Что такое нравственные проблемы в литературе определение

Нравственные проблемы литературы

Как вид искусства, художественная литература раскрывает множество нравственных, духовных и социальных проблем отдельного человека и общества в целом. В этом и основной ориентир литературы, и ее нравственный стержень всегда находится в центре внимания.

Нравственные проблемы литературы

Можно выделить те нравственные проблемы, на которые литературы ориентируется чаще всего. Все знают о вечности вопроса добра и зла, о вопросе человеческого достоинства и о совести, художественная литература всех времен и народов поднимает вопрос справедливости, чести и добродетели.

К какому бы временному периоду не принадлежала литература, она всегда насыщена решением проблем именно нравственного характера. И проблема любого характера – социального или психологического – рассматривается именно с такой стороны. Нравственные искания главных героев отображают основные нравственные проблемы того или иного периода.

Герой художественного произведения, его характер, поступки

Чаще всего определение героя художественного произведения звучит, как «выразитель сюжетного действия». И именно через героя раскрывается ключевое содержание литературного произведения, так как его характер, его выборы и поступки свидетельствуют о том, какую сторону нравственности желает показать нам автор.

Раскрывая и обращая наше внимание на особенности характера литературного героя, автор показывает главный замысел произведения, и акцентирует определенную тематику, которых в произведении может быть несколько. Таким образом, нам становятся понятными главные уроки нравственности, которые автор заложил в свое творение, на примере героя мы лучше осознаем их.

Приемы создания характера в эпосе, лирике и драме

То, какими приемами раскрывается личность и характер главного героя в произведении, зависит от жанра. В эпосе человек изображается в большей мере через свои поступки и поведение. В таком жанре уместна и характеристика героя самим автором. Для драмы это не так характерно, драма раскрывает характер через поступки и речь героя, через его отличия от других людей.

В этом она сильно отличается от эпоса, который формирует характер совершенно по-иному. В центре драмы может стоять лишь одна проблема, которая и раскрывает нравственное дно героя. И его выбор говорит сам за себя, именно один определенный поступок или решение будет показывать истинный характер главного персонажа.

А в лирике героя чаще всего показывается через чувства и переживания, через наполнение его внутреннего мира. Понимая, что именно испытывает герой, какие эмоции он проявляет, читатель осознает его истинную натуру и узнает его настоящее лицо.

Источник

Нравственные проблемы в русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы в русской литературе.»

Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть картинку Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Картинка про Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение

Проблемы нравственности в произведениях русской литературы

Аргументы к сочинению

Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть картинку Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Картинка про Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение

Проблемы нравственности В литературе:

Проблема нравственности в

Проблема отношения человека к родине, малой родине

Проблема отношения человека к родине, малой родине

Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Произведение «Антоновские яблоки» проникнуто грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями

Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть картинку Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Картинка про Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского

Проблема милосердия, гуманизма.

Проблема милосердия, гуманизма в

Проблема чести, совести

Проблема чести и бесчестия

Проблема чести, совести

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

Проблемы жестокости, предательства в современного мире

Проблема жестокости современного мира, людей.

Проблема истинных и ложных ценностей.

Проблема доброты, искренности в творчестве Л.Н. Толстого

Проблема нравственной души, внутреннего духовного мира

Проблема самопожертвования, сострадания, милосердия

Проблемы самопожертвования, любви к людям; равнодушия, жестокости

Проблемы верности, любви, преданности, самопожертвования.

Проблемы сострадания, милосердия, веры в себя

Проблема сострадания, милосердия, верности, веры, любви

Проблема Черствого и бездушного отношения к человеку

Проблема человеческой духовности

Проблемы взяточничества, мещанства

«пустить пыль в глаза»

Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть картинку Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Картинка про Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение

Проблема скупости, жадности

Проблема верности, преданности

«Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть картинку Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Картинка про Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение

Проблема радости и счастья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

проблема нравственной ответственности человека за судьбу мира

проблема нравственной ответственности человека за судьбу мира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Смотреть картинку Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Картинка про Что такое нравственные проблемы в литературе определение. Фото Что такое нравственные проблемы в литературе определение

Проблема нравственной деградации личности.

Источник

Исследовательская работа «Проблема нравственных исканий человека в русской литературе»

Нравственные проблемы литературы

Можно выделить те нравственные проблемы, на которые литературы ориентируется чаще всего. Все знают о вечности вопроса добра и зла, о вопросе человеческого достоинства и о совести, художественная литература всех времен и народов поднимает вопрос справедливости, чести и добродетели.

Острой всегда остается проблема жизненного выбора, которая дается литературным героям нелегко — так же, как и людям в реальной жизни. Нравственные искания того или иного народа всегда отображаются в литературе определенной нации, и поэтому идеалы человека могут раскрываться с совершенно разны нравственных сторон.

К какому бы временному периоду не принадлежала литература, она всегда насыщена решением проблем именно нравственного характера. И проблема любого характера – социального или психологического – рассматривается именно с такой стороны. Нравственные искания главных героев отображают основные нравственные проблемы того или иного периода.

Сочинение «Нравственная проблематика современной прозы»

Добро и зло перемешались. В. Распутин
Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности. Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения. Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки. Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия. Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”. Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята — архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой. Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать. У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный. бивачного типа. словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли. ”. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла. Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “. нет ничего проще, как заблудиться в себе”. Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества. Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло — в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать. В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом. Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля. Молчит земля. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?”. Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа.

Герой художественного произведения, его характер, поступки

Чаще всего определение героя художественного произведения звучит, как «выразитель сюжетного действия». И именно через героя раскрывается ключевое содержание литературного произведения, так как его характер, его выборы и поступки свидетельствуют о том, какую сторону нравственности желает показать нам автор.

Раскрывая и обращая наше внимание на особенности характера литературного героя, автор показывает главный замысел произведения, и акцентирует определенную тематику, которых в произведении может быть несколько. Таким образом, нам становятся понятными главные уроки нравственности, которые автор заложил в свое творение, на примере героя мы лучше осознаем их.

Введение

Литература — совершенно уникальный вид искусства. Она является одним из самых простых для понимания и при этом самым близким для души искусством. С самого своего зарождения она сопровождала человека, отражая все самые важные исторические события и являясь настоящим зеркалом души каждого народа.
Многие писатели обращались к литературе, чтобы выразить свои мысли и взгляды относительно сложившейся в современном им обществе ситуации. Когда-то это были слова восторга, когда-то — острая критика.

Ещё со времён Древней Руси литература использовалась не только как способ влияние на людей, но и как способ влияния на общественно-политическое развитие страны.

Писатели и поэты, обращаясь к литературе как к способу выразить свои мысли и чувства относительно всего того, что предлагал им для осмысления окружающий мир, запечатлели на страницах своих произведений исторический процесс, но, что более важно, они запечатлели самого человека. Как он жил, как менялся, что ценил, какие ставил цели — всё это поймано авторами и помещено на страницы книг.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В литературе всегда появлялись самые нужные, самые жизненные герои, которые в своей жизни сталкивались с проблемами, похожими на проблемы реальных людей.

Какие же темы поднимались в русской литературе?

Приемы создания характера в эпосе, лирике и драме

То, какими приемами раскрывается личность и характер главного героя в произведении, зависит от жанра. В эпосе человек изображается в большей мере через свои поступки и поведение. В таком жанре уместна и характеристика героя самим автором. Для драмы это не так характерно, драма раскрывает характер через поступки и речь героя, через его отличия от других людей.

В этом она сильно отличается от эпоса, который формирует характер совершенно по-иному. В центре драмы может стоять лишь одна проблема, которая и раскрывает нравственное дно героя. И его выбор говорит сам за себя, именно один определенный поступок или решение будет показывать истинный характер главного персонажа.

А в лирике героя чаще всего показывается через чувства и переживания, через наполнение его внутреннего мира. Понимая, что именно испытывает герой, какие эмоции он проявляет, читатель осознает его истинную натуру и узнает его настоящее лицо.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Опубликовано в 2012, Выпуск Ноябрь 2012, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Аншакова В. В.

Доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и психологии развития.

Астраханский государственный университет

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация

В процессе изучения наследия И. Брянчанинова ставилась цель выделить центральные координаты в трактовке нравственных качеств личности. Материалы, прилученные в исследовании, являются источником расширения фактологической базы истории психологии, а также используются при разработке методов психолого-педагогического воспитательного и коррекционно-развивающего воздействия, для расширения арсенала средств духовно-нравственного развития личности.

Ключевые слова: святоотеческое наследие, нравственность, личность, духовная жизнь, добродетели.

Keywords: patristic heritage, morality, personality, spiritual life, virtues.

Проблема личности и предназначения человека, проблема морали и нравственности во все времена являются актуальными. Сохранение духовной сущности человеческого Я, по-новому ставит проблему востребования и переосмысления святоотеческого наследия. Одним из первых создателей современной русской духовной литературы является Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), воссиявший на духовном небосклоне в первой половине XIX века. В своих многочисленных творениях и письмах Святитель открыл духовную мудрость святых Отцов, подкрепленную и собственным монашеским опытом, выявил все тонкости возрастания в человеке духовной жизни.

Цель человеческого существования – «состояться», «пребыть». Быть человеком – значит жить постоянным усилием духа, сознания. «О здравии души надо трудиться», действовать, «душа человека стяжавает качества, соответственные своей деятельности» – многократно наставлял И. Брянчанинов (Аскетические опыты, т. 1, с. 87, 423). Нравственное поведение человека светится «чистой добродетелью и красотою своею привлекает к себе взоры и сердца» людей (там же, с. 418). Безнравственная, греховная жизнь приводит к «пустоте души», ее оскудению (Аскетическая проповедь, т. 4, с. 37).

«Естественным законом», сопровождающим человека на протяжении сознательной жизни, по мнению И. Брянчанинова, является совесть. Говоря о ее значении, святитель писал, что «совесть избавляет душу от согрешений». Поступать против совести – значит лишаться духовной свободы (Аскетические опыты, т. 1, с. 367, 368). Быть совестливым по отношению к ближнему, по словам Святителя, не означает только «благовидности поведения», добрые дела по отношению к людям, а означает еще, что «сердце должно быть поставлено в отношение к ближнему» (там же, с. 369). «Сердце, объятое милостию, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его – благость» (там же, с. 520). Причем, добрые дела должны совершаться в тайне, должны «быть сокрыты не только от других, но и от нас самих, чтобы сердце наше не льстило нам» (там же, с. 419).

Призывая человека упражняться в добродетелях, св. Игнатий советует «подать руку помощи тем, которые утопают и томятся в смущении, унынии и печали по причине неведенья своего». Поведение каждого человека регулирует совесть как естественный закон, «чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла. Труднее обольстить совесть, нежели ум. И с обольщенным умом долго борется совесть, – говорил Игнатий Брянчанинов. Он настоятельно советовал «со всевозможным вниманием и тщанием» хранить совесть «по отношению к Богу и по отношению к ближнему», «к самому себе», «к вещам, удаляясь излишества, роскоши, небрежения». При этом подчеркивал, что «душеполезные мысли» помогают внутренней работе над собою.

С особой настойчивостью И. Брянчанинов убеждал обуздать «любопытное око и любопытное ухо», возлагать «жестокую узду на язык наш, смирять бессловесные стремления тела воздержанием, бдением, трудами» (там же, с. 397).

Как отмечается в святоотеческих источниках, нравственность человека страдает от проявления страстей. Главным страстям – чревоугодию, любодеянию, сребролюбию, гневу, печали, унынию, тщеславию, гордости – Святое Писание противопоставляет добродетели – воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, блаженный плач, трезвение, смирение, любовь. И. Брянчанинов считает, что чревоугодие ведет к самолюбию, как «бессловесному люблению плоти, живота и покоя ея». Воздержание в пище, по мнению епископа, доставляет «здравие и крепость телу, а уму особенную бодрость, столь нужную и полезную при земных упражнениях». Современному человеку просто необходимо прислушаться к следующим наставлениям И. Брянчанинова. Обжорство – это дурной навык, «безрассудное удовлетворение поврежденного злоупотреблением естественного желания». Следует приучать себя к простой, а поэтому здоровой пище. Так своевременно звучат эти слова, поскольку «злоупотребления естественными желаниями» просто заполнили всю жизнь человека, а неумеренность в еде приводит к печальным последствиям для здоровья.

Пьянство, по мнению И. Брянчанинова, – самоубийство, ужасный порок, «погубляющий и душу и тело». Страсть «объядения и пьянства» – есть утрата правильного, естественного желания «пищи и пития», требующее гораздо большего количества и разнообразного качества их, «нежели нужно для поддержания жизни и сил телесных. Излишнее питание действует противоположно своему естественному назначению, действует вредно, ослабляя и уничтожая их» (там же, с. 134). Во всем должен быть здравый смысл. Не случайно И. Брянчанинов о, пища дана для поддержания тела, а не для разрушения его (там же, с. 134, 137). В любом случае необходимо избегать пресыщения, которое делает человека не способным «к духовным подвигам, и отворяет дверь другим плотским страстям» (там же, с. 134-135). «Умеренное, благоразумное воздержание от пищи и пития делает тело легким, очищает ум, дает ему бодрость» (там же, с. 142).

На смену любодеянию, как одному из пороков, проявляющемуся в «блудных ощущениях, нечистых помыслах и услаждениях ими, в блудных мечтаниях и стремлениях, нехранении чувств, сквернословии, блуде и прелюбодении, должно придти целомудрие, как хранение чувств, молчание, скромность, служение больным и увечным», начало которому – «неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний». «Люблению денег, подарков, имущества, мечтанию богатства, опасению старости, нечаянной нищеты, скупости, корыстолюбию, присвоению чужого, жестокосердию к нищим и нуждающимся, воровству и разбою» человеку должно противопоставить «нестяжание как удовлетворение себя необходимым, мягкость сердца, милосердие к нищим». Такие характеристики, как «вспыльчивость, гневные помыслы и мечтания отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жесткие и колкие слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, оклеветание, осуждение, обида ближнего» удаляют человека от самого себя и Святитель наставлял мирян иметь «уклонение» от таких свойств, учил терпению, наличию у каждого «мира сердечного, тишины ума, незлобию».

Безусловно, нынешние условия существования человека далеки от совершенства, и каждого из нас могут постичь «огорчение, тоска, отсечение надежды, сомнение, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь и ропот на ближнего», тем не менее, И. Брянчанинов призывал христиан «к плачу ума, ощущению падения общего всем человекам и собственной нищеты духовной», приводящих «к легости совести, благодатному утешению и радовании, покорному перенесению скорбей и очищению ума».

Страницы «Аскетических опытов» И. Брянчанинова содержат и пути борьбы с пороками, со страстями. Святитель буквально объясняет: «Когда подействует в нас греховное пожелание, или влечение, надо отказать ему. В другой раз оно подействует уже слабее, а наконец и совсем утихнет. Но при удовлетворении его действует каждый раз с новою силой, как приобретающее более и более власти…» (там же, с. 378). И страсти, как злые навыки, и добродетели, как «благие свойства» человека «приобретаются и усваиваются им при посредстве его деятельности». Юношам дается такой совет: «доколе ты находишься в нравственной свободе, избегай злых навыков как оков и темницы; приобретай навыки добрые, которыми хранится, утверждается, запечатлевается нравственная свобода». Нельзя предаваться унынию, а «с решительным произволением вступать в борьбу со злыми навыками». При постоянной борьбе со страстями они «становятся все слабее и слабее». Святитель понимает, что такая борьба – дело не всегда простое и однозначной победы не всегда можно ожидать. Он прямо наставляет, что «если в продолжении борьбы случится тебе по какому-нибудь неожиданному обстоятельству быть побежденным, не смутись, не впади в безнадежие: снова начинай борьбу!» (там же, с. 379). Такая борьба «содействует духовному преуспеянию» человека (там же, с. 524).

Особое внимание Святитель уделял воспитанию добрых навыков, помогающих общению с другими людьми: «не дозволяй себе никакой дерзости», приучись быть скромным. Тяга к накопительству, к роскоши, вспыльчивость, надменность, злоречие, наглость, изнеженность, тщеславие, лицемерие, притворство, «высокоумие», сладострастие, пустословие, самообольщение являются «злокачественными недугами души», порабощающие человека, «зловонными пятнами душевной одежды», появляющиеся у него «от послабления порочным влечениям».

Вместо жемчугов и алмазов, вместе золота и серебра И. Брянчанинов советует человеку украсить себя «целомудрием, смиренномудрием, слезами кротости и духовного разума, ангельским незлобием: вот драгоценная утварь!» (там же, с. 142).

Современное звучание имеют слова Игнатия Брянчанинова, адресованные юношеству, в которых, по сути, формулируются правила самовоспитания: возлюби труд; не осуждай ближних; веди трезвенную жизнь; непрестанно бди и наблюдай над собою; не суди о человеке по наружности его; действуй внутри и вне себя; познавай людей из действий их, из поведения, из последствий, которые вытекают из их действий; борись с самим собой; будь скромен и прост в словах, в телодвижениях, в домашней жизни; будь воздержан, целомудрен, не дерзок, по душе будь кроток, ко всем любезен, правдив, мудр, не допускай себе лукавства и лицемерия; прилагай постоянное усилие для борьбы с собою, «чтобы выплыть из ужасной темной пропасти».

В этом отношении человеку помогает свойственная каждому рефлексия: «отходя ко сну, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня», это «поможет уничтожить забывчивость, припомнить все помышления, согрешения», «преуспеть в добродетели» – учит И. Брянчанинов (там же, с. 298).

Святитель советует воспитателям и наставникам прививать молодым людям хорошие навыки, отвлекать их, как от великого бедствия, от привычек порочных, потому что «порочные навыки как оковы на человеке, лишают его нравственной свободы». Добрыми же навыками «хранится, утверждается, запечатлевается нравственная свобода» (т. 3, с. 376). Он указывает, что родители должны «подавать благочестивые примеры» своим детям, формировать у них способность не только «знать доброе и желать его, но и достигать», учить их «доброделанию», творить добрые поступки. Нравственная жизнь и нравственное совершенство «как должное», по мысли святых отцов, есть постоянная борьба человека со своими страстями, как греховными, злыми навыками.

Призывая читать святоотеческую литературу, И. Брянчанинов о, с. 111, т. 1. И это чтение должно быть «тщательное, внимательное и постоянное», соответствовать образу жизни каждого человека: «Каждый, в каком бы звании не был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов» (Там же, с. 112).

Литература

Древнерусская литература

Литературе Древней Руси были характерны религиозность, историчность и наличие остросоциальной тематики. Древнерусские авторы использовали литературу как способ влияния на народ и как способ критики сложившейся в государстве ситуации.

Основной мишенью для критики являлось нежелание русских князей объединять раздробленные земли. Эта тема поднималась, например, в «Слове о полку Игореве», где автором порицалось неблагоразумие молодых князей, и «Задонщине», произведении, посвященном описанию событий, которые привели к победе над татаро-монгольским игом, воцарившимся на Руси из-за разрозненности земель.

Помимо этого критиковались «притворные праведники», не соблюдавшие заветы церкви и Бога, предающиеся греху.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Восхвалялись образы идеального святого, самого смиренного и добродетельного, и идеального правителя — самого мудрого, справедливого и храброго. Эти темы нашли отражение в «Сказании о Борисе и Глебе» и «Житии Александра Невского» соответственно.

Литература XVIII века

Некоторые исследователи называют XVIII век «русским Просвещением».

Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Литературе XVIII была по-прежнему свойственна общественно-политическая тематика. Более того, она стала развиваться. В XVII веке в русской литературе впервые появилась сатира, жанр которой развивался и в XVIII веке. Очень известны, например, сатиры А. Д. Кантемира, который критиковал как пороки власти, так и российского общества в целом.

Именно в XVIII веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. Несмотря на то, что для нас, читателей, эти произведения по-прежнему сложны для восприятия, нельзя недооценивать их важность, ведь XVIII век стал опорой для литературы века XIX; именно здесь был заложен тот фундамент, на котором в дальнейшем строилась русская литературная традиция.

Самыми выдающимися авторами данного периода являлись М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Ф.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и Г.Р. Державин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *