Что такое ноосфера в обществе
О современном понятии «Ноосфера»
Л.С.Гордина, Президент Ноосферной духовно-экологической Ассамблеи мира, доктор философии, кандидат технических наук, Заслуженный деятель культуры РФ
Понятие ноосфера давно обсуждается в научных кругах, особенно среди сторонников учения В.И.Вернадского. За несколько десятилетий после введения в оборот этого понятия оно было много раз искажено, неправильно истолковано и даже оболгано борцами «со лженаукой». На наш взгляд пришло время для того, чтобы сделать попытку приблизится к истине и сформулировать определение термина, исходя из современных представлений о нем.
Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного».
В Ноосферном учении человек предстаёт укоренённым в природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного».
Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, В.И.Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие Биосферы, превращающейся в Ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.
Таким образом, понятие «Ноосфера» по В.И.Вернадскому предстаёт в двух аспектах:
— Ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
— Ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
Справедливости ради следует также заметить, что понятие «Ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом, палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).
Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. В основе теории ноосферы Леруа лежат представления древнегреческого философа Плотина (205—270 г.г.) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Богом) в Ум и Мировую Душу с последующей трансформацией последних снова в Единое.
Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя Мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир.
Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.
Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников.
Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души (Духа) в сферу Разума, чтобы затем через экстаз приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу Разума и раствориться в Боге.
Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом».
Если понятие «Живое вещество» и «Биосфера» приняты наукой, то понятие «Ноосфера»
вызывает до сих пор споры в научных кругах. Критики учения о ноосфере главным образом указывают на то, что это учение утопично и носит не научный, а религиозно-философский характер. Например, доктор философских наук В. А. Кутырев считает:
«Суть обновленного взгляда на Ноосферу, который мы намерены здесь защищать и который, как кажется, более адекватно отвечает ситуации, такова: это учение с самого начала несло в себе элементы утопии; в нем переплелись аксиологические и онтологические подходы без какого-либо их разграничения… Ноосфера как гармония — сциентистский аналог социально-политических утопий типа коммунизма и прочих, более ранних мечтаний о рае».
Однако сегодня преобладает совершенно иное видение ноосферы. Понятия биосферы и ноосферы вошли в плоть и кровь современной жизни. С биосферой при всем разнообразии подходов и обилии дефиниций более или менее ясно.
Что касается Ноосферы, то здесь разноголосица намного больше. Не подлежит сомнению лишь одно: исходя из сути самого понятия, речь идет о Разуме. Но о каком? Современный российский философ-космист В.Демин в своей книге «Тайны Биосферы и Ноосферы» говорит об этом следующее: «Существует узкое и широкое толкование Разумности. В узкой трактовке единственным Ноосферным субъектом и определяющим фактором планетарного развития выступает человек во всем многообразии своего взаимодействия с окружающей действительностью».
В данном смысле ноосфера выступает высшим этапом эволюции биосферы и человечества, когда природа, естественная и искусственная среда становятся управляемыми под воздействием разумных преобразований. Очень многие философы так и представляют: сначала возникла биосфера, затем в результате ее эволюции и последовавшего на определенном этапе качественного скачка возникла ноосфера.
Тем самым ноосфера смешивается и отождествляется с антропосферой, связанной исключительно с человеческой деятельностью. Применительно к планете Земля данный вывод вполне понятен, но стоит только его экстраполировать на бесконечную и неисчерпаемую Вселенную, как, казалось бы, совершенно бесспорный тезис начинает пробуксовывать.
Универсум можно правильно понять лишь в его целостности, и проблемы разумной жизни в бесконечной Вселенной отнюдь не ограничиваются ее далеко не совершенными проявлениями на Земле — одной из бесчисленного множества небесных тел.
Сам В.И.Вернадский формулировал данную мысль следующим образом: “Научно ПОНЯТЬ — значит установить явление в рамках научной реальности — Космоса”.
Вот почему наряду с узким существует иное, широкое, понимание Разумности в целом и ноосферы в частности, когда они выводятся далеко за рамки одного лишь человеческого бытия и многообразной деятельности Homo sapiens.
Если намеренно обострить постановку вопроса, то он прозвучит так: существовала ли ноосфера до человека? Ответ на него возможен только положительный, поскольку в данной интерпретации разумность, сознательность, духовность распространяется и на безграничную Вселенную (Космический Разум), и на отдельные формы движущейся материи — как известные, так и гипотетические: энергоинформационное поле, четвертое и последующие измерения пространства, физический вакуум, атомные и субатомные структуры. В соответствии с таким подходом, вся разумная сторона Мироздания (Космоса) — это и есть ноосфера. При этом неизбежно и вполне естественным образом размываются на первый взгляд, казалось бы, непреодолимые грани между наукой и мистикой, философией и богословием. Сказанное, однако, следует понимать лишь в том смысле, что религиозная и оккультная эзотерика затрагивают те же самые проблемы, из коих сложилась концепция биосферы и ноосферы.
Именно таких взглядов придерживался К.Э.Циолковский. Если перевести его научные откровения — иначе их не назовешь — на современный био- и ноосферный язык, то получается что биосфера и ноосфера существовали и будут существовать всегда.
На передний план теоретических, экспериментальных и прикладных наук неумолимо выдвигаются биоэнергоинформационные проблемы. Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководитель лаборатории «Биоэнергоинформатика» и организатор постоянно действующего межвузовского семинара “Сознание и физическая реальность” В.Волченко формулирует основные направления исследований в данной области. Приведем некоторые из этих постулатов.
— Мироздание (Универсум), для ее целостного понимания и объяснения, следует рассматривать как живую сложную голографическую систему в единстве вещественных и “тонко”-информационных (духовных) миров.
— В эволюционном отношении Сознание следует считать приоритетным перед Материей. В начале, как сказано в Библии, было Слово-Логос.
— Сознание — это Материя-Энергия в потенциале. В Сознании Мироздания содержится проект и алгоритм развития Вселенных (этот постулат по смыслу аналогичен выводам торсионной теории Г.Шипова-А.Акимова).
— Все живые и неживые системы вещественного и духовного миров обладают Сознанием, но в разной степени.
— Совокупность энергоинформационных характеристик систем, ранжированных по росту значений их витальности (жизнеспособности), образует энергоинформационное пространство Мироздания, или энергоинформационное пространство Мира Сознания.
— Вещественный и Тонкие Миры в энергоинформационном пространстве Сознания Вселенной разделены энергоинформационным барьером. Проникновение Сознания человека в тонкие миры происходит как бы через энергоинформационный барьер по квантовым туннелям, или “трансфизическим воронкам”.
— Носителями и хранителями информации в Тонком Мире целесообразно полагать Информационные Поля разного уровня.
-Структура информационных полей Тонкого Мира в первом приближении вполне вписывается в современную теорию Физического Вакуума.
-Безэнергетические поля объясняются наличием пятого фундаментального взаимодействия в виде первичных торсионных полей (полей кручения).
— Торсионные поля обладают свойствами, позволяющими объяснить большинство энергоинформационных феноменов: мгновенность действия, абсолютность проникновения через природные среды, инверсию времени и пространства, голографичность, безэнтропийность, безэнергетичность и т.п.
— Исследуя одни лишь нейроны, синапсы, рефлексы и т.п., мы никогда не поймем СУЩНОСТИ СОЗНАНИЯ. Выйдя же за пределы клеток и мышц, образующих биотические системы, в биосферу, ноосферу и далее — в бесконечный Космос, мы сразу же нащупываем под ногами твердую почву и получаем возможность ответить на многие вопросы, которые раньше казались тайной за семью печатями.
-Такой “твердью” и ориентиром для научного познания как раз и выступает энергоинформационная реальность. Она — материальна, она — наполнена неисчерпаемымдвижением и смыслом, она — жива и разумна.
Итак, проанализировав вышеприведенные высказывания ученых, авторы пришли к выводу, что все ранние дефиниции относительно сущности понятия ноосфера имеют серьезные недочеты. Кроме того, известно, что некоторые современные «критики» ноосферного направления в науке воспринимают понятие Ноосферы как нечто неприличное, что не имеет права на существование в «официальной» науке. Что ж, попробуем убедить читателя, что все, что не относится к понятию «Ноосфера», вообще не имеет смысла.
Для того чтобы смысл этого определения стал более понятен, нужно подробнее рассмотреть вопрос о том, что такое семантические поля.
Как известно, семантика является сферой смысловых значений.
Очень хорошим «входом» в это не самое простое для понимания понятийное пространство является ряд текстов замечательного российского философа, ученого В.В.Налимова. Вот что он пишет в одной из своих работ:
В этой цитате содержится ключ к пониманию того, что такое ноосфера. Если мы придерживаемся представления о том, что смыслы как бы изначально «зашиты» в структуру Мироздания, то мы неизбежно придем к выводу, что ноосфера, будучи пространством или сферой смыслов, является одним из базовых аспектов Глобального Макрокосмического Сознания (или мета-сознания, как его называет Налимов).
Что же касается того, каким может быть механизм перехода семантических полей в поля субстанциональные, то есть содержащие микро-частицы вещества, то на этот счет ученые в последнее время выдвинули целый ряд оригинальных гипотез.
Одной из интересных работ на эту тему является теория функционирования информационного поля Мироздания И.Красникова. Согласно ей Глобальное Макрокосмическое Сознание порождает информацию, которая существует в виде программ и матриц (матрицы, объединенные одной целью и законами, представляют собой программы). Объединяют программы и матрицы информационные потоки (матрица управляется программой с помощью информационного потока). Функционально информационный поток проявляет свою деятельность через коды действия, которые, в свою очередь, выстроены из определенных элементарных объектов («единичных матриц») под названием кейзоны. Эти информационные безмассовые частицы являются ключиками ко всем процессам в Мироздании. По И.Красникову, форма существования Информационного Поля – кейзонные потоки.
Информационные поля бесконечны в пространстве и во времени. Их потоки сопрягаются в лучи, которые управляют информационными матрицами.
Таким образом, Глобальное Макрокосмическое Сознание производит информацию, которая через коды действия творит Мироздание.
К семантическим полям с размытыми, то есть не поддающимися однозначной раскодировке текстам, Налимов справедливо относит творчество и его плоды. И действительно, весьма трудно представить полностью вербально интерпретированными, или расшифрованными семантически, такие явления как музыка, абстрактная живопись или высокая поэзия.
Следует заметить, что семантические поля, без сомнения, выстроены в соответствии с законом иерархии, и потому семантический аспект Глобального Макрокосмического Сознания является предельным, высшим, глобальным уровнем этой иерархии или Ноосферой Мироздания. В соответствии со структурой Мироздания выстраиваются все его семантические поля: поля Космической, Солнечной, планетной цепей, биосферы планет, семантические поля живых существ и в том числе земного человечества.
Автор данной работы склонен рассматривать понятие ноосфера предельно широко, именно с точки зрения ее иерархических ступеней, уходящих вверх и смыкающихся с беспредельностью Глобального Макрокосмического Сознания.
Чрезвычайно важен ряд других сентенций В.В.Налимова о семантических (смысловых) полях, или уровнях ноосферы:
Фактически за этими словами стоит оригинальная космологическая схема, которая в общих чертах перекликается с рядом других таких же глобальных моделей, связанных с Космогенезисом. Собственно, данную цитату Налимова можно рассматривать как творческое расширение и уточнение предельно общей библейской космологической формулы «Вначале было Слово, и Слово было у Бога».
Представление В.В.Налимова о семантическом вакууме, на наш взгляд, является весьма важным дополнением к космологической модели А.Акимова и Г.Шипова. Вспомним: в их теории утверждается, что «вакуум нейтрален по отношению к миру физической материи и как бы «не наблюдаем», так как в первом приближении у него нет способов сообщить нам о своем существовании. Однако внутренние динамические процессы приводят к тому, что в вакууме наблюдается самозарождение вещества. Флюктуационные процессы в вакууме, приводящие к появлению виртуальных электрон-позитронных пар (пары существуют короткий промежуток времени и исчезают в той же точке среды, в которой возникли), являются подтверждением того, что первородная среда существует: она порождает материю.
Процессы «самозарождения» виртуальных частиц физика объяснить пока не может, но вакуум перестает быть нейтральной средой и может интерпретироваться как праматерия.»
Однако наиболее конкретно эту тему прорабатывает все же И.Красников, который говорит о существовании электрических и магнитных кейзонов, взаимодействующих друг с другом напрямую. Имеющие однотипные заряды – отталкиваются, разноименные – притягиваются.
Ученый делает важный вывод: «Кейзоны имеют возможность обмениваться информацией между собой и одновременно передавать ее в пространство; это – своеобразные единичные генераторы информационного поля.
Глобальное Макрокосмическое Сознание проявляет себя в виде непрерывных волн кавитонов (называемых им также «пси-частицами Духа»), являющихся первичным источником информационных потоков. Эти волны управляются в непрерывном режиме. Размеры такой «пси-частицы» (кавитона) – порядка 10-120cм. Электрические и магнитные кейзоны используются в качестве «контейнеров-транспортеров» для кавитонов, защищающих эти «пси-частицы» от дезинформации, порчи, потери при транспортировке и т.п.».
Они разнятся знаками и размерами: образно говоря, магнитные кейзоны – мелкие, а электрические кейзоны – крупные (размеры магнитных кейзонов порядка 10-90cм, в то время, как размеры электрических кейзонов – порядка 10-50cм).
Кейзоны имеют нулевую массу и спиновый момент, обусловленный их вращением вокруг своей оси.
Как нам представляется, из научных версий, касающихся темы перехода информационных (семантических полей) в субстанциональные, теория И. Красникова является наиболее полной и логичной.
Мы полагаем, что в приведенной интерпретации представление о ноосфере как универсальном семантическом поле сознания значительно проясняется и уточняется.
Учение Вернадского о ноосфере
Учение Вернадского о ноосфере
Любое учение, любой культ, любая конфессия приближают человека к высотам разума и духа, но каждый вид интеллектуальной и творческой деятельности имеет свои пределы; каждое из них необходимо, но необходима и форма универсального самоосмысления, которая ни в коем случае не означала бы упразднение или ограничение частных форм. Такой формой познания и методологии является учение о «Ноосфере», которое может и должно стать универсальной научной платформой третьего тысячелетия. Учение о Ноосфере – глобально; оно не укладывается ни в национальные, ни в конфессиональные рамки, равно как и в рамки известных до сих пор формаций.
Интерес к концепции Вернадского, значительно возросший в последние 15-20 лет, на наш взгляд, обусловлен тем, что в конце 20 века, современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами. Они показали реальную угрозу биосфере планеты и человеческому обществу. Впервые в истории человечества эти проблемы стали не следствием стихии, а логическим результатом неумения или нежелания человечества решать острые противоречия между современным обществом и окружающей природой, которая по определению является средой его обитания.
В нашей работе мы рассмотрим общее понятие ноосферы, значение науки и техники, как образований ноосферы, а также вопросы, связанные с условиями становления и существования ноосферы в части касающейся развития научной и технической мысли человечества.
Все ссылки в настоящей работе приводятся по изданию: В.И. Вернадский. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: «Феникс», 1997. – 576с. – (Часть 3. Научная мысль как планетное явление. – С. 303-538)
1. Краткая характеристика ноосферы
Учение о ноосфере возникло в рамках космизма – философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира. Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц. Заслуга В.И. Вернадского заключается в том, что он дал этому термину новое, материалистическое содержание. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.
В работах В.И. Вернадского можно встретить разные определения и представления о ноосфере, которые менялись на протяжении жизни ученого. В.И. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х годов после разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, русский ученый употреблял понятие «ноосфера» в разных смыслах:
1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;
2) как область активного проявления научной мысли как главного фактора перестройки и изменения биосферы.
Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда.
2. Наука как образование ноосферы
Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара. Значит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии». [C. 333]
Появление разума и итога его деятельности – науки – главнейший факт в формировании планеты. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как стремительный темп, масштаб, глубину изысканий, мощность проводимых реорганизаций.
Таким образом, «научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности». [С. 433]
Хотелось бы обратить внимание на одну мало известную сторону научного наследия В.И. Вернадского – его идеи о цикличной динамике науки, периодических взрывах научного творчества.
В период взрыва научного творчества наблюдается углубляющаяся дифференциация гуманитарных наук, отражающая неисчерпаемую многогранность человеческого бытия и движения: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объем, разнообразие, углубленность научного знания неизбежно увеличиваются. Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых теоретически бесконечно, ибо наука есть создание человека, его научного творчества и его научной работы; границ исканиям научной мысли нет. » [С.433-434].
Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества, и в отношении роли и места науки в этом будущем, связывая свой оптимизм со становлением ноосферы, охватывающей все человечество как единое целое. Он считал, что «страхи о возможности крушения цивилизации (в росте и в устойчивости ноосферы) лишены основания» [С. 340]; что «реальная обстановка в наше бурное и кровавое время не может дать развиться и победить силам варваризации.. Все страхи и рассуждения обывателей, а также некоторых представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу» [С. 342].
Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.
Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.
Наука, по его мнению, начала складываться с самостоятельную область человеческой деятельности, приблизительно 5-6 тыс. лет назад [С. 354]. Эти данные он полагал лишь ориентировочными, требующими уточнения и возможной корректировки.
Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет» [С. 313].
Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли. Деятельность человека сравнима с действием геологической силы. Поэтому человек «должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте» [С. 322].
На определенном этапе своего развития биосфера, перерабатываемая научной мыслью человека, превращается в ноосферу, область человеческой культуры, тесно связанную с научным знанием. Порождение космических сил, ноосфера лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечное малое, и вне области микромира, где она отсутствует, как бесконечно большое.
Таким образом, прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни.
3. Техносфера и ноосфера
Техносфера, взаимодействие общества и природы, экосистема, НТР – суть различные наименования или, если угодно, синонимы того объекта, с которым отождествляется ноосфера Вернадского.
Должно быть очевидным, что в свою ноосферу, как будущую обитель знания, Вернадский не мог допустить техносферу, где знания выступают против сознания, и самым активным протестантом здесь заявляется Homo sapiens faber – хозяин ноосферы, по Вернадскому.[C.335] Степень отпора Вернадского можно определить, если сравнить новаторские пропорции знания Вернадского с тем пониманием биосферы, какое наличествует в казённой геологии и какое приспособлено к требованиям современной, порождающей экологический катаклизм, техносферы.
К сфере техники можно отнести не только использование, но и само производство научно-технических знаний, т.е. современная техника неразрывно связана с развитием науки. Техника включается в самостоятельную сферу жизнедеятельности, а именно в техносферу. «Под техносферой понимается исторически обусловленная, сознательно формируемая, поддерживаемая и совершенствуемая система отношений между человеком и природой, человеком и техникой, человеком и человеком на основе определенного технического миропонимания» [377]. В.И.Вернадский верил, что человеческий разум, превращаясь в планетарную геологическую силу, приведет к упорядочению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Как результат планомерного, сознательного преобразования биосферы, ее перехода в качественно новое состояние возникнет ноосфера. Ноосфера связана с техносферой, так же как разум связан с техникой, потому что разум есть потенциальная техника, а техника есть актуальный разум.
Основное влияние мысли человека как геологического фактора выявляется в научном ее проявлении: оно главным образом строит и направляет техническую работу человечества, переделывающую биосферу.
«. С ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, к государственной работе создаются в еще большем числе, чем в новых областях науки, новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности [быстро] создаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широком ее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, на прикладную хотя, но научную по существу работу» [C.388].
4. Условия становления и существования ноосферы
Прослеживая развитие биосферы, обретающее геологическую мощь воздействие человека на биосферу, В.И. Вернадский формирует учение о ноосфере как особом периоде в развитии планеты и окружающего космического пространства. Становление ноосферы определяется социально-природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, т.е. тем, что относится к космопланетарному измерению человека.
Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится, решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский был убежден, в том, что наша планета вступает в новую стадию своего развития, на которой определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Гигантская геологическая деятельность человечества выражается в том, что сейчас нет такого быстротекущего геологического процесса, с которым можно было бы сравнить мощь человечества, вооруженного огромным арсеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических, по мощности разрушительных сил. В.И. Вернадский указал ряд условий, необходимых для становления и существования ноосферы.
2. Усиление связей между всеми государствами Земли. «Благодаря успехам связи, человек может быть неотрывно в сношениях со всем миром, нигде не может быть одиноким и потеряться беспомощно в грандиозности земной природы» [C.443] Это условие также выполняется. ООН и другие международные организации еще не обеспечили единства человечества во всех вопросах, но их деятельность значительно способствовала сближению взглядов народов разных стран.
3. Резкое преобразование средств связи и облика между странами. Для передачи информации применяются радио, телевидение, факсы, скоростная авиация, радиотелефоны, сотовая связь, электронная почта, сеть «Интернет»и т.д. Средства связи постоянно развиваются и совершенствуются.
4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
Это условие выполнено в связи с тем, что человечество стало мощным геологическим фактором, влияющим на все процессы, протекающие в биосфере.
5. Расширение пределов биосферы, изучение космического пространства и выход в космос.
Это условие выполнено.
6. Открытие новейших источников энергии.
Это условие также выполнено. Открыта и используется энергия атомного распада. Ведутся исследования по получению энергии управляемого термоядерного синтеза.
7. Равноправие людей всех рас и религий. [п.28, 29]
Это условие еще не достигнуто. Но после второй мировой войны произошло разрушение колониальной системы. Почти во всех странах люди разных вероисповеданий равноправны.
8. Усиление значения народа и его мнения в решении политических проблем. Это условие также еще не достигнуто.
9. Свобода научной мысли от давления религиозных и политических настроений. В большинстве развитых стран наука свободна от такого давления.
10. Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабление влияния болезней. Это условия еще не достигнуто.
11. Разумное преобразование и использование первичной природы нашей планеты. Это условие нельзя считать выполненным.
12. Недопущение войн и насилия. «Нигде не видим мы какого-нибудь ослабления научного движения среди войн, истребления, гибели людей от убийств и болезней. Все эти потери быстро возмещаются мощным подъемом реально осуществляемых достижений науки и ею охваченной организованности государственной власти и техники». [С.339]
Это условие еще не выполнено. Ноосфера – это еще достаточно дисгармоничная, находящаяся в состоянии становления реальность. Мировоззренческий смысл понятия ноосферы состоит в том, что человек своей деятельностью должен продолжить логику развития органического мира, но на качественно новом уровне.
Ноосфера – это оболочка, построенная на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, созданные по идеям разума и трудом человека. Ноосфера начала создаваться после появления на Земле человека и в настоящее время она построена, но еще нуждается в совершенствовании. По В.И.Вернадскому эпоха ноосферы будет царством разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научно обоснованной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей.
В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу. Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.
Значение учения В.И. Вернадского о ноосфере состоит, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. Ноосфера, по мнению ученого, есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.