Что такое нотация epc
Нотации бизнес-процессов IDEF0. EPC. BPMN.
Нотации – графические модели, которые используются, чтобы фиксировать бизнес-процессы, анализировать их и оптимизировать. По сравнению с текстовыми описаниям, графические модели занимают меньше места, помогают увидеть алгоритм наглядно, представить, как он проходит от начала до конца. Однако, в отличие от текстового описания, графическая модель хуже передаёт детали.
Нотации применяются, чтобы сотрудники могли понять и запомнить схему, по которой они должны, к примеру, обрабатывать заявку на поставку партии товара. А руководителю схема будет полезна, чтобы он мог найти проблемные или избыточные элементы (этапы, сотрудников), внести нужные корректировки. Часто это помогает ускорить или удешевить работу компании.
По аналогии с языками программирования, нотации называют языками моделирования бизнес-процессов.
Сегодня в мире наиболее популярны 3 нотации:
Когда возникли нотации?
Первая, IDEF0, возникла в армии, точнее – в ВВС США, произошло это в 1980-х годах. Целью была оптимизация работы предприятий, выпускающих военную продукцию.
Вторая, EPC (Event-driven Process Chain), появилась на 10 лет позднее. Её название (“цепочка событийных процессов”) даёт понять, что фокус сделан именно на событие.
Нотация BPMN – часть концепции BPM (управления бизнес-процессами). Впервые она возникла в 2004 году (версия 1.0) и несколько раз модернизировалась в 2008, 2009, 2011 и 2013 годах. Самая последняя версия – BPMN 2.0.2.
Рассмотрим особенности каждой из нотаций и их отличия.
Нотация IDEF0
Она позволяет создать модель, которая будет отражать:
Модель IDEF0 разворачивается одновременно слева направо и сверху вниз, по диагонали. Объекты, расположенные левее / выше, доминируют над теми, которые находятся правее / ниже. Доминирующие объекты могут включать в себя зависимые: например, доставка заказа – это элемент, входящий в состав более масштабного процесса управления заказами. Также доминирующие объекты могут являться предшествующими этапами для зависимых: получение заявки – согласование заявки.
Главное достоинство IDEF0 – крайне высокая степень детализации, можно создать модель, которая будет учитывать на каждом этапе практически все ресурсы, сотрудников, которые потребуются даже для самых сложных алгоритмов. Недостатком является то, что графическая модель занимает очень много места, её тяжело читать, не имея специальных навыков.
Ещё один минус: с помощью IDEF0 лучше всего описываются модели, где бизнес-процесс представляет собой одну цепочку, без развилок. Если на пути он встречает множественные “или”, работать с IDEF0 становится очень сложно.
Нотация EPC
Она использует значительно больше элементов – разноцветных фигур.
Модель разворачивается сверху вниз, более высокие элементы предшествуют более низким.
В качестве соединительных элементов используются, помимо стрелок, разделители “и”, “или”, “исключающее или”. Благодаря этому EPC лучше подходит для ветвящихся бизнес-процессов.
Чтобы выстроить схему, сначала определяются стартовое / финальное событие, затем – промежуточные события, необходимые для них исполнители, ресурсы.
Достоинство EPC – простота для восприятия. Разноцветные элементы делают модель более “живой”, приятной для глаз, а это немаловажно, если требуется нарисовать схему для сотрудников или провести презентацию.
В отличие от предыдущей нотации, эта позволяет выстроить сложные развилки и длинные параллельные ряды событий. Каждый элемент можно разложить на более мелкие элементы, построив для него отдельную схему.
Главный недостаток EPC в том, что её структурной единицей является событие, поэтому приходится создавать события для любых, даже самых незначительных этапов. EPC справедливо критикуют и за обилие тавтологических элементов: задача “определить исполнителей” – событие “исполнители определены”, задача “согласовать договор” – событие “договор согласован”. Если схема длинная и сложная, такие элементы её перегружают, как и многочисленные стрелки от “исполнителей” к “”событиям”, особенно если один исполнитель отвечает за множество событий, или на одно событие назначено несколько сотрудников.
Нотация BPMN
Её центром является именно бизнес-процесс, и она используется, чтобы показать алгоритм его прохождения.
Базовая нотация BPMN включает не более 10 типов значков и помогает описать алгоритм в такой форме, которая будет понятна бизнес-пользователю, не прошедшему специального обучения. Расширенная BPMN содержит около 100 значков и позволяет сделать регламент машиночитаемым, причём не допуская разночтений.
Главное преимущество BPMN – она лучше всего подходит, если нужно описать именно бизнес-процесс, сделав его понятным даже для рядовых сотрудников. Сегодня BPMN пользуется популярностью: большинство вендоров, предлагающих системы BPM, предусматривают работу c BPMN: схему, созданную с её помощью, можно сделать исполняемой, подключив возможности информационной системы.
Недостаток BPMN в том, что она зациклена на бизнес-процессах и плохо подходит для описания структуры предприятия или дерева целей. При использовании расширенной версии схема усложняется, и понять её человеку без специальных навыков будет уже сложно.
В целом BPMN сегодня наиболее распространена, именно она пользуется наибольшим уважением в международной Ассоциации BPM-профессионалов (ABPMP). Выбор нотации для конкретного случая зависит от того, что именно будет описываться с её помощью, а также от информационных систем, которые планируется применять.
Low-code BPM платформа от Comindware обеспечивает возможность моделирования исполняемых бизнес-процессов на основе нотации BPMN, а также строить высокоуровневые бизнес-процессы с помощью Архитектурных диаграмм.
Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.
Как моделировать бизнес-процессы в нотации eEPC?
В ходе своей работы и преподавания я сталкиваюсь с описанием бизнес-процессов организации в нотации eEPC (Extended event driven process chain), которая принята стандартом де-факто для описания процедур и регламентов после обследования деятельности организации. К сожалению, используя эту нотацию очень просто допустить ошибки моделирования, не зная правил, по которым она составляется. Эти ошибки приводят в последующем к несоответствию логики процесса, и как следствие – непониманию реальной ситуации в организации. Эта статья является некоторым обобщением моего опыта моделирования бизнес-процессов, и надеюсь, послужит некоторым читателям полезным руководством.
Для начала вспомним, что называется процессом. Определений процесса очень много, остановимся на наиболее известном и формальном из них: процесс — логически упорядоченная взаимосвязанная последовательность действий (работ, операций), выполняемых должностными лицами и подразделениями организации для получения желаемого конечного результата (достижения цели, решения задачи, реализации программы, предоставления услуги).
Моделирование в нотации eEPC представляет собой описание последовательности функциональных шагов (действий) в рамках одного бизнес-процесса, которые выполняются сотрудниками (отделами, департаментами) и позволяет осуществлять связь между организационной и функциональной моделями, поэтому эта нотация является идеальной для описания сценариев и процедур.
Объектов, которые можно использовать в модели, очень много, но зачастую пользуются только несколькими из них: интерфейс процесса, событие, логические правила, функция и объекты организационной схемы (должность, сотрудник, отдел).
Большинство ошибок в модели делается из-за неправильного использования логических операторов и их сочетаний. Их всего три: и, или, исключающее или. Я приведу несколько примеров их использования на примере простых моделей.
Самыми распространенными ошибками являются использование оператора «ИЛИ» и «исключающего ИЛИ» после события, например:
Обе эти ситуации запрещены, так как событие не может принимать решения. В данном случае единственными вариантом является использование оператора «И»:
либо добавление двух дополнительных состояний:
Еще одной ошибкой является пропуск логических операторов, когда событие имеет две исходящих связи, или функция имеет две входящих связи.
Самой распространенной ошибкой является неправильное использование обратной связи, например, как тут:
В данном случае пропущен логический оператор, то есть нарушено правило о том, что функция может иметь только одну входящую связь. Также ошибкой будет, если в качестве логического оператора будет использован оператор «И». Единственно правильным решением в данном случае является использование логического оператора «исключающее ИЛИ»:
Практика применения стандарта моделирования EPC
«Чем нагляднее передана информация, тем быстрее и точнее ее воспримет тот, кому она адресована». Эту истину давно и активно используют маркетологи, педагоги и исследователи. Не остались в стороне и менеджеры. В этой статье рассмотрена нотация EPC как один их наиболее популярных современных методов, который позволяет сделать описание сложной работы не только удобным, но и гораздо более точным и понятным всем участникам проекта или процесса.
История возникновения графических стандартов моделирования
Сейчас, когда темпы развития всех процессов в обществе растут и системы усложняются, управление как искусство воздействия на людей вынуждено приобретать еще и способности к системному управлению, схожему с управлением инженерными системами. В начале 90-х годов прошлого века в бизнес-лексикон вошло слово « реинжиниринг Майкл Хаммер и Джеймс Чампи впервые ввели это определение в своей книге «Реинжиниринг корпорации» ». А вслед за ним появилось и понятие «инжиниринг» бизнеса. Если первое – это перепроектирование бизнес-процессов, то второе – проектирование эффективной организационной системы с нуля.
Эта тенденция свидетельствует о том, что давно и достаточно успешно ведется поиск методов описания и даже конструирования организации как системы. Если мы будем рассматривать менеджмент не только как искусство, но и как науку, то ему, как и любой другой научной дисциплине, нужны свои специфические системы обозначений для фиксации формул и законов. Такие системные решения с успехом используют инженеры во многих областях деятельности, химики, физики, математики и др.
Социально-экономическая система, коей является организация, гораздо более разнообразна, чем естественные науки, и единой формы записи «аксиом», управленческих формул так пока и не найдено. Но дорожка проложена. А начинается она со всем нам известных блок-схем, которые позволяют описать порядок действий для достижения заданного результата. Но, к сожалению, изобразительные возможности блок-схемы очень ограниченны, и она не позволяет отобразить всего многообразия элементов процесса управления бизнесом.
На сегодня вариантов блок-схем, с помощью которых можно изобразить взаимодействие людей и систем в процессе созидательной деятельности, разработано достаточно много. Они объединены в комплексы инструментов для того, чтобы более полно описать все аспекты деятельности предприятия. Такие инструментальные средства называют методологиями моделирования. Наиболее полными и известными являются три из них:
Для полного и всестороннего описания деятельности предприятия приходится использовать разные графические стандарты, которые заложены в методологию и называются нотациями. Но для решения узких задач достаточно выбрать ту нотацию, которая и придумана для соответствующего описания. Выше вашему вниманию представлен один из графических видов нотаций, о которой речь пойдет в настоящей статье.
Особенности нотации EPC
Нотация моделирования EPC (Event-driven Process Chain) ориентирована на построение алгоритмов взаимодействия в процессе выполнения конкретной работы. Её главными элементами являются:
Эта нотация является составной частью методологии ARIS, автор Вильгельм-Август Шеер, разработана в начале 1990-х гг. В конце предыдущего раздела на рисунке продемонстрирован общий вид процесса стандартизации работы с использованием нотации EPC. Рассмотрим особенности описания бизнес-процессов организации с помощью этой нотации. Даже не вникая в суть схемы, сразу бросается в глаза чередование красных и зелёных элементов – это и есть цепочка событий и процессов, заложенная в названии нотации. Состав элементов модели определяется четырьмя основными позициями.
Вполне вероятно, что в ходе описания модели процесса мы соберемся применить информационную систему. Тогда сможем её отобразить с помощью специальных трехуровневых наборов элементов ( оранжевого цвета ).
У баз данных традиционно есть свое изображение – в виде цилиндра. Хотя использование их без информационной системы и системы без базы данных на сегодня мне представляется невозможным. Для отображения логики переходов между функциями используются логические операторы, которые помогают конкретизировать условия выполнения параллельных работ или возникновения событий. Они показывают варианты слияния или ветвления как функций, так и событий. Логических операторов всего три: «И», «ИЛИ» и «Исключающее ИЛИ». В разных системах могут использоваться их разные графические обозначения.
Алгоритм построения диаграммы EPC
Как мы видим, несомненным преимуществом данной нотации является интуитивно понятный набор элементов и правил построения диаграмм. Для создания диаграмм процессов рекомендуется использовать специальные программы для моделирования процессов. Для EPC это, в первую очередь, система ARIS. Но она дорогая и достаточно сложная, и для небольших периодических проектов по упорядочиванию деятельности подразделений не используется.
Простота и популярность нотации стимулировало создание других инструментов для рисования бизнес-процессов, в том числе в нотации EPC. Самым простым из них является Visio – один из шаблонов в нем так и называется – «Схема EPC». Наиболее полезным инструментом для меня является система Бизнес Студио. В ней, кроме возможности нарисовать процесс, можно автоматически сгенерировать документ (Регламент процесса) и рабочие инструкции для его участников, что заметно облегчает рутинную часть процесса разработки стандартов деятельности.
Цвета и обозначения вторичных элементов в разных программах могут немного отличаться, но общие правила всегда выдержаны. На представленном в первом разделе статьи примере нотации EPC отражен упрощенный алгоритм работы с данной нотацией. Давайте разберем его по шагам.
После выполнения всех шагов мы получаем детальный план выполнения процесса, понятный его исполнителям. А четко обозначенные события и результаты позволяют настроить точки контроля для всех значимых этапов процесса. И я вновь отсылаю вас к примеру визуальной модели, размещенной в начале статьи.
Преимущества и недостатки нотации EPC
Использование EPC помимо простоты и доступности имеет следующие преимущества.
В то же время эта нотация не стала единственной и неповторимой в силу следующих недостатков.
По своему опыту, я могу сказать, что локальные рабочие процедуры, нарисованные в данной нотации, вполне удобны как для разработчика, так и для пользователя инструкции. Нотация подойдет и для проект-менеджеров, поскольку позволяет им наглядно планировать распределение работ в проекте на интуитивно понятном для разных участников проекта языке. А для разработки более сложной многоуровневой модели деятельности предприятия больше подходят другие нотации моделирования, которые мы рассмотрим в следующих статьях.
Использование нотации eEPC для графического описания бизнес-процессов
Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия.
Козьма Прутков
Введение в нотацию eEPC
В настоящее время существует множество различных принципов графического представления бизнес-процессов, именуемых нотациями. Почему их много? Этот вопрос уже десятки лет задает себе каждый, кто сталкивается с необходимостью описать бизнес-процессы. Давайте разберемся с причинами. Их три (на мой взгляд):
Главный «стержень» нотации eEPC
Как я уже упоминал, в дословном переводе аббревиатуры eEPC кроется понятие событийности. Это очень важный момент, на котором и строится весь принцип построения схемы. Итак, есть два ключевых понятие: «Событие» и «Функция». Когда кто-то первый раз попытаетесь нарисовать свой процесс в виде диаграммы eEPC, то часто возникает вопрос, а чем отличается событие от функции? Это надо четко себе уяснить, иначе получится непредсказуемый результат. Так вот: событие – это факт свершения чего-либо, причем не имеющий продолжительности во времени, либо это время стремиться к нулю (или не имеет значения). Причем событие всегда вызывает необходимость исполнения функции, и исполнение функции всегда заканчивается событием Поясню на примере. Звонит телефон. Менеджер взял трубку для телефонного разговора. В данном случае «Звонит телефон» — это событие. Телефонный разговор – это функция. Разговор завершен (повесил трубку) –снова событие. Таким образом, наблюдается событийная цепочка: Звонок – разговор – завершение звонка. А завершении звонка наверняка потребует выполнение новой функции: запись результата звонка и т.д.
Давайте попробуем это нарисовать. Для начала надо выяснить, как отображаются элементы «Событие» и «Функция».
Вот такие два простых элемента составляют основу правил описания бизнес процессов в нотации eEPC. Думаю, надо сказать пару слов об используемых цветах. Если Вы сталкивались с описание процессов в других нотациях, как правило они были черно-белые. И это правильно, явной зависимости содержания от цвета быть не должно, т.к. схема может быть нарисована карандашом на бумаге, распечатана на черно-белом принтере и пр. В данном случае (в нтации eEPC) так исторически сложилось, что элементы имеют определенные цвета. Не сказать, чтобы это было обязательно, но привычка вырабатывается, да и восприятие в электронном виде лучше – сразу видно что есть что. Эти цвета можно рассматривать как рекомендацию. Почему они такие? Точно не уверен, но мне кажется от того, что компания ARIS, когда сделала в своем продукте поддержку нотации eEPC, дала им такие цвета, они и «прижились». Кстати, иногда эту нотацию еще называют «ARIS», «ARIS EPC», что является не совсем верным, т.к. компания ARIS не изобретала эту нотацию, а сделала ее поддержку в своей программе моделирования бизнес-процессов. В общем, рекомендую использовать цвета. Главное, чтобы сама форма элементов не была одинаковой (т.е. отличаться лишь цветом), т.к. в черно-белом варианте это может вызвать путаницу. Существуют и другие правила, которые позволяют придать «стройность» диаграмме eEPC, мы будем о них говорить.
Итак, есть событие, есть функция. Как они связаны? Мы видим, что событие1 привело к необходимости выполнять некую функцию, которая завершилась событием2. Если применительно к примеру с телефонным звонком, то будет так:
Связку событие – функция — событие принято отображать сверху вниз в одну линию либо слева направо. Направление цепочки указывается связывающими линиями со стрелками.
Мы видим, что оператор выполняет обработку входящего звонка, действуя в соответствии с правилами обработки входящих звонков и использует для этого программу «CRM». Ни входящих, ни исходящих документов при этом не используется.
Как я уже упоминал, одной из сильных сторон нотации являются элементы логики. Одновременно это и один из самых сложных для понимания моментов. Поэтому, сначала я приведу пример, а потом мы отдельно будем разбираться с элементами логики.
Пусть в нашем примере будет так: в случае заинтересованности клиента дальнейшую работу с ним проводит менеджер по продажам и выставляет коммерческое предложение, которое отправляет по почте с использованием почтового клиента «MS Outlook». Если заинтересованности нет, то обработка звонка завершена. В реальной жизни хорошо бы использовать и правила завершения звонка, но это я так, к слову, пока это упростим. Вот что получится:
Элементы логики в схемах нотации eEPC
Как видите, существует два варианта графического представления элементов логики. Они ничем не отличаются, совершенно альтернативные. Я привел их оба, т.к. на практике в различных источниках можно увидеть оба варианта. Какой из них использовать, решать Вам. Мне больше нравится первый.
Теперь необходимо разобраться с применением элементов логики. Сначала рассмотрим встречающиеся варианты, затем перейдем к примеру. Разберем каждый элемент в отдельности.
Логический элемент «И».
Когда для выполнения функции требуется одновременное выполнение нескольких событий:
Пример: Если закрыт отчетный период (событие 1) и наступил срок подачи отчета руководителю (событие 2), сотрудник готовит ежемесячный отчет.
Соединение элементов, если при выполнении функции, возникает несколько событий:
Пример: Завершена некоторая работа с заказчиком. Одновременно зафиксировано два события: взаиморасчеты сверены (событие 1), акт подписан (событие 2).
На практике такое применение встречается не часто. Как правило, если в одной функции объединено много действий.
Соединение элементов, если при выполнении нескольких функций, возникает событие:
Пример: Кладовщик собрал заказ (функция 1), оператор выписал документы (функция 2), товар готов к отгрузке (событие).
Соединение элементов, если возникновение одного события приводит к выполнению нескольких функций:
Пример: Поступила партия товара (событие). Одновременно начинается отгрузка ранее заказанного клиентами товара и размещение оставшегося на складе.
Логический элемент «ИЛИ».
Соединение элементов, если одно из событий может вызвать выполнение функции:
Пример: Поступила заявка по телефону (событие 1) или поступление заявки по электронной почте (событие 2) приведет к необходимости ее обрабатывать.
Соединение элементов, если одна функция может вызвать как минимум одно событие:
Пример: Подготовлен и отправлен товар счет для отправки клиенту. Счет мог быть отправлен по почте (событие 1), по факсу (событие 2).
Соединение элементов, когда выполнение нескольких функций вызовет событие:
Пример: Оказана услуга (функция 1) или продан товар (функция 2), возникла задолженность у клиента (событие 1).
Логический элемент «ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ».
Соединение элементов, когда для выполнения функции необходимо одно и только одно из событий:
Пример: Клиент приехал в магазин лично (событие 1) или совершил заказ через интернет (событие 2). Необходимо выполнить отгрузку товара (функция 1).
Соединение элементов, если в результате выполнения функции происходит максимум одно из событий:
Пример: Решение либо принято либо нет.
Соединение элементов, если событие произойдет после того, как будет выполнена одна и только одна из функций.
Пример: Доставка товара осуществлена (событие 1) либо собственным транспортом (Функция 1), либо транспортной компанией (функция 2)
Корректное применение элементов логики требует определенной практики. Но это не сложно. Надо отметить, что не все рассмотренные комбинации широко применяются на практике (а вообще это определяется образом мышления аналитика).
Попробуйте применить элементы логики на практике. Если будут трудности, напишите мне, постараюсь помочь.
Расширение нотации собственными элементами
Как я уже говорил, eEPC является не совсем нотацией, а именно правилами описания. И эти правила не запрещают добавлять собственные элементы на схему. Главное, чтобы эти элементы были понятными, и существовал документ, где такие расширения элеметов зафиксированы. Например, я использую следующие дополнительные элементы, которые возникали постепенно в процессе описания реальных процессов для различных задач, от простого описания для постановки задач для автоматизации.
Файл с данными. Используется, если в результате выполнения операции создается файл данных, или файл используется для выполнения операции.
База данных. Используется при описании информационных потоков между автоматизированными системами.
Картотека. Используется для отображения бумажной картотеки или архива.
Материальный поток. Используется для обозначения входящих и исходящих материальных потоков, а также ресурсов, потребляемых при выполнении процесса. Материальный поток отображается слева от сопровождающих его документов.
Кластер информации. Используется для обозначения структурированной информации (представление сущности). На диаграмме может применяться для обозначения документов, сформированных программным образом при использовании пользовательских приложений. В этом случае элемент «Кластер» располагается слева от соответствующего документа. Т.е. говорит о том, что пользователь не просто создал бумажный документ, но и создал его экземпляр в программе.
Соглашения о правилах размещения фигур на схеме
Сама по себе нотация eEPC не предъявляет жестких требованиях в расположении элементов друг относительно друга, хотя принято рисовать схему сверху вниз или слева направо. Есл это не унифицировать в случае работы нескольких специалистов, то может получиться своеобразный «винегрет». Что бы этого избежать, рекомендуется выработать и утвердить свои правила расположения элементов.
Я придерживаюсь (и рекомендую) следующих правил:
Идентификация элементов на диаграмме
Как известно, грамотный подход к описанию бизнес-процессов предусматривает их идентификацию, т.е. когда каждый процесс имеет свое кодовое название. Соответственно, отдельные функции внутри процесса также имеют свои названия и идентификаторы.
Обязательной идентификации на диаграмме подлежат фигуры «Документ» и «Функция».
Документ идентифицируется посредством указания в левом верхнем углу кода отчета или документа в соответствии с реестром. Документы, полученные от поставщиков товаров и услуг (входящие), идентифицируются только по наименованию.
Функция идентифицируется указанием порядкового номера функции для данной группы процессов. Т.е. номер функции начинается всегда с кода группы процессов. Вопросы выявления групп процессов выходят за рамки данной статьи, мы рассмотрим их отдельно. Причем, научиться выявлять процессы следует до того, как Вы начнете их описывать, иначе может возникнуть стремление описать всю деятельность компании на одной диаграмме, как иногда пытаются сделать.
Поэтому, сейчас я лишь покажу на примере, как это может быть представлено на схеме. Вернемся к примеру с обработкой звонка. Предположим, что отделу продаж мы присвоили код «04», процессу обработки входящего контакта код «ВК». Тогда схема примет следующий вид (идентификация выделена красным для наглядности). Код документа при этом указывает на порядковые номер документа в общем реестре документов (мы это тоже будем рассматривать отдельно, когда доберемся до обследования системы документооборота).
Отображение обратной связи
При построении моделей часто возникает необходимость цикличного выполнения процесса по некоторому условию или необходимость отобразить деятельность лиц, принимающих решения. В этом случае речь идет об обратной связи.
Для отображения обратной связи по управлению используется принцип «прямого включения» в процесс дополнительной функции управления с последующим ветвлением (используется логический элемент «Исключающие ИЛИ»). Например:
Текстовое описание процессов
Как бы мы не старались отобразить бизнес-процесс на схеме, добиться полной детализации не получится, иначе можно погрязнуть в бесконечных цепочках элементов и условий. Чтобы этого избежать, а также добавить к описанию процесса информацию, которую нельзя отобразить графически, описание дополняют текстовым сопровождением. Для этого разрабатывают различные текстовые шаблоны, которые заполняют в процессе описания. Формы таких шаблонно могут быть разными, включать в себя отдельные разделы с описанием входов и выходов, потребляемых ресурсов, используемом программном обеспечении и пр.
В простейшем случае шаблон описания бизнес-процесса может выглядеть так:
Бизнес-процесс: | Обработка входящего контакта | 04.ВК |
Функции процесса: | ||
Наименование | Описание | Номер на схеме |
Обработка входящего звонка | При поступлении входящего звонка оператор обрабатывает звонок в соответствии с правилам обработки входящих звонков. Выявляет интерес клиента, предоставляет информацию об услугах | 04.ВК.01 |
Формирование коммерческого предложения | При наличии интереса клиента, оператор передает контакт менеджеру по продажам. Менеджер по продажам готовит коммерческое предложение и отправляет клиенту по электронной почте | 04.ВК.02 |
Показатели процесса: | ||
Наименование | Способ оценки / измерения | |
Количество отказов | Статистика по базе данных |
За рамками данной статьи остались такие важные темы, как сбор информации, выделение бизнес-процессов, декомпозиция, выделение показателей. Данные вопросы мы обязательно будем изучать в дальнейших выпусках.