Что такое нрк в школе расшифровка

Внедрение национально-регионального компонента на уроках в начальной школе. «Народно-педагогическая мудрость».

Автор: Удальцова Татьяна Демидовна

Внедрение национально-регионального компонента

на уроках в начальной школе.

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут её бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.

В последнее время система образования страны постоянно реформируется. Во всех регионах ищут новые пути в образовании. И здесь бросается в глаза переход от одного новшества в другое, критика многого из того, что было в советской школе, нетрадиционные уроки, авторские методики и многое другое. Но, по- моему, путь к новому происходит через защиту системы образования в условиях перехода к рынку, сохранив всё лучшее, что создано за многие годы, через демократизацию, гуманизацию, которые являются важнейшими принципами прогрессивной педагогики и народного воспитания. Для дальнейшего развития образования пагубным является игнорирование прошлого. Оптимальные пути обновления образовательной системы в целом, так и деятельности отдельных школ и учителей можно найти, сверяя находки в области обучения и воспитания с многовековой педагогической мудростью народов. Она является живительным источником, родником, питающим любую современную теорию и технологию. Необходимо учитывать национально- региональные особенности в обучении и в воспитании учащихся. Прогрессивность педагогических идей больших и малых народов заключается, прежде всего, в их высокой нравственности, на основе изучения народного фольклора. Не менее важная прогрессивная сторона народной педагогики заключается в её интернациональном характере. В условиях современного мира, в котором постоянно вспыхивают межнациональные конфликты, детей необходимо воспитывать на общности национальных культур, на примерах национальных героев тех народов, которые проживают рядом друг с другом.

В 21 веке появились различные течения, среди которых нашлись и такие, которые под флагом национального возрождения пропагандируют пути, ведущие к самоизоляции народов, межэтнической интолерантности. Республика Бурятия является одним из регионов России, характеризующихся не только стабильностью в области межнациональных отношений, но и длительными традициями добрососедства контактирующих этносов.

Цели введения НРК на основе изучения бурятского эпоса в разные уроки стали едины:

-Воспитания гражданственности, патриотизма, духовно-нравственное воспитание.

Базовые ценности: любовь к малой родине на примере поступков Гэсэра, служение людям, долг перед Отечеством, старшим поколениям, семьёй, свобода личная и национальная, свобода совести и вероисповедания.

Принципы внедрения НРК:

Единство гражданского и духовно-нравственного воспитания.

Наличие собственной гражданской позиции.

-Воспитание нравственных чувств.

Базовые ценности: жизнь и смысл жизни для героя «Гэсэр», милосердие и справедливость, честь и достоинство, забота и помощь, равноправие, представление о вере, духовной культуре, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межнационального диалога.

Принципы внедрения НРК:

Ориентированность учащихся на нравственные ценности.

-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование эстетических идеалов, самовыражение в творчестве.

Базовые ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, самовыражение в эпосе «Гэсэр».

Принципы внедрения НРК:

Принцип единства идейного и художественного. Принцип взаимосвязи науки и искусства. Принцип творческой самодеятельности школьников.

В таблице представлены лишь некоторые темы по предметам, которые можно включить в планирование НРК.

-Сходство и различие былинных летописей про русских богатырей и эпоса «Гэсэр»

-Сходство качеств характеров былинных богатырей и Гэсэра

-Строфный анализ поэтических произведений ( ритмический рисунок, логические ударение, рифма)

-Добро и зло на основе изучение эпоса «Гэсэр»

— В развитие добрых чувств – творение души-подвиги Гэсэра

-Графика. Изучение нового жанра живописи на основе иллюстраций к «Гэсэр»

-Изучение бурятского национального костюма на основе его описания в эпосе

-Нахождение сложных предложений, предложений с однородными членами, предложения с обращениями на основе работы с текстовым материалом эпоса «Гэсэр» и былин

-Составление словаря собственных имён существительных на основе эпоса и былин

Работа чёрными восковыми мелками.

Национальные бурятские напевы (напевы улигеров)

На уроках, где внедряется НРК формируются следующие УУД.

Познавательные УУД: у детей возникает потребность прочитать это произведение полностью, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале, находить дополнительные сведения.

Коммуникативные УУД: учащиеся с удовольствием высказывают своё собственное мнение, вступают в диалог между собой и учителем, учатся слушать собеседника, признают существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, учатся распределять роли при выполнение групповых и коллективных работ.

Личностные УУД: происходит развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

В среднем звене можно разработать следующие блоки НРК:

-Герои национальных бурятских сказок.

-Герои бурятской земли.

-Чудесный клад бурятии.

— творческое наследие И.Калашникова и др

Источник

Реализация национально-регионального компонента в общеобразовательном учреждении

Что такое нрк в школе расшифровка. Смотреть фото Что такое нрк в школе расшифровка. Смотреть картинку Что такое нрк в школе расшифровка. Картинка про Что такое нрк в школе расшифровка. Фото Что такое нрк в школе расшифровка

Пусть дома, мимо которых мы ходим,

пусть города и села, в которых мы живем,(…)

будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое!

Жизнь – это не одномоментность существования.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Ибо «вне культуры настоящее и будущее народов… и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества» (Д. С. Лихачев).

В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:

национально-региональный компонент – не менее 10%;

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.

Изучение опыта Оренбургской и Челябинской областей, Красноярского края и других регионов России по реализации национально-регионального компонента показало, что данная модель может иметь 4 различных способа реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования:

Содержание национально-регионального компонента базисного учебного плана ЯНАО обеспечивается окружным и школьным компонентом за счет введения дополнительных курсов, обеспечивающих освоение региональных достижений в разных сферах региональной социально-экономической, культурной и духовной жизни (т. е. изучение вклада региона Ямала в российскую культуру). Указанный перечень дополнительных курсов представлен в Пояснительной записке к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа.

Однако отсутствие единого понимания сущности национально-регионального компонента содержания образования, общих подходов к его формированию на уровне округа, приводит к содержательным проблемам его реализации за счет сопряжения федерального компонента с региональным в части выделения и описания исторического, культурно-национального, географического, природно-экологического своеобразия ЯНАО и органичного его встраивания в содержание учебных предметов.

В МОУ СОШ м-на Вынгапуровской процесс реализации национально-регионального компонента ведётся по нескольким направлениям:

В результате педагогическим коллективом выявлены следующие основные затруднения:

Закономерно возникает вопрос, на какой основе строить национально-региональный компонент, чтобы оптимально реализовать общегосударственный и региональный заказ на образованность человека?

Как указывается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Исходя из вышесказанного, планируемые педагогами школы примерное содержание и тематика уроков национально-регионального компонента в различных образовательных областях были направлены на достижение следующих целей:

Однако для школы III ступени даже примерные программы отсутствуют. Ямало-Ненецким окружным институтом усовершенствования учителей предлагается учебное пособие под ред. Цымбалистенко Н. В. для учителей старших классов, которое намечает некоторые основные тенденции культурно-литературного развития Ямала в XX веке, Санкт-Петербургским издательством «Просвещение» предложен сборник «Литература народов России» для 10-11 классов (2001 г. составитель Р. Хайруллин).

Проблема и в том, что библиотеки не имеют возможности обеспечить учащихся текстами художественных произведений краеведческой направленности.

Поэтому нами разработана примерные программы и примерная тематика уроков по нескольким образовательным областям с учетом реализации НРК, которые включены в календарно-тематическое планирование для учащихся школы III ступени, главными составляющими которых являются актуальность подобранных тем, ценностно-мировоззренческий и компетентностный подходы, учет возрастных читательских интересов и направленность на формирование базовых компетенций. Примерная программа и тематика уроков, не сковывая творческой инициативы учителя, формирует ядро учебного курса, в пределах которого остается возможность свободного соотнесения предлагаемых вариантов тем НРК и темы предметной образовательной области. Вписываясь в базовый (федеральный) компонент образования, предлагаемая программа филологического образования и примерная тематика уроков других образовательных областей также способствуют приобретению учащимися следующих основ компетентности в социально-психологической и общекультурной сфере:

Несомненно, что для реализации составленной программы и примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение материалами хрестоматийного характера и практической направленности, что представлено нашими педагогами в качестве разработок открытых уроков и собранного текстового краеведческого материала.

Подробнее остановлюсь на примерной программе филологического образования в школе III ступени. В ее основу положен принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и краеведческих текстов. Возможность такого соотнесения прослеживается в близости жанра, тем и проблем, стиля. Учитываются соположенность произведений во времени, связь с биографией писателей, с жизнью Ямала, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом. В предлагаемой примерной программе учитываются также содержательные принципы действующих ныне Программ (А. Кутузова, Г. Беленького, Т. Курдюмовой, В. Маранцмана), что позволит проследить динамику литературного процесса страны и региона на протяжении полувека, вместе с учащимися составить карту культурной жизни округа в пространственном и временном аспекте.

Так, например, после изучения темы «Литературная и общественная жизнь II половины XIX века» в 10 классе считаем целесообразным обратиться к вопросу о традициях русской литературы XIX века в литературе Тюменского края с целью показать динамику литературного процесса региона на протяжении 70 лет, составить карту культурной жизни края в пространственном и временном аспекте.

Тема причастности человека к миру природы может быть рассмотрена не только в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (10 класс), но и в поэзии ямальских поэтов В. Волкова и Л. Лапцуя.

Судьбу человека в тоталитарном обществе изображает Ю. Афанасьев и Л. Ефремов (11 класс), поэтому его творчество можно изучать после творчества А. Солженицына и В. Шаламова. Основным принципом соотнесения произведения И. Истомина «Живун» с повестью А. Платонова «Котлован» является сходство жанра, темы (развенчание утопической идеи; вечной народной мечты о счастливом и справедливом устройстве общества).

Проблема губительных последствий технического прогресса может изучаться параллельно в творчестве при анализе повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и произведения Р. Ругина «Гул далекой буровой».

Таким образом, включение в историко-литературный курс произведений региональной литературы углубляет понимание общенациональных художественных ценностей, открывает новые аспекты их содержания.

Ориентация на региональный компонент обуславливает новизну подхода и к внеклассной работе в Вынгапуровской школе, и к работе в системе дополнительного образования. Все внеклассные мероприятия организованы так, чтобы у учащихся появилась возможность прояснить многое в движении современной литературы, в самой духовной ситуации нашего времени, нашего края, углубить понимание общенациональных художественных ценностей. С этой целью в план работы системы дополнительного образования включены следующие формы:

Связь биографии русских писателей с историей Сибири, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом можно проследить в работе членов научного общества учащихся «Юный филолог» над проектом «Участь русских поэтов. Жизнь и творчество В. К. Кюхельбекера в период сибирской ссылки» и общества «Юный лингвист» (проект «Местная топонимика»).

Составить карту культурной жизни края в пространственном и временном аспекте помогают и мероприятия, проводимые в рамках предметных недель «ЯНАО – центр культуры северных народов», «Экология и человек», «На службе здоровья человека Севера»:

Таким образом, тематика внеклассных мероприятий способствует социально-культурной адаптации учащихся в современном мире, позволяет подняться на новый, более высокий уровень приобщения к культуре своего и других народов, изменить представление об историко-литературном процессе России.

Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ямало-Ненецкого автономного округа каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, повысить статус образования как фактора развития региона.

Источник

Методические рекомендации «НРК в условиях ФГОС как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся»

как средство формирования культуроведческой

компетенции обучающихся”

В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
а).формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б).содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;
в).расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.

Поэтому изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

Но как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к «малой родине»? Решить эту задачу я попробовала через проектную деятельность учащихся.

Этот интегрированный метод обучения является инновационным для школьников и не заменим для развития творчества, познавательной активности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Он помогает ученикам конструировать свои знания и самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развивая критическое мышление. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

Целью данного проекта является изучение и исследование родного края, культуры и литературы народов, проживающих на территории Бурятии, а также популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патриотических чувств.

Дидактические цели проекта:

1. Формирование компетентности в сфере:

самостоятельной познавательной деятельности;

целостного, образного и пространственного мышления.

Источник

Авторская программа «Внедрение национально-регионального компонента на уроках окружающего мира»

. Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно.
Н. Сладков

На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.

Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

Поэтому изучение краеведения в школьной программе не только нужно, но и необходимо. Считаю наиболее актуально реализовывать национально-региональный компонент на уроках окружающего мира.

Данная авторская программа разработана на основе материала учебника Н.Ф. Виноградовой “Окружающий мир” для 2, 3, 4 классов. При обучении на изучение НРК отводится 10-15% учебного времени, т.е. 6-7 уроков за учебный год или 10-15 минут на каждом уроке. Учитель самостоятельно распределяет часы на изучение НРК в соответствии с изучаемыми разделами, темами.

Изучаются темы, знакомящие с символикой Республики Татарстан и Бавлинского района, растительным и животным миром РТ, Красной книгой РТ и Бавлинского района, с реками Республики, природными памятниками нашего края и т.д.

Представленная программа позволяет углубить изучение истории республики, района, интегрирует в себе следующие предметы: история, география, биология, культурология.

В процессе преподавания планируется проводить практические, исследовательские работы, уроки-лекции, уроки-встречи, уроки-диспуты, уроки-выставки, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи. При работе над краеведческим материалом рекомендуется использовать атласы и карты РФ, РТ; Красную книгу РТ и Бавлинского района.

Основные цели программы:

Использование НРК на уроках способствует:

Учащиеся будут знать:

Учащиеся будут уметь:

Учащиеся будут воспитывать в себе:

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента во 2 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 2 класс часть 1, 2

Всего по программе 68 часов, из них НРК 7-8 часов или 10-15 минут на каждом уроке.

Тема урока по программе

1.Что такое здоровье? Можно ли изменить себя, чтобы меньше болеть?

2.Физическая культура

Известные спортсмены Татарстана, Бавлинского района.

Посещение квартиры-музея чемпиона мира по лёгкой атлетике В. Р. Матвеева.

Урок-встреча с тренерами спорткомплекса города.

Кто живёт рядом с тобой.

2.Чем семья занимается в свободное время.

Исследовательская работа совместно с родителями: “Сколько поколений живёт в твоей семье?” (составление генеологического древа семьи.)

Традиции татарского народа. Национальные праздники: Сабантуй, Навруз.

Семейный праздник: “Папа, мама, я – спортивная семья”

1.Родина – что это значит?

2.Чем знаменит твой родной край.

4.Знаменитые города России.

5.Как трудятся россияне.

6.Россия-многонациональная страна.

Татарстан на карте России.

Бавлинский район на карте Татарстана.

Улицы, по которым я хожу.

Знаменитые города: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск.

Крупные предприятия республики. Что выпускают, где находятся.

Чем занимаются люди на селе.

Где работают родители.

Урок-экскурсия на хлебозавод (в пекарню), в пожарную часть ПЧ-14, в районный краеведческий музей.

Национальный состав Татастана.

Урок-выставка “Бабушкин сундук.” (национальные костюмы)

1.Царство живой природы.

3.Лес и его обитатели.

4.Водоём и его обитатели.

5. Природа и человек.

Урок-экскурсия к речке “Бавлинка”. Наблюдение за живой природой.

Животный и растительный мир Татарстана.

Разнообразие животного и растительного мира.

Урок-экскурсия в краеведческий музей в отдел “Живая природа”

Красная книга растений и животных Татарстана и Бавлинского района.

Урок-викторина “Жители наших лесов”.

Работа с картой РТ. Знакомство с названиями

водоёмов РТ. Значение и охрана водоёмов. (Куйбышевское, Заинское, Нижнекамское, Карабашское водохранилища.)

Урок-экскурсия к родникам города Бавлы.

Урок-экскурсия в лес с целью ознакомления учащихся с проблемами защиты окружающей среды.

Решение логических задач по экологии.

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 3 класс

Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)

Тема урока по программе

Где и когда ты живёшь?

Солнце – источник тепла.

Природные зоны России.

Работа с картой Татарстана. (Найти и показать на карте территорию Татарстана, города Бавлы, некоторые равнины, реки.) Реки РТ.

Характеристика климатического пояса РТ.

Исследовательская работа “Сезонные изменения в природе города Бавлы.”

(метод сравнения и сопоставления) Заполнение календаря погоды.

Урок-экскурсия на родники города. Изучение и сравнение состава воды на родниках.

Анализ почвенной карты РТ и Бавлинского района.

Урок-практикум по карте. Характеристика природных зон Татарстана.

Растительный мир Земли.

Животный мир Земли.

Какие растения живут на Земле.

Растения нашей местности, нуждающиеся в защите. Отрицательное влияние людей на природу. Сбор материала для гербария.

Грибы нашей местности. (использование ИКТ-презентация)

Какие рыбы встречаются в наших реках, водоёмах.

( окунь, судак, налим, ёрш, щука, сазан, карп, карась, сом, форель) (использование ИКТ)

Оседлые (глухарь, воробей, сова. ), кочующие (вороны, синицы, сорока, дятлы. ), перелётные (ласточка, лебедь,…) (использование ИКТ)

Человек в разные исторические времена.

Как называли нашу страну в разные времена.

Какими людьми были наши предки славяне.

Делу время – потехе час.

О чём могут рассказать вещи. По одёжке встречают.

История образования РТ.

Исследовательская работа: “Значение моего имени”

Какими людьми были наши предки татары.

(Обратить внимание на такие качества как трудолюбие,чистоплотность, гостеприимство, умение защитить свою Родину…)

Татарские национальные праздники и игры.

Исследовательская работа “Игры наших бабушек”.

Татарская национальная одежда.

Урок-выставка по теме “Татарская национальная кухня.” (совместно с родителями)

Труд людей в разные исторические времена.

О фабриках и заводах.

Фабрики и заводы Татарстана. Урок-экскурсия на нефтяной кабельный завод по производству электрокабелей.

Рекомендованное распределение тем и часов национально-регионального компонента в 4 классе и разделам программы курса “Окружающий мир”.

(Н.Ф.Виноградова “Окружающий мир” 4 класс часть 1, 2

Всего по программе 68 часов (2 часа в неделю)

Тема урока по программе

От рождения до старости. (развитие человека)

Исследовательская работа: “Долгожители в моём роду.”

Человек и общество, в котором он живёт.

1.Как человек открывал новые земли.

3.Человек и культура.

4.Человек – защитник своего Отечества.

5.Гражданин и государство.

Урок-экскурсия в краеведческий музей города. “История нашего города.”

Первая школа города. (Экскурсия в МОУ СОШ №1)

Современная школы. (Экскурсия в МОУ СОШ№7)

Университеты, институты, техникумы РТ.

Памятники архитектуры РТ.

Урок-экскурсия. “Аллея Победы” нашего города.

Национальная одежда татарского народа. Знаменитые композиторы, поэты, писатели, художники РТ и Бавлинского района.

Встреча с участниками локальных войн. (Афганистан, Чечня.)

Повторение: государственная символика и государственные праздники РТ и города.

Глава администрации Бавлинского района.

Игровое занятие. Урок-диспут “Чтобы я сделал для города и района, если бы я был главой администрации”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *