Что такое ноэль в библии
НОЭЛЬ
Смотреть что такое «НОЭЛЬ» в других словарях:
Ноэль — Ноэль (фр. Noël «рождество») французское имя (в ж.р. Noëlle), фамилия. Содержание 1 Персоналии 1.1 Имя 1.2 Псевдоним … Википедия
Ноэль — Ф. (XVIII в.) Французский монах бенедиктинец. Афоризмы, цитаты • Из всех недугов ума ревность есть тот, пищею которому служит наибольшее число вещей, а лекарством наименьшее. (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.»… … Сводная энциклопедия афоризмов
ноэль — сказка Словарь русских синонимов. ноэль сущ., кол во синонимов: 1 • сказка (37) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ноэль — I. НОЭЛЬ * noël m. 1. Рождество. Мы нашли радушного хозяина, который старался всячески развлекать и забыть, что такое скука, сменяя одно развлечение другим и таская нас по всем увеселениям, какие давало специальное оживленное время Noël. И. Янжул … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Ноэль — (Альфонс Леон Noël, 1807 1879) французский рисовальщик на камне, ученик бар. Гро и Эрсана в Париже. Им исполнено больше тысячи ли рафий, в том числе 600 портретов (короля Людовика Филиппа, Наполеона III, английской королевы Виктории, бельгийского … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ноэль — НОЭ´ЛЬ (франц. noël осн. знач. рождество, от лат. natalis день рождения) французская народная сатирическая песенка, в которой обычно пародируется евангельская легенда о волхвах; исполняется на мотив рождественской молитвы. Французская строфа Н.… … Поэтический словарь
ноэль — но эль, я (лит.) … Русский орфографический словарь
ноэль — (от франц. noel рождество) сатирическое стихотворение с особой композицией строфы. Рубрика: роды и жанры литературы Род: лирические жанры Прочие ассоциативные связи: сатира Пример: А. Пушкин. Сказки Читал свои ноэли Пушкин. (А.С. Пушкин.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Ноэль — ♦ (ENG Noel) (фр. от лат. natalis день рождения) рождество или рождественский период. Также рождественская песня или гимн … Вестминстерский словарь теологических терминов
Значение слова ноэль
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
(от франц. noel — рождество) — сатирическое стихотворение с особой композицией строфы.
Рб: роды и жанры литературы
Род: лирические жанры
Пример: А. Пушкин. «Сказки»
«Читал свои ноэли Пушкин. » (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»).
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Разновидность стихотворной формы сатирического плана по образцу рождественских песен Франции.
* ► Тут [Лунин] дерзко предлагал свои решительные меры И вдохновенно бормотал. Читал свои ноэли Пушкин. // Пушкин. Евгений Онегин // *
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG Noel)
Энциклопедический словарь
(Noel) Бернар (р. 1930), французский поэт, историк, литературный и художественный критик. Сборники стихов «Части тела» (1972), «Лик молчания» (1967), «Провал времен» (1994). Романы «Первые слова» (1973), «Роман об Адаме и Еве» (1996). Книга эссе «Место знаков» (1971).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(Альфонс Леон Noël, 1807—1879) — французский рисовальщик на камне, ученик бар. Гро и Эрсана в Париже. Им исполнено больше тысячи ли рафий, в том числе 600 портретов (короля Людовика-Филиппа, Наполеона III, английской королевы Виктории, бельгийского короля Леопольда I, А. Дюма-отца, Беранже, Шуберта, Листа и др.), ряд снимков с знаменитых картин дрезденской галереи, а также с произведений Делорма, Рокплана, Дюбюфа, Овербека, Винтергалтера, Вендемана, Л. Конье и др.
Сыновья Ноя: Сим, Хам, Иафет. Шестнадцать внуков Ноя.
Истории великих империй прошлого: Египет, Ассирия, Вавилон и Персия — прочно связана с библейскими персонажами, имеющими прямое отношение к сыновьям Ноя.
Светская история предоставляет множество свидетельств того, что люди, выжившие после Ноевого Потопа, были реальными историческими персонажами, и их имена неизгладимо отпечатались на многих событиях и вещах древнего мира. Когда Ной и его семья вышли из Ковчега, они были единственными людьми на Земле. Именно три сына Ноя — Сим, Хам, Иафет и их жены были теми людьми, которым предстояло через своих потомков заново заселить землю после Потопа.
В 10 главе книги Бытие говорится о 16 внуках Ноя. Бог оставил нам достаточно доказательств того, что эти внуки Ноя действительно жили, что их библейские имена являются их настоящими именами, и что после Вавилонского рассеивания (Бытие 11) их потомки распространились по земле и дали начало разным народам древнего мира. Первые поколения людей после Потопа жили долго, некоторые из них пережили своих детей, внуков и даже правнуков. Это их сильно выделяло.
Они были главами родовых кланов, которые росли и становились в соответствующих регионах большими группам населения. Произошло вот что:
Все это означает, что свидетельства истории сохранились таким образом, что их просто невозможно утратить, а человеческую изобретательность нельзя просто стереть. Давайте более подробно рассмотрим эти свидетельства.
Семь сыновей Иафета
«Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма»
Первым внуком Ноя, упомянутым в Писании, был Гомер. Он был прародителем Киммерийцев, которые изначально селились на берегах Каспийского моря. Иезекииль писал, что потомки Гомера, а также потомки Фогармы (сын Гомера), проживали в северных пределах (Иез. 38:6). В современной Турции есть область, которая во времена Нового Завета называлась Галатия. Еврейский историк Иосиф Флавий писал, что люди, которые в его время (93 год н.э.) назывались Галатами или Галлами, раньше назывались Гомеритами.1
Они переселились на запад в область, которая теперь называется Францией и Испанией. На протяжении многих столетий Франция называлась Галлией, по имени потомков Гомера. Северо-западная Испания и по сей день называется Галисией.
Некоторые из Гомеритов переселились дальше, в область, которая теперь называется Уэльсом. Историк Дейвис сообщает о традиционном уэльском веровании в то, что потомки Гомера «прибыли в землю Британского острова из Франции, примерно через 300 лет после Потопа».2 Он также пишет, что уэльский язык называется Гомераг (по имени их предка Гомера).
Другие члены кланов оседали в областях по пути расселения, включая Армению. Сыновьями Гомера были «Аскеназ, и Рифат, и Тогарма» (Бытие 10:3). Британская энциклопедияговорит, что Армяне традиционно считают себя потомками Тогармы и Аскеназа.3
Пределы древней Армении простирались на территорию Турции. Название Турции, вероятно, произошло от имени Тогарма. Другие переселились в Германию. Ашкеназ— так называется Германия на иврите.
Следующий внук, о котором упоминает Писание — Магог. Как утверждает Иезекииль, потомки Магога жили в северных землях(Иез. 38:15, 39:2). Иосиф Флавий пишет, что те, кого он называет Магогитянами, греки называли Скифами.1Согласно Британской энциклопедии, древнее название области, которая сегодня включает часть Румыниии Украины, было Скифия.4
Следующий внук — Мадай. Вместе с Эламом, сыном Сима, Мадай является предком современных Иранцев. Иосиф Флавий говорит, что Греки называли потомков Мадая Мидянами.1Каждый раз, когда в Старом Завете упоминаются Мидяне используется древнееврейское слово Мадай (медай). После времени правления царя Кира, Мидяне всегда упоминаются (за исключением одного раза) вместе с Персами. Эти два народа стали одним царством, в котором правил один закон — «закон Мидян и Персов»(Дан. 6:8, 12, 15). Позднее они просто называлисьПерсами. С 1935 года их стали называть в соответствии с названием их страны — Иранцами. Мидяне также «поселились в Индии».5
Иаван— древнееврейское название Греции. Названия Греция, Гресия или Греки встречаются в Старом Завете пять раз, и всегда в форме древнееврейского слова Javan(Иаван). Даниил говорит о «царе Греции» (Даниил 8:21), что буквально означает «царь Иавана». Сыновей Иавана звали: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим(Бытие 10:4). Все они имели родственные связи с Греческим народом. Эолийцы (древний Греческий народ) получили свое название от имени внука Иафета Елиса. Таршиш или Тарсус был расположен в области под названием Киликия (современная Турция).
В Британской энциклопедииговорится, что Киттим — это библейское название Кипра.6Греки поклонялись Юпитеру под именем Юпитер Доденеус, который получил свое имя от четвертого сына Иавана (Додадим). Название же Юпитер произошло от имени Иафет. Его оракул находился в городе Додона.
Следующий внук — Тубал. Иезекииль упоминает о нем вместе с Гогом и Мешехом (Иезекииль 39:1). Тиглат-паласар I, царь Ассирии, правящий примерно в 1100 году до н.э., называет потомков этого внука Табали. Иосиф Флавий назвал их Тобелитами, которые позднее стали известны как Иберы.1
«Во времена Иосифа Флавия Римляне называли эту территорию Иберией. Иберия находилась там, где сегодня находится Грузия, столица которой и до сегодняшнего дня носит имя Тубала — Тбилиси. Отсюда, перейдя через Кавказские горы, народ двинулся дальше на северо-восток, назвав реку Тобол именем их племени, а отсюда и название известного города Тобольск»7
Мешех— имя следующего внука Ноя, является древним названием города Москва. Москваявляется как столицей России, так и областью, которая окружает этот город. Один из географических районов, Мещерская низменность, до сегодняшнего дня называется по имени Мешеха, практически не претерпев изменений на протяжении столетий.
Согласно Иосифу Флавию, потомки Фирасаназывались тирянами. Греки изменили их название, и они стали называться Фракийцами.1Фракия тянулась от Македониина юге и до реки Дунай на севере и до Черного моря на востоке. К этой области принадлежали территории известной нам Югославии. Во Всемирной энциклопедии говорится: «Народ Фракии представлял собой жестоких индоевропецев, которые любили воевать и заниматься мародерством».8Потомки Фираса поклонялись ему под именем Турас, то есть Тор — бог грома.
Четыре сына Хама
Далее следуют четыре сына Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан (Бытие 10:6). Потомки Хама в основном заселяли юго-западную часть Азии и Африки. В Библии часто говорится об Африке, как о земле Хама (Пс 104:23, 27; 105:22).
Имя Ноевого внука Хуша— древнееврейское слово, обозначающее древнюю Эфиопию. Слово Эфиопия в Библии — всегда, без исключений, перевод еврейского слова Хуш. Иосиф Флавий, который называет их Хус, писал, что «даже в наши дни сами эфиопы называют себя хусейнами (хусейцами), как называют их и жители Азии».9
Следующий внук Ноя — Мицраим. Мицраим— это древнееврейское название Египта. Название Египет сотни раз встречается в Старом Завете и (за исключением одного раза) всегда это перевод слова Мицраим. Например, в месте погребения Иакова Хананеи увидели плач Египтян и назвали это место Абель Мицраим, что означает плач Египтян (Бытие 50:11).
Истории великих империй прошлого: Египет, Ассирия, Вавилон и Персия — прочно связана с библейскими персонажами, имеющими прямое отношение к сыновьям Ноя. Происхождение большинства племен и народов можно проследить до сыновей Ноя — и это легко проверить, исследовав их генеалогическое древо.
Фут— имя следующего внука — древнееврейское названием Ливии. Это древнее название встречается в Старом Завете трижды. Древняя река Фут находилась в Ливии. Ко времени, когда жил Даниил, название было изменено на Ливию. Иосиф Флавий говорит: «Фут населил Ливию и назвал по себе жителей страны Футийцами».9
Ханаан— следующий внук Ноя — древнееврейское название территории, которая позднее была названа Римлянами Палестина, т.е. современная территория Израиля и Иордана. Стоит сказать несколько слов о потомках Хама (Бытие 10:14-18). Ими были: Филистей, который, несомненно, является предком Филистимлян (от которого произошло названием Палестины), Сидон, основатель древнего города, названного в его честь, и Хетт — родоначальник древней Хеттской империи.
Также о Ханаане говорится в Бытие 10:15-18как о прародителе Иевусеев (Иевус — это древнее название Иерусалима — Судей 19:10), Аморреев, Гергесеев, Евеев, Аркеев, Синеев, Арвадеев, Цемареев и Химафитов — древних народов, которые населяли землю Ханаан. Наиболее известным потомком Хама был Нимрод, основатель Вавилона, а также Эреха, Аккада и Халне в земле Сеннаар (Вавилония).
Пять сыновей Сима
И, наконец, сыновья Сима: Элам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам (Бытие 10:22). Элам— это древнее название Персии, которая сама является древним названием Ирана. До времен правления царя Кира народ, живший здесь, назывался Эламитами, они даже несколько раз упоминаются под таким названием в Новом Завете. В книге Деяния 2:9, Евреи из Персии, которые присутствовали в День Пятидесятницы, упоминаются, как Эламиты. Таким образом, персы являются потомками, как Элама, сына Сима, так и Мадая — сына Иафета (смотрите выше).
Начиная с 1930-х годов, они называют свою землю Иран. Очень интересно отметить, что слово «ариец», которое так очаровывало Адольфа Гитлера, является формой слова «Иран». Гитлер хотел создать чистую арийскую «расу, состоящую из суперлюдей. Но сам термин «ариец» обозначает смешанная линия Семитов и Иафетитов!
Ассур— это древнееврейское слово обозначает Ассирия. Ассирия была одной из великих древних империй. Каждый раз, когда в Старом Завете встречаются слова Ассирия или Ассирийский, они переводятся от слова Ассур. Ассур был одним из первых людей, кого обожествили и кому поклонялись его собственные потомки.
«На протяжении всего существования Ассирии, т.е. до 612 г. до Р.Х., сводки сражений, дипломатических и внешних отношений зачитывали вслух, обращаясь к изображению Ассура; все ассирийские цари полагали, что носят свою корону только лишь с божественного дозволения духа Ассура»10
Арфаксад был прародителем Халдеев. Этот факт «подтверждается Хурритскими (Нузи) скрижалями, где его имя выглядит как Арипхурра— основатель Халдеи».11 Его потомок, Евер, передал свое имя Еврейскому народу через линию Евер-Фалек-Рагав-Серух-Нахор-Фарра-Аврам (Бытие 11:16-26).
У другого сына Евера — Иоктана — было 13 сыновей (Бытие 10:26_30), все из которых поселились в Аравии.12 Лудбыл предком Лидийцев. Лидия находилась там, где сегодня расположена Западная Турция. Древней столицей Лидии был город Сардис. Одна из семи церквей Азии была расположена в Сардисе (Откр 3:1).
Арам— древнееврейское название Сирии. Каждый раз, как в Старом Завете встречается слово Сирия, знайте, это слово переведено со слова Арам. Сирийцы называют себя Арамейцами, а их язык называется Арамейским. До времен распространения Греческой империи, Арамейский язык был международным языком (4 Царств 18:26 и далее). Когда Иисус висел пригвожденный к кресту и произносил слова: «Элои, Элои, лама савахфани» (Марка 15:34),13 Он говорил на Арамейском языке — языке основной массы людей.
Заключение
Мы лишь вкратце поговорили о 16 внуках Ноя,14 но сказанного вполне достаточно, чтобы показать, что все эти люди и в самом деле жили, что они были именно теми, кем их называет Библия, и что они и их потомки являются реальными узнаваемыми персонажами на страницах истории. Библия не только не является собранием мифов и легенд, а является единственным ключом к истории самых ранних эпох нашего мира.
ПРОКЛЯТИЕ ХАМА
Ной начал обустраивать жизнь семьи в новом мире. Началась обыденная жизнь, с ее заботами и трудностями.
Сим, Хам и Иафет. Художник Джеймс Тиссо
Согласно наиболее принятому толкованию, имя «Сим» значит «Имя, слава, знак, помета», отсюда – вообще «имя»;
имя «Хам», значит «горячий, жгучий, черный, темный, смуглый»;
имя «Иафет» означает «распространение, распространит (Бог)».
Хам родился за 100 лет до Всемирного Потопа, от которого он вместе с женой, отцом и братьями спасся в ковчеге.
Согласно Библии Хам повел себя, прямо сказать, неблагопристойным образом во время случая, произошедшего с отцом его Ноем.
А произошло следующее:
После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник.
«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. «
Следует отметить, что допотопное человечество было знакомо с виноградом, но совершенно не было знакомо с употреблением вина.
Удивительное свойство виноградной лозы, впитывающей воду своими корнями и солнечный свет своими листьями, и превращающее их в сок своих плодов. Вино получается из виноградного сока естественным брожением, достигая при этом крепости около 12 градусов. Естественным означает, что если виноградный сок какое-то время постоит на солнышке, он начнет бродить, превращаясь в вино.
Мы знаем, что «Ной был человек праведный и непорочный», и опьянение, вызванное употреблением вина или перебродившего сока, явилось полной неожиданностью для самого Ноя. Легко могло случиться, что он, не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем бы это следовало, и захмелел.
Все бы ничего, но случилось так, что в шатер зашел сын Ноя Хам.
А он в это время зашел в шатер и увидел отца своего, скажем так, в неприглядном виде.
Есть предположение, что в шатер сначала забежал Ханаан, внук Ноя и сын Хама, который и сообщил об увиденном отцу своему.
Пишет об этом и святитель Филарет: «Ханаан. первый увидел наготу своего деда и сказал об том отцу своему».
Принято считать, что Хам не промолчал и не скрыл увиденное, а посмеялся над спящим отцом, рассказывая братьям про наготу отца своего.
Можно предположить, что рассказ Хама братьям вряд ли был очень лестным для Ноя. Скорее всего, он содержал насмешку, но никаких подробностей нам Библейские тексты не сообщают.
Ной делает вино. Хамов грех. Мозаика
А Хамом двигало не любовь и уважение к отцу своему, а желание унизить отца в глазах других.
Если бы это были любовь и уважение, не промолчать ли надо было? Будь его сердце чистым, любящим, лишённым зависти, не принес ли бы он тайно от других покрывало, чтобы скрыть наготу того, кого любил и уважал, от глаз братьев своих, чтобы и они неожиданно не оказались в неправильной ситуации, в которой он сам оказался?
Ной проклинает Хама. Художник Гюстав Доре
Поступок Хама привел к серьезнейшим (для дальнейшей истории человечества ) последствиям.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».
Хам зовет братьев. Мозаика. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XI в.
Мы знаем, что общество в те времена было патриархальным. Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, как хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб.
Ной проклинает Хама. Художник И.Ксенофонтов
Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям имело пророчествующее и решающее значение для судьбы их потомков. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Сим благословлен как представитель истинного благочестия, а Иафету предсказано необычайное распространение на земле, и обоим им Ханаан отдан в рабство.
Фреска «Опьянение Ноя». Сикстинская капелла. Италия. Микеланджело Буонаротти (1475-1564)
В своём пророчестве Ной почему-то не сказал «проклят Хам». Хотя именно Хам повёл себя недостойным образом. Ной перенёс проклятие на сына Хама и своего внука – Ханаана. Святые отцы позже объясняли, что наложив проклятие не на Хама, а на его первенца Ханаана, Ной избавляет от наследования проклятия всех остальных сыновей Хама, которых у него было четыре: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан, а также избегает налагать проклятие на того, кто в числе прочих вышедших из ковчега сподобился получить благословение Божие.
Фреска «Опьянение Ноя». Сикстинская капелла. Италия. Микеланджело Буонаротти (1475-1564)
. И оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт.11:9)
Джером Сабле. Опьянение Ноя
Следует сказать, что потомки Ханаана были умерщвлены и обращены в рабство евреями при Иисусе Навине, во время завоевания им земли обетованной (Нав. 9:23). Не раз и еще, в особенности при Давиде и Соломоне, хананеи испытали на себе тяжелую руку потомков Сима и послужили им (3Цар. 9:20–21). А другие отрасли хамитов – финикияне и в особенности ефиопляне были покорены племенами Иафета – персами, греками и римлянами. Так что пророчество Ноя сбылось полностью.
Расселение потомков Хама, согласно европейской средневековой карте
Среди более отдаленных потомков Хама были жители Ниневии, так раздражившей Господа своими грехами, что он послал к ним пророка Иону с грозным предупреждением. Были филистимляне, из среды которых вышел, кстати, великан Голиаф, побежденный будущим царем Давидом и сделавшийся с тех пор олицетворением какого-то огромного и с виду неодолимого зла. Населяли хамиты и города Содом и Гоморру, тоже ставшие впоследствии именами нарицательными, обозначающими крайние степени порока.
О фильме «Ной», или в чем заключается грех Хама.
16.04.2014 10:29:37
Протоиерей Олег Стеняев
Оказывается, что все мы семиты! Это главная составляющая сюжета фильма американского режиссера, Даррена Аронофски.
Оказывается что только Сим из сыновей Ноя, вошел в ковчег вместе со своею женою.
Двум другим сыновьям Ноя повезло меньше.
Но у жены Сима в ковчеге рождается двойня? А это значит что род человеческий будет продолжен, и именно от детей Сима.
Но самое интересное далее! Оказывается что Ной не провозвестник возможного спасения в ковчеге, который (ковчег) в христианской традиции является прообразом Церкви. Напротив! Он (Ной) очень агрессивно противостоит любым попыткам прорваться в ковчег со стороны не членов его семьи.
Конечно, к библейскому Ною сюжет фильма никакого отношения не имеет, и если бы не прекрасная игра Расселя Кроули, то я считал бы что вечерь провел в кино напрасно.
Теперь обратимся к самому библейскому тексту рассказывающему о событиях Всемирного Потопа, и к подлинною историю библейского Ноя:
«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 9-12).
Итак, мы с вами прочитали, что «Ной ходил пред Богом». А что это значит? Дословный перевод получится: Ной ходил с Богом, то есть он как бы опирался на Бога – самостоятельно он не смог бы выжить в той ситуации! Ной ходил туда, куда его направлял Господь, поэтому правильнее сказать, что Ной ходил вслед за Богом: куда Господь ему указывал, туда он и шел.
Был ли Ной человеком праведным и непорочным с точки зрения христианской веры? Достаточно сложный вопрос. Потому что сказано, что он «был человек праведный и непорочный в роде своем». Вот эта добавка: «в роде своем» подсказывает нам, что, живи Ной в другое время, – возможно, он считался бы грешником. Но вот в роде своем, в своем поколении он был лучший человек. Более благочестивого человека не было. А живи он во дни Моисея, Авраама, Исаака и Иакова – может быть, отношение к нему было бы совсем иное. Но можно понять эти слова: «в роде своем» и иначе: даже в таком роде, в такие времена он оставался праведным и это будет уже другая характеристика Ною.
Это связано с тем, что целое поколение людей развратилось, и сохранить праведность и непорочность было очень сложно. Еврейское слово «праведный» – «цадик», это означает – «цельный человек». Так как слово «цадик» и слово «цдака» («милостыня») сходны, то праведник, прежде всего, тот, кто дает, жертвует, одалживает, то есть живет более интересами других, чем своими собственными, и прежде всего отдает всю свою жизнь на служение Богу. Но в любом случае, это выражение: «в роде своем» – как-то оттеняет все вышесказанное о Ное.
Имя Ной – означает «утешение». «Ноах» – «тот, кто утешит в печали». Его отец Ламех, что значит «слабость», дал ему такое имя, потому что кризис наступил уже повсеместный. Сначала нравственный кризис завладел каинитами (нечестивыми потомками Каина), потом этот процесс перекидывается и на сифитов (потомков праведного Сифа), случается даже совпадение имен этих линий. И Ламех, отец Ноя, возлагает на него свою надежду. И дает ему имя, которое, так же, является духовной характеристикой.
Святые отцы считали, что тогда имена давались в пророческом озарении, имя означало духовную характеристику человека.
И вот у Ноя рождается три сына: Сим, Хам и Иафет. Имя Сим – по-еврейски «Шем» – переводится как «тот, кто прославил свое имя». И действительно, от Сима происходит весь еврейский народ: это плеяда Божиих пророков, и апостолов Иисуса Христа, имена которых знают по всему миру. И от Сима – через Авраама и Агарь – происходит и весь арабский мир.
Другой сын Ноя – это Хам. Сыновья Ноя – это родоначальники человеческих рас, и нам очень важно понять их расовые характеристики. «Хам» – означает «жар», «горячность», «страсть». От Хама произошли негроиды.
И третий сын Ноя, очень важная для нас персона, Иафет, «Йефет» по-еврейски. Это имя означает «красота» и происходит от слова «яфе» – «красивый». Также оно обозначает «распространение», «расширение», от глагола «пота» – «давать простор».
И действительно, от Иафета происходят европейские народы так называемой индоарийской группы. Эти народы самые распространенные во всем мире, все Западное полушарие – это потомки Иафета (Северная и Южная Америка), вся Европа. Если вы откроете «Повесть временных лет» Нестора, то Нестор пишет, что славяне – от Иафета. И действительно, те цивилизации, которые были созданы иафетянами, это античные цивилизации Греции, Рима, это был – красивый мир… И когда этот мир воцерковлялся, то все то лучшее, чего достигли иафетяне, они воцерковили, привнесли в Христианскую Церковь. Иафет – это и цивилизация Святой Руси!
Итак, сыновья Ноя – Сим, Хам и Иафет – это родоначальники человеческих рас.
«И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 12). Как понять эти слова? Истолкователи говорят, что тогда очень сильны были сексуальные извращения. Причем не только среди человеков, но и среди животных. Началось какое-то дикое смешение! Это связывают и с тем, что две линии – сифиты и каиниты – стали перемешиваться, а это недопустимо, когда в дом верующих берут неверующих невесток или неверующих женихов, это недопустимо! И в мир вошел хаос, и происходит Потоп…
И вот когда Потоп окончился, восемь душ спаслись от вод: Ной, его жена по имени Ноема, Сим, Хам, Иафет со своими женами. То, что у Ноя была жена Ноема – это только версия. Дело в том, что Ноема принадлежала к каинитам (Быт. 4, 22). И те комментаторы, которые утверждают, что она была жена Ноя, строят свои предположения только на том основании, что внешне трудно объяснить, почему в родословных каинитов вдруг появляется имя Ноема. А это имя по корневой основе близко к имени Ной (Ноах), как, например, Олег – Ольга. И ими был сделан вывод, что Ноема – жена Ноя. И через нее эти хамитские крови проникли в новый мир, не удалось все это потопить. В церкви иногда произносятся слова молитвы: «от бесовской крови очисти мя, Господи!», что и имеется в виду.
И вот люди выходят из ковчега. Сказано: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]» (Быт. 9, 1). Вот здесь нам очень важно обратить внимание на то, что когда они выходили из ковчега, Бог их благословил. Есть учение Церкви (это, собственно говоря, библейское учение): то, что Бог благословил, человек не имеет права проклясть.
И далее люди начинают жить на земле, Бог дает им разные законы, в том числе и так называемые «Законы Ноя». Законы Ноя считаются обязательными для всех людей, верующих и неверующих. Считается, что в день Суда эти законы будут спрошены с каждого. Эти законы помещаются в 9‑й главе.
Здесь сказано: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9, 2–3). То есть до Потопа люди не вкушали мяса. И только после Потопа Бог повелел людям вкушать мясную пищу.
Далее идут такие законы Ноя: «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9, 4). Нельзя, если душа еще находится в животном, то есть кровь не слита, отрезать кусок, пожарить его и съесть. Ни в каком виде не разрешается кровь для употребления в пищу! Это жесткий закон. Сказано: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша» (Быт. 9, 5).
Кстати, очень интересная деталь: древние, которые очень внимательно изучали Писание, обращали внимание на то, что если какое-то явление в Библии описывается в первый раз, то это ключевая ситуация. Если вы потом хотите понять, что означает вот это явление, обратите внимание на его первое описание. Тогда вам станет понятно, о чем идет речь.
«Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (то есть должен быть суд справедливый – О. С.): ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9, 6). Здесь устанавливается статус человека. Древнее предание прибавляет к заповедям Ноя, запрет блуда, идолопоклонства и богохульства.
И далее Бог подтверждает: «Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт. 9, 7). Вот эта заповедь: «плодитесь и размножайтесь» останавливает блуд. Эта заповедь против блуда. Потому что в Писании сказано: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7, 9). И еще эта заповедь: «плодитесь и размножайтесь» нас учит тому, что, сколько Бог пошлет детей, столько и должно быть. Если бы было сказано: «плодитесь», то достаточно было бы иметь и одного ребенка, ну двоих: одного мальчика, одну девочку. Но здесь сказано: «размножайтесь»! И еще добавляется: «и распространяйтесь» – это уже точно больше одного-двух. То есть сколько Господь пошлет, столько и должно быть детей.
Итак, семья живет в долине Арарата. И сказано: «Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля» (Быт. 9, 19). То есть все мы их потомки, а Сим, Хам и Иафет – родоначальники человеческих рас.
И вот далее рассказывается об одном семейном кризисе, который случился с Ноем и который повлек за собой тяжелые последствия для членов его семьи, для некоторых из них.
«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9, 20–21). И некоторые говорят, что Ной, поскольку это первое упоминание о вине, не знал, что такое вино. Он посадил виноградник, сделал сок, оставил горшки с соком на солнце, они забродили, и получилось вино.
«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9, 21–22).
Почему Хам называется отцом Ханаана? Есть такое истолкование: когда они находились в ковчеге, плавали достаточно длительное время, они дали обет, что на время плавания не будут вступать в сексуальные отношения со своими женами.
И только Хам нарушил этот обет и от этого нарушения родился Ханаан. Потому что ничьи другие дети не упоминаются.
В фильме «Ной», этим согрешает почему то Сим…
«И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9, 22). И вот здесь возникает вопрос: как нам относиться к тому, если мы видим наготу наших родителей? Если мы видим наготу отца, матери, если мы видим наготу духовных наших отцов, пастырей и архипастырей, видя (слыша), как какие-то слухи раздаются о том, что тот или иной совершил ужасный какой-то грех?
Ной был, прежде всего, религиозным лидером этой общины. Он был настоящим патриархом в своей семье. А действует ли благодать через недостойных служителей Церкви? Ефрем Сирин пишет, что если принявший священство и недостоин, то благодать все равно продолжает действовать. И когда Ной повел себя недостойно, его сыновья должны были буквально закрыть глаза на то, что произошло.
Поступок Хама – то, что он осудил своего отца, дал название этому преступлению. Всякий, кто не почитает старших, называется хамом. То, что делает Хам – это, действительно, хамство в полном смысле этого слова!
«И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом (реально, закрыв глаза свои – О. С.) и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его» (Быт. 9, 22–24).
И далее мы читаем слова, которые немножко непонятны: «И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9, 25). Ной проклинает не Хама, он проклинает сына Хама, своего внука Ханаана. Почему? А потому, что, когда они выходили из ковчега, Бог их всех благословил! А то, что Бог благословил – никто не имеет права проклясть.
Итак, проклятие ложится не на Хама, а на Ханаана. «и сказал (Ной – О. С.): проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9, 25)! И действительно, братья и сестры: Африка – земля Хама! Вы же знаете, как живут эти народы – до сих пор они мучаются от этого проклятья, которое легло на целую расу негроидов.
Далее говорится: «Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9, 26). Он благословляет Сима за то, что он поступил правильно и не хотел видеть наготу своего отца.
Далее говорится про Иафета, нашего праотца, от которого мы произошли, славяне: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9, 27). Итак, имя Иафет – мы это уже выяснили – обозначает «распространенный», «красивый», но что означают слова, что Иафет вселится в шатрах Симовых? Ведь если буквально понять смысл этих слов: он не просто вселится, он будет хозяйничать в шатрах Сима, переселиться. Что же такое «шатер [2] Сима»? Это – Священное Писание, которое было написано семитами, людьми еврейской национальности. И в Иисусе Христе народы, произошедшие от Иафета, обрели Священное Писание как свое наследие (Ис. 29,11-12; 2 Петр. 2, 10). Мы – новые дети Авраама! А иудеи «… когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор. 3, 15–16). Они не понимают до конца смысл Божественного Откровения. Только в Христианской Церкви дается полнота Откровения слова Божьего.
Но весь Ветхий Завет – это история Ветхозаветной Церкви! И в 10‑й главе, 21‑й стих, сказано: «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых (вот, впервые встречается имя «Евер», от которого потом получится слово «еврей» – О. С.)» (Быт. 10, 21). То есть Иафет еще не вселился в шатры Сима – религия истинная была долгое время достоянием только еврейского народа. Но после дня Пятидесятницы многие народы приобщились к этой вере (Мф. 29, 19).
Если вернуться к рассуждениям о фильме, то без сомнения любая попытка исказить библейскую реальность, особенно в описание жизни пророков, и есть грех Хамов.
Скажу честно, когда показали обнаженного Ноя (т. е. актера Расселя Кроули), я, вспомнив о грехе Хама, сразу поспешил закрыть глаза.