Что такое нравственный поступок 5 класс
Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Нравственный поступок»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
Тема: «Нравственный поступок»
Цель: формирование у обучающихся представление о нравственном поступке
Познакомить обучающихся с 5 компонентами нравственного поступка.
Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
Оборудование: Учебник «Основы светской этики» Просвещение-2012г, презентация, Материалы для работы с учащимися (приложение)
− Возьмите друг друга за руки. Закройте глаза. Почувствуйте тепло других ладошек в своих руках. Мысленно пожелайте всем добра. А теперь откройте глаза и садитесь, не производя ни малейшего шума. Вот и начинается урок.
− На прошлом уроке мы изучили тему «Моя семья – мое богатство!» и вы получили задание: вместе со своими родителями составить родовое древо и подобрать пословицы о семье. Пожалуйста, кто готов. (Ребята представляют свои работы).
Вывод: « Родителей чти – не собьешься с истинного пути.»
Послушайте рассказ. Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли. А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву. Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
− Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (Не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
− Почему бабушка ничего им не сказала? (Скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
− А как поступили мальчики? (Нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
− Как по вашему должны были поступить ребята в данной ситуации? (Уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)
− Являются ли действия ребят поступком? (Является)
− А можно ли этот поступок назвать нравственным?
− А что такое нравственный поступок?
− Как вы думаете о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (О поступках людей)
− Кто сформулирует тему урока?
− Тема нашего урока «Нравственный поступок»
− На какие вопросы вы хотели бы ответить по этой теме? (Ответы детей)
− Сегодня на уроке вы узнаете:
Что такое поступок в этике?
Что такое нравственный поступок?
Какие признаки имеют нравственные поступки?
− Прочитайте на с. 40 определение «поступка» в учебнике и запишите в тетради.
(Слайд №3) Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер ( нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой.
Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.
− К нравственному поступку человека ведёт несколько шагов. Наша задача – прочитать текст в учебнике и найти эти важные составляющие (компоненты) хорошего поступка. Заполните таблицу. (Приложение №2)
− Поднимите руки, у кого совпали ответы.
− Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей):
мотив (почему я это делаю?)
цель (зачем я это делаю)
средства (с помощью чего я это делаю?)
действия (что я делаю?)
результат (что получилось благодаря моим усилиям?)
− Посмотрите картинки, какие поступки людей они иллюстрируют.
− Выявите мотив, цель, средства и спрогнозируйте результат.
Уже давным-давно человек задумывался о том, как он поступает, что делает.
− Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным? (Дети приводят свои конкретные примеры)
(Под песню «Что такое доброта» в исполнении группы «Непоседы»)
− С каких слов начиналась песня, под которую мы делали упражнения? (Что такое доброта?)
−Добро и зло – основные понятия этики…
−Какой поступок считать нравственным, а какой – безнравственным с точки зрения добра и зла? (Если поступок причинил людям зло – это безнравственный поступок, а если добро – нравственный).
V. Продолжение работы по теме.
− Ребята, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки?
Работа в группах. ( Работа с текстом)
− Я предлагаю Вам прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Котенок». Определить, нравственный ли поступок совершил мальчик, и заполнить таблицу, в которой записаны 5 признаков нравственного поступка.
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее..
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
− Ребята, подведем итоги и выполним самопроверку. Внимание на экран.
Конспект Урока » Нравственный поступок»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок модуля «Основы светской этики»
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть
Тема « Нравственный поступок»
— способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
— раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок»;
— способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
— развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
— формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
— учить прогнозированию последствий своих поступков;
— развивать готовность к социальному взаимодействию.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
-внутренняя позиция школьника;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
Учитель: Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.
Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!
Учитель: Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь.
Учитель: Ребята, с какой интересной темой мы знакомились на прошлом уроке? ( Ответ: Род и семья – источник нравственных отношений)
Учитель: Кто хотел бы рассказать о своем семейном гербе?
(на доске выставка рисунков с родовыми гербами и родовыми древами).
Тему нашего урока вы можете назвать, разгадав ребус.
15 18 1 3 19 20 3 6 15 15 16 19 20 30
Н р а в с т в е н н о с т ь
Нравственность ( мораль, добронравие, добродетель) – система норм и ценностей, которые регулируют поведение человека – на доске. (антонимы безнравственность, аморальность, злонравие, порок)
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (Ответ: Не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
-Почему бабушка ничего им не сказала? (Ответ: Скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
-А как поступили мальчики? ( Ответ: Нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (Ответ:О поступках людей)
-Являются ли действия ребят поступком? (Ответ: Является)
Прочитайте определение «поступка» в учебнике ( стр.40 абз.1) и запишите в тетради.
Как вы понимаете слово поступок? (ответ: Поступок – это действие )
— Нас интересует поступок с этической точки зрения. (Чтение на стр. 40)
Любой поступок – это действие, но только то действие называют нравственным, когда его совершают по собственной воле, т.е. делают свой выбор, основываясь на нравственные принципы. (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его.)
-А можно ли этот поступок назвать нравственным?
-А что такое нравственный поступок?
— Как по- вашему должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)
Работа по теме урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберемся, что же такое нравственный поступок? По каким поступкам люди судят о нас как о личности.
Притча «Пахарь и крот»
Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошёл Крот по вспаханному полю. Шёл до самого вечера, а до конца поля не дошёл. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждёт Пахаря с плугом, чтобы спросить его:
— Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
— Я пашу не только себе, но и людям.
— Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.
— Но ведь вы же кроты, а мы — люди, — ответил Пахарь и начал новую борозду.
Учитель: Какой можно сделать вывод? (Только человек может, в отличие от животного, добровольно, осознанно совершать нравственный поступок (действие) не только для пользы себе, но и для пользы других людей)
Как вы понимаете слово поступок? (Дети читают в своих пособиях стр. 40 абз. 2)
1. Мотив (почему я это делаю?)
2 . Цель (зачем я это делаю)
(мотив – как поступить, повод к действию: нет деревьев – надо посадить; стоит пожилой человек – надо уступить место; тонут люди – надо спасти.)
Только добровольный поступок говорит о его нравственности.
5 . Результат. (что получилось благодаря моим усилиям?) – то, ради чего действовал человек, но он может быть разный
Заполняя схему в тетради. (У каждого на парте)
— Какие составные части имеет нравственный поступок? ( 5 компонентов)
— Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным?
(Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их)
1. Древнеиндийское изречение
Делать ближним добро — это делать то, что желаешь себе.
2. Аристотель (древнегреческий философ)
Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
3. Английская пословица
«Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло»
4. Туркменская пословица
«На добро отвечать добром — дело каждого, а на зло добром — дело отважного».
5. Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель)
Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия.
6.Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ)
Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.
(Учащиеся анализируют изречение, доказывают их актуальность сегодня)
Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – качаете головой:
Смелость Скромность Добросовестность
Открытость Лень Активность
Заносчивость Драчливость Общительность
Вежливость Грубость Трусость
Учитель. – В сказках, в которых рассказывается о добре и зле, есть герои: Баба- Яга, Золотая рыбка, Красная шапочка, Дюймовочка, такие же персонажи есть в русских былинах, например, Добрыня Никитич — богатырь при князе Владимире. Он умен и храбр, ловок. Именно Добрыня выручает из беды княжескую племянницу.
Существует множество слов с корнем «добро ».
Я предлагаю группам выполнить следующее задание: придумать с этим корнем:
II ряд — имена существительные.
III ряд — имена прилагательные
До добра не доведет
Определения : формула вежливой просьбы; приветствие гостю; пожелание благополучия при отправлении в путь или в каком-нибудь начинании; кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату.
1 Не одежда красит человека
4 Доброе слово человеку
5 Кто добро творит
4 что дождь в засуху
5 того Бог благословит
2 само себя хвалит
6 кто добра не делает никому
Учитель: Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки?
Доброта, сочувствие, сопереживание, желание помочь другому, внимание к человеку, долг, уважение, сила воли, любовь к ближнему как к самому себе.
Учитель: Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств?
Учитель: Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»?
1Что такое нравственный поступок?
2.Что такое поступок?
3.Что такое нравственный поступок?
4.Какие признаки имеет нравственный поступок?
Итог урока (рефлексия)
— Основное назначения человека — творить добро. И чтобы этот призыв не забывался, я хочу вручить вам три завета. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и отношениях с людьми по пути добра.
«Не обижай людей — придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то»
«Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Того, чего себе не пожелаешь»
«Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь — это море, из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви»
(Стихотворение вручается каждому ученику)
Задание на дом : Выберите свой поступок или героя какого-либо произведения, фильма. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального, нравственного поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. При желании сделайте рисунок.
Урок ОРКСЭ по теме «Нравственный поступок»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Нравственный поступок
( модуль «Основы светской этики»)
Задачи : создание психологических условий для продуктивного общения, условий для развития ценностно-смысловой сферы личности; создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “нравственный поступок”, «мораль» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт;
Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля;
Создание условий для развития умения учиться, развития самостоятельности, ответственности, инициативности.
Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.
метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия « поступок», «нравственный поступок», «мотив».
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (выяснение настроения учащихся).
Игровой приём «Улыбка»
-Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.
2. Актуализация знаний. (индивидуальные карточки)
1.Что вы должны сделать в первом задании? (подобрать слово)
2.Что считается добрым поступком?
а) Забывать о неприятной просьбе
б) Дать списать домашнее задание
в) Опоздать на неинтересную встречу
г)Помочь соседу по парте разобрать задачу
3.Укажите поступки, которые одобряет общество
4.Что является последствием злых дел?
5.Знания о добре и зле помогают людям
а) проявлять заботу
г) все ответы верны
6.Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло».
3. Формирование новых знаний.
-Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «Капля воды»
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
— Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой?
(не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
— Почему бабушка ничего им не сказала?
(скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
— А как поступили мальчики?
(нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
-Являются ли действия ребят поступком? (является)
-Хороший или плохой поступок совершили ребята? (плохой)
— Приведите примеры хороших поступков?
-Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (о поступках людей)
-Мы узнаем, что такое поступок, в чем разница между действием и поступком, какой поступок называют нравственным. (Слайд 1)
-Что такое поступок?
Работа с определением (Слайд 2)
Поступок – это намеренное действие человека.
(запись определения в тетради по выбору)
-А что же такое нравственный поступок?
Нравственный поступок – это действие, которое приносит пользу окружающим.
Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
Он отвечает общепринятым ценностям – духовным, моральным, этическим. Помочь кому-то – это нравственный поступок, отдать что-то кому-то – это нравственный поступок, совершить благое дело – это нравственный поступок. ( Слайд 3)
— Определите, какой поступок является нравственным, а какой безнравственный (Слайд 4)
-Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, действия, средства достижения цели и результат. (Слайд 5)
Работа по учебнику стр.40
-Найдите описание мотива, цели, средства, действия и результата в учебнике
(зачитывают по очереди)
— Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек. Что перевесит – зависит от каждого из нас.(Слайд 6-9)
— из каких произведений данные герои;
— в какие группы вы могли бы их объединить;
— кто из героев совершает нравственный поступок, а кто нет;
— приведите пример из произведений литературы самостоятельно.
Дети встают в круг, учитель дает предмет (игрушка, цветок). Передавая его
друг другу, дети должны называть добрые вежливые слова.
1)Задание 1. Обсуждение ситуации. Поступок или проступок
Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.
Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи — одно удовольствие.
Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье — и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.
Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону — я покраснела и опустила голову.
Ответить на вопросы:
-Ваше отношение к поступку девочки. Поступок или проступок?
-Как можно исправить ситуацию?
Слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю.(Слайд 11)
3)Задание 3. Закончить заповедь
-О нравственных поступках люди знают давно. Некоторые нравственные принципы формировались тысячелетиями. Может кто-то из вас знает, какое название они сейчас имеют? А вы слышали такое слово «заповеди»? Что оно обозначает? Попробуйте закончить записанные истины, отталкиваясь от принципов добра. Проверка (Слайд 12)
Помни такие заповеди:
Попробуй не захватить, а…………….(отдать).
Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).
Не спрятать, а …………..(поделиться).
Не кричать, а …………(выслушать).
Не разорвать, а…………..(склеить).
-Нам всем приятнее находиться в обществе добрых поступков, но для этого мы сами должны их совершать.
-Какие добрые поступки вы совершили в своей жизни? (идет обсуждение).
Помни истину простую
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут.
6.. Самостоятельная работа
— Заполните схему нравственного поступка( его пяти компонентов).Схема у каждого ученика
— Итак, ребята, сегодня мы говорим о нравственных поступках. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника.
Группа получает лист ватмана, разделенного на две части «чёрную» и «белую». На «чёрной» части дети пишут поступки. Отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни
Закончи предложения: 1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ….__________________
2) Человек совершает нравственный поступок, и когда…_____________________________
3) Нравственным можно назвать человека, который …________________________
Соединить 1части пословиц со 2 частями по смыслу (карточки в конвертах №1 и №2):
Не плюй в колодец// пригодится воды напиться.
Заварила кашу,// расхлебывай.
Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет.
Чем дальше в лес,// тем больше дров.
В ком добра нет, // в том и правды мало.
На добрый привет, //добрый ответ.
Выступление групп о выполненных заданиях.
— А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети по группам рассказывают о выполненных заданиях.
Вывод: только сам человек определяет для себя важность нравственного поступка и его необходимость.
Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“(средние учащиеся);
Нарисовать абстракцию Как я представляю „нравственность “ и „безнравственность “ (слабые учащиеся);
Проведение акции „Добрый свет“ (помощь пожилым людям) – оформление в виде стенгазеты с фотографиями.
Высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить :
Сегодня я узнал… (Слайд 13)
Урок дал мне для жизни…