Что такое нобелевская лекция

О лекциях российских нобелевских лауреатов

Известный в прошлом журналист, бывший Председатель Союза журналистов России написал в своем блоге о своем видении содержания нобелевских лекций российских лауреатов этой премии — от Бунина до Светланы Алексеевич. Вот текст его статьи из его блога:

Лекция о судьбе «красного человека»

Светлана Алексиевич – первый настоящий гуманист среди Нобелевских лауреатов по литературе, пишущих на русском языке

Светлана Алексиевич стала шестым писателем, пишущим на русском языке, получившим Нобеля по литературе. И пятым, прочитавшим Нобелевскую лекцию, поскольку лекция Пастернака, увы, не прозвучала.

Лекция Алексиевич стала самостоятельным литературным событием, таким же значимым, как в свое время стали Нобелевские лекции Солженицына и Бродского, а, возможно, и более значимым.

Слова, которые произносят Нобелевские лауреаты при вручении им главной литературной премии, часто больше говорят о них, об их личности, чем все, что они до этого написали.

1933 год. Нобелевская речь Ивана Бунина. Великий эстет и стилист русской литературы говорит коротко и в основном о себе. Его речь уместилась всего в 19 строчках, в которых местоимение «я» встречается 10 раз. Чаще, чем любое другое слово. Бунин говорит о своих чувствах, которые он испытал, когда узнал о присуждении ему премии и о своих печалях. Из всей речи, пожалуй, можно выделить лишь одну цитату, достойную великого писателя. Она о свободе: «В мире должны существовать области полнейшей независимости… Есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизации. Для писателя эта свобода необходима особенно».

1970 год. Нобелевская премия присуждена Солженицыну. Но вручение состоится лишь в 1974, когда Александра Исаевича изгонят из СССР. Зато было время подготовить Нобелевскую лекцию. Солженицын стал, вероятно, рекордсменом по обстоятельности написания Нобелевской речи: он готовил ее два года, 1971 и 1972. Получилось увесисто и многозначительно. Из того немалого, что Солженицын сказал миру, его Нобелевская лекция цитируется, пожалуй, больше всего.

Если Бунин взошел на Нобелевскую кафедру русским аристократом с ностальгией по утраченной и погубленной большевиками России, Шолохов предстал
перед членами Шведского комитета исключительно в качестве высокомерного члена ЦК КПСС и депутата ВС СССР, то Солженицын обрушился на мир как пророк, разгневанный на этот мир за его недопустимые недостатки.

Вот начало его лекции: «На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, предоставляемую далеко не всякому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трем-четырем примощенным ступенькам, но по сотням и даже тысячам их – неуступным, обрывистым, обмерзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие – может быть с большим даром, сильнее меня – погибли… Целая национальная литература осталась там, погребенная не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая, с биркой на пальце ноги».

А пророк продолжает бичевать, хлещет кнутом до кости институты и целые сословия. Досталось ООН за то, что «не посилились сделать Декларацию прав человека обязательным для правительств условием их членства». Ученым досталось за то, что «целыми конгрессами отшатываются от чужих страданий: уютней остаться в границах науки».

Что же может спасти распадающийся мир? «Кто создаст человечеству единую систему отсчета. Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства. Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это – искусство. Это – литература!». И завершающий аккорд лекции: «Одно слово правды весь мир перетянет».

В завершение своей жизни Солженицын нашел слова правды и для современной России. Бывший узник ГУЛАГа тепло отзывался о бывшем подполковнике КГБ, что он помогает нации вновь почувствовать себя русскими и возрождает Россию. Еще целых три слова правды Солженицын обронил в адрес Дмитрия Медведева, назвав его «хорошим молодым человеком».

1987 год. Иосиф Бродский читает свою Нобелевскую лекцию как стихи, нараспев и немного монотонно, подчеркивая равноправие каждого слова. Говорит о смущении, неловкости от того, что на этой трибуне он, а не Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Роберт Фрост, Анна Ахматова, Уистен Оден.

И дальше знаменитое: «Зло, особенно политическое, всегда плохой стилист». Бродский брезгует говорить о политике, а тем более о той, которая осталась в стране, где его мучили, судили и объявляли тунеядцем и шизофреником. У Бродского свой взгляд на мир, с которым вряд ли согласятся те, кого Аристотель называл «политическими животными»: «Русская трагедия – это именно трагедия общества, литература в котором оказалась прерогативой меньшинства: знаменитой русской интеллигенции».

И далее еще один символ веры Бродского: «Для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего».

И после этих слов, с которыми вряд ли согласятся не только «политические животные», но и большинство знакомых с историей XX века, Бродский уже напрямую бросает сквозь десятилетия перчатку Алексиевич. Так же, как и она, Бродский отталкивается от вопроса Адорно о невозможности сочинять музыку после Аушвица, но приходит к противоположному утверждению.

«Флобер говорил о себе, что он человек-перо, я могу сказать о себе, что я человек-ухо… Есть та часть человеческой жизни – разговорная, которую нам не удается отвоевать для литературы».

О своем творчестве: «Люблю одинокий человеческий голос… Говорить должен свидетель… По крупицам, по крохам я собирала историю «домашнего», «внутреннего» социализма… Что делаю я? Я собираю повседневность чувств, мыслей слов».

О чем ее книги: «Книга об истории одной утопии… Наш главный капитал – страдание. Не нефть, не газ – страдание. Это единственное, что мы постоянно добываем. Все время ищу ответ: почему наши страдания не конвертируются в свободу? Неужели они напрасные? Прав был Чаадаев: Россия – страна без памяти, пространство тотальной амнезии, девственное сознание для критики и рефлексии».

О «красном» человеке и о его судьбе: «Красной» империи нет, а «красный» человек остался. Продолжается… «Красный» человек так и не смог войти в то царство свободы, о котором мечтал на кухне. Россию поделили без него, он остался ни с чем. Униженный и обворованный. Агрессивный и опасный».

О постсоветском пространстве: «Хотя мы живем теперь в разных странах, но везде теперь живет «красный» человек».

Одна из завершающих фраз Нобелевской лекции Алексиевич: «Теперь я не уверена, что дописала историю «красного» человека».

Бунин, Шолохов, Солженицын, Бродский, Алексиевич… Как будто нарочно эти шведы перебрали русскую культуру, ковырялись в ней и выковыряли писателей, отстоящих друг от друга настолько далеко, как только можно далеко отстоять, находясь в одной языковой культуре.

В своих Нобелевских лекциях каждый из них показал свою суть, обозначил свой символ веры.

Бунин – Я-центричен. Он и писал всю жизнь о себе, о своих чувствах и переживаниях. Вот и в Нобелевской речи остался себе верен, в основном о себе говорил.

Шолохов – партиецентричен. Номенклатуро-центричен. В вершинах творчества это не проявлялось, а в жизни вылезало всегда. Вот и в Нобелевской речи вылезло.

Солженицын – нациецентричен. Русский народ, русские как главная ценность. К концу жизни ценности у Александра Исаевича окончательно сместились в сторону государственничества и антизападничества. В Нобелевской лекции это уже было заметно.

Бродский – культуроцентричен и литературоцентричен. Это цельное и непротиворечивое мировоззрение. Правда, не всегда сопрягающееся с тем, что вне литературы.

Алексиевич – человекоцентрична. Это единственный последовательный, стопроцентный гуманист среди всех Нобелевских лауреатов по литературе, пишущих на русском языке.
И, пожалуй, единственный, кто в своей Нобелевской лекции ни разу не сфальшивил, был наиболее точен и смог в этом невеликом по объему жанре сказать нечто самое важное для современников.

А то, что Алексиевич сказала в конце, обнадеживает. История «красного» человека далеко не закончена. И, пожалуй, кроме нее, дописывать эту историю особо и некому. Во всяком случае, сегодня у нее это получается явно лучше других.

Блог Игоря Яковенко в инете.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Искусство нобелевского ораторства

Нобелевская речь и нобелевский банкет, приходящиеся на начало декабря, завершают премиальную страду и являются высшим звездным часом для большинства лауреатов.

Весьма немногие, подобно Солженицыну, и в дальнейшей своей жизни являются истинными мужами судьбы. У большинства лауреатов нобелевские торжества — это единственный миг в их жизни, когда мир слушает (или хотя бы должен слушать) те заветные мысли, которые увенчанный премией сочтет нужным сообщить городу и миру.

При том, что лауреат, в общем-то, не обязан сообщать собравшейся публике глаголы вечной жизни или поражать ее ученой сверхмудростью. Известны чисто дипломатические речи. Бунинская речь 1933 года — это краткое выражение аристократической вежливости, благодарность свободе и гостеприимству, выражаемое изгнанником, — и не более того.

Шолоховская речь 1965 года более всего понятна в ключе брежневского наступления разрядки. Испытанный казак партии строит речь дипломатически, сопрягая верность коммунистическим идеям и верность идеалам общемировым, никто не уходит обиженным, а в завершение, как то и подобает, благодарит и кланяется.

Солженицын (заочная речь 1972 года) и Бродский (1987 год) первыми из русских писателей выступили в жанре не краткой окказиональной речи, но именно лекции — развернутой и имеющей самостоятельное значение вне нобелевского контекста. Оправдание словесности послужившее темой для обеих лекций, причем оправдание глобальное, от Ромула до наших дней, ибо «Одно слово правды весь мир перетянет» — ради такого оправдания стоит и Нобелевскую премию получить даже вне зависимости, за что она дадена.

Но после нобелевских выступлений Солженицына и Бродского, задавших невыносимо высокую меру слова и меру мысли, лекция, прочтенная следующим лауреатом, пишущим на русском языке, не дотягивает до предшественников никак.

Если брать чисто формальные признаки, то объем автоцитат, составляющих большую часть речи, переходит все границы и ставит в неудобное положение аудиторию, собравшуюся для слушания лекции. Ведь по умолчанию предполагается, что за два месяца, прошедшие после объявления имени лауреата, любители словесности прочтут сами компиляцию из интервью с информантами С.А. Алексиевич. Если им, как тупым школьникам, нужно опять вдалбливать особенно сильные, с точки зрения лектора, места из премированных книг, это ставит в ложное положение как лектора, так и аудиторию.

Но Бог бы с ними, с композиционными ошибками, — вдруг это не ошибки, но авторское своеобразие, ведь строгих правил для этого жанра нету. Соответственно, следует простить и чрезмерное местоимение «я», встречающееся через слово, в сочетании с почти отсутствующими в лекции товарищами по словесности. Здесь контраст с Бродским и Солженицыным (тоже не чуждым себялюбия) особенно бросается в глаза — резкое выламывание из традиции. Но опять же мы живем в XXI веке, где господствует западная цивилизация, принцип которой «сам себя не похвалишь, кто ж тебя похвалит». Попал в стаю рыночных людей, так лай — не лай, а хвостом виляй.

Можно даже придумать, чтобы не царапал, как ножом по стеклу, такой фрагмент выступления: «Я жила в стране, где нас с детства учили умирать. Учили смерти. Нам говорили, что человек существует, чтобы отдать себя, чтобы сгореть, чтобы пожертвовать собой. Учили любить человека с ружьем». Хотя придумать и трудно. Связь между самопожертвованием и любовью к человеку с ружьем не для всех очевидна. Вообще же в любой христианской стране с детства учат умирать, ибо сказано: «Никто же больше любви имат, аще кто положит душу свою за други своя». Ахматова, написавшая: «Вот о вас и напишут книжки. // «Жизнь свою за други своя». // Незатейливые парнишки, // Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, // Внуки, братики, сыновья», лауреатом не стала в отличие от Алексиевич, но слезы на глазах наворачиваются от ахматовских строк. Наверное, такова сила советского воспитания. К тому же Алексиевич сумела попалить в себе ветхого Адама, «красного человека», Ахматова, похоже, нет.

Бунин (даже в «Окаянных днях»), Шолохов (повидавший на родном Дону всякое), Пастернак, Солженицын, Бродский, хлебнувшие такое, чего Алексиевич и не доводилось, от столь окончательных суждений о России и русских воздерживались. Наверное, не хватало быстроумия и легкокрылости.

Вероятно, открытый Алексиевич жанр нобелевской лекции проходит по разряду «Пока не требует поэта // К священной жертве Аполлон, // В заботах суетного света // Он малодушно погружен; // Молчит его святая лира; // Душа вкушает хладный сон, // И меж детей ничтожных мира, // Быть может, всех ничтожней он». Священная жертва — это, очевидно, подготовка документальных сборников, а заботы суетного света — это бурная нобелиада. Тогда всё сходится.

Источник

6 лучших нобелевских лекций писателей: о чем говорили Фолкнер, Бродский и Солженицын

А также Бертран Рассел, Марио Варгас Льоса и Ольга Токарчук

Что такое нобелевская лекция. Смотреть фото Что такое нобелевская лекция. Смотреть картинку Что такое нобелевская лекция. Картинка про Что такое нобелевская лекция. Фото Что такое нобелевская лекцияЧто такое нобелевская лекция. Смотреть фото Что такое нобелевская лекция. Смотреть картинку Что такое нобелевская лекция. Картинка про Что такое нобелевская лекция. Фото Что такое нобелевская лекция

Ров­но 120 лет на­зад был ос­но­ван Фонд Аль­фре­да Но­бе­ля — швед­ско­го уче­но­го и изоб­ре­та­те­ля, ко­то­рый за­ве­щал все свое со­сто­я­ние на вру­че­ние еже­год­ной пре­мии за вы­да­ю­щи­е­ся на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния или круп­ный вклад в куль­ту­ру и ис­кус­ство. По тра­ди­ции каж­дый ла­у­ре­ат вы­сту­па­ет с лек­ци­ей за несколь­ко дней до вру­че­ния, од­на­ко жанр и те­ма­ти­ка его вы­ступ­ле­ния не огра­ни­че­ны толь­ко те­мой от­кры­тия или экс­перт­ной об­ла­стью. «Цех» со­брал шесть са­мых ин­те­рес­ных и ак­ту­аль­ных лек­ций пи­са­те­лей: о мире и войне, по­ли­ти­ке и силе духа — без ко­то­рых невоз­мож­на сво­бо­да сло­ва, мыс­ли и твор­че­ских до­сти­же­ний.

Уи­льям Фолк­нер, 1949 год

Ла­у­ре­ат Но­бе­лев­ской пре­мии 1949 года Уи­льям Фолк­нер был на­граж­ден за «зна­чи­тель­ный и с ху­до­же­ствен­ной точ­ки зре­ния уни­каль­ный вклад в раз­ви­тие со­вре­мен­но­го аме­ри­кан­ско­го ро­ма­на». Од­на­ко он сам пи­сал, что хо­тел бы при­над­ле­жать толь­ко к од­ной един­ствен­ной шко­ле гу­ма­ни­стов. Имен­но это­му и по­свя­тил свою но­бе­лев­скую речь, го­во­ря о ве­ли­чии че­ло­ве­че­ско­го духа, дол­ге пи­са­те­ля и по­эта.

Бер­тран Рас­сел, 1950 год

Иосиф Брод­ский, 1987 год

В 1972 году по­эта ли­ши­ли со­вет­ско­го граж­дан­ства, а че­рез 15 лет он по­лу­чил Но­бе­лев­скую пре­мию по ли­те­ра­ту­ре «за все­объ­ем­лю­щее твор­че­ство, про­пи­тан­ное яс­но­стью мыс­ли и страст­но­стью по­э­зии». До кон­ца жиз­ни он пи­сал сти­хи и эссе как на ан­глий­ском, так и на рус­ском язы­ках. В сво­ей лек­ции он го­во­рил о сущ­но­сти по­эта и по­э­зии, а так­же о том, в чем сила на­сто­я­щей ли­те­ра­ту­ры.

Алек­сандр Сол­же­ни­цын, 1972 год

Алек­сан­дру Сол­же­ни­цы­ну при­су­ди­ли Но­бе­лев­скую пре­мию «за нрав­ствен­ную силу, с ко­то­рой он сле­до­вал непре­лож­ным тра­ди­ци­ям рус­ской ли­те­ра­ту­ры» в 1970 году, од­на­ко не смог по­лу­чить ее. Он бо­ял­ся, что не смо­жет вер­нуть­ся в СССР, и не при­е­хал в Сток­гольм. Свою но­бе­лев­скую лек­цию он на­пи­сал в на­ча­ле 1972 году к ожи­да­е­мо­му вру­че­нию в Москве. Од­на­ко це­ре­мо­ния не со­сто­я­лась, и Сол­же­ни­цын тай­но пе­ре­слал текст лек­ции в Шве­цию, где ее опуб­ли­ко­ва­ли на рус­ском, швед­ском и ан­глий­ском язы­ках в офи­ци­аль­ном сбор­ни­ке Но­бе­лев­ско­го ко­ми­те­та «Les prix No­bel en 1971».

Ма­рио Вар­гас Льо­са счи­та­ет­ся од­ним из са­мых круп­ных и ком­мер­че­ски успеш­ных ла­ти­но­аме­ри­кан­ских пи­са­те­лей но­вей­ше­го вре­ме­ни на­ря­ду с Бор­хе­сом и Мар­ке­сом. Но­бе­лев­скую пре­мию в 2011 году ему при­су­ди­ли «за де­таль­ное опи­са­ние струк­ту­ры вла­сти и за яр­кое изоб­ра­же­ние вос­став­ше­го, бо­рю­ще­го­ся и по­тер­пев­ше­го по­ра­же­ние че­ло­ве­ка». В сво­ей но­бе­лев­ской лек­ции он так­же раз­ви­ва­ет эту тему, го­во­ря о про­бле­мах со­вре­мен­но­го об­ще­ства, тер­ро­риз­ме, кон­фор­миз­ме и роли ли­те­ра­ту­ры в но­вом, из­ме­нив­шем­ся мире.

Оль­га То­кар­чук, 2018 год

Поль­ская пи­са­тель­ни­ца Оль­га То­кар­чук по­лу­чи­ла Но­бе­лев­скую пре­мию ​​​​​»за по­вест­во­ва­тель­ное во­об­ра­же­ние, ко­то­рое с эн­цик­ло­пе­ди­че­ской стра­стью пред­став­ля­ет пе­ре­се­че­ние гра­ниц как фор­му жиз­ни». В сво­ей лек­ции пе­ред вру­че­ни­ем она при­зва­ла чи­та­те­лей к чут­ко­сти, ко­то­рой так не хва­та­ет в со­вре­мен­ном мире, став­шем объ­ек­том раз­ру­ше­ния и по­треб­ле­ния. Она от­ме­ти­ла, что наше по­ло­же­ние не воля судь­бы, а ре­зуль­тат вполне опре­де­лен­ных дей­ствий, за ко­то­рые мы долж­ны быть от­вет­ствен­ны.

Все са­мое ин­те­рес­ное в пре­де­лах ва­шей лен­ты — на стра­ни­це «Цеха» в Face­book и In­sta­gram

Источник

Нобелевская лекция

Что такое нобелевская лекция. Смотреть фото Что такое нобелевская лекция. Смотреть картинку Что такое нобелевская лекция. Картинка про Что такое нобелевская лекция. Фото Что такое нобелевская лекция

Содержание

История [ | ]

Что такое нобелевская лекция. Смотреть фото Что такое нобелевская лекция. Смотреть картинку Что такое нобелевская лекция. Картинка про Что такое нобелевская лекция. Фото Что такое нобелевская лекция

Завещание Альфреда Нобеля, составленное им 27 ноября 1895 года, было оглашено в январе 1897 года [6] [7] :

Что такое нобелевская лекция. Смотреть фото Что такое нобелевская лекция. Смотреть картинку Что такое нобелевская лекция. Картинка про Что такое нобелевская лекция. Фото Что такое нобелевская лекция

«Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть — тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая — тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья — тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвёртая — тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая — тому, кто внёс наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов… Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов…»

Правила премии [ | ]

Основным документом, регулирующим правила вручения премии, является статут Нобелевского фонда.

Премией могут быть награждены только отдельные лица, а не учреждения (кроме премий мира). Премия мира может присуждаться как отдельным лицам, так и официальным и общественным организациям.

Нобелевские премии [ | ]

Что такое нобелевская лекция. Смотреть фото Что такое нобелевская лекция. Смотреть картинку Что такое нобелевская лекция. Картинка про Что такое нобелевская лекция. Фото Что такое нобелевская лекция

В завещании Нобеля предусматривалось выделение средств на награды представителям только пяти направлений:

Кроме того, вне связи с завещанием Нобеля, с 1969 года по инициативе Банка Швеции присуждается также премия по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля, неофициально именуемая Нобелевской премией по экономике. Она присуждается на тех же условиях, что и другие Нобелевские премии. В дальнейшем правление Фонда Нобеля решило более не увеличивать количество номинаций.

От лауреата требуется выступление с так называемой «Нобелевской мемориальной лекцией», которая публикуется затем Нобелевским фондом в особом томе.

Фонд Нобеля [ | ]

Размер Нобелевской премии [ | ]

Процедура присуждения премии [ | ]

Номинирование на премию [ | ]

Вручение премии [ | ]

Процедуре награждения предшествует большая работа, которая ведётся круглый год многочисленными организациями по всему миру. В октябре лауреаты уже окончательно утверждаются и объявляются. Окончательный отбор лауреатов осуществляют Шведская Королевская академия наук, Шведская академия, Нобелевская ассамблея Каролинского института и Норвежский нобелевский комитет. Процедура награждения происходит ежегодно, 10 декабря, в столицах двух стран — Швеции и Норвегии. В Стокгольме премии в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы и экономики вручаются королём Швеции, а в области защиты мира — председателем Норвежского нобелевского комитета — в Осло, в городской ратуше, в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи. Наряду с денежной премией, размер которой меняется в зависимости от дохода, полученного от Нобелевского Фонда, лауреатам вручается медаль с его изображением и диплом.

Банкет завершается выносом мороженого, увенчанного, как короной, шоколадной монограммой-вензелем «N». В 22:15 шведский король даёт знак к началу танцев в Золотом зале ратуши. В 1:30 гости расходятся.

Абсолютно все блюда из меню, начиная с 1901 года и далее, можно заказать в ресторане ратуши Стокгольма. Стоит такой обед немногим менее 200 долларов США. Ежегодно их заказывает 20 тысяч посетителей, и традиционно наибольшей популярностью пользуется меню последнего Нобелевского банкета.

Нобелевский концерт [ | ]

Нобелевский концерт — одна из трёх составляющих Нобелевской недели наравне с вручением премий и Нобелевским ужином. Считается одним из главных музыкальных событий года европейских и главным музыкальным событием года скандинавских стран. В нём принимают участие самые видные классические музыканты современности. Фактически нобелевских концертов два: один проводится 8 декабря каждого года в Стокгольме, второй — в Осло на церемонии вручения Нобелевской премии мира.

Эквиваленты Нобелевской премии [ | ]

Многие области науки остались «неохваченными» Нобелевской премией. В связи с известностью и престижностью Нобелевских премий, наиболее престижные награды в других областях часто неформально называют «Нобелевскими».

Математика и информатика [ | ]

«Эквивалентами» Нобелевской премии по математике являются Филдсовская премия и Абелевская премия, в области информатики — Премия Тьюринга. Премия Абеля дополняет гуманитарную премию Хольберга.

Экономика [ | ]

Неофициально так называют Премию Банка Швеции в экономических науках памяти Альфреда Нобеля. Премия учреждена Банком Швеции в 1969 году. В отличие от остальных премий, вручаемых на церемонии награждения Нобелевских лауреатов, средства для данной премии выделяются не из наследства Альфреда Нобеля. Поэтому вопрос о том, считать ли эту премию «истинно Нобелевской», является дискуссионным. Лауреат Нобелевской премии по экономике объявляется во второй понедельник октября; церемония вручения всех премий проходит в Стокгольме 10 декабря каждого года.

География [ | ]

Музыка [ | ]

Искусство [ | ]

Ежегодно Его Императорское Высочество принц Хитати, почётный покровитель Ассоциации искусств Японии, вручает пять наград «Императорская премия (Praemium Imperiale)», которые, по его словам, восполняют пробел в номинациях Нобелевского комитета — специально разработанные медали, дипломы и денежные премии в пяти областях искусства: живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр/кино. Вознаграждение составляет 15 миллионов йен, что равно 195 тысячам долларов.

Архитектура [ | ]

За достижения в области архитектуры ежегодно присуждается Притцкеровская премия.

Критика [ | ]

Спорные награждения [ | ]

Неоднократное награждение [ | ]

Премии (кроме премий мира) могут присуждаться только один раз, но в истории присуждения встречались немногочисленные исключения из этого правила. Лишь четыре человека удостаивались Нобелевской премии дважды:

Организации [ | ]

Одна семья [ | ]

В 1903 году Пьер Кюри и его супруга Мария Склодовская-Кюри получили Нобелевскую премию по физике. После смерти мужа, Мария в 1911 году получила вторую Нобелевскую премию — по химии. В 1935 году их старшая дочь Ирен Жолио-Кюри, совместно с супругом, Фредериком Жолио-Кюри, также получили Нобелевскую премию по химии. Таким образом, Ирен Жолио-Кюри — первый Нобелевский лауреат, которая являлась ребёнком предыдущих Нобелевских лауреатов.

Нобелевская премия в искусстве [ | ]

Шнобелевская премия [ | ]

Шно́белевские премии, Игнобельская премия, Антинобелевская премия (англ. Ig Nobel Prize ) — пародия на Нобелевскую премию. Десять Шнобелевских премий вручаются в начале октября, то есть в то время, когда называются лауреаты настоящей Нобелевской премии, — за достижения, которые сначала вызывают смех, а потом заставляют задуматься ( first make people laugh, and then make them think ). Премия учреждена Марком Абрахамсом и юмористическим журналом «Анналы невероятных исследований».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *