Что такое нотный стан для детей
Конспект занятия «Нотный дом»
Татьяна Корнева
Конспект занятия «Нотный дом»
Познакомить детей с музыкальной грамотой.
• Научить слушать,петь и находить на нотном стане ноты, продолжить развивать музыкальные способности слух, голос.
• Дисциплинировать, научить вежливо общаться. Развивать коммуникативные навыки.
Видеопроектор, экран, ПК, фортепиано, доска, иллюстрации нот.
Ход занятия:
Под музыку дети входят в зал. Музыкальное приветствие (пение)дети садятся на стульчики.
Мы листок наш разлинуем
Пять линеек нарисуем
Нотный стан- нотный дом
Кто же проживает в нем
Дом стоит пятиэтажный
Каждый житель очень важный
Нота «До»солидная дама
Именно с нее начинается гамма
Шляпку носит. гуляет во двое
Очень дружит с соседкой –нотой «Ре»
Нота «Ре»хоть и в подвале живет
Но все видит,все знает всех раньше встает
Нота «Ми»в своей квартире поселилась выше «Ре»
Проживают ноты в мире дома ну и во дворе
Ну-ка спойте все «ФАСОЛЬ»
С нотой «Ми»они подружки
«Фа»чуть выше, дальше «Соль»
Замолкает очень редко
Выше «Соль»она живет
Громко песенки поет
Гордо смотрит с высоты
Все соседи встали в ряд
Гамму дружно спойте
Ноты назовите поскорей.
Дети с помощью музыкального руководителя хором произносят названия нот
А теперь отгадайте загадку
Есть клавиши белые
Три ноги и Три педали
У рояля младший брат
Радовать нас музыкой рад
Клавиши. педали. крышка открывается
Давайте подойдем поближе к нашему фортепиано посмотрим и послушаем, как звучат ноты.
Дети подходят к фортепиано. Музыкальный руководитель объясняет и показывает на клавиатуре, где находятся ноты.
Если мы споем ноты по порядку, то получится гамма. попробуем спеть. (исполняют гамму до мажор)
А теперь физкультминутка (Музыкальный руководитель держит в руках иллюстрации нот и скрипичного ключа.)
В правой руке у меня скрипичный ключ, а в левой нотка. Когда я подниму высоко скрипичный ключ все дружно хлопаем в ладошки, а если я поднимаю высоко нотку- топаем ногами…Приготовились. начали
Дидактическая Игра «Ноты заблудились»
Наши нотки заблудились
Сбежать со стана умудрились
Что же нотки не поют.
Только плачут и ревут
Проводите нас домой!
На доске изображен пустой нотный стан. Нужно заполнить его нотами, так что б получилась мелодия.
Музыкальный руководитель раздает детям картонные ноты,каждый ребенок крепит свою нотку на доску с нарисованным нотным станом и ключом на двухсторонний скотч, что б получилась мелодия. Когда задание выполнено, музыкальный руководитель предлагает детям спеть получившуюся мелодию на слог «Ля», на слог «Пи-пи», как цыплята, как котята «Мяу-мяу»,телята «Му-Му»и т. д.
Разучивание песни. «Машинист»авторы Е и С Железновы. Особое внимание уделяется последнему куплету, который поется нотами –сольфеждио.
Частичное исполнение песни «Машинист».
А нотам спать давно пора
Закрываем нотный дом
И дальнейших встреч мы ждем.
Подведение итогов. Музыкальное прощание (пение)Дети под музыку выходят из зала
Прикреплённые файлы:
Конспект занятия по аппликации «Дом, в котором я живу» Задачи: Побуждать детей к проявлению положительного отношения к окружающим. Помочь детям осваивать формы культурного, доброжелательного.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Дом» Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию, развитию речи и художественно-эстетическому развитию в старшей группе, тема.
Конспект контрольно-учетного занятия «Дом» в средней группе Задачи: • закреплять умение диалогической и полилогической речи; • формировать навык охотно вступать в речевое общение с окружающими; •.
Конспект занятия «Наш дом — Земля» К СЕМИНАРУ ДЛЯ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МКОУ СОШ (ДОУ) ЗАМ. ДИРЕКТОРОВ ПРОГИМНАЗИЙ. КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Дом, в котором мы живём. Из чего состоит дом» Вид занятия: Коммуникация Формы образовательной деятельности: непосредственно образовательная деятельность ; дидактические игра; беседа;.
Конспект занятия «Если чужой приходит в дом» Конспект занятия «Если чужой приходит в дом. » Цель: научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни. Ключевые слова: доверчивый.
Конспект занятия «Наш дом» ТЕМА: «Наш дом» Коррекционно-образовательные цели: Обогащение словаря по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о назначении,.
Конспект занятия по рисованию «Празднично украшенный дом» Конспект занятия по рисованию» Празднично украшенный дом». Цель: Учить детей передавать впечатление от праздничного города в рисунке. Закреплять.
Конспект занятия «Дом, где мы живем» ПОЧЕМУЧКА Занятие № 1. Дом, где мы живем 1. География Задачи: 1. Активизация и систематизация знаний о планете Земля, ее форме. 2. Познакомить.
Ноты на нотном стане и картинки с названиями нот
В домашних и школьных музыкальных занятиях с детьми необходимы самые разные заготовки. На этой страничке мы подготовили для вас такие материалы, которые просто необходимо иметь под рукой, если вы занимаетесь с малышами.
Ноты на нотном стане
Первая заготовка – это небольшой плакат с изображением основных нот скрипичного ключа и басового ключа (первая и малая октава). Сейчас на рисунке вы видите миниатюру – уменьшенное изображение этого плаката, чуть ниже представлена ссылка на скачивание его в оригинальном размере (формат А4).
ПЛАКАТ «НАЗВАНИЕ НОТ НА НОТНОМ СТАНЕ» – СКАЧАТЬ
Картинки с названиями нот
Вторая заготовка нужна при первом знакомстве ребенка с нотами, именно для проработки названия каждого из звуков. Она представляет собой карточки собственно с названием нот и с изображением предмета, в имени которого слоговое название ноты встречается.
Художественные ассоциации здесь выбраны самые традиционные. Например, для ноты ДО выбран рисунок домика, для РЕ – репки из знаменитой сказки, для МИ – игрушечного мишки. Рядом с нотой ФА – факел, с СОЛЬ – обычная поваренная соль в пакете. Для звука ЛЯ подобрана картинка лягушки-квакушки, для СИ – ветки сирени.
КАРТИНКИ С НАЗВАНИЯМИ НОТ – СКАЧАТЬ
Выше предлагается ссылка, по которой можно перейти на полную версию пособия и сохранить его себе на компьютер или на телефон. Обращаем ваше внимание, что все файлы даются в формате pdf. Для прочтения этих файлов используйте программу или приложение для телефона Adobe Reader (бесплатно) или любое другое приложение, которое позволяет открывать и просматривать файлы такого типа.
Музыкальная азбука
Нотные азбуки – еще одна разновидность пособий, которые используются в работе с начинающими (главным образом, с детьми от 3 до 7-8 лет). В музыкальных азбуках кроме картинок, слов, стихов, названий нот обязательно есть также и изображения нот на нотном стане. Мы рады предложить вам целых два варианта таких пособий, а подробнее почитать о них и о том, как можно сделать подобные азбуки собственными руками или даже руками ребенка, можно почитать ЗДЕСЬ.
НОТНАЯ АЗБУКА №1 – СКАЧАТЬ
НОТНАЯ АЗБУКА №2 – СКАЧАТЬ
Нотные карточки
Такие карточки активно используются в период, когда ребенок основательно изучает ноты скрипичного и особенно ноты басового ключа. Они уже без картинок, их роль – помочь запомнить расположение нот и быстро узнавать их. Кроме того, их можно использовать для каких-то творческих заданий, решения ребусов и т.д.
НОТНЫЕ КАРТОЧКИ – СКАЧАТЬ
Дорогие друзья! А теперь предлагаем вам немного музыкального юмора. Удивительно смешным оказалось исполнение «Детской симфонии» Й. Гайдна оркестром «Виртуозы Москвы». Давайте вместе полюбуемся на уважаемых музыкантов, взявших в руки детские музыкальные и шумовые инструменты.
Как выучить ноты с ребенком?
Если вы хотите выучить ноты самостоятельно или позаниматься этим со своим ребёнком, то, прежде всего, вы должны получить представление о том, что же такое собственно ноты. Дело в том, что ноты – это записанные звуки. Точно так же как в речи, буквы – это записанные звуки. И потому и в языке и в музыке сначала нужно хотя бы немного познакомиться именно со звуками, и только потом с их начертаниями.
В данном мини-руководстве предлагается способ выучить ноты в несколько последовательных этапов. Руководство подходит как для обучения детей, так и для самостоятельного обучения нотной грамоте взрослых.
0 этап – получение базовых представлений о высоких и низких музыкальных звуках
Музыка – это искусство, а каждое из искусств говорит на своём собственном языке. Так, языком живописи являются краски и линии, языком поэзии – слова, ритмы и рифмы, для танца важны движения, красивые позы и мимика. Язык музыки – это музыкальный звук. Так вот, повторим еще раз, что только записанный на бумаге музыкальный звук и называют нотой.
Музыкальных звуков существует очень много, они разные – высокие и низкие. Если выстроить все звуки подряд начиная с низких звуков и до самых высоких, то получится музыкальный звукоряд. В таком звукоряде все звуки выстроились словно «по росту»: низкие – это большие, рослые нотки, как медвежата, а высокие – маленькие, как птички и комарики.
Так вот, звукоряд может быть большим по составу – звуков в нем просто море. Например, на клавиатуре фортепиано можно взять и сыграть аж целых 88 звуков. Причем, если мы играем на фортепиано подряд, то нам кажется, будто бы мы поднимаемся по ступенькам музыкальной лестницы. Попробуйте и послушайте сами! Слышите? Это очень ценное ощущение!
Совет! Если у вас в доме инструмента фортепиано или какого-либо его аналога (синтезатора) не имеется, то разыщите для себя виртуальную клавиатуру или установите приложение «Пианино» на свой телефон.
1 этап – проговаривание названий нот вслух
Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой.
Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий.
Рекомендуем! Если вы занимаетесь с ребёнком, заведите альбом – обычный альбом для рисования или даже просто папку для рисунков.
Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице.
Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно!
Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка села на такси!
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до –
Кошка села на метро!
2 этап – лесенка на фортепиано
Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано.
Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО.
Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. Более подробно о расположении нот и октав на фортепиано можно прочитать ЗДЕСЬ.
3 этап – запись нот на нотном стане
Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами.
Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать:
А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку;
Б) в промежутках между линейками, над и под ними;
В) подряд – на линейках и между ними без пропусков;
Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними.
Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки).
4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце
На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы.
Есть два способа рисования скрипичного ключа:
Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ.
Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане.
Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию:
Таким же образом постепенно (только не в тот же день и не за один раз) можно освоить ноты второй октавы. Слишком сильно торопиться и напрягать ребенка нотной грамотой не стоит, чтобы не пропал интерес.
5 этап – работа с «музыкальной азбукой»
Что представляет собой детский букварь? Изображение букв и предметов, названия которых с этих букв начинаются. Если освоение нотной грамоты идёт тяжело (например, если возрастом ребенок еще совсем малыш), то имеет смысл на некоторое время отвлечься и разбавить серьезность занятий красивыми наглядными материалами.
Музыкальную азбуку вы можете изготовить вместе с ребенком. Каждой ноте можно посвятить отдельный листок альбома – на нем нужно красиво написать название ноты, ее положение на нотном стане рядом со скрипичным ключом, а затем дополнить эту основу чем-нибудь интересным – стихами, словами, которые начинаются с названий нот, рисунками. При необходимости музыкальную азбуку можно использовать и на более ранних этапах обучения.
Пример карточки для музыкальной азбуки:
Скачать готовую музыкальную азбуку: СКАЧАТЬ
6 этап – развитие навыка чтения нот
Тренировкой навыка чтения нот на начальном этапе освоения нотной грамоты нужно заниматься регулярно. Методы работы здесь могут быть разные – обыкновенное прочитывание нотного текста с названием всех нот по порядку, переписывание нот в нотную тетрадь, подписывание всех нот в уже перенесенной в тетрадь мелодии.
Примеры для чтения можно найти в любом учебнике по сольфеджио. Как правило, примеры в учебниках сольфеджио (отрывки различных мелодий) небольшие по объёму (1-2 строчки), это очень удобно. Во-первых, ребенок не утомляется при занятии и может довести работу до конца. Во-вторых, на проработку одного-двух номеров уходит совсем немного времени, именно это позволяет обращаться к данному виду деятельности два-три раза за один день.
Примеры для чтения нот
7 этап – закрепление знаний
Одним из способов закрепления выученных нот могут стать разнообразные письменные и творческие задания. Хорошая подборка увлекательных заданий для разучивания и запоминания нот первой и второй октавы содержится в рабочей тетради по сольфеджио для 1 класса Г. Калининой. Рекомендуем вам приобрести эту тетрадочку и пользоваться ей в будущем, так как с помощью этого пособия в живой и увлекательной форме (ребусы, загадки и т.д.) можно проработать многие важные вещи.
Подборка заданий из рабочей тетради Г. Калининой – СКАЧАТЬ
Тот, кто не поленился и проработал все этапы, обернитесь назад к прошлому. Теперь вы можете увидеть плоды своей работы. Получилось ли научить нотам своего ребенка? Трудно ли это было? Думаем, что это было увлекательно и интересно. Пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях!
Нотный стан с нотами в картинках и подробным описанием
Вы узнаете, что такое нотный стан и для чего он нужен в музыке. Покажу, как использовать расположение нот при скрипичном и басовом ключе. Будет много примеров с картинками.
Музыкальный ключ
Традиционно музыка записывается с помощью системы из пяти линеек, называемых нотным станом или нотоносцем. Вы видите его на рисунке ниже.
Нотный стан
В самом начале нотоносца помещается так называемый музыкальный ключ. Он определяет звуковысотное значение нот, записанных на линейках и в промежутках между линейками нотного стана.
В основном применяют ключи двух видов:
Сейчас у нас на нотном стане изображен скрипичный ключ. А это нотный стан. Мы видим линейки и промежутки между ними. На них мы размещаем ноты.
Скрипичный ключ определяет какой ноте будет соответствовать та или иная линейка или промежуток.
Басовый ключ выглядит вот так. Он диктует свои правила размещения нот.
В прошлом уроке про ноты мы говорили о средней «С» (или до). Ноте, расположенной по середине фортепианного диапазона.
Так вот, скрипичный ключ применяют для инструментов, чей диапазон лежит выше этой средней «С». А басовый ключ применяют для инструментов, с диапазоном, лежащим ниже средней «С».
Для использования обоих ключей применяют так называемую фортепианную систему. Это два нотоносца, объединенных фигурной скобкой. Она называется акколада.
Обычно ее используют для записи партий фортепиано ввиду его широкого звукового диапазона. Одного ключа для фортепиано мало.
В общем, для объединения двух ключей используют такую скобку (акколаду). И это называется фортепианной системой.
Но вы используете только один скрипичный ключ если пишите ноты для инструмента высокого регистра. И один басовый ключ если пишите ноты для инструмента низкого регистра.
Нотный стан
Как уже говорил, нотный стан служит для записи музыки в систему из пяти линеек. Такой нотоносец отображает сразу два музыкальных аспекта. Это временной и высотный.
Время считывается по горизонтали. Оно может быть выражено с помощью нот и пауз. Вот эта жирная линия является паузой.
Паузы на нотоносце
То есть время считывается слева на право и определяется числом долей в такте.
Высота нот считывается по вертикали. Высокие ноты записываются на линейках и промежутках выше, чем низко звучащие.
То есть вы читаете партитуру слева на право, чтобы понять временной аспект музыки. А снизу в верх для определения высотной составляющей.
Нота может располагаться на любой линии или промежутках между ними. И при необходимости располагается даже за пределами нотного стана на добавочных линейках.
На рисунке ниже находится средняя нота «До». Традиционно ее еще называют нотой «До первой октавы» на нотном стане.
Средняя нот До
Она записывается между двумя нотоносцами на добавочной линии. Эта линия расширяет диапазон нотного стана.
Вот еще один пример добавочной линейки. Она расширяет диапазон нотоносца в сторону увеличения высоты.
Добавочные линии могут расширять диапазон как вверх, так и вниз. А также применяться в обоих ключах.
Ноты белых клавиш
Давайте посмотрим, как записываются ноты белых клавиш фортепиано на нотном стане.
Нотный стан с нотами для белых клавиш
На этом рисунке мы видим, что первые ноты начинаются с первой добавочной линейке. На ней расположена средняя «С» (нота До первой октавы). Ноты без диезев и бемолей называются натуральными.
Поэтому можно сказать так.
За натуральной «До» следует натуральная «Ре». Или после «C» идет «D». Это в том случае, если вам привычно западное обозначение нот на нотном стане.
Следующая нота «Ми» или «E». Далее «F» (Фа).
То есть они все расположены будто по ступенькам, последовательно заполняя линейки и промежутки.
После «Фа» идут «Соль», «Ля», «Си» и потом снова «До».
Ноты черных клавиш
Теперь давайте посмотрим на нотный стан с нотами и диезами.
Нотный стан и ноты для черных клавиш
По картинке видно, что сначала идет «До натуральное». Далее «До диез» записывается на той же линии, но со значком диеза перед нотой. Вот такая решетка (#) перед нотой обозначает диез.
Потом идет «Ре диез» (D#) на той же линии, что и «Ре», но со знаком #. Далее идет «Ми натуральное», «Фа диез», «Соль Диез», «Ля диез» и так далее.
Все эти ноты с диезами представляют черные клавиши фортепиано.
Вы, наверное, заметили, что тут применяется разная система наименований нот. Это сделано для того, чтобы вы поняли соответствие между слоговой и буквенной системами.
Давайте посмотрим на бемоли (♭).
Начинаем с «До первой октавы». Далее идет «Ре бемоль» (D♭), которая обозначает черную ноту (клавишу на клавиатуре). Ранее мы ее называли «До диез» (C#). Вот маленький значок, похожий на букву «♭» означает бемоль.
Далее идут «Ми бемоль» (E♭). Затем идет «Фа натуральное» потому что у нее нет бемоля (черной клавиши на клавиатуре). После идет «Соль бемоль» (G♭) и «Ля бемоль» (A♭). Затем «Си бемоль» (B♭) и нота «До» (C) следующей октавы.
Вот так записываются ноты с бемолями.
Нотный стан и басовый ключ
Давайте теперь посмотрим, как выглядят ноты на нотном стане в басовом ключе.
Нотный стан басового ключа
Перед нами ноты белых клавиш. Похоже на то, как это было в скрипичном ключе. Только тут ноты начинаются с другой линейки. Это потому, что басовый ключ определяет такое положение нот.
Но ступенчатый принцип тот же самый. До натуральное, Ре натуральное, Ми натуральное, Фа натуральное и так далее.
То есть тот же самый ступенчатый принцип последовательного заполнения линеек и промежутков.
Диезы и бемоли на нотном стане
Теперь посмотрим, как выглядят диезы и бемоли на нотном стане. Вот ниже фото.
Идет «До» (C), «До#» (C#), «Ре#» (D#) и «Ми натуральное» (E). Затем «Фа#» (F#), «Соль #» (G#), «Ля#» (A#), «Си натуральное», «До» (C). Все это диезы в басовом ключе.
Теперь давайте посмотрим на бемоли басового нотного стана.
Начинаем с «До» (C♭). Потом «Ре бемоль» (D♭), имеющая перед собой значок ♭. Далее идет «Ми бемоль» (E♭), «Соль бемоль» (G♭) и «Ля бемоль» (A♭). Потом «Си бемоль» (B♭) и наконец «До» (С) первой октавы на добавочной линейке.
Как выучить ноты на нотном стане
Сейчас покажу, как можно выучить расположение нот на нотном стане. Вы наверное, спрашиваете себя, как же узнать, где располагать ту или иную ноту?
Для запоминания расположения нот на нотном стане существует поговорка на английском языке. Сейчас мы ее выучим.
Ведь знать расположение нот на нотном стане очень важно. Иначе вы сможете читать и записывать музыку.
Для скрипичного ключа
Начнем со скрипичного ключа. Разберемся с линейками.
Для запоминания расположения нот на линейках существует поговорка.
По-русски дословно — «Каждый хороший мальчик заслуживает веселья».
Заглавные букв в этой поговорке представляют названия нот. Таким образом, на линейках скрипичного ключа, ноты располагаются в таком порядке:
Это нужно просто запомнить! Очень важно знать основные моменты:
Теперь давайте выучим промежутки скрипичного ключа. Тут уже проще, так как идет английское слово «Face» (то есть лицо).
«F» идет на первом промежутке, «A» на втором, «C» на третьем и «E» на четвертом.
Совместив обе поговорки, получаем:
А для добавочных линеек вы просто продолжаете счет:
Тоже самое и в нижней части:
Для басового ключа
Теперь запоминаем ноты для басового ключа.
Здесь ноты на линейках запоминаются с помощью поговорки. В переводе — «Мячики для гольфа не улетают прочь».
На русском можно использовать такую пословицу — «Соленая синяя река — фарфоровая лямбда».
Эти ноты находятся на интервале в терцию.
А в промежутках будет, как на рисунке ниже. Переводится, как — «Все коровы едят траву».
На русском можно придумать свою поговорку. Например, «Лягушка дошла — мина сошла».
Совместив обе поговорки, получаем:
Теперь вы знаете, как располагаются ноты басового и скрипичного ключа на нотном стане. Для этого мы рассмотрели много фото с примерами и пояснениями.
Для практики рекомендую вам поработать с нижним фортепианным нотоносцем.
Попробуйте произвольно выбрать какую-то линейку или промежуток. Определите, какая эта нота в том или ином ключе. Упражняйтесь, пока не будете более или менее ориентироваться в расположении нот на нотном стане.