Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Математика. 5 класс

Конспект урока

Наименьшее общее кратное (НОК)

Перечень рассматриваемых вопросов:

– разложение на простые множители;

Кратное число – это число, делящееся на данное целое число без остатка.

Простое число – это такое натуральное число, которое больше 1 и делится только на 1 и само на себя.

Составные числа – это непростые натуральные числа, большие 1.

Взаимно простые числа – это числа, которые не имеют общих простых делителей

Наименьшее общее кратное (НОК) двух натуральных чисел m и n – это наименьшее натуральное число, которое делится на m и n без остатка.

1. Никольский С. М. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. / ФГОС // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 272 с.

1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142 с.

2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ранее мы узнали, что такое кратное, ввели понятие делителя, научились находить наибольший общий делитель, а можно ли каким-либо способом найти общее кратное нескольких чисел? Оказывается, можно, этим сегодня мы и будем заниматься. Но находить не просто общее кратное нескольких чисел, а их наименьшее общее кратное – НОК.

Итак, для начала вспомним, что называется кратным. Это число, делящееся на данное натуральное число без остатка.

Теперь найдём, например, общие кратные чисел 12 и 15. Для этого выпишем все кратные чисел 12 и 15.

12 – его кратные 12, 24, 36, 48, 60, 72, 84, 96, 108, 120, …

15 – его кратные 15, 30, 45, 60, 75, 90, 105, 120, 135, …

Из представленных чисел общие кратные – это числа 60 и 120. Меньшее из них – 60. Это и есть наименьшее общее кратное чисел.

Наименьшее общее кратное (НОК) двух натуральных чисел m и n – это наименьшее натуральное число, которое делится на m и n без остатка.

Для нахождения наименьшего общего кратного двух чисел можно использовать несколько способов. Один из них мы рассмотрели на примере нахождения НОК 12 и 15. Этот способ заключается в том, что выписываются все кратные двух чисел и затем находится наименьший общий из них.

Узнаем ещё одно правило нахождения НОК.

Во-первых, разложим числа на простые множители. Далее подчеркнём одинаковые множители этих чисел. Затем перемножим общие множители одного из чисел и добавим произведение всех остальных множителей от каждого числа. Это и будет НОК заданных чисел.

Найдём НОК (15; 16). Разложим числа на простые множители:

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Видно, что из всех множителей общий лишь единица, значит, это взаимно простые числа.

НОК взаимно простых чисел – это произведение всех их множителей или произведение этих чисел.

В данном случае НОК равен 240.

Т. е. НОК любых двух простых чисел или двух соседних натуральных чисел будет равен произведению этих чисел.

Найдём НОК (10; 100). Разложим числа на простые множители:

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Выделим общие делители у этих чисел, это 2 и 5.

Умножим их, а результат умножим ещё на оставшиеся простые множители от чисел 100 и 10.

НОК (10; 100) = 2 · 5 · 2 · 5 = 100

Обратите внимание на то, что 100 делится нацело на 10, и НОК тоже равен 100. Поэтому можно сделать вывод: если одно из двух чисел делится нацело на другое, то НОК этих чисел равен большему из них.

Некоторые задачи можно решить при помощи НОК проще, чем каким-либо другим способом. Например, рассмотрим такую задачу.

Решение: чтобы решить эту задачу, нужно найти НОК (5;38).

Разложим числа на множители:

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Мы видим, что НОК (5; 38) = 5 · 38 = 190 – это будет сумма покупки за шоколад.

Теперь найдём, сколько девочка купит плиток.

Для этого сумму покупки разделим на стоимость одной плитки шоколада.

190 : 38 руб. = 5 – наименьшее количество плиток шоколада, которые сможет купить девочка.

№ 1. Какую цифру нужно подставить в число НОК (7; 2_) вместо пропуска, чтобы получить НОК = 21?

Варианты ответов: 1; 2; 3.

Решение: для решения этой задачи, надо разложить на множители оба числа, при этом вместо пропуска нужно подставить по порядку все цифры. А далее найти подходящий НОК этих чисел, равный 21.

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Из всех разложений на множители под НОК (7; 2_) = 21 подходит только число 21.

Ответ: искомая цифра – 1.

№ 2. Какой наименьшей длины должен быть рулон ткани, чтобы от него без остатка можно было отрезать куски по 3 м и 7 м?

Решение: чтобы решить эту задачу, нужно найти НОК заданных чисел, он и будет являться искомым ответом, т. е. наименьшей длиной рулона ткани.

Источник

5 класс НОД и НОК (памятка ученику)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 377

КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Памятка по математике

Для учеников 5 класса

Автор: Кудрявцева Лилия Викторовна

Наименьшим общим кратным (НОК) двух и более натуральных чисел называется наименьшее натуральное число, которое делится нацело на каждое из этих чисел.

методом перебора делителей

1. Найти делители каждого числа;

2. Найти общие делители;

3. Выбрать наибольший общий делитель.

Д (10, 15) = <1, 5>
НОД (10; 15) = 5

методом перебора кратных

1. Берем большее из чисел

3. Каждое полученное кратное проверяем делится ли оно на оставшиеся число; первое такое кратное и есть НОК.

24•1=24 (не делится на 18)

24•2=48 (не делится на 18)

через разложения на простые множители

1. Разложить числа на простые множители;

2. Подчеркнуть одинаковые простые множители в обоих числах;

3. Найти произведение одинаковых простых множителей и записать ответ.

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

НОД (48; 36) = 2 • 2 • 3 = 12

через разложения на простые множители

1. Разложить на простые множители каждое число;

2. Выписать все множители из разложения одного любого числа;

3. Добавить к ним недостающие множители из разложения другого числа;

4. Найти произведение получившихся множителей.

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

НОК (24; 60) = 2 • 2 • 3 • 5 • 2 =120

Например: НОК(4, 9)=4•9=36

Например: НОД(120, 60)=60

Например: НОК(120, 60)=120

* Взаимно простые числа – это те, у которых нет общих простых делителей. (Например: 4 и 9)

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Номер материала: ДБ-281615

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Время чтения: 2 минуты

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Математика. 5 класс

Конспект урока

Наибольший общий делитель (НОД)

Перечень рассматриваемых вопросов:

– разложение на простые множители;

Простое число – это натуральное число, которое больше 1 и делится только на 1 и само на себя.

Составные числа – это непростые натуральные числа больше 1.

Взаимно простые числа – это числа, которые не имеют общих простых делителей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Начнём наше занятие словами известной поговорки: «Учить – ум точить». Сегодня мы будем оттачивать умение находить общие делители сразу нескольких чисел.

Итак, рассмотрим два числа: 12 и 15. Выпишем все делители этих чисел. 12 – делители 1, 2, 3, 4, 6, 12.

15 – делители 1, 3, 5, 15.

Найдём общие делители этих чисел – это числа 1 и 3. Введём новое понятие – «наибольший общий делитель», который кратко обозначают НОД.

У этих чисел наибольший общий делитель равен 3.

Записывается – НОД (12; 15) = 3. НОД чисел двенадцать и пятнадцать равен трём.

Правило нахождения НОД:

Найдём НОД чисел 15 и 16.

Разложим числа на простые множители.

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Видно, что из всех множителей – общий лишь 1.

Такие числа, которые не имеют общих простых делителей, называются взаимно простыми числами. Любые два простых числа или два соседних натуральных числа будут взаимно простыми.

Разложим числа на простые множители.

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Выделим общие делители у этих чисел, это 2 и 5.

Умножим их и получим наибольший общий делитель: НОД (10; 100) = 2 · 5 = 10.

Обратите внимание на то, что 100 делится нацело на 10 и НОД тоже равен 10. Поэтому можно сделать вывод: если одно из двух чисел делится нацело на другое, то НОД этих чисел равен меньшему из них.

Найдём наибольший общий делитель трёх чисел.

Разложим числа на простые множители:

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Выделим общие делители у этих чисел, это 2 и 7.

Умножим их и получим наибольший общий делитель: НОД (42; 70; 98) = 2 · 7 = 14

Некоторые задачи можно решить при помощи НОД проще, чем каким-либо другим способом.

Например, решим такую задачу.

Для участия в соревнованиях нужно разделить 35 детей в возрасте 14 лет и 21 ребёнка в возрасте 12 лет на команды так, чтобы они состояли только из одновозрастных спортсменов. Какое наибольшее число участников одного возраста может быть в команде?

Решение: чтобы решить эту задачу нужно найти НОД (21; 35).

Разложим числа на простые множители:

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Следовательно, НОД (21; 35) = 7 – это и будет наибольшим числом участников в команде.

№ 1. Какую цифру нужно подставить в число НОД (7; 2_) вместо пропуска, чтобы получить НОД = 7?

Варианты ответов: 1, 2, 3.

Решение: разложим на множители оба числа, при этом вместо пропуска подставим по порядку все цифры. А далее найдём подходящий НОД этих чисел, равный 7. Получим следующее разложение:

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Из всех разложений на множители под НОД (7; 2) = 7 подходит только число 21.

Ответ: искомая цифра – 1.

№ 2. В продуктовых наборах должно быть одинаковое количество груш и апельсинов. Всего приготовили 120 груш и 126 апельсинов. В какое наибольшее количество наборов можно разложить их поровну?

Решение: чтобы решить эту задачу, нужно найти НОД заданных чисел, он и будет являться искомым ответом, т. е. наибольшим количеством наборов при равном разложении фруктов.

Источник

Наибольший общий делитель (НОД), свойства и формулы

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие наибольшего общего делителя

Начнем с самого начала и вспомним, что такое общий делитель. У целого числа может быть несколько делителей. А сейчас нам особенно интересно, как обращаться с делителями сразу нескольких целых чисел.

Делитель натурального числа — это такое натуральное число, которое делит данное число без остатка. Если у натурального числа больше двух делителей, его называют составным.

Если b — делитель целого числа a, которое не равно нулю, то модуль числа b не может быть больше модуля числа a. Значит любое число, не равное 0, имеет конечное число делителей.

Наибольшим общим делителем двух чисел a и b называется наибольшее число, на которое a и b делятся без остатка. Для записи может использоваться аббревиатура НОД. Для двух чисел можно записать вот так: НОД (a, b).

Проверить результаты вычислений можно с помощью онлайн-калькулятора НОД и НОК.

Наибольшим общим делителем трех чисел и более будет самое большое целое число, которое будет делить все эти числа одновременно.

Взаимно простые числа — это натуральные числа, у которых только один общий делитель — единица. Их НОД равен 1.

Помимо НОД есть еще и НОК, что расшифровывается, как наименьшее общее кратное и означает наименьшее число, которое делится на каждое из исходных чисел без остатка.

Еще один пример. Рассчитаем НОД для 28 и 64.

Д (64) = 2 * 2 * 2 * 2 * 2 * 2

НОД (28; 64) = 2 * 2 = 4

Ответ: НОД (28; 64) = 4

Оформить поиск НОД можно в строчку, как мы сделали выше или в столбик, как на картинке.

Свойства наибольшего общего делителя

У наибольшего общего делителя есть ряд определенных свойств. Опишем их в виде теорем и сразу приведем доказательства.

Важно! Все свойства НОД будем формулировать для положительных целых чисел, при этом будем рассматривать делители только больше нуля.

Свойство 1. Наибольший общий делитель чисел а и b равен наибольшему общему делителю чисел b и а, то есть НОД (a, b) = НОД (b, a). Перемена мест чисел не влияет на конечный результат.

Доказывать свойство не имеет смысла, так как оно напрямую исходит из самого определения НОД.

Свойство 2. Если а делится на b, то множество общих делителей чисел а и b совпадает со множеством делителей числа b, поэтому НОД (a, b) = b.

Доказательство

Любой общий делитель чисел а и b является делителем каждого из этих чисел, в том числе и числа b. Так как а кратно b, то любой делитель числа b является делителем и числа а, благодаря свойствам делимости. Из этого следует, что любой делитель числа b является общим делителем чисел а и b.

Значит, если а делится на b, то совокупность делителей чисел а и b совпадает с совокупностью делителей одного числа b. А так как наибольшим делителем числа b является само число b, то наибольший общий делитель чисела и b также равен b, то есть НОД (а, b) = b.

В частности, если a = b, то НОД (a, b) = НОД (a, a) = НОД (b, b) = a = b.

Доказанное свойство наибольшего делителя можно использовать, чтобы найти НОД двух чисел, когда одно из них делится на другое. При этом НОД равен одному из этих чисел, на которое делится другое число.

Свойство 3. Если a = bq + c, где а, b, с и q — целые числа, то множество общих делителей чисел а и b совпадает со множеством общих делителей чисел b и с. Равенство НОД (a, b) = НОД (b, c) справедливо.

Доказательство

Существует равенство a = bq + c, значит всякий общий делитель чисел а и b делит также и с, исходя из свойств делимости. По этой же причине, всякий общий делитель чисел b и с делит а. Поэтому совокупность общих делителей чисел а и b совпадает с совокупностью общих делителей чисел b и c.

Поэтому должны совпадать и наибольшие из этих общих делителей, и равенство НОД (a, b) = НОД (b, c) можно считать справедливым.

Свойство 4. Если m — любое натуральное число, то НОД (mа, mb) = m * НОД(а, b).

Доказательство

Если умножить на m обе стороны каждого из равенств алгоритма Евклида, то получим, что НОД (mа, mb)= mr, где r — это НОД (а, b). На этом свойстве наибольшего общего делителя основан поиск НОД с помощью разложения на простые множители.

Свойство 5. Пусть р — любой общий делитель чисел а и b, тогда НОД (а : p, b : p) = НОД (а, b) : p. А именно, если p = НОД (a, b) имеем НОД (a : НОД (a, b), b: НОД (a, b)) = 1, то есть, числа a : НОД (a, b) и b : НОД (a, b) — взаимно простые.

Так как a = p(a : p) и b = p(b : p), и в силу предыдущего свойства, мы можем записать цепочку равенств вида НОД (a, b) = НОД (p(a : p), p(b : p)) = p * НОД (a : p, b : p), откуда и следует доказываемое равенство.

Способы нахождения наибольшего общего делителя

Найти наибольший общий делитель можно двумя способами. Рассмотрим оба, чтобы при решении задач выбирать самую оптимальную последовательность действий.

1. Разложение на множители

Чтобы найти НОД нескольких чисел, достаточно разложить их на простые множители и перемножить между собой общие множители для всех чисел.

Пример 1. Найти НОД (84, 90).

Ответ: НОД (84, 90) = 6.

Пример 2. Найти НОД (15, 28).

Ответ: НОД (15, 28) = 1.

Пример 3. Найти НОД для 24 и 18.

Ответ: НОД (24, 18) = 6

2. Алгоритм Евклида

Способ Евклида помогает найти НОД через последовательное деление. Сначала посмотрим, как работает этот способ с двумя числами, а затем применим его к трем и более.

Алгоритм Евклида заключается в следующем: если большее из двух чисел делится на меньшее — наименьшее число и будет их наибольшим общим делителем. Использовать метод Евклида можно легко по формуле нахождения наибольшего общего делителя.

Формула НОД: НОД (a, b) = НОД (b, с), где с — остаток от деления a на b.

Пример 1. Найти НОД для 24 и 8.

Так как 24 делится на 8 и 8 тоже делится на 8, значит, 8 — общий делитель этих чисел. Этот делитель является наибольшим, потому что 8 не может делиться ни на какое число, большее его самого. Поэтому: НОД (24, 8) = 8.

В остальных случаях для нахождения наибольшего общего делителя двух чисел нужно соблюдать такой порядок действий:

Пример 2. Найти наибольший общий делитель чисел 140 и 96:

Последний делитель равен 4 — это значит: НОД (140, 96) = 4.

Ответ: НОД (140, 96) = 4

Пошаговое деление можно записать столбиком:

Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Смотреть картинку Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Картинка про Что такое нод в математике 5 класс петерсон. Фото Что такое нод в математике 5 класс петерсон

Чтобы найти наибольший общий делитель трех и более чисел, делаем в такой последовательности:

Знакомство с темой наибольшего общего делителя начинается в 5 классе с теории и закрепляется в 6 классе на практике. В этой статье мы узнали все основные определения, свойства и их доказательства, а также как найти НОД.

Источник

Урок по математике в 5-м классе по теме: «Делители и кратные»

Разделы: Математика

Программа: “Школа 2000…”, авторы Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон.

Тема урока. Делители и кратные.

Тип урока. “Открытие” нового знания.

Учитель: Добрый день, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите дату, “Классная работа” и оставьте место, чтобы позже вписать тему нашего урока.

А для того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, начнем с разминки.

Учитель: Что интересного записано на доске?

Учитель: Чем похожи эти уравнения?

Ученик: Одинаковое делимое, неизвестное – делитель числа 15. Необходимо выслушать разные варианты ответов детей).

Учитель: А теперь давайте найдем делители числа 15. Решим первое уравнение в тетрадях.

Учитель: Хорошо. А остальные давайте решим устно. (Учащиеся по одному проговаривают, а учитель пишет ответы на доске).

Учитель: Почему не можете найти c в последнем уравнении?

Ученик: Не делится без остатка.

Учитель: Вспомните определение делителя.

Ученик: Делитель – это число, на которое делится данное число без остатка.

Учитель: Сколько делителей числа 15 мы нашли?

Ученик: Четыре.

Учитель: А еще можете назвать?

Ученик: Нет.

Учитель: А знаете, как записать все делители числа 15 на математическом языке?

(Выслушать разные варианты детей).

Учитель: А теперь запишите делители в порядке убывания. (Один ученик – на доске).

Учитель: Хорошо. Назовите мне сейчас делители числа 20. (Дети называют в любом порядке, учитель записывает их на доске).

Учитель: Запишите их сейчас на математическом языке, располагая в порядке убывания.

(Одного ученика можно вызвать к закрытой части доски или заранее заготовить верную запись: Д(20) = ).

Учитель: Посмотрите внимательно, что мы получили. Что интересного можно заметить?

Ученик: Есть общие делители, наибольшее и наименьшее число.

Учитель: Попробуйте сделать вывод.

Ученик: Самый наименьший делитель любого числа – это 1, а наибольший – само число.

Учитель: А я еще кое – что заметила. Есть парные делители. Как вы думаете, что значит и найдите их.

Ученик: Произведение парных делителей равно самому числу. (Учащиеся приводят примеры парных делителей).

Учитель: А теперь назовите общие делители. Давайте попробуем записать на математическом языке. (Дети предлагают, а учитель записывает на доске и появляется запись: Д(15; 20) = ).

Учитель: Хорошо. Молодцы.

Учитель: А сейчас посмотрите на следующие интересные записи.

Учитель: Что интересного заметили?

Ученик: Числа делятся на 3, неизвестно делимое.

Учитель: Найдите неизвестное делимое первого уравнения в тетрадях. (Один ученик с места диктует с полным объяснением правил нахождения компонентов).

Учитель: Остальные решаем устно. (Дети по одному говорят, учитель пишет ответы на доске).

Учитель: Итак, мы решили все уравнения. А как по – другому называется делимое кто-нибудь помнит? Шепните мне на ушко. А кто не вспомнил – для вас это тайна. И чтобы открыть эту тайну нам придется потрудиться: расположите ответы в порядке возрастания. (Дети пишут в тетрадях, затем спросить у нескольких человек).

Учитель: Так как же называется делимое по-другому?

Ученик: Кратное.

Учитель: Итак, мы нашли кратные числа 3. Попробуйте дать определение кратного.

Ученик: Кратное – это число, которое делится на данное число.

Учитель: А можно еще записать кратные для числа 3?

Ученик: Да.

Учитель: Сколько?

Ученик: Много.

Учитель: Давайте запишем на математическом языке. (Учитель пишет на доске, а дети – в тетрадях : К(3) = ).

Учитель: Посмотрите внимательно и скажите, как получено каждое следующее число?

Ученик: Увеличивается на 3.

Учитель: А сейчас запишите кратные числа 6. (Один человек работает на закрытой части доски или заготовить верный результат заранее К(6) = )

Учитель: А что можете здесь интересного заметить?

Ученик: Наибольшего числа нет, а наименьшее равно самому числу.

Учитель: Кто попробует записать общие кратные? (Вызвать одного ученика к доске записать общие кратные: К(6; 3) = ).

Учитель: Итак, с какими понятиями мы сегодня работали?

Ученик: Делители, кратные, общие делители, общие кратные.

Учитель: Так какую же тему урока мы должны записать?

Ученик: Делители и кратные.

Учитель: Запишите ее в оставленной строке. (Учащиеся вписывают тему урока в тетрадях).

Учитель: Мы с вами вместе поработали, а сейчас давайте посмотрим, что вы усвоили. Вам предстоит самостоятельно выполнить задания.

На доске выписаны задания:

(Можно организовать работу с копиркой, можно заранее заготовить верные ответы (эталон), можно попросить двух учащихся поработать с закрытой частью доски. Затем дети сами проверяют результаты, находят ошибки).

Учитель: Молодцы. Вы сейчас сами поработали и давайте посмотрим, у кого не допущено ни одной ошибки. (Дети поднимают руки). Поставьте себе “5”. У кого допущена одна ошибка? Поставьте себе “4”.

Учитель: Давайте подведем итог. Что нового узнали на уроке? (Выслушать разные ответы учащихся). Кто еще над чем должен поработать?

Учитель: А сейчас запишем домашнее задание: п.1, стр.89; № 401 (1), № 402 (1), № 409 (а).

Учитель: Молодцы. Спасибо за работу на уроке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *