Что такое ноосфера возникновение термина

Возникновение и развитие ноосферы

Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть фото Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть картинку Что такое ноосфера возникновение термина. Картинка про Что такое ноосфера возникновение термина. Фото Что такое ноосфера возникновение термина Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть фото Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть картинку Что такое ноосфера возникновение термина. Картинка про Что такое ноосфера возникновение термина. Фото Что такое ноосфера возникновение термина Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть фото Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть картинку Что такое ноосфера возникновение термина. Картинка про Что такое ноосфера возникновение термина. Фото Что такое ноосфера возникновение термина Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть фото Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть картинку Что такое ноосфера возникновение термина. Картинка про Что такое ноосфера возникновение термина. Фото Что такое ноосфера возникновение термина

Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть фото Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть картинку Что такое ноосфера возникновение термина. Картинка про Что такое ноосфера возникновение термина. Фото Что такое ноосфера возникновение термина

Эволюция органического мира на Земле прошла несколько этапов.Первый связан с возникновением биологического круговорота веществ в биосфере. Второй сопровождался формированием многоклеточных организмов, что усложнило циклическую структуру биосферы. Эти два этапа называют биогенезом(от греч. bios — жизнь, genesis — происхождение). Третий этап связан с появлением человеческого общества, под влиянием которого в современных условиях происходит дальнейшая эволюция биосферы и превращение ее в сферу разума — ноосферу(от греч. noos — разум sphaira — шар).

Ноосферановое состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным фактором, обусловливающим ее развитие.

Термин «ноосфера» был введен французскими учеными Э. Леруа и П.Т. де Шарденом в 1927 году. Они характеризовали ноосферу как особый, надбиосферный «мыслительный пласт», который «окутывает планету». В 30—40-е годы В.И. Вернадский углубил и развил учение о ноосфере. Он писал: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупной геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом, по сравнению с тем, что было раньше».

В.И. Вернадский понимал под ноосферой новый этап в развитии биосферы и призывал к разумному регулированию отношений человека и природы. Развивая свои представления и идеи, Вернадский выделил необходимые предпосылки для создания ноосферы:

1. Человечество стало единым целым. Сегодня событие, происшедшее в захолустном уголке любого континента или океана, отражается и имеет большие или малые последствия в ряде других мест, на всей поверхности Земли.

2. Преобразование средств связи и обмена информацией, обеспечивающих сегодня мгновенную ее передачу.

3. Реальное равенство людей — как необходимое условие ноосферы.

4. Рост общего уровня жизни, как условие реального равенства людей, а также возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных дел.

5. Развитие энергетики, открытие и использование новых видов энергии, необходимых для подъема уровня жизни.

6. Исключение войн из жизни общества.

Создание этих предпосылок становится возможным в результате взрыва научной мысли в XX веке. Это обстоятельство соответственно приведет к трансформации биосферы в ноосферу. Становление ноосферы теснейшим образом связано с овладением всеми формами движения материи и созданием новых живых организмов с помощью методов и средств биотехнологии и генной инженерии. Идеи Вернадского сегодня широко обсуждают в научных кругах. Они становятся методологической основой для многих современных концепций и теорий, направленных на решение экологических проблем и сохранение человечества.

Биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может. Осознание глобальной экологической опасности, грозящей гибелью человечеству, заставило мировое сообщество искать новые пути выхода из создавшегося положения и привело к пониманию необходимости разработки концепции устойчивого развития.Концепция была принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), где была провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития, т. е. развития общества на базе экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни для людей на протяжении ряда поколений.

Модель устойчивого развития предполагает:

1. Снижение материале- и энергоемкости производства, максимальное сокращение отходов, снижение оборота токсичных веществ и расширение использования возобновляемых ресурсов, включая источники энергии.

2. Переход к ценообразованию, учитывающему экологические критерии (цену ущерба окружающей среде) и стимулирующему использование новых, экономически безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий в сочетании с системой налогов и штрафов.

3. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов через повышение продуктивности сельскохозяйственных культур, улучшение питательных свойств растительной и животной продукции, использование комплексных методов борьбы с вредителями сельского хозяйства и т.д.

Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть фото Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть картинку Что такое ноосфера возникновение термина. Картинка про Что такое ноосфера возникновение термина. Фото Что такое ноосфера возникновение термина

4. Передачу индустриально развитыми странами передовых технологий развивающимся странам, в частности, новых технологий, созданных на основе генетических материалов, полученных из развивающихся стран.

5. Создание международных институтов, способных определить единую глобальную линию устойчивого развития, устанавливать единые для всех стран экологические стандарты, аккумулировать и перераспределять ресурсы в интересах всего сообщества, контролировать соблюдение всеми государствами единых правил экологического поведения.

ЛИТЕРАТУРА

Агесс П. Ключи к экологии. — Л.: Гидрометеоиздат, 1987. Андерсон Дж. М. Э. Экология и науки об окружающей среде: би­осфера, экосистема, человек. — Л.: Гидрометеоиздат, 1985. Баландин Р.К. Перестройка биосферы. — Минск: Вышэйшая шко­ла, 1981.

Биосфера / Под редакцией М.С. Шлярова. — М.: Мир, 1972. Будыко М.И. Эволюция биосферы. — Л.: Гидрометеоиздат, 1984. Введение в экологию / Под редакцией Ю.А, Казанского. — М., 1992.

Вернадский В.И. Биосфера. — М.: Мысль, 1967.Вернадский В.И. Живое вещество. — М.: Наука, 1978. Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

Воронов Н.А. Основы общей экологии. — М.: Агар, 1997. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. — М.: Просвещение, 1989.

Воронцов А.И. и др. Основные вопросы экологии, 1988. Гиляров A.M. Популяционная экология. —М.:МГУ, 1990.Горышина Т.К. Экология растений. — М., 1979. Дажо Р. Основы экологии. — М., 1975.

Емельянов А.Г. Комплексный геоэкологический мониторинг. — Тверь, 1994.

Завадский К.М. Основные формы организации живого и их под­разделения // Философские проблемы современной биологии. — М.—Л., 1966.

Киселев В.Н. Основы экологии. — Минск: Вышэйшая школа, 1998.

Коммонер Б. Замыкающий круг. — Л., 1974. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. — М.: АГАР, 1996.

Лекявичус Э. Информационный статус экосистемы // Экологи­ческий прогноз. — М., 1986. — С. 157—163. / Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. — Л., 1979.

Одум Ю. Экология: В2 т. — М.:Мир, 1986.

Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и приро­ды. — СПб.: Химия, 1998.

Радкевия В.А. Экология. — Минск: Вышэйшая школа, 1998. Риклефс Р. Основы общей экологии. — М.:Мир, 1979.

Серебряков И. Г. Экологическая морфология растений. — М., 1962.

Серебрякова Т. И. Учение о жизненных формах на современном этапе. — М., 1972. (Итоги науки и техники. Сер. Ботаника, Т. 1.) Скуфьин К.В. Экология и охрана природы. — Воронеж, 1986. Тимофеев-Ресовский Н. В., Яблоков А. В., Глотов Н. В. Очерк учения о популяциях. — М., 1973.

Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. — М.: МГУ, 1980. Фарб П. Популяционная экология. — М.: Мир, 1971. ЧерноваН. М., Былова A.M. Экология. — М.: Просвещение, 1988. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. — М.: На-ука,1980.

Шилов И. А. Экология. — М.: Высшая школа, 1998. Юркевич И.Д., Голод Д.С, Парфенов В.И. Типы и ассоциации еловых лесов. — Минск: Наука и техника, 1971. Вопросы геоэкологии рассматриваются в книгах:Горшков СП. Концептуальные основы геоэкологии. — Смо­ленск: СГУ, 1998.

Жиров А.И. Геоэкология: наука и образование. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

Основы геоэкологии //Под ред. В.Г. Морачевского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

Петров К.М. Геоэкология: Основы природопользования. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.

Поздеев В.Б. Введение в геоэкологию. — Смоленск: СГПУ, 1999. Вопросы экологии человекаизложены в книгах:Горшков В.Г. Экология человека. — Л.: ЛГПИ, 1984. Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Проблемы экологии человека. — Ке­мерово, 1990.

Новиков Ю.В. Природа и человек. — М.: Просвещение, 1991. Проблемы экологии человека / Под ред. В.П. Казначеева. — М.: Наука, 1986.

Экология человека. Основные проблемы. — М.: Наука, 1988. Вопросы взаимоотношений общества и природы изложены в книгах:

Лосев А.В., Повадкин Г.Г. Социальная экология. — М.: Изд-во ВЛАДОС, 1998.

Комаров Д.Д. Социальная экология: Философские основания. — Л.: Наука, 1990.

Круть И.В., Забелин И.М. Очерки историй представления о при­роде и взаимоотношении природы и общества. — М., 1988. Коммонер Б. Замыкающий круг. — Л., 1974. Марков Ю.Г. Социальная экология. — Новосибирск: Наука, 1986. Маркович Д.Ж. Социальная экология. — М.: Просвещение, 1991.

Экологические словари, справочники, энциклопедии:

Биологический энциклопедический словарь. — М., 1995. Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.— 512 с. (учебное пособие, построенное по типу энциклопедического словаря).

Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1993.

Ошмарин А.П., Ошмарин В.И. Школьный справочник по эколо­гии. — Ярославль: «Академия развития», 1998. Реймерс Н.Ф. Природопользование (словарь-справочник). — М.: Мысль, 1990.637с.

Источник

Учение Вернадского о ноосфере — мысль творящая

Известный русский ученый В.И.Вернадский почти век назад, в 1927 году, ввел в широкую научную общественность новые понятия, в актуальности которых сейчас убеждаемся все больше и больше. Речь идет об учении о ноосфере, которое возникло философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира (учение космизма).

Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц (по другим источникам Леруа).

Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть фото Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть картинку Что такое ноосфера возникновение термина. Картинка про Что такое ноосфера возникновение термина. Фото Что такое ноосфера возникновение терминаА заслуга же В.И. Вернадского в том, что он наполнил этот термин новое, материалистическое содержание, понятное обывателю и строй научной общественности. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразовании планеты, Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли;

3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих.

Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человечества».

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Что есть ноосфера

По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда. Тут можно задуматься — если мир людей гораздо старше, чем пишет официальная наука, то и ноосфера существует очень давно…

Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.

Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть фото Что такое ноосфера возникновение термина. Смотреть картинку Что такое ноосфера возникновение термина. Картинка про Что такое ноосфера возникновение термина. Фото Что такое ноосфера возникновение терминаЗначит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии».

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества.

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.

Значение теории Вернадского

Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о ноосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую.

Источник

Ноосфера Вернадского: что это в экологии и биологии

Что такое ноосфера

Ноосфера — духовный мир человека

Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». Ноосфера как наука изучает закономерности возникновения, существования и развития человека, человеческого общества, закономерности взаимоотношения человека с биосферой. Суть ноосферы заключается в том, что человек, человеческое общество есть объективная, закономерная часть мира и необходимо постигать и знать эти закономерности. В окружающем нас мире ноосфера является той частью биосферы, которую занимает человек.

Возникновение и развитие ноосферы

В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека

История исследований

Понятие «Ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870-1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Однако научное обоснование ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205-270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859-1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L’йvolutioncrйatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l’йlanvital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l’йlan) и длительности (durйe). Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

Нооссфера по Вернадскому

НООСФЕРА (греч. nous — разум, sphaira — шар) — сфера взаимодействия природы и общества. Термин Н. впервые употребил французский математик Э. Леруа в 1927, в лекциях, которые он читал в Коллеж де Франс в Париже, и в том же роду изложил их в своей книге «Требование идеалиста и факт эволюции». В 1928 в его работе «Происхождение человечества и эволюция разума» проблема Н. получила дальнейшее развитие. Леруа признавал, что данное понятие возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли. Термин Н. встречается и в работах французского теолога, философа и палеонтолога Тейяра де Шардена, который, разрабатывая учение о перерастании биосферы в Н., дал один из первых образцов построения интегрального учения о Н. Н. для Тейяра де Шардена — часть природы, которая представляет собой чисто духовное явление, т.е. «мыслящий пласт», который разворачивается над миром растений и животных — вне биосферы и над ней.

У Вернадского, Н. — это качественно новый этап эволюции биосферы, детерминированный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Становление этого этапа связано, по Вернадскому, со следующими параметрами: планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода; соизмеримостью человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами; развитием демократических форм человеческого общежития; интенсивным развитием науки и техники. В современной литературе можно встретить различные определения термина Н., однако все авторы под Н. — сферой разума — понимают ту область биосферы, которая находится под влиянием человеческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком. Учение о Н. часто называют биосферно-ноосферной концепцией Вернадского и трактуют как переход от биосферы к Н., который должен обязательно состояться. Основное содержание концепции Н. в учении Вернадского можно сформулировать в виде следующих посылок:

Исходя из этих установок, считается, что лучше говорить об эпохе Н., т.е. такой эпохе в истории человечества, когда развитие цивилизации в целом может и должно быть согласовано с развитием планеты и прежде всего биосферы. На этапе перехода к эпохе Н. необходимо вырабатывать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, т.е. известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, т.е. их совместное и согласованное развитие. В современной практике человек столкнулся с целым рядом глобальных проблем, порожденных его неразумной деятельностью, и разрушающей зыбкие коэволюционные отношения человека с природой. Поэтому, сегодня идет речь об объединении проблем становления и эволюции Н. с основополагающими концепциями культуры и этики.

Владимир Иванович Вернадский. «Несколько слов о ноосфере»

Владимир Иванович Вернадский в своей работе «Несколько слов о ноосфере», опубликованной впервые в журнале «Успехи современной биологии» (1944 год, No.18, вып.2, стр.113-120), говорит о Ноосфере как о неразрывной связи человека и биосферы и невозможности их отделения. Вернадский утверждает, что произведённое живыми существами занимает значительную часть биосферы (горные породы), но соотношение живого и костного составляет где-то 99.75 к 0.25%, что, однако не мешает человеку значительно воздействовать на биосферу, а воздействует он исключительно с помощью разума. Работа написана в 44 году, в разгар 2-ой мировой. «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление».

«Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли — с ее биосферой». Вернадский а интересах свободного народа «Впервые в истории человечества интересы народных масс — всех и каждого — и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».

«Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые, сколько язнаю, американский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог».

«Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим» — Вернадский о демократии.

Ноосфера

отгреч. noos — разум и сфера) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие «Ноосфера» введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

НООСФЕРА

от греч. nоos — разум и сфера) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие «Н.» выделено французскими учеными Э. Лепруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о Н. как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

Ноосфера

гр. – духовное небо) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Ноосфера создается человеческим разумом, сознанием и волей. Это «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории». Ноосфера – это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность, человеческое поведение, мысли, отношения существенно влияют на ее изменения.

НООСФЕРА

от греч. noos — ум, разум и sphaira —шар) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; сфера деятельности человеческого разума и техники; все созданное разумом человека — в отличие от природного и первозданного (учение В.И.

Вернадского, 1863-1945). Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Узнавая о космосе, его связях с земными процессами, о производственной и природоохранительной деятельности человека, воспитанник постепенно осознает себя разумным существом Вселенной. Как субъект общественной жизни он стремится обеспечить и продлить существование человеческих поколений, добиться гармонии взаимодействия между космосом, обживаемой человеком планетой и самим собой, достичь экологического равновесия.

Биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского и его социологические представления все более учитываются при стратегическом и среднесрочном планировании, в частности, информационно-культурном (ЮНЕСКО), и прогнозировании.

Понятие Ноосферы

Ноосфера (греч. nous — разум, sphaira — шар) — сфера взаимодействия природы и общества. Термин ноосфера впервые употребил французский математик Э. Леруа в 1927, в лекциях, которые он читал в Коллеж де Франс в Париже, и в том же роду изложил их в своей книге «Требование идеалиста и факт эволюции». В 1928 в его работе «Происхождение человечества и эволюция разума» проблема ноосферы получила дальнейшее развитие.

Потенциал растительных и живых организмов огромен.

Но он может быть использован в полном объеме лишь при глубоком знании всех процессов регуляции в живой клетке и организме, при детальном изучении влияния на организмы внешних факторов.

В 20 веке впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности.

Исторический процесс меняется на наших глазах коренным образом. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Перед ним встал вопрос об эффективном использовании биосферы в интересах человечества.

Это новое состояние биосферы В. И. Вернадский назвал ноосферой.

Ноосфера, по Вернадскому, это такой этап развития биосферы, при котором “проявляется как мощная, все растущая геологическая сила роль человеческого разума (сознание) и направленного им человеческого труда”.

Подобно тому как в зрелом и здоровом человеческом организме все функции, касающиеся взаимоотношения организма с внешней средой, координируются головным мозгом, так и функционирование современного глобального сверхорганизма – ноосферы – должно управляться ее совокупным разумом.

Ноосферная концепция Вернадского пробивала себе дорогу с большим трудом. Его программная статья “Несколько слов о ноосфере”, предназначенная для отечественной газеты “Правда”, появилась лишь в узкоспециализированном журнале “Успехи современной биологии” за несколько месяцев до смерти автора.

В нашей стране о ноосфере вспомнили лишь в 1980 году, когда вышла в свет книга В. И. Вернадского “Научная мысль как планетное явление”. Она не была опубликована при жизни автора, но именно в ней концепция ноосферы изложена наиболее обстоятельно.

“Ноосфера, — писал В. И. Вернадский, — это царство человеческого разума. Это – новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся…

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой.

Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше.

Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно… Человек должен теперь принимать все большие и большие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства.

Сверх того, человеком создаются новые виды и расы животных и растений.

В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты… в космическое пространство… И вероятно, выйдет.

Ноосфера – последнее из многих состояний из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *