Что такое нормкор маркетинг
Остановись, мгновенье! Знакомимся с нормкор маркетингом
Постоянные попытки что-то продать изрядно надоели покупателям. Продвижение товаров усложнилось настолько, что эффективнее работать стала простота и лаконичность. На первый план выходит нормкор маркетинг. А что это значит, расскажем в статье.
В чем суть
Нормкор маркетинг начался с моды. Пару лет назад команда K-HOLE высказала мысль о “моде без моды”. Вещи не нужны, чтобы отличаться от других людей. Одежда — просто необходимость, а не способ самовыражения.
Поддерживал это движение (возможно неосознанно) Стив Джобс. На публике он спокойно появлялся в одном и том же — в джинсах и темной водолазке.
Суть нормкор-движения сводится к простоте, натуральности и лаконичности. Люди устали бежать и решили немного замедлится.
Появились рестораны медленной еды (Slow Food) и медленное телевидение (Slow TV). Изменения коснулись ритма жизни в целом, что нашло отражение в движении Slow Moments. У человечества появились “медленные” привычки: рисование, медитация. Людям хочется покоя и тишины, а не мельтешащей перед глазами рекламы.
Почему нормкор эффективен
Реклама в стиле нормкор
Яркий пример ролика в этом стиле, который стал известен всему миру, — видео производства DIAGEO с Ником Офферманом. Полная версия длится целых 10 часов, и все это время актер просто пьет виски. И все.
Еще один известный пример — реклама краски. Главный герой красит забор. Никакого экшена.
Простотой и лаконичностью известна реклама компании Yota. Людям хочется тишины и интернета. И они получают желаемое.
Простой, но оригинальной рекламой порадовала компания LEGO.
Все время своего существования Kit Kat напоминает своим клиентам, что пора бы передохнуть. Об этом говорит и реклама компании.
Продвижение с упором на лаконичность и понятность практикуют производители авто. В рекламе Mercedes есть и понятная суть, и немного юмора, и красивый зимний пейзаж.
Эта реклама — результат работы маркетологов Ford. Она была создана, когда женщинам Саудовской Аравии разрешили водить машину.
У кого будет работать нормкор маркетинг
Сработает ли принцип нормкора в вашей компании зависит от вида деятельности и целевой аудитории. Нормкор подойдет тем, кто:
Нормкор маркетинг: как скучное стало крутым
Я Антон Удодов руководитель агентства Kuraga. Предлагаю погрузится в современную историю маркетинга и узнать, что такое нормкор маркетинг, в чем его особенность и почему он эффективен.
Нормкор — это сокращение от английского normal (нормальный) и core (ядро). Вместе получается что-то в формате «нормальная основа» или даже «обычная база». Само понятие пришло из модной индустрии, когда команда K-HOLE в начале 2010-х выразила идею «моды без моды». Вещи не должны отличаться от одежды других людей, быть броскими и перетягивать на себя внимание. Одежда для нормкоровцев — это просто необходимость, а не способ самовыражения. Суть движения нормкор сводится к базовым решениям, естественности и лаконичности. Люди устали бегать и решили остановиться.
Отличный пример нормкора — Стив Джобс (возможно, он это делал неосознанно). На публике Джобс спокойно появлялся в одном и том же: в джинсах и темной водолазке. И это было вполне «норм» и для него, и для окружающих.
Нормкор впоследствии ушел далеко за пределы фэшн-индустрии и добрался до образа жизни. Люди так устали от вечной спешки, горящих дедлайнов и потока информации, что стали жадно искать замедления. У них появились «медленные» привычки: медитации, массажи скребком гуаша, ритуал перемалывания кофе и медленного заваривания его в воронке. Миллениалы все чаще стали отдавать предпочтение спокойным хобби (раскраски-антистресс, вязание на спицах и картины по номерам). Так появилось и Slow TV (все эти видео с горящим 12 часов камином или поездом, рассекающим норвежские заснеженные дороги). В этих условиях кричащая, продающая реклама перестала работать. Людям нужен покой и тишина, а не мерцание рекламы у них на глазах. Тут и появился нормкор маркетинг.
А ТЕПЕРЬ О НОРМКОР МАРКЕТИНГЕ
Нормкор маркетинг позволяет людям избегать навязчивой рекламы с кричащими лозунгами и пестрящими сообщениями. Нормкор реклама расслабляет и погружает в момент. Да, там все равно будет присутствовать продукт, но никто не будет заставлять (или хотя бы сподвигать) вас купить его. Вы просто наблюдаете, погружаетесь, исследуете.
На словах это звучит довольно сухо. Согласны, что просто смотреть на текущую воду — скучно. Но когда вы измотаны бесконечным потоком задач, когда вы нормально не спали уже несколько недель, когда даже листать ленту Instagram — сложно, вот тогда текущая вода будет для вас идеальным контентом.
В случае с нормкором нельзя сказать «яркий пример» (потому что цвета здесь всегда выбираются приглушенные и комфортные для зрителя), так что мы выберем фразу «классный кейс». Так вот, классный кейс нормкор маркетинга — это реклама шотландского виски DIEGO с Ником Офферманом, который в течение 40 минут просто сидит с бокалом в кожаном кресле возле камина. Спойлер: на 21 минуте он скрестит ноги. Да, Ник просто пьет виски, но его умиротворенность, расслабленность и спокойствие на лице вызывают такой спектр положительных эмоций у зрителя. Хочется также взять и ничего не делать, просто наслаждаться. Кстати, 40 минут — это сокращенная версия; если постараться, можно найти полную — в ней 10 часов. https://www.youtube.com/watch?v=LS-ErOKpO4E
WWF в мае 2019 года запустили стрим, который должен идти ближайшие 450 лет. В кадре лежит пластиковая бутылка, которая разлагается. Занять это должно как раз 450 лет. За первые месяцы существования стрима почти полмиллиона человек подписали петицию, размещенную под видео. Она призывает разработать всемирное соглашение, запрещающее загрязнять Мировой океан пластмассовыми отходами. Почему-то сейчас, в марте 2021 года, стрим испытывает проблемы: часто видео просто не доступно. Но мы верим, что бутылка все еще там, и все еще разлагается. Смотреть на это — реально удовольствие. https://stopplasticpollution.eu/EN
Наш российский стартап Endel в конце 2020 года сделали коллаборацию с Grimes (жена Илона Маска, не забываем). С помощью искусственного интеллекта Endel подбирает звуки, которые помогут расслабиться или уснуть. Рекламой стал просто ролик в черно-белых тонах с успокаивающей музыкой и плавной графикой — это идеально продает сам сервис и коллаборацию. Здесь нет никакой агрессии, лозунгов или прямой продажи — но ведь работает?https://www.youtube.com/watch?v=w2fuw8NIKZc
А теперь возьмите Гарри Стайлза, добавьте звездное небо, подставьте аудиодорожку с мелодичным и успокаивающим голосом Гарри, все это конечно заверните в ч/б и… получите идеальную рекламу приложения для медитаций. Да, так и работает нормкор. Проще — лучше.https://www.youtube.com/watch?v=vlMqCfvanZo
ПОЧЕМУ НОРМКОР МАРКЕТИНГ ЭФФЕКТИВЕН?
Сегодня вокруг так много умных технологий, ярких оттенков, неоновых огней, громких высказываний и постоянных мерцаний, что ничем не примечательный материал на этом фоне сразу становится уникальным. Он выделяется. Но выделяется именно своей заурядностью. Реклама становится простой и показывает обычную жизнь, которую мы все живем. Нормкор — это инструмент, который помогает нам обратиться вглубь себя. Не сравнивать свою жизнь с ярким викендом бизнесмена на яхте с десятком молодых девушек и потоками мартини, а сравнивать ее со спокойным вечером у камина за бокалом виски. Нормкор в самом лучшем смысле заставляет не думать. Не вникать в тайные смыслы, не оценивать креатив, не торопиться жить. В погоне за спросом маркетологи придумывают невероятные вещи, изобретают новые технологии, открывают другие грани. Но иногда просто хочется спокойствия. Тем более сейчас так широко распространилась культура отрицания. Нет — конвенциональным стандартам красоты. Нет — пластику. Нет — быстрой моде. Нормкор маркетинг идеально вписывается в это отрицание. Нет — кричащей рекламе, ярким цветам и агрессивному принуждению к покупке.
Задача рекламы — реагировать на изменения в жизни целевой аудитории. Если люди хотят тишины и отдыха, они ее получают.
КОМУ ПОДОЙДЕТ НОРМКОР МАРКЕТИНГ?
Да, нормкор — это классно. Но не всем сферам это подойдет. Возможно, ваш продукт слишком сложный (продажа недвижимости) или не совпадает с ценностями нормкора (броские украшения). Будет ли работать в вашей компании нормкор маркетинг, зависит от вида деятельности и целевой аудитории. Собрали три вида деятельности, которые могут начать использовать нормкор уже сейчас.1) Рестораны или производители продуктов. Прием пищи все чаще становится осознанным: мы стараемся не смотреть в телефон, когда завтракаем, и не отвлекаться на рабочие задачи во время ланча. Рестораторы или производители продукции могут в рекламных материалах транслировать спокойный ужин при свечах или показывать путь, который проходит помидор, прежде чем стать частью шакшуки.
2) Любое производство. Зрителю действительно интересно следить за каким-то путем продукта. Это может быть путь создания детали для автомобиля или процесс покраски елочной игрушки. Любая монотонная работа, любой цикличный процесс — все это люди будут смотреть хоть на протяжении нескольких часов.3) Продукты, которые используются монотонно. Карандаши, пластилин, ручки для письма, ежедневники, книги и даже кроссовки (в которых можно долго идти по прекрасному парку где-нибудь в Париже). Покажите монотонность в ее самом красивом проявлении.
Нормкор маркетинг или почему пора делать «скучную» рекламу!
6 января 2016 года. Англия. В течение нескольких часов более 500 000 человек следят за тем, как житель Ньюкасла транслирует в Periscope… лужу. Лужу и тех людей, которые пытаются её перепрыгнуть. В результате 20 000 человек одновременно онлайн и более 100 000 твитов за 48 часов. Про лужу!
29 апреля 2016 года. Если вы включите лондонский канал Chanel 4, «насладитесь» 3-минутным роликом о том… как парень красит забор. Не хватило драйва? Полную 11-минутную версию можно пересмотреть на YouTube и увидеть развязку – высохла краска или еще нет. Таких любопытных, кстати, было 12 000 зрителей.
За две недели до этого британский производитель здоровой пищи гигант Waitrose показал в прямом эфире одну из своих ферм глазами… коровы. Камеру GoPro закрепили на голове рогатой, и та снимала целый день, как гудят пчелы, пасутся курицы, шумит трава. Целый день снимала – целый день народ не отлипал от мониторов.
В декабре 2015-го один из крупнейших в мире производителей элитного алкоголя DIAGEO выпустил еще более «увлекательный» ролик. Актер Ник Офферман 45 минут перед камерой у камина пил виски. Бутылка стояла на столе, Ник за это время сказал ровным счетом НИЧЕГО.
Что вообще происходит?
Если сравнить с традиционными шумными рекламными инструментами, эти ролики привлекают внимание подчеркнутым спокойствием. Это пример чистейшего нормкор маркетинга – медленного маркетинга, который уверенно поднимает голову на западе и, быть может, прорастёт и в России.
Само по себе медленное движение началось раньше – в 1986 году, когда Карло Петрини организовал кампанию против фаст-фуда. С этих пор концепция распространилась и на другие отрасли.
Посмотрите вокруг – кроме ресторанов медленной еды (Slow Food), уже появились выделенные онлайн-каналы медленного телевидения (Slow TV), искусство медленной фотографии, культура замедления ритма жизни (Slow Movement). Конечно же, должна была появиться и медленная реклама!
Современные технологии шагнули так далеко, что, казалось бы, способны на что угодно. Графика, динамика, виртуальная реальность. Не удивительно, что иногда сознание просит отдыха и живее всего реагирует на спокойные и банальные вещи. Работая на полную катушку 24 часа 7 дней в неделю, мы чаще получаем удовольствие от созерцания какой-нибудь лужи…
Эту лужу увидели более 500 000 человек, на EBAY предприимчивый тип продавал даже бутылку с водой из этой лужи. Ставки просто взрывают мозг:
В 2015 году, согласно исследованию американского агентства IBISWorld, которое оценивает темпы роста промышленности, только в США годовой оборот компаний, связанных по роду деятельности с медитацией или познанием себя, составил около 1 миллиарда долларов США.
Другой пример. Стремление покупателей отдохнуть от суеты в разы увеличило спрос на продукцию британской сети Waterstones – раскраски для взрослых (такие сложные, заковыристые, требующие много времени). В результате рост продаж в 2015 году превысил 300%. Пришлось даже дополнительных рабочих нанимать, чтобы было кому делать больше карандашей под это дело.
Согласитесь, маркетологи не должны пропустить мимо ушей этот перелом в мозгах такого количества людей!
5 причин, почему нормкор маркетинг работает:
Как реагировать брендам?
Первое, с чем должны смириться компании, – потребители перегружены. И часто перегружены второсортным шлаком. На Kickstarter даже появилась петиция от жителей лондонского Тоттенхэма, которые решили собрать деньги и заменить всю рекламу в подземке на милые изображения котиков. Причина «Хватит постоянно просить нас покупать всякую фигню».
На горизонте вырисовываются большие возможности для брендов, которые уважают личное пространство людей и принимают медленный темп общения с потребителем. Как правило, такие отношения оказываются более тесными и доверительными.
Сегодня несколько минут тишины – роскошь, так что компании, способные подарить их своим клиентам, быстро выйдут в дамки. К примеру, британский бренд Waitrose использует 30 секунд эфирного времени не для того, чтобы будоражить беспокоить вас. Вместо этого они дарят 30 секунд тишины и спокойствия посреди рекламного хаоса. Пока остальные грохочут и поют, Waitrose окружает вас звуками природы. Ничего не просит и не спрашивает. Разве такой подход может не запомниться?
Конечно, этот метод не для каждого. Чем больше будет появляться подобных рекламных кампаний, тем быстрее метод приестся и потеряет эффективность. Но есть еще одно «но». Важно, чтобы философия компании соответствовала такому способу продвижения. Если мы говорим о производителе органических продуктов питания, то трансляция с поля будет в тему. А вот в случае, скажем, с молодежной моделью смартфона целевая аудитория попросту не поймет такого хода.
Уверен, что будет немало провалов в попытках «закосить» под новый тренд. Если даже такой гигант как McDonalds «спалили» на недобросовестном подражании стилю нормкор:
Согласитесь, постановка выглядит недостаточно реалистичной. На троечку.
Уже можно приступать?
На месте российских компаний я бы крепко задумался о такой возможности. Как мне кажется, это не очередной тренд на месяц-полтора, а новое направление в маркетинге – новый способ взаимодействия с потенциальным клиентом.
Конечно, большое значение играет личность и глубина изучения целевой аудитории. Если среди вашей ЦА преимущественно активная молодежь, тщетно пытаться. Если наоборот – люди за 30, которые успели устать от ритма жизни, – можно смело попробовать.
К примеру, нормкор маркетинг имеет все шансы для компаний, которые:
Одно ясно точно! Думающая о будущем компания должна в любом случае рассмотреть нормкор маркетинг как вариант продвижения товаров/услуг. С одной стороны, чтобы полностью отмести её и понять, что ничего нового она не даёт, с другой – чтобы оставаться в тренде и не «прощелкать» потенциально мощнейший инструмент для роста.
Эту лужу увидели более 500 000 человек!
Среднее время просмотра этого стрима о ферме 4 минуты 48 секунд!
Увлекательно красит, правда?
Ни единого слова за 45 минут…