Что такое нрк в школе

Организация внеурочной деятельности с учетом национально-регионального компонента в рамках реализации ФГОС

Презентация к уроку

“Воспитание любви к родному краю,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать”
Д.С.Лихачев

I. Актуальность использования НРК в начальной школе.

Национально-региональный компонент (НРК) государственного образовательного стандарта разработан в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”, Законом Республики Адыгея “Об образовании” с учетом основного направления модернизации общего образования и является основой для разработки плана кружковой работы во внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Использование материала с национально-региональным компонентом во внеурочной деятельности несёт очень большой объём знаний по различной тематике:

. Под национально-региональным компонентом (далее НРК) понимается педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, природно-экологическое своеобразие Республики Адыгея, региональную специфику развития.

На этом пространстве он начинает осознавать себя представлением своего народа, частью окружающего его мира. Поэтому первоначальное знакомство с историей как предметом целесообразно начинать с истории родного села, улицы и семьи.

Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное. Прежде всего, надо отметить его мировоззренческий аспект, познавательную и воспитательную функции.

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования НРК не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках литературного чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории нашей республики, ее прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

II. Организация внеурочной деятельности с учетом национально-регионального компонента в рамках реализации ФГОС

По сравнению с выпускниками прошлых лет, наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Помимо учебного кабинета, активно используются спортзал, спортивная площадка, библиотека. Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирают природный материал для поделок, разучивают с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадывают загадки, проводят фенологические наблюдения. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом — в классе сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к дополнительным занятиям, оценивают как возможность развития творческих способностей детей.

В начальной школе работают такие кружки внеурочной деятельности:

1. “Здоровейка”, “Подвижные игры” (спортивно-оздоровительное направление).

3. Танцевальный “Капельки”

4. “Земля – наш общий дом”

Цели:

Основная цель – формирование у школьников чувства любви к природе, развитие познавательных интересов, эстетического вкуса, углубление и расширение знаний по окружающему миру.

Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Для успешной реализации ФГОС второго поколения необходимо:

1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС.

2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.

3. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.

4. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;

5. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.

Обращение к учителям

Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Учите со страстью, учите с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.

Источник

Использование национально-регионального компонента на уроках в начальной школе

Что такое нрк в школе. Смотреть фото Что такое нрк в школе. Смотреть картинку Что такое нрк в школе. Картинка про Что такое нрк в школе. Фото Что такое нрк в школе

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Начальная школа-начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Дети любознательны, им всё интересно, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю, прививать через изучение краеведения на уроках и во внеурочное время.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но их объединяет ярко выраженная направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребёнка.

Важная составляющая краеведения –поисково-исследовательская деятельность учащихся.

Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:

Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д.

Ещё великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому важно включать на уроках отрывки из художественной литературы осетинских поэтов и писателей, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края.

Использование национально-регионального компонента на уроках математики

На уроках математики я использую задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Большое количество разнообразных задач с использованием краеведческого материала составляем с ребятами при изучении единиц массы, времени, длины, площади.

При составлении задач необходимо выполнять следующие требования:

Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителя подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематические ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру региона, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику нашей республики: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих на территории РСО-Алания, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.

Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Имеют важное место на уроках русского языка и литературного чтения осетинские пословицы и поговорки. Очень интересно проходит защита проектов по пословицам и поговоркам. Например:

Использование национально-регионального компонента на уроках чтения, окружающего мира.

Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.

Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно.
Н. Сладков

Литературное богатство входит в мир и душу ребёнка и остаётся там жить. В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

На современном этапе перед школой стоит задача повышения интереса к духовной культуре народов, исторически проживающих на территории нашего края. Формирование достойных преемников традиций и культуры. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; усвоение сведений о природно-географических, экономических, культурологических особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край, а в целом воспитанию нравственной целостной личности, без чего сегодня не может существовать и развиваться, ни одно общество, ни один народ.

Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры в различных формах учебного процесса, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся посредством активизации учебного процесса, формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

Работа над проектом: «Их именами названы улицы города.»

Часто проходят конкурсы чтецов произведений о родном крае.

Использование НРК на уроках способствует:

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

Учащиеся будут уметь:

Учащиеся будут воспитывать в себе:

Средства обучения, которые оказывают помощь в повышении эффективности изучения национально регионального компонента на уроках

Достаточно ли учебника и слова учителя для максимального эффективного усвоения учебного материала?

Психологической особенностью младших школьников является преобладание наглядно-образного мышления, в этом возрасте сильна роль наглядно-действенного мышления и только формируются навыки абстрагирования, невысока произвольность (волевая устойчивость) внимания (5-10 минут), способность произвольного запоминания. Для эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать и формировать краеведческие представления у младших школьников.

В третьем и четвёртом классах знания о нашем крае углубляются через введение курса Л.А. Бобылёвой «Республика Северная Осетия-Алания. Природоведение. Экология. Охрана природы».

Содержание учебного пособия значительно расширяет представление учащихся о природе родного края и мерах по её охране. Система упражнений и задания для работы с контурными картами развивает у школьников интерес к краеведческим заданиям, формируют навыки чтения географической карты.

На уроках и во внеурочное время мы с учениками рассматриваем такие темы, как:

Представляя материалы национально-регионального компонента на уроках, мы часто упоминаем географические понятия – названия городов, посёлков, рек нашей республики. На карте нашей республики много интересных названий (Ардон, Фиагдон, Дзуарикау и др.) Попробуй придумать свою легенду, как возникли эти слова. Можно обратиться к взрослым.

Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей нашей республики. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата. Коллекции предметов материальной культуры позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, они дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.

Организация занятий по краеведению, его интеграция с предметами школьной программы позволяет не только в некотором смысле решить проблему ограниченного кругозора детей, привить им навыки самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. Дети постепенно начинают осознавать необходимость изучения культуры, истории своей малой родины и проявляют к этому интерес.

Я думаю, что краеведческая работа на уроках и во внеурочное время сделают эмоции и симпатии детей союзниками учителя при организации учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи краеведческой работы:

Я думаю, что краеведческая работа с моими ребятами не пройдёт даром и они вырастут людьми, любящими родною Аланию.

Источник

Внедрение национально-регионального компонента на уроках в начальной школе. «Народно-педагогическая мудрость».

Автор: Удальцова Татьяна Демидовна

Внедрение национально-регионального компонента

на уроках в начальной школе.

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут её бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.

В последнее время система образования страны постоянно реформируется. Во всех регионах ищут новые пути в образовании. И здесь бросается в глаза переход от одного новшества в другое, критика многого из того, что было в советской школе, нетрадиционные уроки, авторские методики и многое другое. Но, по- моему, путь к новому происходит через защиту системы образования в условиях перехода к рынку, сохранив всё лучшее, что создано за многие годы, через демократизацию, гуманизацию, которые являются важнейшими принципами прогрессивной педагогики и народного воспитания. Для дальнейшего развития образования пагубным является игнорирование прошлого. Оптимальные пути обновления образовательной системы в целом, так и деятельности отдельных школ и учителей можно найти, сверяя находки в области обучения и воспитания с многовековой педагогической мудростью народов. Она является живительным источником, родником, питающим любую современную теорию и технологию. Необходимо учитывать национально- региональные особенности в обучении и в воспитании учащихся. Прогрессивность педагогических идей больших и малых народов заключается, прежде всего, в их высокой нравственности, на основе изучения народного фольклора. Не менее важная прогрессивная сторона народной педагогики заключается в её интернациональном характере. В условиях современного мира, в котором постоянно вспыхивают межнациональные конфликты, детей необходимо воспитывать на общности национальных культур, на примерах национальных героев тех народов, которые проживают рядом друг с другом.

В 21 веке появились различные течения, среди которых нашлись и такие, которые под флагом национального возрождения пропагандируют пути, ведущие к самоизоляции народов, межэтнической интолерантности. Республика Бурятия является одним из регионов России, характеризующихся не только стабильностью в области межнациональных отношений, но и длительными традициями добрососедства контактирующих этносов.

Цели введения НРК на основе изучения бурятского эпоса в разные уроки стали едины:

-Воспитания гражданственности, патриотизма, духовно-нравственное воспитание.

Базовые ценности: любовь к малой родине на примере поступков Гэсэра, служение людям, долг перед Отечеством, старшим поколениям, семьёй, свобода личная и национальная, свобода совести и вероисповедания.

Принципы внедрения НРК:

Единство гражданского и духовно-нравственного воспитания.

Наличие собственной гражданской позиции.

-Воспитание нравственных чувств.

Базовые ценности: жизнь и смысл жизни для героя «Гэсэр», милосердие и справедливость, честь и достоинство, забота и помощь, равноправие, представление о вере, духовной культуре, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межнационального диалога.

Принципы внедрения НРК:

Ориентированность учащихся на нравственные ценности.

-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование эстетических идеалов, самовыражение в творчестве.

Базовые ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, самовыражение в эпосе «Гэсэр».

Принципы внедрения НРК:

Принцип единства идейного и художественного. Принцип взаимосвязи науки и искусства. Принцип творческой самодеятельности школьников.

В таблице представлены лишь некоторые темы по предметам, которые можно включить в планирование НРК.

-Сходство и различие былинных летописей про русских богатырей и эпоса «Гэсэр»

-Сходство качеств характеров былинных богатырей и Гэсэра

-Строфный анализ поэтических произведений ( ритмический рисунок, логические ударение, рифма)

-Добро и зло на основе изучение эпоса «Гэсэр»

— В развитие добрых чувств – творение души-подвиги Гэсэра

-Графика. Изучение нового жанра живописи на основе иллюстраций к «Гэсэр»

-Изучение бурятского национального костюма на основе его описания в эпосе

-Нахождение сложных предложений, предложений с однородными членами, предложения с обращениями на основе работы с текстовым материалом эпоса «Гэсэр» и былин

-Составление словаря собственных имён существительных на основе эпоса и былин

Работа чёрными восковыми мелками.

Национальные бурятские напевы (напевы улигеров)

На уроках, где внедряется НРК формируются следующие УУД.

Познавательные УУД: у детей возникает потребность прочитать это произведение полностью, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале, находить дополнительные сведения.

Коммуникативные УУД: учащиеся с удовольствием высказывают своё собственное мнение, вступают в диалог между собой и учителем, учатся слушать собеседника, признают существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, учатся распределять роли при выполнение групповых и коллективных работ.

Личностные УУД: происходит развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

В среднем звене можно разработать следующие блоки НРК:

-Герои национальных бурятских сказок.

-Герои бурятской земли.

-Чудесный клад бурятии.

— творческое наследие И.Калашникова и др

Источник

Статья «Реализация национально-регионального компонента на уроках в начальной школе»»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малокударинская средняя общеобразовательная школа»

ул. Школьная, с. Малая Кудара, Кяхтинский район, 671837

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ

«Региональный аспект в начальной школе: находки, достижения.

Реализация НРК на уроках в начальной школе»

учитель начальных классов Серебренникова М.Д.

Реализация национально-регионального компонента

в МБОУ «Малокударинская СОШ»

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить тот хрупкий «мостик», что и предполагает национально-региональный компонент. НРК на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: по истории и литературному чтению, по географии, животному миру и растительному миру, фольклору.

Основная задача Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования создание специальной педагогической среды для формирования человеческого потенциала России.

ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

Региональные, национальные и этнокультурные составляющие отражены в требованиях к личностным результатам освоения ООП НОО.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

Региональный компонент в программе нашей школы структуирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

Региональный компонент по учебному предмету включает:

цели изучения регионального компонента (материала) в учебном предмете;

обязательный минимум содержания регионального компонента (материала), в основных образовательных программах, по учебному предмету; который представлен в форме набора предметных тем регионального содержания, включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, предоставляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях образования;

требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету – установленные результаты освоения выпускниками обязательного минимума регионального компонента государственного стандарта начального образования.

Основными целями внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс являются:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы как ценности;

обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;

развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде региона;

применение знаний, умений в повседневной жизни.

Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.

Способы реализации регионального компонента государственного стандарта начального образования:

введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план ОУ (в настоящее время таким предметом является предмет “Бурятский язык”;

органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовое содержание (в предметы федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана). При таком построении региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Это не только позволяет более полно реализовывать дидактические принципы обучения, но и усиливает воспитательные аспекты уроков.

углубленное изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, дополнительные образовательные модули, элективные курсы за счет часов вариативной части базисного учебного плана. На данный момент в начальных классах МБОУ «Малокударинская СОШ» ведется курс по внеурочной деятельности «Моя Бурятия».

В нашей школе краеведческий материал основном реализуется через:

Уроки с региональным содержанием (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изо, технология, музыка, физическая культура.)

Краеведческим материалом можно охватить любой предмет, даже математику.

Региональные, национальные и этнокультурные составляющие также отражены в требованиях:

к базисному учебному плану;

к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования всем предметам

В требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, литературному чтению отмечено, что должно быть обеспечено :

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Например, РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 класс

— Использование бурятского фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках;

— использование стихотворений бурятских поэтов;

— комментированное письмо, зрительно-слуховой диктант, творческий диктант;

— составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского заповедника;

— использование текстов из стихов Намжила Нимбуева для контрольного списывания;

— использование предложений из журнала «Хараасгай»;

— нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах бурятских писателей;

— описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного опыта и наблюдения).

К теме «Безударные гласные в корне слова»

Здесь старики сидят на солнцепеке,

Прошедшие перебирают дни,

Считают весны, осени свои.

1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

2. Найдите однородные члены предложения.

3. Сделайте разбор предложения по членам и по частям речи.

Тема. Безударные гласные в корне слова.

Что за весна! На площадях

Черемуха так буйно расцветает,

Как будто стаи белых лебедей.

С предсмертной песней в воздухе летают.

И схлестнут город белыми цветами.

Все дни хожу с оглохшими ушами.

1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.

2. Со словами БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ, ВЕСНА, ГОРОД составьте предложения.

К теме» Главные члены предложения».

Как под ногами танцовщицы,

1. Подчеркните главные члены предложения.

2. Найдите слова с безударными гласными в корне слова. Подберите проверочные слова.

3. Составьте предложения со словами ЧАЙКИ, БАЙКАЛ, ЗАРЯ.

Педагогами нашей школы разработано пособие для учителей начальной школы, реализующих ФГОС, где раскрыта примерная тематика уроков по русскому языку с учетом реализации НРК, которые включены в календарно-тематическое планирование для учащихся школы I ступени, главными составляющими которых являются актуальность подобранных тем, ценностно-мировоззренческий и компетентностный подходы, учет возрастных читательских интересов и направленность на формирование базовых компетенций. Примерная программа и тематика уроков, не сковывая творческой инициативы учителя, формирует ядро учебного курса, в пределах которого остается возможность свободного соотнесения предлагаемых вариантов тем НРК и темы предметной образовательной области. Вписываясь в базовый (федеральный) компонент образования, предлагаемая пособие также способствуют приобретению учащимися следующих основ компетентности в социально-психологической и общекультурной сфере:

информационная компетентность – умение извлекать, анализировать, обобщать, использовать, обогащать информационный материал о жизни РК, владение новыми информационными технологиями;

ценностно-мировоззренческая компетентность – включение учащихся в поликультурную среду региона: воспитание уважительного отношения к культуре народностей, населяющих регион; умение давать морально-нравственную оценку событиям и явлениям социальной действительности и выстраивать свою траекторию поведения.

Введение регионального компонента в предмет «Литературное чтение» необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании. Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости, чтобы воспитывать у ребенка не ложное понимание своего превосходства над другими народами, а неповторимость каждой национальной культуры.

Введение РК позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена бурятских поэтов, писателей, особенности повествования литературных произведений. Развивает художественный кругозор учащихся. Знакомит с жанровым разнообразием литературного наследия Республики Бурятия. Развивает фантазию и образное мышление в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.

Региональные, национальные и этнокультурные составляющие отражены в требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам «Окружающий мир», «Искусство» и другие.

На уроках окружающего мира как нигде лучше можно формировать представления о родном крае, его природном, историческом и культурном наследии. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации обучения представляем детям «малую Родину» во всем её многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, видеофильмов. Формы работы с краеведческим материалом самые разнообразные: беседы, экскурсии, викторины, знакомство с символикой Республики Бурятия, а также с разнообразием природы республики, работа по карте и др.

1. Разнообразие животного и растительного мира

1. Подобрать материал из газет и журналов об опасности, которая угрожает природе нашего региона

2. Узнать, какие деревья растут в лесах Бурятии.

2. Луг. Растения и животные луга.

1. Узнать, какие лекарственные растения встречаются на территории Бурятии.

2. Подобрать рассказы, рисунки растений и животных, которых можно встретить на лугах и полях Бурятии.

3. Узнать, какие зерновые растения выращивают на территории Бурятии.

З. Вода. Растения и животные водоема.

1. Подобрать материал об озере Байкал.

2. Узнать, какие крупные реки протекают на территории Бурятии.

4. Вода под землей. Минеральные источники. Гейзеры.

1. Подобрать материал о лечебных источниках, курортах Бурятии.

5. Полезные ископаемые и их свойства.

Их образование и использование человеком.

Узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Бурятии, какие крупные месторождения полезных ископаемых существуют на территории Бурятии.

6. Влияние деятельности человека на окружающую среду.

1. Из «Красной книги Бурятии» подобрать материал о животном или растении, которое навсегда исчезло и которое находится под угрозой исчезновения.

В отличие от многих других предметов, принято считать, что математика – менее удачный предмет для применения РК. Формы применения регионального компонента на уроках различны. Это:

В виде информационной беседы (занимающей 1 – 2 минуты на уроке).

Задачи для устного счета.

Интегрированные уроки с окружающим миром.

Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

1 Со станции Горхон вышел поезд со скоростью 48 км/час. Через 2 часа с той же станции в противоположном направлении вышел другой поезд Москва-Пекин, и через 3 часа после его выхода расстояние между поездами стало 402 км.

Найти скорости поездов Улан-Удэ- Горхон и Москва – Пекин

3. В период существования Бурят-Монголии, привозили зерно из Центральной Монголии. В одно из сел надо было перевезти 52 т. зерна. Зерно перевозили в 5 телегах с прицепами. Сколько было сделано поездок, если в телегу входило 500кг зерна, в прицеп – 300кг зерна?

Выделение регионального компонента в предметах «Изобразительное искусство», «Музыка» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере фольклора, деятельности известных людей, проживающих в Республике Бурятия, и местных достопримечательностей, как природных, так и рукотворных.

Например, в тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе включены темы: Пейзаж родной земли. Моя родная деревня. Праздники Сагаалган»,«Сурхарбан. Юрты в произведениях художников Бурятии. Моя родная Бурятия и её достопримечательности. Мудрость старости в произведениях бурятских художников. Декорирование бурятского национального костюма

Несомненно, что для реализации составленных программ и примерной тематики предметных уроков необходимо методическое обеспечение материалами хрестоматийного характера и практической направленности, что представлено нашими педагогами в качестве разработок открытых уроков и собранного текстового краеведческого материала.

Регионализация может осуществляться и через организацию внеклассной работы по предметам и воспитательной работы, что дает хороший педагогический эффект в формировании у учащихся знаний о регионе, поскольку позволяет поддерживать познавательную активность школьников.

Традиционно каждый учебный год в школе проводятся:

1.Исследовательская работа учащихся.

Научно-практическая конференция «Я- исследователь»:

Проект «Забытое село Ашун», «Диалекты нашего края», «Блюда из прошлого», «Ореховый промысел».

2. Проведение праздников.

3. Участие в ежегодных митингах памяти, акциях.

4. Выставки рисунков на региональную тематику и детских поделок их природного материала.

5.Школьные и муниципальные олимпиады по краеведению

6.Конкурсы чтецов по произведениям бурятских писателей и поэтов

7.Экскурсии в Кяхтинский краеведческий музей, пополнение фондов школьного музея.

9. Классные часы на региональную тематику.

Разработано и используется пособие по русскому языку «Использование пословиц и поговорок бурятского народа на уроках русского языка»

Конечно, многое предстоит ещё сделать:

Создать банк методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по НРК, контрольно-измерительных материалов и ЦОРов по НРК

Повысить результативность работы по обеспечению выполнения минимума содержания НРК, выполнения учебного плана.

Активизировать и совершенствовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по региональной тематике.

Повышение квалификации учителей, обеспечение методического сопровождения по реализации НРК.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *