Что такое нравственный опыт

Нравственный опыт человека и его роль в истории.

Слово «опыт» скорее всею ассоциируется с некоторыми действиями и событиями в естественнонаучной лаборатории.

Или с «полевой практикой» Или с деятельностью, предметно определенной, т.е. эмпирически фиксируемой, поддающейся

количественному и качественному контролю. В самом деле, слово «опыт» в живом языке довольно часто употребляется

синонимично слову «практика». В свете этого лексическою опыта выражение «нравственный опыт» может ассоциироваться

с такого рода ориентациями, решениями, действиями людей, которые оформлены в конкретных отношениях товарищества и

любви, брака и семьи, групповой солидарности, привязанности к родным пенатам и обязанностей перед отчизной.

Однако в сфере духовной, а именно к ней в большинстве своих проявлений относится нравственность, характер опыта во

многом иной. Это — опыт духовной жизни, внутренних коллизий, ценностных выборов.

Это — опыт индивидуальной

«работы с ценностями», личных достижений и упущений. Как индивидуальный опыт он вычитывается из конкретных

ситуаций. Но как опыт нравственности он воспроизводится в обобщенном виде и в рамках этики оказывается

представленным как продолжение рассуждения о морали — в его приложении к действительным противоречиям выбора В

морали это — выбор ценностей и правил Как мы видели, лишь на уровне этической рефлексии моральный выбор сводится к

выбору между добром и злом. Практически же это — выбор из разного рода ценностей: приятного, веселого,

целесообразного, полезного, нужного, подобающего, красивого, честного, обязательного, «того, что очень хочется»,

соотносятся с добром и злом, однако в той или иной их трактовке отдельными людьми можно выявить определенное

понимание добра и зла и, стало быть, того, что человек должен делать, чтобы соответствовать наложенным на него или

принятым им на себя обязательствам.

В данном разделе будут рассмотрены некоторые из ценностных ориентации, через которые наиболее характерно

отражаются позиции человека в отношении добра и зла — удовольствие, польза, совершенство и человечность.

Проблемы идеала в этике.

Удовольствие и польза.

Польза представляет собой положительную ценность, в основе кот лежат интересы, те. Отношения человека к различным объектам, освоение кот позволяет ему сохранять и повышать свой социальный, эконом, полит, проф, культурный статус. Как жизненный принцип полезность можно выразить в правиле: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».

Поскольку интересы выражаются в целях, кот чел преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей и, в частости, то, посредством чего цели достигаются. Полезность, таким образом, характеризует средства, годные для достижения заданной цели.

В представлении о пользе, в понятиях и ценностях прагматистского сознания обобщаются требования, с кот сталкивается человек в своей практической, целесообразной, творчески преобразованной деятельности.

Польза ни под каким видом не может заменить добродетель.

Среди положительных ценностей удовольствие и польза являются, возможно, наиболее очевидными. Они непосредственно отвечают потребностям и интересам человека в его обращенности к жизни, в его принадлежности к сфере сущего. Как стремящийся к удовольствию или пользе, человек, кажется, проявляет себя совершенно по-земному, ему, кажется, дела нет до возвышенных идеалов. Но вот вопрос: можем ли мы говорить об «этике удовольствия» или об «этике пользы»? Можем – по крайней мере употребляя слово «этика» в одном из расхожих значений – как систему некоторых правил, норм и ценностей; но при этом полагая, что само по себе наличие некоторой нормативно-ценностной системы обусловлено неудовлетворенностью чем-то существующим в реальности.

Удовольствие – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. Состояние удовлетворенности является идеальным для организма, и человеку следует делать все для достижения такого состояния.

В этике такая позиция называется гедонизмом. В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.

Человеку естественно присуще чувство радости от полноты жизни, игры телесных и умственных сил, ему блаженна память пусть даже нечастых мгновений полного отдохновения, веселья, захватывающего развлечения. Однако гедоник не просто ценит все это и стремится к этому. Он видит в наслаждении и личном счастье смысл жизни, свое предназначение.

Собственно говоря, для гедоника «жить – значит наслаждаться».

Источник

Нравственный опыт

1. Нравственный опыт. Правда и ложь

2. Понятие справедливости

3. Справедливость в отношениях людей

4. Нравственные принципы общения

1. Нравственный опыт. Правда и ложь

Понятие правды, истины

* образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;

* высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).

* открытости, честности, доверии;

* отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;

* бескорыстии, отсутствии эксплуатации.

Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем.

Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.

Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи.

Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.

Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы).

«Общая правда» достигается путем:

* признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;

* согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;

Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.

Обман, хитрость, клевета, ханжество

Ложь, обман используются людьми для достижения:

* практической выгоды, благ;

· социального положения и др.

* искажение действительности, выдаваемое за правду;

· обещание благ и пр., которое не будет выполнено.

· позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).

* рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;

* приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.

Важной этической проблемой является «добродетельная ложь» – ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом:

* дезинформация в контрразведке государства;

* сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);

* сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д.

* добросовестность и верность;

* открытость чувств и намерений для другого человека.

Слово «честность» может употребляться как синоним справедливости:

отсутствие произвола, субъективизма и т. д.

* способность к искренним, открытым отношениям между людьми;

* отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.

2. Понятие справедливости

Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая

• характеристикой человеческих отношений;

• принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);

• главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость:

• распределительную (воздающую) — она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами);

Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)

Развитие представлений о справедливости

Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев.

В классовом обществе господствовала распределительная справедливое распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности.

С появлением прибавочного продукта общество разделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости.

С возникновением государства законы, право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание.

• возникает запрет на индивидуальную месть;

• провозглашается «золотое правило морали» и др.

Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат «Государство»), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости.

В Средние века христианские мыслители утверждали:

• Господь справедлив, воздает каждому по заслугам;

• человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.

В Новое время господствующей становится идея правового равенств

• экономическое и статусное неравенство сохраняется;

• провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений;

• справедливое наказание за преступление против человека и общества;

• неприкосновенность частной собственности;

• формальное равенство возможностей.

• справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы;

• равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности;

• равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;

• справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление);

• социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости;

• правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости.

3. Справедливость в отношениях людей

Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом

• каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод;

• социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества, и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам.

Таким образом, согласно Ролзу:

справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми;

• люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей;

• сбор налогов пропорционально доходам;

• обеспечение социального минимума неимущим.

В случае, если распределение преимуществ не стимулирует социально- экономическую активность неимущих, это неравенство является несправедливостью по отношению к богатым.

Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Она:

• ограничивает эгоистические стремления человека, произвол индивида;

• удерживает людей от причинения вреда друг другу (физического и нравственного).

Принцип справедливости можно выразить требованиями :

• не вреди другому человеку;

• не обижай другого человека, уважай его достоинство;

не нарушай прав другого человека.

Эти требования конкретизированы в правилах общения между людьми.

Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей. Можно выделить обязанности:

• обусловленные конституцией и законами;

• обусловленные всеобщими нравственными представлениями;

• обязательства, принимаемые при заключении договора.

Единство прав и обязанностей человека : человек, обладающий правами имеет обязанности. Справедливость подразумевает:

Понятие справедливости включает «идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицам» (Д. Милль). Допуская несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу.

Человек должен сохранять чувство собственного достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу.

4. Нравственные принципы общения

Можно выделить следующие принципы общения.

* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;

* определяют содержание общения;

* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах;

* выражают интересы разных социальных групп;

* могут быть различными (или противоположными) по значимости.

* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести:

* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);

* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

* утилитаризм («потребительское» общение);

* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.

В разные эпохи различные этические учения основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.

В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.

В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива.

Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации.

Культура межнационального общения подразумевает:

* уважение национального достоинства каждого этноса;

* преодоление национализма, шовинизма и др.;

Здесь необходимыми качествами являются:

* государственный уровень мышления;

* политическая терпимость и др.

Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.

Культура общения исключает :

* причинение вреда другому человеку (народу, государству);

* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;

* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;

* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.

Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).

Основные направления деятельности государства и общества в области морали :

* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;

* разработка норм поведения;

* утверждение приоритета общественных интересов;

* распространение моральных знаний :

* поддержание традиций, обычаев;

* воспроизводство моральных ценностей посредством:

* ценностных ориентации и др.

В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.

Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали.

Моральное сознание человека формируется:

Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека:

• объективных законов человеческого общежития;

• моральных знаний, норм, правил;

• обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.

Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).

Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.

• выбор человеком нравственных установок, ориентиров;

• самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;

• ответственность за свою деятельность, последствия поступков.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.

4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.

Источник

Этика и эстетика : Нравственный опыт

1. Нравственный опыт. Правда и ложь

2. Понятие справедливости

3. Справедливость в отношениях людей

4. Нравственные принципы общения

1. Нравственный опыт. Правда и ложь

Понятие правды, истины

* образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;

* высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).

* открытости, честности, доверии;

* отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;

* бескорыстии, отсутствии эксплуатации.

Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем.

Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.

Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи.

Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.

Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы).

Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия.

«Общая правда» достигается путем:

* признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;

* согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;

Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.

Обман, хитрость, клевета, ханжество

Ложь, обман используются людьми для достижения:

* практической выгоды, благ;

социального положения и др.

* искажение действительности, выдаваемое за правду;

обещание благ и пр., которое не будет выполнено.

позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).

* рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;

* приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.

* дезинформация в контрразведке государства;

* сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);

* сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д.

* добросовестность и верность;

* открытость чувств и намерений для другого человека.

Слово «честность» может употребляться как синоним справедливости:

отсутствие произвола, субъективизма и т. д.

* способность к искренним, открытым отношениям между людьми;

* отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.

2. Понятие справедливости

Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая

* характеристикой человеческих отношений;

* принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);

* главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость:

Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)

Развитие представлений о справедливости

Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев.

В классовом обществе господствовала распределительная справедливое распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности.

С появлением прибавочного продукта общество разделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости.

С возникновением государства законы, право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание.

* возникает запрет на индивидуальную месть;

* провозглашается «золотое правило морали» и др.

Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат «Государство»), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости.

В Средние века христианские мыслители утверждали:

* Господь справедлив, воздает каждому по заслугам;

* человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.

В Новое время господствующей становится идея правового равенств

* экономическое и статусное неравенство сохраняется;

* провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений;

* справедливое наказание за преступление против человека и общества;

* неприкосновенность частной собственности;

* формальное равенство возможностей.

В СССР, странах Восточной Европы и других странах социалистической ориентации были предприняты попытки установить справедливость на принципе общественной собственности. Однако отмена частной собственности, плановая экономика не обеспечили равенства возможностей членам социалистического общества. В современном обществе:

* справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы;

* равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности;

* равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;

* справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление);

* социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости;

* правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости.

3. Справедливость в отношениях людей

Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом

* каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод;

* социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества, и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам.

Таким образом, согласно Ролзу:

* справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми;

* люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей;

Социально-экономическое равенство не считается благом, если оно достигается ценой низкого уровня жизни большинства людей, ограничения их экономической активности.

Неравенство может быть благом, справедливостью: например, компенсирующие преимущества для каждого человека за счет прогрессивной налога:

* сбор налогов пропорционально доходам;

* обеспечение социального минимума неимущим.

В случае, если распределение преимуществ не стимулирует социально- экономическую активность неимущих, это неравенство является несправедливостью по отношению к богатым.

Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Она:

* ограничивает эгоистические стремления человека, произвол индивида;

* удерживает людей от причинения вреда друг другу (физического и нравственного).

Принцип справедливости можно выразить требованиями:

* не вреди другому человеку;

* не обижай другого человека, уважай его достоинство;

* не нарушай прав другого человека.

Эти требования конкретизированы в правилах общения между людьми.

Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей. Можно выделить обязанности:

* обусловленные конституцией и законами;

* обусловленные всеобщими нравственными представлениями;

* обязательства, принимаемые при заключении договора.

Единство прав и обязанностей человека: человек, обладающий правами имеет обязанности. Справедливость подразумевает:

Понятие справедливости включает «идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицам» (Д. Милль). Допуская несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу.

Человек должен сохранять чувство собственного достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу.

4. Нравственные принципы общения

Можно выделить следующие принципы общения.

Универсальные принципы. Они:

* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;

* определяют содержание общения;

* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах;

* выражают интересы разных социальных групп;

* могут быть различными (или противоположными) по значимости.

* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести:

* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);

* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

* утилитаризм («потребительское» общение);

* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.

В разные эпохи различные этические учения основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.

В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.

В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива.

Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации.

Культура межнационального общения подразумевает:

* уважение национального достоинства каждого этноса;

* преодоление национализма, шовинизма и др.;

Культура политического общения.

Здесь необходимыми качествами являются:

* государственный уровень мышления;

* политическая терпимость и др.

Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.

Культура общения исключает:

* причинение вреда другому человеку (народу, государству);

* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;

* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;

* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.

Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).

Основные направления деятельности государства и общества в области морали:

* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;

* разработка норм поведения;

* утверждение приоритета общественных интересов;

* распространение моральных знаний:

* поддержание традиций, обычаев;

* воспроизводство моральных ценностей посредством:

* ценностных ориентации и др.

В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.

Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали.

Моральное сознание человека формируется:

Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека:

* объективных законов человеческого общежития;

* моральных знаний, норм, правил;

* обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.

Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).

Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.

Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание, то есть:

* выбор человеком нравственных установок, ориентиров;

* самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;

* ответственность за свою деятельность, последствия поступков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *