Что такое нравственные обязанности
Характеристики и примеры моральных обязанностей
моральный долг это этический принцип, на котором основаны действия человека и который позволяет им быть правильными. Таким образом, человек действует в соответствии с моральным долгом, если он придерживается этических критериев истины и добра.
Это может не иметь универсальной ценности, поскольку то, что может быть этическим для некоторых людей, может быть не этичным для других или даже этичным для одного общества, а не для другого. По этой причине для юридических наук моральный долг не подразумевает судебного требования, поскольку он не налагает на обязанного какого-либо долга, кроме совести.
Чтобы точно понять, что означает «моральный долг», мы должны обратиться к Иммануилу Канту, который отвечает за его решение в рамках своей этики. Там он утверждает, что именно мужская причина должна быть использована, чтобы установить, как человек должен вести себя или вести себя.
Для этого философа вопрос, лежащий в основе моральной философии, звучит так: «Что мне делать?». Следовательно, именно оттуда он определяет понятие морального долга и его категоризацию, о которой говорится в его книге. Основы метафизики морали.
Родственные концепции
Чтобы определить характеристики морального долга, необходимо указать некоторые связанные кантовские понятия, такие как: категорический императив и добрая воля..
Категориальный императив
Категорический императив является важнейшей основой нравственности Канта. Это объективная и рациональная основа, которая необходима и безусловна, и что, кроме того, каждый человек должен следовать даже вопреки естественным склонностям или противоречивым желаниям.
Доброй воли
Иммануил Кант говорит о доброй воле, чтобы обозначить каждого человека, который решил решить, какие морально достойные соображения для нее. Вот почему его поведение руководствуется неопровержимыми причинами, вытекающими из таких моральных соображений.
Он также добавляет, что добрая воля всегда должна быть доброй сама по себе и не связана с другими проблемами, поэтому она не должна создаваться для счастья человека, для его собственного благополучия или для других, или для любого эффекта, который может или не может производить.
черты
Как указывается в категорическом императиве, тот факт, что человек выполняет служебное задание, обусловлен тем, что рациональные стимулы для нее важнее, чем ее противоположные личные склонности..
В этом смысле Кант воспринимает мораль не как обязанность извне, а наоборот, как то, что разумный человек признает в условиях полной свободы, которая требует разума. В свою очередь, моральный долг можно разделить на:
-Совершенная моральная обязанность, которая всегда верна, как всегда говорит правду.
-Несовершенный моральный долг, который позволяет упругость. Это случай благотворительности; это может быть в некоторых случаях, а в других нет.
Из-за этого для Канта наиболее важными являются совершенные обязанности. Если существует конфликт между обоими типами обязанностей, необходимо соблюдать идеальный долг.
Наиболее выдающимися характеристиками морального долга являются следующие:
автономный
Потому что это вытекает из рациональной воли каждого человека.
универсальный
Кант утверждал, что моральный и рациональный закон существует до рационального существа. Вот почему он считает, что рациональная мораль универсальна и не может меняться в зависимости от контекста.
Не наказуемо
примеров
На личном уровне
Предельные ситуации
Когда дело доходит до экстремальных ситуаций, когда, возможно, становится яснее значение морального долга, которое несет человек, и его соответствующие действия.
-Помогите и помогите противнику, серьезно раненному на поле боя. Несмотря на столкновение в войне или состязании, моральный долг тех, кто видит это, состоит в том, чтобы помочь спасти это. Он человек за пределами политических идей, которые у него есть.
-Спасите ребенка, который упал и свисает с перил балкона на шестом этаже. В этом случае моральный долг также становится актом героизма.
-Войдите в горящий дом, чтобы спасти собаку. Здесь речь идет об уважении и сохранении жизни во всех ее проявлениях..
-Оставайтесь как можно ближе к человеку, попавшему под обломки здания, разрушенного в результате землетрясения или обрушения.
-Спасатели, затопленные своими собственными средствами, такими как лодка или лодка.
Ежедневные ситуации
Он включает в себя все те ситуации, в которых жизни нет опасности; тем не менее, моральный долг появляется с того момента, когда как индивидуум определяется определенное поведение, даже когда другие могут сделать то же самое вместо одного.
-Помогите людям с ограниченными возможностями или пожилым людям перейти улицу.
-Накормите человека, который голоден и не может использовать свои собственные средства, чтобы получить еду.
-Вернуть то, что было получено в качестве кредита.
-Соблюдать то, что было обещано или согласовано.
-Возврат денег из возврата платежа, если он был больше, чем должно быть.
-Доставьте портфель с деньгами, в котором есть данные о человеке, который потерял его, или кто знает, кто им публично владеет. В случае незнания этого, средства, чтобы узнать происхождение и его владельца должны быть исчерпаны.
-Не ври правде или не лги.
В групповом поле
Кроме того, перед обществом существуют моральные обязанности по отношению к его членам и другим обществам или государствам..
Понятно, что в человеке легче проверить понятие морального долга, чем в обществе. Однако в качестве параметра можно принять то, что общество в целом (или, по крайней мере, в своем большинстве) считает, что это должно быть сделано с моральной точки зрения..
-Защитите детей и женщин в одиночку.
-Уход за физически, экономически и психологически для пожилых людей.
-Предоставить убежище политическим и социальным беженцам.
-Уважать и помогать исконным народам территории, которая была колонизирована или завоевана другой этнической или социальной группой.
-Повышение осведомленности среди всех жителей территории, нации или континента о необходимости уважения к природе и экосистеме..
Что являют собой нравственный и моральный долги? В чём их отличия?
Содержание:
Такие понятия, как общественный и моральный долг, зачастую поднимаются в литературе. Известные авторы посвящали свои работы нравственности, восхваляли совесть. Нравственный долг — это важнейший координатор жизни общества. Он регулирует семейные, социальные, законодательные принципы, без которых невозможно существование людей. Ключевым аспектом является взаимное проявление уважения, помощи, поддержки между людьми. Именно моральный долг сдерживает людей ото лжи, предательства, нарушения чужих свобод и прав.
Нравственный долг — понятие в обществознании
Долг в целом относится к фундаментальным понятиям, которые ложатся в основу формирования современного социума. Он обеспечивает связь между людьми, образует некоторый круг обязанностей:
Долг формирует обязательства перед окружающими людьми. Человек поможет попутчику, выполнит определенные рабочие задачи, поддержит друга в трудный момент. Нравственный долг – это следование собственным ценностным ориентирам и принципам, которое заставляет человека соблюдать основные правила общественной жизни.
Что такое совесть кратко
Совесть – это способность человека внутренне контролировать свои поступки. Понятие устанавливает нравственный барьер, через который переступать нельзя по моральным канонам. По мнению психологов, совесть нельзя отнести к личному чувству индивида. Она не регулируется доводами интеллекта. Даже сам человек не всегда способен понять, на каком основании он отказывается от выполнения некоторых поступков. Она выступает источником морального контроля. Теория доказывает, что люди по-разному понимают совесть. У каждого свои ценностные рамки и ограничения. Под совестью понимают:
Что такое моральный долг
Моральный долг — это понимание необходимости выполнения определенных работ, действий, оказания помощи на основании моральных идеалов и принципов. Регуляторами выполнения морального долга являются совесть, мнение общества. Если говорить о том, где проявляется моральный долг – примеры можно привести в виде благотворительности, помощи детским домам, волонтерской деятельности.
Понятие морального долга является индивидуальным, никто не живет без определенных канонов, которые выстраивает самостоятельно. Моральный долг измеряет степень ответственности перед обществом. За нарушение человеку не полагается наказание. Единственным регулятором является совесть. При нарушении моральных принципов индивид страдает от угрызений совести.
Что такое общественный долг — примеры
Общественный долг — это совокупность обязанностей перед социумом, народом и обществом, которые все люди должны выполнять. Основные контролеры выполнения – законодательство государства, общественное мнение. Примеры общественного долга – служба в армии, жизнь в соответствии с законами. Основные принципы:
В качестве примера можно рассмотреть пребывание офицера полиции в рабочее время без формы. Безбилетный проезд в транспорте. В большинстве случаев за несоблюдение общественного долга полагается административная ответственность в виде штрафа или работ.
Как соотносятся понятия долг и совесть
Понятия честь, совесть, долг относятся к взаимосвязанным принципам. На протяжении жизни человек руководствуется ими. Совесть помогает избежать порочных, низких поступков. Она способствует развитию ответственности, благородства, доброты. Долг опирается на совесть, как на фундамент. Оба понятия неотрывно связаны между собой:
Многие люди не всегда выполняют свой долг. Например, не возвращают заемные деньги или не идут служить в армию. При этом их не преследуют угрызения совести. Другие личности иначе относятся к пониманию долга, обязанности. Они живут по совести.
Обязательства – это предписанные человеку моральные и законодательные правила. Их выполнение также напрямую зависит от совести. Например, обязательство помогать пожилым родителям. Некоторые дети осознают необходимость выполнения долга. Но есть и другая категория детей, которые предпочитают отказаться от своих обязательств в пользу собственных увлечений, работы. Они поступают не по совести, не соблюдая долг перед родителями.
Известный философ Демокрит рассуждал на тему взаимозависимости между долгом и совестью. Он был уверен, что каждый индивид должен испытывать стыд за себя. Иными словами, в социуме принято искать в окружающих недостатки, поэтому каждому есть чего стыдиться. Однако это не является принудительным обязательством, каждый сам выбирает, как относиться к себе и обществу.
Кант выделял четыре типа долга:
Все философы по-разному рассматривают теорию соотношения двух понятий, но пока единая точка зрения не установлена. Предмет самого анализа заключается в человеческом восприятии. Оно индивидуально у каждого индивида. Человек имеет собственные убеждения, принципы. Это не позволяет комплексно подойти к исследованию.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Нравственная обязанность
Нравственные обязанности не могут быть исполняемы без участия обязанного другими лицами, хотя бы они действовали от имени обязанного, и вообще для представительства в области нравственности нет места. [1]
Нравственные обязанности наемных работников и менеджеров перед фирмой предполагают лояльность и дисциплину. [2]
Традиционные представления о лояльности к фирме состоят в предпочтении нравственных обязанностей перед фирмой всем другим обязанностям и интересам. [3]
Каким бы многообразием ни отличались проявления личных качеств руководителей, в них есть, конечно, нечто общее, и этим общим является, по нашему мнению, осознание ими своих нравственных обязанностей перед подчиненными и перед обществом в целом. Для их выполнения руководитель нуждается во всестороннем развитии, в опыте и знаниях, без чего невозможно проникновение в психологию человека и познание мотивов его действий, а значит, и регулирование его поведения. [6]
Согласно этой инструкции отдел принимал на себя ограждение детей от жестокого с ними обращения, от вредной эксплуатации их, от развращающего и вообще вредного влияния на них взрослых и надзор за правильным исполнением в отношении детей материальных и нравственных обязанностей со стороны лиц, от которых малолетние находятся в зависимости. [7]
Вывод, к которому приходит Булгаков, звучит и сегодня актуально: народное хозяйство требует духовного здоровья народа, повышения личной ответственности и самодисциплины, которая предполагает признание высших этических, в конечном счете, религиозных ценностей, нравственных обязанностей в сфере профессионального труда. [8]
Все эти обязанности поставлены в десятисловии на первое место, и лишь затем идут шесть остальных заповедей, нормирующих отношения между людьми. В религиозных системах морали нравственные обязанности перед Богом считаются ведущими, основными. [10]
Все эти обязанности поставлены в десятисловии на первое место, и лишь затем идут шесть остальных заповедей, нормирующих отношения между людьми. В религиозных системах морали нравственные обязанности перед Богом считаются ведущими, основными. [11]
В документах индийского эпоса предпринята попытка обрисовать облик того, кто способен и призван облегчить физические страдания людям. Врач должен быть спокойным, терпеливым; его важнейшей нравственной обязанностью является поддержание у больного надежды на спасение. [12]
Классный час на тему «Долг, советь, нравственность
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема классного часа: «Долг, совесть, нравственность».
Задачи классного часа : ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.
Подготовительная работа : подобрать литературу по теме; предварительно обсуждать тему «круглого стола» с учащимися; дать рекомендации по подготовке выступлений; пригласить заведующего библиотекой; подобрать изречения великих людей по теме.
Участники: учащиеся, классный руководитель, библиотекарь, преподаватель этики.
Форма проведения : круглый стол.
Ход классного часа
Ведущий. Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.
По мере взросления мир человека все больше усложняется, сложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.
— Уверен, что к одной из обязанностей, а именно обязанности беречь природу, окружающий нас мир, растущего человека должны приучать с детства.
— По мере взросления у человека появляется обязанность трудиться. Иначе как бы существовало общество?
— Надо заметить, что основание и источник долга усматривали во многом. Пытались утверждать, что определять содержание долга может только Бог (божественные заповеди, религиозная мораль). Затем говорили о том, что человеку все диктует общество. Утверждалась зависимость от наличия совести или морального чувства у человека.
— Думаю, что в разговоре о самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники различных взглядов на этот вопрос приходили к разным выводам. Например, некоторые из них пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает, в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному замыслу. Сторонники другого направления считают, что при исполнении человеком своего долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он при этом руководствуется.
— Существует еще теория под названием «Теория моральной доброты». Исходя из этой теории решающее значение имеет характер мотива того или иного поступка. К тому же не раз разворачивались дискуссии о том, так ли уж важен реальный результат при исполнении человеком своего долга. Пробовали утверждать даже, что достаточно просто совершить определенные усилия или попытки что-то сделать, предпринять. Не так-то просто разобраться в том, что есть долг, в чем он и перед кем он.
— Если говорить о христианстве, то оно различает долг перед Богом, перед людьми и самим собой.
— Мне кажется, что если человек воспитывается в нормальных условиях, то он вполне сможет стать высоконравственной личностью. Людям, конечно, свойственны многие пороки или недостатки. Но так же как далеко не все порочны, так же далеко не все и высоконравственны. Я хочу подчеркнуть «высоко». Небольшие недостатки не мешают большинству из нас состояться в этой жизни как профессионалам или просто людям. Я уверен, что чувство долга перед самим собой свойственно очень многим из нас.
— Считаю, что долг перед самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы впоследствии достойно выполнять и все другие свои обязанности.
— Да, но для этого необязательно стать высокообразованным ученым. Благодаря специальному образованию ты можешь стать профессионалом в своем деле. Стать хорошим тружеником, который сможет достойно выполнить свой долг и перед государством, и перед своей семьей, своими близкими. Хорошие труженики обычно мудрые люди. А у таких чаще всего не возникает проб тем с выполнением своего морального долга.
— Уверен, что человеку надо начинать с овладения всеми богатствами и возможностями своего внутреннего мира.
Познавая и развивая себя, он сможет сделать доступным для себя и все многообразие мира внешнего. И не только доступным, но и правильно принятым и понятым. А отсюда уже и руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед Богом и людьми. Считаю, что только такие люди имеют право употреблять такую фразу, как «чист перед Богом и людьми».
— Думаю, что если честно живешь и трудишься, то этим самым ты отдаешь свой долг Родине и честно служишь людям, выполняя перед ними свой долг.
Ведущий. Рассматривая категорию долга в таком ключе, мы переходим к рассмотрению долга как категории моральной, нравственной. Моральную ценность нашей жизни или отдельных ее поступков, естественно поступков нравственного плана, мы видим в том, что совершаем эти поступки из чувства долга.
-Думаю, что чувство долга возвышает человека над собой, теми человеческими склонностями, которые иногда противодействуют выполнению долга. И интересы, как говорят, низшего порядка отходят на второй план (приводит примеры из повседневной школьной жизни, своих поступков, долга по защите Родины).
— Действительно, не всегда то, что мы делаем, выполняем, доставляет радость, удовольствие. Но что-то мы просто должны или вынуждены делать. А в результате этого часто совершаются хорошие, добрые и похвальные дела.
(Все говорят о насущных заботах обычного дня, обсуждают ситуации:
1. Из 28 сочинений учителю в срок сдана только половина. Часть ребят из чувства солидарности забирают свои сочинения, не сдают их тоже. Двое учеников не согласны с такой постановкой вопроса. Они сдают свои сочинения в срок.
2. Учащиеся двух групп работают в подшефном хозяйстве, убирают урожай. Начинается сильный дождь. Один класс бросает все и уходит с поля. Ребята другого класса уходят только после того, как перетаскивают все мешки под навес.
3. Человеку не оказана медицинская помощь, потому что он не имел на это права в данном городе (на основе телевизионного сюжета).
Ведущий. Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны.
— Каждый человек имеет право на жизнь.
— Психология рассматривает совесть как черту духовного облика личности, которая выражает ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.
Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.
— Думаю, что о совести можно сказать так: «Это осознание причиненного кому бы то ни было зла».
— Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений. Он всегда требует от нас исполнения долга.
Значит, совесть появляется тогда, когда человек сам начинает осознавать, что хорошо и что плохо с точки зрения его обитания, поведения в социальной среде. То есть то добро или зло, которое он совершает и которое приносит ему или чувство удовлетворения, или муки под названием «совесть».
— Думаю, когда он лишает жизни другого человека. Пока люди живы, все поправимо. Можно договориться, разобраться. Но когда человека нет, все непоправимо.
— В этой связи я бы добавила, что людям надо вовремя выполнять все свои земные обязанности, свой долг перед другими (особенно перед родителями), чтобы потом до конца жизни не испытывать мук совести за то, что мог бы что-то сделать, предпринять, а забыл, не успел, не придал значения и т. д.
— Есть люди с чрезвычайно чуткой совестью. Такие зачастую мучаются, как говорится, по поводу и без. А если к тому же они еще и меланхолики, то так можно стать больным человеком.
— Уверена, что такие люди просто очень высоко оценивают свое нравственное «я». И уж лучше бы больше было таких людей, чем тех, которых не мучают сожаления и угрызения совести ни по поводу отданных приказов убивать, ни по поводу чьего-то разорения или просто оскорбления, которое привело человека к сердечному приступу и даже смерти. Совесть у таких людей молчит. Такие говорят: «У него было больное сердце». Или: «Я не виноват, что она такая нервная».
— Совесть таких людей называют гибкой, слабой. Да и совесть ли уже это? Такие люди часто заявляют, что у них чистая совесть. Но она чиста не потому, что не запятнана мыслями о причиненном зле, а потому, что у таких людей короткая память.
— С этим, конечно, борется государство, которое корректирует и пересматривает многие законы. К человеческой совести обращается церковь. И должен сказать, что эту проблему всегда поднимала школа.
— Я бы хотела заметить, что воспитание совести надо начинать уже с первых осознанных действий ребенка в этом мире. Например, когда он говорит свое первое «не дам, мое», родители должны прилагать все усилия для того, чтобы та конфета, которую он старательно прячет в ладошку, была поделена между ним и родителями. Уверена, что ребенок, постоянно воспитываемый подобными жизненными ситуациями, повзрослев, не забудет о своих родителях, о том, что они в чем-то нуждаются.
(Учащиеся получают карточки со следующими фразами:
1. Мог бы, но не сделал.
2. Из этого поправимо.
3. Совершенно забыл о.
4. Виноват, но до сих пор не извинился.
5. В своем поведении мне стоит избегать.
6. Я раскаиваюсь. постараюсь не повторять ничего подобного.
7. Мне бы следовало наконец простить.
8. Я, конечно, виноват в том, что.
9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как.
10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне
Ученики могут работать с карточками во время проведения мероприятия (при наличии времени).)
— А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. А чего только стоят эти расхожие фразы: «Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Эти слова написал поэт Н. Рыленков. А вот что хотел бы сказать я:
Мир добра и зла, мир войн, противоречий,
Мир, который дорог мне, знаком,
Хватит всех испытывать на прочность,
В том числе и Землю, здесь наш дом.
Ну а дома разрушать устои, мир, ответь мне,
Разве делать это стоит?
Почему ты, мир, жесток и неспокоен
И когда в тебе проснется совесть?
Муки совести изведаешь когда,
Что в ручьях твоих нечистая вода?
Что полно еще и зла, и нищеты?
И тогда ответил мир: «А ты?
Полный отрицательных страстей,
Я ведь состою из вас, людей.
Значит, ты ответь мне, человек,
Почему ты укорачивал мой век?
Почему ты обманул и сжег, украл,
Жизнь людскую почему забрал?
Почему ты, все морали попирая,
Совесть в темный уголок загнал?
Хочешь в мире мир большой сберечь,
Совесть больше слушай, не перечь,
Не перечь ей мудрой, вот она,
Мук стыда, решимости полна
Выполнять свой долг из века в век,
Значит, звание свое не посрами,
С чувством долга перед совестью живи!»
(Для дополнительного обсуждения можно использовать высказывания знаменитых людей о долге и совести; подборку высказываний делают Ребята.)
О долге и нравственных обязанностях
• «Нравственным долгом является сопротивление всякому принуждению к безнравственному поступку» (Ф. Энгельс). Умей вовремя остановиться, взвесить все «за» и «против», предусмотреть последующий результат.
• «Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересом низшего порядка» (И. Бентам). Наши чувства и желания не всегда совпадают с тем, что мы должны делать.
• «Наше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга» (А. Смит). Просто живи по законам нравственности.
• Тот, кто любит обращать свой ум на изыскание закона своего долга, близок к науке нравственности. Тот, кто старается исполнять свой долг, близок к человеколюбию, то есть желанию блага всем людям. Тот, кто краснеет за свою слабость в исполнении своего долга, близок к той силе душевной, которая нужна для его исполнения (китайская пословица). Лучше трудно сказать.
• «Стремитесь всегда исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу» (Т. Джефферсон). Может, и не все наши жизненные сражения оканчиваются победой, но.
О совести и чувстве вины
• «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» (Л. H. Толстой). Вот и применяй совесть согласно закону* как известно, в таких случаях неприятности обходят стороной.
• «Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного Ты. » (Л. Фейербах). Я, конечно дороже нам, чем Ты, но что потом делать с совестью?
• «Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею» (Л. H. Толстой). К сожалению, жертвовать могут немногие.
• «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды» (Цицерон). А стоило бы задуматься: так ли все спокойно «в Датском королевстве»?
• «Совесть у него чистая, не бывшая в употреблении» (Е. Лец). Совсем безгрешных не бывает, так что совесть, бывшая в употреблении, наверно, то единственное, что ценно после использования.
Студенты (делают выводы):
— Быть человеком — значит жить по совести. А это значит быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.