Что такое нравственный опыт
Нравственный опыт человека и его роль в истории.
Слово «опыт» скорее всею ассоциируется с некоторыми действиями и событиями в естественнонаучной лаборатории.
Или с «полевой практикой» Или с деятельностью, предметно определенной, т.е. эмпирически фиксируемой, поддающейся
количественному и качественному контролю. В самом деле, слово «опыт» в живом языке довольно часто употребляется
синонимично слову «практика». В свете этого лексическою опыта выражение «нравственный опыт» может ассоциироваться
с такого рода ориентациями, решениями, действиями людей, которые оформлены в конкретных отношениях товарищества и
любви, брака и семьи, групповой солидарности, привязанности к родным пенатам и обязанностей перед отчизной.
Однако в сфере духовной, а именно к ней в большинстве своих проявлений относится нравственность, характер опыта во
многом иной. Это — опыт духовной жизни, внутренних коллизий, ценностных выборов.
Это — опыт индивидуальной
«работы с ценностями», личных достижений и упущений. Как индивидуальный опыт он вычитывается из конкретных
ситуаций. Но как опыт нравственности он воспроизводится в обобщенном виде и в рамках этики оказывается
представленным как продолжение рассуждения о морали — в его приложении к действительным противоречиям выбора В
морали это — выбор ценностей и правил Как мы видели, лишь на уровне этической рефлексии моральный выбор сводится к
выбору между добром и злом. Практически же это — выбор из разного рода ценностей: приятного, веселого,
целесообразного, полезного, нужного, подобающего, красивого, честного, обязательного, «того, что очень хочется»,
соотносятся с добром и злом, однако в той или иной их трактовке отдельными людьми можно выявить определенное
понимание добра и зла и, стало быть, того, что человек должен делать, чтобы соответствовать наложенным на него или
принятым им на себя обязательствам.
В данном разделе будут рассмотрены некоторые из ценностных ориентации, через которые наиболее характерно
отражаются позиции человека в отношении добра и зла — удовольствие, польза, совершенство и человечность.
Проблемы идеала в этике.
Удовольствие и польза.
Польза представляет собой положительную ценность, в основе кот лежат интересы, те. Отношения человека к различным объектам, освоение кот позволяет ему сохранять и повышать свой социальный, эконом, полит, проф, культурный статус. Как жизненный принцип полезность можно выразить в правиле: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».
Поскольку интересы выражаются в целях, кот чел преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей и, в частости, то, посредством чего цели достигаются. Полезность, таким образом, характеризует средства, годные для достижения заданной цели.
В представлении о пользе, в понятиях и ценностях прагматистского сознания обобщаются требования, с кот сталкивается человек в своей практической, целесообразной, творчески преобразованной деятельности.
Польза ни под каким видом не может заменить добродетель.
Среди положительных ценностей удовольствие и польза являются, возможно, наиболее очевидными. Они непосредственно отвечают потребностям и интересам человека в его обращенности к жизни, в его принадлежности к сфере сущего. Как стремящийся к удовольствию или пользе, человек, кажется, проявляет себя совершенно по-земному, ему, кажется, дела нет до возвышенных идеалов. Но вот вопрос: можем ли мы говорить об «этике удовольствия» или об «этике пользы»? Можем – по крайней мере употребляя слово «этика» в одном из расхожих значений – как систему некоторых правил, норм и ценностей; но при этом полагая, что само по себе наличие некоторой нормативно-ценностной системы обусловлено неудовлетворенностью чем-то существующим в реальности.
Удовольствие – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. Состояние удовлетворенности является идеальным для организма, и человеку следует делать все для достижения такого состояния.
В этике такая позиция называется гедонизмом. В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.
Человеку естественно присуще чувство радости от полноты жизни, игры телесных и умственных сил, ему блаженна память пусть даже нечастых мгновений полного отдохновения, веселья, захватывающего развлечения. Однако гедоник не просто ценит все это и стремится к этому. Он видит в наслаждении и личном счастье смысл жизни, свое предназначение.
Собственно говоря, для гедоника «жить – значит наслаждаться».
Нравственный опыт
1. Нравственный опыт. Правда и ложь
2. Понятие справедливости
3. Справедливость в отношениях людей
4. Нравственные принципы общения
1. Нравственный опыт. Правда и ложь
Понятие правды, истины
* образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;
* высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).
* открытости, честности, доверии;
* отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;
* бескорыстии, отсутствии эксплуатации.
Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем.
Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.
Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи.
Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.
Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы).
«Общая правда» достигается путем:
* признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;
* согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;
Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.
Обман, хитрость, клевета, ханжество
Ложь, обман используются людьми для достижения:
* практической выгоды, благ;
· социального положения и др.
* искажение действительности, выдаваемое за правду;
· обещание благ и пр., которое не будет выполнено.
· позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).
* рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;
* приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.
Важной этической проблемой является «добродетельная ложь» – ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом:
* дезинформация в контрразведке государства;
* сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);
* сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д.
* добросовестность и верность;
* открытость чувств и намерений для другого человека.
Слово «честность» может употребляться как синоним справедливости:
отсутствие произвола, субъективизма и т. д.
* способность к искренним, открытым отношениям между людьми;
* отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.
2. Понятие справедливости
Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая
• характеристикой человеческих отношений;
• принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);
• главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость:
• распределительную (воздающую) — она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами);
Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)
Развитие представлений о справедливости
Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев.
В классовом обществе господствовала распределительная справедливое распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности.
С появлением прибавочного продукта общество разделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости.
С возникновением государства законы, право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание.
• возникает запрет на индивидуальную месть;
• провозглашается «золотое правило морали» и др.
Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат «Государство»), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости.
В Средние века христианские мыслители утверждали:
• Господь справедлив, воздает каждому по заслугам;
• человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.
В Новое время господствующей становится идея правового равенств
• экономическое и статусное неравенство сохраняется;
• провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений;
• справедливое наказание за преступление против человека и общества;
• неприкосновенность частной собственности;
• формальное равенство возможностей.
• справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы;
• равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности;
• равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;
• справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление);
• социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости;
• правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости.
3. Справедливость в отношениях людей
Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом
• каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод;
• социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества, и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам.
Таким образом, согласно Ролзу:
• справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми;
• люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей;
• сбор налогов пропорционально доходам;
• обеспечение социального минимума неимущим.
В случае, если распределение преимуществ не стимулирует социально- экономическую активность неимущих, это неравенство является несправедливостью по отношению к богатым.
Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Она:
• ограничивает эгоистические стремления человека, произвол индивида;
• удерживает людей от причинения вреда друг другу (физического и нравственного).
Принцип справедливости можно выразить требованиями :
• не вреди другому человеку;
• не обижай другого человека, уважай его достоинство;
• не нарушай прав другого человека.
Эти требования конкретизированы в правилах общения между людьми.
Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей. Можно выделить обязанности:
• обусловленные конституцией и законами;
• обусловленные всеобщими нравственными представлениями;
• обязательства, принимаемые при заключении договора.
Единство прав и обязанностей человека : человек, обладающий правами имеет обязанности. Справедливость подразумевает:
Понятие справедливости включает «идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицам» (Д. Милль). Допуская несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу.
Человек должен сохранять чувство собственного достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу.
4. Нравственные принципы общения
Можно выделить следующие принципы общения.
* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;
* определяют содержание общения;
* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах;
* выражают интересы разных социальных групп;
* могут быть различными (или противоположными) по значимости.
* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести:
* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);
* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);
* утилитаризм («потребительское» общение);
* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.
В разные эпохи различные этические учения основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.
В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.
В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива.
Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации.
Культура межнационального общения подразумевает:
* уважение национального достоинства каждого этноса;
* преодоление национализма, шовинизма и др.;
Здесь необходимыми качествами являются:
* государственный уровень мышления;
* политическая терпимость и др.
Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.
Культура общения исключает :
* причинение вреда другому человеку (народу, государству);
* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;
* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;
* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.
Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).
Основные направления деятельности государства и общества в области морали :
* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;
* разработка норм поведения;
* утверждение приоритета общественных интересов;
* распространение моральных знаний :
* поддержание традиций, обычаев;
* воспроизводство моральных ценностей посредством:
* ценностных ориентации и др.
В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.
Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали.
Моральное сознание человека формируется:
Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.
Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека:
• объективных законов человеческого общежития;
• моральных знаний, норм, правил;
• обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.
Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).
Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.
• выбор человеком нравственных установок, ориентиров;
• самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;
• ответственность за свою деятельность, последствия поступков.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
4. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
Этика и эстетика : Нравственный опыт
1. Нравственный опыт. Правда и ложь
2. Понятие справедливости
3. Справедливость в отношениях людей
4. Нравственные принципы общения
1. Нравственный опыт. Правда и ложь
Понятие правды, истины
* образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;
* высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).
* открытости, честности, доверии;
* отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;
* бескорыстии, отсутствии эксплуатации.
Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем.
Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.
Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи.
Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.
Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы).
Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия.
«Общая правда» достигается путем:
* признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;
* согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;
Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.
Обман, хитрость, клевета, ханжество
Ложь, обман используются людьми для достижения:
* практической выгоды, благ;
социального положения и др.
* искажение действительности, выдаваемое за правду;
обещание благ и пр., которое не будет выполнено.
позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).
* рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;
* приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.
* дезинформация в контрразведке государства;
* сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);
* сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д.
* добросовестность и верность;
* открытость чувств и намерений для другого человека.
Слово «честность» может употребляться как синоним справедливости:
отсутствие произвола, субъективизма и т. д.
* способность к искренним, открытым отношениям между людьми;
* отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.
2. Понятие справедливости
Понятие справедливости. Справедливость распределительная и уравнивающая
* характеристикой человеческих отношений;
* принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);
* главной социальной добродетелью, содействующей общему благу. Можно выделить справедливость:
Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)
Развитие представлений о справедливости
Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев.
В классовом обществе господствовала распределительная справедливое распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности.
С появлением прибавочного продукта общество разделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости.
С возникновением государства законы, право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание.
* возникает запрет на индивидуальную месть;
* провозглашается «золотое правило морали» и др.
Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат «Государство»), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости.
В Средние века христианские мыслители утверждали:
* Господь справедлив, воздает каждому по заслугам;
* человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.
В Новое время господствующей становится идея правового равенств
* экономическое и статусное неравенство сохраняется;
* провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений;
* справедливое наказание за преступление против человека и общества;
* неприкосновенность частной собственности;
* формальное равенство возможностей.
В СССР, странах Восточной Европы и других странах социалистической ориентации были предприняты попытки установить справедливость на принципе общественной собственности. Однако отмена частной собственности, плановая экономика не обеспечили равенства возможностей членам социалистического общества. В современном обществе:
* справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы;
* равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности;
* равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;
* справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление);
* социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости;
* правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости.
3. Справедливость в отношениях людей
Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом
* каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод;
* социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества, и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам.
Таким образом, согласно Ролзу:
* справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми;
* люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей;
Социально-экономическое равенство не считается благом, если оно достигается ценой низкого уровня жизни большинства людей, ограничения их экономической активности.
Неравенство может быть благом, справедливостью: например, компенсирующие преимущества для каждого человека за счет прогрессивной налога:
* сбор налогов пропорционально доходам;
* обеспечение социального минимума неимущим.
В случае, если распределение преимуществ не стимулирует социально- экономическую активность неимущих, это неравенство является несправедливостью по отношению к богатым.
Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Она:
* ограничивает эгоистические стремления человека, произвол индивида;
* удерживает людей от причинения вреда друг другу (физического и нравственного).
Принцип справедливости можно выразить требованиями:
* не вреди другому человеку;
* не обижай другого человека, уважай его достоинство;
* не нарушай прав другого человека.
Эти требования конкретизированы в правилах общения между людьми.
Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей. Можно выделить обязанности:
* обусловленные конституцией и законами;
* обусловленные всеобщими нравственными представлениями;
* обязательства, принимаемые при заключении договора.
Единство прав и обязанностей человека: человек, обладающий правами имеет обязанности. Справедливость подразумевает:
Понятие справедливости включает «идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицам» (Д. Милль). Допуская несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу.
Человек должен сохранять чувство собственного достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу.
4. Нравственные принципы общения
Можно выделить следующие принципы общения.
Универсальные принципы. Они:
* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;
* определяют содержание общения;
* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах;
* выражают интересы разных социальных групп;
* могут быть различными (или противоположными) по значимости.
* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести:
* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);
* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);
* утилитаризм («потребительское» общение);
* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.
В разные эпохи различные этические учения основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.
В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.
В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива.
Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации.
Культура межнационального общения подразумевает:
* уважение национального достоинства каждого этноса;
* преодоление национализма, шовинизма и др.;
Культура политического общения.
Здесь необходимыми качествами являются:
* государственный уровень мышления;
* политическая терпимость и др.
Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.
Культура общения исключает:
* причинение вреда другому человеку (народу, государству);
* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;
* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;
* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.
Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).
Основные направления деятельности государства и общества в области морали:
* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;
* разработка норм поведения;
* утверждение приоритета общественных интересов;
* распространение моральных знаний:
* поддержание традиций, обычаев;
* воспроизводство моральных ценностей посредством:
* ценностных ориентации и др.
В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.
Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали.
Моральное сознание человека формируется:
Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.
Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека:
* объективных законов человеческого общежития;
* моральных знаний, норм, правил;
* обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.
Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).
Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.
Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание, то есть:
* выбор человеком нравственных установок, ориентиров;
* самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;
* ответственность за свою деятельность, последствия поступков.