Что такое нрк в школе расшифровка
Внедрение национально-регионального компонента на уроках в начальной школе. «Народно-педагогическая мудрость».
Автор: Удальцова Татьяна Демидовна
Внедрение национально-регионального компонента
на уроках в начальной школе.
Есть имена, чья слава так крепка,
Что не сотрут её бесчисленные годы.
Она останется на долгие века
Святынею страны, святынею народа.
В последнее время система образования страны постоянно реформируется. Во всех регионах ищут новые пути в образовании. И здесь бросается в глаза переход от одного новшества в другое, критика многого из того, что было в советской школе, нетрадиционные уроки, авторские методики и многое другое. Но, по- моему, путь к новому происходит через защиту системы образования в условиях перехода к рынку, сохранив всё лучшее, что создано за многие годы, через демократизацию, гуманизацию, которые являются важнейшими принципами прогрессивной педагогики и народного воспитания. Для дальнейшего развития образования пагубным является игнорирование прошлого. Оптимальные пути обновления образовательной системы в целом, так и деятельности отдельных школ и учителей можно найти, сверяя находки в области обучения и воспитания с многовековой педагогической мудростью народов. Она является живительным источником, родником, питающим любую современную теорию и технологию. Необходимо учитывать национально- региональные особенности в обучении и в воспитании учащихся. Прогрессивность педагогических идей больших и малых народов заключается, прежде всего, в их высокой нравственности, на основе изучения народного фольклора. Не менее важная прогрессивная сторона народной педагогики заключается в её интернациональном характере. В условиях современного мира, в котором постоянно вспыхивают межнациональные конфликты, детей необходимо воспитывать на общности национальных культур, на примерах национальных героев тех народов, которые проживают рядом друг с другом.
В 21 веке появились различные течения, среди которых нашлись и такие, которые под флагом национального возрождения пропагандируют пути, ведущие к самоизоляции народов, межэтнической интолерантности. Республика Бурятия является одним из регионов России, характеризующихся не только стабильностью в области межнациональных отношений, но и длительными традициями добрососедства контактирующих этносов.
Цели введения НРК на основе изучения бурятского эпоса в разные уроки стали едины:
-Воспитания гражданственности, патриотизма, духовно-нравственное воспитание.
Базовые ценности: любовь к малой родине на примере поступков Гэсэра, служение людям, долг перед Отечеством, старшим поколениям, семьёй, свобода личная и национальная, свобода совести и вероисповедания.
Принципы внедрения НРК:
Единство гражданского и духовно-нравственного воспитания.
Наличие собственной гражданской позиции.
-Воспитание нравственных чувств.
Базовые ценности: жизнь и смысл жизни для героя «Гэсэр», милосердие и справедливость, честь и достоинство, забота и помощь, равноправие, представление о вере, духовной культуре, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межнационального диалога.
Принципы внедрения НРК:
Ориентированность учащихся на нравственные ценности.
-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование эстетических идеалов, самовыражение в творчестве.
Базовые ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, самовыражение в эпосе «Гэсэр».
Принципы внедрения НРК:
Принцип единства идейного и художественного. Принцип взаимосвязи науки и искусства. Принцип творческой самодеятельности школьников.
В таблице представлены лишь некоторые темы по предметам, которые можно включить в планирование НРК.
-Сходство и различие былинных летописей про русских богатырей и эпоса «Гэсэр»
-Сходство качеств характеров былинных богатырей и Гэсэра
-Строфный анализ поэтических произведений ( ритмический рисунок, логические ударение, рифма)
-Добро и зло на основе изучение эпоса «Гэсэр»
— В развитие добрых чувств – творение души-подвиги Гэсэра
-Графика. Изучение нового жанра живописи на основе иллюстраций к «Гэсэр»
-Изучение бурятского национального костюма на основе его описания в эпосе
-Нахождение сложных предложений, предложений с однородными членами, предложения с обращениями на основе работы с текстовым материалом эпоса «Гэсэр» и былин
-Составление словаря собственных имён существительных на основе эпоса и былин
Работа чёрными восковыми мелками.
Национальные бурятские напевы (напевы улигеров)
На уроках, где внедряется НРК формируются следующие УУД.
Познавательные УУД: у детей возникает потребность прочитать это произведение полностью, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале, находить дополнительные сведения.
Коммуникативные УУД: учащиеся с удовольствием высказывают своё собственное мнение, вступают в диалог между собой и учителем, учатся слушать собеседника, признают существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, учатся распределять роли при выполнение групповых и коллективных работ.
Личностные УУД: происходит развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
В среднем звене можно разработать следующие блоки НРК:
-Герои национальных бурятских сказок.
-Герои бурятской земли.
-Чудесный клад бурятии.
— творческое наследие И.Калашникова и др
Реализация национально-регионального компонента в общеобразовательном учреждении
Пусть дома, мимо которых мы ходим,
пусть города и села, в которых мы живем,(…)
будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое!
Жизнь – это не одномоментность существования.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Ибо «вне культуры настоящее и будущее народов… и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества» (Д. С. Лихачев).
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:
национально-региональный компонент – не менее 10%;
Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Изучение опыта Оренбургской и Челябинской областей, Красноярского края и других регионов России по реализации национально-регионального компонента показало, что данная модель может иметь 4 различных способа реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования:
Содержание национально-регионального компонента базисного учебного плана ЯНАО обеспечивается окружным и школьным компонентом за счет введения дополнительных курсов, обеспечивающих освоение региональных достижений в разных сферах региональной социально-экономической, культурной и духовной жизни (т. е. изучение вклада региона Ямала в российскую культуру). Указанный перечень дополнительных курсов представлен в Пояснительной записке к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.
Однако отсутствие единого понимания сущности национально-регионального компонента содержания образования, общих подходов к его формированию на уровне округа, приводит к содержательным проблемам его реализации за счет сопряжения федерального компонента с региональным в части выделения и описания исторического, культурно-национального, географического, природно-экологического своеобразия ЯНАО и органичного его встраивания в содержание учебных предметов.
В МОУ СОШ м-на Вынгапуровской процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:
В результате педагогическим коллективом выявлены следующие основные затруднения:
Закономерно возникает вопрос, на какой основе строить национально-региональный компонент, чтобы оптимально реализовать общегосударственный и региональный заказ на образованность человека?
Как указывается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Исходя из вышесказанного, планируемые педагогами школы примерное содержание и тематика уроков национально-регионального компонента в различных образовательных областях были направлены на достижение следующих целей:
Однако для школы III ступени даже примерные программы отсутствуют. Ямало-Ненецким окружным институтом усовершенствования учителей предлагается учебное пособие под ред. Цымбалистенко Н. В. для учителей старших классов, которое намечает некоторые основные тенденции культурно-литературного развития Ямала в XX веке, Санкт-Петербургским издательством «Просвещение» предложен сборник «Литература народов России» для 10-11 классов (2001 г. составитель Р. Хайруллин).
Проблема и в том, что библиотеки не имеют возможности обеспечить учащихся текстами художественных произведений краеведческой направленности.
Поэтому нами разработана примерные программы и примерная тематика уроков по нескольким образовательным областям с учетом реализации НРК, которые включены в календарно-тематическое планирование для учащихся школы III ступени, главными составляющими которых являются актуальность подобранных тем, ценностно-мировоззренческий и компетентностный подходы, учет возрастных читательских интересов и направленность на формирование базовых компетенций. Примерная программа и тематика уроков, не сковывая творческой инициативы учителя, формирует ядро учебного курса, в пределах которого остается возможность свободного соотнесения предлагаемых вариантов тем НРК и темы предметной образовательной области. Вписываясь в базовый (федеральный) компонент образования, предлагаемая программа филологического образования и примерная тематика уроков других образовательных областей также способствуют приобретению учащимися следующих основ компетентности в социально-психологической и общекультурной сфере:
Несомненно, что для реализации составленной программы и примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение материалами хрестоматийного характера и практической направленности, что представлено нашими педагогами в качестве разработок открытых уроков и собранного текстового краеведческого материала.
Подробнее остановлюсь на примерной программе филологического образования в школе III ступени. В ее основу положен принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и краеведческих текстов. Возможность такого соотнесения прослеживается в близости жанра, тем и проблем, стиля. Учитываются соположенность произведений во времени, связь с биографией писателей, с жизнью Ямала, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом. В предлагаемой примерной программе учитываются также содержательные принципы действующих ныне Программ (А. Кутузова, Г. Беленького, Т. Курдюмовой, В. Маранцмана), что позволит проследить динамику литературного процесса страны и региона на протяжении полувека, вместе с учащимися составить карту культурной жизни округа в пространственном и временном аспекте.
Так, например, после изучения темы «Литературная и общественная жизнь II половины XIX века» в 10 классе считаем целесообразным обратиться к вопросу о традициях русской литературы XIX века в литературе Тюменского края с целью показать динамику литературного процесса региона на протяжении 70 лет, составить карту культурной жизни края в пространственном и временном аспекте.
Тема причастности человека к миру природы может быть рассмотрена не только в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (10 класс), но и в поэзии ямальских поэтов В. Волкова и Л. Лапцуя.
Судьбу человека в тоталитарном обществе изображает Ю. Афанасьев и Л. Ефремов (11 класс), поэтому его творчество можно изучать после творчества А. Солженицына и В. Шаламова. Основным принципом соотнесения произведения И. Истомина «Живун» с повестью А. Платонова «Котлован» является сходство жанра, темы (развенчание утопической идеи; вечной народной мечты о счастливом и справедливом устройстве общества).
Проблема губительных последствий технического прогресса может изучаться параллельно в творчестве при анализе повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и произведения Р. Ругина «Гул далекой буровой».
Таким образом, включение в историко-литературный курс произведений региональной литературы углубляет понимание общенациональных художественных ценностей, открывает новые аспекты их содержания.
Ориентация на региональный компонент обуславливает новизну подхода и к внеклассной работе в Вынгапуровской школе, и к работе в системе дополнительного образования. Все внеклассные мероприятия организованы так, чтобы у учащихся появилась возможность прояснить многое в движении современной литературы, в самой духовной ситуации нашего времени, нашего края, углубить понимание общенациональных художественных ценностей. С этой целью в план работы системы дополнительного образования включены следующие формы:
Связь биографии русских писателей с историей Сибири, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом можно проследить в работе членов научного общества учащихся «Юный филолог» над проектом «Участь русских поэтов. Жизнь и творчество В. К. Кюхельбекера в период сибирской ссылки» и общества «Юный лингвист» (проект «Местная топонимика»).
Составить карту культурной жизни края в пространственном и временном аспекте помогают и мероприятия, проводимые в рамках предметных недель «ЯНАО – центр культуры северных народов», «Экология и человек», «На службе здоровья человека Севера»:
Таким образом, тематика внеклассных мероприятий способствует социально-культурной адаптации учащихся в современном мире, позволяет подняться на новый, более высокий уровень приобщения к культуре своего и других народов, изменить представление об историко-литературном процессе России.
Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ямало-Ненецкого автономного округа каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, повысить статус образования как фактора развития региона.
Методические рекомендации «НРК в условиях ФГОС как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся»
как средство формирования культуроведческой
компетенции обучающихся”
В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
а).формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б).содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;
в).расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.
Поэтому изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решить эту задачу я попробовала через проектную деятельность учащихся.
Этот интегрированный метод обучения является инновационным для школьников и не заменим для развития творчества, познавательной активности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Он помогает ученикам конструировать свои знания и самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развивая критическое мышление. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.
Целью данного проекта является изучение и исследование родного края, культуры и литературы народов, проживающих на территории Бурятии, а также популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патриотических чувств.
Дидактические цели проекта:
1. Формирование компетентности в сфере:
самостоятельной познавательной деятельности;
целостного, образного и пространственного мышления.
Авторская программа «Внедрение национально-регионального компонента на уроках окружающего мира»
. Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно.
Н. Сладков
На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.
Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.
Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаю наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках окружающего мира.
Данная авторская программа разработана на основе материала учебника Н.Ф. Виноградовой “Окружающий мир” для 2, 3, 4 классов. При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.
Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики Татарстан и Бавлинского района, растительным и животным миром РТ, Красной книгой РТ и Бавлинского района, с реками Республики, природными памятниками нашего края и т.д.
Представленная программа позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология.
В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи. При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РФ, РТ; Красную книгу РТ и Бавлинского района.
Основные цели программы:
Использование НРК на уроках способствует:
Учащиеся будут знать:
Учащиеся будут уметь:
Учащиеся будут воспитывать в себе:
Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента во 2 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.
(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 2 класс часть 1, 2
Всего по программе 68 часов, из них НРК 7-8 часов или 10-15 минут на каждом уроке.
Тема урока по программе
1.Что такое здоровье? Можно ли изменить себя, чтобы меньше болеть?
2.Физическая культура
Известные спортсмены Татарстана, Бавлинского района.
Посещение квартиры-музея чемпиона мира по лёгкой атлетике В. Р. Матвеева.
Урок-встреча с тренерами спорткомплекса города.
Кто живёт рядом с тобой.
2.Чем семья занимается в свободное время.
Исследовательская работа совместно с родителями: “Сколько поколений живёт в твоей семье?” (составление генеологического древа семьи.)
Традиции татарского народа. Национальные праздники: Сабантуй, Навруз.
Семейный праздник: “Папа, мама, я – спортивная семья”
1.Родина – что это значит?
2.Чем знаменит твой родной край.
4.Знаменитые города России.
5.Как трудятся россияне.
6.Россия-многонациональная страна.
Татарстан на карте России.
Бавлинский район на карте Татарстана.
Улицы, по которым я хожу.
Знаменитые города: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск.
Крупные предприятия республики. Что выпускают, где находятся.
Чем занимаются люди на селе.
Где работают родители.
Урок-экскурсия на хлебозавод (в пекарню), в пожарную часть ПЧ-14, в районный краеведческий музей.
Национальный состав Татастана.
Урок-выставка “Бабушкин сундук.” (национальные костюмы)
1.Царство живой природы.
3.Лес и его обитатели.
4.Водоём и его обитатели.
5. Природа и человек.
Урок-экскурсия к речке “Бавлинка”. Наблюдение за живой природой.
Животный и растительный мир Татарстана.
Разнообразие животного и растительного мира.
Урок-экскурсия в краеведческий музей в отдел “Живая природа”
Красная книга растений и животных Татарстана и Бавлинского района.
Урок-викторина “Жители наших лесов”.
Работа с картой РТ. Знакомство с названиями
водоёмов РТ. Значение и охрана водоёмов. (Куйбышевское, Заинское, Нижнекамское, Карабашское водохранилища.)
Урок-экскурсия к родникам города Бавлы.
Урок-экскурсия в лес с целью ознакомления учащихся с проблемами защиты окружающей среды.
Решение логических задач по экологии.
Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.
(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 3 класс
Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)
Тема урока по программе
Где и когда ты живёшь?
Солнце – источник тепла.
Природные зоны России.
Работа с картой Татарстана. (Найти и показать на карте территорию Татарстана, города Бавлы, некоторые равнины, реки.) Реки РТ.
Характеристика климатического пояса РТ.
Исследовательская работа “Сезонные изменения в природе города Бавлы.”
(метод сравнения и сопоставления) Заполнение календаря погоды.
Урок-экскурсия на родники города. Изучение и сравнение состава воды на родниках.
Анализ почвенной карты РТ и Бавлинского района.
Урок-практикум по карте. Характеристика природных зон Татарстана.
Растительный мир Земли.
Животный мир Земли.
Какие растения живут на Земле.
Растения нашей местности, нуждающиеся в защите. Отрицательное влияние людей на природу. Сбор материала для гербария.
Грибы нашей местности. (использование ИКТ-презентация)
Какие рыбы встречаются в наших реках, водоёмах.
( окунь, судак, налим, ёрш, щука, сазан, карп, карась, сом, форель) (использование ИКТ)
Оседлые (глухарь, воробей, сова. ), кочующие (вороны, синицы, сорока, дятлы. ), перелётные (ласточка, лебедь,…) (использование ИКТ)
Человек в разные исторические времена.
Как называли нашу страну в разные времена.
Какими людьми были наши предки славяне.
Делу время – потехе час.
О чём могут рассказать вещи. По одёжке встречают.
История образования РТ.
Исследовательская работа: “Значение моего имени”
Какими людьми были наши предки татары.
(Обратить внимание на такие качества как трудолюбие,чистоплотность, гостеприимство, умение защитить свою Родину…)
Татарские национальные праздники и игры.
Исследовательская работа “Игры наших бабушек”.
Татарская национальная одежда.
Урок-выставка по теме “Татарская национальная кухня.” (совместно с родителями)
Труд людей в разные исторические времена.
О фабриках и заводах.
Фабрики и заводы Татарстана. Урок-экскурсия на нефтяной кабельный завод по производству электрокабелей.
Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.
(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 4 класс часть 1, 2
Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)
Тема урока по программе
От рождения до старости. (развитие человека)
Исследовательская работа: “Долгожители в моём роду.”
Человек и общество, в котором он живёт.
1.Как человек открывал новые земли.
3.Человек и культура.
4.Человек – защитник своего Отечества.
5.Гражданин и государство.
Урок-экскурсия в краеведческий музей города. “История нашего города.”
Первая школа города. (Экскурсия в МОУ СОШ №1)
Современная школы. (Экскурсия в МОУ СОШ№7)
Университеты, институты, техникумы РТ.
Памятники архитектуры РТ.
Урок-экскурсия. “Аллея Победы” нашего города.
Национальная одежда татарского народа. Знаменитые композиторы, поэты, писатели, художники РТ и Бавлинского района.
Встреча с участниками локальных войн. (Афганистан, Чечня.)
Повторение: государственная символика и государственные праздники РТ и города.
Глава администрации Бавлинского района.
Игровое занятие. Урок-диспут “Чтобы я сделал для города и района, если бы я был главой администрации”.