Что такое обедне 4 класс литературное чтение
Словарик
Аяк-Ага — знатный господин.
Балага́н — здесь, устаревшее: деревянная постройка.
Бизо́н — дикий североамериканский бык.
Бурми́цкий же́мчуг — крупный жемчуг восточного происхождения.
Верши́ть — решить, совершить, распорядиться.
Воро́ты — ворота.
Всеча́сно — каждый час, постоянно.
Го́лбчик — голбец — здесь: приступок для всхода на печь.
Городни́чий — в России до середины 19 века — начальник города.
Го́рница — парадная половина крестьянской избы.
Гри́вна — здесь: денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Дать в прика́з — отдать под надзор.
Два-пять — старинная форма числа десять.
Деви́чник — предсвадебный вечер невесты с подругами.
Живо́т — здесь, устаревшее: жизнь.
Жо́мы — тиски.
Зо́лото черво́нное — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок.
Зы́чный — громкий, звонкий.
Изразцо́вая лежа́нка — украшенная изразцами — плитками из обожжённой глины, покрытыми глазурью.
И́нда — так что даже.
Кармази́нное сукно — тонкое сукно красного цвета.
Клепа́ть — здесь: зря обвинять, клеветать. Загребь — горсть.
Кра́сно пла́тье — устаревшее: красивая одежда.
Лубо́к — народная ярко раскрашенная картинка.
Молоди́ца — молодая замужняя женщина.
Моски́т — мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран.
Мы́кать век — доживать как-нибудь.
Ни пя́ди —здесь: ни на шаг.
Огла́н — мальчик, парень.
Па́волока — дорогая шёлковая ткань.
Парча́ — шёлковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями.
Панихи́ды и литурги́и — церковные богослужения.
Пеня́ть — упрекать, укорять.
Перст — палец.
Пла́стью — пластом.
Подво́рье — усадьба — дом, двор с хозяйственными постройками.
Позвоно́к — здесь, устаревшее: бубенчик.
Пола́ти — устаревшее: место для спанья, которое находится между печью и стеной.
Поме́рить — здесь: вдумываться.
Приго́рок мура́вчатый — холмик, поросший мягкой и сочной травой.
По́прище — здесь: область деятельности (например, науки).
Псало́м — религиозное песнопение.
Пядь — старинная мера длины, расстояние между растянутыми пальцами: указательным и большим.
Ра́ди — рады.
Ро́звальни — низкие широкие сани.
Ро́сстань — перекрёсток двух или нескольких дорог, распутье.
Сафья́нный бич — длинная плеть из тонкой кожи.
Светли́ца — устаревшее: помещение для женских работ. (То же, что и горница.)
Седми́ца — неделя.
Сенна́я де́вушка — устаревшее: служанка.
Середо́вич — мужчина средних лет.
Сорочи́н — сарацин — чужестранец с Востока.
Спе́шить — здесь: сбить с коня.
Соче́льник — день перед Рождеством.
Терми́т — насекомое жарких стран, вредитель древесины.
Тувале́т — туалет — здесь: столик с зеркалом.
Чернори́зец — устаревшее: монах.
Ча́уш — здесь: рассыльный.
Че́лядь — устаревшее: слуга.
Хорони́ть па́че зени́цы ока — здесь: сохранять, беречь больше, чем глаза.
Узо́рочье — драгоценные, узорчатые ткани, украшения.
Что такое обедне 4 класс литературное чтение
1. Обсудите с другом, можно ли назвать произведение Одоевского сказкой. Можем ли мы выделить познавательную информацию в сказке?
2. Почему Мише захотелось попасть в табакерку? Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?
На табакерке был нарисован сказочный город с воротами, башенками, домиками, деревцами и солнышком, поэтому Мише захотелось попасть в такой городок. Его удивил этот городок.
3. Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?
Миша разобрался в устройстве музыкальной табакерки и научился рисовать людей: если они находились близко — нужно их рисовать большими, если вдалеке — маленькими.
Что ты думаешь о мальчике? Используй опорные слова и расскажи о Мише: осторожный, воспитанный, учтивый, внимательный, любознательный, любопытный, находчивый, добрый, безответственный, равнодушный. Подтверди свой выбор примерами из текста. Подбери другие слова.
4. Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Объясни. Приведи примеры.
У каждого персонажа в табакерке определенная роль, функция, которую он выполняет в механизме этой табакерке. Отсюда и характерный внешний вид. Например, колокольчики выглядят как мальчики с золотою головкою в стальной юбочке, перед началом речи они говорят «динь-динь-динь». Дяденьки-молоточки — господа на тоненьких ножках — приговаривают «тук-тук-тук», надзиратель говорит «шуры-муры», царевна Пружинка, выглядевшая как змейка, — «зиц-зиц-зиц».
5. Обсудите с другом, зачем Одоевский создал своё произведение? Что автор хотел сказать читателям?
Одоевский создал свое произведение, чтобы показать, что в жизни все взаимосвязано. Мальчик задел одну пружинку, а сломал всю табакерку.
6. Составь два плана произведения: для краткого и для подробного пересказа. Запиши их в «Рабочую тетрадь». В чём будет особенность каждого плана?
План для краткого персказа:
1. Папина табакерка
2. Миша в городке «Динь-динь»
3. Пробуждение
План сказки для подробного пересказа:
1. Папа показывает Мише табакерку
2. Городок «Динь-динь»
3. Разговор с отцом
4. Волшебное превращение
5. Мальчик-колокольчик
6. Начало путешествия по сказочному городку
7. Разговор с колокольчиками на улице городка
8. Знакомство с дяденьками-молоточками
9. Разговор с господином Валиком
10. Царевна Пружинка
11. Пробуждение Миши
7. Расскажи о путешествии в городок Динь-Динь от лица Миши. Постарайся при пересказе передать настроение мальчика, его отношение к жителям городка в табакерке.
8. Знаешь ли ты народные сказки, в которых описываются научные изобретения, техника?
9. Помнишь ли ты сказку, в которой используется художественный приём «сновидение»?
Тип: Учебник
Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В..
Издательство: Просвещение Школа России 2018
Программа в этот период, действительно просто поражает своими объемами. А ведь помимо нового материала ученикам предстоит еще и повторить все, что они прошли, начиная с самого первого дня. Поэтому нагрузка в этот период увеличена буквально в разы. Вот, с чем будем работать на уроках литературы Аксаков «Аленький цветочек», Булычев «Алиса и ее друзья», Ершов «Конек – Горбунок» и т.д. Трудности обычно возникают с Одоевским, Твеном, Толстым, и еще целым рядом авторов и их произведениями. Разобраться с этим помогут ГДЗ, ведь в них:
Немаловажным плюсом этого пособия является и то, что благодаря ему, вы всегда имеете возможность вернуться к давно пройденному материалу и, при необходимости, повторить его еще раз.
Чем еще поможет решебник по литературе учебник 4 класс Климанова
ГДЗ помогают защитить ребенка от стрессов во время проведения контрольных и проверочных работ, ведь если ученик уверен в своих знаниях, то и переживать ему нет смысла. А это обязательно отразиться на успеваемости. Кроме всего прочего использование решебника позволяет развить в юном школьнике только лучшие качества, такие как усидчивость, целеустремленность, сознательность. Родителям, данное пособие позволяет проверить уроки у своего любимого чада всего за несколько минут, а если есть такая необходимость, то и позаниматься с ним самостоятельно. Педагоги приветствуют использование «ГДЗ по литературе учебник 4 класс Л.Ф Климонова, В.Г Горецкий, М.В. Голованова (Просвещение Школа России)», так как это отличная возможность повторить и закрепить пройденный материал.
ГДЗ к рабочей тетради по литературному чтению за 4 класс М.В. Бойкина можно посмотреть здесь.
Проверим себя стр. 152 — 154
1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?
В этом разделе собраны стихотворения, которые объединены одной тематикой — природа.
Я прочитал такие стихотворения, как:
«Как неожиданно и ярко…» и «Ещё земли печален вид» Ф. И. Тютчева;
«Весенний дождь» и «Бабочка» А. А. Фета;
«Весна, весна» и «Где сладкий шёпот» Е. А. Баратынского;
«Дети и птичка» А. Е. Плещеева; «В синем небе…» И. С. Никитина;
«Школьник» и «В зимние сумерки…» Н. А. Некрасова;
«Листопад» И. А. Бунина.
Все эти стихотворения учат нас любить природу и ценить момент.
Они показывают, что нет ничего долговечного, что всё временное.
Поэтому нужно уметь замечать прекрасное и ценить это.
2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше?
Я читал такие стихотворения, как «Урок листопада» В. Берестова; «Друг» Агнии Барто; «Летом» Н. Грекова.
Мне очень понравились эти произведения.
3. Прочитай строки из стихотворения. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.
Первое четверостишие принадлежит И. Никитину «Встреча зимы».
Второе — А. Фету «Ласточки пропали».
А последнее — Ф. Тютчев «Весенние воды».
Смотреть и слушать онлайн стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды»
4. Расскажи о том, как один из этих поэтов изображает природу.
Я выбрал стихотворение моего любимого поэта Фёдора Тютчева «Весенние воды».
В этом произведение автор описывает раннюю весну.
У Тютчева весна быстрая и шумная.
Снег тает и превращается в ручьи.
Они громкие и шустрые, будят природу после зимнего сна.
Похожее восприятие этой поры года у Е. Баратынского.
В его произведении «Весна, весна…» он также эмоционально и ярко описывает приход весны.
Много предложений с восклицательными знаками, а также такие слова, как «торжество, живая лазурь, яркая вышина» отражают похожее настроение автора.
Однако не все авторы так воспринимают приход весны.
Например, И. Бунин в стихотворении «После половодья» изображает весну тихой и спокойной.
На это указывают такие слова, как «млеет весенний воздух, мягкая дымка, нежный узор».
Это умиротворение и спокойствие в его настроение.
Поэтому можно сделать вывод, что у каждого автора разное настроение и восприятие.
5. Найди олицетворения в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?
И. С. Никитин в своём произведении «В синем небе плывут над полями…» он широко использует такой литературный приём как олицетворение.
То есть наделяет неживые предметы и явления способностью говорить, чувствовать, совершать какие-либо действия.
Например, он говорит, что месяц встаёт и обдаёт светом.
У И. Баратынского в произведении «Где сладкий шёпот…» немеет ручей, а ковёр зимы покрывает холмы и луга.
Ветер у него злится и бушует.
Это помогает изобразить настроение и ощущения ещё ярче.
6. Что ты можешь сказать об оформлении со стихотворением речи на письме?
Обратите внимание на то, что, например, стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…» состоит из 2 частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковые ли они?
Стихотворения пишутся не так, как обычный текст.
Его мы пишем в строчку.
А стихотворение оформляется в столбик.
Они делятся на строки, каждая из которых, начинается с начала строчки.
Между ними всегда присутствует рифма.
Но у каждого стиха может быть разная рифма.
Может чередоваться первая с третьей (через одну строку), а может, первая со второй (подряд).
Иногда авторы могут сами менять оформление стиха в зависимости от того, как они хотят выделить те или иные части.
Изредка они делят их на маленькие четверостишия, иногда не разрывают текст.
Вот, например, Ф. И. Тютчев своё произведение «Как неожиданно и ярко…» посчитал нужным разделить на две части.
Это объясняется тем, что в каждой части своё настроение и своя атмосфера.
В первой только лишь описание красоты природы.
А во второй автор хочет донести до нас, что нужно ценить эту природу и это мгновение.
Именно разделение на части помогают расставить акценты, обратив внимание читателей на нужные моменты.
7. Часто поэты делят свои произведения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё же различные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.
Стихотворение «Листопад» Иван Бунин разделяет на две части.
В первой части автор оставляет лишь описание и сравнение с теремом.
А Николай Некрасов произведение «Зимние сумерки…» делит текст на маленькие двустишия.
Это из-за того, что ритм стихотворения быстрый и стремительный.
8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словам.
В каждом стихотворении обязательно наличие рифмы и ритма.
Рифма — это созвучие окончания строк.
Рифма бывает между первой и второй строкой, а бывает между первой и третьей, как бы через одну.
Ритм можно объяснить, как повторяющиеся элементы и звуки.
То есть слаженность и равномерная смена гласных и согласных звуков.
9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.
— Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид» — «Отчего проснулась природа и почему она спала?»,
«Как неожиданно и ярко…» — «Почему автор говорит, что это видение уйдет? Куда?»;
— А. А. Фет «Весенний дождь» — «Какое настроение преобладает в стихотворении?»,
«Бабочка» «Какую мысль пытался донести до читателя автор?»;
— Е. А. Баратынский «Весна, весна» — «Как называется приём, когда автор говорит, что облака умеют летать, а река несёт?»,
«Где сладкий шёпот» — «Какие эпитеты использует автор для описания зимы?»;
— А. Е. Плещеев «Дети и птичка» — «Почему дети расстроены?»;
— И. С. Никитин «В синем небе…» — «В каком храме стоит автор и почему молится?»;
— Н. А. Некрасов «Школьник» — «К каким действиям призывает автор читателя?»,
«В зимние сумерки…» — «Какой описана няня в стихотворении?»;
— И. А. Бунин «Листопад» — «Почему повторяется первое четверостишие?».
10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел поэтическая тетрадь. Составьте список. Объясните свой выбор.
В блоке собраны произведения о природе и её разнообразие.
В эту подборку могли бы подойти и такие стихотворения, как «Утро» И. Бунина, «Ох, лето красное!» А. Пушкина, «Весенняя гроза» Ф. Тютчева и «Это утро, радость эта» А. Фета.
Они подходят не только по тематике, но и по настроению.
Куликовская битва — доклад по чтению 4 класс
Ну вот и вы в 4 классе! Литературное чтение не устает баловать нас новыми заданиями. На этот раз требуется составить рассказ (доклад) о Куликовской битве по опорным словам.
Задание
куликовская битва доклад по чтению
Рассказ о Куликовской битве
В VIII веке с юга пришло монголо-татарское войско. Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота: верблюдов, лошадей, коров, овец, коз; кочевали с места на место в поисках новых пастбищ. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой монголо-татары редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. Их знали, как людей жестоких и свирепых. Почти 250 лет они хозяйничали на русской земле и взимали дань. Все попытки освободиться терпели неудачу.
На битву князь просил благословения у Сергия Радонежского – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю. Сергий не только дал благословение на поход, но и предрек славную победу русскому войску.
10 августа 1380 года русская армия вышла из Кремлевских ворот. Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу войску монгольского правителя Мамая. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрявда впадает в Дон.
Войска перешли Дон и утром 8 сентября 1380 года началась битва. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. На всём скаку ударили друг друга копьями, и оба погибли. Едва Челубей упал из седла, вражеская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.
Русские несли большие потери, был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Князь Дмитрий бился в том же полку в доспехах простого воина. Он снял с себя княжеское одеяние, надел доспехи простого воина и встал в первые ряды своей дружины. «Хочу с вами общую чашу испить», — сказал он своим воинам. Удар копья свалил князя, он был ранен, но выжил.
Страшная битва длилась почти целый день. Начали было монголы одолевать, но в тыл им обрушился засадный полк – татары и хан Мамай обратились в бегство. Бежали они так быстро, что русские воины не смогли их догнать. Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Восемь дней хоронили погибших на поле битвы.
В честь победы в этой битве князя – полководца прозвали Дмитрием Донским.
Великая победа на Дону имеет огромное значение в истории русского народа. Она произвела решительный перелом в отношениях Руси к её диким завоевателям. Русь за время своего существования не раз переживала трудные времена и на ее долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее.
Буду рада, если Вы нашли здесь полезную для себя информацию. Заходите еще на Kidside