Что такое нод в логопедии
НОД в логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста
Светлана Баранова
НОД в логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: Закрепление знания детей о домашних птицах и животных.
• Активизировать словарь детей по данной теме.
• Продолжить обучение детей образованию притяжательных прилагательных.
• Закреплять умение отвечать полным ответом.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать логическое мышление.
• Профилактика умственного утомления детей на занятии.
• Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учётом функциональных и физиологических возможностей детей.
• Профилактика зрительного утомления.
Материалы: музыкальное сопровождение, мультимедиа, магнитная доска, картинки животных и птиц, детеныши, печатные задания для индивидуальной работы детей, камни Марблс, карандаши простые, цветные, емкость с песком, трафареты, аудиозапись голосов домашних животных, влажные салфетки.
Содержание НОД Здоровьесберегающее сопровождение
1. Организационный момент
Дети стоят возле логопеда.
–Давайте поприветствуем наших гостей и скажем вместе: “Доброе…утро!”. Хорошо, молодцы. А теперь покажите свои ладошки. Потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (тепло) Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям. Дети берутся за руки. Создание положительного эмоционального настроя.
Как на пишущей машинке,
Две хорошенькие свинки,
Вот бежит лошадка, сделана из ватки,
Она кашки не ест, молочка не пьёт,
Только скачет взад-вперёд, взад-вперёд, взад-вперёд.
– всеми пальцами одной руки быстро постукивать – «бежать под музыку по спинке и по ручкам ребёнка
Водим по туловищу сначала мячики, а затем – шишки. Снятие мышечного напряжения, координация речи с движением.
3. Сообщение темы занятия
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Воспитатель: “Ребята, чтобы узнать о ком мы сегодня будем говорить, послушайте запись”. (Включается аудиозапись голосов домашних животных.)
– Вы узнали голоса? Кого вы услышали?
(Дети называют домашних животных: корова, поросёнок, коза, собак и т. д).
– Верно, узнали. Догадались, о ком мы будем сегодня говорить? (О домашних животных и птицах.) Презентация.
Учет особенностей физиологической фазы “врабатывания” у детей.
4. Д/игра «Загадывание загадок»
— Кто у двери нас встречает,
В тишине весь день, проспав,
И от счастья начинает
— Кто, на привязи гуляя,
Травку щиплет на холме,
— Кто всегда прекрасно знает,
Что на завтрак я варю,
И к лоханке подбегает,
Громко хрюкая «Хрю-хрю»?
— Кто на завтрак ждёт сметану,
И не хочет пить какао,
Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит,
— Кто пасётся на лужайке,
Без панамки и без майки,
Отгоняет вредных мух,
Грызет морковку. (Кролик)
— С бородой, анне мужик,
С рогами, а не бык. (Козел)
Логопед выставляет картинки животных на магнитную доску.
5. Называние детенышей животных, картинки которых выставлены на мольберте.
Дети подходят и выставляют соответствующие картинки.
Следить, чтобы дети отвечали полными предложениями.
6. Активизация знаний с опорой на изученный ранее материал
Детям предлагается присесть на ковёр.
– Ребята, давайте присядем на ковёр. Вы называли много домашних животных и птиц. Скажите, а какие ещё есть животные? (Дикие.) А почему же домашних животных называют домашними?
(Ответы детей: потому что для этих животных нужно специальное жильё – сарай, стойло.За этими животными необходим особенный уход: летом их пасут на лугу.)
– Молодцы, хорошо! А у вас дома есть животные? Какие? Как их зовут? Как вы за ними ухаживаете? (Дети отвечают полными предложениями). Смена динамической позы.
7. Пальчиковая гимнастика
Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот,
Мышка под крылечком.
1, 2, 3, 4, 5 – их не трудно сосчитать! (упражнение для рук «Грибочек»).
Гимнастика для глаз.
Перед нами петушок, смотреть перед собой.
Он с земли зерно клюёт, посмотреть вниз.
Слева — курочка идёт, взгляд влево.
Справа — уточка плывёт, взгляд вправо.
Сверху солнце ярко светит, посмотреть вверх.
Согревает всех вокруг. крепко зажмуриться. Снизить утомление и усталость глаз, профилактика близорукости.
9. Самостоятельная (подгрупповая) работа детей
– Ребята, подойдите ко мне. Сейчас вы разделитесь по маленьким группам, и у каждой группы будет свое задание.
Подгруппа “А” – упражнение “Продолжи узор”, “Соедини по точкам, увидишь, кто получится”. Задание предлагается более сильным детям, на листах разного цвета.
Подгруппа “Б” – Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Выложи по контуру»: на листах разного цвета контуры домашнего животного – кошки. Дети должны камешками МАРБЛС выложить кошку по контуру.
Подгруппа “В” – Упражнение “Трафареты” или “Кто спрятался в комочке”. Дети должны разгладить комочек из бумаги, обвести контур и раскрасить животное (в комочке – силуэт домашнего животного).
Подгруппа “Г” – Пескотерапия.
Дети спокойными, ровными движениями разгребают песок, находят картинку (контур) домашнего животного или птицы. Не вытаскивая картинки из песка, дети посыпают (обводят) рисунок. После выполнения задания вытирают руки влажными салфетками.
Далее идёт проверка выполненных самостоятельных заданий. Логопед старается привлечь внимание всех детей к работе каждого ребёнка, спрашивает,обращаясь по имени:
–, что ты делал? У тебя всё получилось?
– Посмотрите, Артем постарался, и какой красивый кот получился у него.
– Все ребята молодцы, отлично справились с заданием. Смена динамической позы, с учётом вида деятельности.
Использование цветотерапии для детей разного психического темперамента.
10. Закрепление материала по лексической теме (обогащение словаря)
Детям раздаются картинки с изображением животных и каждому ребенку необходимо раскрасить того животного, которое назовет ему логопед.
поддержания умственной работоспособности в последней фазе занятия.
– Ребята, вы все молодцы. Мне понравилось, как вы занимались.
– Наше занятие закончено. Спасибо. Вы можете взять с собой не раскрашенных животных и в группе их докрасить. Обеспечение психологического комфорта
Элементарное музицирование с детьми старшего дошкольного возраста Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Деревянные истории». Автор конспекта.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о камнях Программное содержание: Совершенствовать умение детей наблюдать, выделять сходство и различие признаков в предметах. Учить детей классифицировать.
Цикл НОД с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Журавли» Конспект №1 Цель: Формирование способностей детей удивляться, радоваться и восхищаться разнообразием птиц окружающего мира. Задачи: 1.
Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.
Осенний спортивный КВН с детьми старшего дошкольного возраста Осенний спортивный КВН с детьми старшего дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: Создать праздничное настроение у детей; предоставить детям возможность.
«Вода-водица». НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности Тема: «Вода-водица» Программные задачи ОО «Познавательное развитие»: Продолжать формировать представления о предметах ближайшего.
Конспект НОД по развитию речи в логопедической группе старшего дошкольного возраста. Цель:Закрепить знания детей о признаках зимы, познакомить с различными зимними забавами. Задачи:Формировать представлений о зиме, ознакомление.
Конспект НОД «Путешествие в лес» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Программное содержание: Обучающие задачи: 1. Расширять знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.
Экскурсия в зимний лес с детьми старшего дошкольного возраста Всем известно, что пешие прогулки имеют огромное значение для развития детей. А ходьба по лесу не только оздоравливает организм, но и приносит.
Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Мария Артемова
Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата все больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА испытывают особые образовательные потребности, обусловленные недостатками в их физическом развитии, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных образовательных условий для детей с НОДА, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребёнка в полном соответствии с его особенностями и образовательными возможностями. Одним из таких условий для дошкольников с НОДА, имеющих нарушения в развитии устной речи, является индивидуальное логопедическое сопровождение. Оно должно стать частью индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Логопедическое сопровождение ребенка с НОДА, посещающего общеобразовательный детский сад, по моему мнению, может быть представлено так.
По рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ребенок нуждается в сопровождении учителя-логопеда. Ему необходима индивидуально-ориентированная помощь в коррекции или устранении нарушений в развитии речи, в преодолении затруднений в освоении Основной общеобразовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении, с учётом его психических и физических возможностей.
Цель логопедического сопровождения – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации ребенка с НОДА для успешного усвоения образовательной программы ДОУ.
1. Выявление и коррекция нарушений в развитии речи ребенка с НОДА, интегрированного в общеобразовательное пространство.
2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении ребенком с НОДА образовательной программы ДОУ.
3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди воспитателей, обеспечивающих педагогическое сопровождение детей с НОДА в условиях инклюзивного образования.
4. Разъяснение специальных логопедических знаний среди родителей (законных представителей) дошкольника с НОДА, имеющего речевые нарушения.
Специфика логопедической работы состоит в необходимости учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка с НОДА.
Основные направления работы учителя-логопеда: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское и профилактическое.
Содержание основных направлений
Результаты логопедического обследования учитель-логопед заносит в речевую карту. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с НОДА и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с ребенком с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее уровень их сформированности.
Используется общепринятая методика диагностики устной речи детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающей программы с учетом особенностей развития обучающегося с НОДА, структуры дефекта. Учителем- логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе Программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка.
В содержание данного направления входят следующие аспекты:
— выбор оптимальных для развития ребенка с НОДА коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организация и проведение индивидуальных занятий по коррекции нарушений устной речи, а также развитию коммуникативных навыков.
Учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая последних к коррекционно- развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Активное сотрудничество педагогов с семьёй, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, формирование у них психолого-педагогической и реабилитационной компетентности, а также обучение членов семьи доступным приёмам взаимодействия с ребёнком, подбор адекватных способов и средств общения в условиях семейного воспитания являются залогом эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута, максимальной компенсации нарушений развития и успешной социализации детей с ОВЗ.
Консультативно-просветительское направление включает:
• индивидуальное консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации ребенка с НОДА, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) ребенка с НОДА, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений;
• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с НОДА в процессе реализации инклюзивной практики.
Профилактическое направление заключается в своевременном предупреждении у ребенка с НОДА возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования. Так, упорядочение представлений о звуковой стороне речи, развитие фонематического восприятия и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Характеристика уровня речевого развития ребенка
Дошкольник имеет легкие нарушения опорно-двигательного аппарата, обусловленные органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы (ДЦП).
Речь ребенка немного смазана, недостаточно разборчива. В строении артикуляционного аппарата особенностей не наблюдается. Страдает подвижность органов речевого аппарата. Движения губами выполняет достаточно точно, в заданном темпе, в полном объеме. При выполнении статического упражнения «Лопатка» отмечается беспокойство языка, поза получается не сразу, удерживается недолго, язык быстро становится напряженным. Упражнение «Маятник» выполняет неточно, в ускоренном темпе. Упражнение «Качели»вызывает затруднения: движение языка вниз неточное, поиск нужной позы. Страдают тонкие дифференцированные движения языка, переключение с одного артикуляционного движения на другое. Это свидетельствует о нарушении иннервации речевого аппарата. Из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано, нарушается динамика движения; движения становятся вялыми, замедленными, нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое, от которой зависит четкость произнесения звуков, слов. Это является следствием детского церебрального паралича (ДЦП). Кроме того, отмечается некоторая слабость воздушной струи, что тоже сказывается на качестве звучания слов и фраз.
Объем и качество словарного запаса в пределах возрастной нормы. Грамматический строй речи практически не нарушен: навыки словообразования и словоизменения сформированы достаточно.
Вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата (ДЦП) страдает мелкая моторика рук и общая моторика. Работоспособность немного снижена из-за физических недостатков. Внимание достаточно устойчивое. Сформированы пространственные представления. Средний уровень развития мыслительных операций.
Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата
Форма реализации логопедического сопровождения – индивидуальные коррекционно-развивающие занятия обучающегося с логопедом.
Перспективный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе,а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
I.Подготовительные упражнения артикуляционной гимнастики:
«Лягушата», «Заборчик», «Хоботок», «Лопатка», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Расчёска»; «Бублик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка», «Грибок»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Чистим верхние зубки», «Катушечка», «Пароход гудит», «Самолёт летит».
II. Упражнения для пальчиковой гимнастики.
«Фонарики», «Заготавливаем капусту», «Моем руки», «Месим тесто», «Печем блинчики», «Флажки», «Шарик», «Ёжик».
III. Упражнения для координации речи с движением.
IV. Дыхательные упражнения,способствующие выработке направленной сильной воздушной струи и плавному речевому выдоху:
«Сдуваем листик», «Снежинка», «Сдуем одуванчик», «Задуем свечу», «Буря в стакане», «Сильный ветер», «Футбол», «Фокус», «Фокусник», «Жабе жарко», «Охотник идет по болоту».
V. Самомассаж мышц лица, шеи, рук, в том числе с применением массажеров Су Джок.
Этап формирования произносительных умений и навыков.
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
г) развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, общей моторики, координации речи с движением.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков.
Последовательность: сонор Л; соноры Р, Р’.
Способ постановки: (по подражанию, от базовых звуков, механический, смешанный).
Параллельно ведется отработка упражнений артикуляционной гимнастики.
2).Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
3)Автоматизация каждого исправленного звука в словах:
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
4) Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи.
5). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической и монологической речи в организованной и игровой деятельности).
Этап совершенствования фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза слов
Осуществляется параллельно с коррекцией звукопроизношения. Сначала формируется умение различать смешиваемые звуки из группы сонорных на слух, а затем (после постановки и автоматизации звуков в речи)проводится произносительная дифференциация звуков в определенной последовательности: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, скороговорках, связной речи.
Предполагается следующая последовательность дифференциации смешиваемых сонорных звуков: Л’-Л, Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й’, Р-Л. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к воспитаннику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.
В ходе работы на данном этапе и на этапе автоматизации поставленных звуков формируются также фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова.
Этап развития лексико-грамматического строя и связной речи на базе правильно произносимых звуков.
В процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющегося у ребенка словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций. Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения,а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Основные направления работы:
— Лексические и грамматические упражнения.
— Нормализация просодической стороны речи.
Систематические упражнения на развитие внимания, мышления (на отработанном речевом материале).
Развитие мелкой моторики рук и общей моторики.
Упражнения для координации речи с движением
(выполняются регулярно на всех этапах коррекционно-развивающей работы):
«Хозяйка однажды с базара пришла», «Яблоня», «По ягоды», «Помощники», «Мячик мой», «Снеговик», «Маленький кролик», «Самолет», «Теплоход», «Летчик», «Маляры», «Кровельщик», «Клен», «Грядка», «Ракета», «Машины», «Гусеница».
(выполняется регулярно на всех этапах коррекционно-развивающей работы):
Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями
Проведение консультаций для воспитателей:
— «Возрастные нормы развития речи»
— «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»
Участие в разработке адаптированной образовательной программы, методических рекомендаций по обучению ребенка с НОДА. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
Совместное с воспитателем проведение работы по соблюдению в группе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с образовательными областями, развитию коммуникативных умений.
Проведение консультаций для родителей обучающегося с НОДА:
— «Причины речевых нарушений у детей»
— «Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?»
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
Речевое развитие. Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; пассивный словарь ребенка и уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрастной норме; ребенок владеет грамматически правильной речью; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса в норме. Темп и ритм речи нормальные. Ребенок различает оппозиционные звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; звуки поставлены и автоматизированы.
Развитие общей и тонкой моторики. Ребенок освоил статические и динамические упражнения пальчиковой гимнастики; заметно развитие мелкой моторики рук. Наблюдается улучшение общей моторики, координации речи с движением. Отмечается развитие моторики речевого аппарата вследствие выполнения артикуляционной гимнастики.
Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: «Волшебный цветик-семицветик». Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.
Циклограмма деятельности воспитателя. Средняя группа с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 смена: время и мероприятия воспитателя 7.00 – 8.00. Прием детей в группе. 1. Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по.
Комплексное сопровождение детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ. Характеристики программы Содержание Название образовательной программы «Мозаика», Автор (ы): Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья.
Конспект организации трудовой деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата III года обучения Вид: хозяйственно-бытовой труд Тема: «Уход за комнатными растениями» Цель: закрепление у детей навыков ухода за комнатными растениями.
Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.
Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Причины нарушений опорно-двигательного аппарата: 1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более.
Продолжение «Отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» Права детей-инвалидов на получение образования Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон.
Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка. Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка. Обследование артикуляционного аппарата. Особенности строения, функции. Упражнения.
Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.