители Общественного фонда «Здоровье Бурятии», уже участники реестра соцуслуг, в свою очередь рассказали о финансовых трудностях.
«У нас одна услуга по психологической диагностике стоит по тарифу 12 рублей. Сырок творожный стоит дороже!
А ведь мы занимаемся реабилитацией детей с ментальными нарушениями, аутистов, детей с ДЦП и так далее».
А еще бурятский фонд располагается в старом здании, которое теперь сам обязан отремонтировать. «А как же мы с такой стоимостью услуг можем содержать здание? И никогда у нас не будет хорошего помещения, бесплатных коммунальных услуг. Это не просто барьеры. Это условия, при которых мы не можем конкурировать с госучережлдениями. Родители наших детей даже написали Дмитрию Медведеву письмо, они просят создать эффективные условия для работы таких НКО, как мы. Нужны федеральные стандарты плюс региональная добавка», — считает бурятское НКО.
«НКО будут активно работать на рынке, когда им будет выгодно», — в этом убеждены участники дискуссии.
Коллеги из Самары замечают, что стало вообще непонятно, кто же такие социально-ориентированные НКО. «Нас иногда называют «грантоеды». Это обидно. Мы же работаем».
Александр Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Фото с сайта bnkomi.ru
Трудно попасть в реестр
И вопросы с тем, как же сделать так, чтобы попасть в реестр НКО, оказывающих социальные услуги, тоже есть, и их много. К примеру, НКО занимаются повышением качества жизни пожилых людей, но в реестре такого понятия нет.
Максим Топилин на это заметил, что такая формулировка отражает цель работы данной организации, а не услугу. «Что вы конкретно делаете? Моете туалеты, носите еду, даете проживание? Нужно указать конкретное действие, услугу. А они уже есть в перечне».
А вот НКО из Ростовской области, помогающая в том числе беженцам, замечает, что в реестре не указана эта категория нуждающихся в помощи. При этом сами подопечные фонда не хотят «светиться»: боятся. «У них сложился стереотип, что у них отнимут детей, раз они в сложной жизненной ситуации. Мы им помогаем, таких уже 700 человек, социализируем, и они идут дальше. Но как нам отразить нашу работу в реестре?» — не понимают ростовские благотворители.
Однако министр труда заявил, что ведомство уже не будет менять перечень соцуслуг. Нужно, чтобы сами НКО сформулировали свои действия так, чтобы попасть в перечень. «Нужно каждый раз искать точки соприкосновения», — считает Топилин.
«Все говорят о неких барьерах, но я не знаю, что же конкретно мешает. Правильно было бы говорить не о конкуренции, а о сотрудничестве», — говорит Максим Топилин.
Башкирия: положительный опыт
Как оказалось, разные регионы прорабатывают эту ситуацию по-разному. Там, где власть более внимательна к НКО и довольно прогрессивна, НКО легче входят в сектор соцуслуг. В Башкирии, например, рассказал Дмитрий Дубровин, начальник управления развития социальных услуг Минтруда Башкирии, обслуживание населения на дому полностью перевели в негосударственный сектор.
«База закона полностью позволяет некоммерческим организациям оказывать услуги. То, что региональные органы заставляю оформлять полный спектр услуг, неправильно. У нас такого нет. Наши НКО заявляют только те услуги, которые оказывают».
«У нас два года сфера надомного обслуживания граждан полностью передана в негосударственный некоммерческий сектор, — рассказал Дмитрий Дубровин корреспонденту «Милосердия». – Это работа социального работника: скажем, доставка продуктов на дом инвалидам или пожилым людям, уборка, доставка лекарств. Некоторые представители региональных НКО жаловались, что оценка этих услуг крайне низкая. Но это социальный тариф. Эти услуги и не могут стоить дорого. Ведь эти услуги предоставляются уязвимым категориям граждан».
За счет чего выживают НКО, которые занимаются оказанием социальных услуг? Как рассказывает Дмитрий Дубровин, в его регионе подушевое финансирование на обслуживание одного человека составляет 1164 рубля в месяц.
«Скажем, НКО должно обслужить 1000 человек в месяц. Если это умножить на 12 месяцев и на 1164 рубля – вот сумма субсидии для НКО на целый год. Вообще, НКО – это форма не для того, чтобы зарабатывать деньги. А чтобы оказывать услуги. Это нужно понимать. Как финансировались наши государственные структуры, оказывающие услуги населению, — точно в том же размере теперь это финансирование передано НКО».
Есть непонимание на местах, плохо ведется работа по разъяснению изменений в законодательстве, предполагает Дмитрий Дубровин. От этого и все проблемы.
А еще все путаются между формами НКО и социальным предпринимательством. «Предпринимательство — это излечение прибыли. Если мы создаем НКО, то целью уже ставится не прибыль, а решение социальных проблем, оказание соцуслуг», — напоминает Дмитрий Дубровин. Но тогда, действительно, получается, что НКО не может рассчитывать на прибыль и свое развитие. Это может сказаться и на уровне оказываемых социальных услуг. Если нет мотивации, стимула для НКО, которые работают с населением, то какой же будет интерес у этих НКО? «Вот здесь, я считаю, государство должно найти возможности для поддержки некоммерческих организаций. Власти уже занимаются развитием малого бизнеса, дают предпринимателям льготы. Я считаю, такое же внимание должно быть и к НКО в сфере соцуслуг. Льготы по налогообложению, по аренде помещений», — полагает Гузаль Егорова.
Непонимания больше, чем ясности
Артем Шадрин, директор департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития. Фото с сайта issek.hse.ru
Летом правительство России утвердило дорожную карту «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». Она должны быть реализована к 2017 году, напоминает Артем Шадрин, директор департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития. Он заметил, что законодательство, в том числе, позволяет теперь организациям участвовать и в закупках на предоставление соцуслуг. Кроме того, принцип следования денег за гражданином в медицинской сфере должен применяться и с соцуслугами: пользователь должен иметь право выбирать, где ему получить услугу, и туда должны идти деньги.
Шадрин заметил, что сейчас эта дорожная карта уже пробуется в ряде регионов страны. «Например, Пермский край у нас один из лидеров представления со стороны НКО услуг в социальной сфере. И там как раз граждане могут выбирать, где они хотят получить услугу».
Еще ранее в Пермском крае в рамках реформирования системы социального обслуживания на этот рынок вышли, в первую очередь, коммерческие организации. А НКО стали привлекать с помощью субсидий – и они оказывают, пожалуй, наиболее сложные и востребованные услуги, например, работают с инвалидами. А надомное обслуживание, наоборот, ушло больше под крыло социального предпринимательства. Кстати, в Минэкономразвития считают, что надо поддерживать оба эти направления, и их конкуренция –здоровое развитие ситуации, при этом доля социально-ориентированных НКО не должна увеличиваться за счет сокращения доли социального предпринимательства – всем должно хватить места на рынке соцуслуг.
«Даже небольшое софинансирование может привести к хорошему эффекту. Такие НКО могут даже территориально располагаться в бюджетных учреждениях, с экономив на аренде, например», — замечает представитель ведомства. А еще эксперт считает важным как-то координировать эту работу, поскольку НКО могут работать в разной сфере – и в здравоохранении, и в образовании, и так далее, и в итоге они работают с разными ветвями власти и разными ведомствами. Нужны консультационные объединяющие органы.
Важно выровнять шансы между предпринимателями и социально-ориентированными НКО
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ. Фото с сайта spb.hse.ru
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ, замечает, что нужно подключить к работе учет потребителей услуг – без этого сдвинуться с места будет сложно. «Важен не только реестр поставщиков, но и реестр потребителей», — считает эксперт. А еще Ирина Абанкина согласна с жалобами представителей НКО на большие вынужденные расходы, и предлагает включать в тарифы на соцуслуги и весь комплекс затрат — коммунальные платежи, связь, транспорт. Профессор полагает, что очень важно и выровнять права между предпринимателями и социально-ориентированными НКО. «Пока преимущества у индивидуальных предпринимателей, особенно в сфере образования. У них упрощенная система налогообложения, возможности льготной аренды зданий и так далее. Нужно двигаться в сторону равенства прав», — считает Абанкина. С этим согласен Артем Шадрин, полагая, что, например, можно обнулить налоговые ставки для социально-ориентированных НКО.
Кстати, эксперты Фонда «Наше будущее» заметили в дискуссии, что фонд уже профинансировал более 150 проектов социального предпринимательства, из них 30 процентов — это социально-ориентированные НКО. Но законопроект Минэкономразвития о социальном предпринимательстве никак не рассматривает НКО.
Придется ли некоммерческим организациям менять свою организационную форму, чтобы попасть под этот закон? По мнению Шадрина, проблема все в той же путанице между соцпредпринимательством, коммерческой деятельностью и некоммерческими организациями. И она до сих пор существует, решить ее в рамках того же форума «Сообщество» невозможно.
«НКО могут заниматься — в том числе — и предпринимательской деятельностью, поэтому они даже в более выгодных условиях. Это тот ресурс, который мы можем использовать. Но принятие нового закона по социальному предпринимательству создает иллюзию у НКО, что им запрещена предпринимательская деятельность. Это не так, — пояснил Шадрин. — На самом деле НКО может, не дожидаясь никаких новых законов, заниматься предпринимательством. А само социальное предпринимательство — совсем другое поле».
Лидия Михеева заметила, что если подытожить результаты обсуждения, то становится понятно, что пока работы в этом секторе очень много. Министерства, кажется, не договорились еще и между собой, НКО не могут разобраться, что такое социально-ориентированные организации, а что такое социальное предпринимательство, а на форуме так и не прозвучало ответов от ведомств на конкретные жалобы представителей региональных НКО.
Во многом развитие ситуации зависит и от усилий властных органов, считает Александр Спивак. Нужно, замечает эксперт, «разматывать узелки» в законодательстве: то приходится уточнять стандарты, чтобы не было страха или неподконтрольности, то усиливать методическую поддержку работы НКО. А органы власти на местах до сих пор подчас не понимают, ради чего все это делается. Поэтому важна разъяснительная работа и с властью, с чиновниками.
Но пока получается, что важна работа внутри самого некоммерческого сектора. «НКО должны адаптироваться к ситуации, двигаться в своем профессиональном развитии, повышать свой профессиональный уровень, и тем самым откликаться на посыл власти и общества»
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Что такое некоммерческие организации и зачем они нужны
И где они могут взять деньги
В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов. В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО.
Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.
Что такое НКО и чем они занимаются
Если несколько человек хотят заниматься каким-то общественно полезным делом, они могут объединиться и создать некоммерческую организацию. С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.
Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка, а чтобы делать добрые дела: помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то политику или религию. Юридически Русская православная церковь — это тоже некоммерческая организация.
Составить полный перечень всех направлений работы некоммерческих организаций невозможно: общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разными. Например, НКО «Друзья океана» занимается защитой морских животных, а объединение «Космопоиск» ищет инопланетные цивилизации.
В этой статье я расскажу о формах существования и способах поддержки не всех НКО: садоводческие и огороднические товарищества, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы и политические партии — это тоже НКО, но их деятельность регулируют отдельные законы, и здесь о них я говорить не буду.
Как зарегистрировать НКО
Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.
Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.
Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».
Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.
Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.
Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.
Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».
Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.
Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.
В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:
Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.
По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.
Часто чиновники Минюста отказывают в регистрации и возвращают документы даже из-за незначительных ошибок вроде опечатки или поставленной не в том месте точки. Я знаю про случай, когда НКО не зарегистрировали, потому что в устав вкралась опечатка «ПредседательПредседатель». Если документы вернут, ошибки можно исправить и сдать снова. Второй раз пошлину оплачивать уже не надо.
Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.
Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.
Отчеты в Минюст
Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.
Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, где надо указать виды деятельности и способы формирования имущества.
Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом меньше 3 млн рублей должны также предоставить два документа: уведомление о продолжении деятельности и уведомление об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.
Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:
Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все же бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.
Отчеты в налоговую
НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.
Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.
При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.
Где НКО может найти деньги
Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.
Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.
Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.
Кто может получить помощь от государства
Для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита. К этому типу относят общества людей с инвалидностью, хосписы или организации, которые помогают незащищенным категориям граждан: например, центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию-нет».
Центр «Насилию-нет» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.
Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.
Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда дикой природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.
Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.
Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.
Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.
Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.
Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. В России она признана иностранным агентом.
Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.
Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.
Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.
Профилактика и тушение пожаров — это, например, добровольческие дружины. Самая известная организация — Всероссийское добровольческое пожарное общество.
Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».
Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самая известная подобная НКО в России — «Мемориал». Она относится к иностранным агентам.
Международный Мемориал внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать
Как государство помогает НКО
Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.
Например, в Перми НКО могут получить субсидии от местной администрации на военно-патриотическую подготовку, проведение семинаров и фестивалей и даже на празднование Первомая.
Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу слепых получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.
Кроме субсидий, из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.
Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.
Кроме Фонда президентских грантов, деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», экологи — в российское отделение Всемирного фонда дикой природы. Недавно Фонд Владимира Потанина объявил конкурс на поддержку НКО, работающих с социально незащищенными и уязвимыми группами людей в условиях распространения коронавируса.
По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.
О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги
Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.
Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.
Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.
Сначала читать, потом подписывать
Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: из-за просрочки в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.
Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на какую-то вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.
Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования из-за границы. Это не запрещено, но такая НКО автоматически получает статус иностранного агента. Это влечет за собой массу неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она иностранный агент. А еще к таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.
Ассоциация «Юристы за гражданское общество» провела исследование и выяснила, что содержание такой НКО обходится дороже в среднем на 273 тысячи рублей в год. Это деньги, которые организация тратит на подготовку всех требуемых Минюстом документов. Кроме того, если обычную НКО могут в течение года не проверять вообще, то иностранного агента ждут постоянные визиты контролеров.
В следующей статье расскажу про личный опыт получения субсидии для НКО.